Научная статья на тему 'Культурологическая составляющая преподавания математики в женских гимназиях России конца XIX - начала XX в'

Культурологическая составляющая преподавания математики в женских гимназиях России конца XIX - начала XX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФАКТОР КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА / МАТЕМАТИКА В ЖЕНСКИХ И МУЖСКИХ ГИМНАЗИЯХ РОССИИ / КОНЕЦ XIX НАЧАЛО XX В / FEMALE HIGH EDUCATION / FACTOR OF CULTURAL DEVELOPMENT OF RUSSIAN SOCIETY / MATHEMATICS IN FEMALE AND MALE GYMNASIA OF RUSSIA / THE END OF 19TH CENTURY - THE BEGINNING OF 20TH CENTURY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольберг Мария Феликсовна

Исследованы вопросы взаимосвязи процессов развития и становления системы преподавания математики в женских гимназиях России во второй половине XIX начале XX в. и ее культурного развития. Выделены основные культурологические особенности в преподавании математики в женских средних учебных заведениях различных ведомств, а также в женских и мужских гимназиях России. Выявлены представляющие интерес для современности культурологические аспекты построения системы преподавания математики в женских гимназиях России, выработанные к концу XIX началу XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Culturological Component in the Teaching of Mathematics in Girls Schools in Russia in the Late 19th - Early 20th Centuries

In the article investigates the interrelations of the processes of development and establishing the system of teaching the mathematics in female gymnasia at the end of 19th century the beginning of 20th century, as attribute of cultural development. The main culturological peculiarities of teaching the mathematics in high female schools in different departments and also in female and male gymnasia are given. Today the most of current concern culturological aspect of building educational math system in female gymnasia the end of 19th century the beginning of 20th century is determined.

Текст научной работы на тему «Культурологическая составляющая преподавания математики в женских гимназиях России конца XIX - начала XX в»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 4

М.Ф. Гольберг

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЯХ РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в.

Исследованы вопросы взаимосвязи процессов развития и становления системы преподавания математики в женских гимназиях России во второй половине XIX - начале XX в. и ее культурного развития. Выделены основные культурологические особенности в преподавании математики в женских средних учебных заведениях различных ведомств, а также в женских и мужских гимназиях России. Выявлены представляющие интерес для современности культурологические аспекты построения системы преподавания математики в женских гимназиях России, выработанные к концу XIX - началу XX в.

Ключевые слова: среднее женское образование, фактор культурного развития российского общества, математика в женских и мужских гимназиях России, конец XIX - начало XX в.

In the article investigates the interrelations of the processes of development and establishing the system of teaching the mathematics in female gymnasia at the end of 19 th century - the beginning of 20 th century, as attribute of cultural development. The main culturological peculiarities of teaching the mathematics in high female schools in different departments and also in female and male gymnasia are given. Today the most of current concern culturological aspect of building educational math system in female gymnasia the end of 19th century - the beginning of 20th century is determined.

Key words: female high education, factor of cultural development of Russian society, mathematics in female and male gymnasia of Russia, the end of 19th century - the beginning of 20th century.

В последние десятилетия происходят изменения практически во всех областях жизни России, в том числе и в области культуры и ее важнейшей составляющей - среднем образовании, уровень которого является показателем духовного развития общества. При этом, как обычно, в эпоху крупных социокультурных преобразований происходит активный процесс переосмысления культурного наследия. История отечественного образования имеет богатейший опыт, кото-

Гольберг Мария Феликсовна - преподаватель английского языка кафедры английского языка механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, соискатель кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-916-603-20-30, e-mail: golbergm@list.ru

рый может быть востребован сегодня для реформирования системы среднего образования. В этой связи особый интерес представляет период второй половины XIX - начала XX в., характеризующийся глубокими переменами в области культуры и среднего женского образования.

Женское воспитание и впоследствии образование всегда являлись одним из важнейших показателей культурного развития России, накапливающихся культурных ценностей в течение всех исторических периодов ее существования, начиная с древнейших времен.

Уже в XI-XII вв. в Киевской Руси возникли первые женские учебные заведения - «девичьи училища», где обучали чтению, письму, пению и швейному делу1.

Общественный переворот во взглядах на роль и место женщины в России происходит в конце XVIII - начале XIX в. Именно тогда начинают разрабатываться планы создания женских образовательных заведений. Проведенный анализ показывает, что в этот период общество становится готовым к тому, чтобы перейти от женского воспитания к собственно женскому образованию. Учреждение учебных заведений для женщин явилось следствием распространенных устремлений к формированию «новой породы людей»2.

С середины XIX в. начинается переосмысление взглядов на специфическое место женщины в обществе. В это время утвердилась мысль о необходимости полноценного математического образования женщин. Это связано с тем, что вторая половина XIX - начало XX в. отмечены глубокими переменами, происходившими в социально-экономической и общественно-политической областях, а также в культуре и науке России.

В этот же период происходит быстрое развитие общего математического образования в средней школе в плане как объема, так и его содержания3. Помимо классического курса математики в ряде мужских средних учебных заведений вводятся прикладные разделы математики. Впоследствии возникают учебные заведения, называемые реальными училищами, где прикладные курсы математики становятся основными4.

Быстрое развитие реального математического образования в этот период определялось ростом класса буржуазии, а также активным промышленным и военным строительством.

1 Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР: с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Э.Д. Днепрова. М., 1989.

2 Пономарева В.В. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. XVIII - начало XX века. М., 2008.

3 См.: КондратьеваГ.В. Школьное математическое образование в России (вторая половина XIX века). М., 2005.

4 См.: ПавлидисВ.Д. Школьное математическое образование в России в 19 - начале 20 века. М., 2005.

В общем, на объем и содержание математического образования в конце XIX - начале XX в. влияли следующие социальные и экономические факторы:

• активная позиция развивающегося среднего класса российского общества;

• общественно-педагогическое движение за реформу средней школы;

• высокая социально-политическая активность общества;

• сословно-ограничительная политика государственного аппарата;

• развитие промышленности.

Математическое образование в средней школе России к началу XX в. достигло достаточно высокого уровня, не уступающего европейскому.

Несмотря на недостатки проводимых реформ в области среднего математического образования, с каждым новым этапом преобразований математическое образование в школах России поднималось на все более высокий уровень. Это привело к формированию и дальнейшему развитию классической системы школьного математического образования, ставшей впоследствии фундаментом даже современного отечественного школьного математического образования. Основные идеи и некоторые компоненты этой системы не утратили своей актуальности и в настоящее время, что позволяет использовать их на современном этапе реформирования школьного математического образования.

Процессы развития общего математического образования, а также тенденции культурного развития общества, в котором происходит переосмысление отношения к месту женщины в нем, привели к стремительному совершенствованию женского среднего математического образования, уровень которого к концу рассматриваемого периода превосходил уровень женского образования в развитых странах Европы.

В западноевропейских странах во второй половине XIX - начале XX в. подход к образованию определялся особенностями их политического устройства - достаточно высоким уровнем демократии и слабой ролью государства в вопросах образования. Это порождало как позитивные тенденции - быстрое развитие женского образования в странах Европы, - так и отрицательные - большую неоднородность уровня образования5 (особенно математики), даваемого в различных учебных заведениях даже одной страны, а также отсутствие контроля над ним. Математика, за исключением арифметики, относилась к необязательным предметам. Объем знаний, предостав-

5 См.: Зотова Л.М. Педагогика женского образования середины XIX - начала XX века: Запад - Россия: исторические параллели. Киров, 2006.

ляемых в некоторых женских учебных заведениях по геометрии и алгебре, был значительно меньшим, чем в мужских6.

В это время в России развитие женского математического образования происходило существенно более динамично, чем развитие мужского7. Так, в начале первой половины XIX в. в гимназиях Ведомства учреждений Императрицы Марии (ВУИМ) в курсе математики достаточно подробно давалась только арифметика. Элементы алгебры и геометрии начинали рассматриваться только в предпоследнем, 6-м классе. В конце XIX в. арифметику начинали преподавать уже в приготовительном классе, а алгебра и геометрия вводятся в курс математики на два года раньше и даются в существенно большем объеме.

Весьма показательным в культурологическом аспекте рассмотрения данных вопросов является сравнение программы математики в женских гимназиях ВУИМ и гимназиях Министерства народного просвещения (МНП)8. Отличие в объеме и содержании преподаваемого в этих учебных заведениях курса математики определялось в первую очередь существующими в то время различными взглядами на положение женщины в российском обществе. В гимназиях ВУИМ главной задачей обучения женщины считалось ее воспитание как «доброй супруги, хорошей матери и хорошей хозяйки». В гимназиях МНП одной из главных задач женского образования являлось предоставление женщине разного социального положения возможности получить профессию. Для женщин среднего класса такое образование впоследствии являлось основой ее существования. В объеме и содержании преподаваемой математики эти отличия, в частности, выражались в следующем:

• в меньших времени и объемах преподавания алгебры и геометрии в гимназиях ВУИМ по сравнению с гимназиями МНП при практически одинаковом курсе арифметики;

• в большем времени на решение и разбор практических задач во всех разделах математики в гимназиях МНП по сравнению с гимназиями ВУИМ.

Степень культурного развития российского общества в отношении к занимаемому в нем положению женщины проявлялась также в различных подходах к программам математики в женских и мужских9 гимназиях МНП. Отличия в преподавании математики в этих

6 См.: СтефановичМ.Л. Женские гимназии в Германии. СПб., 1887.

7 См.: Павлидис В.Д. Указ. соч.; Кондратьева Г.В. Указ. соч.

8 Подробные правила и учебные программы всех женских гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения / Под ред. В.М. Александрова. Одесса, 1916.

9 Новейшие программы мужских гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения. Одесса, 1917.

гимназиях были достаточно продуманными и обоснованными. Руководство гимназии исходило из понимания обществом того, какие знания в этой области являются необходимыми для образованной женщины российского общества того времени. Основными из этих отличий являются следующие:

• Курс арифметики в женских гимназиях практически соответствует этому разделу математики в мужских гимназиях (в несколько меньшем объеме рассматриваются прикладные вопросы). Это связано с тем, что арифметика считалась обязательной областью знаний для любого образованного человека вне зависимости от его пола.

• На преподавание математики в женских гимназиях отводилось меньшее (примерно на 30%) число часов. Удельный вес математики в общем учебном цикле в 2-3 раза меньше, чем в мужских гимназиях. Это определялось тем, что для женщин более важными считались другие, гуманитарные предметы.

• Преподавание разделов математики, которые считались необязательными для образованной женщины, а именно алгебры и геометрии, по отношению к мужским гимназиям было ослабленным. Так, в курсе алгебры отсутствуют разделы мнимых чисел, теория соединений, бином Ньютона, неравенства и др. В курсе геометрии менее подробно излагается стереометрия, геометрия пространственных тел. Тригонометрия не преподавалась совсем.

По всем разделам математики в мужских гимназиях уделяется большее время решению задач, а также прикладным вопросам, так как инженерные специальности не считались актуальными для женщин.

• При этом в женских гимназиях были восьмые, дополнительные классы, в которых давались тригонометрия и другие разделы (геометрия, алгебра) в объеме, дополняющем все разделы математики до соответствующих курсов мужских гимназий. Обучение в этих классах давало возможность женщинам низших сословий в последующем приобрести необходимую профессию. В частности, при окончании этих классов выпускница получала специальность педагога.

Таким образом, исследование преподавания математики в женских гимназиях позволяет сделать следующие выводы: женское математическое образование учитывало ряд важных культурологических особенностей российского общества, определяемых специфическим предназначением мужчины и женщины, а также возможностями занять соответствующее место в обществе женщинам различного социального положения. Применительно к преподаванию математики эти особенности определялись следующими факторами: 104

• отличиями в программах и методиках преподавания математики в мужских и женских гимназиях, определяемыми объективным отношением общества к специфическому месту в нем женщины;

• отличиями в программах и методиках преподавания математики (кроме арифметики) в женских гимназиях ВУИМ и ведомствах МНП, ориентирующихся на учениц с различными социальным положением, способностями и жизненным устремлением;

• наличием дополнительных классов с углубленным преподаванием математики, соответствующих мужским гимназиям и дающих возможность получить профессию педагога любой из основных направленностей, а также продолжить математическое образование в высшей школе;

• обязательным преподаванием некоторого базового объема математики, необходимого для образованного человека;

• преподаванием других разделов математики в различном объеме в зависимости от общей ориентации данного учебного заведения;

• предоставлением возможности переориентации в части выбранной профессии путем изучения математики с помощью дополнительных классов с углубленным преподаванием математики.

Анализ этих выявленных особенностей построения женского математического образования в российских гимназиях конца XIX -начала XX в. показывает, что в нем учитывался ряд культурологических факторов, которые в настоящее время рассматриваются в России и за рубежом как одни из основных в современных подходах к перестройке среднего образования. К ним, в частности, относятся гендерные особенности мышления, восприятия и усвоения знаний в области математики; большая продуктивность образования в начальных классах при раздельном обучении девочек и мальчиков; учет в процессе обучения и воспитания естественного предназначения женщины как матери и хранительницы семейного очага.

Список литературы

Днепров Э.Д. Женское образование в России. М., 2009.

Зотова Л.М. Педагогика женского образования середины XIX - начала ХХ века: Запад - Россия: исторические параллели. Киров, 2006. Кондратьева Г.В. Школьное математическое образование в России (вторая

половина XIX века). М., 2005. Новейшие программы мужских гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения. Одесса, 1917. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР: с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Э.Д. Днепрова. М., 1989. Павлидис В.Д. Школьное математическое образование в России в 19 - начале 20 века. М., 2005.

Подробные правила и учебные программы всех женских гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения / Под ред. В.М. Александрова. Одесса, 1916.

Пономарева В.В. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба.

XVIII - начало XX века. М., 2008. Рыболова Е.А. История женских гимназий России во второй половине XIX -начале XX в. (по материалам Московского учебного округа): Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2004. СтефановичМ.Л. Женские гимназии в Германии. СПб., 1887. Толковые программы и правила женских гимназий, составленные А.В. Пор-тугаловым. Киев, 1916.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.