Научная статья на тему 'Женское математическое образование в гимназиях России (культурологические аспекты, актуальные для современности)'

Женское математическое образование в гимназиях России (культурологические аспекты, актуальные для современности) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГИМНАЗИИ МИН. НАР.ПРОСВ. (МНП) И ВЕДОМСТВА УЧР. ИМП-ЦЫ МАРИИ (ВУИМ) / ПОКАЗАТЕЛИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ АРИФМЕТИКИ АЛГЕБРЫ И ГЕОМЕТРИИ / FEMALE MATHEMATICAL EDUCATION / FACTOR OF CULTURAL DEVELOPMENT OF SOCIETY / GENDER SPECIFICS / SEPARATE EDUCATION / ARITHMETIC-ALGEBRA AND GEOMETRY PROGRAMS AND METHODOLOGY OF TEACHING / GYMNASIA OF DEPARTMENT OF FOLK EDUCATION AND OF EMPRESS MARIAS OFFICE FACILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольберг Мария Феликсовна

На основании проведенных исследований особенностей развития женского математического образования в гимназиях России во второй половине XIX начале XX вв., как фактора ее культурного развития в этот период, выделены те его особенности, которые представляются наиболее актуальными и могут быть использованы в настоящее время, когда происходит перестройка системы среднего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of development female mathematical education in Russian gymnasia at the end of 19th century the beginning of 20th century are investigated as attribute of cultural development. The educational peculiarities are emphasized as those which can be used at this period of time, when reorganization of high education is happening.

Текст научной работы на тему «Женское математическое образование в гимназиях России (культурологические аспекты, актуальные для современности)»

УДК 930.85

Гольберг Мария Феликсовна

Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

[email protected]

ЖЕНСКОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГИМНАЗИЯХ РОССИИ (культурологические аспекты, актуальные для современности)

На основании проведенных исследований особенностей развития женского математического образования в гимназиях России во второй половине XIX начале XX вв., как фактора ее культурного развития в этот период, выделены те его особенности, которые представляются наиболее актуальными и могут быть использованы в настоящее время, когда происходит перестройка системы среднего образования.

Ключевые слова: женское математическое образование, гимназии Министерства Народного Просвещения (МНП) и ведомства учреждений Императрицы Марии (ВУИМ), показатели культурного развития общества, гендерные особенности, раздельное обучение, программы и методики преподавания арифметики, алгебры и геометрии.

Одним из важнейших показателей культурного развития общества является уровень системы образования, и в первую очередь общего среднего образования.

Следствием изменений, происходящих в последние десятилетия практически во всех областях жизни российского общества, является поиск новых путей построения и методик среднего образования. При этом, как обычно, в эпоху крупных социальных и культурных преобразований этот процесс сопровождается переосмысливанием нашего культурного наследия. История отечественного образования дает богатейший материал, который может быть востребован сегодня для преобразований системы среднего образования.

В этой связи особый интерес представляет период второй половины XIX - начала XX вв. Он характеризуется глубокими переменами не только в социально-экономической и общественнополитической областях, но и в области культуры и ее важнейшей составляющей - среднего образования, уровень которого является показателем духовного развития общества.

В этот период женская средняя школы не только заняла достойное место в общей системе российского образования, но и в своем динамичном развитии достаточно быстро опередила другие звенья этой системы, в частности мужскую среднюю школу. Результатом этих процессов явилось создание системы женского образования, не уступающей по уровню женскому среднему образованию в передовых странах Европы, а по организации и государственного контроля - во многом ее превосходящую [1; 4].

Использование этих достижений, изучение и переосмысление приобретенного весьма акту-

альны в настоящее время, когда происходит перестройка системы среднего образования.

Одной из наиболее важных составляющих женского образования в аспекте общего культурного развития женщины и ее положения в обществе является преподавание математики [1; 3]. Это связано с тем, что математика является наиболее абстрактной и универсальной областью знаний, играющей первостепенную роль в умственном развитии обучающихся в средней школе. В результате математического обучения накапливаются навыки, нужные практически в любой профессии, такие как

- количественные и пространственные представления,

- умение вычленять сущность, умение абстрагироваться,

- умение схематизировать и др.

В то же время сейчас является общепризнанным тот факт, что у мальчиков и девочек есть свои особенности мышления в области математики и способах ее восприятия, а следовательно, весьма актуальной проблемой является разработка различных методик преподавания математики для девочек и мальчиков.

Перед тем как приступить к изложению возможности использования конкретных достижений в области женского математического образования в период конца XIX - начала XX вв. в плане современных культурных тенденций преобразования системы образования, рассмотрим современные тенденции в перестройке среднего образовании, для наиболее оптимальной реализации которых может быть использован опыт преподавания математики в женских гимназиях дореволюционной России.

Учет гендерных особенностей мышления, восприятия и усвоения знаний. Сейчас является общепризнанным, что мужской и женский пол воплощают в себе две разные тенденции. Женский сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое, что может пригодиться в будущем, в момент возникновения экстремальных условий. Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской -на прогресс.

Эти особенности проявляются и в особенностях мышления, восприятия и усвоения знаний, и в первую очередь в области математики. Как отмечалось выше, в настоящее время является общепризнанным тот факт, что мышление в данной области и способах восприятия математики у мальчиков и девочек весьма различно. Для девочек требуется более подробное объяснение, большее количество практических примеров. Однако запоминают они более четко и меньше отклоняются от основной темы.

Мальчики в этом аспекте более индивидуальны. Им более свойственно абстрактное мышление. Они легче с самого начала могут самостоятельно приступить к решению задач.

В частности, этим объясняется тот факт, что ученицы не хуже (а порой и лучше), чем мальчики, воспринимают арифметику, а алгебру и особенно геометрию - хуже. Мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую. Девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

Из этого следует, что нужно использовать разные приемы и формы преподавания. Отсюда, в частности, следует целесообразность применения различных методик преподавания математики для девочек и мальчиков.

Учет естественного предназначения женщины как матери и хранительницы семьи. Объективные природные особенности женщины должны быть учтены в специфике женского образования, направленного на раскрытие в ней способностей к исполнению этого ее первейшего призвания. С другой стороны, как отмечалось ранее, в настоящее время неуклонно расширяется множество сфер человеческой деятельности

(в том числе и тех, где занят большой процент женщин), в которых необходимо приложение математических знаний. Таким образом, в женском образовании и воспитании должны быть оптимально учтены обе эти специфики. Отсутствие этого в современной методике и системе среднего образования не дает женщине опоры в противостоянии негативному воздействию обстоятельств, которые «все более отягощают ее несвойственными ей мужскими чертами» [1].

Следствием этого являются современные попытки введения особых факультативов для женской части учащихся и т. д.

Переход к раздельному обучению девочек и мальчиков в средней школе. Естественным следствием этих двух факторов является мощная современная тенденция к переходу (возврату) к раздельному обучению девочек и мальчиков в средней школе. Среди сторонников раздельного обучения не только педагоги, но и врачи, психологи, генетики, которые обосновывают это биологическими и психологическими отличиями развития мальчиков и девочек и, как следствие, особенностями развития способностей к восприятию знаний. Это, в свою очередь, требует использования разных приемов и формы преподавания.

Сегодня в России уже существует раздельное обучение в ряде средних общеобразовательных учреждениях. Это, в частности, реализовано на базе городских экспериментальных площадок, где школьники учатся в параллельных классах на базе одного учебного заведения. В таких программах в Республике Коми участвуют 400 школ, в Ставропольском крае - около 100, в Москве - чуть более 10.

По результатам исследований образовательных процессов в этих учебных заведениях педагоги отмечают целый ряд преимуществ раздельного обучения, таких как общее повышение успеваемости, повышение работоспособности и др.

Тенденции перехода к раздельному обучению характерны и для других передовых стран Европы и Америки. Настоящий бум раздельного обучения переживает США, где существует Национальная ассоциация гендерного образования, и с 1998 г. более чем в 50 раз выросло количество школ с раздельным обучением. В Великобритании раздельное обучение принято в основном в частных элитных школах. Ученые Лондонского института образования установили, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни. Этот факт подтверждается

примерами из жизни выдающихся женщин. Так, школы для девочек закончили в свое время: Маргарет Тэтчер, Мадлен Олбрайт, Голда Мейер, Кондолиза Райс и др.

Достижения в области женского математического образования, которые могут быть востребованы в настоящее время. Далее перейдем к рассмотрению конкретных достижений в области женского математического образования в гимназиях России конца XIX века, которые могут быть востребованы в настоящее время для решения рассмотренных выше проблем среднего образования. Дадим их краткую характеристику, полученную путем обобщением результатов исследований работ по программам женских и мужских гимназий России рассматриваемого периода [5; 6].

Отличия в программах преподавания математики в мужских и женских гимназиях. Проведенные сравнительные исследования программ математики в женских и мужских гимназиях показывают, что их отличие определялось не просто отставанием развития женского образования вследствие недостаточного культурного развития российского общества, но было достаточно продуманным и обоснованным. В определенной степени эти отличия учитывали как особенности восприятия математики девочками и мальчиками, так и тот факт, что не всем образованным женщинам математика необходима в таком же объеме, как мужчинам. Остановимся на тех отличиях преподавания математики, которые, при их соответствующей доработке с учетом как современного уровня математики, так и положения женщины в обществе могут быть использованы для решения современных проблем среднего образования.

1. Преподавание арифметики. Из всех разделов математики только арифметика в женских гимназиях преподавалась в таком же объеме, как и в мужских, но по времени дольше на один-два года.

2. Преподавание геометрии. В женских гимназиях ее преподавание начиналось уже с первого класса и продолжалось до конца обучения, тогда как в мужских начиналась только с четвертого. При этом курс геометрии в женских гимназиях был ослаблен по отношению к мужским в основном из-за менее подробного изложения стереометрии, геометрии пространственных тел.

3. Преподавание алгебры. В ряде женских гимназий алгебра не входила в обязательные

предметы и ее элементы давались в рамках необязательных предметов. В мужских гимназиях алгебра преподавалась с III класса, а в женских -только с ^го. При этом в женских гимназиях уделялось существенно большее время «упражнениям, служащим для перехода от арифметики к алгебре». В курсе алгебры женских гимназий отсутствовали разделы мнимых чисел, теория соединений, неравенства и другие наиболее абстрактные разделы.

4. В основных классах женских гимназий удельный вес математики в учебном цикле был примерно в 2 раза ниже, чем в мужских гимназиях.

5. При меньшем объеме математики в основных классах женских гимназий, в восьмом дополнительном классе курс математики был таким, чтобы ученицы получили его после этого в объеме, одинаковом с выпускниками мужских гимназий. В этом дополнительном классе также давался курс тригонометрии.

Приведенные отличия свидетельствуют о том, что при преподавании такого сложного предмета, как математика, в гимназиях дореволюционной России учитывались следующие актуальные для современных тенденций перестройки образования факторы:

- особенности восприятия и усвоения математики женщинами,

- необходимость для всех образованных женщин знания арифметики в полном объеме, а также геометрии на плоскости,

- возможность получения женщинами математических знаний в таком же объеме, как и в мужских гимназиях, путем обучения в дополнительных классах.

Отличия в программах преподавания математики в различных женских гимназиях. В системе среднего образования России рассматриваемого периода, как отмечалось выше, существовали различные женские средние образовательные учреждения, такие как женские гимназии Министерства Народного Просвещения (МНП) и ведомства учреждений Императрицы Марии (ВУИМ), институты благородных девиц и др.

Каждое из этих учебных заведений давало возможность получить женщине среднее образование с учетом ее социального положения, способностей и жизненного устремления. Такой подход представляется весьма актуальным для настоящего времени.

Создавая различные женские учебные заведения, разрабатывая и утверждая для них различные программы преподавания предметов, российское общество и правительство исходили из объективной реальности существования разных социальных слоев общества с различными возможностями и устремлениями, что определяло различия в необходимом для них образовании. В первую очередь это относилось к женщинам. Так, женщина из обеспеченного слоя общества могла не заботиться о получении образования для приобретения хорошей профессии. Главной целью ее образования было обеспечение на современном уровне воспитания ее детей и поддержание, как хозяйки семьи, ее соответствующего уровня в обществе. Для воспитанницы гимназий, «детей лиц недостаточного состояния», будущность была ничем не обеспечена. Образование для них составляло единственный капитал, который может спасти их от нищеты в будущем. Характерным показателем такого избирательного подхода к женскому образованию являются отличия в программах преподавания математики в различных женских учебных заведениях России.

Этот опыт дифференциации программ преподавания математики применительно к женскому образованию представляется весьма полезным в настоящее время. И сейчас для женщины должен иметься выбор в содержании и объеме получаемого ею среднего образования, определяемыми ее положением в обществе, выбором своего предназначения и стремления к той или иной профессиональной деятельности.

Следствием этого является необходимость разработки различных программ преподавания основных предметов, и в первую очередь математики.

Весьма показательным в плане исследуемого вопроса представляется сравнение программ математики в женских гимназиях ведомства МНП и ВУИМ. В гимназиях ведомства императрицы Марии (ВУИМ) главной задачей обучения женщины считалось ее воспитание как «доброй супруги, хорошей матери и хорошей хозяйки». В гимназиях МНП в основном учились женщины, которым математика нужна была для дальнейшей профессиональной деятельности и для получения в дальнейшем высшего образования.

Приведем основные отличия в программах математики этих гимназий, которые, при их соответствующей доработке, могут быть использова-

ны для решения современных проблем среднего образования.

1. Различный удельный вес математики в общем объеме преподаваемых предметов. В гимназиях ВУИМ он не превышал 5-7%, в то время как в гимназиях МНП был примерно в 2 раза больше.

2. Преподавание арифметики. Арифметика, которая в то время считалась разделом математики, обязательным для любого образованного человека, в гимназиях МНП и ВУИМ давалась примерно в одинаковом объеме.

3. Меньшее суммарное время, выделяемое на преподавание математики (кроме арифметики). В гимназиях ВУИМ только с IV класса начинается преподавание алгебры и геометрия, а в гимназиях МНП - уже в I классе.

4. Геометрия и алгебра в гимназиях ВУИМ преподаются в существенно меньшем объеме. Так, в курсе алгебры не изучаются логарифмы и прогрессии, не обучают операциям возвышения в степень многочленов и т. д.

5. В гимназиях МНП во всех разделах математики выделяется существенно большее время на решение и разбор практических задач.

Применительно к реалиям настоящего времени рассмотренные выше отличия в преподавании математики в различных женских гимназиях, а также женских и мужских, могут быть полезны не по их конкретному содержанию, а в следующих общекультурологических аспектах:

- обязательное преподавание некоторого базового объема математики, необходимого для современного образованного человека,

- преподавание других разделов математики в различном объеме в зависимости от общей ориентации данного учебного заведения,

- различный объем, в часах и количестве, отводимый на разбор и решение практических задач, и различная их направленность. Например, в учебных заведениях с ориентацией на получение высшего образования, в том числе и математического, их количество может быть существенно меньшим, чем в учебных заведениях, ориентированных на получение среднего профессионального образования.

Наличие дополнительных классов. Целью организации этих классов было предоставление возможности получения ученицами гимназий не только общих, классических знаний, но и конкретной профессии. В качестве самой востребованной для женщины в то время рассматрива-

лась профессия преподавателя. В дополнительных классах ученица могла выбрать в качестве «главного предмета обучения» [8] различные предметы, в том числе и математику. Для этих учениц, как отмечалось выше, математика давалась в таком объеме, чтобы выпускница женской гимназии не уступала выпускнику мужской. Для этого в дополнительном классе преподавалась тригонометрия, не дававшаяся в основных классах. В разделе геометрии расширенно преподавалась стереометрия. Существенно дополнялся курс алгебры: изучались свойства логарифмов, бином Ньютона, теория соединений, неравенства и теория неопределенных уравнений.

Таким образом, эти классы давали возможность получить профессию педагога любой из основных направленностей (учитель словесности, математик и т.д.). При этом выбор мог быть сделан уже достаточно сложившейся личностью -ученицей седьмого класса, хорошо знакомой с различными дисциплинами.

Классы такого предназначения, дающие выпускникам определенную профессию, весьма актуальны для современной системы образования, причем в первую очередь они могут быть востребованы именно женщинами. Конечно, направленность

этих классов в настоящее время должна быть не только педагогической. В одном учебном заведении может быть несколько дополнительных классов различной направленности, как различной направленности в них должно быть и обучение математике.

Библиографический список

1. Днепров Э.Д. Женское образование в России. - М.: Дрофа, 2009.

2. Пономарева В.В. Мир русской женщины: воспитание образование судьба XVIII - начало XX века. - М.: Русское слово, 2008.

3. КондратьеваГ.В. Школьное математическое образование в России (вторая половина XIX века). - М.: Издательство МГОУ 2005.

4. Зотова Л.М. Педагогика женского образования середины XIX - начала ХХ века: Запад -Россия: исторические параллели. - Киров, 2006.

5. «Толковые программы и правила женских гимназий», составленные Португаловым А.В. -Киев: типография И.И. Самоненко, 1916.

6. «Подробные правила и учебные программы всех женских гимназий и прогимназий Министерства Народного Просвещения», изданные под редакцией Александрова В.М. в 1916 году. -Одесса: типография М.С. Козмана, 1916.

УДК 78

Горбунова Ирина Евгеньевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

В данной статье освещается вопрос содержания профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта в системе дополнительного музыкального образования, в частности, работы с учащимися в классе ансамблевого музицирования. Характеризуются особенности данного вида деятельности, а также задачи и этапы развития умений ансамблевого музицирования у учащихся.

Ключевые слова: дополнительное музыкальное образование, ансамблевое музицирование, творческое партнерство, музыкально-исполнительское искусство, фортепианный дуэт, ассоциативное представление, музыкально-педагогические задачи, публичные выступления, музыкальный интерес.

Одной из задач профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкан-тов является необходимость формирования у них готовности к самореализации в различных направлениях профессиональной деятельности. Наряду с подготовкой к работе в общеобразовательной школе (проведение музыкальных занятий - уроков музыки, внеклассных музыкаль-

ных занятий) объективно присутствует возможность трудоустройства, творческой самореализации в сфере дополнительного музыкального образования. В этой связи рассмотрим в качестве актуального вопроса профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов особенности содержания работы с учащимися детской музыкальной школы (ДМШ) и детской школы ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.