УДК 930.85
Гольберг Мария Феликсовна
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
ЖЕНСКОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГИМНАЗИЯХ РОССИИ (культурологические аспекты, актуальные для современности)
На основании проведенных исследований особенностей развития женского математического образования в гимназиях России во второй половине XIX начале XX вв., как фактора ее культурного развития в этот период, выделены те его особенности, которые представляются наиболее актуальными и могут быть использованы в настоящее время, когда происходит перестройка системы среднего образования.
Ключевые слова: женское математическое образование, гимназии Министерства Народного Просвещения (МНП) и ведомства учреждений Императрицы Марии (ВУИМ), показатели культурного развития общества, гендерные особенности, раздельное обучение, программы и методики преподавания арифметики, алгебры и геометрии.
Одним из важнейших показателей культурного развития общества является уровень системы образования, и в первую очередь общего среднего образования.
Следствием изменений, происходящих в последние десятилетия практически во всех областях жизни российского общества, является поиск новых путей построения и методик среднего образования. При этом, как обычно, в эпоху крупных социальных и культурных преобразований этот процесс сопровождается переосмысливанием нашего культурного наследия. История отечественного образования дает богатейший материал, который может быть востребован сегодня для преобразований системы среднего образования.
В этой связи особый интерес представляет период второй половины XIX - начала XX вв. Он характеризуется глубокими переменами не только в социально-экономической и общественнополитической областях, но и в области культуры и ее важнейшей составляющей - среднего образования, уровень которого является показателем духовного развития общества.
В этот период женская средняя школы не только заняла достойное место в общей системе российского образования, но и в своем динамичном развитии достаточно быстро опередила другие звенья этой системы, в частности мужскую среднюю школу. Результатом этих процессов явилось создание системы женского образования, не уступающей по уровню женскому среднему образованию в передовых странах Европы, а по организации и государственного контроля - во многом ее превосходящую [1; 4].
Использование этих достижений, изучение и переосмысление приобретенного весьма акту-
альны в настоящее время, когда происходит перестройка системы среднего образования.
Одной из наиболее важных составляющих женского образования в аспекте общего культурного развития женщины и ее положения в обществе является преподавание математики [1; 3]. Это связано с тем, что математика является наиболее абстрактной и универсальной областью знаний, играющей первостепенную роль в умственном развитии обучающихся в средней школе. В результате математического обучения накапливаются навыки, нужные практически в любой профессии, такие как
- количественные и пространственные представления,
- умение вычленять сущность, умение абстрагироваться,
- умение схематизировать и др.
В то же время сейчас является общепризнанным тот факт, что у мальчиков и девочек есть свои особенности мышления в области математики и способах ее восприятия, а следовательно, весьма актуальной проблемой является разработка различных методик преподавания математики для девочек и мальчиков.
Перед тем как приступить к изложению возможности использования конкретных достижений в области женского математического образования в период конца XIX - начала XX вв. в плане современных культурных тенденций преобразования системы образования, рассмотрим современные тенденции в перестройке среднего образовании, для наиболее оптимальной реализации которых может быть использован опыт преподавания математики в женских гимназиях дореволюционной России.
Учет гендерных особенностей мышления, восприятия и усвоения знаний. Сейчас является общепризнанным, что мужской и женский пол воплощают в себе две разные тенденции. Женский сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое, что может пригодиться в будущем, в момент возникновения экстремальных условий. Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской -на прогресс.
Эти особенности проявляются и в особенностях мышления, восприятия и усвоения знаний, и в первую очередь в области математики. Как отмечалось выше, в настоящее время является общепризнанным тот факт, что мышление в данной области и способах восприятия математики у мальчиков и девочек весьма различно. Для девочек требуется более подробное объяснение, большее количество практических примеров. Однако запоминают они более четко и меньше отклоняются от основной темы.
Мальчики в этом аспекте более индивидуальны. Им более свойственно абстрактное мышление. Они легче с самого начала могут самостоятельно приступить к решению задач.
В частности, этим объясняется тот факт, что ученицы не хуже (а порой и лучше), чем мальчики, воспринимают арифметику, а алгебру и особенно геометрию - хуже. Мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую. Девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.
Из этого следует, что нужно использовать разные приемы и формы преподавания. Отсюда, в частности, следует целесообразность применения различных методик преподавания математики для девочек и мальчиков.
Учет естественного предназначения женщины как матери и хранительницы семьи. Объективные природные особенности женщины должны быть учтены в специфике женского образования, направленного на раскрытие в ней способностей к исполнению этого ее первейшего призвания. С другой стороны, как отмечалось ранее, в настоящее время неуклонно расширяется множество сфер человеческой деятельности
(в том числе и тех, где занят большой процент женщин), в которых необходимо приложение математических знаний. Таким образом, в женском образовании и воспитании должны быть оптимально учтены обе эти специфики. Отсутствие этого в современной методике и системе среднего образования не дает женщине опоры в противостоянии негативному воздействию обстоятельств, которые «все более отягощают ее несвойственными ей мужскими чертами» [1].
Следствием этого являются современные попытки введения особых факультативов для женской части учащихся и т. д.
Переход к раздельному обучению девочек и мальчиков в средней школе. Естественным следствием этих двух факторов является мощная современная тенденция к переходу (возврату) к раздельному обучению девочек и мальчиков в средней школе. Среди сторонников раздельного обучения не только педагоги, но и врачи, психологи, генетики, которые обосновывают это биологическими и психологическими отличиями развития мальчиков и девочек и, как следствие, особенностями развития способностей к восприятию знаний. Это, в свою очередь, требует использования разных приемов и формы преподавания.
Сегодня в России уже существует раздельное обучение в ряде средних общеобразовательных учреждениях. Это, в частности, реализовано на базе городских экспериментальных площадок, где школьники учатся в параллельных классах на базе одного учебного заведения. В таких программах в Республике Коми участвуют 400 школ, в Ставропольском крае - около 100, в Москве - чуть более 10.
По результатам исследований образовательных процессов в этих учебных заведениях педагоги отмечают целый ряд преимуществ раздельного обучения, таких как общее повышение успеваемости, повышение работоспособности и др.
Тенденции перехода к раздельному обучению характерны и для других передовых стран Европы и Америки. Настоящий бум раздельного обучения переживает США, где существует Национальная ассоциация гендерного образования, и с 1998 г. более чем в 50 раз выросло количество школ с раздельным обучением. В Великобритании раздельное обучение принято в основном в частных элитных школах. Ученые Лондонского института образования установили, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни. Этот факт подтверждается
примерами из жизни выдающихся женщин. Так, школы для девочек закончили в свое время: Маргарет Тэтчер, Мадлен Олбрайт, Голда Мейер, Кондолиза Райс и др.
Достижения в области женского математического образования, которые могут быть востребованы в настоящее время. Далее перейдем к рассмотрению конкретных достижений в области женского математического образования в гимназиях России конца XIX века, которые могут быть востребованы в настоящее время для решения рассмотренных выше проблем среднего образования. Дадим их краткую характеристику, полученную путем обобщением результатов исследований работ по программам женских и мужских гимназий России рассматриваемого периода [5; 6].
Отличия в программах преподавания математики в мужских и женских гимназиях. Проведенные сравнительные исследования программ математики в женских и мужских гимназиях показывают, что их отличие определялось не просто отставанием развития женского образования вследствие недостаточного культурного развития российского общества, но было достаточно продуманным и обоснованным. В определенной степени эти отличия учитывали как особенности восприятия математики девочками и мальчиками, так и тот факт, что не всем образованным женщинам математика необходима в таком же объеме, как мужчинам. Остановимся на тех отличиях преподавания математики, которые, при их соответствующей доработке с учетом как современного уровня математики, так и положения женщины в обществе могут быть использованы для решения современных проблем среднего образования.
1. Преподавание арифметики. Из всех разделов математики только арифметика в женских гимназиях преподавалась в таком же объеме, как и в мужских, но по времени дольше на один-два года.
2. Преподавание геометрии. В женских гимназиях ее преподавание начиналось уже с первого класса и продолжалось до конца обучения, тогда как в мужских начиналась только с четвертого. При этом курс геометрии в женских гимназиях был ослаблен по отношению к мужским в основном из-за менее подробного изложения стереометрии, геометрии пространственных тел.
3. Преподавание алгебры. В ряде женских гимназий алгебра не входила в обязательные
предметы и ее элементы давались в рамках необязательных предметов. В мужских гимназиях алгебра преподавалась с III класса, а в женских -только с ^го. При этом в женских гимназиях уделялось существенно большее время «упражнениям, служащим для перехода от арифметики к алгебре». В курсе алгебры женских гимназий отсутствовали разделы мнимых чисел, теория соединений, неравенства и другие наиболее абстрактные разделы.
4. В основных классах женских гимназий удельный вес математики в учебном цикле был примерно в 2 раза ниже, чем в мужских гимназиях.
5. При меньшем объеме математики в основных классах женских гимназий, в восьмом дополнительном классе курс математики был таким, чтобы ученицы получили его после этого в объеме, одинаковом с выпускниками мужских гимназий. В этом дополнительном классе также давался курс тригонометрии.
Приведенные отличия свидетельствуют о том, что при преподавании такого сложного предмета, как математика, в гимназиях дореволюционной России учитывались следующие актуальные для современных тенденций перестройки образования факторы:
- особенности восприятия и усвоения математики женщинами,
- необходимость для всех образованных женщин знания арифметики в полном объеме, а также геометрии на плоскости,
- возможность получения женщинами математических знаний в таком же объеме, как и в мужских гимназиях, путем обучения в дополнительных классах.
Отличия в программах преподавания математики в различных женских гимназиях. В системе среднего образования России рассматриваемого периода, как отмечалось выше, существовали различные женские средние образовательные учреждения, такие как женские гимназии Министерства Народного Просвещения (МНП) и ведомства учреждений Императрицы Марии (ВУИМ), институты благородных девиц и др.
Каждое из этих учебных заведений давало возможность получить женщине среднее образование с учетом ее социального положения, способностей и жизненного устремления. Такой подход представляется весьма актуальным для настоящего времени.
Создавая различные женские учебные заведения, разрабатывая и утверждая для них различные программы преподавания предметов, российское общество и правительство исходили из объективной реальности существования разных социальных слоев общества с различными возможностями и устремлениями, что определяло различия в необходимом для них образовании. В первую очередь это относилось к женщинам. Так, женщина из обеспеченного слоя общества могла не заботиться о получении образования для приобретения хорошей профессии. Главной целью ее образования было обеспечение на современном уровне воспитания ее детей и поддержание, как хозяйки семьи, ее соответствующего уровня в обществе. Для воспитанницы гимназий, «детей лиц недостаточного состояния», будущность была ничем не обеспечена. Образование для них составляло единственный капитал, который может спасти их от нищеты в будущем. Характерным показателем такого избирательного подхода к женскому образованию являются отличия в программах преподавания математики в различных женских учебных заведениях России.
Этот опыт дифференциации программ преподавания математики применительно к женскому образованию представляется весьма полезным в настоящее время. И сейчас для женщины должен иметься выбор в содержании и объеме получаемого ею среднего образования, определяемыми ее положением в обществе, выбором своего предназначения и стремления к той или иной профессиональной деятельности.
Следствием этого является необходимость разработки различных программ преподавания основных предметов, и в первую очередь математики.
Весьма показательным в плане исследуемого вопроса представляется сравнение программ математики в женских гимназиях ведомства МНП и ВУИМ. В гимназиях ведомства императрицы Марии (ВУИМ) главной задачей обучения женщины считалось ее воспитание как «доброй супруги, хорошей матери и хорошей хозяйки». В гимназиях МНП в основном учились женщины, которым математика нужна была для дальнейшей профессиональной деятельности и для получения в дальнейшем высшего образования.
Приведем основные отличия в программах математики этих гимназий, которые, при их соответствующей доработке, могут быть использова-
ны для решения современных проблем среднего образования.
1. Различный удельный вес математики в общем объеме преподаваемых предметов. В гимназиях ВУИМ он не превышал 5-7%, в то время как в гимназиях МНП был примерно в 2 раза больше.
2. Преподавание арифметики. Арифметика, которая в то время считалась разделом математики, обязательным для любого образованного человека, в гимназиях МНП и ВУИМ давалась примерно в одинаковом объеме.
3. Меньшее суммарное время, выделяемое на преподавание математики (кроме арифметики). В гимназиях ВУИМ только с IV класса начинается преподавание алгебры и геометрия, а в гимназиях МНП - уже в I классе.
4. Геометрия и алгебра в гимназиях ВУИМ преподаются в существенно меньшем объеме. Так, в курсе алгебры не изучаются логарифмы и прогрессии, не обучают операциям возвышения в степень многочленов и т. д.
5. В гимназиях МНП во всех разделах математики выделяется существенно большее время на решение и разбор практических задач.
Применительно к реалиям настоящего времени рассмотренные выше отличия в преподавании математики в различных женских гимназиях, а также женских и мужских, могут быть полезны не по их конкретному содержанию, а в следующих общекультурологических аспектах:
- обязательное преподавание некоторого базового объема математики, необходимого для современного образованного человека,
- преподавание других разделов математики в различном объеме в зависимости от общей ориентации данного учебного заведения,
- различный объем, в часах и количестве, отводимый на разбор и решение практических задач, и различная их направленность. Например, в учебных заведениях с ориентацией на получение высшего образования, в том числе и математического, их количество может быть существенно меньшим, чем в учебных заведениях, ориентированных на получение среднего профессионального образования.
Наличие дополнительных классов. Целью организации этих классов было предоставление возможности получения ученицами гимназий не только общих, классических знаний, но и конкретной профессии. В качестве самой востребованной для женщины в то время рассматрива-
лась профессия преподавателя. В дополнительных классах ученица могла выбрать в качестве «главного предмета обучения» [8] различные предметы, в том числе и математику. Для этих учениц, как отмечалось выше, математика давалась в таком объеме, чтобы выпускница женской гимназии не уступала выпускнику мужской. Для этого в дополнительном классе преподавалась тригонометрия, не дававшаяся в основных классах. В разделе геометрии расширенно преподавалась стереометрия. Существенно дополнялся курс алгебры: изучались свойства логарифмов, бином Ньютона, теория соединений, неравенства и теория неопределенных уравнений.
Таким образом, эти классы давали возможность получить профессию педагога любой из основных направленностей (учитель словесности, математик и т.д.). При этом выбор мог быть сделан уже достаточно сложившейся личностью -ученицей седьмого класса, хорошо знакомой с различными дисциплинами.
Классы такого предназначения, дающие выпускникам определенную профессию, весьма актуальны для современной системы образования, причем в первую очередь они могут быть востребованы именно женщинами. Конечно, направленность
этих классов в настоящее время должна быть не только педагогической. В одном учебном заведении может быть несколько дополнительных классов различной направленности, как различной направленности в них должно быть и обучение математике.
Библиографический список
1. Днепров Э.Д. Женское образование в России. - М.: Дрофа, 2009.
2. Пономарева В.В. Мир русской женщины: воспитание образование судьба XVIII - начало XX века. - М.: Русское слово, 2008.
3. КондратьеваГ.В. Школьное математическое образование в России (вторая половина XIX века). - М.: Издательство МГОУ 2005.
4. Зотова Л.М. Педагогика женского образования середины XIX - начала ХХ века: Запад -Россия: исторические параллели. - Киров, 2006.
5. «Толковые программы и правила женских гимназий», составленные Португаловым А.В. -Киев: типография И.И. Самоненко, 1916.
6. «Подробные правила и учебные программы всех женских гимназий и прогимназий Министерства Народного Просвещения», изданные под редакцией Александрова В.М. в 1916 году. -Одесса: типография М.С. Козмана, 1916.
УДК 78
Горбунова Ирина Евгеньевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
В данной статье освещается вопрос содержания профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта в системе дополнительного музыкального образования, в частности, работы с учащимися в классе ансамблевого музицирования. Характеризуются особенности данного вида деятельности, а также задачи и этапы развития умений ансамблевого музицирования у учащихся.
Ключевые слова: дополнительное музыкальное образование, ансамблевое музицирование, творческое партнерство, музыкально-исполнительское искусство, фортепианный дуэт, ассоциативное представление, музыкально-педагогические задачи, публичные выступления, музыкальный интерес.
Одной из задач профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкан-тов является необходимость формирования у них готовности к самореализации в различных направлениях профессиональной деятельности. Наряду с подготовкой к работе в общеобразовательной школе (проведение музыкальных занятий - уроков музыки, внеклассных музыкаль-
ных занятий) объективно присутствует возможность трудоустройства, творческой самореализации в сфере дополнительного музыкального образования. В этой связи рассмотрим в качестве актуального вопроса профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов особенности содержания работы с учащимися детской музыкальной школы (ДМШ) и детской школы ис-