Научная статья на тему 'Gender aspect in the contents of women's education in the middle of the 19th and beginning of the 20th century'

Gender aspect in the contents of women's education in the middle of the 19th and beginning of the 20th century Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPIRITUAL AND MORAL ASPECTS OF WOMEN'S EDUCATION / ЦЕЛИ / СОДЕРЖАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ / СЕМЕЙНЫЙ / ТРУДОВОЙ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PURPOSE / CONTENT / EDUCATION / VALUABLE AND MEANING / HUMAN / FAMILY / SOCIAL AND POLITICAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Kolos L. N.

In the middle of the 19th century, the development of the national system concerning women's education was based on the western experience taking into account specific Russian mentality. The purpose of a Russian woman's education within the defined historical period was formation of the personality who is physically intellectually and morally sound. The formation was based on such human values as self-actualization, self-deterrence and selfrealization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Gender aspect in the contents of women's education in the middle of the 19th and beginning of the 20th century»

УДК 37.0

Колос Лариса Николаевна

Вологодский государственный педагогический университет

vera-kolos@mail.ru

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ЖЕНЩИН В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ

Разработка национальной системы женского образования в середине ХК века осуществлялась на основе западного опыта, но с учетом российского менталитета. Целями образования русской женщины в обозначенном историческом периоде признавались формирование физически, нравственно и интеллектуально здоровой личности на таких базисных гуманистических ценностях, как самоактуализация, самоопределение и самореализация.

Ключевые слова: цели, содержание, образование, ценностно-смысловой, гуманистический, семейный, трудовой, социально-политический, духовно-нравственный аспекты женского образования.

/^енский вопрос», сформировавшийся в дебатах о тенденциях об--Ж- V. новления российского общества в середине XIX века, изначально касался проблемы улучшения женского образования. Дискуссия о том, стоит ли улучшать женское образование, сменилась вопросом, насколько стоит его менять и с каких позиций подходить к организации образования женщин. Начался поиск путей воспитания активной, инициативной женской личности, способной к длительной самостоятельной деятельности без постоянного внешнего принуждения.

Идеи содержания женского образования были почерпнуты из европейской научной мысли середины XIX в. и сформированы под воздействием развития философской мысли во Франции, Англии и Германии. «Пусть Сириус больше, чем наше Солнце, но не он согревает нашу Землю, не на нем созревают наши лозы» [3, с. 222]. Осознание того, что российское педагогическое пространство не тождественно западному, обусловило необходимость разработки национальной системы женского образования на основе западного опыта, но с учетом российского менталитета. Отечественное образование женщин «должно быть в тесной связи с характером и духом народа, условиями его жизни», - писал В.Я. Сто-юнин [12, с. 17].

Первым, кто в России комплексно рассмотрел различные аспекты «женского вопроса», был радикальный поэт и публицист М.Л. Михайлов. С антропологических позиций он опровергал мнение Ж. Мишле и Г.-Ж. Прудона об интеллектуальном несовершенстве женщины, которые в своих трудах развивали идею о том, что главное назначение женщины - производить род челове-

ческий и женщина не должна отвлекаться от этой миссии. М.Л. Михайлов обосновал, что для развития интеллекта и творческих способностей необходимы наблюдение и жизненный опыт, а изоляция женщины от общества была равносильна отказу в возможности ее интеллектуального совершенствования [14].

Целями образования русской женщины признавалось формирование физически, нравственно и интеллектуально здоровой личности, способной к самоактуализации, самоопределению и самореализации. Сущностно значимые положения содержания женского образования, выражавшие кредо тогдашнего российского педагогического сообщества, имели следующую направленность:

Образовательно-гуманистическое направление

1. Ценностно-смысловой аспект нацелен на признание целью образования женщины развитие физических, умственных и нравственных способностей, «развитие мышления и воли для женщины столько же нужны, как и для мужчины .. .нужно знать искусство понимать, .. .нужна самостоятельная воля, чтобы жертвовать, мышление, чтобы избирать и чтобы иметь ясную и светлую идею о цели воспитания детей» [9, с.82].

2. Гуманистический аспект, в рамках которого приоритетным направлением признавалось литературное образование и эстетическое воспитание женщины. Исходя из принципа воспитания «человека и гражданина», В.Я. Стоюнин особо подчеркивал значение литературы как одного из важнейших школьных предметов. Высокая оценка литературы в системе школьного женского образования мотивировалась тем, что, во-первых, добиваясь глубокого и органического ее усвое-

254

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

© Колос Л.Н., 2010

ния, школа тем самым воспитывает в ученицах характер, убеждения и нормы поведения, какие должны быть свойственны передовому человеку, «гражданину». Во-вторых, литература, как искусство слова, обладает специфическими средствами воспитательного воздействия, так как развивает чувство прекрасного и вызывает отвращение ко всему ненормальному, несправедливому, ложному. «Развейте в человеке искусством эстетические стремления, научите его понимать все прекрасное и наслаждаться им, и вам не нужно будет читать им мораль» [13, с. 26].

3. Гендерный аспект направлял разработку содержания и форм женского образования с учетом специфики женского восприятия жизни, переживаний, отношения к миру, к детям; обеспечивал равноправие между женщиной и мужчиной во всех сферах жизни, в том числе в образовании. Н.И. Пирогов писал, что при организации системы женского образования необходимо учитывать, что «человек есть коллективность, состоящая из мужчины и женщины, и с ним следует обращаться по его различным, но обоим полам свойственным дарованиям. Что наши предки у женщин отняли, то мы должны возвратить с лихвой .мы не должны забывать, что цель и путь к цели - одни и те же для мужчин и для женщин, но способы, употребляемые для совершения этого трудного пути, должны быть различные...» [9, с. 554)]. П.Ф. Каптерев обратил особое внимание на характер и специфику восприятия жизни и мира женщиной. В ее сознании, подчеркивал он, окружающая среда и человеческая личность занимают столь большое место, что получаемое ими образование должно быть сориентировано на эту особенность. Основой женского образования должны быть не грамматика и математика, а антропология, естествознание, словесность, история, Закон Божий. Именно в этих областях женщина может добиться больших успехов, поэтому в учебный курс необходимо включать больше материалов, стимулирующих наблюдение, зовущих к серьезным размышлениям о фактах окружающей жизни [5].

При этом совместное образование девочек и мальчиков является необходимым условием реального представления о представителях противоположного пола и формирования духовной близости (М.Л. Михайлов, В.Я. Стоюнин, Н.К. Крупская) [14; 13]. Одно из направлений гендерного аспекта образования - это физическое развитие

женщины, разработанное в трудах П.Ф. Лесгафта, которое он предлагал осуществлять с учетом ее биологических особенностей, прививать санитарно-гигиенические навыки и сформировать потребность в здоровом образе жизни [7].

4. Этнопедагогический аспект призван обеспечить всесословность обучения в целях приобщения девочек к отечественной культуре, национальным традициям, родной литературе для более осознанного выполнения своих гражданских ролей. С позиций народности обеспечить в общественном воспитании обязательное первоначальное обучение девочек на родном языке (В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский). Так, В.Я. Стоюнин, изучая историю русской школы, подчеркивал необходимость национального воспитания для женщины: «Явилось сознание, что русскую женщину нужно воспитывать на русских началах, чтобы, гордо называясь женщиною и гражданкою, она прониклась лучшим смыслом того и другого слова» [13, с. 22]. Принцип народности образования женщин не вызывал разногласия среди педагогов, как теоретиков, так и практиков.

5. Исторический аспект предполагал осуществлять воспитание на основе принципа историзма в соответствии с определенной конкретной исторической средой, в которой живет женщина и которую она должна хорошо знать, с тем чтобы активно включаться в реальную деятельность. [1].

Социально-гуманистическое направление

1. Трудовой аспект обеспечивал обоснование связи женского образования с трудом. Одной из острейших проблем, связанных с правом женщины на труд, оставалась дискриминация женщин в области образования. По мнению Д.И. Писарева, в основе брака лежат экономические отношения и «для прочной связи между мужчиной и женщиной необходим общий труд» [10, с. 18]. Очень большое значение придавал Н.А. Добролюбов воспитанию трудолюбия. Это объясняет высокую роль труда в жизни человеческого общества. Кроме того, отмена крепостного права обосновала расширение сферы женского труда, что требовало создания системы профессионального образования для женщин, а также существенных изменений в учебных планах и программах.

2. Социально-политический аспект, в рамках которого предполагалось обеспечение связи общественной деятельности женщины с семейной

жизнью, вооружение женщины знаниями, расширяющими ее кругозор и обеспечивающими ее включенность в общественную деятельность. Школа должна готовить девушку к самостоятельному труду в обществе, к полноценной общественной деятельности [13, с. 200].

В печати того времени стали появляться статьи, в которых отмечалась полезность и необходимость образования женщины трудящихся сословий, так как трудящаяся женщина была лишена всякого, самого элементарного образования. Признавая очевидность пользы образования для женщин из низших сословий, Н.А. Добролюбов отмечал: «Чтобы самое образование могло успешно производить свое влияние, для этого нужно, чтобы ...во многом изменились их [ремесленных классов] гражданские права и общественные отношения» [2, с. 32]. Н.А. Добролюбов выставлял требование уничтожить веками закрепленное бесправие женщины, покончить раз и навсегда с варварским отношением к ней [2]. В конце XIX - начале ХХ века идеи политической образованности, правовой защищенности женщин отстаивали Н.К. Крупская, А.М. Коллонтай и другие марксисты и социалисты.

3. Семейный аспект. Нравственное, физическое и умственное совершенство общества во многом зависит от совершенства института семьи, поэтому разработке проблем правильного семейного воспитания, проблеме формирования ответственности за воспитание детей родителями, проблеме разграничения сферы образования и воспитания между семьей и школой педагоги придавали первостепенное значение. Воспитательная роль женщины-матери признавалась приоритетной всем российским обществом, поэтому особая значимость придавалась формированию у женщины адекватного, ответственного отношения к выполнению этой миссии. Женщина должна иметь возможность, как будущая мать, независимо от своего социального положения получить не только общее образование, но и основы элементарного педагогического образования. Главная причина общественного зла в любом его проявлении, по мнению многих педагогов, заключается в необразованности, грубости и безнравственности матерей семейства. Д.И. Писарев отмечал, что «для достойного выполнения обязанностей .необходимо .предварительное теоретическое приготовление, необходимо умственное развитие, которое внушило бы матери-

воспитательнице правильный взгляд на ее задачу .в деле воспитания» [10, с. 26.].

К.Д. Ушинский имел совершенно определенный, твердый и ясный взгляд на задачи и потребности образования и воспитания русских женщин. «Женщина - чересчур видный член общества», -писал К.Д. Ушинский. Она многими невидимыми нитями, в качестве матери, дочери, жены, воспитательницы, просто гражданки, действует на все стороны жизни. Воспитание женщины, кроме индивидуального и семейного значения, имеет еще огромное значение в народной жизни, через женщину только успехи науки и цивилизации могут войти в народную жизнь [15, с. 149-157].

Духовно-гуманистическое направление

1. Религиозно-нравственный аспект содержания образования женщин, сторонники которого исходили из того, что в рамках религиозного воспитания ребенок переживает самые высокие и скорбные события человеческой жизни, дополняя ими житейский опыт. В этом заключается великая общественная функция религии. При этом важно не удалять религиозный элемент из воспитания, а устранить догматические положения (Н.В. Гоголь, К.Д. Победоносцев) [3].

В отношении религиозного воспитания женщины в российской общественности прослеживалась противоречивая позиция. Значение религии не отрицалось в воспитании детей, но признавалось, что патриархальная мораль не выдерживает столкновения с современной цивилизацией. В перспективе виделось утверждение морали гражданской, в основе которой должно быть совпадение личного и общественного интереса. Проблема соотношения научного образования и религиозного воспитания, поставленная в начале XX века, получила оригинальное решение у П.Ф. Каптерева, считавшего, что можно искать и находить в рамках научного познания ответы на вопросы практики и вместе с тем это не должно мешать вере в Бога.

К.Д. Ушинский считал, что воспитание совершенного человека включает в себя кроме прочего и религиозное воспитание [16]. Свой взгляд на проблему взаимоотношения человека и Бога имел Л.Н. Толстой, который он изложил в своем религиозно-нравственном учении. Религия - это общее понимание, ответ на вопросы о предназначении человека в его жизни, «главная и единственная забота людей, занятых вопросами обра-

256

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

зования, может и должна состоять, прежде всего, в том, чтобы выработать соответственное нашему времени религиозное или нравственное учение и, выработав такое, поставить его во главе образования. В этом состоит первое .единственное дело не только образования. Но и всей науки нашего времени.» [6, с. 85].

H.А. Добролюбову, напротив, новое воспитание представлялось абсолютно светским, совершенно свободным от какого бы то ни было религиозного влияния. Критически резко оценивал В.Я. Стою-нин взаимоотношения школы и церкви [13].

2. Личностный аспект. Центральной проблемой образования женщины признавалось ее нравственное совершенствование, формирование у женщины ответственного отношения к собственной личности с опорой на ее эмоциональную сферу в своем интеллектуальном развитии [2].

3. Духовно-нравственный аспект. Ввведение в содержание образования женщины идей духовного становления личности, смысла человеческой жизни, семейного благополучия, женского счастья необходимо для того, чтобы женщина, наравне с мужчиной, обрела нравственный смысл жизни, занимаясь самовоспитанием, могла воспитывать своего ребенка как личность в соответствии с разумом и совестью (Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой).

Таким образом, педагоги-просветители второй половины XIX века обосновали и создали теоретические основы системы женского образования, изучение и критическое использование которых в современных условиях формирования российского общества имеет прогностическое значение для совершенствования современного отечественного образования, принесет несомненную пользу педагогической науке и школьной практике.

Библиографический список

I. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании / Сост. В.И. Ширяев. - М.: Педагогика, 1990. - 368 с. (Педагогическая б-ка).

2. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения / Вводная статья В.З. Смирнова. - М.: б. и., 1952. - 734 с.

3. Золотарев С.А. Очерки по истории педагогики на Западе и в России. - СПб.: Издание бр. Башмаковых, 1910. - 261 с.

4. Я.А. Каменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г Песталоцци. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с. - (Б-ка учителя).

5. Каптере в П.Ф. Душевные свойства женщин: лекции и статьи / Сост., вступ. статья, послесловие, комментарии, именной указатель Л.Э. Заварзиной. - Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2007. - 396 с.

6. Кудрявая Н.В. Аксиология педагогики Л.Н. Толстого // Педагогика. - 1999. - №7. - С. 85.

7. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1951. - 334 с.

8. ОгурцовА.П., ПановЕ.М., ЛисеевИ.К. и др. Биология в познании человека. - М.: Наука, 1989. -256 с.

9. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Вводная статья проф. В.З. Смирнова. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1952. - 702 с.

10. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.В. Большакова. - М.: Педагогика, 1984. - 368 с. - (Педагогическая библиотека).

11. Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. статей / Сост. Л.Ю. Стрелкова. - М.: Педагогика, 1991. -176 с. - (Б-ка учителя и воспитателя: Страницы истории педагогической мысли).

12. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с. - (Педагогическая библиотека).

13. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Н.А. Константинова; вступ. ст. Я.А. Ротковича. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1954. - 400 с.

14. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930 / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 616 с.

15. Российские женщины и европейская культура: Материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / Сост. и отв. ред. ГА. Тишкин. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 149-157. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.portalus.ru/.

16. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И.Е. Лакин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. -Минск: Вышэйшая школа, 1971. - 610 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.