Научная статья на тему 'Педагогические идеи ломоносова как источник универсалистской концепции просвещения XIX века'

Педагогические идеи ломоносова как источник универсалистской концепции просвещения XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1086
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / ИСТОРИЯ / ХРИСТИАНСКИЙ УНИВЕРСАЛИЗМ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ИСТОРИИ / DOMESTIC PEDAGOGY / HISTORY / CHRISTIAN UNIVERSALISM / HUMANITARIAN KNOWLEDGE / RUSSIAN LANGUAGE / CHURCH SLAVONIC LANGUAGE / THE UPBRINGING ROLE OF HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беленчук Лариса Николаевна, Прокофьева Елена Анатольевна

Статья посвящена основным просветительным идеям М.В. Ломоносова, легшим в основу гуманистической педагогики XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Ideas of M.V. Lomonosov as a Source of Universalist Conception of Enlightenment of the XIX Century

The article is devoted to the basic enlightening ideas of M.V. Lomonosov, that underlay the basis of humanistic pedagogy of XIX century.

Текст научной работы на тему «Педагогические идеи ломоносова как источник универсалистской концепции просвещения XIX века»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА

О.Е. Кошелева

Ключевые слова:

школьные наказания, школьные уставы, вина, страх, стыд, М.В. Ломоносов, эпоха Просвещения.

ПРОБЛЕМА НАКАЗАНИЙ УЧАЩИХСЯ В XVIII ВЕКЕ

И ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЕ М.В. ЛОМОНОСОВЫМ

В статье показываются принципиальные изменения, произошедшие в XVIII веке в сфере школьных наказаний: страх перед болью заменялся стыдом (страхом перед бесчестьем). Новые государственные школы были созданы в это время, их Уставы определяли школьные порядки и дисциплину. Авторами таких Уставов были видные деятели российского Просвещения и среди них М.В. Ломоносов. Согласно его Регламенту для гимназии при Московском университете (1756 г.) все наказания разделялись на «приватные» и «публичные». В обоих «разрядах» главным было поставить провинившегося в постыдную ситуацию, показать, что он - хуже других, т.е. задеть его социальную честь. Легкие физические наказания также не исключались. Ломоносов действовал в духе основных идей своего времени.

Наказания есть методы подавления «опасного» (в разных смыслах этого слова) социокультурного поведения. Проблема наказаний - проблема антропологическая. Она является производной от ответов на вопросы «Что такое человек?» и «Каковы те болевые точки», при нажиме на которые его нежелательное поведение может быть пресечено?».

Наказания - это один из способов манипуляции человеческим поведением и, в первую очередь -поведением детей. Способы и методы наказаний можно отнести к вечным проблемам педагогики, они, однако, изменялись в зависимости от социокультурных традиций разных эпох.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 11-06-00277а.

158

© Кошелева О.Е., 2011.

Поэтому и анализ выработки Ломоносовым мер наказания для Устава Московского университета должен рассматриваться и оцениваться в контексте понятий своего времени [10, с. 115, 133]. Ломоносовский Устав Университета - один из нескольких Уставов учебных заведений, появившихся в России в век Просвещения. Наряду с М.В. Ломоносовым авторами школьных уставов были такие известнейшие деятели российского просвещения, как Феофан Прокопович, В.И. Татищев, гр. К.Г. Разумовский, И.И. Шувалов, И.И. Бецкой, Ф. Янкович де Мириево и др. Таким образом, пенитенциарные нормы ломоносовского Устава могут рассматриваться в их ряду, а также сравниваться с прошлыми и последующими формами наказаний, принятыми в школах России. В рамках такой шкалы они могут быть исторически осмыслены и оценены.

Общеизвестным наказанием в период Средневековья как в России, так и на Западе являлось применение розги [2]. Необходимость физического наказания детей следовала из церковных представлений о том, что именно в подростковом возрасте греховность человека проявляется с особой мощью, поскольку незрелый разум не в силах ее сдерживать. Борьба с этой греховностью подростка и его ориентация на путь добродетели заключалась в его смирении и в страхе Божьем, что на практике выражалось в побоях. Часто детей пороли не за какую-то конкретную провинность, а вообще «для порядка» - всех вместе по субботам [3, с. 82].

Отсутствие розги означало отсутствие исправления нрава ребенка, место и значение розги нечем было заменить. Поэтому тех, кто детей не наказывал, справедливо осуждали за невнимание к ним. Множество древнерусских текстов увещевали родителей заниматься воспитанием детей и объясняли, что именно попущение порокам детей, а не применение к ним розги есть жестокость. Поэт и учитель царских детей Симеон Полоцкий в отличие от других авторов обращался не к родителям, а к детям с «увещанием» разумно воспринимать наказания. Он старался объяснить им в доступной форме пользу, происходящую от розги, и убедить, что наказания исходят от любящих их людей.

«Целуйте розгу, бич и жезл лобзайте, та суть безвинная, тех не проклинайте, И рук, яже вам язви налагают, ибо не зла вам, но добра желают» [22, с. 122].

Когда исполнявший в 1705 году дипломатическую миссию во Франции A.A. Матвеев там узнал, что есть методы, способные заменить розгу в исправлении детского нрава, он был поражен. В ряду иных своих особо значимых парижских впечатлений Матвеев отметил следующее:

«Больше же всего тот порядок в том народе хвален есть, что дети их никакой косности, ни ожесточения от своих родителей, ни от учителей не имеют, но от добраго и остраго наказания словеснаго (курсив мой - O.K.), паче, нежели от побоев в прямой воле и смелости воспитываются и без всяких трудностей вышеозначенным своим обучаются наукам» [21, с. 197]. Конечно, Матвеев несколько идеализировал французское воспитание, в нем розга тоже занимала важное место [2], но для нас, в первую очередь, интересна его реакция на такую новую форму воспитания.

Церковная точка зрения на греховность человека от момента его рождения в XVIII веке стала сосуществовать с иными воззрениями.

Во-первых, с мыслью о том, что нравственность является врожденным качеством человека и ребенок приобретает пороки, лишь встретившись в детстве с дурными нравами и плохими примерами (Ж.-Ж. Руссо).

Во-вторых, что новорожденный представляет собой «чистый лист» и приобретает нравственность через воспитание (Симеон Полоцкий, Дж. Локк). Каким бы то ни было способом, но пороки легко приобретаются ребенком и среди разнообразных средств, предлагаемых для их уничтожения (таких, как добрые примеры наставников, нравоучения и нравственные беседы, поощрения), наказания, безусловно, оставались как важнейшие, однако, в измененном виде. Они стали продуманы, ранжированы, разнообразны и более гуманны.

Теперь наказания - это важная часть открытого в XVIII веке нового феномена - феномена воспитания. Правильное воспитание детей осмысливалось в качестве революционного средства переустройства жизни: оно давало надежду взрастить поколение, отличающееся благородством, а также свободой от пороков и преступлений. Мысль о том, что преступность возникает из пороков, не искорененных в детстве воспитанием, нашла особое распространение в XVIII веке.

Эта идея правильного воспитания захватила внимание и общества, и государства. Школы оказались в фокусе интереса государства потому, что с их помощью открывалась возможность осуществлять «мягкий» социальный контроль за подданными [1, р. XXII]. Но государственными школами процесс образования отнюдь не ограничивался: дворянство создавало частные пансионы, организовывало домашнее обучение детей. Цели и методы воспитания равно, как и наказания в системе частного обучения и в семье, оказывались отличными от школьных методов, они образовывали разные воспитательные парадигмы. В XVIII в. появилось большое количество текстов, с разных сторон ставивших вопрос о наказаниях для детей, до этого времени такие тексты насчитывались единицами. Среди них были и указанные выше школьные уставы.

Наказания в них в первую очередь назначались за нарушение школьных правил, закрепленных теми же школьными уставами. Считалось, что приучение в школе к дисциплине, к подчинению властям и установленным нормам сформирует поведение подданных в их взрослой жизни. В Правилах для учащихся народных училищ (СПб., 1807 г.) говорилось: «Кто в юности учителю не послушен, тот, возмужавши, и власти гражданской обыкновенно не покоряется, и для сего ученику подлежит в училище к повиновению благовременно привыкать».

Наиболее ранний текст школьных уставов - это написанные в 1721 г. Феофаном Прокоповичем Регулы для своей школы-семинарии в Петербурге на р. Карповке. В них он перечислил проступки, требующие наказания. «Необычного» наказания требовали непристойные слова и «срамные» телодвижения, запрещались тайные-разговоры учеников, пересылка и передача друг другу писем (даже «добрых»), получение писем и их чтение без предварительного просмотра учителем, имение у себя еды и, особенно, вина и водки, имение денег, дружба со слугами, пересказ слухов о «людях сановитых». Каждый, кто знал о каком-либо из этих проступков и не донес начальству, подвергался такому же наказанию, как и виновный [20, с. 197-200]. Эти правила были похожи на тюремные, и Феофан сам это понимал, поскольку писал: «Таковое младых человек житие кажется быти ... заключению пленническому подобное. Но кто обыкнет так жить, хотя через един год, тому весьма сладко будет» [27, с. 52].

Эти правила не предполагали наличие «добрых начал» в учениках, они были направлены исключительно на предотвращение их злокозненных действий. О том, какие конкретно воспоследуют наказания за вышеуказанные проступки, Феофан написать счел излишним, кроме того, что они будут жестокими: ожидать следовало «за преступление жестокого наказания, и не надеясь оправдаться никаковыми отговорками» [20, с. 199]. Нетрудно догадаться, что под «жестокими наказаниями» Феофан имел в виду традиционную порку.

В составленном Феофаном же Духовном Регламенте в главе о «домах училищных» (т.е. школах) решение о том, как провинившийся будет наказан, перекладывалось на усмотрение «власти», которой обладали префект и ректор училища, и здесь уже предписывалось применять не только розгу, но и «слово угрозительное» [27, с. 52]. Школа для Прокопо-вича стояла в одном ряду с тюрьмой и с армией, в которых должна была царить дисциплина. Его отношение к «преступлениям и наказаниям» детей отражало суровую православную традицию.

Однако традиция эта все же имела ограничения в своей жесткости.

Так Львовский школьный Устав 1624 г., (в его Луцком варианте) рекомендовал ученика «за непослушание наказывать, но не тирански, а наставнически; не сверх меры, а по силам, не с буйством, а кротко и тихо...» [цит. по: 16, с. 134].

В Уставе для горнозаводских школ (1736 г.) В.И. Татищева впервые главной формой наказания названа не порка, а чувство стыда [6, с.166-178]. В нем о наказаниях говорилось следующее: «... ленивых наказывать, однакож не столько битьем, как другими обстоятельствы, а наипаче чтоб более стыдом, нежели скорбию, яко стоя у дверей, привязану к скамье и на земли сидя кому учиться, или неколико часов излишнее пред другими в школе удержать. И если такие наказания жестокосердому недостаточны, тогда биением по рукам или лехкою плетью по спине, токмо того весьма храниться, чтоб часто не бить, ибо тем более побои в уничтожение и ученики в бестрашие приводятся...» [23, с. 84]. Таким образом, Татищевым только для «жестокосердых» (отпетых) учеников предполагались физические наказания. Концепция наказаний у Татищева поддерживалась и в конце века. В «Экономе» И. Ляликова легко узнается текст Татищева, расширенный и дополненный за счет характеристики детских нравов [14, с. 143-144].

Инструкция президента Академии наук графа К.Г. Разумовского для Академической гимназии С.-Петербурга (1750 г.) отличалась особым вниманием к такой провинности, как нанесение бесчестья и профессорам, и товарищам-студентам. К нему отнесены «ослушание», «непочтение», «нанесение обиды». Мерой для суровости наказания являлась высота чина «обиженного» - за ректора полагалось две недели карцера, за профессора - неделю, за простого учителя - три дня, за товарища - день. Такой подход имел несомненное сходство со штрафами за нанесение бесчестья в Соборном Уложении 1649 г. «Бесчестье» вдпервую очередь задевало «чин», а не «личность» обиженного и постановляло меру наказания, соответственную чину. К проступкам отнесено также пьянство, ночевка вне дома. За эти нарушения «благопристойности» также полагался карцер, а за пропуск лекций и невыученные уроки - ношение специального «серого кафтана». Таким образом, наказанием для юного возраста становилась уже не порка, а карцер наподобие военной гауптвахты и «унижение его чина» через неподобающую тому одежду, которая вызывала смех и презрение окружающих [15, с. 195-196].

Пятью годами позже началось составление уставов для создававшегося Московского университета. Сначала наказания в гимназии при Московском университете определялись Инструкцией И.И. Шувалова (1755 г.) [9, с. 292], а затем - Регламентом М.В. Ломоносова (1756 г.)

[18, с. 459-461]. Шувалов очертил стратегию наказаний в самом общем виде: за «непристойные поступки» ученики должны наказываться способами, которые уже известны «по примеру других школ», но суть их - наказание «стыдом» через какое-либо символическое унижение. К малолетним ученикам были применимы легкие физические наказания. Наказания можно было заменять денежными штрафами и пускать деньги на благотворительные цели.

М.В. Ломоносов написал для университетской гимназии более обстоятельный регламент. В 7-ой главе «О поощрениях и наказаниях» он разделил все наказания (как и поощрения) на две группы: «приватные» и «публичные». «Приватные» наказания следовали за проступки небольшие, к которым отнесены «неисправление школьной должности или непристойные в доме и в школе поступки»„«публичные» - за серьезные нарушения, которые состояли в «великих пренебрежениях школьных должностей, чрезвычайной резвости или в важных преступлениях законов». Иначе говоря, проступки здесь имели следующую градацию: нарушение школьных правил, нарушение благопристойности, нарушение государственных законов.

«Приватные» наказания определены такие: «1-е) выговоры и угрозы, 2-е) понижение места, 3-е) чтоб тем кланяться в школе, которые себя хорошо оказали, 4-е) ставить среди школы на колени, 5-е) бить по рукам ферулею, 6-е) лозами по спине. Наказания «публичные»: «за великие пренебрежения школьных должностей и за чрезвычайную резвость: 1-е) отлучать от общего стола прочих школьников и кормить за особливым столом хлебом и водою, 2-е) надевать дурное платье в заплатах (коммент.1) и ставить при выходе всех школьников из Гимназии [коммент. 2), 3-е) садить в тюрьму, где бы кроме голого полу, ни сидеть, ни спать было не на чем, и кормить хлебом с водою, 4-е) давать на каждое утро по нескольку разов лозами». За важные преступления законов «держать до определения в тюрьме скованных, потом из Гимназии отсылать к суду гражданскому, куда надлежит». Передача школьников в гражданский суд, как и исключения из гимназии, могла производиться только по решению ректора и кураторов.

Таким образом, наказания «публичные» связаны для Ломоносова не с тем, что они совершались на «публике» (кланяться хорошим ученикам или стоять на коленях среди школы - тоже вполне публичное действо), а с тем, что они отделяли провинившегося от коллектива, делали его временным изгоем, «неприкасаемым» - он ел отдельно, носил дурное платье, сидел в тюрьме. Физические наказания,

как и во всех других уставах, не исключались, но должны были быть легкими (битье лозой или линейкой по рукам). В обоих «разрядах» наказаний главным для Ломоносова было поставить провинившегося в постыдную, униженную ситуацию, показать, что он - хуже других, т.е. задеть его социальную честь.

В 1758 г. М.В. Ломоносов повторил с небольшими изменениями эти же правила о наказаниях в регламенте для Академической гимназии [19, с. 166-169]. Подобный подход к наказаниям не был случайным - он соответствовал духу времени, когда «унижение чести» человека, или «нанесение бесчестья» было одним из самых болезненных оскорблений и состояло в основном в том, что человека понижали в его социальном статусе. Поэтому переодевание провинившегося в драную крестьянскую одежду символизировало именно такое «унижение» чина.

Созданные при активном участии Екатерины II Устав Кадетского шляхетского корпуса, Устав Института благородных девиц (оба - И.И. Бецкой), Устав народных училищ (Ф. Янкович) детально рассматривали вопрос о наказаниях, хотя наказания подчеркнуто не занимали главного места в воспитании учащихся [26]. Рекомендовалось провинившихся стыдить, лишать удовольствий и ограничивать в движениях. Екатерина склонялась к тому, что наказаний должно быть как можно меньше. Она писала: «Напрасно или не по важности вины употребляемая строгость бывает обыкновенно поводом к преступлению...». Екатерина указывала на проступки, свойственные детскому возрасту, и советовала не придираться к детям по каждому пустяку, давать им разумную свободу, не спуская, однако, проступков, происходящих «от злонравия, лености, упрямства, а паче от злобы» [24, с .5-15].

Давая распоряжения для составления Устава шляхетского корпуса, Екатерина указывала на то, что главным видом наказания должен быть стыд: «Послушаемся только законов природы; она дала человеку стыд для терзания его. Последуем ей, и зделаем, чтобы бесчестное стыду подвер-жение было главным наказанием» [24, с. 5]. Здесь стыд понимается уже не как понижение статуса, а как «категорический императив». Помимо стыда Екатерина обращалась и к совести как к внутреннему регулятору человеческого поведения: имеющий совесть не нуждается в наказаниях, поскольку совесть, «следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае» [24, с. 5]. А именно счастье человека являлось, по мнению Екатерины и ее просвещенных современников, целью образования.

Уставы для церковных школ - семинарий - предполагали следующие наказания для «неблагонравных и строптивых» семинаристов:

«А) увещание и выговор Инспектора в комнате перед соучениками.

Б) назначение особенного места за столом ниже всех и в стороне от прочих. С) осуждение на хлеб и на воду от одного до 7-ми дней. Сии три степени наказания определяются по благоусмотрению инспектора» [25, с. 15].

Таким образом, школьные Уставы XVIII в. признавали стыд в качестве главной формы наказания, трактуя его в разных вариантах, однако, полностью не отказывались и от «лозы», признавая ее необходимость для малолетних, а также при особо серьезных нарушениях дисциплины. Наказания стыдом подразумевало перевод ученика в изолированное (карцер) или ущербное состояние (плохая одежда, дурацкий колпак, лишение удовольствий и др.) по сравнению с другими учениками.

Эта идея наказания стыдом в дальнейшем также была отвергнута. В XIX веке школьные правила предлагали избегать уже не физических наказаний, а именно наказаний «унижением», которые рекомендовали Уставы XVIII в. Унижение, которое испытывал ученик, подвергавшийся наказанию стыдом, ломало в нем чувство собственного достоинства, которое в XIX в. стало одним из объектов воспитания. Так в «Уставе сельскохозяйственной школы», написанном Н.П. Огаревым в 1837 г., автор в первую очередь исходил из «отсутствия понятия о личном достоинстве» у простого народа, отчего, по его мнению, происходила «косность в нравственном и индустриальном отношениях», и стремился чувство личного достоинства привить своим крестьянским ученикам [17, с. 408].

Даже в школьном Уставе захолустной сельскохозяйственной школы Бежецкого уезда (1884 г.), в которой учились преимущественно крестьянские дети, к разделу о наказаниях было сделано следующее Примечание: «Употреблять позорящие наказания, унижающие юношу и оскорбляющие в нем чувство чести, например, постановка в угол или на колена пред цельным классом пагубно, как для имеющих возраст и сознающих свое достоинство» [5, л.4-5 об.].

К концу XVIII в. стали обращать внимание на особенности именно детских провинностей: понимание «шалости» как естественного свойства детской натуры, как «болезни возраста», не вызывающей больших опасений и не требующей особенной строгости встречается у разных авторов [8, с. 231]. Это различение вошло и в школьные уставы XIX в., в которых должны были быть «строго указаны и изложены градации между проступками и шалостями» [4, л. 4]. В XVIII в. при назначении наказаний не учитывали мотивацию детских проступков, к концу XIX в. их учет стал нормой, так в «Правилах о взысканиях» 1874 г., выпущенных Министерством Народного Просвещения, указывалось, что при наказании

в школах следует учитывать все мотивы и обстоятельства совершенного проступка.

Итак, школьные правила менялись вместе с изменением отношения к детству как к особому возрастному периоду, в котором к нарушениям норм поведения следует относиться соответствующим образом. Однако ни в коем случае нельзя ставить знак равенства между тем, о чем говорилось в школьных Уставах, и тем, что на самом деле происходило в учебных заведениях [12, с. 258-270; 11, с. 61,77], особенно военных, где далеко не все учителя разделяли идеи гуманного отношения к учащимися. Даже учащихся гимназии Московского университета нередко наказывали розгами, относя их к категории младших, для которых устав допускал легкие физические наказания, например, ученик, продавший книги, полученные им как неимущим за счет университета, был высечен в присутствии соучеников [7, с. 62].

Школьные уставы являются лишь одним из множества текстовых дискурсов о наказаниях детей, в то время как только привлечение разных жанровых текстов (трактатов о воспитании, школьной документации, автобиографических материалов) способно раскрыть всю глубину и противоречивость этой проблемы.

Возвращаясь к М.В. Ломоносову и его текстам о наказаниях, следует расценить их как свойственную и другим его просвещенным соотечественникам попытку найти новые формы воздействия на учащихся, помимо сечения их розгами. Важно не то, что он не отказывается от их применения в особых случаях, - это естественно для его времени (ком-мент. 3), важно, что Ломоносовым представлено самое ранжированное из всех школьных уставов описание как проступков, так и наказаний. Он хотел детально разделить разные степени провинности, что весьма отлично, например, от его предшественника Феофана Прокоповича, ограничивавшегося одним понятием «чинить жестокое наказание».

- Комментарии -

1. В университетской канцелярии сохранились документы за 1762 г. о пошиве для этих целей шести «мужицких кафтанов» [См.: 13, с. 275].

2. Ср. с обычаем ставить нарушившего социальные нормы члена общины перед входом в православную церковь, чтобы он просил прощение у входящих в нее.

3. Даже век спустя Н.И. Пирогов в циркуляре «Основные начала правил о поступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа» (1859 г.) отвергая розгу, советовал применять ее

в гимназиях нечасто и в каждом отдельном случае - лишь по постановлению педагогического совета. Его желание ограничить практику телесных наказаний обернулось обвинением в негуманном отношении к ученикам.

- Литература -

1. Melton J.H. Absolutism and the eighteenth-century origins of compulsory schooling in Prussia and Austria. - Cambridge, 1988.

2. Бертрам Д.Г. История розги. - М.,1992.

3. Винский Г.С. Мое время // Русский Архив. 1877. Кн.1. Вып.1.

4. ГАТО (Государственный архив Тверской области). Ф. 862. Д.1. Л.4.

5. ГАТО. Ф. 862. Д.1. Л.4-5 об.

6. Демидова Н.Ф. Инструкция В.Н. Татищева о порядке преподавания в школах при Уральских казенных заводах // Исторический архив. 1950. Т. V.

7. Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII в. (в 3-х т.) / Подг. к печати Н.А. Пенченко. - М., 1962. Т. 2.

8. Долгоруков И.М. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни // Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи просвещения (XVI - XVIII вв.). - М., 2000.

9. Инструкция, присланная от И.И.Шувалова директору Университета A.M. Аргамакову. Апрель-май 1755 г. // Белявский М.Т. М.В. Ломоносов и основание московского университета. - М., 1955.

10. Кон И.С. Запрещение телесных наказаний - глобальная проблема современной цивилизации // Рабочие материалы 9 международных лихачевских чтений / (на правах рукописи). 14-15 мая. - 2009.

11. Кон И.С. Телесные наказания в школах царской России// Вопросы воспитания. - 2011. - № 1 (6).

12. Кошелева О.Е. Краткая жизнь Дьяконова Приюта: идеалы и повседневность // Казус-9. - М., 2007.

13. Кулакова И.П. Университетское пространство и его обитатели. - М., 2006.

14. Ляликов И. Городской и деревенский эконом или книга домашней пользы, содержащая в себе: наставление городским и деревенским жителям, домоправителям, учителям - М., 1796.

15. Материалы по истории Санкт-Петербургского университета. XVIII век: Обзор архивных документов / Составители Е.М.Балашов, О.В.Иодко, Н.С. Прохоренко / Под ред. Г.А. Тишкина. - СПб., 2001.

16. Медынский E.H. Братские школы Украины и Белоруссии в XVI-XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией. - М., 1954.

17. Огарев Н.П. Народные земледельческие училища //Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. - М., 1987.

18. Проект Регламента московских гимназий//Ломоносов М.В. Поли, собр. соч./ АН СССР. - М.-Л., 1950-1983.

19. Проект регламента Академической гимназии // М.В. Ломоносов о воспитании и образовании. - М., 1991.

20. Регулы семинарии преосвященного Феофана, архиепископа вели-коновгородского и великолуцкого // В. Смирнов. Феофан Прокопо-вич. - М., 1994. Приложения. - С.197-200.

21. Русский дипломат во Франции: Записки Андрея Матвеева / Публ. И.С. Шарковой. - Л., 1972. - С.197.

22. Симеон Полоцкий. Букварь, 1679 г.

23. Татищев В.Н. Инструкция «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» (1736 г.) //Антология педагогической мысли России XVIII века. - М., 1987.

24. Устав императорского шляхетного сухопутного кадетского корпуса. - СПб., 1766. - С.5-15.

25. Устав семинарий. - М., 1817.

26. Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола. Т.1 и 2. - СПб., 1774.

27. Феофан Прокопович. Духовный регламент //Антология педагогической мысли России XVIII века. - М., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.