Научная статья на тему 'М. В. Ломоносов и образовательная парадигма века просвещения в России'

М. В. Ломоносов и образовательная парадигма века просвещения в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
984
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НАУКА / ФИЛОСОФИЯ / ЗНАНИЕ / AGE OF ENLIGHTENMENT / EDUCATION AND UPBRINGING / WORLD VIEW / SCIENCE / PHILOSOPHY / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованов Константин Юрьевич

Статья посвящена рассмотрению вопросов, касающихся роли М.В. Ломоносова в деле создания просветительской доктрины образования и воспитания в России XVIII века. Проведен анализ основных направлений научной деятельности великого русского ученого. Характеризуются взгляды М.В. Ломоносова на организацию и содержание классического университетского образования в России эпохи Просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M. V. Lomonosov and the Educational Paradigm of the Age of Enlightenment in Russia

The article considers issues relating to the role of M.V. Lomonosov in the creation of Enlightenment Doctrine of education and upbringing in Russia of the XVIII century. The analysis of the main directions of scientific activities of the great Russian scientist. The M.V. Lomonosov’s views on the organization and content of classical university education in Russia of the Age of Enlightenment are characterized.

Текст научной работы на тему «М. В. Ломоносов и образовательная парадигма века просвещения в России»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА

А.В. Овчинников

Ключевые слова:

М.В. Ломоносов; регламент гимназии; организация и учебного процесса; содержание обучения; воспитание и надзор в гимназиях; образовательное право; педагогическое значение наград, поощрений, наказаний.

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ: У ИСТОКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В статье анализируются знаменитые проекты уставов учебных заведений, составленные М.В. Ломоносовым. Показано, что автор проектов создал стройные нормативные акты, которые можно назвать одним из лучших образцов гимназических уставов того времени. Проекты уставов, принадлежащие перу великого российского гения, - яркий пример воплощения передовых правовых учений и традиций воспитания в истории образовательного законодательства России.

«Ломоносов обнял все отрасли просвещения». Эти слова произносились и 25, и 50 и более лет назад и каждый раз были созвучны времени, поскольку именно просвещение одна из тех вечных российских ценностей, без которых невозможно представить историю нашего народа. И сегодня слова великого Пушкина в который раз приобретают мощное звучание вот уже в трёхсотый юбилей российского гения, вновь и вновь подтверждая актуальность для России многогранного культурного наследия Михаила Васильевича Ломоносова.

Одной из важнейших проблем развития российского образования сегодня следует назвать указание его законодательной основы, которая бы способствовала устойчивому развитию отечественной школы, обеспечивала движение к достижению высоких мировых стандартов образования. Оглядываясь на историю отечественного просвещения, добавим, что эта цель важная, но отнюдь не новая. На каждом этапе своего исторического развития российское государство и общество ставили

140

© Овчинников А.В., 2011.

аналогичные задачи. Не является исключением и середина XVIII столетия - время активной научной, педагогической и организационной деятельности М.В. Ломоносова.

В то время - время созидания российской национальной системы просвещения - многие профессора составляли проекты нормативных документов, в которых выражали свои мысли по поводу порядка обучения грамоте детей. Достаточно назвать имена Г.Ф. Миллера, Г.Н. Тепло-ва, Н.Э. Фишера, И.Д. Шумахера. Именно с этого периода в отечественной социально-педагогической мысли начинается противоборство двух традиций обучения и воспитания - немецкой и российской. Суть этого противоборства - получение приоритета своих порядков, национальных ценностей, в конечном счёте - своей культуры, в определении путей развития отечественного просвещения.

Далеко не каждый из составленных проектов зиждился на основаниях, способствовавших созданию школы, которая сочетала бы российские традиции воспитания и действительно необходимые элементы иностранной образовательной культуры. В жесткой политической конкуренции по поводу идеалов просвещения российского народа эта проблема - практически вечная. Она существовала и для Ломоносова.

Свои педагогические и социально-политические взгляды на основы строительства российской национальной школы он согласовывал с обстоятельствами места и времени, в частности, с действовавшими нормативными актами, со сложившимся в России порядком обучения детей. Ломоносов прекрасно понимал, что многие элементы этого нового для страны порядка были совсем недавно привнесены из-за границы и еще не пустили прочных корней в российском обществе, хотя многие иностранные новации были полезны.

Ведь это было послепетровское время - период очередного поиска идеального устройства национальной школы, создания её новых духовно-нравственных ценностей, особенно на фоне «прорубленного окна в Европу». А в Европе того времени творили выдающиеся учёные и общественные деятели, чьи философские, политические, педагогические, правовые взгляды во многом определяли ход развития не только европейской, но и мировой цивилизации.

Составленные М.В. Ломоносовым проекты регламентов московских и академической гимназий [1] несут на себе печать этой неоднозначной социокультурной ситуации. По своему содержанию и направленности эти два произведения, которые так и не приняли силу закона, имеют много общего.

Прежде всего в проектах затрагиваются вопросы приёма в гимназию, содержания учащихся. Большое место в документах отводится вопросам организации и содержания обучения: классным и домашним заданиям, правилам поведения гимназистов, поощрениям и наказаниям, обязанностям наставников юношества. Как отмечал известный отечественный историк педагогики академик РАО С.Ф. Егоров, «эти документы - явление уникальное. Если позднейшие казённые школьные уставы представляли собой простое сложение подчас противоречивых правил, то каждый из Регламентов Ломоносова составлял динамическую структуру педагогически обоснованных и целенаправленных требований и рекомендаций» [1, с. 16].

Дух нового видения мира представителями европейского просвещения оказал сильное влияние на Ломоносова. Регламент московских гимназий был оглашен им в Академическом собрании 15 июля 1756 г. Первые слова проекта: «Науки благороднейшими человеческими упражнениями справедливо почитаются и не терпят порабощения» - задавали общий тон всего документа. Заметим, что Регламенты были составлены в 1755 и 1758 гг. Между этими датами произошло одно существенное событие. В 1757 г. президент академии К.Г. Разумовский назначил Ломоносова на службу в академическую канцелярию. Это назначение не давало прямой власти в академии, но способствовало возможности, хотя и опосредованно, влиять на принятие важных организационных решений, от которых зависела дальнейшая судьба академии, просвещения и науки в России.

Главный социальный вопрос того времени - принимать ли детей крепостных в гимназию - решался Ломоносовым в соответствии с действовавшим в то время законодательством. По его мысли, должно было быть создано две гимназии: одна для детей дворян, другая - для всех остальных. Дети крепостных имели право на обучение при условии, если помещик усмотрит в них «особливую остроту». Такие учащиеся должны были обучаться вместе с разночинцами и пользоваться такими же привилегиями. При неспособности к учению ученик возвращался помещику. В проекте Регламента академической гимназии Ломоносов идёт дальше и предполагает право помещика отдавать одарённых детей в гимназию. Однако в этом случае на помещика возлагалась обязанность отказаться от прав на дальнейшую судьбу воспитанника. Поступивший в гимназию и сам давал подписку о том, что до конца своей жизни не поступит в холопы. Таким образом, получение образования на должном уровне должно было дать возможность получения личной свободы.

В проектах, составленных Ломоносовым, гимназисты делились на две категории: обучающиеся за государственный счёт и бывшие «на своём коште». За свои средства могли обучаться лица любых состояний, кроме крепостного.

Значительное место в Регламентах отводилось вопросам организации и содержания обучения. Одно из главных требований проекта состояло в том, чтобы «не отягщать и не приводить в замешательство различных способностей». В проекте Регламента московских гимназий содержанию обучения посвящалась шестая глава «О книгах, по которым обучать в школах». Для обучения грамоте должны были использоваться как церковные, так и гражданские книги. Важно, что в церковных книгах составителя проекта Регламента прежде всего привлекала возможность «их держаться как великого сокровища, из которого знатную часть великолепия, красоты и изобилия великорусский язык заимствует». Латинский язык представлялся произведениями Цицерона, Корнелия Непота, Светония и Курция. На выбор предлагалась поэзия Вергилия, Горация или Овидия, проза Флора, Тацита и др.

Регламентировалось и содержание других курсов, особенно «нужнейших» наук, к которым Регламент относил арифметику, геометрию, географию, логику, метафизику и практическую философию. Из иностранных языков упоминались немецкий и французский, которые рекомендовалось изучать в оригинальной прозе и стихотворениях.

В проекте Регламента академической гимназии, раздел, определявший требования к содержанию и организации образования, назывался «Обучение гимназистов» и содержал двадцать три параграфа. Изложенные в них положения - это система тщательно продуманных рекомендаций, как лучше организовать обучение гимназистов. Первостепенное внимание должно было уделяться языковой подготовке учащихся. Здесь М.В. Ломоносовым даются в сжатом виде советы по обучению русскому и латинскому языкам. Особая роль в преподавании отводилась раскрытию красоты русского языка. В старших классах обучение языку предлагалось проводить в контексте изучения русской истории. В начальных классах гимназии должны были преподаваться основы немецкого и французского языков, включавшие «склонения, спряжения, главнейшие правила синтаксиса, вокабулы и разговоры». Проекты Ломоносова - гимн национальной культуре. Об этом, в частности свидетельствует и содержащаяся в них норма о преподавании основных предметов на русском языке. Лишь основания философии предполагалось изучать на латыни.

Гуманистические принципы построения уставов проявляются и в положениях, регулирующих сложнейший с педагогической точки зрения процесс связи школьного и церковного воспитания. Обратим внимание на то, что во времена М.В. Ломоносова эта проблема была не менее актуальна, чем в наши дни. В проектах не шло речи о догматическом изучении религиозного верования, но и не было полного отрицания религиозного элемента в содержании образования, особенно на первых этапах, когда учащийся должен был изучать грамоту по часослову и псалтыри. Но все-таки первой при перечислении учебных книг стоит азбука. Толкование церковных текстов, используемых в обучении, Ломоносов допускал в синодальных школах по воскресеньям. Данное положение имеет, на наш взгляд, важное значение, поскольку оно дало основы для сосредоточения внимания педагогов на светском элементе содержания образования [1, с. 98].

При этом проекты предусматривали только светскость, но отнюдь не атеизм в обучении. Именно в этом ломоносовский гений усматривает баланс между материалистической направленностью научного знания, которое является предметом школьного обучения, и духовно-нравственными, идеальными началами человеческого бытия, которые должен постичь и прожить обучающийся человек.

В гимназических уставах, принадлежащих ломоносовскому перу, была выстроена чёткая система обучения и оценки знаний учащихся. В проекте Регламента московских гимназий соответствующий раздел назывался «О экзерцициях гимназических», а в проекте Регламента академической гимназии - «Об упражнениях в Гимназии». Упражнения делились на классные и домашние. Классные упражнения имели одну особенность. До начала занятий аудитор, который выбирался из «лучших и исправнейших учеников», должен был проверять, как его товарищи знают урок и заносить сведения об этом в специальный табель.

Проекты Регламентов - это не только сухие перечисления юридических норм, регулировавших образовательные правоотношения, но и положения, содержащие полезные методические рекомендации педагогам. Так, называя в числе важнейших упражнений устный перевод коротких заданий и устное переложение фраз стихами и прозой, автор проекта Регламента отмечает, что материал учитель должен подбирать в соответствии со способностями класса и это будет способствовать большей увлеченности учением. Кроме того, классные упражнения необходимо задавать только в том случае, если у учителя остаётся свободное время в конце лекции. Главное в системе упражнений - их публичный характер,

постепенное увеличение сложности. Выступления должны содержать результаты работы учащихся, которую они выполнили под наблюдением педагогов. (Не напоминает ли это наши дни, когда одним из главных способов подготовки школьника и квалифицированного специалиста становится проектный метод?)

Отдельное положение посвящено организации контроля за обучением. Для этого предлагалось делать отметку в классном журнале о выполнении домашних упражнений на основе десяти пунктов: «все исполнил; не знал урока; не знал части урока; знал урок нетвёрдо; не подал задачи; худа задача; болен; не был в классе; всё исполнил с избытком; шабаш». Таким образом, отметка имела более воспитательное, нежели оценивающее значение. Объективная оценка познаний обучающегося происходила в дальнейшем: ректору предлагалось вести специальный табель, в котором на основе ежемесячных упражнений анализировались способности учащегося и вносились соответствующие записи. На основе этих записей обучающиеся делились на лучших, средних и худших.

Кроме того, в гимназии должны были проводиться полугодичные публичные упражнения, в которых принимали бы участие наиболее отличившиеся учащиеся. Для анализа результатов этой высшей для гимназии формы оценки должен был вестись особый список, в который инспектор и ректор вносили бы «свои суждения о способностях каждого» [1, с. 132]. Все классные табели ежемесячно, а списки - каждые полгода необходимо было сдавать в канцелярию, «которая в зависимости от обстоятельств отдает соответствующие распоряжения, обращая особенное внимание на то, чтобы способные и прилежные были отличены от неспособных и нерадивых» [1, с. 132].

Заполненные таким образом табели могли иметь свое педагогическое значение перед выпускным экзаменом. По ним экзаменующиеся составляли представление о ходе обучения и способностях каждого ученика, его поведении во время обучения в гимназии. Ломоносовым закрепляется стройная система их организации и проведения экзаменов. Промежуточные экзамены проводились весной и в конце лета с целью перевода учащихся из нижнего класса в верхний и из верхнего в студенты. После изучения документов представительной экзаменационной комиссией, её члены должны были опрашивать учащихся по изученным книгам.

При переводе в последующий класс необходимо было строго следить за выполнением ими учебного плана и не переводить при наличии задолженностей. Неуспеваемость даже по одному предмету влекла оставление на второй год. В обоих проектах чётко прописывались нижние

и верхние границы окончания гимназии - с 15 до 20 лет. Только окончившие в этом возрасте могли претендовать на получение дальнейшего образования. Если обучающиеся за свой счёт проявили способности, то администрации гимназии предлагалось «... применять все надлежащие меры к тому, чтобы склонить и их родителей к дальнейшему усовершенствованию их в науках» [1, с. 134].

И еще один раздел проектов гимназических уставов, без которых рассмотрение законодательной системы, созданной М.В. Ломоносовым, было бы неполным, касался награждений и наказаний учащихся. Награды и наказания были двух видов - приватные и публичные. Проекты содержали их подробный перечень. К приватным наградам относились: похвальный отзыв; более высокое по сравнению с другими место за столом; «другие в наказание должны ему кланяться»; гравюры и книги. Публичные награды состояли во вручении красиво переплетённых книг; математических приборов; серебряных медалей, которые раздаются перед всем собранием с упоминанием о достигнутых успехах.

Наказания применялись для борьбы с плохим поведением и пороками и включали выговоры и угрозы; понижение места; «чтобы кланялись тем, кто хорошо себя ведёт»; стояние на коленях перед всем классом и сечение розгами, смотря по важности проступка. Публичное наказание могло состоять в отлучении от общего стола и переводе на хлеб и воду; одевании в плохое рваное платье и выставлении в таком виде перед всеми гимназистами; в заключении в карцер; сечении розгами каждое утро.

За тяжелые преступления против религии воспитанник должен был помещаться в карцер, а по исключении из гимназии передаваться судебным органам.

Проект Регламента академической гимназии содержал нормы, которые отсутствовали в проекте Регламента московской гимназии. Отдельная глава посвящалась узаконениям для гимназистов и была своеобразным сводом правил благочестивого поведения, который выдавался каждому при поступлении в гимназию.

Первое, что необходимо было исполнять гимназисту при соблюдении заповедей Божьих, «к наукам простирать крайнее прилежание и никакой другой склонности не внимать и не дать в уме так усилиться, чтобы рачение к учению урон или малое ослабление потерпело» [1, с. 136]. Надлежало вежливо обращаться с учителями, не спорить с ними, не грубить. С товарищами не ссориться и не драться, «не мешать другим в учении криком, игранием, стуком, шумом, или каким другим образом, не быть гордым и грубым, остерегаться пустых, подлых и соромских слов,

самохвальства, хвастовства». Двойное наказание предлагалось за совершение повторного проступка, серьезным происшествием считалась подсказка товарищу на уроке.

И наказания, и поощрения должны были записываться в специальный журнал.

Отдельная глава проекта посвящалась обязанностям учителей, первая из которых состояла в том, чтобы доводить свои лекции до конца, строить занятия таким образом, чтобы «не обременять учащихся выше меры и не создавать им слишком лёгких условий» [1, с. 138]. Учитель обязывался проводить опрос в начале урока, а затем объяснить дневное задание. Педагогам предписывалось соблюдать возрастной подход: в низших классах не перегружать слабых умов трудными правилами, оставляя их изучение в старших классах. Ломоносов мудро советует учителям поступать с учениками «...ни гордо, ни фамильярно», поскольку первое вызывает к учителям ненависть, а второе - презрение. Учитель должен быть примером не только в учении, но и в повседневных поступках.

Проект Регламента академической гимназии определял правовой статус инспектора и ректора. Особое внимание было обращено на запрет делать выговоры учителям в присутствии учеников. Инспектор и ректор имели право экзаменовать учащихся в классах, в которых они не проводили учебных занятий. Содержались нормы, согласно которым инспектор и ректор обязывались следить за тем, чтобы учителя не опаздывали на уроки, а надзиратели примерно себя вели. Замеченные в пьянстве надзиратели немедленно отстранялись от должности. В своих взаимоотношениях инспектор, ректор и преподаватели должны руководствоваться правилом «Дружба и единение являются при всех совместных действиях сильнейшими средствами к благополучному их выполнению»)!, с. 142).

Заключительный раздел проекта Регламента посвящен «педагогии при гимназии». Педагогия касалась только детей знатных дворян, которые имели право бесплатного обучения и проживания, заплатив единовременно пятьдесят рублей в казну; они обеспечивались готовым столом за умеренную плату и добрым надзиранием. Это особое положение должно было подкрепляться родительской платой. Кроме того, для таких учащихся (их не могло быть более 12 человек) по договорённости с родителями допускались дополнительные платные занятия. Другие занятия такие гимназисты посещали на общих основаниях. Для своего бытового обслуживания такие обучающиеся могли иметь одного служителя.

Так представлялись Ломоносову основные начала российского просвещения, которые могли быть закреплены законодательно. Мысленно

пронося через несколько веков идеи и дела Ломоносовского гения, невольно извлекаешь исторические уроки, размышлять над которыми полезно в наши дни. Вот несколько из этих размышлений.

Первое. Великий российский гений Михаил Васильевич Ломоносов создал проекты законодательных актов, способных со временем стать стройной нормативной системой, регулирующей педагогический процесс в учебном заведении. Проекты Регламентов содержали рекомендации по воплощению в практику передовых педагогических идей и способов обучения, говоря современным языком - технологий, а также основных начал воспитания. Содержание норм сочеталось с имевшимися в стране школьными традициями, что позволяет говорить об их инновационной направленности и значении в развитии российского национального образовательного законодательства. Проекты созданных Регламентов отвечали всем признакам нормативных актов.

Второе. Нормы созданных Ломоносовым проектов Регламентов умело сочетали прогрессивные принципы свободы, высокого одухотворения образования с необходимостью строгой регламентации процесса обучения, которая не становилась оковой ни для человека обучающего, ни для человека обучаемого, давала педагогу возможность учить по совести, по внутреннему убеждению, в то же время подчиняясь общим правилам, без которых невозможна деятельность любого образовательного учреждения.

Третье. Признавая великое значение национальной культуры, национального образа мыслей, воспитания и образования, Ломоносов выступал за широкое знакомство учащихся с выдающимися достижениями мировой культуры, закрепив это положение нормативно. Он полагал, что только на такой основе можно воспитать настоящего российского гражданина.

Четвёртое. И, пожалуй, самое главное: созданные проекты Регламентов -это не только нормативный акт^ но и работающее на практике пособие для учителей, помогающее добиваться единства педагогических требований, дающее обучающим единые методические установки, способствующие достижению поставленных целей обучения и воспитания.

- Литература -

1. Ломоносов М.В. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996,-224 с. - (Антология гуманной педагогики)

2. Проект Регламента московских гимназий//Ломоносов М.В. Полн. собр. соч./ АН СССР. - М.-Л., 1950-1983. - С.88-101

3. Проект регламента Академической гимназии // М.В. Ломоносов о воспитании и образовании. - М., 1991. - С.121-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.