Научная статья на тему 'М. В. Ломоносов как великий Российский педагог'

М. В. Ломоносов как великий Российский педагог Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В XVIII В. / РУССКИЙ ЯЗЫК / ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / A RUSSIAN EDUCATION IN XVIII CENTURY / RUSSIAN LANGUAGE / AVERAGE AND HIGHER EDUCATION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжу Хунжуй

В статье описаны основные достижения М.В. Ломоносова в развитии российского образования в XVIII в.: основание Московского университета, открытие школ и увеличение числа обучающихся разных сословий, распространение научных знаний на русском языке и создание программ среднего и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M.V. LOMONOSOV AS THE GREAT RUSSIAN TEACHER

In article are described M.V. Lomonosov's basic achievements on Russian education development in XVIII century: the basis of the Moscow university, opening schools and increase in number pupils different estates, distribution of scientific knowledge in Russian and creation of programs of an average and higher education.

Текст научной работы на тему «М. В. Ломоносов как великий Российский педагог»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 2

К300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА

М.В. ЛОМОНОСОВ КАК ВЕЛИКИЙ РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГ

Чжу Хунжуй (КНР)

(магистратура факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова;

e-mail: fpo.mgu@mail.ru)

В статье описаны основные достижения М.В. Ломоносова в развитии российского образования в XVIII в.: основание Московского университета, открытие школ и увеличение числа обучающихся разных сословий, распространение научных знаний на русском языке и создание программ среднего и высшего образования.

Ключевые слова: российское образование в XVIIIв., русский язык, программы среднего и высшего образования.

Мы знаем М.В. Ломоносова как великого российского педагога, с именем которого непосредственно связана эпоха Просвещения в России XVIII в. В отличие от других он смело боролся со старыми представлениями в педагогике, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи воспитания и образования молодежи. В его преобразующей педагогической деятельности можно выделить основные достижения: открытие новых школ и увеличение числа обучающихся из разных сословий общества, широкое распространение научных знаний на русском языке, создание Московского университета и программ развития среднего и высшего образования.

В XVIII в. абсолютное большинство населения Российской империи было неграмотным. Величие М.В. Ломоносова проявилось прежде всего в стремлении распространить образование во всех слоях общества. Много лет он отстаивал проекты расширения сети гимназий, увеличения числа обучающихся в них детей, а также выступал за единую бессословную систему образования, доступную всем желающим. М.В. Ломоносов заботился о создании материальных условий для получения образования всеми сословиями и привлечении к обучению детей из простого народа.

До М.В. Ломоносова в Империи не было учебников на русском языке, поэтому ему было необходимо подготовить учебные пособия по различным предметам на родном языке. Так в 1757 г. появилась "Российская грамматика", которая была построена на передовом языковедении и знании диалектов русского языка, а многие грамматиче-

ские правила до сегодняшних дней остаются неизменными. Долгое время этот учебник был самым авторитетным учебником русского языка. М.В. Ломоносов, высоко ценя богатство и красоту родного языка, отстаивал идею о воспитательном значении русского языка и считал, что его изучение способствует формированию патриотизма, уважения к национальной культуре и распространению грамотности и науки.

М.В. Ломоносов ввел в научное употребление такие понятия и термины, как воспитание (воспитатель, воспитывающиеся), гимназия (гимназический дом, гимназисты), занятия, знания, класс, лекции, обучать (обучение, обучающиеся), познание, учение, урок и др. Он модернизировал многие понятия церковно-книжного происхождения. Часть терминов была заимствована из уставов западноевропейских учебных заведений: академия, куратор, аудитор и др. Разнообразными педагогическими понятиями М.В. Ломоносов обогатил разделы науки, методы обучения и воспитания, этические качества личности преподавателей, молодых людей.

В "Проекте регламента московских гимназий" М.В. Ломоносов рекомендовал обучать детей в традициях народной педагогики, изучать русский язык и русскую историю. Все предметы в гимназии, за исключением философии, преподавались на русском языке. М.В. Ломоносов требовал, чтобы уже в первом классе дети могли "читать и писать в совершенстве". "Нужно следить за тем, чтобы они учились писать буквы красиво, в чем должен быть искусен и сам учитель этого класса" [1: 25]. Он считал, что гимназия является первоосновой всех искусств и наук, и поэтому молодые люди должны приучаться там к правильному образу мыслей и добрым нравам.

В 1746 г. М.В. Ломоносов подготовил документ в Академическое собрание "О привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников гимназии", в котором предлагал отбирать студентов из семинарий и обучать их академическим упражнениям. Этим, по его мнению, можно было приобрести "для Академии наук звание подлинного Петербургского университета". Он считал, что гимназия должна вмещать в себя как можно больше учеников, из числа которых потом будут отбираться самые способные [2].

М.В. Ломоносов первым представил гимназию как прогрессивную форму средней образовательной школы, обозначил ее структуру и выделил особые подразделения: российская, латинская, "первых оснований в науках", "знатнейших европейских языков".

Для каждой из видов гимназий устанавливались три класса: нижний, средний и верхний, в каждом из которых закреплялся трехгодичный срок обучения. Для русской педагогики в то время была новой идея классно-урочной системы обучения. М.В. Ломоносов ввел эту систему обучения. Он считал, что в рамках урока можно более полно использовать воспитательную функцию обучения. Урок должен быть

построен по определенной схеме: сначала проверка выполнения "домашних экзерциций" (домашних упражнений), затем — сообщение новых знаний, выполнение "дневных заданий" [1]. Большое внимание уделялось практике, проведению опытов, демонстрации практической значимости знаний. Эти положения тесно связаны с идеями великого чешского педагога Я.А. Коменского. Книга Я.А. Коменского "Видимый мир в картинках" была переведена на русский язык и неоднократно переиздавалась, так как М.В. Ломоносов считал ее необходимым учебным пособием в гимназии.

Программы и проекты М.В. Ломоносова отвечали общественным интересам, постепенно реализовывались и способствовали расширению и развитию сети гимназий и школ в России. Поэтому М.В. Ломоносов действительно является создателем отечественной общеобразовательной школы.

В период с 1750 по 1755 г. М.В. Ломоносов много работал над серией документов о высшем и среднем образовании. Позднее они были названы исследователями педагогического творчества ученого Ломоносовской программой организации просвещения в России. В это время М.В. Ломоносов находился в рассвете творческих сил, много времени отдавал непосредственной подготовке молодых специалистов и выступил с идеей открытия Московского университета. В "Доно-шении" в Сенат он обосновал свое предложение тем, что в Москве живет много дворян и разночинцев; сравнительно меньше требуется денег для обучения, так как "дешевые средства к содержанию", и существует довольно большое количество домашних учителей [3].

Программа развития высшего и среднего образования в России была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности. Демократизм выразился прежде всего в стремлении распространить образование во всех слоях российского общества. М.В. Ломоносов мечтал о привлечении к обучению детей из простонародья, заботился о создании материальных условий для получения образования всеми сословиями. Он подметил, что крестьянские дети отличаются практической сметкой, умом и трудолюбием: ".. .К наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний" [4: 30].

Важное место в программе развития отечественного образования отводилось высшему образованию. По мнению ученого, университеты должны были осуществить влияние на развитие науки и распространение просвещения в России, поэтому было необходимо составить новый регламент (устав) академического университета. Так, в 1755 г. был создан Московский университет. Первоначально в нем функционировали три факультета: философский, юридический и медицинский. Обучение в университете осуществлялось преимущественно на русском языке, появилась группа русских профессоров, боровшихся за передовую науку, национальное просвещение и демократи-

ческую педагогику. Весь первый состав студентов состоял из разночинцев. Университет был автономен, освобожден от политического надзора, имел свой суд. М.В. Ломоносов позже писал: "В Университете неотменно должно быть место трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляю синодальным училищам), в которых бы производились в магистры, лицензиаты и доктора. А ректору при нем не быть особливому, но все то знать эфору или надзирателю, что во внесенном в Историческое собрание регламенте положено, ибо ректор в университете бывает главный командир, а здесь он только будет иметь одно имя. Не худо, чтобы Университет и Академия имели по примеру иностранных какие-нибудь вольности, а особливо, чтобы они освобождены были от полицейских должностей" [3: 45].

Перед университетом М.В. Ломоносов ставил несколько целей, объединенных идеей служения "на пользу и славу Отечества":

• развитие науки, особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины;

• популяризация научных знаний через печать, диспуты, лекции, библиотеку и т.д.;

• решение педагогических задач, таких, как подготовка образованного молодого поколения через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях.

При открытии университета первой начала функционировать гимназия, в состав которой записались несколько сотен человек. Это во много раз превышало первоначальные планы приема в гимназию. Особенно быстро заполнили места гимназисты, находившиеся на казенном содержании. Причиной такого успеха гимназии было наиболее целесообразное в тех условиях построение учебного плана, что являлось важнейшей предпосылкой для открытия провинциальных гимназий в России в XVIII в. [5].

В 1764 г. в "Предположениях об устройстве и уставе Петербургской Академии" М.В. Ломоносов рассматривал вопрос о содержании высшего образования. В отличие от западноевропейских университетов он предложил изменить структуру высшего образования в России, отказавшись от богословского факультета. М.В. Ломоносов рекомендовал при установлении числа университетских кафедр исходить не из количества имевшихся в то время кандидатов на замещение профессорских вакансий, а из учета потребностей государства, чтобы "план университета служил во все будущие годы" [6].

Ценой больших усилий М.В. Ломоносову удалось заложить прочный фундамент для развития народного образования в России. Его идея непрерывности начального, среднего и высшего образования во многом определила дальнейший прогресс отечественной науки. В конце ХУШ в. Сенат страны признал, что создание гимназий и начальных

училищ "весьма полезно обществу". Но только в начале XIX в. была осуществлена в реальности мечта М.В. Ломоносова о последовательной системе образования — от начальной ступени до высшего учебного заведения в масштабах всей страны. На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности М.В. Ломоносов занимался организацией "учебного дела", преобразовывал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы и программы по предметам, создавал методические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике и просвещении называют новым периодом русской образованности.

Список литературы

1. Бобровникова В.К. Педагогические идеи и деятельность М.В. Ломоносова. М.: АПН СССР, 1961. 183 с.

2. Васецкий Г.С. Мировоззрение М.В. Ломоносова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961. 100 с.

3. Белявский М.Т. Ломоносов и основание Московского университета. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1955. 154 с.

4. Карпеев Э.П. М.В. Ломоносов — великий русский ученый-энциклопедист. Л.: Знание, 1986. 206 с.

5. Кузнецов Б.Г. Творческий путь Ломоносова. М.: Академия наук СССР, 1961. 152 с.

6. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991. 334 с.

M.V. LOMONOSOV AS THE GREAT RUSSIAN TEACHER

Chju Hunjuy (China)

In article are described M.V. Lomonosov's basic achievements on Russian education development in XVIII century: the basis of the Moscow university, opening schools and increase in number pupils different estates, distribution of scientific knowledge in Russian and creation of programs of an average and higher education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: a Russian education in XVIII century, Russian language, average and higher education programs.

Сведения об авторе

Чжу Хунжуй — магистрантка факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, выпускница бакалавриата филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Е-mail: rui-traveller@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.