Научная статья на тему 'Педагогические и психологические особенности обучения взрослых'

Педагогические и психологические особенности обучения взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тоджибаева Комила Собит Кизи

В статье анализируются педагогические и психологические особенности обучения взрослых. А также рассматриваются аспекты обучения взрослых, андрагогические основы профессионального развития и формирование профессионально-личностных установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические и психологические особенности обучения взрослых»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ Тоджибаева К.С.

Тоджибаева Комила Собит кизи - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются педагогические и психологические особенности обучения взрослых. А также рассматриваются аспекты обучения взрослых, андрагогические основы профессионального развития и формирование профессионально-личностных установок.

Ключевые слова: андрагогика, профессиональное развитие, обучения взрослых, специалист, профессия.

Одним из последствий научно-технической революции XX в. является ускоренный процесс обесценивания и устаревания знаний и умений специалистов. С середины XX в. знания устаревают наполовину через 5-6 лет или обесцениваются на 97% в процессе производственной жизни выпускника университета, причем ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% практических знаний инженеров, врачей и других специалистов. В связи с этим образование взрослых становится императивом научно-технического прогресса (С.Г. Вершловский). В настоящее время наряду с традиционным преподаванием и обучением (педагогика) выделяют преподавание и обучение взрослых (андрагогика). Андрагогика (от греч. апег, andros - взрослый мужчина, зрелый муж + ago - введу) - наука об образовании взрослых, обосновывающая деятельность обучающихся и обучающих по организации процесса обучения. В широком смысле андрагогику следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни. Как известно, часть людей реализуется в молодом возрасте, но многие раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика способствует такому раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои скрытые способности. Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus - учимся не для школы, а для жизни.

Можно выделить некоторые аспекты обучения взрослых. Обучение:

1. происходит в течение всей жизни;

2. это естественный и личностный процесс;

3. включает в себя изменения в обучающемся человеке;

4. связано с развитием личности;

5. связано с опытом человеком и его деятельностью;

6. имеет свою интуитивную сторону, т.е. оно может происходить частично и на подсознательном уровне.

Андрагогические основы профессионального развития закладываются в момент перехода личности из системы школьного обучения на следующий этап непрерывного образования. Для одних учащихся это обучение в вузе, для других - в колледже или профессионально-техническом училище. Согласно существующей социальной практике профессиональное становление может осуществляться по мере прохождения ступеней базовой профессиональной подготовки (на уровне начального, среднего, высшего образования), в ходе повышения квалификации, переобучения (переподготовки по новой специальности), самообразования [1].

Любое профессиональное образование может быть рассмотрено по отношению к личности в разных аспектах:

- как подготовка специалиста, отвечающего стандарту (модели, профессиограмме);

- как «процесс обогащения деятельностных способностей» личности (В.Г. Онушкин);

- как «процесс постановки, разворачивания, адаптации и «вживления» профессионального контекста в субъективную реальность с последующим запуском его самостоятельного совершенствования и развития» (А.И. Вовк).

В последнем случае профессия приобретает для человека экзистенциональный смысл, становясь для него способом бытия, а не простого функционирования [2].

В зависимости от исходной установки профессиональное обучение на практике осуществляется на разных уровнях проникновения в глубины освоения той или иной специальности. Это может быть:

- приобретение конкретных умений и навыков, позволяющих выполнять локальные операции и действия, решая тем самым отдельные практические задачи;

- освоение методик организации деятельности, технологий осуществления тех или иных процессов;

- накопление (обновление) теоретических сведений, осуществляемое фрагментарно либо системно;

- формирование профессионально-личностных установок, системы ценностей, связанных с пребыванием в профессии, нахождение смыслов профессиональной деятельности, т.е. выработка собственной философии профессии [3].

В случае сочетания перечисленных уровней один из них все равно остается доминирующим, определяя качество итогового результата. Но только при соответствующих условиях человек, приобретающий специальность, параллельно обретает способность быть субъектом собственного профессионального развития. Это происходит, когда процесс обучения приобретает андрагогические характеристики.

Список литературы

1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова. М.,

1993-1999. С. 29.

2. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. М., 2002. С. 28-29.

3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к

личности. М., 2001. С. 41.

ДИСКУССИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КЕЙС-МЕТОДА Медведева А.В.

Медведева Анна Владимировна - магистрант, кафедра английского языка, факультет иностранных языков, Омский государственный педагогический университет, г. Омск

Аннотация: статья посвящена проблеме проведения дискуссии в процессе использования кейс-метода при обучении говорению на уроках английского языка. В статье рассмотрены основные составляющие кейс-технологии, позволяющие развивать навыки устной речи на английском языке. На основе анализа был выявлено, что дискуссия является важным элементом при обучении говорению на уроках английского языка. В данной работе рассмотрены способы проведения дискуссии, выделены наиболее подходящие формы ее организации в рамках кейс-метода. Ключевые слова: кейс-метод, дискуссия, обсуждение, английский язык, обучение говорению, речевые ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.