Научная статья на тему 'Дискуссия как элемент кейс-метода'

Дискуссия как элемент кейс-метода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1002
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / ДИСКУССИЯ / ОБСУЖДЕНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ / РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Анна Владимировна

Статья посвящена проблеме проведения дискуссии в процессе использования кейс-метода при обучении говорению на уроках английского языка. В статье рассмотрены основные составляющие кейс-технологии, позволяющие развивать навыки устной речи на английском языке. На основе анализа был выявлено, что дискуссия является важным элементом при обучении говорению на уроках английского языка. В данной работе рассмотрены способы проведения дискуссии, выделены наиболее подходящие формы ее организации в рамках кейс-метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискуссия как элемент кейс-метода»

- как подготовка специалиста, отвечающего стандарту (модели, профессиограмме);

- как «процесс обогащения деятельностных способностей» личности (В.Г. Онушкин);

- как «процесс постановки, разворачивания, адаптации и «вживления» профессионального контекста в субъективную реальность с последующим запуском его самостоятельного совершенствования и развития» (А.И. Вовк).

В последнем случае профессия приобретает для человека экзистенциональный смысл, становясь для него способом бытия, а не простого функционирования [2].

В зависимости от исходной установки профессиональное обучение на практике осуществляется на разных уровнях проникновения в глубины освоения той или иной специальности. Это может быть:

- приобретение конкретных умений и навыков, позволяющих выполнять локальные операции и действия, решая тем самым отдельные практические задачи;

- освоение методик организации деятельности, технологий осуществления тех или иных процессов;

- накопление (обновление) теоретических сведений, осуществляемое фрагментарно либо системно;

- формирование профессионально-личностных установок, системы ценностей, связанных с пребыванием в профессии, нахождение смыслов профессиональной деятельности, т.е. выработка собственной философии профессии [3].

В случае сочетания перечисленных уровней один из них все равно остается доминирующим, определяя качество итогового результата. Но только при соответствующих условиях человек, приобретающий специальность, параллельно обретает способность быть субъектом собственного профессионального развития. Это происходит, когда процесс обучения приобретает андрагогические характеристики.

Список литературы

1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова. М.,

1993-1999. С. 29.

2. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. М., 2002. С. 28-29.

3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к

личности. М., 2001. С. 41.

ДИСКУССИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КЕЙС-МЕТОДА Медведева А.В.

Медведева Анна Владимировна - магистрант, кафедра английского языка, факультет иностранных языков, Омский государственный педагогический университет, г. Омск

Аннотация: статья посвящена проблеме проведения дискуссии в процессе использования кейс-метода при обучении говорению на уроках английского языка. В статье рассмотрены основные составляющие кейс-технологии, позволяющие развивать навыки устной речи на английском языке. На основе анализа был выявлено, что дискуссия является важным элементом при обучении говорению на уроках английского языка. В данной работе рассмотрены способы проведения дискуссии, выделены наиболее подходящие формы ее организации в рамках кейс-метода. Ключевые слова: кейс-метод, дискуссия, обсуждение, английский язык, обучение говорению, речевые ситуации.

Кейс-метод - современная технология обучения английскому языку. Для использования данного метода на уроках английского языка следует учитывать ряд особенностей, необходимо соблюдать все этапы его применения. Решение кейса на уроке английского языка включается в себя этап ознакомления учащихся с ситуацией, ее особенностями, далее происходит выделение главной проблемы, фактов, участников, затем, поиск возможных решений проблемы и анализ их последствий. После проводится обсуждение принятых решений, дискуссия всех учащихся.

При обучении говорению с помощью использования кейс-метода на уроках английского языка этап дискуссии является важным звеном. Именно в обсуждении принятых решений формируются навыки устной речи, развивается такой вид деятельности, как говорение. Филатов В.М. и Белогрудова В.П. отмечают, что говорение - высказывание своих мыслей и передача чужих мнений в устной форме на родном или иностранном языке [4, с. 214].

Кейс-технология содержит в себе элементы, которые способствуют развитию устной речи на английском языке. Данный метод обеспечивает мотивацию учащихся, так как содержит в себе конкретную речевую ситуацию, где нужно совершить речевой поступок, высказаться. Одной из особенностей кейс метода является то, что он способствует повышению мотивации учащихся и уровню заинтересованности в дальнейшем изучении языка. С помощью применения кейс-метода на уроках английского языка учащиеся могут выражать свое отношение к той или иной ситуации, говорить и слушать своего собеседника, то есть в ходе дискуссии активизируется речевое поведение, так учащиеся больше говорят, рассуждают на языке, тренируют свою речь. Кейс-метод обладает целенаправленностью, во время обсуждения учащиеся могут убеждать своих собеседников в правильности принятого решения, основная задача здесь - воздействовать на оппонентов, поддержать сторонников [1]. Процесс работы с кейсом является целенаправленным, так как его главная задача - представить свое решение, аргументировать его для того, чтобы убедить слушателей в его правильности.

Для обсуждения на уроках английского языка могут быть использованы описания реальных ситуаций, которые могут возникнуть в жизни учащихся. Речевые ситуации, представленные в кейсе, которые были отработаны на уроке, могут быть применены учащимися в их повседневной жизни или профессиональной деятельности.

Следующий элемент кейс технологии, как метода обучению говорению на уроках английского языка является самостоятельность. На одном из этапов решения кейса учащиеся выделяют всю необходимую информацию, обрабатывают ее и вырабатывают решение [2]. Свою речь, устный ответ и аргументы для дискуссии сформулировать и представить необходимо также самостоятельно. Для осуществления говорения необходимо наличие речевой ситуации, которая потенциально является стимулом к говорению. Такие обстоятельства моделируются с помощью кейс-метода.

Как неотъемлемый элемент кейс-метода была выделена дискуссия.

Гладких И.В. отмечает, что при использовании кейс-метода этап дискуссии может проводиться в нескольких форматах. Первый вид дискуссии предполагает опрос учащегося, где учитель задает вопросы, исходя из ответов учащегося, можно определить его позицию к решаемой проблеме, понять, чем он руководствовался, делая выбор, аргументирована ли его точка зрения. Логика представленных утверждений подвергается анализу, поэтому все высказывания ученика должны быть четкими и ясными. В таком формате учащийся может представлять свою группу, с которой они вместе работали над кейсом. Такой формат обсуждения помогает дать более полные ответы на вопросы, тщательнее продумать свою речь, так как решение было выработано совместными групповыми усилиями. Данный формат дискуссии упрощает работу над кейсом, в связи с тем, что от каждой группы отвечает на вопросы учителя один учащийся. Следующий вид дискуссии подразумевает беседу

76

учителя и ученика, это обычное обсуждение, в котором принимают участие и другие учащиеся. Учитель принимает заранее неправильную точку зрения, позицию, в роли его адвоката выступает один из учащихся, его задача состоит в том, чтобы активно думать и рассуждать, располагать в определенном порядке факты, концептуальную или теоретическую информацию, его личный опыт. Такой формат является сложнее предыдущего, так как учащимся нужно приводить аргументы, исходя из неверного мнения учителя или, наоборот, убедить его, встав на защиту учащегося. Однако такой вид обсуждения требует сильной подготовки учащихся по английскому языку, соответственно, подходит не для всех классов. Следующий формат обсуждения похож на предыдущий вид дискуссии, но есть одно отличие, которое заключается в том, что учитель должен высказывать гипотетические ситуации, которые выходят за рамки позиции учащихся, и им нужно оценить предложенные проблемы [3]. Данный вид обсуждения проводится коллективно, что активизирует работу учащихся на занятии. Еще один формат дискуссии предполагает обсуждение принятых решений между учащимися, которые могут сотрудничать или быть в конфронтации, для этого лучше всего разделить класс на соответствующие группы, в зависимости от принятой позиции. Такой формат дискуссии не займет много времени, пробуждает командный дух, соревнование между группами мотивирует учащихся на поиск наиболее оптимального и подходящего решения проблемы, но учителю необходимо следить, чтобы все участники работали, предлагали свои идеи и принимали участие в групповом обсуждении. В процессе дискуссии учащиеся также могут играть определенные роли, которые попросил принять их учитель для дальнейшего взаимодействия всех учеников. Последний вид обсуждения проблемы проходит в «безмолвной» форме, где учитель спрашивает одного ученика, если у него появляются затруднения, тогда обращается к другому.

Кейс-технология является современным методом обучения английскому языку. Кейс-метод развивает навыки устной речи учащихся, основной упор делается на такой вид деятельности, как говорение. В процессе применения данного метода центральное место занимает обсуждение принятых решений проблемы, представленной в кейсе. На этапе обсуждения должна быть проведена организованная дискуссия, так как без нее невозможно активизировать речевую деятельность учащихся.

Список литературы

1. Вайсбурд М.Л., Ариян М.А. Ситуативная роль как методическое понятие // Иностранные языки в школе, 1984. № 5. С. 23. Вестник Иркутского государственного технического университета, 2013. № 9 (80). С. 274-281.

2. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент, 2005. Вып. 2. С. 169-194.

3. Крапивкина О.А., Синева Ю.О. О традициях и инновациях в методике преподавания иностранных языков // Вестник Иркутского государственного технического университета, 2013. № 9 (80). С. 274-281.

4. Филатов В.М., Белогрудова В.П., Исаева Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей (Под ред. В.М.Филатова). Ростов н/Д: Феникс, 2004. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.