АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ «КЕЙС-МЕТОДА»
А.Е. Ниязова
Аннотация. Рассмотрена проблема применения «кейс-метода» обучения с целью повышения эффективности и качества профессиональной подготовки будущих учителей на лабораторных занятиях по современной методике обучения иностранным языкам. Активизация обучающей деятельности учителей иностранного языка может быть достигнута за счет освоения ими основных аспектов содержания профессиональной подготовки: мотивационной, процессуальной, результативной и рефлексивной. Организация освоения содержания профессиональной подготовки, в свою очередь, может быть достигнута посредством «кейс-метода» и методической системы активных методов-приемов обучения.
Ключевые слова: обучающая деятельность преподавателя; активизация процесса подготовки учителя иностранного языка; «кейс-метод»; метод-прием; мотивационный аспект содержания; процессуальный аспект содержания; результативный аспект содержания; рефлексивный аспект содержания.
Реализация современного качественного образования требует поиска новых эффективных методик обучения и подготовки компетентных и конкурентоспособных кадров - специалистов в различных областях знаний. Эта задача остается актуальной в условиях любой системы образования и в любом государстве. Эффективность работы будущего специалиста зависит от того, насколько успешно он осуществляет свою профессиональную деятельность, владеет комплексом профессиональных компетенций, используя все свои знания, навыки, умения, творческий опыт, находит пути решения вопросов, связанных с профессиональными интересами.
В данной статье мы обращаем внимание на вопрос применения «кейс-метода» при обучении будущих учителей иностранного языка на практических лабораторных занятиях по современной методике обучения иностранным языкам при кафедре теории и практики иностранных языков Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилёва (г. Астана).
Ведь именно на этих практических занятиях и во время прохождения студентами педагогической практики в школе создаются условия для интеграции психологических и специальных знаний студентов, и знания по различным дисциплинам переводятся на язык практических действий, направляются на решение конкретных практических профессиональных обучающих задач. На этом этапе происходит формирование обучающих умений и профессиональной компетентности учителя.
Проведя ряд экспериментов, считаем необходимым отметить, что «кейс-метод» наиболее эффективен в качестве способа организации, освоения и управления освоением содержания профессиональной подготовки учителей иностранного языка [1. С. 38].
«Кейс-метод» рассматривается нами как способ изучения предмета (если главная цель в его изучении - приобретение системных знаний) и как способ овладения (освоения) определенным содержанием обучения, одним из компонентов которого являются навыки и умения осуществлять ту или иную деятельность, т.е. это и способ формирования навыков и умений в различных видах деятельности. Рассмотрим требования к применению «кейс-метода»:
- во-первых, обучаемым для решения должно быть представлено большое количество практических задач в определенных комбинациях, обеспечивающих организацию тренировки обучаемых в решении этих задач и лучшее усвоение изучаемого материала;
- во-вторых, обучаемым необходимо предоставить возможность решать практические задачи, подключая имеющийся у них профессиональный опыт, знания, навыки и умения, а также анализировать условия решения задач, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант для решения задач;
- в-третьих, обучение должно осуществляться в различных организационных формах, т.е. возможно индивидуальное, групповое, коллективное решение профессиональных задач;
- в-четвертых, обучение должно осуществляться с применением различных наглядных и технических средств обучения;
- в-пятых, при решении задач обучаемые должны иметь возможность выполнять на занятиях различные виды деятельности: познавательную, учебную, самостоятельную, творческую, поисковую, мыслительную, организаторскую, планирующую и т.д.
Рассмотренные требования учитывались нами при составлении кейса для обучения будущих учителей иностранного языка.
Содержание профессиональной подготовки учителя было организовано в кейс. Кейс может содержать упражнения, обеспечивающие активизацию четырех основных компонентов, выделяемых в содержании профессиональной подготовки учителя иностранного языка:
1) мотивационного, способствующего формированию у учителя профессиональных мотивов к осуществлению обучающей деятельности, подготовке учителя к проведению анализа педагогической ситуации, определению индивидуальных особенностей, уровня обученности и обучаемости своих учеников;
2) процессуального, способствующего овладению учителем способами организации правильного обучающего воздействия и взаимодействия с учащимися посредством отбора и переработки содержания,
приемов, средств, форм обучения иностранному языку и способов организации межпредметных связей;
3) результативного, способствующего овладению учителем способами самостоятельной разработки и использования учебного языкового и речевого материала, наиболее эффективных приемов, средств, форм обучения иностранному языку и контрольных материалов;
4) рефлексивного, способствующего овладению учителем способами осуществлению контроля (установлению подготовленности учащихся к овладению учебным материалом, получению информации о характере протекания учебно-речевой деятельности, определению трудностей, причин ошибок учащихся) и самоконтроля (выявлению эффективности и внесение корректив в процесс организации и применения учебного материала, приемов, средств, форм обучения, иноязычного учебного общения на уроке).
В настоящей статье мы рассматриваем специальный комплекс методических упражнений-задач для активизации обучающей деятельности будущих учителей иностранного языка, собранных в кейс, которые обеспечат освоение мотивационного, процессуального, результативного и рефлексивного аспектов содержания профессиональной подготовки.
Рассмотрим созданный кейс. Полностью кейс представлен в учебном пособии «Сборник упражнений-задач для активизации обучающей деятельности учителя английского языка» [2].
В кейс вошло большое количество упражнений-задач, которые способствуют подготовке учителя к реальной педагогической практике и предоставляют возможность использовать имеющийся у него опыт, знания теоретических и практических дисциплин, навыки и умения.
Управление освоением учителями содержания реализуется при организации решения упражнений-задач в определенной последовательности, совокупности, во взаимосвязи друг с другом, по нарастающей сложности, так, что решение предыдущих задач способствует подготовке обучаемых к успешному решению последующих.
Обучение учителя начинается с решения упражнений-задач, обеспечивающих освоение мотивационного аспекта содержания профессиональной подготовки, далее - освоение процессуального и результативного аспектов. Заканчивается обучение упражнениями-задачами, которые гарантируют освоение рефлексивного аспекта содержания. Решение упражнений-задач может осуществляться в парах, группах, индивидуально, коллективно, с использованием наглядных и технических средств обучения, к примеру схем, коллажей, таблиц, аудио- и видеозаписей.
Данный кейс разделен на кейсы более низкого уровня, направленные на подготовку учителя к обучению различным видам иноязычной речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму.
Рассмотрим кейс, в который вошли упражнения для обучения иноязычному говорению.
Упражнения-задачи, способствующие освоению аспектов содержания профессиональной подготовки:
мотивационного процессуального результативного рефлексивно- го
Упражнения-задачи на обеспечение: - тренировки в определении программных требований к уровню сформированности знаний, речевых навыков и умений учащихся в говорении; - обучения диагностированию индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, определению способов повышения мотивации учения; - обучения определению целей, задач уроков, их воспитательной, развивающей, образовательной эффективности; - тренировки в отборе учебного языкового и речевого материала, приемов, средств, форм обучения говорению; - тренировки в выборе способов дифференцированного обучения говорению и достижения межпредметных связей Упражнения-задачи на обеспечение: - обучения планированию урока и определению последовательности его этапов; - обучения рациональному отбору и организации упражнений для обучения диалогической и монологической речи; - обучения рациональному отбору и применению активных форм обучения говорению; - обучения рациональному отбору и применению эффективных средств обучения говорению; - обучения рациональному отбору и применению активных приемов обучения говорению; - обучения установлению взаимодействия в учебно-речевом общении Упражнения-задачи на обеспечение: - обучения самостоятельному использованию активных форм, разработке и использованию эффективных средств, упражнений для обучения говорению; - обучения самостоятельному использованию активных приемов обучения говорению; - обучения самостоятельной разработке и использованию тестовых заданий Упражнения-задачи на обеспечение: - тренировки в оценивании качества планирования урока; - тренировки в оценивании эффективности использования активных приемов, форм, средств обучения говорению, отбора языкового и речевого материала
К каждому упражнению, представленному в кейсе, предлагается конкретный наглядный или текстовой материал. Первая группа включает в себя упражнения-задачи, способствующие овладению будущим учителем иностранного языка мотивационным аспектом содержания его профессиональной подготовки. Рассмотрим некоторые из них:
1. Упражнения-задачи на тренировку в определении программных требований к уровню сформированности знаний, речевых навыков и умений в говорении:
• Проанализируйте программы для общеобразовательных учреждений по иностранным языкам, учебные пособия и заполните таблицу с требованиями к владению устной диалогической / монологической речью учащимися...
2. Упражнения-задачи на обучение определению возрастных особенностей учащихся, диагностированию их речевых, интеллектуальных возможностей, индивидуальных особенностей и определению способов повышения мотивации при обучении их иноязычному говорению:
• Выберите из предлагаемого списка возрастных особенностей школьников те, которые соответствуют учащимся начальных классов, среднего подросткового периода, старших классов...
• Отметьте, может ли следующая анкета помочь учителю при обучении учащихся диалогической и монологической речи на английском языке. Какие действия Вы бы предприняли после получения результатов такой анкеты?
• Что бы Вы посоветовали учителям, написавшим о случаях, произошедших с ними на уроках.
• Проанализируйте следующие рекомендации и определите, какие из них будут способствовать улучшению взаимодействия учащихся с учителем и учащихся друг с другом на уроке английского языка.
3. Упражнения-задачи на обучение определению целей и задач уроков, направленных на обучение иноязычному говорению, и их воспитательной, развивающей, образовательной эффективности:
• Проанализируйте формулировки целей уроков и определите, какая цель реализуется на уроке английского языка (практическая, образовательная, развивающая, воспитательная).
• Проанализируйте формулировки целей уроков, разработанных студентами, направленные на обучение иноязычному говорению, и определите, соответствует ли содержание урока поставленным учителем целям.
• Проанализируйте предлагаемые планы уроков, разработанных студентами, и определите цели и задачи урока.
• Проанализируйте предлагаемые фрагменты из планов уроков различных учителей и определите, каким образом учитель достигает реализации воспитательной цели урока (развивающей, образовательной) и т. д.
4. Упражнения-задачи на тренировку в отборе учебного языкового и речевого материала, приемов, средств, форм обучения говорению на английском языке:
• Определите, соответствует ли предлагаемый учебный языковой и речевой материал познавательным возможностям и возрастным интересам учащихся и целям обучения.
• Определите, какие из предлагаемых упражнений наиболее эффективны в обучении говорению на английском языке.
• Обсудите на занятии, какую цель поставил учитель, предлагая учащимся следующие задания к тексту.
• Посмотрите видеозапись урока, проанализируйте его и определите: а) соответствует ли используемый учителем языковой и речевой материал возрастным интересам учащихся; б) какие средства, формы, приемы обучения, ориентированные на возрастные и познавательные интересы учащихся, используются учителем на уроке.
• Проанализируйте способы расположения учащихся на уроке английского языка. Скажите, в какой форме обучения (групповой, фронтальной, индивидуальной, парной) может быть проведено учебное общение? Обсудите достоинства и недостатки различных способов расположения в классе. Какой способ Вы бы предпочли? Аргументируйте свой выбор.
• Отберите из предлагаемых заданий те, которые способствуют порождению мотивированных устных речевых высказываний.
• Отберите из предлагаемых в зарубежных и отечественных учебных пособиях упражнений те, которые будут мотивировать устные высказывания.
5. Упражнения-задачи на тренировку в выборе способов дифференцированного обучения говорению и достижения межпредметных связей:
• Определите, какие умения в иноязычном говорении формируют данные задания.
• Проанализируйте учебники по английскому языку и приведите примеры упражнений, где: а) монологическая речь является целью (средством обучения); б) диалогическая речь является целью (средством обучения).
• Проанализируйте предлагаемые фрагменты уроков и определите, каким образом учитель использует содержание других учебных предметов при обучении говорению на английском языке.
• Определите, какие «фоновые» знания обеспечат мотивированное общение учащихся в следующих учебно-речевых ситуациях.
Вторая группа упражнений-задач способствует овладению будущим учителем иностранного языка процессуальным аспектом содержания профессиональной подготовки. В эту группу вошли [2. С. 40]:
1. Упражнения-задачи на обучение планированию урока английского языка, направленного на формирование умений в иноязычном говорении:
• На каком этапе урока (речевая зарядка, введение материала, его тренировка, активизация материала в речи, домашнее задание) могут быть выполнены задания.
• Выделите этапы урока в предлагаемых конспектах уроков студентов и определите задачи и содержание каждого из них, оцените их взаимосвязь. Укажите, как организационно осуществляет учитель переход от одного этапа к другому.
• Расположите в нужном порядке этапы урока и сформулируйте тему, цели, задачи урока.
2. Упражнения-задачи на обучение рациональному отбору языкового и речевого материала (тем, текстов, учебно-речевых ситуаций), необходимого для обучения говорению на английском языке:
• Отберите языковой и речевой материал, а также аутентичный речевой материал для обучения учащихся диалогической и монологической речи на английском языке и аргументируйте свой выбор.
3. Упражнения-задачи на обучение рациональному отбору и организации упражнений, способствующих обучению учащихся диалогическим и монологическим формам говорения:
• Отберите из предлагаемых упражнений те, которые: обеспечат овладение учащимися способами связного, логичного изложения мыслей при осуществлении устных высказываний; можно использовать при обучении говорению на основе учебного фильма (перед просмотром и после его просмотра).
• Расположите в нужной последовательности этапы проведения ролевой игры; работу над диалогом-образцом; этапы проведения деловой игры.
• Сравните варианты обучения учащихся иноязычному монологическому высказыванию на основе текста-образца и выберите наиболее эффективный вариант.
• Для того чтобы подготовить учащихся к описанию картинки (серии картинок), учитель может применить один из двух приемов. Выберите наиболее эффективный. Разработайте фрагмент урока с использованием выбранного Вами приема и разыграйте его на занятии.
4. Упражнения-задачи на обучение рациональному отбору и применению средств обучения говорению:
• Определите, какие из предлагаемых наглядных опор можно использовать при обучении учащихся иноязычному говорению.
• Определите нужную последовательность работы над постановочной таблицей и коллажем.
5. Упражнения-задачи на обучение рациональному отбору и применению форм обучения иноязычному говорению:
• Посмотрите видеозапись урока и определите, какие формы обучения говорению использует учитель. Как сочетаются различные формы обучения на уроке? Какова цель парной и групповой работы организованной учителем?
• Заполните индивидуально следующую таблицу о достоинствах / недостатках применения различных форм обучения говорению.
• Определите: а) какой режим, по вашему мнению, наиболее близок к естественной диалогической речи: «учитель ^ класс»; «учи-
тель ^ ученик 1, ученик 2»; «ученик ^ ученик»; «ученик ^ класс»; б) какой режим, по вашему мнению, наиболее близок к естественной монологической речи: «ученик ^ класс»; «ученик ^ ученик»; «учитель ^ ученик 1, ученик 2»; «учитель ^ ученик 1, ученик 2, ученик 3 ^ класс»; «учитель ^ класс»?
6. Упражнения-задачи на обучение рациональному отбору и применению активных приемов обучения говорению:
• Выберите из предложенного списка активные приемы обучения говорению.
Для того чтобы применяемые активные приемы обучения говорению способствовали реализации поставленных задач, учителю следует учитывать многие факты. Ознакомьтесь с предлагаемой схемой и списком необходимых действий, которые следует выполнить учителю. Выберите из каждой группы необходимые действия учителя.
• Сравните варианты проведения дискуссии при обучении говорению по теме. Выберите наиболее эффективный. Разыграйте дискуссию на занятии.
• Определите нужную последовательность этапов проведения «мозгового штурма» по теме. и организуйте «мозговой штурм» на занятии.
7. Упражнения-задачи на обучение установлению взаимодействия в учебно-речевом общении с учащимися:
• Определите, с какой целью учитель формулирует следующую установку в начале урока для учащихся.
• Адаптируйте речь учителя при формулировании следующих целевых установок.
• Представьте себя в предлагаемой ситуации и ответьте, что бы вы сказали учащимся, если Вы: проверяете посещаемость, начинаете изучать с учениками новую тему по учебнику, проверяете, выполнили ли учащиеся задание и т. д.
• Выберите определенную тему и организуйте общение с учащимися. Подумайте, какие вопросы Вы зададите вашим ученикам для того, чтобы: а) стимулировать краткие ответы учеников; б) стимулировать высказывания индивидуальных учеников; в) стимулировать желание всех учащихся участвовать в беседе и задавать друг другу вопросы?
Упражнения-задачи третьей группы обеспечивают освоение результативного аспекта содержания профессиональной подготовки и способствуют реализации готовности к обучающей деятельности и самостоятельности в решении задач [2. С. 81]. В эту группу вошли:
1. Упражнения-задачи на обучение самостоятельному отбору и организации форм, разработке и использованию средств, упражнений для обучения школьников иноязычному говорению:
• Ознакомьтесь с диалогом-образцом (с текстом-образцом) и объясните, каким образом Вы будете использовать его при обучении диалогической речи ваших учеников. Разработайте упражнения, обучающие учащихся диалогической речи.
• Спланируйте упражнения, обучающие диалогической и монологической речи на основе предлагаемого аутентичного текста. Подготовьте опоры, которые будут мотивировать высказывания учащихся.
• Разработайте фрагмент урока, направленного на обучение говорению на основе текста и организуйте учебный разговор в режиме «учитель - класс», «учитель - ученик 1 - ученик 2 - ученик 3».
• Проанализируйте предлагаемый текст и разработайте упражнения, обучающие монологической речи с помощью подстановочной таблицы и плана высказывания.
• Проанализируйте предлагаемые в зарубежных учебных пособиях задания для организации ролевых игр, разработайте наглядные опоры, с помощью которых учащиеся выполнят упражнения, и определите, какой языковой и речевой материал может помочь учащимся выполнить задание.
• Спланируйте фрагмент урока, обучающего говорению, с использованием предлагаемого коллажа, и разыграйте его на занятии.
• Расположите предлагаемый материал для обучения диалогической (монологической) речи в нужном порядке; распределите его на три урока и разработайте фрагменты уроков. Обоснуйте последовательность работы над диалогической (монологической) речью. Докажите необходимость выбранных упражнений.
2. Упражнения-задачи на обучение самостоятельному использованию активных приемов обучения говорению:
• Разработайте дискуссию на основе следующих утверждений. Спланируйте этапы проведения дискуссии, разработайте вопросы, которые будут способствовать стимулированию речевых высказываний учащихся, отберите необходимый для проведения дискуссии наглядный, языковой и речевой материал из отечественных и зарубежных учебных пособий.
3. Упражнения-задачи на обучение самостоятельной разработке и использованию тестовых заданий, необходимых для контроля уровня владения учащихся иноязычным говорением:
• Разработайте тестовые задания для проверки уровня владения учащимися фразами, клише, выражающими в английском языке согласие, несогласие, сомнения, уверенность и т.д.
Четвертая группа упражнений способствует активизации освоения учителем рефлексивного аспекта содержания профессиональной подготовки:
1. Упражнения-задачи на тренировку в оценивании качества планирования урока, эффективности использования активных приемов, форм, средств обучения говорению, отбора и применения языкового и речевого материала на уроке английского языка:
• Проанализируйте предлагаемые планы-конспекты уроков студентов, направленных на формирование у учащихся умений в говорении на английском языке. Определите их достоинства и недостатки.
• Проанализируйте видеозапись урока английского языка и определите, какова цель использования учителем технических средств обучения.
• Проанализируйте план фрагмента урока и определите, правильно ли поступил учитель, включив в данный фрагмент урока упражнение на перевод, и в каком режиме выполняют учащиеся упражнение.
• Проанализируйте задания, обучающие учащихся говорению на основе иноязычного текста. Оцените эффективность предлагаемых заданий. Обоснуйте свой выбор.
• Проанализируйте действия учителя при планировании дискуссии. Определите неточности в планировании дискуссии, как можно их устранить.
2. Упражнения-задачи на тренировку в оценивании качества осуществляемого учебно-речевого общения на уроке английского языка:
• Проанализируйте речь учителя на уроке. Адаптирована ли она к уровню языковой подготовки учащихся?
• Посмотрите видеозапись фрагментов уроков и определите, какие ошибки допускает учитель. Работе какого учителя Вы отдадите предпочтение? Аргументируйте свой выбор.
• Проанализируйте фрагменты уроков и определите, какие ошибки допускает учитель при распределении учащихся по группам с целью выполнения ролевой игры. Работе какого учителя Вы отдадите предпочтение? Аргументируйте свой выбор.
В заключение отметим, что представленный нами подход к организации подготовки специалистов-учителей посредством «кейс-метода» позволяет наиболее полно активизировать работу каждого обучающегося и вовлечь в принятие самостоятельных педагогических решений с использованием современных ресурсов. Подобная организация аудиторной работы дает возможность сделать занятия более интересными, а подготовку специалистов - более качественной, активной и оптимальной.
Литература
1. Ниязова А.Е. Активизация процесса обучения учащихся седьмых-восьмых классов общеобразовательной школы говорению на английском языке : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 188 с.
2. Ниязова А.Е., Колкова М.К. Сборник упражнений-задач для активизации обучающей деятельности учителя английского языка. Астана : Зерде, 2013. 118 с.
THE ACTIVIZATION OF THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER’S PROFESSIONAL TRAINING BY “CASE STUDY” METHOD
Niyazova A.Y. (Department of Theory and Practice of Foreign Languages, Faculty of Philology, ENU Eurasian National University. Astana, Kazakhstan).
E-mail: [email protected]
Keywords: the teaching activity; the activization of the process of teachers professional training; “case study” method; method-way; motivation aspect of content; processional aspect of content; result aspect of content; reflective aspect of content.
Summary. The article concerns the problem of improvement in foreign languages teachers’ professional training by “case study” method. The activization of training process will be reached when teachers master the main aspects of professional training content (motivation, processional, result, reflective). The rational organization of teacher training can be provided with “case study” method and also with methodical system of active teaching methods-ways.