Научная статья на тему 'Педагогические и психологические особенности обучения взрослых'

Педагогические и психологические особенности обучения взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибраимов Холбой Ибрагимович

В статье анализируются педагогические и психологические особенности обучения взрослых. А также рассматривается аспекты обучения взрослых, андрагогические основы профессионального развития и формирование профессионально-личностных установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические и психологические особенности обучения взрослых»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ Ибраимов Х.И.

Ибраимов Холбой Ибрагимович - доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются педагогические и психологические особенности обучения взрослых. А также рассматривается аспекты обучения взрослых, андрагогические основы профессионального развития и формирование профессионально-личностных установок.

Ключевые слова: андрагогика, профессиональное развитие, обучения взрослых, специалист, профессия.

В обучении, организованном с позиции гуманистической психологии, реализуется высокая степень свободы и выбора всех параметров учебного процесса (цели, мотивы, формы и методы, контроль и т. д.). При этом обучающий выполняет роль наставника, консультанта, помогающего обучающемуся. Признание ведущей роли самого обучающегося в своем обучении учеными-педагогами было взято как основание к осмыслению специфики обучения взрослых. Теория и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования представляет собой особую область научно-педагогического знания - андрагогику .

Одним из последствий научно-технической революции XX в. является ускоренный процесс обесценивания и устаревания знаний и умений специалистов. С середины XX в. Знания устаревают наполовину через 5-6 лет или обесцениваются на 97% в процессе производственной жизни выпускника университета, причем ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% практических знаний инженеров, врачей и других специалистов. В связи с этим образование взрослых становится императивом научно-технического прогресса (С.Г. Вершловский). В настоящее время наряду с традиционным преподаванием и обучением (педагогика) выделяют преподавание и обучение взрослых (андрагогика). Андрагогика (от греч. апег, andros - взрослый мужчина, зрелый муж + ago - введу) - наука об образовании взрослых, обосновывающая деятельность обучающихся и обучающих по организации процесса обучения. В широком смысле андрагогику следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни.

Как известно, часть людей реализуется в молодом возрасте, но многие раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика способствует такому раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои скрытые способности. Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus - учимся не для школы, а для жизни.

Можно выделить некоторые аспекты обучения взрослых. Обучение:

1. происходит в течение всей жизни;

2. это естественный и личностный процесс;

3. включает в себя изменения в обучающемся человеке;

4. связано с развитием личности;

5. связано с опытом человеком и его деятельностью;

6. имеет свою интуитивную сторону, т.е. оно может происходить частично и на подсознательном уровне.

Обучающегося взрослого человека отличают следующие характеристики:

1) он осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью;

2) накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения и его самого, и его коллег;

3) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решать свои жизненно важные проблемы и достигать конкретной цели;

4) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;

5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными факторами (условиями).

Андрагогические основы профессионального развития закладываются в момент перехода личности из системы школьного обучения на следующий этап непрерывного образования. Для одних учащихся это обучение в вузе, для других - в колледже или профессионально-техническом училище. Согласно существующей социальной практике профессиональное становление может осуществляться по мере прохождения ступеней базовой профессиональной подготовки (на уровне начального, среднего, высшего образования), в ходе повышения квалификации, переобучения (переподготовки по новой специальности), самообразования [1].

Любое профессиональное образование может быть рассмотрено по отношению к личности в разных аспектах:

- как подготовка специалиста, отвечающего стандарту (модели, профессиограмме);

- как "процесс обогащения деятельностных способностей" личности (В.Г. Онушкин);

- как "процесс постановки, разворачивания, адаптации и "вживления" профессионального контекста в субъективную реальность с последующим запуском его самостоятельного совершенствования и развития" (А.И. Вовк).

В последнем случае профессия приобретает для человека экзистенциональный смысл, становясь для него способом бытия, а не простого функционирования [2].

В зависимости от исходной установки профессиональное обучение на практике осуществляется на разных уровнях проникновения в глубины освоения той или иной специальности. Это может быть:

- приобретение конкретных умений и навыков, позволяющих выполнять локальные операции и действия, решая тем самым отдельные практические задачи;

- освоение методик организации деятельности, технологий осуществления тех или иных процессов;

- накопление (обновление) теоретических сведений, осуществляемое фрагментарно либо системно;

- формирование профессионально-личностных установок, системы ценностей, связанных с пребыванием в профессии, нахождение смыслов профессиональной деятельности, т.е. выработка собственной философии профессии [3].

В случае сочетания перечисленных уровней один из них все равно остается доминирующим, определяя качество итогового результата. Но только при соответствующих условиях человек, приобретающий специальность, параллельно обретает способность быть субъектом собственного профессионального развития. Это происходит, когда процесс обучения приобретает андрагогические характеристики.

Список литературы

1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1993-1999. С. 29.

2. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. М., 2002. С. 28-29.

3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От 3 деятельности к личности. М., 2001. С. 41.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Хасанова Г.Х.1, Рахматова Г.Ш.2

1Хасанова Гулноз Хакимовна - доцент, заведующая кафедрой;

2Рахматова Гуллола Шавкатовна - преподаватель, кафедра дошкольного образования, педагогический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается некоторые вопросы взаимосвязи между методом и средствами обучения в процессе обучения.

Ключевые слова: гуманитаризация, педагогика, метод, стиль, взаимосвязь, образовательный процесс.

В настоящее время главной целью образовательных реформ в Узбекистане является воспитание свободной, самостоятельной, всесторонне развитой личности. Как известно, гуманитаризация общества осуществляется в тесном взаимодействии с гуманитаризацией деятельности образовательных учреждений. Ведь в учебных заведениях обучающийся наряду с овладением только определенными знаниями, умениями и навыками повышает свою духовность, самосознание, любовь к Родине.

Основная составляющая учебно-воспитательной единицы заключается в обеспечении взаимосвязи методов и видов образования в гуманитаризации образования.

Методы обучения - это метод работы учителя в соответствии с умственными способностями и интересах учащихся, в овладении учащимися знаниями и навыками, а также в умении практического применения полученных знаний.

Методы и формы обучения взаимосвязаны, они приобретают новое содержание в учебном процессе и вместе с приобретением учащимися научных знаний формируют новые самостоятельные мыслительные способности на основе гуманистических условий.

Постоянное усложнение вопросов в сфере образования и воспитания и появление новых возможностей, успешная реализация задач общего среднего образования требуют постоянного обновления методов обучения, творческого использования народной педагогики, в частности, педагогики народов многонационального Востока.

Дидактические методы обучения и их роль в обновлении ставит перед учителями такую же важную задачу, как и воспитание молодого поколения.

Слово «Метод», используемое в широком смысле, представляет собой теоретическую и практическую деятельность по достижению поставленных перед собой целей, овладению определенным объектом.

Под методом обучения понимается совместная деятельность учителей и учеников в процессе обучения, направленная на достижение ожидаемой цели. Методы обучения определяют, как в процессе обучения происходит деятельность учителя и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.