Научная статья на тему 'Педагогические этюды о культуре: мастер-класс Елены камбуровой'

Педагогические этюды о культуре: мастер-класс Елены камбуровой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
108
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические этюды о культуре: мастер-класс Елены камбуровой»

15. Понятие судьбы в контексте разных культур / Под ред. Н.Д. Арутюновой. М., 1994.

16. Сестринское дело. 1997. № 2.

17. Стопин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

18. Творогова Н.Д. Медицинская педагогика // Медицинская помощь. 1998. № 5.

19. Творогова ДД.Повышение психологической устойчивости населения к воздействию тоталитарных сект // Тенденции и перспективы развития социально-психологической помощи в регионе. Казань, 2002.

20. Творогова Н.Д. Психология здоровья как одно из ведущих направлений клинической психологии // Психология здоровья. М., 2003.

21. Творогова ДД.Социальное благополучие личности // Психология здоровья: семейный аспект. М., 2004.

22. Творогова ДД.Психическое благополучие личности // Психология здоровья: психологическое благополучие личности. М., 2005.

23. Творогова ДД.Благополучие гражданина - одна из основных ценностей общества // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. М., 2005.

24. Флоренская ТА. Диалог как духовно развивающее общение // Учителю об экологии детства. М., 1996.

25. Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1997.

26. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

27. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

28. Хассен Стивен. Освобождение от психологического насилия. СПб., 2003.

29. Хвыля-Олинтер, Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996.

30. Человек. Философско-энциклопедический словарь / Ред. акад. И.Т. Фролов. М., 2000.

31. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ О КУЛЬТУРЕ: МАСТЕР-КЛАСС ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ Кутьёва Л.В.

Начало века - излом времени, на котором происходит катастрофичное крушение старого и болезненное рождение нового, трагическое переосмысление бытия человека и болезненное реформирование жизни общества. В такие периоды лучшие мыслители и художники ищут спасения на вечных, незатопляемых островах - просвещения, искусства, культуры - на тех островах, где, вопреки апокалипсическим событиям, сохраняются нравственность, добро, гармония, красота.

“Культура есть синтез всего желаемого в истории: из нее ничто не исключается, в нее одинаково входят религия, государство, искусство, семья, наконец, весь склад жизни личной и общественной. Все это, насколько оно зиждется, возрастает, навивает на человека одну © Кутьёва Л.В., 2006

черту сложности за другой, обогащая его сердце, возвышая ум, укрепляя волю. И, напротив, насколько это разрушается, с человека сходит одна черта за другой, пока он не останется прост, обнажен от всего, как тогда, когда вышел из лона природы”1.

Будучи сложным философским понятием2, культура являет собой абсолютную, подлинную ценность, основополагающую для всех сфер человеческого бытия, ориентирующую все области человеческой деятельности и, подобно эстафете, передающуюся от поколения к поколению.

В конце XX - начале XXI вв. понятие “культура” стало неприлично многозначным: сегодня говорят о субкультуре, культуре молодежной, элитарной, физической, духовной, сексуальной и прочих, но более всего - о массовой.

В БСЭ массовая культура характеризуется как господствующая в буржуазном обществе и превращенная в индустриально-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных благ. Основные ее черты - “примитивность характеристики отношений между людьми”, “развлекательность, забавность, сентиментальность комиксов, ходовых книжно-журнальных публикаций, коммерческого кино с натуралистическим смакованием насилия, секса; ориентированность на подсознание, инстинкты - жажда обладания, чувство собственности, национальные и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности и, вместе с тем, культ посредственности...”3

К сожалению, в нашей великой, но многострадальной стране, десятилетиями и веками пребывающей в состоянии “крушения всего желаемого в истории”, массовая культура становится серьезным прогрессирующим заболеванием.

0 ее пагубном воздействии на общество, на сознание, о противодействии ей разговор с Е.А. Камбуровой4 - певицей, актрисой, человеком, идущем по пути служения подлинной культуре.

***

Елена Антоновна, одна из главных целей искусства - донести до души, до разума человека эстетические, моральные, духовные ценности. Эстрада, телевидение, СМИ пользуются четкими отработанными и продуманными механизмами внедрения в душу и разум ценностей под знаком “минус”. Но и талантливыми актерами, исполнителями, проповедующими духовность, часто декларируется опасная сегодня истина “имеющий уши да услышит”.

1 Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н. Щербаков. М., 1990. С. 31.

2Культура в современной философии трактуется как “система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов”, “мера гуманизации общества и человека” (аксиологический подход); система внебиологически выработанных механизмов, программирующих активность людей в обществе (деятельностный подход); система информационных кодов, закрепляющая жизненный и социальный опыт и средства его фиксации (семиотический подход) и прочее (Краткий философский словарь. М., 2001. С. 170 - 171).

3 Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. / Глав. ред. А. Прохоров. М., 1973. Т. 15. С. 453.

4 Елена Антоновна Камбурова- певица, актриса театра и кино, народная артистка России, художественный руководитель Театра музыки и поэзии, лауреат премии Московского комсомола, лауреат Государственной премии, лауреат Царскосельской премии, член Союза театральных деятелей. 21.12.2006 г. Е.А. Камбуровой вручен орден Дружбы народов. В репертуаре Е. Камбуровой баллады, музыкальные новеллы, романсы на стихи отечественных и зарубежных поэтов XIX - XX вв., фольклор и классика (Шуберт, Чайковский, Мусоргский), джаз и шансон, бардовские песни. Е. Камбурова поет на русском, а также на французском, английском, испанском, польском, греческом языках. Одна из ярких недавних сценических работ - трагедия Софокла “Антигона”.

А ведь известно, что не из всякого благого зерна, упавшего на пораженную почву, прорастет желанный росток. Приходишь в Ваш театр, оказываешься на земле, не похожей на то, что вокруг. Выходишь за порог, и на тебя обрушивается весь кошмар реальной жизни, сделавшей нынешнее молодое поколение прагматичным и циничным. Как быть? Можно ли справиться с этой бедой?

Действительно, наше время очень прагматичное, и сегодня масштабы влияния массовой культуры на общество огромны. Со стороны телевидения, радио, СМИ идет ежечасная, ежесекундная бесовская бомбардировка, уничтожающая светлое, духовное.

Но бывает, что исчезает целый вид деревьев, а 2- 3 дерева выживают, остаются. Спасти душу, сохранить человечность и сострадание, великий дар слез, очень тонкое восприятие, способность чувствовать чужое горе как свое, вызвать сильное сопереживание - все это во власти искусства.

Искусство - или проповедь, или исповедь. Оно - проявление душеполезного размышления. Истинные художники-творцы не только изображали свое время, но и творили его, делали все, чтобы плоды творчества несли гармонию, доброту, благотворно влияли на душевную, на духовную жизнь человека и человечества.

Как хочется спасти хоть часть людей, у которых была бы память и которые выросли бы иными в противовес тому, что сейчас происходит! И когда Россия "вспря-нет ото сна”, когда пройдет, минует это печальное время, может быть, тогда о нашей эпохе скажут: как ни странно, в это же время было что-то другое, но оно не имело влияния такого масштаба, какой должно было бы иметь.

Интересно, что около столетия назад, в канун, как говорила Марина Цветаева, “разгула развала”, почти так же думали многие русские интеллигенты, представители отечественной культуры, а среди них - поэты, на стихи которых сегодня исполняются песни Вами и актерами Вашего театра. Это ретроспектива в систему ценностей Серебряного века?

У нас своя система ценностей, благодаря которой для нас значимо то, что было сделано поэтами прошлого, поэтами Серебряного века5.

Серебряный век - это взлет поэтического вдохновения, это гармония, романтизм, которые возникли в страшный для России период бытия. Но искусство и созидает, и разрушает. К сожалению, в искусстве, в поэзии прошлого столетия очень много разрушительного, многое - на разъятие. Поэты Серебряного века - пророки, поэтому им свойствен не только романтизм, но и трагизм предощущения: программировали события мыслью, предрекали словом... Более всех люблю Марину Цветаеву - у нее огромный масштаб дарования, невероятный темперамент, она кожей чувствовала время.

5 В репертуаре Е.А. Камбуровой циклы песен на стихи А. Блока, М. Цветаевой, В. Маяковского, песни на стихи Г. Иванова, О. Мандельштама, две сюиты для голоса (хора) и оркестра (“Реквием” - на стихи из одноименной поэмы А. Ахматовой, “Сохрани мою речь” - на стихи О. Мандельштама) в начале 1990-х гг. исполнялись в концертном зале им. П.И. Чайковского.

Ваш Театр музыки и поэзии сегодня определяет новое направление в песенном творчестве, в драматургии. Ваше искусство - это альтернатива массовой культуре. По каким законам живут в театре, на земле Камбуровой?

На этой земле живут по законам вечного времени - любви, творчества, созидания.

Раньше каждое поколение следующему передавало эстафету знания того, что происходило - в истории, в культуре, в науке, в искусстве, в творчестве. Понять свою жизнь как частицу жизни человечества - и необходимо, и безумно интересно! Сейчас этого лишены несколько поколений - произошел разрыв времен, эстафета прервана.

В конце 50-х - начале 60-х молодежь действительно ценила поэзию. Было популярным ходить на поэтические вечера, появились устные журналы, которых теперь нет. При всей сложности остальной жизни - это светлая полоса в биографии России, названная "оттепелью”. Я считалась молодежной певицей, потому что меня слушали мои сверстники-студенты. Основными моими площадками были институты и университеты. Сегодня большинство молодежи смотрит эротические триллеры, фильмы ужасов, боевики, слушает попсу, рок, которые все остальное захватывают и подавляют. По мне очень легко судить об изменившемся времени, потому что в последние годы я почти не выступаю в институтах и университетах - будто все закончилось. И все же есть исключения - эти молодые люди приходят в мои залы.

Наш театр скорее не земля, а только ее островок. Но может так случиться, что постепенно обмелеет море, между островом и сушей появится мостик, и островок станет частью суши...

Вспомнилось: “...Все это кончилось и кончилось - навсегда... Домов тех - нет...Дере-вьев - нет. Нас тех - нет. Все сгорело дотла, затонуло до дна. Что есть - есть внутри... Не смейтесь, но мы ведь, правда, последние могикане?”6 - и послышалось: эхом отозвалось отчаяние Марины Цветаевой в признании Елены Камбуровой - преодолело череду десятилетий по законам вечного времени.

***

В. Розанов в книге “Сумерки просвещения” (пессимистическое, но, к сожалению, афористичное для российского общества название), рассуждает о рисунке Бачио Бандинелли (XVI в.), где художник изображает собственную мастерскую, творчество учеников “под глазами учителя”. Философ и педагог размышляет о воздействии мастера на учеников: “Можно придумать, можно устроить, можно купить преподавание технических приемов, необходимых каждому искусству. Но воздействие творческого духа великих художников на зарождающиеся таланты не может быть ни организовано, ни предписано; это свободный процесс, вытекающий из неуловимого сродства духовных складов и дарований, это -таинство, совершающееся только силою любви... Под глазами мастера при драгоценной его помощи и словом, и делом возникали их первые творения... Молодые их годы озарялись отблеском той полной художественной жизни, коею жил их учитель”7.

6 Цветаева М. Письмо Вере Буниной. Собр.соч.: В 7 т. М., 1994 - 1995. С. 243.

7 Розанов В.В. Сумерки просвещения. С. 25 - 26.

Степень “сродства духовных складов”, “сила любви” и благодарности ученика мастеру выверяется не только качеством творений (будь то произведение науки, живописи, музыки, театральная роль и так далее), но и степенью благодарности, заложенной в памяти ученика о мастере. Если человек, реализовавший свои способности и талант в творчестве, не помнит о “драгоценной помощи” педагога, он обречен на одиночество - у него не будет учеников.

...Елена Антоновна Камбурова хранит в памяти первые впечатления о встречах с мастерами, об общении с педагогами, о дружбе с подлинными актерами - обо всем, что непременно влияет на выбор творческого пути:

«Самые главные учителя - это песни. Личность формируется под влиянием впечатлений. Первые сценические впечатления - маленький театр в провинциальном городке Хмельницком, сольные концерты Тамары Ханум8. Разнообразие, многожан-ровость, яркость ее выступлений повлияли впоследствии и на мои сценические фантазии.

Первые выходы на театральную сцену (в жанре травести) были в студии художественного чтения, где я училась у актрисы Нины Адамовны Буйван. Звездой студии сразу стал Александр Калягин.

В Государственном училище циркового искусства, куда я поступила на только что образовавшееся эстрадное отделение, актерскому мастерству училась у педагогов из Щукинского училища. С уроков вокала просто сбежала. Меня вели как колоратурное сопрано, и после занятий я не могла даже разговаривать. Решила, что петь не буду. Но однажды наш педагог Сергей Андреевич Каштелян показал мне несколько песен Новеллы Матвеевой9 и сказал: "По-моему, это Ваше”. С песнями "Ветер” и "Фокусник” я впервые вышла на эстраду.

Серьезно занималась художественным чтением у Татьяны Ивановны Булкиной, бывшей актрисы детского театра. Татьяна Ивановна предложила мне читать "Нунчу” Горького. Впоследствии была запись на радио. Этой записи я обязана тем, что познакомилась с Фаиной Георгиевной Раневской».

На радиостанции “Юность” Елена Камбурова прочитала “Нунчу” из горьковских “Сказок об Италии”. Вдруг получила восторженное письмо от Фаины Раневской, которое начиналось словами: “Я никогда не писала на радио...”.

Елена Антоновна вспоминает:

8Тамара Ханум (Тамара Артемовна Петросян) (1906 - 1991) - узбекская танцовщица, певица, балетмейстер, народная артистка СССР. Участвовала в становлении узбекского балетного театра. Реформатор исполнительского стиля узбекского женского танца, собиратель песенного и танцевального фольклора народов мира, лауреат Государственной премии.

9Матвеева Новелла Николаевна (род. в 1934 г.) - поэт, писатель, композитор, бард. Автор стихов, прозы, сценических произведений (в том числе музыкальной пьесы для детей “Предсказание Эгля”). Н. Матвеева стоит у истоков авторской песни (“Кораблик”, “Девушка из харчевни”, “Цыганка”, “Какой большой ветер!” и другие). “Какой большой ветер!” исполняли Е. Камбурова, В. Высоцкий.

=5И

"Мы виделись довольно часто. В последние годы жизни Фаина Георгиевна была одинока: ушли почти все, кто был ей дорог, с кем общалась, на гастроли она не ездила. Когда у меня появлялась какая-то возможность свободного времени, бежала к Фаине Георгиевне. Я счастлива, что хоть как-то рассеивала ее одиночество. Жалею, что многое из наших встреч не осталось в памяти, не записано на пленку.

Однажды пошла на уловку: сказала, что не могу запомнить романс, который Раневская мне рекомендовала спеть, и принесла свой большой магнитофон. Фаина Георгиевна сделала несколько дублей песни, потом я магнитофон не выключала и записала весь вечер. А пела Раневская романс10, подаренный ей Качаловым, Качалову -цыганкой Настей. Говорят, этот романс слышал Пушкин:

Наглядитесь на меня,

Очи ясны, очи ясны, про запас.

Может быть, может быть Вижу вас в последний раз...

Фаина Георгиевна оказала на меня огромное воздействие и как на зрителя: ее можно смотреть бесконечно. Невероятная органика, невероятное обаяние... Ну что и говорить - гений!”

“Я не имею права жаловаться - мне везло на людей”, - скажет Раневская о тех, с кем судьба подарила встречи, знакомство, дружбу, о “последних могиканах”, сохранивших духовность, душу нашей культуры: об актерах, режиссерах, поэтах - Владимире Качалове, Павле Вульф, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Максе Волошине, Марии Андреевой.

Ф.Г. Раневская с сердечной благодарностью вспоминает людей, которые были рядом. Она не скромничает, не забывает имена учителей, когда говорит об истоках своего мастерства: Илларион Николаевич Певцов, Павла Леонтьевна Вульф, Игорь Андреевич Савченко...

О Вульф - с особым теплом:

«"Мой первый друг, мой друг бесценный” Павла Леонтьевна Вульф. Мой педагог. Учила меня всему тому, что узнала от своих учителей Владимира Николаевича Давыдова и Веры Федоровны Комиссаржевской. Она была неповторимой актрисой, замечательным человеком... Она научила меня основам основ, этике поведения актера»11.

Драгоценные (даже если их несколько) строки об Ахматовой, Цветаевой, Волошине -Серебряный век - живой!

"Ночью читала Марину - гений, архигениальная, и для меня трудно и непостижимо, как всякое чудо... Помню, как Марина читала, ни на кого не похожая, нездешняя. Потом вспомнила Марину старую, после Парижа, после гибели мужа. Я помогала ей,

10 Романс звучит в спектакле Театра музыки и поэзии “Счастливые дороги” (по поэме А.С. Пушкина “Цыганы”).

11 Фаина Раневская: Судьба-шлюха / Авт.-сост. Д. Щеглов. М., 2006. С. 110.

чем смогла. Потом война, я ее потеряла. Потом ее гибель... Мы все виноваты в ее гибели. Кто ей помог? Никто... Великая Марина...”12

«Любила, восхищалась Ахматовой. Стихи ее вошли в состав моей крови... Я познакомилась с Ахматовой очень давно. Я тогда жила в Таганроге. Прочла ее стихи и поехала в Петербург. Открыла мне сама Анна Андреевна. Я, кажется, сказала: "Вы мой поэт”, - извинилась за нахальство. Она пригласила меня в комнаты - дарила меня дружбой до конца своих дней»13.

В дневниковых записях Раневской есть сделанная в 1980 году запись и о Камбуровой: "Талантливая Елена Камбурова. Услыхала ее однажды по радио, и я туда писала о ней с восхищением. Ее преследуют за хороший вкус”14.

Кто тебя выдумал,

Звездная страна?

Снится мне издавна,

Снится мне она... -

так начинался “Маленький принц” - одна из песен, которые не забываются: услышанные в детстве, они потом долго звучат в душе - и в отрочестве, и в юности, и в зрелости - зовя к поискам и открытиям, вселяя надежду на светлое и доброе, напоминая о самом чистом и романтичном периоде жизни...

“Маленький принц” - песня из детства, которая, говоря языком педагогики, абсолютно выполнила не только воспитательные, но и образовательные функции: услышавшим ее непременно захотелось прочитать или перечитать одноименную сказку Сент-Экзюпери...

“Маленького принца”-песню15, написанную к фильму “Пассажир с экватора”16 исполнила Елена Камбурова. Запись два года не звучала в эфире: вместо романтического отсвета сказки Экзюпери цензоры увидели в ней оскорбленный свет красных рубиновых звезд: “Где же вы, где же вы, счастья острова? Где побережия света и добра?” - эти вопросы сочли обидными для Страны Советов периода развитого социализма.

А песня совсем о другом: о романтическом, о вечном - о том, что стало потом на долгие годы предметом творчества Елены Антоновны Камбуровой и что звучало в сказке Антуана де Сент-Экзюпери.

Антуан Жан-Батист Мари Роже де Сент-Экзюпери родился в Лионе 22 июня 1900 г. в семье старинного рыцарского происхождения. Юного Антуана манит небо... Карьера летчика начинается в 21 год. Позже, в представле-

12 Там же. С. 87 - 88.

13 Там же. С. 64 - 65.

14 Там же. С. 186.

15 Музыка М. Таривердиева, слова Н. Добронравова.

16 Голос Е.А. Камбуровой звучит в телевизионной детской передаче (колыбельная “Спи, моя радость, усни...”), более чем в ста мультфильмах и кинофильмах. Среди них - детский юмористический киножурнал “Ералаш” (заставка), фильмы “Приключения электроника”, “Дульсинея То-босская”, “Раба любви”, “Небеса обетованные”, “Нас венчали не в церкви”. В 70 - 90-е гг. были актерские работы в фильмах “Монолог”, “Театр неизвестного актера”, “Клоун”, “Мой театр”, “Поворот сюжета”, “Реквием”, “Мой нежно любимый детектив”.

нии к Кавалерскому ордену Почетного легиона о Сент-Экзюпери говорилось: "...Пилот редкой смелости, отличный мастер своего дела, проявлял замечательное хладнокровие и редкую самоотверженность”. Антуана манит слово... В 1926 г. он публикует короткую новеллу "Летчик”, в 1927 г. - первое произведение "Почта - на Юг”. Экзюпери-иска-тель приключений и путешественник побывал в Африке, Индокитае, СССР, США, Испании, Германии. Экзюпери-писателю за "Землю людей” присуждается "Большая премия романа” Французской академии. В 1943 г., в самый разгар второй мировой войны рождается "Маленький принц”. Экзюпери - летчик служит на аэродроме дальней военной разведки. 31 июля 1944 г. - майор Сент-Экзюпери совершает последний вылет: его безоружный "Лайтнинг П-38” сбит "Мессершмиттом” над морем -обломков самолета не нашли. "Капитан птиц” - так когда-то называли Антуана арабы - не погиб. Он исчез, остался в море, как его герой Маленький принц - в небе.

“Самое главное - сказку не спугнуть, миру бескрайнему окна распахнуть”, - пела Елена Камбурова. Самое главное - чтобы человек сохранил в душе детство - с его открытостью, доверчивостью, светом и добром, надеждой в хорошее и верой в мечту...

Самое главное - остаться в душе ребенком - этот первый постулат романтизма, проповедовал в сказке-притче Антуан де Сент Экзюпери, посвящая ее (“Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”) “другу Леону Верту, когда он был маленьким”.

Самое главное - уберечь душу от зла, как берег свою планету Маленький принц от “зловредных семян” баобабов. Баобаб - сорняк, зло - не распознаешь вовремя, потом не избавишься: “Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки”.

Жаль, что человечество до сих пор не усвоило “твердое правило” Маленького принца: “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.

Видимо, это правило нужно знать с колыбели и повторять ежедневно всю жизнь.

Колыбельная “Спи, моя радость, усни...”, исполненная Е.А. Камбуровой в конце 80-х годов, - песня с побережья света и добра. Она звучала в телевизионной детской передаче “Спокойной ночи, малыши” в заставке, которая, по словам Елены Антоновны, была “развивающей ребенка, интеллигентной, более художественной, с чудесной мультипликацией”.

Спи, моя радость, усни! В доме погасли огни, Птички затихли в саду, Рыбки уснули в пруду.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мышка за печкою спит, Месяц в окошко глядит.. Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни!

Усни, усни!

сколько материнской нежности, ласки, любви - в словах, лучезарности - в музыке!

“Радость моя!” - так с умилением обращался ко всем великий святой русской земли преподобный Серафим Саровский...

Серафим родился в 1754 году в Курске, в купеческой семье Мошниных. В 24 года ушел в Саровскую пустынь17, где в подвижничестве повел всю оставшуюся жизнь. Серафим Саровский Чудотворец исцелял души приходивших к нему людей кротостью, любовью и радостью. Преподобный обращался к человеку со словами: "Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя”. Серафим Саровский незадолго до смерти сподобился явления Божией Матери, почитаемой им всю жизнь. Преставился ко Господу Серафим в 1833 году, а в 1903-м был причислен к лику святых. Мощи святого покоятся в основанном им Дивеевском женском монастыре Нижегородской епархии.

...Если бы дети слушали колыбельные песни, которые спела Елена Камбурова18, их души было бы легче уберечь, спасти от зла.

***

Б.Ш. Окуджава19 оставил характеристику исполнительского мастерства Е.А. Камбуро-вой: “Я поражаюсь широте возможностей, которые демонстрирует этот мастер: точностью ее переходов от острого гротеска к мягкой грустной лирике, от трагической пронзительности к тихому смеху. Не всякому исполнителю дано счастливое сочетание вокала, ума и таланта. Этим обладает Елена Камбурова”20.

В “Толковом словаре живого великорусского языка” (1881) В. Даль так раскрывает значение слово мастер — “ремесленник, человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукоделием, особенно сведущий или искусный в деле своем; признанный таким от цеха, получивший право так называться; старший во всяком ремесленном заведении или по каждой части производства на фабриках, заводах, наблюдающий за подмастерьями и рабочими”. И рядом в этой же словарной статье: “Мастерство — рукоделье, рукомесло; уменье, искусство”21.

Термин мастер-класс имеет рабочие и педагогические корни.

Школа (класс) мастеров появились в СССР в начале 60-х гг. Ее целью было обучение работающих без отрыва от производства квалифицированных рабочих и мастеров-практиков, имеющих неполное среднее образование. Учащиеся в классах мастеров параллельно с общим образованием повышали производственную квалификацию, уровень технических знаний. Школы мастеров работали в составе 9 - 11-х классов на крупных предприятиях, открывались при наличии не менее 100 учащихся.

17 Саровская пустынь находится на территории нынешней Нижегородской области.

18 “Спи, моя радость, усни!” (музыка Б. Флиса - В. А. Моцарта, русский текст С. Свириденко)

вошла в аудиоальбом (13 песен, среди которых “Колыбельная Светланы”, “Спи, мой мальчик...”,

“Зеленая карета” и другие) Е. Камбуровой “Дрема. Колыбельные песни” (1997).

19 Песни на стихи Б. Окуджавы постоянно в репертуаре Е. Камбуровой, ранние записаны в аудио

альбоме “Синий троллейбус” (1999).

20 Истомин С., Денисенко Д. Самые известные барды России. М., 2001. С. 270.

21 Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка”: В 4 т. СПб., 1996. Т. 2. С. 303 - 304.

С 1964 г. создаются отдельные (9 - 11-е) классы мастеров в составе вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ. Общеобразовательные предметы здесь изучались по программам средней школы, а специальные - по программам, утвержденным руководством предприятия. Выпускники, кроме аттестата о среднем образовании, получали после дополнительных квалификационных экзаменов удостоверение, дающее право на занятие должности мастера или начальника производственного участка22.

Да не устыдятся мастера-труженики науки и искусства знака равенства между словами мастер - ремесленник, мастерство - ремесло! Марина Цветаева не стыдилась - писала о себе-Поэте, учившемся у Пушкина: “Прадеду - товарка: в той же мастерской”23. Товарка (снова читаем у Даля) - “...другиня, пособница, помощница, участница в деле”24. Емкая поэтическая формула Цветаевой - от мастера слова!

Когда о человеке говорят “мастер” - значит труженик, прекрасно владеющий своим ремеслом (будь то прикладной труд, наука или искусство), всеми его тонкостями, сделавший открытия, которые можно и нужно показать и передать последователям-ученикам.

Поэтому неудивительно, что в современной культуре давно “прижился” термин “мас-тер-класс”25.

Елена Камбурова сделала открытие в искусстве, подобное научному: создана синкретическая модель исполнительского творчества, в которой песенный жанр приобрел черты срежиссированного музыкально-поэтического спектакля, а непременным атрибутом сценической пьесы стала разножанровая песня.

Елена Антоновна Камбурова признана “от цеха” сведущей и искусной в своем деле, она - подлинный мастер песни, мастер сцены. А когда мастер говорит о своем мастерстве, слова его звучат афористично:

"Самую большую школу мне преподали песни. Как в театре актера формируют его роли, так исполнителя - песни”.

"В стихах, на которые пишется песня, должен быть очень четкий образ абсолютно ясная мысль”.

"Режиссирование для меня начинается с эмоции, с образа”.

"В пении много сходства с живописью. В живописных музыкальных картинах могут быть и яркие плакатные цвета, и пастельные (не звук, а тень звука, шепот), которые только микрофон способен усилить, укрупнить”.

"Закон органики театрального актера - вера в предлагаемые обстоятельства -абсолютно распространяется на певца”.

22 См. первые публикации об этом: Федорова О. Ф. Некоторые вопросы работы школ и классов мастеров // Советская педагогика. 1964. № 3; Туркина Ю.П., Комиссарова Л.Ф., ПростосердовВ.П. Среднее образование плюс повышение квалификации // Вечерняя средняя школа, 1975, № 4

23 Цветаева М. Стихи к Пушкину. Собр. соч.: В 7 т. М., 1994. Т. 2. С. 286.

24 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка”: В 4 т. СПб., 1996. Т. 4. С. 409.

25 “Мастер-класс” - так, например, названа программа в жанре ток-шоу (или урока в прямом эфире) на радио “Культура” (ведущая Е. Гордон). В Пятую студию на Малой Никитской приглашались известные деятели культуры и науки, которые размышляли об актуальных культурологических проблемах, делились профессиональным опытом со слушателями. Слушателям давались творческие задания.

"Голос реагирует на эмоциональные волны, которые я ему посылаю, на данную задачу. Голосовые связки - великие труженицы - выполняют эмоциональное, смысловое задание, данное исполнителем”.

Недавно довелось услышать в исполнении Елены Камбуровой любимые (уже всенародно!) окуджавские песни: “Песенку кавалергарда” (“Кавалергарды, век недолог...”) и “Грузинскую песню” (“Виноградную косточку...”). Поразило новое прочтение: в “Виноградной косточке...” звучит инструмент, похожий на дудук, льется мелодия - не грузинская, а восточная, древняя-древняя, почти вселенская. Начало - речитатив, а потом голос уводит куда-то вглубь веков, поет о вечном, настраивая сердце - “на любовь”, душу - на “прощение за прегрешенья”, разум - на понимание истины - по законам плавного течения вечного времени...

В “Кавалергардах...” - век недолог, время мчится вскачь. Елена Антоновна вспоминает и комментирует:

«Когда-то мой муж Алексей Воскресенский принес для записи новую песню Булата Окуджавы и Исаака Шварца26 "Кавалергарды...” Она звучала медленно. Говорю: "Как же так? Ведь в стихах - такой ветер, полет, скачка!” Мне захотелось спеть "Кавалергардов” в более быстром темпе, пришлось "подправить” несколько нот. Сначала Шварц был расстроен: "Я написал другое произведение...” А я не смогла иначе - меня захлестнула мысль, идея, главное, о чем надо сказать слушателю, зрителю...”

О чем должно Мастеру сказать тому, кто его слушает, лицезреет? Может быть, о том, что сказал Философ: “Я всегда думал, что все бессмертно и пел песни...»27

***

“Ootoi auv8K0Eiv aXka auvpiAeiv spov” - “Я рождена любить - не ненавидеть”, -

слова Антигоны не канули в Лету, их сохранило время. Софокл знал, что все бессмертно, и пел песни...

Софокл родился в 496 году до нашей эры в Колоне, в семье Софилла, оружейника, и поэтому человека состоятельного. Софокл получил прекрасное образование, согласно нравственному идеалу древних греков калокагатии, когда прекрасное ("калос”) - нравственная красота и духовное богатство - сочеталось с хорошим ("агатос”) - с гармонией тела, физической силой. Софокл пел, музицировал на кифаре, в юности играл на сцене, в молодости и зрелости воевал, занимал высокую государственную должность, был дипломатом. В старости, в 85 лет, участвовал в олигархическом перевороте в Афинах - Софокла простили: как человека преклонного возраста, как первого трагика, наконец - как "любимца богов”. Софокл написал 123 пьесы. Время пощадило только семь трагедий: менее известные - "Трахинянки”, "Электра”, "Филок-тет”, "Аякс” - и прославленные - "Царь Эдип”, "Эдип в Колоне”, "Антигона”.

26 Шварц Исаак Иосифович (1923) - композитор, народный артист России, лауреат Государственной премии России, Царскосельской художественной премии “За уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов XIX - XX вв.”, премии “Ника”, Гран-при на многих международных кинофестивалях. Написал музыку более чем к 35 спектаклям и 110 фильмам (“Братья Карамазовы”, “Живой труп”, “Станционный смотритель” “Белое солнце пустыни”, “Звезда пленительного счастья”, “Обыкновенное чудо” и другие).

27 Розанов В.В. Опавшие листья / Сумерки просвещения. С. 412.

Гёте, окинув взором минувшие тысячелетия, скажет: “Никто не знал так сцены и своего ремесла, как Софокл”. Великое (или хотя бы стоящее) творчество рождается от ремесла. Творец - всегда труженик.

“Антигона”28, поставленная режиссером О. Кудряшовым в Театре музыки и поэзии, где Елена Камбурова исполняет почти все роли (она - Антигона, ее сестра Исмена, фиванский царь Креонт, его жена Эвридика, их сын Гемон, слепец-прорицатель Тиресий) -это спектакль, появившийся в результате большого мастерства и огромного (прежде всего актерского) труда. У зрителя осталось полная уверенность в том, что он познавал законы вечного времени там, где указал Софокл (перед царским дворцом в Фивах), потому что актриса Елена Камбурова абсолютно верила в реальность происходящего на сцене.

Но для чего именно сейчас, в XXI веке, - уход в такую древность? И отчего именно здесь, на сцене российского театра, - древнегреческая “Антигона”?

“Меня привлекла не столько история Антигоны, - размышляет Елена Антоновна, -сколько история Креонта. Это трагедия человека, облеченного властью. Власть ослепляет, когда нет истинных духовных координат, рушится система ценностей, в сознании происходит метаморфоза: человек думает, что все может и все можно. Трагедия Креонта в душевной слепоте.

С Анигоной связаны темы чести, совести (многие люди поступаются совестью -Антигона так не поступает), надежды:

Для многих странница-надежда - залог блаженства,

Но для многих она - пустое обольщенье,

Людских безудержных желаний неисполнимая мечта...

Надежда в Антигоне-героине и в трагедии “Антигоне” умирает последней...”

Знаток античности Андре Боннар писал “’’Антигона”, эта царица трагедий, несомненно, больше, чем любая из дошедших до нас трагедий античного мира, полна обещаний. Именно она дает нам на языке прошлого самые современные уроки. И самые трудные для точной оценки”29. И дальше - о героине: “Всё в Антигоне - это душа, переполненная лю-бовью”30.

...Антигона, совершившая обряд погребения брата Полиника, вопреки запрету Креонта подчинилась не земному указу, а “неписаному, но прочному” закону богов, подтверждающему право человека на милосердие, сострадание, любовь.

Этот закон, вечный во времени, передан нам ушедшими цивилизациями в качестве основополагающего в земном бытии, в понимании истинного назначения искусства, образования, культуры.

Этому закону следует Елена Антоновна Камбурова, определяя свое творческое кредо:

“Жить по календарю вечного времени и в соответствии с пониманием и принятием извечных ценностей, в первую очередь, духовного порядка”.

28 Жанр “Антигоны” в постановке Театра музыки и поэзии определен как спектакль-дуэт: актер

Мохаммед Абдель Фатах исполняет роль человека из зала.

29 Боннаp А. Обещание Антигоны II Софокл. Эдип Царь. Эдип в Колоне. Антигона: Трагедии.

СПб., 2005. С. 278.

30 Там же. С. 29б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.