Научная статья на тему 'Современные СМИ в контексте категории нравственности (на примере журналов “Вестник Университета Российской академии образования” и “PROсвет”)'

Современные СМИ в контексте категории нравственности (на примере журналов “Вестник Университета Российской академии образования” и “PROсвет”) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) / КАТЕГОРИЯ НРАВСТВЕННОСТИ / ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОСТИ / ИЗДАНИЯ БЕЗНРАВСТВЕННЫЕ / С ЗАНИЖЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТЬЮ / С ВЫСОКОЙ НРАВСТВЕННОСТЬЮ / THE MEDIA / CATEGORY OF MORALS / FOUNDATIONAL MORALS CATEGORIES / IMMORAL PUBLICATIONS / PUBLICATIONS HAVING LOW MORALS OR HIGH MORALS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кутьёва Надежда Викторовна

Рассматриваются основополагающие критерии нравственности современных российских СМИ. В соответствии с данными критериями современные СМИ классифицируются как безнравственные, с заниженной нравственностью и высокой нравственностью. Впервые в контексте категории нравственности анализируются научный журнал “Вестник Университета Российской академии образования” и художественно-публицистический журнал “PROСВЕТ”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morals category and the Media Today (exemplified by the magazine “Herald of the University of the Russian Academy of Educacion” and “Prosvet”)

Exploration of foundational moral criteria of the Russian Media today. Accordingly, the Media is sub-classified into immoral, morally low and morally high. For the first time, the scientific magazine Herald and artistic-journalist magazine Prosvet have been analyzed from this perspective.

Текст научной работы на тему «Современные СМИ в контексте категории нравственности (на примере журналов “Вестник Университета Российской академии образования” и “PROсвет”)»

гордого сердца (НРФС, 745). Эти последние не влияют существенным образом на общую картину фразеологического пространства в силу единичности фразеологических единиц. Однако эти фразеологические единицы существенны для определения языковой картины мира, кодифицированной посредством соматизма Herz. Сравнение сегментов фразеологического пространства семемы <сердце> в азербайджанском и немецком языках позволяет утверждать, что исследуемые единицы в абсолютном большинстве случаев вербализуют одинаковые тематические группы при различном количественном составе фразеологизмов.

Литература

1. Алпатов В.М. Об антропоцентрическом и системоцентрическом подходах к

языку // Вопросы языкознания. 1993. № 3. С. 15 - 26.

2. Лингвистика на исходе XX века. Итоги и перспективы: Международная конференция 1 - 4 февраля. М., 1995 // Вопросы языкознания 1996. № 2. С. 3 - 6.

3. Михалев А.Б. Языковая картина мира, как полиструктурная модель // Язык. Этнос. Сознание: Материалы международной конференции 24 - 25 апреля 2003 г. Майкоп. 2003. Т. 1. С. 22 - 29.

4. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальное сознание. Воронеж, 2002. С. 308.

5. Рагимханова Ф.Э. Субстантивные словосочетания в азербайджанском и русском языках // Межкультурный диалог на филологическом пространстве: Материалы II Международной тюркологической научно-практической конференции. Махачкала, 2008. С. 86 - 87.

СОВРЕМЕННЫЕ СМИ В КОНТЕКСТЕ КАТЕГОРИИ НРАВСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛОВ «ВЕСТНИК УНИВЕРСИТЕТА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» И «РЯ0СВЕТ»)

Кутьёва Н.В.

В результате значительных перемен, которые в течение двух последних десятилетий произошли в России, существенно изменились положение прессы, функции СМИ, их общественная роль. Самым негативным последствием стало значительное падение уровня нравственности, которое коснулось многих СМИ.

Основополагающими критериями нравственности современных российских СМИ, по нашему мнению, следует считать нравственные принципы, которые исторически сформировались в прошлом, сохранились в общественном сознании и в настоящем рассматриваются в качестве основ национальной идеи. Таковыми принципами являются:

• чувство патриотизма и государственности как исторически сложившаяся черта характера русского народа, не имеющая

© Кутьёва Н.В., 2011

четко выраженной социальной и узконациональной направленности;

• главенство духовных ценностей над материальными (нравственные, справедливые начала общественной жизни, моральные нормы поведения, примат добра над злом, терпимость);

• торжество социальной справедливости;

• человеколюбие;

• верность долгу, служение Отечеству;

• общность, соборность, духовное и социальное единство народа [1].

В соответствии с критериями нравственности среди современных СМИ можно условно выделить безнравственные, с заниженной нравственностью и с высокой нравственностью.

Безнравственные СМИ пропагандируют насилие, национализм, порнографию.

В основном это массовые информационно-коммерческие издания. Их цель - извлечение доходов из разнообразного чтива для нетребовательного потребителя. Они эксплуатируют интерес к сексу (“Спид-ИНФО”, “Стрип”, “Стрип-интим”, “Горячие истории”)1 пропагандируют жестокость и силу (“Мир криминала”2, “Солдат удачи”3), национализм.

Издания с заниженной нравственностью не нарушают закон о СМИ, явно не выступают против основных критериев нравственности - нравственность вообще не является объектом их внимания и предметом изображения. Здесь пропагандируют чревоугодие, не осуждают стяжательство, властолюбие, тщеславие и прочие пороки, считающиеся злом в традиционном нравственном аспекте. Цель этих СМИ -насаждение эгоизма, стремления к достижению личного успеха, утверждение философии потребления, промоушн дорогих товаров и гламурного стиля жизни:

Издания с заниженной нравственностью имеют несколько разновидностей:

1) пресса для богатых (например, журнал “Executive. Стиль&качество”, цель которого - познакомить читателя со всеми новинками и лучшими образцами экзекью-тив-стиля и помочь ему сделать правильный выбор в отношении покупок, услуг и организации жизни в целом);

2) рекламно-справочные издания (например, “Из рук в руки”, “Куплю - продам”, газета “Экстра-М”, лозунг которой - “Вы покупаете газеты, чтобы читать. Вы читаете “Экстру-М”, чтобы покупать!”);

3) газеты квазинаучного толка (например, “Оракул”, “Не может быть”, “Тайная сила”, которые отвлекают от социальных проблем небылицами и байками о сверхъ-ественном).

Издания с высокой нравственностью4 освещают культурные и духовно-нравственные темы, ставят целью нравственное воспитание общества, особенно - молодого по-

коления, сохранение духовных ценностей, позиционируют добро и указывают на зло.

К таким сегодня относятся печатные и электронные православные и светские СМИ:

1) православные СМИ (например, “Радонеж”, “Православная Москва”, “Русский дом”, “Русский паломник”, “Нескучный сад”, интернет-портал “Православие и мир”);

2) издания для социально уязвимых слоев населения - инвалидов, безработных (например, газета Свердловского городского правления всероссийского общества инвалидов “Голос надежды”) [2];

3) научные, образовательные, художественные и художественно-публицистические издания (журналы “Наука”, “Литература в школе”, “Музыка в школе”, “Новый мир” и другие).

Среди них особо отметим и впервые проанализируем научный журнал “Вестник Университета Российской академии образования” и недавно появившийся художественно-публицистический журнал “PRO СВЕТ” (приложение к “Вестнику Университета Российской академии образования”).

Научный журнал “Вестник Университета Российской академии образования” выходит с 1996 г., здесь публикуются статьи, эссе, материалы конференций и круглых столов, отражающие результаты исследований в различных областях научных знаний. Журнал информирует читателя о событиях научной и общественной жизни Университета РАО и других высших учебных заведений России, в нем обсуждаются проблемы, актуальные для современного образования и культуры. Авторы - преподаватели, аспиранты, студенты старших курсов УРАО и других российских и зарубежных высших учебных заведений.

В 2006 году “Вестник Университета Российской академии образования” включен Высшей аттестационной комиссией в

1 Каталог прессы (http://pressa-russia.narod2.ru/eroticheskie_zhurnali_i_gazeti).

2 Мир криминала (http://pressa-russia.narod2.ru/kriminalnie_izdaniya/gazeta_mir_kriminala/).

3 Солдат удачи (http://pressa.ru/izdanie/2055).

4 Следует отдельно обозначить так называемую узкоспециализированную прессу (деловую и отраслевую), которая не вписывается в вышеназванную классификацию, так как подобная пресса стоит в стороне от нравственных проблем общества и изначально имеет другие цели: формирование информационной инфраструктуры и обеспечение потребности специфической аудитории (журналы “Охота” и “Рыбалка”). Отметим также, что детские (то есть адресованные детям) печатные и интернет-издания в нашем исследовании не рассматриваются.

Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных для опубликования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по педагогике и психологии, по экономике, философии, социологии и культурологии, по филологии (http://vak.ed.gov.ru/ru/help_de эк/^/). В данном журнале несколько рубрик, где представлены исследования в различных областях знаний.

Условно можно выделить два этапа развития “Вестника” как научного печатного издания:

1-й (с 1996 по 2006), когда журнал существовал в традиционном для научных журналов виде и напоминал сборник научных трудов, основную массу которых составляли статьи по педагогике и психологии;

2-й (с 2006 по настоящее время), когда стал выходить обновленный “Вестник”, в котором воплотилась новая издательская концепция.

Принципиально новым в журнале стало следующее:

1. Авторы научных статей - это не только отечественные исследователи из разных регионов России, но и зарубежные, не только известные ученые и исследователи с большим опытом научной деятельности, но и аспиранты, студенты, что свидетельствует о демократизации данного издания.

2. В основном содержании появились новые рубрики, отражающие научные достижения не только в педагогике и психологии (до 2006 г.), но и в филологии, философии, социологии, экономике, юриспруденции, в методиках преподавания различных дисциплин. К прежним рубрикам “Педагогика” и “Психология” добавились “Филология”, “Журналистика”, “Философия”, “Социология”, “Культурология”, “Экономика”. В результате идейно-тема-тичеком содержании журнала усилился гуманитарный компонент, расширился круг нравственных проблем, освещаемых в различных областях знаний.

3. В научных статьях, представляющих различные области знания, прямое или косвенное отражение находит духовнонравственная тематика.

4. “Вестник” открывается новыми, нетрадиционными для научных изданий руб-

риками “Встреча для вас” и “Актуальные проблемы образования и культуры”, имеющими публицистическую направленность и включающими материалы, освещающие нравственные проблемы в контексте размышлений о личности, обществе, образовании, культуре.

В рубрике “Встреча для вас” публикуются разножанровые материалы: интервью с известными людьми, выступления, дневники, воспоминания:

1) интервью: например, с композитором В.С. Дашкевичем («“Великое культурное одичание”, или культурный реквием». 2010. № 5);

2) выступления: Выступление Святейшего патриарха Московского и Всея Руси на заседании Президиума Российской академии образования 11 ноября 2009 г. (2009. № 4);

3) воспоминания: например, художника и педагога Б.А. Неменского (“Это мы, Господи!” Из фронтовых дневников и воспоминаний. 2009. № 2);

4) комбинированные материалы: например, “Памяти Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II” (2008. № 5). Данный материал состоит из следующих компонентов:

• два интервью (воспоминания о встречах с Патриархом) с Президентом РАО, академиком Н.Д. Никандровым “Господь будет судить нас не только по делам нашим, но и по милосердию своему...” и с народной артисткой России Е.А. Камбуро-вой “Я верую в мудрость твою...”;

• слово Алексия II на открытии XV Рождественских образовательных чтений (29 января 2007 г.); pечь Алексия II на Общем собрании Российской академии образования (26 марта 2008 г.);

• ответы Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на вопросы журналистов газеты “Союзное Вече” (Н.Д. Никандрову и Е.А. Камбуровой было предложено ответить на те же вопросы, на которые отвечал Алексий II).

В рубрике “Актуальные проблемы образования и культуры” размещаются интервью, статьи, материалы выступлений на конференциях и круглых столах:

1) интервью (например, с заместителем председателя Комитета Госдумы по образованию В.Е. Шудеговым «ЕГЭ: “Самолет летит, мотор работает...» (2009. № 3);

2) статьи и материалы выступлений (например, Н.Д. Никандрова “Духовно-нравственная культура и российская школа. Выступление на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях 15 февраля 2009 г.” (2009. № 2); “Светское образование и духовное просвещение” (2009. № 5); “Средства массовой и воспитание студентов” (2010. № 1); “Образ жизни общества и самосознание гражданина” (2011. № 2);

3) комбинированный материал: “Экологические размышления о сути нравственного бытия” - несколько объединенных интервью с развернутыми комментариями и размышлениями журналиста об экологической культуре (2008. № 2);

4) круглые столы. Редакция журнала проводит круглые столы на нравственную тематику (“Человек и бездомные животные: проблема цивилизованных отношений” [3], Круглый стол “Духовные ценности - SOS!” [4], Круглый стол “СМИ - добро или зло?” [5]), имеющие широкий общественный резонанс и на практике раскрывающие основную тематику двух рубрик. Материалы круглых столов и информация о них публикуется в “Вестнике”.

Анализ содержания рубрик “Встреча для вас” и “Актуальные проблемы образования и культуры” показал, что практически во всех материалах, опубликованных в этих рубриках, нравственная тематика становится превалирующей в общем перечне тем и освещается в самых разных аспектах, например:

• нравственное и безнравственное в отечественной культуре, трактуемой как “синтез всего желаемого в истории”: религии, государства, искусства, семьи, жизни личной и общественной5 [6];

• сохранение духовных ценностей, созданных старшими поколениями, и передача этих ценностей молодому поколению;

• безнравственность, манкуртизм, “великое культурное одичание” как болезни российского современного общества;

• утрата и возрождение патриотизма;

• роль религиозного и светского образования в защите молодого поколения

от бездуховности и безнравственности; светское образование и духовное просвещение;

• положительная и отрицательная роль искусства в формировании идеалов современной молодежи;

• молодежь и масс-культура;

• духовно-нравственная культура и российское образование;

• бережное отношение к экологии, гуманное и цивилизованное отношение человека к бездомным животным, их защита;

• влияние светских и православных СМИ на современное российское общество, на молодежь;

• сотрудничество светских и православных СМИ;

• служение СМИ добру или злу;

• нравственные болезни телевидения и Интернета.

5. Важным структурно-содержательным компонентом данного издания стали цветные вкладки с фоторепортажами, репродукциями картин, а также “говорящая” 4-я полоса обложки (цвет обложки в каждом номере меняется).

Фотоматериал на 4-й полосе адресует к текстовому материалу в журнале. Так, в “Вестнике” (2009. № 2), где опубликованы отрывки из фронтового дневника и воспоминаний Б.А. Неменского, на 4-й полосе светло-зеленой обложки (цвет весны, мая) размещена репродукция картины Б.А. Неменского “Это мы, Господи...” (на земле лежат два совсем юных погибших воина -русский и немецкий), напечатаны несколько четверостиший Б. Окуджавы о войне.

В “Вестнике” № 5 (2009) в связи с кончиной Патриарха Всея Руси Алексия Второго размещен большой текстовый материал (о нем говорилось выше), который иллюстрирует цветная вкладка: на одной ее стороне - фото Алексия II, расположенные в стиле иконописного жития, на другой две фотографии: на первой Алексий II вручает орден Преподобного Сергия Радонежского Е.А. Камбуровой, на второй Н.Д. Никанд-ров и Алексий II стоят рядом (в рабочем кабинете Патриарха). На 4-й полосе обложки

5 В.В. Розанов определил культуру как “синтез всего желаемого в истории: из нее ничто не исключается, в нее одинаково входят религия, государство, искусство, семья, наконец, весь склад жизни личной и общественной. Всё это насколько оно зиждется ,возрастает, навивает на человека одну черту сложности за другой, обогащая его сердце, возвышая ум, укрепляя волю. И, напротив, насколько это разрушается, с человека сходит одна черта за другой, пока он не останется ,обнажен от всего, как тогда, когда вышел из лона природы”.

(цвет голубой - неба) - большой портрет Алексия II и заголовок “Памяти Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II”. Внизу полосы указаны страницы “Вестника”, где находится данный материал.

Такое использование вкладок и обложки имеет целью лаконично и быстро передать информацию, а также оказать нравственно-эстетическое и эмоциональное воздействие на читателя.

В середине 2011 году вышел в свет журнал “PROСВЕТ” № 1 (художественно-публицистическое приложение к научному журналу “Вестник Университета Российской академии образования”), концепция которого изложена в “Слове главного ре-дактора”6 и заключается в следующем:

1. “PROСВЕТ” - художественно-публицистический журнал. Его название позитивно и оптимистично. “Просвет” означает и более светлое пространство, и свет, пробивающийся сквозь тучи, и ясность сознания, и выход из тяжелых обстоятельств. Pro (за-), написанное латинским шрифтом, позволяет четко выразить идею журнала: за свет, значит, за просвещение, добро, нравственность, сохранение духовных и культурных ценностей.

2. В “PROСВЕТЕ” предоставляется слово и известным мастерам культуры, например, композитору Владимиру Дашкевичу, актрисе Елене Камбуровой, художнику Борису Неменскому, и молодежи - студентам, аспирантам, начинающим журналистам.

3. “PROСВЕТ” - журнал, в котором всегда будут содружествовать публицистика, художественная проза, поэзия, музыка, живопись, фотография.

4. “PROСВЕТ” - журнал, где всегда найдется место для информации о тех, кто нуждается в помощи.

5. “PROСВЕТ” - благотворительный журнал, он призван служить добру и станет подарком для того, кто возьмет его в руки.

6. “PROСВЕТ” - издание Университета Российской академии образования, и здесь всегда будет информация о жизни университета.

Духовно-нравственная тематика и проблематика отражена в содержании журнала “PROСВЕТ” (2011. № 1), куда входят следующие рубрики:

• “Встреча для вас” (дублирует в данном случае “Вестник” № 5, 2010), включает интервью с Владимиром Дашкевичем «“Великое культурное одичание”, или культурный реквием», а также военные воспоминания Бориса Неменского и недавнее интервью с ним “Человек должен любить жизнь - отсюда все его действия”);

• “Монолог” (воспоминания Елены Кам-буровой о Фаине Раневской: “Не память рабская, но сердце...”);

• “Поколение” (это молодежная рубрика, где опубликован материал “Гляжу на наше поколенье...”, - интервью с теми, кому сегодня 20 - 25 лет; статья “Место моей души” о детской литературной студии; поэтический материал “О, как солнечно и как звездно начат жизненный первый том...” -стихи молодой Марины Цветаевой);

• “Университет” (об улице Большая Полянка и Университете РАО);

• “Фоторепортаж” (фоторепортаж о конкурсе “Мисс и Мистер УРАО”);

• “Имена” (краткая энциклопедическая информация о Ф.Г. Раневской, Е.А. Камбуровой, Б.М. Неменском, В.С. Дашкевиче).

Третья и четвертая полоса обложки использованы для образовательной рекламы: на 3-й расположены репродукции картин студентов художественного факультета УРАО, на 4-й - информация об университете.

В интервью “Великое культурное одичание, или культурный реквием” В.С. Дашкевич7 рассказал о своем творчестве, об истории создания музыкального “Реквиема” на стихи А.А. Ахматовой, о его первом исполнении в 1989 году Е.А. Камбуровой, о невостребованности и в советское время, и сегодня многих музыкальных симфонических “неформатных” произведений известных композиторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Композитор довольно резко размышляет о современной молодежи, о причинах того, почему многие молодые люди в наши дни больны “манкуртизмом”, то есть историческим и духовно-нравственным беспамятством, почему они превратились в “офисный планктон”, не способны воспринимать крупноформатные произведения. Владимир Дашкевич ставит и молодежи, и всей стране неутешительный диагноз -

6 РЯОСВЕТ. 2011. № 2. 2-я полоса обложки.

7 Беседа с композитором состоялась после исполнения 30 октября 2010 г. в ЦДХ Е. Камбуровой симфонического произведения “Реквием” (стихи А. Ахматовой, муз. В. Дашкевича).

“великое культурное одичание”, и фактически его размышления звучат как реквием по отечественной культуре.

Иным предстает молодое поколение в материале о художнике и педагоге Б.М. Не-менском, который начинается репродукциями его картин, запечатлевших военное прошлое и современность, солдат Великой Отечественной и молодежь конца XX века -светлую, романтичную, талантливую.

О себе, 19-летнем военном художнике, о событиях войны 1941 - 1945 годов рассказывает Борис Неменский в дневниках [7], главная цель которых - сохранить память о патриотизме нашего народа в годы Великой Отечественной войны, о воинах отдавших жизнь за отечество. Патриотизм и память - вот две главные темы размышлений художника.

Б.М. Неменский посвятил жизнь не только живописи, но и педагогике - об этом “Недавнее интервью”. Оптимизмом и верой наполнено пожелание сегодняшней молодежи: “Человек должен любить жизнь - отсюда все его действия”.

В рубрике “Монолог” актриса Е.А. Кам-бурова вспоминает о Ф. Раневской (материал “Не память рабская, но сердце...”), с которой ей посчастливилось близко общаться в 80-е годы. Снова звучит тема памяти - на сей раз памяти сердца. И звучат, почти в прямом смысле слова, песни, исполняемые Е. Камбуровой: тексты песен воспроизведены дословно, а старинный романс “Наглядитесь на меня...” дан еще и в нотной записи.

Завершает материал “говорящий” фотоколлаж: парковая аллея, на дороге -осенние листья. На этом фоне размещены портреты Ф.Г. Раневской разных лет (с ее молодости до старости, она в жизни и в ролях), которые тоже напоминают падающие листья. В центре - большая фотография: пожилая Раневская прощается - машет рукой. Ниже, будто у ее ног, - любимая собака Мальчик (это фото памятника, который на могиле Ф. Раневской установила Е. Камбурова).

После интервью с В. Дашкевичем размещена легенда об утративших память манкуртах, после материалов о Б. Немен-ском и монолога Е. Камбуровой - легенда о гиперборейцах, которые, напротив, хранили в памяти все, что было с каждым из них. Эти контрастные материалы усилива-

ют впечатление от прочитанного на предыдущих страницах, еще острее звучит актуальная духовно-нравственная проблема памяти и беспамятства отдельного человека и целого народа.

Что делать? Кто виноват? Каким будет будущее, если таково настоящее? И какое в действительности поколение сегодняшней молодежи? Эти вопросы звучат и в фотоколлаже, размещенном справа от легенды о гиперборейцах: на фоне вопросительных знаков - фото современной молодежи: неформалы и патриоты, спортсмены и музыканты, школьники и студенты, священники и воины. Молодежь учится, отдыхает, поет, ищет работу, митингует, стоит на улице сказать плакатом “Память отшибло”. На следующей странице в рубрике “Поколение” материалы молодых авторов-размышления о времени, о себе, о современном обществе, о нравственном и безнравственном. Здесь же звучит молодой голос из прошлого - стихи М. Цветаевой, которой чуть больше 20 лет.

Анализ научного журнала “Вестник Университета РАО” и его художественно-публицистического приложения “РЯОСВЕТ” показал следующее:

1. Материалы, освещающие духовнонравственную тематику и проблематику постоянно присутствуют в данных изданиях, и следовательно, данная тематика и проблематика исследуется и рассматривается как в научном, так и художественнопублицистическом аспектах.

2. Главными темами и проблемами, которые звучат в журналах, стали нравственное и безнравственное в отечественной культуре, трактуемой как “синтез всего желаемого в истории”: религии, государства, искусства, семьи, жизни личной и общественной; сохранение духовных ценностей, созданных старшими поколениями, и передача этих ценностей молодому поколению; безнравственность, манкуртизм, “великое культурное одичание” как болезни российского современного общества; утрата и возрождение патриотизма; роль религиозного и светского образования в защите молодого поколения от бездуховности и безнравственности; светское образование и духовное просвещение; положительная и отрицательная роль искусства в формировании идеалов современной молодежи; молодежь и масс-культура; ду-

ховно-нравственная культура и российское образование; бережное отношение к экологии, гуманное и цивилизованное отношение человека к бездомным животным, их защита; влияние светских и православных СМИ на современное российское общество, на молодежь; сотрудничество светских и православных СМИ; служение СМИ добру или злу; нравственные болезни телевидения и Интернета и другие подобные.

3. Журналы выполняют не только свойственную большинству научных изданий информативную функцию (освещать результаты научных исследований, какое-либо событие, информировать о новом в науке и педагогике), но и функцию духовнонравственного и нравственно-эстетического воздействия на читателя с целью его просвещения и воспитания.

4. Оба издания не засорены пошлой коммерческой рекламой.

В “Вестнике Университета Российской академии образования” в незначительном количестве (как правило, на 4-й полосе обложки) присутствует образовательная реклама, связанная с деятельностью Университета РАО (научные конференции, международные встречи, круглые столы), с презентацией гостей журнала - известных деятелей науки и культуры, зарубежных гостей. В “РЯОСВЕТЕ” рекламную функцию выполняют рубрики “Университет”, “Имена” (с. 61 - 67) и 3 - 4-я полосы обложки (то есть 9 страниц из 69). Реклама

направлена на пиар УРАО, привлечение внимания читателей к университету, в том числе с целью увеличения количества абитуриентов. Журнал распространяется как рекламный проспект: бесплатно и целевым образом. Так, “РЯОСВЕТ” № 1, 2011 был распространен на научно-педагогической конференции, презентован директорам филиалов УРАО, директорам московских школ, в “Театре Музыки и Поэзии п/р Е. Камбуровой” (народная артистка России Е. Камбурова является почетным профессором УРАО), среди студенческой молодежи, а также подарен зарубежным гостям университета. В перспективе по замыслу редакции здесь появится социальная реклама.

5. Соответствие (+) и несоответствие (-) критериям нравственности журналов “Вестник Университета Российской академии образования” и “РЯОСВЕТ” выявлено на основе развернутого идейно-тематического и содержательного анализа и представлено в табл. 1.

6. “Вестник Университета Российской академии образования” и “РЯОСВЕТ” можно отнести к СМИ с высокой нравственностью. Они являются серьезной научной и духовно-нравственной альтернативой изданиям с заниженной нравственностью и безнравственным, а при условии открытого доступа к интернет-версиям8, могут привлечь внимание немалого количества пользователей и читателей.

Таблица1

Вестник

Критерии нравственности Университета РАО РЯОСВЕТ

1) Чувство патриотизма и государственности + +

2) Главенство духовных ценностей над материальными + +

3) Торжество социальной справедливости + +

4) Человеколюбие + +

5) Верность долгу, служение Отечеству + +

6) Общность, соборность, духовное и социальное единство народа + +

8 См. сайт журнала уев1п1кигао.ги

Литература

1. Першин Н.И. Политическая идеология. Волгоград. 1997. С. 35 - 36.

2. Грабельников A.A. Средства массовой информации в постсоветской России: пятнадцать лет спустя: Монография. М., 2008. С. 32.

3. Человек и бездомные животные: проблема цивилизованных отношений. Экологические размышления о сути нравственного бытия (Материал подготовила Л. Кутьёва) // Вестник Университета Российской академии образования. 2008. № 2. С. 183.

4. Духовные ценности - SOS! (Материал подготовила Л. Кутьёва) // Вестник Уни-

верситета Российской академии образования. 2010. № 1. С. 14 - 15.

5. Круглый стол “СМИ - добро или зло?” // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 2. С. 8.

6. Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н. Щербаков. М., 1990. С. 31.

7. Борис Неменский: “Человек должен любить жизнь - отсюда все его действия” (материал подготовила Л. Кутьёва) // РЯОСВЕТ. 2011. № 1. С. 16 - 23.

8. “Великое культурное одичание”, или культурный реквием (беседовали и комментировали Л. Кутьёва и В. Усачёва) // РЯОСВЕТ. 2011. № 1. С. 5 - 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.