Научная статья на тему 'Вслед за песней'

Вслед за песней Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вслед за песней»

ВСЛЕД ЗА ПЕСНЕЙ

В человеческом пении порой звучит голос чайки...

Всегда - безысходной тоской, отчаянной жалобой, плачем, метнувшимся вдаль - к лазурным землям, мольбой, устремленной ввысь - к небесным рекам разлуки, иногда - нечаянной радостью, горькой усладой...

Когда долгие дожди сбивают листопад и листва падает на прибалтийский ветер, чайка верна небу...

Ее - единственную из птиц - смогла бы взять в руки, чтобы отпустить к морю.

Остальных никогда - остался испуг из далекого детства: узкая рижская улочка, неожиданно шумно вспорхнувшие голуби...

Чайка не пугает: она - только душа, парящая между небом и морем... Когда человек поет, в его сердце живет небо, его песня - полет души к пределу света...

Полет песни напоминает полет чайки...

Марина Цветаева

Поступь легкая моя,

- Чистой совести примета -Поступь легкая моя,

Песня звонкая моя -Бог меня одну поставил Посреди большого света.

- Ты не женщина, а птица,

Посему - летай и пой.

Разлука®

Все круче, все круче Заламывать руки!

Меж нами не версты

Земные, - разлуки

Небесные реки, лазурные земли,

Где друг мой навеки уже -Неотъемлем.

Стремит столбовая В серебряных сбруях.

Я рук не ломаю!

Я только тяну их Без звука! -

Как дерево-машет-рябина В разлуку,

Во след журавлиному клину.

Стремит журавлиный,

Стремит безоглядно.

Я спеси не сбавлю!

Я в смерти - нарядной

Пребуду - твоей быстроте златоперой

Последней опорой

В потерях простора!

Июнь 1921

1918

Рассвет на рельсах О

Покамест день не встал С его страстями стравленными, Из сырости и шпал Россию восстанавливаю.

Из сырости - и свай,

Из сырости - и серости. Покамест день не встал И не вмешался стрелочник.

Туман еще щадит,

Еще в холсты запахнутый Спит ломовой гранит,

Полей не видно шахматных...

Из сырости - и стай.

Еще вестями шалыми Лжет вороная сталь -Еще Москва за шпалами!

Так, под упорством глаз -Владением бесплотнейшим Какая разлилась Россия - в три полотнища!

© - аудиоприложение

И - шире раскручу!

Невидимыми рельсами По сырости пущу Вагоны с погорельцами:

С пропащими навек Для Бога и людей!

(Знак: сорок человек И восемь лошадей).

Так, посредине шпал,

Где даль шлагбаумом выросла,

Из сырости и шпал,

Из сырости - и сирости,

Анна А

Черный сон©

От любви твоей загадочной,

Как от боли, в крик кричу,

Стала желтой и припадочной,

Еле ноги волочу.

Новых песен не насвистывай,

Песней долго ль обмануть,

Но когти, когти неистовей Мне чахоточную грудь,

Чтобы кровь из горла хлынула Поскорее на постель,

Чтобы смерть их сердца вынула Навсегда проклятый хмель.

Июль 1918

Покамест день не встал С его страстями стравленными -Во всю горизонталь Россию восстанавливаю!

Без низости, без лжи:

Даль - да две рельсы синие.

Эй, вот она! - Держи!

По линиям, по линиям.

12 октября 1922

Другая песенка ©

Несказанные речи Я больше не твержу,

Но в память той невстречи Шиповник посажу

Как сияло там и пело Нашей встречи чудо,

Я вернуться не хотела Никуда оттуда.

Горькой было мне усладой Счастье вместо долга,

Говорила с кем не надо,

Говорила долго.

Пусть влюбленных страсти душат,

Требуя ответа,

Мы же, милый, только души У предела света.

1956

Вера Евушкина

Автор и исполнитель песен на стихи М. Цветаевой, С. Парнок, А. Тарковского, Д. Андреева, И. Бродского,

С. Кирсанова, Д. Самойлова,

Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы,

В. Блаженного, А. Радковского. Играет на шестиструнной гитаре. Актриса Театра музыки и поэзии Е. Камбу-ровой. Лауреат российских фестивалей авторской песни. Участвует в проекте “Аз и Я+”, объединяющем авторов-исполнителей современной камерной песни. С 1988 г. вместе с Еленой Фроловой выступает в творческом дуэте “ВерЛен”.

..Запах колдовского зелья, витающий где-то в провинции, затерянной, заброшенной, занесенной временем, воспоминанием, забвением, я чую в пронзительном пении Веры Евушкиной, извлекающей молитвенную мелодию животворящего родника, где рядом на траве помятой

\

лежат

еще не затихшие плачущие гусли1.

1 “Московское чаепитие” - стихи Романсі Хе (род. 18 сентября 1949 г.), барда, поэта из Южно-Сахалинска, автора книг “Гудящие раковины”, “По сорочьему мосту” и др.

О своем творчестве

Автору музыки труднее рассуждать о творчестве, чем автору стихов... Для меня важно, как поэтическое слово соотносится с моим внутренним существованием, - это главное в выборе стихов. Главное - высветить все, что волновало.

Как у Анны Ахматовой судьба шла за словом, у меня судьба шла вслед за песней...

О поэтах Серебряного века

Первый мой поэт из Серебряного века - Александр Блок. Марина Цветаева явилась позже. Новое открытие Цветаевой произошло, когда в 1988 году мы познакомились с Еленой Фроловой: я услышала ее песни, возник дуэт “ВерЛен”. С композицией на цветаевские стихи объездили Дальний Восток, Сибирь... Тогда, в конце 80-х - начале 90-х годов, Марина Цветаева “захватила” народ - ее начали издавать, читать.

Поэзия Серебряного века, словно росток, прошла сквозь камни...

О песне “Рассвет на рельсах”

1993 год. “ВерЛен” пригласили на международный фестиваль в Берлин - не хватало кульминационной песни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Песня сочинялась в поезде, на рельсах - буквально...

Сразу же стали с Леной репетировать ее. Премьера состоялась в Берлине.

Интересно, что стихотворение “Рассвет на рельсах” Цветаева написала в 22-м году, когда прощалась с Россией перед эмиграцией: с дочерью Ариадной ехала в Берлин, оттуда - в Прагу к мужу Сергею Эфрону, без вести пропавшему в годы гражданской войны. Сергея нашел в Чехии Илья Эренбург.

О публике

Очень многих людей сегодня вдохновляют и объединяют песни на стихи поэтов Серебряного века, но публику нельзя “измерять” количеством. На настоящее искусство приходила качественная публика - дело не в количестве зрителей, даже не в образованности, а в состоянии - качестве - души.

Публика - люди, так же, как мы, думающие и чувствующие, так же ищущие нас, как мы их ищем...

О соборности в песне

Мы - взаимосообщающиеся сосуды, потому что у нас абсолютное совпадение в понимании поэзии и музыкальной интонации в песне. У меня, например, многое от Елены Камбуровой: ее интонация, чувство слова...Отсюда такая соборность дуэта “ВерЛен”

Соборность - это прекрасное состояние в дружбе, в любви, в песне, в творчестве...

О Елене Антоновне Камбуровой

Елена Камбурова начинала с Булата Окуджавы и Новеллы Матвеевой - в то время не было такой обширной, как сейчас, поэтической информации о Серебряном веке. Песни на стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Б. Пастернака, Г. Иванова в ее репертуаре появились позже.

Мы познакомились и подружились в 1976 году. Так совпало - благодаря Божьему промыслу - в самые трудные для меня моменты биографии. Если бы на своем жизненном пути не встретила Лену Камбурову, не было бы меня как автора с определенным сложившимся мировоззрением. У Лены всегда есть, чему учиться. Она открыла мне новое отношение к миру - своей личностью, духовностью, своим восприятием поэзии. Ведь в стихах отражается внутреннее состояние души поэта, автора, и поэтому стихи меняют отношение к миру, мировоззрение у исполнителя, у автора музыки, который старается соответствовать уровню, заданному поэтами. Наши мировоззренческие координаты, как и отношение к поэтическому слову, к интонации в песне, осмелюсь сказать, максимально созвучны.

Елена Камбурова научила меня открывать духовно-поэтическое пространство в хорошей поэзии и видеть бездуховность в плохой...

О поэтическом слове

Слово перестало для меня быть только носителем информации, мысли, заложенной в стихах. Я вдруг однажды поняла, что настоящая поэзия имеет духовно-божественное происхождение - это в ней для меня важно и ценно.

Поэзия Серебряного века, слово Цветаевой, Ахматовой, Пастернака, Гумилева, Мандельштама - из одного -божественного - сосуда...

_____________________________ Материал подготовила Кутьёва Л.В.

© Кутьёва Л.В., 2006

РАЗЛУКА

Стихи М. Цветаевой Музыка В. Евушкиной

Просто, задушевно

от/

|М,. - ' 3 1

—ц>1. І.Все к П -ЧС ГСС К’ру- че ч 1— * ^ *1 *1 за -ла - мы -вать ру - ки! Меж '.ил ^ на-ми не вере - ты А

щг О: 1. » о тггГг Г -г -ВіаГ- л/Ь 'ШТгГг і і НгКг Кг Иг 1 1 А

У | 1 ° г г 4г

1 ** * Г зем - ны - е, - раз - лу-ки не-£ ео-ны-е ре - ки, J ла-зур - ны-е и / зе - мли, |м 1

§**Ч=Г= № *СгСгСг * I Ш?йг -5 % Ф ГгГгИг Г' г Шш! ЙГЙГ

$4 > 1 п 1

% •!—«У где друг мой на \1Ч 1 1 1 - ве-ки у - же - не-отъ [44= -ем-лем. '*11'J ;>; 2.Стре-мит стол-бо -ва -я в се-реб- і—1—

і): Ца Ь1 4 ГгГг гГг иш 1. 1 * Й/ XI ШШ - 1

у 0 (5І г J

\ЯЦ і к | ч —р—1 я—4- ч j ^ N

ря-ных сбру-ях. 1 1 Я рук не ло -ма-ю! Я Г толь-ко тя * J 4 J - ну их без зву - ка!- Как ч j 1

•н/' нт J і ГгГгГРГг :*ШЖг ІЖГ НгИг с Г' г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.