Научная статья на тему 'Педагогические аспекты воспитательной работы по формированию антикоррупционного поведения сотрудников полиции'

Педагогические аспекты воспитательной работы по формированию антикоррупционного поведения сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
709
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОНАЯ ПОЛИТИКА / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / CORRUPTION / EDUCATION / ANTICORRUPTION EDUCATION / MORAL EDUCATION / ANTICORRUPTION POLICY / ANTICORRUPTION BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буткова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются теоретические основы и методы воспитания сотрудников органов внутренних дел, особенности воспитательной работы по формированию навыков и умений антикоррупционного поведения сотрудника полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Буткова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE EDUCATIONAL WORK ON THE FORMATION OF THE ANTI-CORRUPTION POLICE CONDUCT

The article discusses the theoretical foundations and methods of law enforcement officers educating, especially the educational work to build skills and anti-corruption police behavior.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты воспитательной работы по формированию антикоррупционного поведения сотрудников полиции»

За последние годы в органах внутренних дел широкое распространение приобрели такие негативные, аморальные проявления, как злоупотребление служебным положением, коррупция, правовой нигилизм, искаженное отношение к служебному долгу. Среди личного состава продолжается рост случаев грубого, нетактичного поведения на службе и в быту. Все это вызывает законное возмущение граждан, порождает недоверие к органам внутренних дел как одной из важнейших структур исполнительной власти [3, с. 303].

Особое беспокойство общества и государства вызывают многочисленные факты коррупции сотрудников правоохранительных органов.

На первом заседании Совета по борьбе с коррупцией Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что в целом коррупция деморализует общество, разлагает власть и государственный аппарат. И особенно она нетерпима в судебной и правоохранительной практике, в судебных и правоохранительных органах, для которых борьба с этим злом является прямой функцией.

В своем интервью министр внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант полиции В.А. Колокольцев подчеркнул: «Если мы требуем соблюдения законности со стороны граждан, то сами должны быть безупречны» (Известия. 2012. 24 мая).

Высокий уровень коррумпированности в органах внутренних дел парализует усилия государства в борьбе с преступностью и порождает у значительной части населения неверие в государственные институты власти.

Коррупция относится к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты. Как свидетельствует мировой исторический опыт, распространенность коррупции значительно возрастает в периоды крупных социальных потрясений. К сожалению, социальные преобразования, начавшиеся во второй половине 80-х гг. XX в., способствовали тому, что в современной России коррупция стала одной из характеристик современной российской действительности. На протяжении последних десятилетий в нашей стране наблюдается поступательный и интенсивный рост числа и видов коррупционных правонарушений. С каждым годом ситуация становится все более напряженной. Это связано, в первую очередь, с общим снижением духовно-нравственного потенциала общества, господствующим в нем правовым нигилизмом, неверием в неотвратимость наказания, ослаблением государственного контроля и несовершенством законодательства [4, с. 15].

Феномен коррупции возник с появлением государства и делением людей на управляющих и управляемых. В настоящее время коррупция поразила практически всю систему общественных отношений, структуру власти. Коррупция сковывает деловую жизнь страны и снижает эффективность государственного управления. Социальные последствия коррупции значительны, она предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями, формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения, способствует несправедливому перераспределению благ, дискредитирует право как инструмент регулирования жизни государства и общества.

Многообразие причин возникновения и распространения коррупции в правоохранительных органах, а также необходимость разработки эффективных мер ее профилактики ставит на повестку дня вопрос о профессиональной воспитательной работе с сотрудниками полиции.

Первостепенной задачей Министерства внутренних дел Российской Федерации согласно приказам МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80, от 01 февраля 2007 г. № 120 является комплексное реформирование системы воспитательной работы в органах внутренних дел.

Соответствующая задача ставилась Правительством перед Министерством внутренних дел и ранее. Но в настоящее время наблюдается кардинальное изменение самой организации работы с личным составом в целях повышения эффективности воспитательного процесса в правоохранительных органах.

В широком понимании воспитание - это процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение человеком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования системы ценностей.

Относительно сущности воспитательной работы в органах внутренних дел как социально организуемого процесса следует отметить, что воспитание есть определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитываемого, чтобы привить ему качества

желательные и необходимые для успешного выполнения возложенных на сотрудника должностных (функциональных) обязанностей.

Воспитание - процесс многофакторный. При организации и проведении процесса воспитания субъекты воспитательной работы (воспитатели) должны учитывать огромное количество объективных и субъективных причин. Сотрудник подвергается воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания, приводящий к тому, что в одних и тех же условиях результаты воспитательных воздействий могут существенно различаться [4].

Как отмечается в приказе МВД России № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел», сложившаяся к настоящему времени работа воспитательных аппаратов с личным составом органов и подразделений внутренних дел не соответствует современному этапу развития Министерства, не оказывает необходимого влияния на эффективность выполнения личным составом стоящих перед ним оперативно-служебных задач.

Вследствие этого одно из направлений совершенствования воспитательной работы - повышение духовно-нравственного воспитания личного состава - надлежит сосредоточить на восстановлении основополагающих мировоззренческих ценностей: патриотизма, гражданственности, государственности; развития профессионально-значимых качеств - верности Присяге, служебному долгу, личной ответственности за историческую судьбу Отечества, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, неподкупности, честности и нравственной чистоплотности.

Моральная деятельность сотрудника не является нейтральной по отношению к общему состоянию законности в обществе - она либо укрепляет авторитет государственной власти в глазах граждан, либо в корне подрывает его.

Антикоррупционное воспитание является составной частью нравственного воспитания вообще и представляет собой целенаправленный процесс формирования у человека антикоррупционных знаний, а также соответствующих моральных потребностей, убеждений, качеств и чувств, выражающихся в устойчивых нормах поведения, отвечающих антикоррупционному идеалу [4].

Результативность воспитательной работы, проводимой руководителями всех уровней, общественными объединениями, созданными в органах и подразделениях внутренних дел, во многом зависит от их умения творчески применять разнообразные методы педагогического воздействия на личность каждого конкретного сотрудника, постоянного совершенствования методики индивидуальной работы, обогащать ее содержание новыми методами, учитывать их оптимальность при выборе и использовании в работе с подчиненными [1, с. 58].

Способность выбрать в данный момент наиболее эффективный метод, творчески применить его -яркое проявление психолого-педагогического мастерства руководителя, наставника и других субъектов воспитательной работы.

Ни один метод, взятый сам по себе, не в состоянии эффективно решать педагогические задачи. Все методы выступают в тесной взаимосвязи, усиливая и дополняя друг друга. Наиболее действенными из них можно назвать методы убеждения, стимулирования и приучения.

Сущность метода убеждения заключается в объяснении необходимости правильного поведения, раскрытии значимости тех или иных норм поведения. Наиболее эффективным средством (приемом) убеждения служит положительный личный пример, который приобретает особую воспитательную силу, если он органически связан с личными качествами руководителя и проявляется в нем не от случая к случаю, а систематически. Обеспечение руководителями всех уровней личного примера соблюдения профессионально-нравственных норм службы в правоохранительных органах, высокого уровня психолого-педагогической компетентности - наиболее значимое условие эффективности функционирования воспитательной деятельности по формированию антикоррупционного поведения сотрудников. В связи с этим комплектование аппаратов по организации воспитательной работы должно осуществляться сотрудниками, пользующимися авторитетом в служебных коллективах, имеющими опыт работы с личным составом.

Формирование антикоррупционно-ориентированного сотрудника полиции - непрерывный процесс по привитию человеку моральных потребностей и привычек.

Нередко успех в борьбе с коррупцией связывают с существенным повышением заработной платы сотрудникам. Считается, чем выше зарплата сотрудников, тем меньше у них соблазна брать взятки. Однако можно бесконечно повышать зарплату коррупционеру, от этого он не перестанет брать взятки. Коррупция развращает умы и сознание людей. Человек порой берет взятку не потому, что он испытывает потребность в «хлебе насущном», а потому что это входит в его дурную привычку [2, с. 44].

По замечанию А.С. Макаренко, назначение нравственной привычки состоит не в том, чтобы вовремя вспомнить, как следует себя повести, но в том, чтобы человек физически не смог отступить от того, что велят ему долг и совесть. Антикоррупционные привычки как базовый пункт поведения сотрудника должны быть основаны на простых законах нравственности, элементарных нормах морали.

Вместе с тем важное место в антикоррупционном воспитании должно занимать моральное принуждение, которое может проявляться как моральное осуждение со стороны коллектива, руководителя подразделения. Воспитание в коллективе и через коллектив всегда было и остается одним из самых мощных и результативных педагогических воздействий.

Следует отметить, что в системе органов внутренних дел важную роль играет функционирование системы стимулов к антикоррупционному поведению. Это материальные, моральные и иные стимулы, напрямую зависящие от стажа государственной службы, среди которых помимо установления госслужащим относительно высокой зарплаты должны иметь место создание привлекательности, престижа работы в органах внутренних дел, наличие перспективы профессионального роста, высокие пенсии, выходные пособия, налоговые и иные льготы.

Контроль за правомерным поведением граждан, обеспечение общественного порядка и приучение к нему, разрешение конфликтов в юридически значимых ситуациях, требование уважать закон и другие правовые установления, повышение правовой культуры и правовоспитанности, исправление пренебрегающих нормами права и др. - это выраженная воспитательная функция всей системы правоохраны. Реализовать ее могут только соответственным образом воспитанные люди, ибо изначально воспитатель должен быть сам воспитан [5, с. 321].

Обновленную эффективную модель воспитательной работы надлежит создавать на основании современных психолого-педагогических подходов. С целью предупреждения коррупционного поведения следует систематизировать педагогические воздействия, направленные на профилактику и нейтрализацию негативных влияний на личность сотрудника полиции, имеющих системный характер.

На наш взгляд, такая модель обязательно должна включать в себя следующие меры педагогических влияний, которые могут оказаться эффективными в плане формирования антикоррупционного поведения сотрудников: повышение роли руководителей в процессе осуществления воспитательной работы, применение объединенных в систему методов формирования сознания, стимулирования и мотивации деятельности и поведения, систематическая и сознательная деятельность сотрудников полиции по самовоспитанию.

Коррупция - одна из серьезных проблем государства, затрагивающая все стороны жизни общества. Наиболее существенным выступает тот факт, что коррупция поразила правоохранительную систему государства, органы, которые должны противостоять и бороться с этим явлением.

Коррупционное поведение сотрудников полиции дискредитирует органы внутренних дел, подрывает авторитет всей службы в целом. И, наоборот, честное выполнение служебных обязанностей сотрудника полиции не остается незамеченным со стороны гражданского населения и всегда находит у них определенную оценку, вызывает чувство уважения и доверия.

Ответственность за работу в этом направлении лежит и на руководителях всех уровней, и на самих сотрудниках правоохранительных органов.

Таким образом, антикоррупционное воспитание является важной частью как антикоррупционной политики России в целом, так и системы морально-психологического обеспечения органов внутренних дел.

Литература

1. Марков А.И. Методика индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел. Ростов н/Д, 2003.

2. Нуркаева Т.Н. Коррупция в России // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 2.

3. Психология. Педагогика. Этика / Под ред. Ю.Е. Наумкина. М., 1999.

4. Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения у сотрудников и государственных гражданских служащих органов внутренних дел. М., 2011.

5. Юридическая педагогика / Отв. ред. В.Я. Кикоть, А.М. Столяренко. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.