Научная статья на тему 'Педагогические аспекты субъектного развития будущего учителя в системе заочно- дистанционного образования'

Педагогические аспекты субъектного развития будущего учителя в системе заочно- дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / СУБЪЕКТНОЕ РАЗВИТИЕ / ЗАОЧНО-ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / PEDAGOGICAL ASPECTS / SUBJECT DEVELOPMENT / IN ABSENTIA-REMOTE FORMATION / FORMATION OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудинов Илья Викторович

Данная статья затрагивает проблемы, связанные с формированием личности будущего учителя как субъекта педагогической деятельности в системах удаленного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудинов Илья Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF SUBJECT DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHER IN SYSTEM OF IN ABSENTIA-REMOTE FORMATION

Given article mentions the problems connected with formation of the person of the future teacher as the subject of pedagogical activity in systems of remote training

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты субъектного развития будущего учителя в системе заочно- дистанционного образования»

И. В. Кудинов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУБЪЕКТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ЗАОЧНОДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: педагогические аспекты, субъектное развитие, заочно-дистанционное образование, формирование личности.

Keywords: pedagogical aspects, subject development, in absentia-remote formation, formation of the person.

Аннотация: Данная статья затрагивает проблемы, связанные с формированием личности будущего учителя как субъекта педагогической деятельности в системах удаленного обучения.

Abstract: Given article mentions the problems connected with formation of the person of the future teacher as the subject of pedagogical activity in systems of remote training.

Для современного этапа развития цивилизации прогнозируется ведущая роль организационных и информационных технологий, гуманизация и демократизация общественных отношений. При этом все насущнее становится непрерывное образование, системное реформирование его содержания, создание механизма его постоянного обновления. Основополагающая задача реформы высшего педагогического образования состоит в том, чтобы поднять уровень фундаментальной подготовки будущих учителей, одновременно усилив ее практическую направленность. В условиях перехода образовательной сферы России к вариативному образованию возрастают требования к подготовке учителей, она должна предусматривать формирование у студентов способности определять подлинное содержание педагогических систем, технологий, методик, видеть за внешними проявлениями их внутреннюю сущность, глубинные механизмы реализации, определять их возможности и границы.

Из сказанного следует, что традиционные подходы, направленные на усвоение студентами определенной суммы знаний и умений их будущей профессиональной деятельности, теряют свое значение. Существующее до настоящего времени доминирование дисциплинарного подхода в педагогическом образовании не дает должного эффекта. Необходимо обновление целей, содержания, технологий и критериев оценки учителей, обеспечивающих переориентацию профессионального образования с предметной на личностноориентированную деятельностную модель. Это выводит в разряд актуальных исследования по теоретико-методологическому обоснованию новых подходов к педагогическому образованию.

Бурное развитие и широкое внедрение компьютерной техники обусловливают как элемент педагогической компетентности учителя умение владеть новыми информационными технологиями, новыми способами получения и передачи информации. Компьютер должен трансформироваться из предмета в средство получения новых знаний, наполниться дидактическим содержанием в обеспечении сознательной деятельности студентов в процессе обучения, развитии их креативных способностей, формирования интереса к будущей профессиональной деятельности. Поиск студентами самостоятельных путей в проектировании и выполнении задания, выбор наиболее оптимального способа выполнения задания представляет собой высокий уровень деятельности, специфика которой заключается в том, что обучаемые в образовательном процессе включаются в новые информационные потоки, им предоставляется широкий инструментарий для реализации своих идей. Эта деятельность предполагает творческий характер приложения сил, требующий от студентов знания ведущих законов и закономерностей педагогических и информационных технологий, технической стороны возможностей современной компьютерной техники, умения ориентироваться в информационном потоке, практического овладения навыками работы на компьютере. Здесь особую значимость приобретают работы, посвященные изучению педагогической деятельности, содержанию и путям овладения ею студентами в образовательном процессе высшей школы посредством использования новых информационных и телекоммуникационных технологий. Важность подготовки будущего учителя к самостоятельной профессиональной деятельности в динамических информационных условиях обусловлена не только требованиями современного этапа общественного и экономического развития России, но и сущностными возможностями человека, особенностью и природой педагогического труда.

Очевидно, что системы получения образования без преподавателя должны претерпевать сложные структурно-функциональные из-

менения в процессе перехода от парадигмы архива знаний к индивидуальным мультимедийным упражняющим комплексам. В этой связи необходимо рассмотреть систему дистанционного профессиональнопедагогического образования с позиций субъектно-деятельностной парадигмы наряду с перестройкой в организационном, содержательном, технологическом и техническом компонентах, то есть как единой образовательной системы, внутри которой формируется субъект профессионально-педагогической деятельности, а также условия его становления. Теоретический анализ проблемы и изучение эмпирического опыта показали, что в существующих электронных учебных системах преобладает репродуктивный подход к организации учебной деятельности, сводящийся к формализованной передаче знаний без учета закономерностей и качеств развивающейся личности. В то время как система дистанционного образования должна обеспечить развитие студента как субъекта педагогической деятельности, которого характеризуют сформированность педагогического мышления -способность выделять, анализировать и прогнозировать педагогические явления; наличие психолого-педагогических знаний, позволяющих описать и объяснить педагогические явления, и педагогическая деятельность - способность целенаправленно проектировать, конструировать и осуществлять процессы воспитания и обучения.

Говоря о педагогической деятельности, достаточно непросто выстроить целостную аналитическую картину, основываясь на поэлементном структурном анализе. Во избежание этого, мы использовали способ анализа и конструирования систем по единицам, описанный А.Н. Леонтьевым, который подразумевает выделение в инвариантной системе наименьшей единицы, вбирающей в себя все системообразующие характеристики и обусловливающей развитие как компонентов системы, так и самой системы. В основе данного подхода - свойство системы развиваться, повышать свою мобильность и динамичность по отношению к другим. На основе анализа предыдущих исследований в качестве единицы дистанционной системы образования (так называемой «исходной клеточки» системы) принимается инвариантная структура, состоящая поэлементно из 1) простейшей педагогической цепочки действий (мотив - целеполага-ние - планирование - исполнение - оценка действий - контроль -коррекция); 2) логики изложения учебного материала (концентричное представление содержания); 3) госстандарта РФ; 4) голографической (виртуальной) формы представления содержания. Единица обусловливает строение и развитие всех компонентов системы дистанционного образования, при этом возможно расширение свойств и качеств единицы новыми. В структуре единицы мы учитываем тот факт, что исходная клетка своей динамичной организацией должна

содействовать быстрому приспособлению технологии к изменившимся внешним факторам системы: современные темпы развития НИТ не допускают игнорирования данного факта в системе дистанционного образования. При дистанционном предоставлении содержания образования развитие личности преподавателя, развитие его собственной субъектной составляющей имеет большее значение, чем в традиционном обучении. Преподавателю необходимо постоянно повышать свою квалификацию в области субъектных и информационных технологий образования, теснее связывать содержание обучения с НИТ в целях формирования студента как субъекта педагогической деятельности, предоставив будущим учителям более разнообразные формы изложения учебного материала, что достигается постоянным совершенствованием собственного педагогического потенциала. Каждый из элементов единицы определяет и преобразовывает педагогическую деятельность как процесс с участием объекта и субъекта образования. Педагогическая деятельность, таким образом, связующее звено двух взаимообусловливаю-щих понятий - «личность педагога» и «педагогический объект». Через деятельность происходит воздействие субъекта на объект и наоборот. Эта связь многоуровневая и многоканальная. Каждый уровень и вид связей решает вполне определенную задачу, однако педагогическая деятельность выступает звеном, опосредующим обмен информацией и сигналами между системами и определяющим их взаимосогласованное функционирование. Единица системы дистанционного образования обусловливает структуру и развитие всех её компонентов. При этом структурно-функциональные характеристики единицы, безусловно, дополняются совокупностями значимых факторов, влияющих на формирование будущего учителя в виде многомерного пространства и развертываемых во времени компонентов в зависимости от моделируемого элемента системы. Методологическим основанием единицы системы дистанционного образования обучения выступают личностно ориентированный и деятельностный подходы, теория содержательного обобщения, концепции фундаментализации и информатизации профессионального образования в целом, следуя логике субъектного развития студента.

Среди существенных компонентов образовательного процесса мы выделяем: содержательный, организационный, программнотехнологический и технический компоненты. В модели образовательный процесс мы рассматриваем в заочной форме обучения, как наиболее оптимальной к интеграции традиционных и дистанционных технологий в целостной системе.

В содержательном компоненте теоретической модели предполагается определенное расположение учебного материала, кото-

рое обеспечивает «взращивание» педагогической деятельности будущего специалиста. Его реализация требует такой организации содержания педагогического образования и представления в образовательном процессе, чтобы ее структура позволяла развертывать будущую педагогическую деятельность из своей «клеточки» - общего первоначального знания - к конкретным знаниям применительно ко всем учебным дисциплинам, заявленным в учебном плане в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учитывая принципиальное отличие заочного и дистанционного обучения от дневной формы - значительное время, отведенное на самостоятельную работу в отсутствие преподавателя, построение содержания в модели мы, прежде всего, связываем с виртуальным его присутствием и оснащением его педагогическим инструментарием для управления обучением в рамках предложенной модели в виде педагогического видеоклипа, закрытого электронного учебника, базового и рабочего учебника, электронной почты, тестов-игр, онлайн-чата и виртуального педагогического форума. Физическое отсутствие преподавателя восполняет его виртуальный двойник, что обеспечивает синхронное разворачивание спирали образовательного процесса в режиме оффлайн посредством технологий с уже заложенным знаниевым компонентом (педагогический видеоклип, закрытый электронный учебник, базовый и рабочий учебники), и в режиме онлайн-технологий, позволяющих взращивать педагогическую деятельность студента, управлять его межсессионной работой (асинхронно: тесты-игры, электронная почта, виртуальный педагогический форум, синхронно: чат, телеконсультации, аудиопосылки). Подобная организация требует создания специального института повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и обучения студентов в области новых информационных технологий с целью вывода их на пользовательский уровень овладения компьютерными технологиями (преподаватель-тьютор) и объяснения возможностей представленных видов новых информационных технологий для разработки авторских обучающих систем. Службу тьюторов рекомендуется создавать при деканатах факультетов. Тьютором является преподаватель дисциплины (в идеале - лектор) при условии овладения им новыми информационными технологиями на уровне пользователя, либо студентам назначается академический консультант, который осуществляет свою работу в согласовании с ведущим преподавателем или заведующим кафедрой в рамках не более, чем одной-двух специальностей. Иначе академического консультанта можно определить как виртуальный аналог методиста заочного отделения педагогического вуза. Консультантами могут назначаться работники вуза с высшим образованием, прошедшие под-

готовку в области структуры и содержания образования определенной группы специальностей.

В программно-технологическом компоненте предлагаемой модели заочно-дистанционного образования применяется модульный подход в организации учебного процесса. В рамках этого подхода профессиональное обучение строится как конвейерный процесс с четко фиксированным ожидаемым результатом. Модульная технология, во-первых, позволяет сформировать эталонные образцы педагогического труда. Во-вторых, в отличие от традиционной системы профессионального обучения, где все виды учебной работы направлены на усвоение заранее предъявленных эталонных учебных результатов, модульная технология не отменяет возможности поисковой деятельности студентов. Следует подчеркнуть, что она возникает на втором плане, так как начало творческой педагогической деятельности связано с усвоением эталонных образцов труда учителя. Своеобразие образовательного процесса, направленного на формирование педагогической деятельности студентов, состоит не в заучивании учебного материала, а в сознательном его преобразовании и конструировании. Психолого-педагогические и специальные знания становятся не только целью обучения, но и средством решения профессиональных задач, инструментом создания оригинальных педагогических проектов. Гностико-дидактическая и конструктивно-проектировочная функции педагогической деятельности должны проявляться и одновременно формироваться в рамках единого образовательного процесса, отражая тем самым природу труда учителя. Модульный подход к организации профессионального образования позволяет формировать исследовательские умения будущего учителя и творческий взгляд на природу педагогической деятельности.

Модульная организация образовательного процесса предполагает структурирование учебного материала по принципу «последовательных модулей». Каждый последующий модуль образовательного процесса, создавая ситуацию выполнения эталонной (нормативной) структуры педагогической деятельности, помогает будущему учителю использовать все более дифференцированные и конкретизированные умения в условиях педагогической среды. Все модули содержат материал, позволяющий студенту на основе анализа и диагностики педагогической ситуации-задачи принять педагогическое решение и определить оценку ее успешности. При модульной организации учебного материала системность проявляется в том, что каждый предыдущий шаг усвоения знаний будет логически обусловливать последующий. На любом этапе студент может самостоятельно восстановить (реконструировать) необходимый ему

фрагмент по логике наличных материалов и самостоятельно определить последующий шаг познавательной или практической деятельности. Поэтому управление деятельностью студентов со стороны преподавателя состоит не в прямом воздействии, а в дистанционной демонстрации будущему учителю некоторого общего принципа, «основания», исходя из которого, он мог бы самостоятельно выводить собственные решения и осмысливать их последствия. Из этого следует, что управление профессиональным развитием будущего учителя рефлексивно и имеет уровневый характер. Выполнение рефлексии исполнительской деятельности позволяет переходить к выработке стратегии действий, а этот уровень, в свою очередь, является основанием для проявления уровня анализа и оценки выработанной стратегии и реализованной на этой основе программы, соотнесения ее с выдвинутыми целями и задачами. Такая возможность возникает из системности организации учебного процесса, которая сама также становится частью общего приобретения. Вместе с приобретаемыми педагогическими знаниями у студентов формируются и умения самостоятельной системной организации собственной и чужой деятельности.

Наименьшим модулем, таким образом, выступает цепочка действий, входящих в структуру предметной педагогической деятельности: анализ - целеполагание - планирование - исполнение - контроль - оценка; структурно он является составляющей единицы системы дистанционного образования и определяет структуру каждого семинарского или практического занятия со всеми сущностными свойствами единицы. При этом необходимо подчеркнуть существенный момент системной организации учебного процесса. На любом его этапе - при формировании внутренней мотивации учебной деятельности, при организации учебного материала, исходя из его собственной логики и истории, при включении элементов контроля изучаемого материала, при оценке и самооценке достигнутых результатов - необходимо различать три основных компонента истории и логики предмета: развитие объекта, историю его познания и логику изложения. Системная организация позволяет непосредственно в ходе учебного процесса отчетливо выделять их. Следующее требование связано с необходимостью обеспечения образовательного процесса средствами и условиями формирования профессионала в единстве моторных, чувственных и интеллектуальных качеств студента. Следовательно, каждый модуль также должен обеспечивать проявление в единстве поведенческих, эмоционально-нравственных и когнитивных сфер личности будущего учителя. Обобщая сказанное, можно утверждать, что модуль обеспечивает единство целей, принципов, содержания, форм и методов организа-

ции учебно-воспитательной работы в контексте взращивания педагогической деятельности будущего учителя.

Рис. 1. «Взращивание» модуля

Процесс «взращивания» педагогической деятельности начинается с овладения студентом минимальным мотивационноориентировочным уровнем практической педагогической деятельности - «педагогической цепочкой» - инвариантом педагогической деятельности. Для соответствия подачи содержания традиционному образовательному процессу с точки зрения существующих форм в модели нами выделяется наименьший модуль - 1 семинар (семинарский модуль). При заочном обучении увеличение доли самостоятельной работы предполагает изменение структуры изложения учебного материала не только на семинарах как минимальных единицах учебного процесса, но и в укрупненных модулях (макромодулях). Таковыми мы считаем семестр (семестровый макромодуль), учебный год (годовой макромодуль), и нормативный период обучения по специальности (итоговый макромодуль).

Происходит так называемое «взращивание» модуля (рис. 1) -перенос и усиление свойств единицы системы дистанционного образования на укрупненные модули (макромодули).

Структура макромодулей также строится с учетом единицы системы дистанционного образования, но при этом разбивается на этапы для установления соответствия традиционному образовательному процессу на заочном отделении и требованиям государственных образовательных стандартов. Таких этапов в семестре мы выделили три: вводный, основной, аттестационный. Каждый из этапов определяет меру интеграции заочного и дистанционного обучения присутствием или отсутствием преподавателя: вводный этап - преподаватель присутствует, основной этап - самостоятельная работа в отсутствие преподавателя, аттестационный этап - аудиторная работа (семинарские обсуждения) с преподавателем и сдача экзаменов и зачетов.

Обеспечивающие курсы 1 ~

Учебная дисциплина

вводный этап | ОСНОВНОЙ ЭТАП обзор аттестационный этап

X

модуль модуль модуль

вводный этап основной этап аттестация вводный этап основной этап аттестация вводный этап основной этап аттестация

Рис. 2. Структура изучения учебной дисциплины

Те же этапы определяют структуру укрупненного макромодуля до учебного года и нормативного срока обучения. Если рассматривать схему сверху вниз в сторону уменьшения модуля, видно, что каждый этап вышестоящего модуля состоит из трех этапов подмодуля и логика их изложения соответствует структуре инварианта, и так до тех пор, пока модулем не останется один семестр. Семестровое занятие, как наименьший модуль, формируется переносом определенных нами общих свойств модуля на себя, т.е. в логике взращивания студента, как субъекта педагогической деятельности. Обобщая, отмечаем, что при таком рассмотрении структуры образовательного процесса, взращивание педагогической деятельности происходит непрерывно, в любой момент обучения - на семинарских занятиях или в межсессионный период - и в зависимости от уровня рассматриваемого модуля насыщено теми или иными формами и методами работы (рис. 2).

В определении точек контроля за усвоением содержания и

оценки развития субъектных качеств личности студента-заочника универсальным подходом, хорошо интегрирующимся в модель, нам представляется модульно-рейтинговый подход с использованием системы зачетных единиц. При этом модуль по объему содержания приравнивается к зачетной единице и в то же время является законченной смысловой частью Государственного образовательного стандарта (рис. 3). Трудоемкость всех видов учебной работы в учебных планах устанавливается из соотношения 1 зачетная единица = 36 традиционным академическим часам. При условии, что на отделении заочного обучения аудиторная нагрузка планируется в 3,6 раза меньше (1/10 зачетной единицы дневной формы обучения), в определении зачетных единиц выдерживается кратность академических часов тридцати шести: 24, 18, 12, 6, 3, 2. В соответствие с показателем кратности приводится и содержание модуля как зачетной единицы. Текущий и промежуточный контроль за освоением студентом каждой дисциплины осуществляется в рамках балльнорейтинговых систем. По результатам промежуточной аттестации студенту засчитывается трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и выставляется дифференцированная оценка по пятибалльной системе; составляются академические рейтинги студентов, где высокий рейтинг позволяет студенту получить академические льготы и преимущества: освобождение от некоторых видов академических работ, досрочное получение отметки по дисциплине, дополнительный балл к итоговой отметке по дисциплине, снижение стоимости обучения и т.д. В течение семестра студент-заочник должен, как правило, освоить дисциплины в объеме трех зачетных единиц аудиторной работы и девяти зачетных единиц внеаудиторной работы. Программы учебных дисциплин составляются с учетом зачетных единиц и форм промежуточного контроля с описанием коэффициентов текущей зачетной единицы в общем балльно-рейтинговом пространстве основной образовательной программы. Основной формой контроля знаний остаются традиционные рубежные экзамены и зачеты, как правило, приуроченные к завершению изучения зачетной единицы или дисциплины в целом. Эта необходимость обусловливается практическим отсутствием технологий, позволяющих создать виртуальный аналог зачетной книжки студента и зачетноэкзаменационной ведомости деканата с адекватными и защищенными цифровыми подписями и печатями.

Рис. 3. Модульно-рейтинговая организация изучения зачетной единицы

Основной путь развития собственной профессиональной деятельности - это организация упражнения студентов в осуществлении функций учителя: анализа, планирования, регулирования, оценки и контроля деятельности учащихся, дающих возможность оценить собственную педагогическую деятельность поэтапно.

По мере обучения происходят количественные и качественные изменения в профессионализме студента, достигается «дифференциация» предметной деятельности за счет развития ее операциональных структур и появления профессиональных навыков (рис. 4). Задача заключается в том, чтобы в условиях вузовской аудитории, наполненной необходимым электронным инструментарием, буду-

щие учителя усваивали все умственные и практические действия, необходимые для реализации педагогической деятельности. Смысл каждого последующего этапа формирования педагогической деятельности состоит в расширении, углублении и дифференциации действий, входящих в деятельность и взятых в их полном наборе. Развитие личности студента в модели происходит в уровневом представлении содержания и включает в себя в общем смысле информационный, профессионально-ориентирующий, теоретикометодологический, теоретико-практический и методикопрактические модули. Такая последовательность модулей позволяет сформировать внутренне упорядоченную систему действий, усвоить систему знаний, логика которой продиктована закономерностями профессионального становления будущего учителя.

Уровни развития личности:

Пед. мыследеятельность Праксиологическая деятельность Практическая деятельность

Уровни содержания образования:

Методико-практический

Теоретический

Методологический

<1)

а>

о.

А Ц Пл И О К

Рис. 4. Дифференциация предметной деятельности

Уровневая структура содержания (рис. 5) системы дистанционного образования отражает взаимосвязанную учебную и педагогическую деятельность студентов как минимум на четырех уровнях. В пределах каждого уровня происходит разрешение противоречия между учебной и профессиональной деятельностью, которое, с нашей точки зрения, выступает системообразующим фактором профессионального обучения будущих учителей. По мере расширения пространства педагогических знаний не только увеличивается арсенал профессиональных действий, но и происходит их слияние в единый комплекс, что, в конечном счете, и приводит к становлению педагогической деятельности.

На исходном уровне постановки задачи и разработки техноло-

гии формирования педагогической деятельности осуществляется насыщение сферы знаний студентов об информационных технологиях, их месте в образовательном процессе и повседневной жизни. Насыщение этого уровня носит в большей мере знаниевую нагрузку, но она является необходимой на данном этапе как предпосылка привлечения средств информатизации в образовательный процесс. Переход к методологии, от методологии к теории и от теории к практике подготовки студента должен осуществляться в рамках антропологического, системного и деятельностного подходов. Они открывают возможность уже в условиях образовательного процесса в вузе формировать студента как целостного субъекта педагогической деятельности и развивать его в усложняющихся ситуациях решения педагогических задач. Методологический уровень педагогической деятельности позволяет будущему учителю в условиях образовательного процесса в вузе учиться охватывать все знания о педагогической действительности, механизмах ее функционирования и на этой основе приобретать навыки педагогического прогноза. На этом уровне предполагается использование многофункциональной электронной базы данных научных, психолого-педагогических и исторических знаний в виде профессионального персонального словаря-консультанта. Работа на этом уровне позволяет будущим учителям осознавать множественность, полиструктурность педагогических объектов и процессов и находить обобщенное знание для принятия решения по преобразованию объектов в воспитательных и дидактических целях. Подобная работа актуализирует мыследеятельность будущего учителя, формирует и развивает профессиональное мышление. Формирование умения объяснять педагогические явления и определять способы преобразования их с точки зрения философской концепции человека и условий его становления является важнейшей педагогической задачей образовательного процесса, направленного на развитие студента как целостного субъекта профессиональной деятельности.

Праксиологические знания Методико- практические знания Научные знания Конструкторско- технологический знания Информационные знания

Профессиональные компетенции будущих учителей

1 уровень Информационная подготовка

2 уровень Методологическая подготовка

3 уровень Методическая подготовка

4 уровень Практическая подготовка

Комплекс средств новых информационных технологий

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

Рис. 5. Модель уровневой структуры формирования педагогической деятельности студентов

Методическая педагогическая деятельность ориентирует будущего учителя на усвоение знаний, раскрывающих общие способы построения образовательных проектов. На этом уровне осуществляется усвоение научно-теоретических знаний и актуализация их в образовательном процессе в ходе решения электронных теоретических и практических задач в аудитории, под руководством преподавателя, и дистанционно по принципу кейс-технологии, с возможностью выдачи на руки студентам для индивидуального использования компакт-диска с инструкциями и возможностью консультации преподавателя посредством электронной почты. Заочники активно используют знаниевый запас и дидактический инст-

рументарий методологического уровня, что позволяет будущему учителю усвоить общие принципы проектирования, конструирования, организации и управления педагогическими системами.

Уровень практической (прикладной) педагогической деятельности дает возможность студенту-заочнику усваивать конкретную технологию профессионального труда учителя, он ориентирован на приобретение будущими учителями приемов, методов, методик, технологий отдельных форм учебно-воспитательной работы, воспитания, обучения, образовательного процесса в целом. Причем апробация осуществляется сразу же в ходе собственной деятельности по организации процесса обучения. Реализация этого уровня обеспечивается оснащением заочника дидактическим инструментарием для собственной педагогической деятельности в реальных условиях школы. Для него создается единый электронный образовательный портал с целью постоянного научно-методического, техникотехнологического обеспечения в режиме онлайн.

Развитие педагогической деятельности в образовательном процессе должно рассматриваться как её переход с одного уровня проявления на последующие, что обеспечивается ориентирами, задаваемыми студентам дистанционным участием преподавателя, и с помощью средств новых информационных технологий. Переход с каждого уровня на последующий осуществляется в непосредственном использовании электронных дидактических средств, сконструированных в логике формирования педагогической деятельности заочников. Доступ к этим дидактическим средствам должен быть постоянным как в аудитории, так и вне её. Ориентирующие образы деятельности в электронных дидактических средствах на уровне практической педагогической деятельности задаются как системы действий, требующих повторения, на втором уровне - в виде описания свойств объекта, который требует преобразования; на третьем предлагается задача, которая должна быть решена. В итоге у студентов формируется способность создавать образовательные проекты и процессы, в том числе перенося в собственную педагогическую деятельность приемы решения педагогических задач с использованием НИТ, что, в свою очередь, является доминирующим компонентом технологической компетентности будущего учителя. На основе выполнения нормативных, алгоритмически заданных действий развиваются способности выполнения эвристических процедур. Ориентировка в учебном материале позволяет студентам усвоить принципы построения учебного материала, овладеть анализом по выявлению этих принципов в решении теоретических и практических педагогических задач посредством использования имеющихся научных, конструкторско-технологических, методических, праксиологических и информацион-

ных знаний через комплекс средств новых информационных технологий.

Важное место в функционировании модели занимает техническое обеспечение. Требованиями идеальной модели мы считаем выделенные класс-кабинеты с организованным выходом в Интернет, насыщенные всеми разработками виртуальных учебно-методических комплексов. Необходимым условием выступает объединение всех компьютеров вуза в единую глобальную сеть с ограниченными правами доступа в общую базу данных. Уровень доступа определяется должностью лица в вузе: от тьютора и академического консультанта до ректора. Компьютерная техника должна удовлетворять требованиям возможности воспроизведения всех существующих мультимедийных форматов. Выход в Интернет должен быть достаточно скоростным, чтобы при полной занятости сети обеспечить рабочую передачу данных не менее 10МЬ^. Идеальная модель предполагает наличие у каждого тьютора, академического консультанта и студента-заочника домашнего компьютера, оснащенного модемом для выхода в Интернет и веб-камерой для возможности организации веб-общения, из периферийных устройств - принтера (цветного лазерного), сканера.

Организационный компонент предполагает деление учебного процесса на этапы, главенствующим, отличительным признаком которых является физическое присутствие или отсутствие преподавателя, а также присутствие или отсутствие студентов в учебной аудитории. Таких этапов мы выделяем три: вводный, основной и аттестационный; в своем временном ограничении они совпадают с традиционными установочной сессией, межсессионным периодом и зачетноэкзаменационной сессией. Из выделенных этапов основной характеризуется отсутствием как студентов, так и преподавателя в аудитории и является наиболее протяженным по длительности. Именно на этом этапе концентрируется применение новых информационных технологий для активизации и управления самостоятельной познавательной деятельностью студента. Принципы сохраняют уже включенные в гипотезу тезисы о концентричности подачи учебного материала и структурировании в этой логике всех типов применяемых информационных технологий, особенно относящихся к типу онлайн - главному средству стимулирования и управления самостоятельной работой студентов-заочников как субъектов педагогической деятельности на основном этапе образовательного процесса.

При проектировании педагогической системы дистанционного образования мы имели в виду следующие образующие её элементы (факторы): трансформация содержания учебных дисциплин в рамках предложенной стратегии с определением учебной технологии, способствующей «взращиванию» субъекта педагогической дея-

тельности, изменение организационной стороны учебной деятельности, апробация методов с задействованием элементов новых информационных средств и технологий обучения.

В практической реализации существенные компоненты претерпели некоторые конструктивные изменения применительно к современным реалиям образовательного процесса, позволяющие описать их в реальном педагогическом процессе высшей школы на уровне практических рекомендаций по структурированию педагогической системы.

Вводный этап включает установочную сессию, установочные собрания перед началом каждого учебного года, установочные занятия по каждой учебной дисциплине и различным видам практик. Основное назначение данного этапа связано с разъяснением студентам целей, структуры и содержания профессиональнопедагогической подготовки специалистов в университете в соответствии с Государственным стандартом профессиональнопедагогического образования; раскрытием технологии образовательного процесса в вузе, знакомством студентов с принципами и условиями дистанционного образования.

Особую задачу данного этапа образовательного процесса составляет организация спецкурса по информационным технологиям и необходимым навыкам работы с Интернет и электронной почтой (24 ч., из них 6 лекционных, 18 практических занятий; студентам также выдавался CD-диск с электронным аналогом учебника А.М. Симоновича «Информатика»). Проведение спецкурса обусловлено низким процентом знаний средств современных телекоммуникаций у студентов-заочников. Программа предусматривала на практических занятиях следующую тематику для повышения компьютерной грамотности студентов-заочников:

1. Операционная система Windows XP. Установка и удаление программ (1ч.-ЛК/3ч.-ПЗ).

2. Понятие Интернет, поисковые серверы, простой и сложный информационный контекстный поиск. Понятие браузера (обозревателя) (1ч.-ЛК/3ч.-ПЗ).

3. Протоколы обмена информацией в сети Интернет (1ч.-ЛК/Зч.-ПЗ).

4. Русские почтовые серверы. Создание собственного почтового ящика. Формирование почтовых адресов. Понятие домена (1ч.-ЛК/Зч.-ПЗ).

5. Электронная почта и списки рассылки. Онлайн-тестирование (1ч.-ЛК/Зч.-ПЗ).

6. Другие средства общения в Интернет: форум, доска, чат (1ч.-ЛК/3ч.-ПЗ).

Помимо необходимых знаний современных средств телекоммуникаций студенты-заочники на практических занятиях с присутствием преподавателя должны были преодолеть определенный психологический барьер при работе в сети Интернет, поскольку для многих это является новой коммуникационной средой и новой формой обучения. Учебные часы были выделены за счет объема часов переаттестации знаний студентов предыдущего базового среднего профессионального образования по дисциплине «Математика и информатика» (разница составила 58 ч.). Оставшиеся часы отводились на выполнение контрольной работы по спецкурсу и консультации для начинающих, что позволило на первых стадиях обучения создать равные условия для всех студентов в плане возможностей применения новых образовательных технологий.

Основной этап образовательного процесса связан с управлением самостоятельной учебно-профессиональной деятельностью студентов в межсессионный период. Главное назначение данного этапа - оптимизация, дидактическое и методическое обеспечение индивидуального прохождения учебных программ студен-тами-заочниками. Это условие достигается многообразием дидактических средств, выполненных на бумажных и электронных носителях. Основная учебная нагрузка ложится на преподавателей-тьюторов, методистов заочного отделения и лаборантов кафедр, обеспечивающих связь со студентами.

Достижению дидактических задач будут способствовать использование практических, методических, методологических педагогических видеоклипов, организация работы виртуального педагогического форума, закрытых электронных учебников, контрольных тестов-игр, контрольных и обучающих компьютерных программ, аудио- и видеолекций, создание специальных лабораторий для проведения практических и лабораторных занятий, тренингов и др.

Этап аттестации связан с проведением учебных сессий и принятием у студентов зачетов и экзаменов. Система аттестации сту-дентов-заочников включает следующие виды проверки уровня профессионально-педагогической компетентности:

- подведение рейтинговой оценки, текущий контроль за знаниями студентов в течение семестра (лекции, домашние работы, контрольное тестирование, видеоклипы, бланки отчетов по тест-играм, карты ответов и время освоения закрытого электронного учебника и частота обращения к нему, практические и др. занятия);

- текущая аттестация - зачёт по каждой зачетной единице; выполнение курсовых и контрольных работ в соответствии с учебным планом;

- итоговая аттестация - зачёт или экзамен (в зависимости от учебного плана);

- государственная итоговая аттестация; защита дипломной работы.

Предполагается некоторое изменение направленности дидактического процесса в период сессии. Имеется в виду, что лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия проходят после завершения самостоятельного изучения курсов в межсессионный период. Поэтому занятия аттестационного этапа должны носить не только информационно-обучающий, но и обобщающий и обзорный характер. Завершение изучения учебного модуля должно сопровождаться обратной связью - оценкой усвоения учебного материла студентами. Для этого может быть использован разнообразный дидактический материал, среди которого ведущая роль отводится виртуальному педагогическому форуму и онлайн-

тестированию.

Традиционно процесс обучения и развития способностей связывают с различными способами и методиками передачи знаний. С нашей точки зрения, развитие системы заочного и дистанционного обучения вуза предполагает системный подход к решению целого ряда педагогических, технических, технологических, учебнометодических, экономических и организационных задач. Наиболее значимыми для внедрения и апробации предлагаемой модели системы дистанционного образования становятся:

- разработка программного обеспечения для организации дистанционного образования;

- определение базовой технологии дистанционного образования и подготовка программно-методического обеспечения образовательного процесса;

- сокращение до возможного минимума неоправданных затрат студентов и их отрыва от работы в образовательных учреждениях и места жительства;

- материально-техническое и методическое обеспечение практических занятий и межсессионной самостоятельной учебнопрофессиональной деятельности студентов;

- обеспечение качества подготовки специалиста, объективного контроля за профессионально-педагогической подготовкой и неформальной ответственности вуза за выдачу государственного диплома о высшем образовании;

- подготовка вузовских преподавателей к выполнению роли тьюторов, формирование у них желания и способностей координировать, консультировать и управлять учебным процессом, взаимо-

действуя со студентами с помощью электронной почты и других современных средств коммуникации.

Основу образовательного процесса в удаленном обучении составляет стимуляция, организация и управление самостоятельной работой студентов на всех стадиях учебного процесса, особенно, на основном этапе. Только хорошо спланированная и эффективно управляемая самостоятельная работа студентов, контроль за ее результатами способствуют формированию самостоятельного педагогического мышления и педагогической деятельности, развитию творческого подхода к решению учебно-профессиональных задач и усвоению профессиональных и специальных знаний. Качество профессионально-педагогической подготовки студентов-заочников должно обеспечиваться, в первую очередь, за счет интенсификации самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов в межсессионный период, совершенствования системы обратной связи между субъектами образовательного процесса по традиционным и новым информационным каналам, создания и внедрения в образовательный процесс вуза новых методик диагностики и оценки качества учебно-профессиональной деятельности студен-тов-заочников.

Организация самостоятельной работы обучаемых предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных описанной нами специфике данной формы обучения, стимулирующих внутренние резервы каждого студента и одновременно способствующих формированию профессиональных качеств. Существенной характеристикой дистанционного образования системы обучения является то, что каждый изучаемый курс должен быть тщательно продуман, а деятельность студентов в деталях спланирована. Важнейшим условием ее выступает наличие ориентировочной основы действий и эффективной обратной связи, которая позволяет студенту получать информацию о правильности своего продвижения по пути профессионального становления. Поэтому программнометодическое и учебно-методическое обеспечение, традиционно применявшееся на заочном отделении, в целом, не отвергается, но должно быть дополнено новым. При этом некоторые «архаичные» формы контроля за знаниями, например, контрольные работы, могут быть заменены новыми, которые в большей мере соответствуют требованиям оперативности и объективности оценки. Немалое значение имеет экономическая эффективность форм контроля и аттестаций учебной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная статья, безусловно, не исчерпывает всего круга проблем, связанных с формированием личности будущего учителя как субъекта педагогической деятельности в системах удаленно-

го обучения. Актуальны вопросы разработки методик дифференцированного развития отдельных критериев личности субъектного педагога, в частности, развития информационнотехнологической составляющей субъекта, умеющего разрабатывать собственные виртуальные средства; необходимо продолжить исследования программно-технического аппарата, поиски новых мультимедийных решений, учитывая слабые самодисциплину и мотивацию обучаемых.

1. Асадуллин, Р.М. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов: системный подход [Текст] / Раиль Мир-ваевич Асадуллин. - Уфа : БГПИ, 1999. - 145 с.

2. Белкин, Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения [Текст] / Е.Л. Белкин. - Ярославль : ВерхнеВолжское книжное изд-во, 1982. - 107 с.

3. Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения : методол. анализ [Текст] / В.В. Краевский. - М. : Педагогика, 1977. - 264 с.

4. Кузьмина, Н.В., Реан, А.А. Профессионализм педагогической деятельности [Текст] / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - СПб. -Рыбинск, 1993. - 173 с.

5. Кустов, Л.М. Проблема системогенеза исследовательской деятельности инженера-педагога : моногр. [Текст] / Л.М. Кустов. -Челябинск : ЧИРПО, 1998. - 276 с.

6. Леднев, B.C. Содержание образования, сущность, структура, перспективы [Текст] / В.С. Леднев. - М. : Высш. шк. 1991. -224 с.

7. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст] / Е.И. Машбиц. - М : Педагогика, 1988. - 192 с.

8. Тиффин, Д., Раджасингам, Л. Что такое виртуальное обучение? [Текст] / Д. Тиффин, Л. Раджасингам. - М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.