Мир Науки
научный интернет-журнал
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki. com/vol5-6. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/68PDMN617.pdf Статья опубликована 20.12.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Чусавитина Г.Н., Мусийчук М.В. Педагогические аспекты проблемы противодействия угрозам в сети Интернет // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/68PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37
Чусавитина Галина Николаевна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия, Москва
Зав. кафедрой «Бизнес-информатики и информационных технологий»
Кандидат педагогических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=75255
Мусийчук Мария Владимировна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия, Москва1
Профессор кафедры «Психологии» Доктор философских наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=390247
Педагогические аспекты проблемы противодействия угрозам в сети Интернет
Аннотация. Актуальность изучения проблемы педагогических аспектов, связанных с противодействием угрозам в сети интернет обусловлена рядом факторов. Во-первых, в настоящее время сеть Интернет занимает важное место в жизни общества. При этом цели посещения ресурсов Интернет существенно колеблются: от поиска и просмотров фильмов, виртуального общения и до серьезной работы. По данным Центра Безопасности Интернета в России больше половины пользователей сети Интернет просматривают сайты с нежелательным контентом. Во-вторых, в сети пользователи могут подвергаться различным Интернет-угрозам: языковая агрессия; информационное манипулирование; спам; кибер мошеничество; вредоносные программы; кибербуллинг; нежелательный контент; кибертероризм.
В статье показано, что с целью изучения проблемы безопасности в сети Интернет и отношения к ней молодежи было проведено анкетирование студентов, обучающихся на педагогических направлениях подготовки университета. Анкетирование проводилось в форме анонимного опроса в электронном виде. Результаты анкетирования показали, что практически все студенты подвергались каким-либо негативным действиям в Интернете. В статье отражено, что в связи с этим, важным является знакомство студентами с видами угроз в Интернет, способами защиты от угроз, необходимо обучать студентов соблюдению правил информационной безопасности при работе с ресурсами Интернета, формировать критический подход к восприятию получаемой информации из Интернет. Как показало проведенное исследование, студенты, пользуясь социальными сетями не придают значение серьезности и опасности использования ресурсов Интернет: устанавливают слабый к взлому пароль,
1 455000, Россия, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, кафедра «Психологии»
2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
заполняют все поля, запрашиваемые системой сетевого сообщества, подробно отвечают на все вопросы, указывая свои конфиденциальные сведения и сведения о своих родных, открывают доступ своей странице всем пользователям сети Интернет. Все вышеописанное приводит к тому, что студенты становятся уязвимыми и могут подвергаться различным угрозам.
В связи с чем, в статье обосновывается необходимость анализа педагогических аспектов подготовки будущих учителей к обеспечению информационной безопасности в системе образования.
Ключевые слова: информационная безопасность; информационная безопасность в образовании; подготовка педагогов; компетентность в сфере обеспечения информационной безопасности; угрозы в сети Интернет; деструктивный информационный контент
Мир Науки
Актуальность изучения проблемы педагогических аспектов, связанных с противодействием угрозам в сети Интернет обусловлена рядом факторов, нашедших отражение и в Федеральном законе от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»2 Рассмотрим эти факторы. Во-первых, в настоящее время сеть Интернет занимает важное место в жизни общества. Согласно данным Фонда «Общественное мнение» ежедневно у нас в стране пользуются интернетом - 60 %, ежемесячно - 70 % от всех россиян (18 лет и старше)3. При этом цели посещения ресурсов Интернет существенно колеблются: от поиска и просмотров фильмов, виртуального общения и до серьезной работы. Так, по данным Центра Безопасности Интернета4 в России, больше половины пользователей сети Интернет просматривают сайты с нежелательным контентом. Это такой контент как: экстремистские и националистические ресурсы; проявление интереса к наркотическим веществам и алкоголю; увлечение азартными играми, посещение порносайтов; наблюдение сцен насилия (см. рис. 1).
Рисунок 1. Статистика запросов в сети Интернет
2 Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (изм. от 29 июня 2015 г. № 179-ФЗ) // Российская газета. 2010. 31 декабря. № 29.
3 http://fom.ru/SMI-i-internet/13783.
4 http://www.saferunet.ru/.
Мир Науки
Во-вторых, в сети пользователи могут подвергаться различным Интернет-угрозам (см. рис. 2). Таким как: языковая агрессия; информационное манипулирование; спам; кибермошеничество; вредоносные программы; кибербуллинг; нежелательный контент; кибертероризм [1-4; 8; 10; 11; 15, 17 и др.].
Рисунок 2. Угрозы в сети Интернет5
Рассмотрим более подробно данные угрозы.
Языковая агрессия - целенаправленное, мотивированное, конфликтогенное речевое поведение, в основе которого лежит эмоциональное негативное воздействие на адресата целью которого является нанесение психической и эмоциональной травмы [5, 6 и др.]. Данный вид угрозы, зачастую воплощается с помощью применения инвективных речевых жанров (ругательная нелитературная лексика, жаргон и диалект, обсценная лексика (мат), грубопросторечная (ненормативная) лексика, литературная лексика, употребление которой может оскорбить адресата). Языковая агрессия не только наносит психологическую и эмоциональную травму, но и способствует отстранению адекватных и воспитанных пользователей от процесса общения в сообществах.
В Интернет-сообществах сформировалась системное обозначение агрессивных форм общения в Интернете: троллинг и флейминг. Под троллингом понимается общественное издевательство при общении в Интернете целью которого является раздражение участников дискуссии, создание негативных отношений между участниками, провокации на взаимное оскорбление. Данный способ используется конкретными участниками, которые заинтересованы в росте своей популярности, так и анонимными пользователями. Флейминг -определяется как словесная война, которая обычно не имеет отношения к первоначальной причине конфликтной ситуации. Зачастую флейминг вспыхивает из-за недоразумения, обиды на виртуального собеседника. Флейминг можно определить как обоюдный троллинг, где главным способом агрессии является прием «переход на личности» [1-2; 7; 11 и др.].
5 Все рисунки кроме 1 - авторские.
Мир Науки
научный интернат-журнал
Рисунок 3. Языковая агрессия в Интернет
Манипулирование (Информационное манипулирование) - способ психологического воздействия на личное или коллективное мировоззрение, поведение, которое осуществляется с помощью информационно-коммуникационными средствами. Манипулирование может воплащаться в самых разнообразных приемах, на рис. 4 представлены наиболее распространенный способы и методы информационного манипулирования [3 и др.].
Рисунок 4. Способы манипулирования в Интерне
Мир Науки
Спам - массовая рассылка писем адресату на электронную почту для мошеннических целей, доставляется адресату без его согласия. Из-за быстрого роста социальных сообществ и сервисов мгновенных сообщений увеличивается количество писем, содержащих спам.
Прежде всего, спам это:
• риск потери конфиденциальной информации - это может проявляться в том, что важные письма теряются среди писем спама;
• лишняя трата времени - для удаления огромного количества писем, содержащих спам, студентом тратится личное время. И к тому же, если студенту предоставлен ограниченный трафик от интернет-провайдера, то может возникнуть и материальный ущерб, так как нужно оплачивать доставку ненужных принудительно навязанных писем в виде спама;
• риск стать жертвой мошенников в сети Интернет - в письмах содержаться предложения, например, перевести определенную сумму на счет мошенников. Итогом является то, что студент может перевести, но деньги он не получит. Также спам может содержать в себе такую угрозу: ссылка ведет на какую-либо вредоносную программу, которая в конечном итоге получит доступ к электронному кошельку.
На рис. 5 перечислены наиболее часто встречаемые виды спама [12]:
Рисунок 5. Виды спама
Кибермошенничество - является одним из видов преступлений, совершаемым в Интернет-пространстве. Цель данного явления - приченение материального ущерба, рекламирование продуктов на компьютере, шантаж, хищение конфиденциальной информации студента, например, номер банковского счета, паспортные данные, пароли от важных интернет-ресурсов.
Рассмотрим способы, которыми пользуются кибермошенники (см. рис. 6):
• Фишинг - вид Интернет-атаки, цель которой является получение идентификационных данных пользователей (кража паролей, номеров кредитных карт, банковских счетов и другой конфиденциальной информации) [11 и др.].
Мир Науки
Использование интернациональных доменных имен. Системам, поддерживающих доменные имена, возможно использование букв национальных алфавитов. Но некотрые буквы 2 алфавитов пишется одинаково. Данным способом могут воспльзоватся кибермошенники: есть возможность зарегестрировать доменные имена, которые выглядит как URL популярной фирмы, например, microsoft.com, где некоторая буква заменена на русскую, например, буквы «с» или «о». Но внешне это никак не возможно определить. В результате при целенаправленной замене букв, студент, который вошел в систему, попадает не на сайт Microsoft, а сайт, созданный киберпреступниками.
Спуфинг - является одним из разновидностей фишинга, использующий способ атаки через систему доменных имен (или любым другим способом), когда страница снужным URL подменяется веб-страницей кибермошенника.
Рисунок 6. Виды кибермошейничества
Вредоносные программы - специализированное программное обеспечение, содержащее черви, вирусы, шпионские программы, трояны. Цель этих программ - несанкционированный доступ для получения конфиденциальной информации, которая хранится на компьютере. Подобное программное обеспечение обычно имеет возможность снижать скорость обмена данными с сетью Интернет. Также они несут в себе угрозу тем, что компьютер студента может быть использован для распространения спама от имени студента с почтового адреса или личной страницы в социальных сетях. На рис. 7 приведены примеры вредоносных программ.
Мир Науки
Рисунок 7. Виды вредоносных программ
Кибербуллинг - отдельное направление травли, которое определяется как преднамеренные агрессивные действия, осуществляемые посредствам электронной коммуникации (сообщения в социальных сетях, мгновенные сообщения, электронные письма и СМС). Явление продолжается на протяжении определенного времени и направлено против жертвы, которого не может за себя постоять. Нанесение психологического вреда жертве -главная цель кибербуллинга.
Травля включает в себя различные формы поведения: от шуточно-игривой, до виртуального кибертерроризма. Жертвы кибербуллинга могут покончить жизнь самоубийством.
Способы, которые используются при запугивании (см. рис. 8):
• повторяющиеся угрожающие письма, посылаемые на электронную почту, или текстовые сообщения на мобильный телефон, и т. д.;
• распространение в сети интернет личной информации;
• добавление в сетевых сообществах специальных групп для провокаций, унижений жертв кибербуллинга, также разжигание ненависти;
• загрузка видео и фотографий в интернет для вызова у жертв таких чувств, как чувство стыда и вины.
Мир Науки
Рисунок 8. Кибербуллинг
Нежелательный контент - различное содержание материалов на страницах сети Интернет, в которых не содержаться вредоносные программы и вирусы, но сам контент представляет опасность для пользователя [14]. Виды нежелательного контента представлен на рисунке 9.
Кибертерроризм - система противоправных деяний, которые связаны, прежде всего, с безопасностью личности, общества и государства, с деструктивными воздействиями в адрес материальных объектов, с искажением правдивых сведений и т. д. для того, чтобы получить преимущество при решении своих задач в какой-либо сфере, например, политики, экономики.
Рисунок 9. Нежелательный контент
Мир Науки
Кибертеррористами используются специальные программы (вирусы, троянские программы, «логические бомбы» и др.), с помощью них они получают несанкционированный доступ к информационным ресурсам и организовывают дистанционную атаку на компьютерные системы жертв.
Террористами в киберпространстве могут быть использованы следующие приемы для осуществления кибератаки:
• получение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации (государственная или военная тайны, банковская или личная информация);
• похищение или уничтожение информационно-значимых ресурсов у общества с помощью информационных бомб;
• искажение информации путем воздействия на информационные системы и программное обеспечение;
• предоставление обществу конфиденциальной информации об информационной структуре государства и военных информационных систем;
• деструктивное воздействие на линии связи, с целью создать помехи;
• распространение лжеинформации, демонстрация возможностей террористических организаций и оглашения своих условий путем захвата каналов средств массовой информации [9; 15 и др.].
Рисунок 10. Кибертерроризм
С целью изучения проблемы безопасности в сети Интернет и отношения к ней молодежи нами было проведено анкетирование студентов, обучающихся на педагогических направлениях подготовки университета. Анкетирование проводилось в форме анонимного опроса в электронном виде, участвовали 67 студентов ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова».
Мир Науки
Для проведения эксперимента (2016-17 гг.) выбрались две примерно равные по уровню знаний из области информационной безопасности студенческие группы. Одна из этих групп являлась экспериментальной, а другая - контрольная. Контрольная группа 33 студента (из них 16 студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Информатика и математика», 17 студентов - «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование и информатика»; экспериментальная группа - 34 студента (18 студентов - «Педагогическое образование», профиль «Информатика и экономика», 16 студентов - «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование и информатика»).
Анкета предлагала ответить на вопрос: «Какие, на ваш взгляд, угрозы наиболее часто встречаются в Интернете?».
Результаты анкетирования показали, что практически все студенты подвергались каким-либо негативным действиям в Интернете. Результаты анкетирования представлены на рис. 3-5.
Рисунок 11. Статистика ответов на вопрос «Какие, на ваш взгляд, угрозы наиболее часто встречаются в Интернете?»
Мир Науки
научный интернет-журнал
Подвергались ли Вы следующим воздействиям в сети
Интернет?
О 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
. Ни с чем таким не сталкивался (ась), %
□ Подвергался (ась) троллингу, %
п Подвергался(ась) кибербуллингу, %
□ Подвергался (ась) оскорблениям, %
Рисунок 12. Статистика ответов на вопрос «Подвергались ли Вы следующим действиям в Интернете?» (% ответивших)
Рисунок 13. Статистика ответов на вопрос «В какой из сетевых сред Вы встречались с этими действиями?» (% ответивших)
Мир Науки
2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
Как показало проведенное исследование, студенты, пользуясь социальными сетями не придают значение серьезности и опасности использования ресурсов Интернет: устанавливают слабый к взлому пароль, заполняют все поля, запрашиваемые системой сетевого сообщества, подробно отвечают на все вопросы, указывая свои конфиденциальные сведения и сведения о своих родных, открывают доступ своей странице всем пользователям сети Интернет. Все вышеописанное приводит к тому, что студенты становятся уязвимыми и могут подвергаться различным угрозам.
В связи с этим, актуальным является знакомство студентами с видами угроз в Интернет, способами защиты от угроз, необходимо обучать студентов соблюдению правил информационной безопасности при работе с ресурсами Интернета, формировать критический подход к восприятию получаемой информации из Интернет [9; 10; 12; 13; 15; 16 и др.].
Предполагается дальнейшее широкое использование научного и методического результатов работы в образовательном процессе:
• обсуждения проблем формирования устойчивости личности к негативным формам воздействий в сети Интернет на занятиях с бакалаврами и магистрами, на методологических семинарах с аспирантами, молодыми преподавателями;
• модернизация и разработка новых учебных программ дисциплин высшего и послевузовского профессионального образования, курсов повышения научной и профессиональной квалификации с учетом научно-методических наработок исследования;
• введение новых тем по вопросам противодействием угрозам в сети ИНТЕРНЕТ в образовательные программы в части регионального компонента и дисциплин по выбору для профильных специальностей и направлений высшего образования, системы послевузовского образования научно-педагогических кадров;
• актуализация тематики научно-исследовательской работы студентов, молодых ученых, преподавателей и аспирантов с целью профилактики негативного воздействия отдельных факторов интернет;
• использования материалов проекта при курсовом и дипломном проектировании студентов, как основу формирования устойчивого противодействия негативным факторам в сети Интернет.
Таким образом, могут быть усилены педагогические аспекты проблемы профилактики и противодействия деструктивным угрозам личности студентов в сети Интернет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. Вып. 1. С. 48-51.
2. Воронцова Т. А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернет-коммуникации // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2016. № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/trolling-i-fleyming-rechevaya-agressiya-v-internet-kommunikatsii (дата обращения: 08.11.2017).
3. Евсеева И. В. Речевая агрессия и вежливость в Интернет- коммуникации школьников // Евсеева И. И., Кожеко А. В., Лузгина Т. А. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1; URL: http://www.science-education.ru/115-11863 (дата обращения: 28.11.2017).
2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
4. Казарин О. В., Шаряпов Р. А. Вредоносные программы нового поколения - одна из существенных угроз международной информационной безопасности // Вестник РГГУ. Серия: Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность. 2015. № 12 (155). С. 9-23.
5. Копнина Г. А. Речевое манипулирование М.: ФЛИНТА, 2014.
6. Мусийчук М. В., Мусийчук С. В. Психологические основания социально-культурных рисков в процессе киберсоциолизации современной молодежи // Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 19-20 ноября 2015 г.) / отв. ред. Ю. А. Зубок. - Воронеж: ООО «ПТ», 2015. С. 537-543.
7. Мусийчук М. В., Мусийчук С. В. Социально-психологические потребности современной молодежи в контексте киберсоциализации // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи Материалы внутривуз. конф. - Магнитогорск. Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова. 2015. С. 351-354.
8. Назаров А. Н. Оценка уровня информационной безопасности компьютерной сети при сетевой атаке типа "DNS spoofing" // Назарова А. Н., Туреев С. Ф. // T-Comm. 2013. №10. С. 78-80.
9. Недосекина А. Г. Формирование эстетического идеала как средство профилактики киберэкстремизма // Фундаментальные исследования. 2014. №12.
4. 5. С. 1083-1088.
10. Овчинникова И. Г., Курзаева Л. В., Чусавитина Г. Н. Профилактика киберэкстремизма в системе образования: базовые решения на основе компетентностного подхода // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. часть
5. С. 1131-1135.
11. Хачатурова С. С. Осторожно, Фишинг! // Хачатурова С. С., Жихарева Ю. П. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 793-795.
12. Черников А. И. Контент-фильтр как средство защиты от нежелательной информации // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Междунар. научно-практической конференции: в 12 частях. 2012. С. 131-132.
13. Чусавитина Г. Н. Развитие компетенций научно-педагогических кадров по обеспечению информационной безопасности в ИКТ-насыщенной среде // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России. 2011. С. 338-345.
14. Широбокова Н. Виды спама в Интернете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.inetgramotnost.ru/obshhenie-v-internet/vidy-spama-v-internete.html (дата обращения 18.01.2017 г.).
15. Chusavitina G., Zerkina N. Cyber extremism preventive measures in training of future teachers / International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts SGEM. 2015. Volume 2. P. 275-280.
16. Chusavitina G., Zerkina N. Informational ethics teaching for future information technology specialist // International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts SGEM 2015. Volume 2. 2015. P. 515-521.
17. Shahryar Sorooshian, Publication phishing: a growing challenge for researchers and scientific societies, CURRENT SCIENCE, VOL. 110, NO. 5, 10 MARCH 2016.
Мир Науки
2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99
ISSN 2309-4265 https://mir-nauki.com
Chusavitina Galina Nikolaevna
Nosov Magnitogorsk state technical university, Russia, Magnitogorsk
E-mail: [email protected]
Musiichuk Mariia Vladimirovna
Nosov Magnitogorsk state technical university, Russia, Magnitogorsk
E-mail: [email protected]
Pedagogical aspects of the problem of countering threats in the Internet
Abstract. The urgency of studying the problem of pedagogical aspects related to counteracting threats in the Internet is due to a number of factors. First, the Internet now occupies an important place in the life of society. At the same time, the purposes of visiting Internet resources vary considerably: from searching and viewing movies, virtual communication and to serious work. According to the Internet Security Center in Russia, more than half of Internet users are browsing sites with unwanted content. Secondly, on the network, users can be exposed to various Internet threats: language aggression; information manipulation; spam; cyber fraud; malicious programs; cyber bullying; unwanted content; cyber terrorism.
The article shows that in order to study the problem of security in the Internet and the attitude of young people to it, a survey was conducted of students studying in the pedagogical areas of university preparation. The survey was conducted in the form of an anonymous survey in electronic form. The results of the questionnaire showed that practically all students were exposed to any negative actions on the Internet. The article reflects that in this regard, it is important to familiarize students with the types of threats in the Internet, ways to protect themselves from threats, it is necessary to teach students to observe the rules of information security when working with Internet resources, to form a critical approach to the perception of the received information from the Internet. As the study showed, students using social networks do not attach importance to the seriousness and dangers of using Internet resources: they set a weak to crack password, fill in all the fields requested by the network community system, answer all questions in detail, indicating their confidential information and information about their relatives, open access to their page to all Internet users. All of the above leads to the fact that students become vulnerable and can be exposed to various threats.
In this connection, the article substantiates the necessity of analyzing the pedagogical aspects of preparing future teachers for ensuring information security in the education system.
Keywords: information security; information security in education; training of teachers; competence in the field of information security; threats in the Internet; destructive information content
Мир Науки
научный интернет-журнал