INNOVATION COMPETENCES OF A PROFESSOR
N.E. Kopytova Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: [email protected]
A university teacher performs multiple functions in his / her career. The innovative and entrepreneurial function is one of the new functions, which relevance is proved by changing information environment characteristics. To
perform the function a teacher should have the innovative competence allowing a teacher to show individual capacities, to self-realize in professional activities. This article examines the key innovative competences of a university teacher: an innovative sensibility, creativity, initiative, enterprise. The development of these competences is one of the challenges facing the system of teaching staff qualification improvement. This article describes a program of teachers’ professional development within the program "Intellectual Property in University Innovative Activity".
Key words: university teacher, innovative competences, qualification improvement.
УДК 370
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ1
Д.В. Лопатин
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]
Проведен анализ актуальных ИКТ-угроз для молодежной группы пользователей (школьники, студенты различных курсов) и состоявшихся специалистов (сотрудников), работающих в сфере информационных технологий. Для анализа были выбраны угрозы - интернет-зависимость, вирусные и хакерские атаки, интернет-фишинг, влияние нежелательного контента и манипулирование сознанием и действиями в сети. Показано, что данные группы пользователей значительно подвержены инфокоммуникационным угрозам. Аналитический материал, полученный в рамках выполнения работы, позволил разработать учебное пособие, ориентированное на потребности пользователей.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, угрозы, пользователь.
В настоящее время проблемы безопасности инфокоммуникационных технологий, изначально чисто технические, получают гуманитарное и социальное значение для всех категорий пользователей. Опасным рискам, связанным с реализаций угроз информационного характера, подвержены пользователи всех возрастных групп без исключения - школьники, студенты, специалисты, руководители организаций. Анализ ситуации многими экспертами по информационной безопасности убедительно показывает, что технологические решения позволяют обеспечить защиту лишь от некоторых опасностей. Многое здесь зависит от человеческого фактора, от участия конкретных пользователей в процессах обмена информацией, от использования ресурсов информационных систем.
Цель данной работы - выявить актуальность ИКТ-угроз для молодежной группы пользователей (школьники, студенты) и со-
1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 12-16-68005.
стоявшихся специалистов (сотрудников), работающих в сфере информационных и коммуникационных технологий.
На сегодняшний день для пользователя можно выделить следующие инфокоммуни-кационные угрозы: вредоносное программное обеспечение, вымогательство, фишинг, интернет-зависимость, нежелательный или вредоносный контент, манипулирование сознанием и действиями пользователей. Такого деления достаточно, так как все многообразие угроз инфокоммуникационного характера можно свести к рассмотренным выше.
На основе анализа литературных данных [1-12] и материалов Центра компьютерной безопасности ТГУ имени Г.Р. Державина [12] разработаны оригинальные анкеты для различных возрастных групп, позволяющие получить первичную информацию об актуальном уровне ИКТ-угроз для пользователя [13].
В исследовании принимали участие учащиеся (возраст 11-14 лет) школ г. Там-
бова. Школьники средней школы (Шк) активно реализуют потребность в получении информации об окружающем мире и общении посредством ИКТ. Второй группой респондентов были студенты 1-5 курсов Института математики, физики и информатики ТГУ имени Державина (далее С1, С3 и С5). Для данной целевой группы важную роль играют процессы самосознания и самоопределения, решаются задачи обретения самостоятельности, профессионального самоопределения. Представители студенческой социальной группы характеризуются способностью строить жизненные планы, имеют сформировавшиеся мировоззрение и общественную позицию. Третью группу составляли сотрудники государственных и коммерческих телерадиокомпаний и менеджеры по созданию и продвижению рекламы (Т&А группа). В четвертую группу входили профессиональные разработчики информационных систем и ПО (1Т-группа). Данные целевые группы характеризуются необходимым объемом знаний и умений, которые позволяют им выполнять свои служебные обязательства. В исследованиях приняли участие более 700 респондентов из четырех групп пользователей.
Для выявления актуального уровня ИКТ-угроз для пользователей предлагается использовать пять уровней знаний и умений распознавать и реагировать на проявление той или иной угрозы.
Абсолютное большинство (78 %) респондентов активно пользуется инфокомму-никационными технологиями. Так, больше пяти часов в день проводят в сети 45 % респондентов, у 40 % постоянно включены на компьютере или мобильных устройствах определенные сетевые сервисы. Школьники, студенты и сотрудники активно используют Интернет для работы, учебы, поиска новой информации, общения в социальных сетях, онлайн-игр. Кроме того, они используют различный контент: музыку, фильмы, книги, новости. Они посещают социальные сети, форумы, Твиттер и другие сетевые ресурсы. Как показал опрос респондентов, только 5 % не сталкивались с угрозами информационного характера, 25 % отметили, что постоянно встречаются с угрозами в сети.
Вначале рассмотрим результаты анализа (табл. 1) такого состояния, как интернет-зависимость, т.е. навязчивого желания быть в интернете. Среди школьников и студентов только порядка 10 % не являются интернет-зависимыми пользователями, среди Т&А и 1Т-сотрудников этот показатель достигает 43 % и 54 % соответственно. До 70 % студентов и 36 % школьников считают, что интернет становится причиной частых или случайных проблем в жизни; 17-42 % опрошенных студентов и 48 % школьников признают, что интернет сильно воздействует на их жизнь; 7 % школьников отмечают, что интернет - основная причина постоянных проблем в жизни. Отметим, что интернет-зависимость, помимо ощутимого воздействия на жизнь пользователя, ведет к уязвимости пользователя перед другими инфоком-муникационными угрозами.
Таблица 1
Интернет-зависимость
Уровень интернет-зависимости Целевые группы
Шк С1 С3 С5 Т&А ІТ
1. Нет зависимости 0 0 3 0 0 21
2. Простой пользователь 9 8 8 7 43 53
3. Интернет -причина частых или случайных проблем 36 75 47 63 57 16
4. Интернет сильно воздействует на жизнь 48 17 42 30 0 10
5. Интернет -причина постоянных проблем в жизни 7 0 0 0 0 0
Перейдем к рассмотрению прямых ИКТ-угроз (табл. 2-4). Анализ результатов анкетирования показывает, что школьники «традиционно» показывают низкую информационную культуру в области безопасности. Разработчики 1Т-продуктов вполне профессионально оценивают свои знания и возможности. На наш взгляд, меньший уровень угроз у специалистов может объясняться наличием профессиональных компетенций в области инфокоммуникационных технологий и опытом работы.
Таблица 2
Вирусное заражение
Уровень угрозы Целевые группы
Шк С1 С3 С5 Т&А ІТ
1. Профессиональное отношение к проблеме ИТ-угроз, способны распознавать новые угрозы 0 0 2 0 0 0
2. Хорошее знание ИТ-угроз, способны адекватно реагировать на любые угрозы 4 0 0 0 29 59
3. Средний уровень знаний об ИТ-угрозах, способны противодействовать конечному набору угроз 37 81 74 88 57 38
4. Начальные знания об ИТ-угрозах, способны оценить последствия реализации угрозы 52 19 24 12 14 3
5. Отсутствие знаний об ИТ-угрозах, неспособны предотвратить последствия от реализации угроз 7 0 0 0 0 0
Таблица 3
Хакерские атаки
Уровень угрозы Целевые группы
Шк С1 С3 С5 Т&А ІТ
1. Профессиональное отношение к проблеме ИТ-угроз, способны распознавать новые угрозы 0 0 2 0 0 0
2. Хорошее знание ИТ-угроз, способны адекватно реагировать на любые угрозы 0 0 0 0 60 62
3. Средний уровень знаний об ИТ-угрозах, способны противодействовать конечному набору угроз 42 77 66 63 40 38
4. Начальные знания об ИТ-угрозах, способны оценить последствия реализации угрозы 58 23 32 37 0 0
5. Отсутствие знаний об ИТ-угрозах, неспособны предотвратить последствия от реализации угроз 0 0 0 0 0 0
Таблица 4
Фишинг
Уровень угрозы Целевые группы
Шк С1 С3 С5 Т&А ІТ
1. Профессиональное отношение к проблеме ИТ-угроз, способны распознавать новые угрозы 0 0 0 4 0 0
2. Хорошее знание ИТ-угроз, способны адекватно реагировать на любые угрозы 27 8 0 0 60 89
3. Средний уровень знаний об ИТ-угрозах, способны противодействовать конечному набору угроз 45 84 84 92 40 11
4. Начальные знания об ИТ-угрозах, способны оценить последствия реализации угрозы 18 8 16 4 0 0
5. Отсутствие знаний об ИТ-угрозах, неспособны предотвратить последствия от реализации угроз 9 0 0 0 0 0
Около 60 % 1Т-сотрудников способны противостоять вирусной угрозе. Можно сделать вывод, что профессиональная деятельность формирует ответственность к исполняемым обязанностям, поддерживает на определенном уровне информационную культуру. В Т&А группе хорошие знания демонстрируют только 29 % специалистов. Почти все студенты и школьники имеют неглубокие знания в области вирусной безопасности. У 7 % школьников отсутствуют
знания о данной угрозе. Интересный факт: антивирусные программные решения установлены далеко не на каждом компьютере. Несмотря на все усилия антивирусных вендоров, 7-9 % респондентов в каждой группе (!) не используют антивирусное ПО на своих компьютерах.
Треть всех студентов и сотрудников реально подвергалась хакерским атакам. При этом из анализа ответов респондентов (табл. 3) видно, что практически все школьники и
студенты имеют начальные и слабые знания о подобных атаках и методах по их противодействию. В группах Т&А и 1Т-специалистов более 60 % сотрудников способны адекватно реагировать на угрозы, связанные с хакерскими атаками.
Как видно из таблицы 4, подавляющее большинство (70-80 %) школьников и студентов имеют средний уровень знаний о проблеме «фишинга». В то же время 60 % сотрудников Т&А группы показывают хорошие знания в области интернет-мошенничества, в 1Т-группе данный показатель возрастает до 89 %.
Анализ угроз вирусного заражения, хакерских атак и фишинга показывает, что школьники и студенты имеют средний и начальный уровень знаний об угрозе - следовательно, они не способны адекватно реагировать на данные угрозы и подвергаются рискам.
Неоднозначные результаты получены при анализе ответов пользователей на вопросы анкеты о коммуникативных угрозах (табл. 5). С одной стороны, 70 % 1Т-специалистов
имеют хорошие знания о коммуникационных рисках. С другой стороны, 100 % респондентов Т&А группы (профессионалы в области межличностных коммуникаций) считают, что имеют средний уровень знаний и способны противодействовать только конечному набору коммуникативных угроз. Также школьники и студенты демонстрируют низкий уровень знаний об угрозе манипулирования сознанием и действиями в сети. Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя незаконные контакты, киберпреследования, кибербуллинг, возможность стать жертвой шантажа, оскорблений и нападок со стороны других. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, постоянное участие в чатах, веб-форумах, форумах, блогах, переписка в онлайн-мессенджерах, избыточность знакомых и друзей в социальных сетях, сайтах знакомств ведет к реальным угрозам коммуникационного характера среди школьников и студентов.
Таблица 5
Манипуляции сознанием и действиями пользователя
Уровень угрозы Целевые группы
Шк С1 СЗ С5 T&A IT
1. Профессиональное отношение к проблеме ИТ-угроз, способны распознавать новые угрозы G G G G G G
2. Хорошее знание ИТ-угроз, способны адекватно реагировать на любые угрозы G G G G G 7G
З. Средний уровень знаний об ИТ-угрозах, способны противодействовать конечному набору угроз 9G 62 7G 58 1GG 3G
4. Начальные знания об ИТ-угрозах, способны оценить последствия реализации угрозы 1G 38 3G 42 G G
5. Отсутствие знаний об ИТ-угрозах, неспособны предотвратить последствия от реализации угроз G G G G G G
Рассмотрим проблему нежелательного контента, под которым подразумеваются материалы (тексты, фото, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие; агрессию; эротику и порнографию; нецензурную лексику; информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду суицида, азартных игр, наркотических веществ и алкоголя, аддиктивного поведения и т.д. Нежелательный контент в той или иной мере могут содержать в себе практически все электронные ресурсы - новостные ленты, сайты, социальные сети,
блоги, торренты, видеохостинги, чаты и форумы. Материалы с нежелательным контентом могут прийти от незнакомых лиц по почте в виде спама или сообщения. Негативные ресурсы можно условно разделить на незаконные и неэтичные материалы.
В целом результаты анализа ответов респондентов всех целевых групп (С1, С3, С5, 1Т) показали, что пользователи адекватно относятся к нежелательному контенту (табл. 6). Только 10-14 % студентов намеренно посещают ресурсы с нежелательным контентом.
Таблица 6
Нежелательный контент
Уровень угрозы Целевые группы
С1 СЗ С5 IT
1. Профессиональное отношение к проблеме ИТ-угроз, способны распознавать новые угрозы G G G 76
2. Хорошее знание ИТ-угроз, способны адекватно реагировать на любые угрозы 81 53 55 24
З. Средний уровень знаний об ИТ-угрозах, способны противодействовать конечному набору угроз 19 33 35 G
4. Начальные знания об ИТ-угрозах, способны оценить последствия реализации угрозы G 14 1G G
5. Отсутствие знаний об ИТ-угрозах, неспособны предотвратить последствия от реализации угроз G G G G
Аналитический материал, полученный в рамках выполнения работы, позволил детально точно поставить задачи при разработке учебного пособия для студентов вузов [14] и электронного учебного пособия [15], направленных на обучение нормам безопасности при использовании ИКТ. Данные учебные пособия найдут применение в системах обучения, направленных на повышения уровня компьютерной грамотности у широкого круга пользователей (школьники, студенты, специалисты и руководители). Электронное пособие можно использовать как вспомогательный инструмент на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Данный ресурс дает представление о различных угрозах инфокоммуникацион-ного характера, позволяет оценить уровень актуальности тех или иных угроз для пользователя, дает рекомендации по блокированию ИКТ-угроз. В рамках задач данной работы организован и поддерживается Wiki-проект «Анализ угроз информационного характера для различных целевых групп» [16], где студенты и другие категории слушателей могут принять активное участие в поиске, анализе и обсуждении информационно-коммуникационных угроз.
Список литературы
1. Кибермошенники атакуют руководителей компаний [Электронный ресурс]. URL: http:// www.securitylab.ru/news/298729.php7sphrase_id
2. Ослон А.А. Российский Интернет: реалии и возможности [Электронный ресурс]. URL: http:// bd.fom.ru/pdi7int0209.pdf
3. Онлайн исследования в России 2.0 / под ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. М.: РИЦ «Северо-Восток», 2010.
4. EU KidsOnline [Электронный ресурс]. URL: http://www2.lse.ac.uk/media@lse/research/EUKids Online/Home.aspx
5. Интернет-риски. Дети России онлайн [Электронный ресурс]. URL: http://detionline.com/ helpline/risks
6. Как защитить ребенка от киберунижения?
[Электронный ресурс]. URL: http://www.
edu54.ru/node/150211
7. Угрозы [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kaspersky.ru/threats
8. Центр информационной безопасности Microsoft [Электронный ресурс]. URL: http:// www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx
9. Правила безопасности. Дети России онлайн [Электронный ресурс]. URL: http://detionline. com/helpline/rules/parents
10. Форум Безопасного Интернета [Электронный ресурс]. URL: Шр://ФорумБезопасногоИнтер-нета.рф
11. Entensys [Электронный ресурс]. URL: http:// www.entensys.com
12. Лопатин Д.В., Чиркин Е.С. Центр компьютерной безопасности - точка профессионального роста выпускников вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 11. С. 45-50.
13. Анкеты «Актуальный уровень ИКТ угроз» [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google. com/site/aittforms
14. Лопатин Д.В. Угрозы информационного харак-
тера в современной России // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: учебное пособие / под ред. М.С. Чва-новой. Тамбов: Издательский дом ТГУ
им. Г.Р. Державина, 2012. С. 100-122.
15. Анализ информационных угроз для пользователей [Электронный ресурс]. URL: http:// nothreats.kiit-tsu.ru
16. «АУИБ - ВИКИИТ» [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.kiit-tsu.ru/index.php/
References
1. Kibermoshenniki atakujut rukovoditelej kompa-nij [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. securitylab.ru/news/298729.php?sphrase_id
2. Oslon A.A. Rossijskij Internet: realii i vozmozh-nosti [Elektronnyj resurs]. URL: http://bd.fom. ru/pdf/int0209.pdf
3. Onlajn issledovanija v Rossii 2.0 / pod red. A.V. Shashkina, I.F. Devjatko, S.G. Davydova. M.: RIC «Severo-Vostok», 2010.
4. EU KidsOnline [Elektronnyj resurs]. URL: http://www2.lse.ac.Uk/media@lse/research/EUKids Online/Home.aspx
5. Internet-riski. Deti Rossii onlajn [Elektronnyj resurs]. URL: http://detionline.com/helpline/risks
6. Kak zashhitit' rebenka ot kiberunizhenija? [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.edu54.ru/node/ 150211
7. Ugrozy [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. kaspersky.ru/threats
8. Centr informacionnoj bezopasnosti Microsoft [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.micro-soft. com/ru-ru/security/default.aspx
9. Pravila bezopasnosti. Deti Rossii onlajn [Elektronnyj resurs]. URL: http://detionline.com/help-line/rules/parents
10. Forum Bezopasnogo Interneta [Elektronnyj resurs]. URL: http://ForumBezopasnogoInterne-ta.rf
11. Entensys [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.entensys.com
12. Lopatin D.V., Chirkin E.S. Centr komp'juternoj bezopasnosti - tochka professional'nogo rosta vypusknikov vuza // Vestnik Tambovskogo un-iversiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2008. № 11. S. 45-50.
13. Ankety «Aktual'nyj uroven' IKT ugroz» [Elektronnyj resurs]. URL: https://sites.google.com/ site/aittforms
14. Lopatin D.V. Ugrozy informacionnogo haraktera v sovremennoj Rossii // Aktual'nye problem in-formatiki i informacionnyh tehnologij: uchebnoe posobie / pod red. M.C. Chvanovoj. Tambov: Iz-datel'skij dom TGU im. G.R. Derzhavina, 2012.
S. 100-122.
15. Analiz informacionnyh ugroz dlja pol'zovatelej [Elektronnyj resurs]. URL:http://nothreats.kiit-tsu.ru)
16. «AUIB - VIKIIT» [Elektronnyj resurs]. URL: http://wiki.kiit-tsu.ru/index.php/
INFORMATION AND COMMUNICATION THREATS FOR DIFFERENT USER GROUPS
D.V. Lopatin
Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: [email protected]
The analysis of current IT threats for youth group members (schoolchildren and students of university rom different courses) and held staff (employees) working in the field of information technology is made. For analysis the threats were selected - internet addiction, virus and hacker attacks, internet phishing, impact of inappropriate content, effect of mind control and the actions of the network. It is shown that the data of users significantly exposed to info-communication threats of various kinds. Analytical data obtained in the performance of work, allowed to develop a training manual, focused on the needs of users.
Key words: information and communication technologies, threat, user.
УДК 159.922.7/.8
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБРАЗНЫМИ ИГРУШКАМИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Е.С. Иванова, И.Н. Алешина
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]
В статье анализируются различные подходы к использованию игровой деятельности с различными видами игрушек для диагностики и игровой коррекции негативных эмоциональных состояний у дошкольников. Акцентируется внимание на возможность использования игрушек-персонажей мультфильмов для выявления и преодоления негативных эмоциональных состояний в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: негативные эмоциональные состояния, дошкольный возраст, игровая деятельность, режиссерская игра, игровая терапия, образные игрушки, игрушки-персонажи мультфильмов.
Изучение особенностей эмоциональной особое значение, так как предстоящее посту-
сферы, имеющих место в дошкольном воз- пление ребенка в школу и весь связанный с
расте, вообще и особенностей негативных этим комплекс школьных нагрузок - необхо-
эмоциональных состояний (страхов, тревож- димость осваивать новую, регламентируе-
ности, агрессивности) в частности имеет мую и контролируемую учителем деятель-