Научная статья на тему 'Отношение к проблеме ИКТ-угроз в молодежной группе'

Отношение к проблеме ИКТ-угроз в молодежной группе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
268
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УГРОЗЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛЬЗО- ВАТЕЛЬ / INFORMATIONAL-COMMUNICATIONAL TECHNOL- OGIES / THREATS / SECURITY / USER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Остапчук Кристина Анатольевна, Житенева Ирина Андреевна, Лопатина Маргарита Владимировна, Анурьева Мария Сергеевна, Королева Наталья Леонидовна

Проведен анализ актуальных ИКТ-угроз для молодежной группы пользователей (школьники, студенты первого курса). Для анализа были выбраны угрозы: интернет-зависимость, вирусные и ха- керские атаки, мошенничество в сети, влияние нежелательного контента и манипулирование сознани- ем и действиями пользователя. Показано, что данные группы пользователей значительно подвержены инфокоммуникационным угрозам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Остапчук Кристина Анатольевна, Житенева Ирина Андреевна, Лопатина Маргарита Владимировна, Анурьева Мария Сергеевна, Королева Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATION TO THE PROBLEM OF ICT THREATS IN YOUTH GROUP

The analysis of relevant ICT threats for youth group of users (pupils, students of the first year) is carried out. For analysis were chosen the following threats internet addiction, virus and hack attacks, fraud in the web, influence of unwanted content and manipulation of the mind and actions of the user. It is shown, that these groups of users are significantly liable to infocommunicational threats.

Текст научной работы на тему «Отношение к проблеме ИКТ-угроз в молодежной группе»

4. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.

5. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Обоснование алгоритмических способов построения индивидуальных траекторий развития преподавателя и студента // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 11 (127). С. 108-115.

6. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Пространственное моделирование взаимодействия преподавателей и студентов в вузе // Fractal simulation. 2011. № 2. С. 39-51.

7. Макарова Л.Н., Молоканова Е.А. Количественный анализ эффективности развития воспитательной системы // Вестник Тамбовского университета. Сер. : Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 3. С. 624-627.

References

1. Voropaev M.V. Vospitatel'nye sistemy obrazova-tel'nyh uchrezhdenij: osnovy tipologii. Tambov, 2002.

2. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika. M., 2002.

3. Molokanova E.A. Model' cennostno-smyslovogo yadra vospitatel'noj sistemy voennogo vuza // Vest-nik Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2007. Vyp. 6 (50). S. 21-24.

4. Artem'eva E.Yu. Osnovy psihologii sub'ektivnoj semantiki. M., 1999.

5. Makarova L.N., Sharshov I.A. Obosnovanie algo-ritmicheskih sposobov postroeniya individual'nyh traektorij razvitiya prepodavatelya i studenta // Vest-nik Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 11 (127). S. 108-115.

6. Sharshov I.A., Makarova L.N. Prostranstvennoe modelirovanie vzaimodejstviya prepodavatelej i studentov v vuze // Fractal simulation. 2011. № 2. S. 39-51.

7. Makarova L.N., Molokanova E.A. Kolichestven-nyj analiz 'effektivnosti razvitiya vospitatel'noj sistemy // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Estestvennye i tehnicheskie nauki. Tambov, 2009. T. 14. Vyp. 3. S. 624-627.

MATHEMATIC INTERPRETATION OF MODEL OF EDUCATIONAL SYSTEM OF INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

E.A. Molokanova, T.V. Zhukovskaya Tambov State Technical University Russia, Tambov. e-mail: mlknv@rambler.ru

In the article the possibility of building mathematical model of value-semantic core of educational system of institute of higher education is founded. The essence of three-dimensional vector space, axes of coordinate of which correspond to groups of values of value-semantic core of educational system of institute of higher education is revealed. The model of the studied phenomena with the use of space coordinates is worked out. The pedagogic realization of the worked mathematic model and its implementation for carrying out qualitative analysis of efficiency of development of educational system of educational institute is proposed.

Key words: educational system of institute of higher education, modeling, vector space, mathematical model, value-semantic core of educational system of institute of higher education, indices, qualitative analysis.

УДК 370

ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ ИКТ-УГРОЗ В МОЛОДЕЖНОЙ ГРУППЕ1

К.И. Остапчук, И.А. Житенева, М.В. Лопатина, М.С. Анурьева, Н.Л. Королева, Д.В. Лопатин

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-тай: 79107540080@ya.ru

Проведен анализ актуальных ИКТ-угроз для молодежной группы пользователей (школьники, студенты первого курса). Для анализа были выбраны угрозы: интернет-зависимость, вирусные и ха-керские атаки, мошенничество в сети, влияние нежелательного контента и манипулирование сознанием и действиями пользователя. Показано, что данные группы пользователей значительно подвержены инфокоммуникационным угрозам.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, угрозы, безопасность, пользователь.

В последнее время все отчетливее проявляются гуманитарный и социальный характер проблем безопасного использования

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 15-16-68009 и РФФИ, грант № 15-0708378.

инфокоммуникационных технологий. Как было показано в работах [1-5] абсолютное большинство (78%) респондентов активно пользуются инфокоммуникационны-ми технологиями. Так, больше пяти часов в день проводят в сети 45% респондентов,

у 40% постоянно включены на компьютере или мобильных устройствах определенные сетевые сервисы. В тамбовском регионе опасным рискам, связанным с реализацией угроз информационного характера, подвержены пользователи всех возрастных и профессиональных групп. Причиной этому является низкий уровень грамотности населения в области ИКТ, неготовность большинства пользователей воспользоваться простыми технологическими решениями и правилами поведения в информационной среде. Цель данной работы - сравнить представления об угрозах информационного характера школьников выпускных классов и студентов университета первого года обучения.

Школьники и студенты активно используют Интернет для работы, учебы, поиска новой информации, общения в социальных сетях, онлайн-игр. Кроме того, они используют различный контент: музыку, фильмы, книги, новости. Они посещают социальные сети, форумы и другие сетевые ресурсы.

Для молодежной группы пользователей можно выделить следующие информационно-коммуникационные угрозы [6]: 1) интернет-зависимость, т.е. навязчивое желание виртуального пребывания в сети; 2) вредоносное программное обеспечение (вирусы, троянские программы, хакерские атаки и др.); 3) мошеннические действия в сети (вымогательство, фишинг и др.); 4) нежелательный (незаконный и неэтичный) контент; 5) манипулирование сознанием и действиями пользователей (домогательство, киберпреследование, незаконный контакт, кибербуллинг и др.). Все существующее многообразие угроз инфокоммуни-кационного характера можно свести к рассмотренным выше.

Действенным методом исследования является применение традиционных методик анкетирования различных возрастных групп, что позволяет получить детальную первичную информацию об актуальном уровне ИКТ-угроз для пользователя, его восприятии проблемы, уровне знаний о методах и средствах блокирования деструктивных информационных воздействий. Для данной работы разработаны оригинальные анкеты для различных возрастных групп, позволяющие получить первичную инфор-

мацию об актуальном уровне ИКТ-угроз для пользователя [7, 8].

Анкета, используемая в работе, состоит из трех частей: 1) общие вопросы о респонденте; 2) вопросы, связанные с определением уровня знаний о проблеме и распознаванием угрозы; 3) вопросы, направленные на выявление способностей противостоять угрозе. Таким образом можно четко разделить знания и умения респондентов по распознаванию и блокированию информационных угроз. Разработанный метод обработки анкет в реальном времени позволяет получать статистические выборки по группам респондентов для анализа полученной информации.

Вначале рассмотрим уровень знаний об угрозах информационного характера в молодежной группе (рис. 1).

Как видно из рисунка, уровень интернет-зависимости у школьников значительно выше, чем у студентов. Так, у 20% школьников Интернет сильно воздействует на их жизнь; 4% школьников отмечают, что Интернет - основная причина постоянных проблем в жизни.

Перейдем к рассмотрению прямых ИКТ-угроз. Школьники и студенты хорошо распознают нежелательный контент и поминают риски, связанные с данными угрозами. Большинство респондентов (65-80%) имеют средний или начальный уровень знаний о ИКТ-угрозах. Почти все школьники и 78% студентов имеют неглубокие знания в области вирусной угрозы. У 7% школьников и студентов отсутствуют знания о данной угрозе. Порядка 30% школьников демонстрируют низкий уровень знаний об угрозах манипулирования сознанием (действиями) в сети и мошеннических действиях (фишинг). При этом у 15% школьников отсутствуют знания о фишинге.

Перейдем к рассмотрению результатов исследования, связанных с определением способностей респондентов противостоять и блокировать информационные угрозы.

Как видно из рисунка 2, школьники и студенты не подготовлены для борьбы с информационными угрозами.

Большинство школьников способны противодействовать некоторому конечному набору угроз только при использовании антивирусной защиты. 44% школьников могут с переменным успехом вести борьбу с интернет-зависимостью. Во всех других случа-

ях только ~ 20% школьников могут адекватно отреагировать на угрозы, связанные с мошенническими действиями в сети, манипулированием их сознанием и действиями, а также с последствиями потребления негативного контента. Все это повышает комму-

никационные риски, связанные с межличностными отношениями интернет-пользователей, и включают в себя незаконные контакты, киберпреследования, кибербуллинг, возможность стать жертвой шантажа, оскорблений и нападок со стороны других.

Рис. 1. Уровень актуальных ИКТ-угроз для школьников и студентов

студенты 1 курс

Рис. 2. Способность респондентов противостоять и блокировать информационные угрозы

Студенты способны адекватно реагировать на угрозы, связанные с интернет-зависимостью и последствиями заражения вредоносным программным обеспечением. Студенты в большинстве своем способны противодействовать некоторому конечному набору фишинговых угроз. Значительная доля (75%) студентов способны оценить только последствия от угроз, связанных с коммуникационными рисками и нежелательным контентом.

Анализ результатов анкетирования показывает, что респонденты двух групп показывают низкую информационную культуру в области безопасности, не способны противодействовать современным инфокоммуника-ционным угрозам. Необходимо уделить внимание развитию навыков практической безопасности. Для решения этой проблемы можно в обучающих ресурсах реализовать функции интерактивного помощника в области безопасного применения ИКТ. Для совершенство-

вания практических навыков пользователей в области блокирования информационно-коммуникационных угроз целесообразно для конкретных ситуаций применять обучение на тренажерах и имитаторах, что значительно повысит качество обучения.

Литература

1. Лопатин Д.В., Анурьева М.С., Лопатина М.В., Заплатина Е.А., Калинина Ю.В., Еремина Е.А., Шевлягина М.А. Безопасность пользователей инфокоммуникационных технологий. Гуманитарный аспект // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. Тамбов, 2014. Т. 19. Вып. 2. С. 652-655.

2. Лопатин Д.В. Информационно-коммуникационные угрозы для различных групп пользователей // Гаудеамус. Тамбов, 2013. № 1 (21). С. 33-38.

3. Лопатин Д.В., Анурьева М.С., Заплатина Е.А., Еремина Е.А., Калинина Ю.В. Информационно-коммуникационные угрозы // Гаудеамус. Тамбов, 2013. № 2 (22). C. 148-155.

4. Лопатин Д.В., Заплатина Е.А., Еремина Е.А., Ильичев А.А. Анализ информационно-комму-никационнх угроз для пользователей // Вестник Тамбовского университета. Сер. : Естественные и технические науки. Тамбов, 2012. Т. 17. Вып. 5. С. 1420-1423.

5. Лопатин Д.В., Заплатина Е.А., Калинина Ю.В. Анализ угроз информационного характера для детской возрастной группы // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. Тамбов, 2012. Т. 17. Вып. 1. С. 209-210.

6. Лопатин Д.В. Угрозы информационного характера в современной России // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий / под ред. М.С. Чвановой. Тамбов, 2012. С. 100-122.

7. Лопатин Д.В., Золотова М.А. Обработка анкет средствами облачных технологий // Гаудеа-мус. Тамбов, 2014. № 2 (24). C. 215-217.

8. Анкеты «Актуальный уровень ИКТ-угроз» [Электронный ресурс]. URL: https://sites. google.com/site/aittforms

References

1. Lopatin D.V., Anur'eva M.S., Lopatina M.V., Zaplatina E.A., Kalinina Yu.V., Eremina E.A., Shevlyagina M.A. Bezopasnost' pol'zovatelej in-fokommunikacionnyh tehnologij. Gumanitarnyj

aspekt // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Estestvennye i tehnicheskie nauki. Tambov, 2014. T. 19. Vyp. 2. S. 652-655.

2. Lopatin D.V. Informacionno-kommunikacionnye ugrozy dlya razlichnyh grupp pol'zovatelej // Gaudeamus. Tambov, 2013. № 1 (21). S. 33-38.

3. Lopatin D.V., Anur'eva M.S., Zaplatina E.A., Eremina E.A., Kalinina Yu.V. Informacionno-kommunikacionnye ugrozy // Gaudeamus. Tambov, 2013. № 2 (22). C. 148-155.

4. Lopatin D.V., Zaplatina E.A., Eremina E.A., Il'ichev A.A. Analiz informacionno-kommu-nikacionnh ugroz dlya pol'zovatelej // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Estestvennye i tehnicheskie nauki. Tambov, 2012. T. 17. Vyp. 5. S. 1420-1423.

5. Lopatin D.V., Zaplatina E.A., Kalinina Yu.V. Analiz ugroz informacionnogo haraktera dlya detskoj vozrastnoj gruppy // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Estestvennye i tehnicheskie nauki. Tambov, 2012. T. 17. Vyp. 1. S. 209-210.

6. Lopatin D.V. Ugrozy informacionnogo haraktera v sovremennoj Rossii // Aktual'nye problemy in-formatiki i informacionnyh tehnologij / pod red. M.C. Chvanovoj. Tambov, 2012. S. 100-122.

7. Lopatin D.V., Zolotova M.A. Obrabotka anket sredstvami oblachnyh tehnologij // Gaudeamus. Tambov, 2014. № 2 (24). C. 215-217.

8. Ankety «Aktual'nyj uroven' IKT-ugroz» ['Elek-tronnyj resurs]. URL: https://sites.google.com/ site/aittforms

RELATION TO THE PROBLEM OF ICT THREATS IN YOUTH GROUP

K.I. Ostapchuk, I.A. Zhiteneva, M.V. Lopatina, M.S. Anuryeva, N.L. Koroleva, D.V. Lopatin

Tambov State University named after G.R. Derzhavin Russia, Tambov e-mail: 79107540080@ya.ru

The analysis of relevant ICT threats for youth group of users (pupils, students of the first year) is carried out. For analysis were chosen the following threats - internet addiction, virus and hack attacks, fraud in the web, influence of unwanted content and manipulation of the mind and actions of the user. It is shown, that these groups of users are significantly liable to infocommunicational threats.

Key words: informational-communicational technologies, threats, security, user.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.