УДК 004.056
DOI: 10.20310/1810-0198-2016-21-1-154-160
ДИНАМИКА УГРОЗ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА
В МОЛОДЕЖНОЙ ГРУППЕ
© Д.В. Лопатин, Н.Л. Королева, М.С. Анурьева, М.В. Лопатина, Ю.В. Калинина, И.А. Житенева, В.О. Кириллова
Проведен анализ актуальных ИКТ-угроз для молодежной группы пользователей (школьники городских и сельских школ, учащиеся профессиональных колледжей, студенты). Показана динамика угроз информационного характера для молодежной группы в течение последних лет. Приведены данные об актуальном уровне угроз для пользователя, его восприятии проблемы, уровне знаний о последствиях вредоносных информационных воздействий и нежелательного контента, о методах и средствах блокирования деструктивных информационных воздействий. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; угрозы; пользователь.
ВВЕДЕНИЕ
Стремительное развитие информационных технологий порождает изменение сценариев использования информационно-коммуникационных технологий, что приводит к трансформации взглядов на деструктивные информационные воздействия не только как средств прямого достижения цели (мошенничество в сети, вирусные и хакерские атаки), но и как средств манипуляций сознанием и действиями личности и общества. Причиной этому является низкий уровень грамотности населения в области ИКТ, неготовность большинства пользователей воспользоваться простыми технологическими решениями и правилами поведения в информационной среде. Полученные нами результаты [1-4] позволяют проследить динамику знаний пользователей об актуальном уровне ИКТ-угроз в молодежной группе (школьники старших классов и студенты).
Цель данной работы - получить первичную информацию об актуальном уровне ИКТ-угроз для пользователей молодежной группы, сравнить отношение к проблеме ИКТ-угроз школьников и студентов за последние пять лет.
МЕТОДИКА
Школьники и студенты активно используют Интернет для работы, учебы, поиска новой информации, общения в социальных сетях, онлайн-игр. Кроме того, они используют различный контент: музыку, фильмы, книги, новости. Они посещают социальные сети, форумы и другие сетевые ресурсы.
Для молодежной группы пользователей можно выделить следующие информационно-коммуникационные угрозы [5]: I) интернет-зависимость, т. е. навязчивое желание виртуального пребывания в Сети; II) вредоносное программное обеспечение (вирусы, троянские программы, хакерские атаки и др.); III) мошеннические действия в Сети (вымогательство, фишинг и др.); IV) нежелательный (незаконный и неэтичный) контент; V) манипулирование сознанием и действиями
пользователей (домогательство, киберпреследование, незаконный контакт, кибербуллинг и др.). Все существующее многообразие угроз инфокоммуникационного характера можно свести к рассмотренным выше.
Действенным методом исследования является применение традиционных методик анкетирования различных возрастных групп, что позволяет получить детальную первичную информацию об актуальном уровне угроз для пользователя, его восприятии проблемы, уровне знаний о методах и средствах блокирования деструктивных информационных воздействий. На основе предложенного метода [6] разработаны оригинальные анкеты для различных возрастных групп, позволяющие получить первичную информацию об актуальном уровне ИКТ-угроз для пользователя. Анкета, используемая в работе, состоит из трех частей: 1) общие вопросы о респонденте; 2) вопросы, связанные с определением уровня знаний о проблеме и распознаванием угрозы; 3) вопросы, направленные на выявление способностей противостоять угрозе. Таким образом, можно четко разделить знания и умения респондентов по распознаванию и блокированию информационных угроз. Разработанный метод обработки анкет в реальном времени позволяет получать статистические выборки по группам респондентов для анализа полученной информации.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Вначале рассмотрим уровень знаний об угрозах информационного характера в молодежной группе. Как видно из рис. 1, уровень интернет-зависимости среди школьников значительно выше, чем у студентов: 20 % опрошенных из сельских школ и 50 % городских школьников признали, что Интернет является причиной их частных или случайных проблем; среди студентов показатели ниже. Наиболее зависимыми от сети Интернет среди респондентов оказались учащиеся техникумов (22 %).
Анализируя анкетные данные школьников в области интернет-зависимости за четыре года, отметим еже-
годный рост количества школьников, для которых интернет сильно воздействует на личную жизнь. В то же время для студентов наблюдается положительная динамика адекватного отношения к интернет-технологиям. Возрастает до 60 % доля студентов, которые осознают риски, связанные с интернет-зависимостью.
Для школьников наблюдается отрицательная динамика уровня знаний об антивирусной защите. Так, за
четыре года значительно упал уровень знаний об угрозе, сократилось до 10 % количество школьников со средним уровнем знаний (рис. 2). Среди студентов стабильными остаются показатели среднего и хорошего уровня знаний в вопросе антивирусной защиты (около 30 %).
Сельские школы Городские школы Техникум Студенты 4 курс Студенты 3 курс Студенты 2 курс Студенты 1 курс
0 10 20 Рис. 1. Уровень интернет-зависимости
30 40 50 60 70 80
□ 1. Нет зависимости 2. Простой пользователь
■ 3. Интернет является причиной частных или случайных проблем
4. Интернет очень сильно воздействует на жизнь
■ 5. Интернет является причиной постоянных проблем в жизни
ЕЙ
Сельские школы Городские школы Техникум Студенты 4 курс Студенты 3 курс Студенты 2 курс Студенты 1 курс
0 20 Рис. 2. Уровень знаний о вирусных угрозах
40
60
80
□ 1. Профессиональное отношение к проблеме ИТ угроз
■ 2. Хорошее знание ИТ угроз
13. Средний уровень знаний об ИТ угрозах
14. Начальные знания об ИТ угрозах
15. Отсутствие знаний об ИТ угрозах
Кадеты Городские школы Техникум Студенты 4 курс Студенты 3 курс Студенты 2 курс Студенты 1 курс
=
0 10
Рис. 3. Уровень знаний о фишинге
20
30
40
50
60
70
80
□ 1. Профессиональное отношение к проблеме ИТ угроз
■ 2. Хорошее знание ИТ угроз
13. Средний уровень знаний об ИТ угрозах
14. Начальные знания об ИТ угрозах
15. Отсутствие знаний об ИТ угрозах
Сельские школы Городские школы Техникум Студенты 4 курс Студенты 3 курс Студенты 2 курс Студенты 1 курс
0 20 40
Рис. 4. Уровень знаний о нежелательном контенте
60
80
100
□ 1. Профессиональное отношение к проблеме ИТ угроз
■ 2. Хорошее знание ИТ угроз
13. Средний уровень знаний об ИТ угрозах
14. Начальные знания об ИТ угрозах
15. Отсутствие знаний об ИТ угрозах
Сельские школы Городские школы Техникум Студенты 4 курс Студенты 3 курс Студенты 2 курс Студенты 1 курс
□ 1. Профессиональное отношение к проблеме ИТ угроз
■ 2. Хорошее знание ИТ угроз
13. Средний уровень знаний об ИТ угрозах
14. Начальные знания об ИТ угрозах
15. Отсутствие знаний об ИТ угрозах
0 10 20 30 40 50 60 70 Рис. 5. Уровень знаний об угрозах, связанных с манипулированием сознания и действиями пользователя
Анализ материалов по анкетированию показал, что школьники и студенты менее всего информированы о такой информационной угрозе, как фишинг. 23 % обучающихся техникумов и 13 % городских школьников не имеют даже первоначальных сведений о фишинге. Остальные 70 % учащихся техникумов и школьников имеют только начальные знания об угрозе. Иная картина среди опрошенных студентов: более 50 % имеют средний уровень знаний, более 30 % - хороший, менее 10 % - начальный уровень (рис. 3).
В течение четырех лет наблюдается тенденция к снижению уровня знаний об угрозах, связанных с фи-шингом. Общий уровень знаний снизился на 30-40 %. За рассматриваемый период среди студентов остается стабильным средний уровень знаний о фишинге (~60 %), наблюдаются хорошие знания об угрозах фи-шинга (~10 %).
Школьники и студенты хорошо распознают нежелательный контент и понимают риски, связанные с ним: порядка 80 % опрошенных обладают хорошими знаниями ИТ-угроз или имеют средний уровень знаний, более 10 % студентов имеют профессиональное отношение к проблеме ИТ-угроз (рис. 4).
Результаты анкетирования школьников и студентов в течение последних лет показывают высокий уровень знаний о нежелательном контенте до 90 %.
Почти все опрошенные школьники обладают средними знаниями об угрозе манипулирования сознанием
и действиями пользователя, причем за четыре года этот показатель остается стабильным - около 60 %. Хороший уровень знаний о рассматриваемой угрозе имеется только у 20 % опрошенных школьников. Самые низкие показатели среди опрошенных были выявлены у студентов техникумов: 61 % обладают знаниями среднего уровня, 35 % начального и лишь у 4 % хороший уровень знаний (рис. 5).
За четыре года остался практически неизменным уровень знаний студентов об угрозах манипулирования и управления сознанием в сети Интернет. Порядка 50 % имеют хороший и средний уровень знаний об угрозе коммуникационного характера.
Видно, что школьники и студенты имеют неглубокие знания в области вирусных угроз. Менее всего респонденты информированы о такой информационной угрозе, как фишинг. Тем не менее, школьники и студенты умеют хорошо распознавать нежелательный контент и понимают риски, связанные с потреблением негативного контента. Средние показатели у студентов и школьников о манипулировании сознанием и действиями пользователя, при этом студенты техникумов почти не осведомлены о данной проблеме.
Перейдем к рассмотрению результатов исследования, связанных с определением способностей респондентов противостоять и блокировать информационные угрозы.
Остановимся на результатах исследований, связанных с определением способностей респондентов моло-
дежных групп (школьники и студенты) противостоять информационным угрозам. Школьники не имеют достаточного уровня подготовки для борьбы с интернет-зависимостью. Так, у 30 % сельских школьников Интернет является постоянной проблемой в жизни, среди городских школьников результат достигает 50 %. Ситуация среди студентов несколько лучше: 15 % опрошенных студентов 1-4 курсов вуза способны распознавать новые угрозы интернет-зависимости, около 50 % имеют адекватную реакцию на любые угрозы, еще 30 % готовы противодействовать ограниченному набору угроз интернет-зависимости, остальные могут дать оценку последствиям реализации угроз (рис. 6).
Не менее волнующей выглядит ситуация с вирусными угрозами. Большинство сельских школьников и учащихся профессиональных образовательных учреждений (60 %) способны противодействовать некоторому конечному набору угроз, и только при использовании антивирусной защиты. 50 % городских школьников не способны защитить себя, могут только оценить последствия от реализации угрозы. По своим способностям противостоять вирусным угрозам студенты-первокурсники близки к школьникам (рис. 7). Студенты старших курсов, в силу своих компетенций, могут блокировать даже новые вирусные угрозы - такими способностями обладают 20 % анкетированных, 3560 % могут адекватно среагировать на вирусные (ха-
керские) атаки, остальные студенты способны противостоять ограниченному набору вирусных атак.
Перейдем к рассмотрению уровня способностей респондентов противостоять фишингу. Согласно полученным данным, только 13 % школьников могут адекватно отреагировать на угрозы, связанные с фишингом (рис. 8), 75 % школьников могут только оценить потери в результате реализации фишинговой атаки. Большинство опрошенных студентов способны противодействовать конечному набору фишинговых угроз: получены результаты в диапазоне 57-90 % для разных курсов, остальные способны среагировать на мошеннические действия злоумышленников.
Парадоксальная ситуация складывается при анализе знаний и умений респондентов о нежелательном контенте. С одной стороны, в молодежной группе хорошо распознают незаконный и неэтичный контент (рис. 4). Но при этом школьники и студенты средних профессиональных образовательных учреждений не могут противостоять угрозам, связанным с последствиями потребления нежелательного контента: 30 % учащихся техникумов и 12 % опрошенных школьников не способны предотвратить последствия от реализации этой угрозы; 45-63 % школьников, 55 % студентов техникумов и 60 % студентов первого курса готовы оценить только последствия от реализации угрозы (рис. 9).
Сельские школы Городские школы Техникум Студенты 4 курс Студенты 3 курс Студенты 2 курс Студенты 1 курс
0 10 20 30 40 50 60 70
□ 1. Способны распознавать новые угрозы интернет-зависимости
■ 2. Способны адекватно реагировать на любые угрозы интернет-зависимости
3. Способны противодействовать некоторому конечному набору угроз интернет-зависимости
■ 4. Способны оценить последствия реализации угрозы интернет-зависимости
Рис. 6. Способность респондентов противостоять интернет-зависимости
Рис. 7. Способность респондентов противостоять вирусным атакам
□ 1. Способны распознавать новые угрозы
■ 2. Способны адекватно реагировать на любые угрозы
■ 3. Способны противодействовать некоторому конечному набору угроз
■ 4. Способны оценить последствия реализации угрозы
■ 5. Неспособны предотвратить последствия от реализации угроз
Городские школы Студенты 4 курс Студенты 3 курс Студенты 2 курс Студенты 1 курс
□ 1. Способен предотвратить последствия от реализации угроз
2. Способны адекватно реагировать на любые угрозы
■ 3. Способны противодействовать некоторому конечному набору угроз
4. Способны оценить последствия реализации угрозы
■ 5. Неспособны предотвратить последствия от реализации угроз
20
40
60
80
100
Рис. 8. Способность респондентов противостоять фишингу
Сельские школы Городские школы Техникум Студенты 4 курс Студенты 3 курс Студенты 2 курс Студенты 1 курс
□ 1. Способны распознавать новые угрозы
2. Способны адекватно реагировать на любые угрозы
■ 3. Способны противодействовать некоторому конечному набору угроз
4. Способны оценить последствия реализации угрозы
■ 5. Неспособны предотвратить последствия от реализации угроз
10
20
30
40
50
60
70
Рис. 9. Способность респондентов противостоять потреблению нежелательного контента
Сельские школы Городские школы Техникум Студенты 4 курс Студенты 3 курс Студенты 2 курс Студенты 1 курс
□ 1. Способны распознавать новые угрозы
■ 2. Способен адекватно реагировать на любые угрозы
■ 3. Способны противодействовать некоторому конечному набору угроз
■ 4. Способны оценить последствия реализации угрозы
■ 5. Неспособны предотвратить последствия от реализации угроз
0 10 20 30 40 50 60 70 80 Рис. 10. Способность респондентов противостоять коммуникационным воздействиям
Несколько иначе обстоит ситуация среди студентов старших курсов: около 10 % могут адекватно реагировать на угрозы, имеющие отношение к потреблению нежелательного контента, 35-63 % студентов могут справиться с ограниченным кругом угроз.
Значительная доля школьников (60 %) и студентов техникумов (почти 80 %) способны оценить только последствия от угроз, связанных с коммуникационны-
ми рисками и манипулированием сознанием пользователей (рис. 10). Десятая часть школьников не могут предотвратить последствия от реализации данных угроз. Чуть больше половины опрошенных студентов знают, как противодействовать некоторому конечному набору угроз. 20-30 % студентов старших курсов могут бороться с угрозами, связанными с коммутационными воздействиями.
0
0
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В статье проведены результаты анализа анкетирования за 2015 г. Показано, что респонденты молодежной группы, в общем, обладают компетенциями в области применения средств безопасности ниже среднего.
Рассмотрена динамика осознания следующих угроз в молодежной группе: интернет-зависимость, деструктивные программы, фишинг, нежелательный контент и манипуляции сознанием.
Динамика уровней знаний об интернет-зависимости показывает ежегодный рост количества школьников, для которых Интернет оказывает сильное воздействие на личную жизнь; при этом для студентов наблюдается положительная динамика адекватного отношения к интернет-технологиям. Для школьников наблюдается отрицательная динамика уровня знаний об антивирусной защите, в то же время среди студентов стабильными остаются показатели среднего и хорошего уровня знаний в вопросе антивирусной защиты. В течение четырех лет наблюдается тенденция к снижению уровня знаний об угрозах, связанных с фишингом. Результаты анкетирования школьников и студентов показывают стабильно высокий уровень знаний о нежелательном контенте. При этом практически неизменным (стабильно средним) остается уровень знаний студентов об угрозах манипулирования и управления сознанием в сети Интернет.
Приведены данные о способности школьников и студентов противостоять информационным угрозам. Показано, что школьники и студенты не компетентны в борьбе с рассмотренными угрозами. Необходимо уделить внимание развитию навыков практической безопасности по всем категориям угроз информационного характера. Для решения этой проблемы можно в обу-
чающих ресурсах реализовать функции интерактивного помощника в области безопасного применения ИКТ. Для совершенствования практических навыков пользователей в области блокирования информационно-коммуникационных угроз целесообразно для конкретных ситуаций применять обучение на тренажерах и имитаторах, что значительно повысит качество обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лопатин Д.В., Ануръева М.С., Лопатина М.В., Заплатина Е.А., Калинина Ю.В., Еремина Е.А., Шевлягина М.А. Безопасность пользователей инфокоммуникационных технологий. Гуманитарный аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2014. Т. 19. Вып. 2. С. 652-655.
2. Лопатин Д.В. Информационно-коммуникационные угрозы для различных групп пользователей // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. Вып. 1 (21). С. 33-38.
3. Лопатин Д.В., Ануръева М.С., Заплатина Е.А., Еремина Е.А., Калинина Ю.В. Информационно-коммуникационные угрозы // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. Т. 22. Вып. 2. С. 148-156.
4. Лопатин Д.В., Заплатина Е.А., Еремина Е.А., Ильичев А.А. Анализ информационно-коммуникационых угроз для пользователей // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2012. Т. 17. Вып. 5. С. 1420-1423.
5. Лопатин Д.В. Угрозы информационного характера в современной России // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: учеб. пособие / под ред. М.С. Чвановой. Тамбов: Из-дат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. С. 100-122.
6. Лопатин Д.В., Золотова М.А. Обработка анкет средствами облачных технологий // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. Т. 24. Вып. 2. С. 217-219.
БЛАГОДАРНОСТИ: Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ грант № 15-16-68009 и РФФИ грант № 15-07-08378.
Поступила в редакцию 26 декабря 2015 г.
Лопатин Дмитрий Валерьевич, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат физико-математических наук, доцент, директор Центра компьютерной безопасности, e-mail: [email protected]
Королева Наталья Леонидовна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий, e-mail: [email protected]
Анурьева Мария Сергеевна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры математического моделирования и информационных технологий, e-mail: [email protected]
Лопатина Маргарита Владимировна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, лаборант Центра компьютерной безопасности, e-mail: [email protected]
Калинина Юлия Вячеславовна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, магистрант по направлению подготовки «Прикладная информатика», e-mail: [email protected]
Житенёва Ирина Андреевна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, магистрант по направлению подготовки «Прикладная информатика», e-mail: [email protected]
Кириллова Владлена Олеговна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студент института математики, естествознания и информационных технологий, e-mail: [email protected]
UDC 004.056
DOI: 10.20310/1810-0198-2016-21-1-154-160
DYNAMICS OF IT-THREATS IN YOUTH GROUPS
© D.V. Lopatin, N.L. Koroleva, M.S. Anureva, M.V. Lopatina, Y.V. Kalinina, I.A. Zhiteneva, V.O. Kirillova
The analysis of relevant IT-threats for youth group of users is given (the pupils of urban and country schools, tyraining college students, students). The dynamics of IT-threats for youth groups for the last years is shown. The data of relevant level of threats for user, application of the problem, level of knowledge about the consequences of negative IT inflence and negative content are given. The methods and means of blocking destructive informational influences are presented. Key words: IT technologies; threats; user.
REFERENCES
1. Lopatin D.V., Anureva M.S., Lopatina M.V., Zaplatina E.A., Kalinina Y.V., Eremina E.A., Shevlyagina M.A. Bezopasnost polzovateley infokommunikatsionnykh tekhnologiy. Gumanitarnyy aspect. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences. Tambov, 2014, vol. 19, no. 2, pp. 652-655.
2. Lopatin D.V. Informatsionno-kommunikatsionnye ugrozy dlya razlichnykh grupp polzovateley. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus, 2013, no. 1 (21), pp. 33-38.
3. Lopatin D.V., Anureva M.S., Zaplatina E.A., Eremina E.A., Kalinina Y.V. Informatsionno-kommunikatsionnye ugrozy. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus, 2013, vol. 22, no. 2, pp. 148-156.
4. Lopatin D.V., Zaplatina E.A., Eremina E.A., Ilichev A.A. Analiz informatsionno-kommunikatsionykh ugroz dlya polzovateley. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences. Tambov, 2012, vol. 17, no. 5, pp. 1420-1423.
5. Lopatin D.V. Ugrozy informatsionnogo kharaktera v sovremennoy Rossii. Aktualnye problemy informatiki i informatsionnykh tekhnologiy: uchebnoe posobie. Tambov, Publishing House of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2012, pp. 100-122.
6. Lopatin D.V., Zolotova M.A. Obrabotka anket sredstvami oblachnykh tekhnologiy. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus, 2013, vol. 24, no. 2, pp. 217-219.
GRATITUDE: The work is fulfilled under financial support of Russian Humanitarian Scientific Fund grant № 15-1668009 and Russian Fund of Fundamental Research grant № 15-07-08378.
Received 26 December 2015
Lopatin Dmitriy Valerevich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor, Director of Center of Computer Security, e-mail: [email protected]
Koroleva Natalya Leonidovna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Mathematical Modeling and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]
Anureva Maria Sergeevna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Lecture of Mathematical Modeling and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]
Lopatina Margarita Vladimirovna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Assistant of Center for Computer Security, e-mail: [email protected]
Kalinina Yuliya Vyacheslavovna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate for Master Degree of Direction of Preparation "Applied Informatics", e-mail: [email protected]
Zhiteneva Irina Andreevna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate for Master Degree of Direction of Preparation "Applied Informatics", e-mail: [email protected]
Kirillova Vladlena Olegovna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Mathematics, Natural Science and Information Technologies Institute, e-mail: [email protected]