Научная статья на тему 'Педагогические аспекты обеспечения качества образования в военном вузе'

Педагогические аспекты обеспечения качества образования в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / THE QUALITY OF FORMATION / THE QUALITY OF INSTRUCTION / ARE INTERNAL AND THE EXTERNAL QUALITY OF FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Распопин Олег Анатольевич, Слепов Владимир Яковлевич

В статье анализируется качество образования как реальное явление и конкретная научная категория, имеющая сложную интегративную структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical aspects of assuring education quality in a military higher education establishment

In the article is analyzed the quality of formation as real phenomenon and the concrete scientific category, which has complex integrative structure.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты обеспечения качества образования в военном вузе»

10. Spengler, O. The Fall of Europe. T. 1. Image and reality. / O. Spengler. - Novosibirsk, 1993. - 592 p.

11. Jung, K.G. On the collective unconscious archetypes / K.G. Jung // Archetype and Symbol. - M., 1991.

12. Jacobson, R. In search of the essence of language // Semiotics / R. Jacobson. - Moscow, 1983

13. Yankolovich, P., Golyadkin, G. The greatest match label’s brand of St. Petersburg / P. Yankolovich, G. Golyadkin // Nevskiy filumenist. - 2007. - № 19.

УДК 658.386.4

O.A. Распопин*, В.Я. Слепое**

Педагогические аспекты обеспечения качества образования в военном вузе

В статье анализируется качество образования как реальное явление и конкретная научная категория, имеющая сложную интегративную структуру.

Ключевые слова: качество образования, качество обучения, качество образовательного процесса, внутреннее и внешнее качество образования.

O.A. Raspopin*, V.J. Slepov**. Pedagogical aspects of assuring education quality in a military higher education establishment.

In the article is analyzed the quality of formation as real phenomenon and the concrete scientific category, which has complex integrative structure.

Keywords: the quality of formation, the quality of instruction, the quality of educational process, are internal and the external quality of formation.

Педагогическая теория и практика свидетельствуют о том, что качество подготовки специалистов всегда находилось в центре внимания профессорско-преподавательского состава, руководителей вузов, факультетов и кафедр. В современных условиях необходимость повышения качества высшего профессионального образования обусловливается рядом объективных причин:

- во-первых, возросшими требованиями к уровню подготовки специалистов, неудовлетворенностью работодателей, общественных организаций, государственных органов качеством высшего профессионального образования. Опрос 274 руководителей предприятий, организаций, отделов и служб, в которые за последние три года пришли работать выпускники вузов, показал, что 32,3% из них имеют серьезные претензии к уровню профессиональной подготовки молодых специалистов. В ходе проверок, проведенных Министерством образования и науки РФ в 2004-2005 гг., в 54 из 125 вузов и филиалов (43,2%) выявлены значительные нарушения государственных образовательных стандартов, лицензионных требований и нормативов. Приняты решения о ликвидации одного вуза и трех филиалов, у восьми вузов и филиалов приостановлены лицензии;

- во-вторых, произошедшим переходом от избирательной, селективной модели высшего образования, при которой по результатам конкурса в вуз отбирались наиболее способные абитуриенты, к массовой высшей школе, когда высшее образование становится доступным любому гражданину. Начиная с 2000 г., количество поступающих в вузы уже превосходит количество выпускников общеобразовательных школ. Данное обстоятельство означает, что перед высшими учебными заведениями встает сложная задача - дать качественное образование всем студентам, в т.ч. и тем, кто не имеет достаточной общеобразовательной подготовки;

- в-третьих, активным внедрением в систему высшей школы международных и отечественных стандартов качества серии ГОСТ Р ИСО, развитием Болонского процесса, в котором качество

* Распопин, Олег Анатольевич, главный специалист департамента вагонного хозяйства РЖД (г. Москва), соискатель Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат педагогических наук. Тел. 8-926-221-68-10.

** Слепов, Владимир Яковлевич, профессор кафедры Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д.87, кв. 425. Тел. 759-66-33

* Chief Specialist Department of rolling farm RZhD Moscow, candidate of pedagogical sciences.

** Professor of the St. Petersburg Military Institute, Ministry of Internal Affairs internal troops of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker of science.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Кадровое обеспечение

образования рассматривается как важнейшее условие интеграции России в мировое образовательное пространство.

В вузах предпринимаются меры для повышения качества образования: происходят структурные изменения в системах управления образовательными учреждениями, их финансовоэкономическом и материально-техническом обеспечении; происходят мероприятия по переводу на двухступенчатую систему образования (бакалавр-магистр) и т.д., и т.п.

Вместе с тем из-за недостаточной научной разработанности нововведений, отсутствия надежных механизмов их предварительной экспертной оценки, пренебрежения накопленным опытом подготовки специалистов, а иногда и некритичного переноса элементов зарубежных систем образования принимаемые меры не дают должного результата.

Исследование показало, что существующие в историко-педагогическом наследии современные научные исследования подходов к анализу теории и практике обеспечения качества образования носят традиционный для педагогики многоаспектный и многосторонний характер. В результате анализа литературных источников и исследований, выполненных по проблемам обеспечения качества подготовки специалистов, изучения реальной вузовской практики, выявлен широкий диапазон смысловых различий понятия «качество образования». Под качеством образования прежде всего понимаются:

- уровень образованности, воспитанности, развитости студентов (Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, В.М. Полонский);

- качество работы образовательного учреждения, степень соответствия содержания, логики и последовательности изучения образовательных программ государственным образовательным стандартам (В.А. Болотов);

- уровень организации и результат образовательного процесса в вузе (Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова);

- степень соответствия уровня подготовки специалиста требованиям профессиональной и социальной среды, которая может быть изучена и оценена только спустя некоторое время после окончания высшего учебного заведения (М.М. Поташник, В.П. Тихомиров, и др.).

В повседневной вузовской практике качество образования нередко отождествляется с качеством обучения, когда о качестве образования студентов судят по репродуктивному уровню знаний, усвоенных выпускниками вузов. Оценка качества знаний является определяющей при проведении государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений, выборочных проверок качества подготовки специалистов, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ.

Изучение и анализ различных подходов в понимании качества образования позволили сформулировать следующие теоретические положения, которые должны быть положены в основу исследования проблемы педагогического обеспечения качества образования в высшем учебном заведении.

1. Качество образования как реальное явление и конкретная научная категория имеет сложную интегральную структуру. В общей системе качества образования вузовская система выступает как подсистема в иерархии взаимодействующих систем качества: страны, региональной, отраслевой и тесно взаимосвязана со всеми другими иерархическими уровнями, включая общеевропейский уровень (Болонский процесс). Система качества образования в вузе включает в себя определенные элементы: качество студентов (курсантов), качество профессорско-преподавательского состава, качество образовательной среды, качество учебных занятий, качество учебно-методических материалов, качество образованности выпускников и др. На каждом таком уровне качество образования имеет свои особенности, содержание и структуру.

2. Качество образования в вузе включает в себя качество образовательного процесса и качество достигнутого результата, рассматриваемые в их органичном единстве.

С «процессуальной» точки зрения качество образования в педагогике определяется как сбалансированное соответствие цели, содержания, субъектов, средств, методов, технологий образовательного процесса и обеспечивающей его инфраструктуры многообразным потребностям личности и общества, а также устанавливаемым государством целям, нормам, требованиям и стандартам.

С точки зрения результата качество образования рассматривается как уровень умственного, нравственного и физического развития студентов (курсантов), их профессиональной подготовки, достигнутый в результате обучения и воспитания, организованных в соответствии с целью, поставленной обществом и государством перед высшей школой, и требованиями, предъявляемыми избранной профессией.

3. Качество образования в вузе обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов, что предполагает разделение системы качества образования в вузе на внутреннее качество и внешнее качество образования. Внутреннее качество вузовского образования (институциональное качество) отражает создание, изучение, обеспечение, развитие и оценку внутривузовских элементов, влияющих на качество образовательного процесса и его результата: цель и содержание образования, кадровый потенциал, педагогические технологии, учебно-материальная база, качество подготовки выпускников и др.

Объективная проверка качества образования в вузе осуществляется за его пределами по соответствующим социальным и профессиональным критериям. Внешнее качество образования

характеризует вуз как институт социализации, как учреждение, обеспечивающее воспроизводство интеллектуальных и кадровых ресурсов общества и государства, и предполагает учет и влияние таких социальных факторов, как уровень образованности абитуриентов, познавательные и профессиональные запросы населения, силовых структур государства, престижность вуза, финансовые затраты, необходимые для получения образования, ведомственная принадлежность, социальные гарантии (гарантии трудоустройства, отсрочки от службы в армии, кадровая служба офицеров в армии и др.), востребованность выпускников на рынке труда, их карьерный рост и т.п. При этом некоторые характеристики внешнего качества образования являются производными от внутривузовских элементов, другие, наоборот, определяют содержание и функционирование внутреннего качества образования в вузе.

4. В вузовской системе качества образования как комплексе организационных структур и элементов существуют различные виды обеспечения: экономическое, материально-техническое, информационное, психологическое, педагогическое и др., которые представляют собой внутривузовские обеспечивающие системы. Системы обеспечения трансформируют, конкретизируют общую цель системы образования в вузе в свои специфические задачи и выполняют функцию дополнения процессов генерации качества образования через создание условий для эффективной деятельности руководящего, профессорско-преподавательского состава и курсантов (слушателей). Система педагогического обеспечения качества образования является разновидностью обеспечивающих систем вуза и включает в себя множество различных элементов, которые взаимосвязаны друг с другом и образуют определенную структуру. Система педагогического обеспечения призвана интегрировать все элементы и субъекты вузовской системы образования, учебно-организационные, методические, кадровые ресурсы, оптимизировать существующие в ней связи, отношения, процессы для достижения наивысшего качества образовательного процесса и результата, соответствующих лучшим образцам и государственным образовательным стандартам.

С учетом сформулированных методологических и теоретических положений важно проанализировать деятельность всех субъектов образовательного процесса вузов, в т.ч. и студентов (курсантов), передовой опыт педагогической деятельности по обеспечению качества образования в высших учебных заведениях.

В ходе работы над статьей было установлено, что в практике высшей школы ведется интенсивный поиск оптимальных вузовских систем качества образования, создаваемых:

- на основе концепции Всеобщего менеджмента качества (TQM);

- на базе модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), используемой при присуждении Европейской премии по качеству «Совершенство в бизнесе» (EQA);

- на базе модели конкурса Министерства образования и науки РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»;

- в соответствии с требованиям и рекомендациями международных стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001, 9001-2001,9004-2001).

Анализ предпочтений вузов по выбору соответствующей модели системы качества свидетельствует, что в 60% из них базовой моделью чаще всего выступает система менеджмента качества, создаваемая на базе международных стандартов качества, адаптированных к условиям вуза. В рамках единой системы качества образования создаются и функционируют подсистемы экономического, правого, социально-психологического, кадрового, информационного обеспечения. Подсистема педагогического обеспечения в качестве самостоятельной не выделяется.

Вместе с тем изучение и анализ вузовской практики показали, что в системе высшего профессионального образования накоплен определенный опыт работы и по педагогическому обеспечению качества подготовки специалистов. Усилия руководства вузов, кафедр, педагогических коллективов, профессорско-преподавательского состава и студентов (курсантов) сосредоточены на совершенствовании содержания, методики и организации образовательного процесса, повышении профессионально-педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава, внедрении новых видов и форм учебных занятий и т.п. Целенаправленное изучение организации учебновоспитательного процесса в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России, Санкт-Петербургском университете МВД России, Северокавказском институте внутренних войск МВД России и др., беседы с начальниками вузов, их заместителями, начальниками факультетов, преподавателями этих вузов свидетельствуют, что в системе высшего профессионального образования можно выделить несколько подходов к педагогическому обеспечению качества образования, отличающихся друг от друга типами взаимодействия преподавателей и курсантов (слушателей), формами организации учебных занятий, различным местом самих преподавателей и курсантов в образовательном процессе. Основные среди них: предметно-информационный, проектный, личностно-ориентированный (развивающий) и информационно-сетевой.

Анализ зарубежного опыта обеспечения качества образования также свидетельствует, что в высших учебных заведениях европейских стран, США, Канады, Китая, Австралии, Франции и др. основные усилия руководства вузов, профессорско-преподавательского состава направляются на создание организационно-педагогических условий для эффективного функционирования вузовских систем качества образования. Это проявляется:

- в децентрализации и демократизации управления высшими учебными заведениями;

- переходе на многоуровневую систему образования;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Кадровое обеспечение

- предоставлении вузам автономности и самостоятельности, широких прав в определении содержания образовательных программ;

- выборе соответствующих индивидуальным особенностям учащихся технологий и средств обучения;

- изменении роли и места преподавателя в образовательном процессе, повышении его профессионально-педагогической подготовки, создании внутривузовских механизмов обеспечения и контроля качества образования.

Изучение, анализ и систематизация отечественного и зарубежного педагогического опыта позволили выделить положительные тенденции в обеспечении качества вузовского образования, порожденные процессом реформирования и модернизации системы высшей школы:

- гибкая адаптация вузов к разнообразным образовательным запросам и потребностям большей части общества и государства;

- инновационная направленность мер по обеспечению качества образования и вариативность предлагаемых образовательных услуг;

- информатизация образовательного процесса, предусматривающая обогащение традиционных технологий и методик подготовки специалистов современными информационными образовательными технологиями и методиками;

- повышение самостоятельности вузов, кафедр и профессорско-преподавательского состава в выборе форм, методов и средств осуществления образовательного процесса;

- постепенный переход от массовости подготовки специалистов к личностноориентированному образованию, учитывающему индивидуальные особенности и способности курсантов;

- концентрация усилий вузов, педагогических коллективов на оптимальном сочетании гуманитарной составляющей образовательного процесса с прикладной профессиональной подготовкой;

- повышение ответственности вузов и кафедр за конечные результаты своего труда, качество подготовки специалистов на использовании обратной связи и коррекции учебных планов, программ и технологий в образовательном процессе.

В ходе нашего наблюдения выявлены педагогические факторы, влияющие на качество образования:

а) качество субъектов и структурных элементов образовательного процесса в вузе;

б) качество связей и отношений, складывающихся между субъектами и структурными элементами образовательного процесса;

в) качество процессов, происходящих в системе образования вуза.

В силу определенной выраженности и направленности они оказывают на качество образования как положительное, так и негативное воздействие. Взаимосвязь и взаимовлияние этих противоположностей обусловливают существование целого ряда противоречий, которые выступают в едином комплексе и предстают перед организаторами образовательного процесса, учащимися в виде различного рода проблем и трудностей. Основными, влияющими на качество образования, являются противоречия:

- между сложностью и разнообразием задач будущей профессиональной деятельности выпускников вузов и инвариантным, жестко регламентированным содержанием основных образовательных программ;

- между необходимостью учета индивидуальных способностей и личностных особенностей курсантов (слушателей) и массовыми формами проведения учебных занятий;

- между необходимостью личностно-профессионального развития специалистов, формирования у них индивидуального творческого мышления, профессиональных умений и классно-урочной системой организации учебного процесса, предполагающей передачу учащимся готовых знаний;

- между необходимостью формирования у выпускников способностей самостоятельно добывать и обновлять свои знания, заниматься самообразованием и недостатками в организации самостоятельной познавательной деятельности курсантов (слушателей) в период обучения в вузе;

- между сложностью и ответственностью задач подготовки современных специалистов и недостаточной профессионально-педагогической подготовленностью профессорско-преподавательского состава.

Анализ вузовской практики свидетельствует, что углубление и своевременное неразрешение противоречий сдерживает процесс повышения качества подготовки специалистов. Проводимые Министерством образования и науки РФ плановые аттестации высших учебных заведений, выборочные проверки выполнения лицензионных требований и государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, качества подготовки специалистов в области экономики, управления и юриспруденции свидетельствуют о том, что в ряде вузов качество образования остается невысоким. Опросы преподавателей и студентов российских вузов, проведенные группой РОМИР (Центр социологических исследований «Российское общественное мнение и исследование рынка») с целью изучения их удовлетворенности качеством образовательного процесса, свидетельствуют о том, что только 64,0% студентов удовлетворены качеством учебной деятельности и качеством преподавания учебных предметов. Данные, полученные в ходе нашей опытноэкспериментальной работы, также свидетельствуют о том, что 68,1% студентов и 69,5% преподавателей не используют полностью свои возможности для повышения качества образования.

Проведенное исследование практики организации образовательного процесса в высших учебных заведениях позволило выявить причины, сдерживающие процесс повышения качества образования в высшей школе. Основные среди них:

- сохраняющийся предметоцентризм как основной принцип деления образования на учебные дисциплины, циклы, специализации специальности и профили подготовки специалистов;

- неэффективные формы организации образовательного процесса;

- недостаточный уровень учебно-методического обеспечения учебных занятий;

- принижение роли и места самостоятельной познавательной деятельности, учащихся в получении качественного образования;

- недостаточная профессионально-педагогическая подготовленность профессорско-преподавательского состава и отсутствие необходимых социально-педагогических условий для ее повышения.

С учетом обобщения и анализа вузовской практики, факторов и противоречий, влияющих на качество подготовки специалистов в вузе, разработана концепция педагогического обеспечения качества образования в вузе, включающая в себя: уточненный понятийно-категориальный аппарат, модель педагогического обеспечения качества образования в высшем учебном заведении, содержание и порядок ведения мониторинга качества подготовки специалистов.

Разработка концепции системы педагогического обеспечения качества образования потребовала определения категорий, объективно отражающих наиболее общие существенные свойства, связи и отношения теории и практики образования. Это было обусловлено рядом причин.

Во-первых, в исследовании проблем качества образования участвуют представители различных областей науки и практики: философы, психологи, педагоги, инженеры, управленцы, политики, которые привносят в педагогические категории свое содержание.

Во-вторых, создание вузовских систем качества образования в современных условиях осуществляется на основе международных стандартов качества, в соответствии с требованиями концепции всеобщего менеджмента качества. Содержание категорий в зарубежной педагогике и менеджменте качества имеет свою специфику и не всегда аналогично содержанию категорий отечественной педагогики.

Таким образом, эффективность педагогического обеспечения качества образования в вузе определяется:

- во-первых, непрямым, нежестким соединением процессуальных и результатирующих систем педагогического обеспечения качества образования;

- во-вторых, большей нормативностью образовательного процесса, обусловленной требованиями государственных образовательных стандартов, обязательных для реализации в вузе;

- в-третьих, интенсивностью вносимых изменений в содержание, методику и организацию образовательного процесса.

Список литературы

1. Государственная аккредитация учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования: Аналитический отчет. - М., 2005. - С. 129-132.

2. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 28 февраля 2005 г. № 422 «Об аттестации и лишении высших учебных заведений государственной аккредитации по отдельным образовательным программам».

3. Справка Рособрнадзора по вопросу «Об инспекционной деятельности в системе образования».

4. Фурсенко, А. А. Четыре правила успеха / А.А. Фурсенко // Карьера. - 2005.

5. Концепция модернизация российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее профессиональное образование. - 2002. - № 2. - С. 15.

6. Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Аналитический доклад.

- М.: Логос, 2003. - С. 180-187.

Literature

1. State accreditation ofthe establishments ofthe highest, average and additional vocational education: Analytical report. - M., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Order of the Federal Service for supervision in the sphere of formation and science RF from 28.02.2005, № 422 «About certification and deprivation of the higher educational institutions of state accreditation according to the separate educational programs».

3. Information of Rosobrnadzor regarding «About the inspection activity in formation system».

4. Fursenko, A. A. Four rules of success // Quarry. - 2005.

5. Concept is the modernization of Russian formation for the period until 2010 // The bulletin of ministry of formation RF. High vocational education. - 2002. - № 2. - P. 15.

6. Teaching of social-humanitarian disciplines in Institutes of Higher Education of Russia. Analytical dock is harmony. - M., 2003. - P. 180-187.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.