Научная статья на тему 'Управление качеством процесса обучения в военно-учебных заведениях МВД России'

Управление качеством процесса обучения в военно-учебных заведениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВУЗОВСКАЯ ПРАКТИКА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ АСПЕКТАМИ / EDUCATION / TRAINING / INSTITUTIONAL PRACTICES / QUALITY CONTROL OF THE TRAINING PROCESS / SIMULATION OF THE PROCESS OF EDUCATION / OFFICE OF EDUCATIONAL ASPECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахмудова Мария Андреевна

В статье анализируется качество учебного процесса в военно-учебных заведениях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахмудова Мария Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of the quality of educational process in military-educational institutions of MIA Russia

The article analyzes quality of educational process in military educational institutions of MIA Russia.

Текст научной работы на тему «Управление качеством процесса обучения в военно-учебных заведениях МВД России»

12.6. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ

Бахмудова Мария Андреевна. Должность: преподаватель кафедры философских и экономических дисциплин. Место работы: Московский университет МВД России, Московский областной филиал.

Аннотация: В статье анализируется качество учебного процесса в военно-учебных заведениях МВД России.

Ключевые слова: образование, обучение, вузовская практика, управление качеством процесса обучения, моделирование процесса обучения, управление образовательными аспектами.

MANAGEMENT OF THE QUALITY OF EDUCATIONAL

PROCESS IN MILITARY-EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MIA RUSSIA

Bahmudova Maria Andreevna. Position: lecturer at philosophical and economic disciplines chair. Place of employment: Moscow University of MIA Russia, Moscow regional branch.

Annotation: The article analyzes quality of educational process in military educational institutions of MIA Russia. Keywords: education, training, institutional practices, quality control of the training process, simulation of the process of education, office of educational aspects.

Современный этап строительства и реформирования высшей школы Министерства внутренних дел Российской Федерации предъявляет качественно новые требования к организации, содержанию и методике процесса обучения курсантов в ведомственных высших учебных заведениях.

Конструктивные изменения в системе высшей профессиональной подготовки квалифицированных офицерских кадров, процессе обучения курсантов высших учебных заведений МВД России жизненно необходимы. Эта необходимость вызвана усложняющимся противоречием между глубокими изменениями в криминогенной обстановке в стране, возрастанием сложности решаемых МВД служебных и боевых задач и реальными возможностями обучения курсантов в высшей школе МВД России.

В этих условиях возникла необходимость переосмыслить и скорректировать взгляды на роль, функции, цели и задачи системы обучения курсантов высших учебных заведений МВД, определить ее параметры, адекватные современным реалиям и перспективам развития. Анализ вузовской практики свидетельствует, что в современных условиях обучение курсантов строится на традиционных основах: главные усилия сосредоточиваются не на развитии умственных способностей, сообразительности, умения быстро схватывать криминогенную обстановку и принимать компетентные решения с использованием компьютерных технологий, а на зубрежке, бездумном заучивании учебного материала. МВД России требуются специалисты, обладающие более широким кругозором, высоким культурным уровнем развития и творческим мышлением. Обеспечение органов МВД такими офицерскими кадрами возможно только в том случае, если их обучение и воспитание будут сводиться не к изучению лишь доктринальных, официальных взглядов и положений, как это до сих пор практикуется, а к более глубокому

постижению основ наук, отражающих сложные, противоречивые процессы, происходящие в обществе, социально-бытовой и криминогенной обстановке в стране.

Анализ различных точек зрения по проблеме управления качеством процесса обучения военно-учебного заведения позволил сформулировать ряд исходных положений

- управление качеством процесса обучения - узко специфическая проблема, требующая своего научного решения в военно-педагогической науке и практике в условиях функционирования вузов МВД России;

- в образовательной практике не существует общепринятых и неизменимых критериев, показателей и признаков, с помощью которых можно было бы определить качество процесса обучения в высшей школе МВД России;

- решение проблемы управления качеством процесса обучения целесообразно искать на основе междисциплинарного подхода, комплекса, используя уже известные интерактивные показатели, оценивающие качество профессионального обучения с разных сторон, подходов и в различных аспектах;

- само качество процесса обучения, как и управление им, целесообразно рассматривать не вообще, а только с учетом условий профессионального образования в конкретном вузе МВД России.

Поэтому решение проблемы управления качеством обучения офицерских кадров должно стать предметом пристального научного и предметного изучения каждым военным вузом. Одним из важнейших и принципиальных путей повышения качества процесса обучения в вузах МВД России является разработка и обоснование научных основ проблемы управления качеством обучения в вузах МВД России. Несмотря на то, что проблема качества образования в вузах достаточно широко представлены в научной и педагогической литературе1, исследуется проблема управления2 качеством образования, вопросы дальнейших научных разработок в области качества образования по-прежнему является актуальными. Преобладающее значение имеют вопросы, проблемы, связанные с качеством образования в целом.

В научно-справочной литературе, словарях, раскрываются категории «управления образованием»,

«управление образовательными аспектами», «качество образования», категория «управления качеством обучения» не раскрывается. Поэтому управление качеством обучения в вузах МВД автор понимает как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых,

взаимообусловленных и систематически повторяю-

1 См.: Шабанов Г.А. Педагогическое обеспечение качества образования в вузе: Дис...доктора педагогических наук.-

М,2006,427с;

Гызнов В. Качество образования: диалектика позиций и уровней Высшее образование в РОССИИ.-2005-№5-с25-28;Логачев В. Система качества для образовательных декут высшее образование в России.-2001.-№1.-с.40-43; Федоров Н. Качество образования, категория фундаментальная Высшее образование в России .-2000.-№2.-с 3-7; Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект смешанного исследования.- М.-Исследовательский центр проблем качества подготовки качества специалистов.2003.-95с.

См.: Бордовский Г.А. Нестеров А.А. Трапицын С.Ю. управление качеством образовательного процесса: монография.-Санкт-

Петербург.-издательство РГПУ им. А.И.Герцен 2001.- 359 с; Па-цесюк В.П. Система управления качеством образования в школе: монография.-Санкт-Петербург.-2000.-239 с; Управление качеством образования, по редакцией М.М. Потминика.- М.-Педагогическое общество России.-2004.-448 с.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Бахмудова М.А.

щихся этапов по научному обоснованию педагогических решений, направленное на стабильно-значимое и эффективное функционирование процесса обучения в целях достижения высокого уровня у обучаемых знаний, умений, навыков, а также уровня военнопрофессиональной подготовки, соответствующей предъявляемому требованиям к современному специалисту. Разрабатывая теорию и практику управления качеством обучения в вузе необходимо учитывать три очень важных аспекта, которые с различных сторон рассматривают термин «управления» как научную категорию2.

Во-первых, управление определяется как деятельность (В.С. Лазарев, Г.Х. Попов, М.М. Поташник, А. Файоль и другие). Это определение важно с точки зрения ориентированности в определении на получение предметного результата. Но оно не акцентирует внимание на изменение в ходе этой деятельности субъективного опыта участников процесса обучения.

Во-вторых, управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу (В.Г.Афанасьев, Л.Б.Ительсон, А.А.Орлов, Н.С.Сунцов, Н.Д.Хмель и др.). Здесь управление рассматривается как целенаправленное воздействие субъекта на объект и изменение последнего в результате воздействия на другой объект, также приводящий к изменению последнего. Данная трактовка слабо учитывает субъективную природу управления, поскольку активность признается только за управляющим, а управляемый воспринимается как пассивный исполнитель, строго следующий навязанной норме.

В-третьих, управление есть взаимодействие субъектов (В.Г.Афанасьев, В.И.Зверева, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.). Под взаимодействием понимается сложный многообразный процесс, в котором изменение сторон происходит не просто взаимосвязано, а взаимообусловлено. Его суть состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующего друг на друга субъектов. Кроме того, взаимодействие - целостная, внутренне-дифференцированная, саморазвивающая-ся система. Такое понимания управления предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, убеждает в необходимости изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия как смены его состояний.

Исходя из вышеуказанных положений управления качеством процесса обучения в вузах МВД России целесообразно рассматривать как специфический процесс, имеющий свое научное обоснование и структуру, в которой выделяются цели, задачи, функции, принципы, субъекты-объекты данного процесса, методы, средства, результат, связи между элементами процесса управления. Важными структурными элементами управления качеством обучения в вузе также являются закономерности и противоречия управления как процесса и специфической системы.

Поэтому важным путем рассматриваемой проблемы является формулирование и осмысление цели управления, которая служит ценностным мотивом, направляющим и регулирующим процесс обучения офицерских кадров. Целесообразно ставить и решать стратегические цели, направленные на полное и

2 См. Т.И Шамова, Т.М. Давыденко, Г.А. Шибанова. Управление образовательными системами. -М, Академа, 2002, с. 234-235

качественное выполнение государственного заказа на подготовку профессиональных специалистов.

Цели управления качеством процесса обучения в вузах контролируются и реализуются через постановку конкретных задач управления, которые в основном реализуются через функции управления.

Процесс управления качеством обучения в вузе носит многофункциональный циклический характер.

В управлении качеством обучения в вузе реализуются следующие основные функции: организационные, мотивационно-целевая, планово-практическая, координационно-аналитическая, контрольно-диагностическая и другие.

Закономерно возникает вопрос: что необходимо знать, чтобы научно обоснованно управлять на практике процессом обучения и алгоритмизировать управленческую деятельность по обеспечению качества обучения в вузе. В этой связи целесообразно выделить основные этапы процесса обучения в вузе и выявить особенности управления его качеством на данном этапе.

На I этапе овладение преподавателем основами теоретических знаний о сущности процесса обучения, его закономерностях, движущих силах, является первым и важнейшим условием успешного управления качеством процесса обучения на практике.

Вторым условием успешности является понимание учащимся действий преподавателя и его готовность к осуществлению собственной деятельности в системе «преподаватель-учащийся».

На II этапе от уровня моделирования процесса обучения в вузе будет зависеть его функционирование и уровень качества обучения.

На III этапе важную роль играет руководства вуза, так как именно от его руководства и управления будет зависеть не только степень функционирования процесса обучения в вузе но у уровень качества обучения слушателей и курсантов.

На IV этапе проводиться всесторонний, комплексный, системный анализ реального функционирования процесса обучения, который имеет целью выявления недостатков, просчетов в организации процесса обучения. Важным элементом на этом этапе является определение приоритетных путей повышения качества обучения в вузе и условия эффективного управления этим качеством.

Результативность управления можно повысить в том случае, когда каждая функция в системе управленческого цикла начнет взаимодействовать с остальными видами управленческой деятельности.

В управлении качеством процесса обучения в вузе важное значение имеет такой структурный элемент, как методы управления.

Методы управления обычно делят на 3 группы: психо-лого-педагогические, организационно-распорядительские и мотивационно-стимулирующие.

Управления качеством процесса обучения кадров осуществляется на трех уровнях: государственном, ведомственном и вузовском, на каждом из которых решается свой круг проблем.

На государственном уровне определяется государственная политика в области высшего военного профессионального образования и осуществляется подбор руководителей образовательных учреждений; формируются государственные требования к офицерским кадрам и государственный заказ на профессиональную подготовку слушателей и курсантов; определяется сеть образовательных учреждений, их емкость,

сроки обучения и степень привлечения гражданских вузов к подготовке военных специалистов; финансирование высшего военного профессионального образования и материально-техническое обеспечение; разработка нормативной базы функционирования вузов, проведение их лицензирования, аттестации и государственной аккредитации.

На ведомственном уровне (Министерства внутренних дел) создается учебно-материальная база вузов МВД; устанавливаются профессиональные профили, специальности, квалификация военных специалистов по уровням командного и профессионального образования; осуществляется комплектование профессорско-преподавательским и научным составом; определяется количественный состав обучающихся для каждого военного вуза; разрабатываются квалифицированные требования к выпускникам; осуществляется финансирование вузов МВД; устанавливается периодичность и сроки процесса профессиональной подготовки офицерских кадров; координируется профессиональная образовательная деятельность военных вузов; определяется тематика научных исследований по проблемам процесса обучения.

На вузовском уровне разрабатываются образовательные проблемы, осуществляется планирование, организация и проведение образовательного процесса слушателей и курсантов, научных исследований по данной проблеме; профессиональная подготовка научно-педагогического состава; оснащение и переоснащение учебно-лабораторного оборудования; подготавливаются нормативные документы внутреннего пользования; обеспечивается информационное обеспечение профессиональной подготовки слушателей и курсантов; координация военных вузов в решении общих задач военного профессионального образования в МВД России; повышение компетентности в его управлении.

Существенно важным, особенно для органов управления военным образованием, является положение о том, что управлять надо качеством образовательного процесса, а не вузами МВД, так как они способны самостоятельно и эффективно решать все поставленные им задачи внутривузовского управления качеством образовательного процесса офицерских кадров.

Таким образом, предложенный вариант управления качеством процесса обучения в вузе может быть рекомендован для практического использования в вузах МВД России в целях совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров.

Список литературы:

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб, 2000. - 421 с.

Быков А.К. Развитие педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: Моногра-фия.-М.: ВУ, 2000.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г. № 751.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Academia, 2000. -270 с.

Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра. Монография/Под ред. В.И. Байденко, Н.А. Селезневой. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 206 с.

Овакимян Ю.О. Теория и практика моделирования обучения: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 1989.

- 48 с.

Околелов О.П. Современные технологии обучения в ВУЗе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. - 2007-№2. - С. 45 - 50.

Шабанов Г.А. Развитие педагогического творчества преподавателей военно-учебных заведений. Дис. канд. пед. наук. 1992.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2006. - 259 с.

Literature list:

Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogy. The text book for higher education. - St. Petersburg, 2000. - 421 p.

Bykov A. K., The development of the pedagogical skills of teachers of the higher military school: Monograph. -M.: WU, 2000.

National doctrine of education in the Russian Federation. The decree of the Government of the Russian Federation dated October 4, 2000 y.№ 751.

New pedagogical and information technologies in the education system - М.: Academia, 2000. - 270 p.

The educational standard of the higher school: today and tomorrow. Monograph/ Under the editorship of VI. Baidenko,, N.A.. Selezneva. - M.: Research center of problems of quality of preparation of specialists, 2001. -206 p.

Hovakimian Y.O.. Theory and practice of simulation training: Avtoref. dis. ... dokt. ped. science. - M., 1989. - 48 p.

О^^^ O.P. Modern technologies of training in a higher educational Institution: the essence, principles, development trends / / Higher education in Russia. - 2007 -№2. - page 45 - 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.