Научная статья на тему 'Педагогические аспекты формирования нравственных отношений курсантов вузов внутренних войск МВД России'

Педагогические аспекты формирования нравственных отношений курсантов вузов внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЯ / НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты формирования нравственных отношений курсантов вузов внутренних войск МВД России»

Основные методы реализации этого этапа: анализ учебной документации, педагогические наблюдения; тестирование; экспертные методы (опрос, анкетирования, групповое обсуждение) и др.

10. Коррекция цели, планирования, содержания организации физкультурно-спортивной деятельности и физического образования.

Основные направления и содержание управленческой деятельности преподавателя по физической культуре на этом этапе: «перевод» мотивов физкультурно-спортивной деятельности на цель; коррекция содержания физкультурно-спортивной деятельности; поиск новых технологий образования.

Основные методы реализации этого этапа: анализ учебной документации; изучение научно-методической литературы; педагогические наблюдения; экспертные методы (опрос, анкетирования, групповое обсуждение) и др.

В заключение следует заметить цикличность этапов управления процесса физического образования: после сбора, обработки и анализа результатов образовательной деятельности (9 этап), коррекции цели образовательной деятельности (10 этап) управленческая деятельность повторяется (начиная с 4 этапа — принятие решения) на новом качественном уровне.

Литература

1. ДурановМ.Е.Профессионально-педагогическаядеятельностьиисследовательский подход к ней. Челябинск : ЧГАКИ, 2002. 276 с.

2. Дуранов М. Е., Чернецкий. Ю. М. Общая педагогика. Челябинск :Юур ГУ, 1999. 186 с.

3. Жолдак В. И., Сейранов С. Г. Менеджмент. М. : Физическая культура, 2006. 372 с.

4. Педагогика / В. А. Сластенин [и др.]. М. : Школа-Пресс, 1998. 512 с.

5. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М. : Просвещение, 1998. 479 с.

6. Переверзин И. И. Менеджмент спортивной организации. М. : Физкультура и спорт, 2006. 464 с.

В.А. Козлов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Ключевые слова: отношения, нравственные отношения, нравственное воспитание, формирование нравственных отношений, нравственность, нравственные ценности.

До 60-х годов XX в. такая категория как мораль рассматривалась в этической литературе как форма общественного сознания, но затем большинство авторов стало отходить от этой позиции[5, С.6]. Утверждалось мнение в рамках философских наук о трех структурных компонентах морали: моральной деятельности, нравственных отношениях и моральном сознании, - которые, по мнению О.Г. Дробницкого, «...

© В.А. Козлов, 2013.

отражают три основные стороны морали - содержание предписываемых и оцениваемых нравственностью действий и их нравственная мотивация как специфическая сторона общественной деятельности в целом; регуляция этой деятельности моралью выражается в совокупности общественных связей, направляющих и контролирующих индивидуальное и коллективное поведение; наконец, идеальное отражение деятельности и отношений морали в сознании и их специфическое нравственное обоснование» [3, С.27]. О.Г. Дробницкий подчеркивал, что указанные элементы морали не рядоположены, а взаимно прикрывают друг друга, а поэтому и могут быть определены один посредством другого» [5, С.27]. Именно эта нерядоположенность усложняет выделение содержания каждого из основных структурных компонентов морали.

Проведённый теоретический анализ показал,чтонравственность- один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Она заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности [9, С.623]. Исходя из данного определения, нравственность мы можем рассмотреть только через призму отношений между людьми, между личностью и обществом.

В современном философском словаре«отношения» [9, С.712] предполагают момент взаимосвязи всех явлений. Отношение вещей объективно; вещи не существуют вне отношений последнее всегда есть отношения вещей, существование всякой вещи, ее специфические особенности и свойства, ее развитие зависят от всей совокупности ее отношений, к другим вещам объективного мира. Человек вступает в отношения с созданными им вещами, объективным миром и с другими людьми. В результате в освоенном им мире он созерцает самого себя и начинает относиться к самому себе как человек (обладает самосознанием), лишь относясь к другому человеку как к себе подобному. Именно этим объясняется, с одной стороны, общественная природа человеческого сознания, а с другой - необходимость изучения общественных отношений для познания истории.

Отношения - целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношения характеризует тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека влияет на формирование его личностного отношения к самому себе. А.С. Макаренко считал, что воспитание есть не что иное, как формирование у воспитанников системы отношений. Отношение ученика к учению - установившаяся позиция учащегося, которая определяет направленность и интенсивность его восприятия, мышления и действий в сфере обучения. Отношения межличностные - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми; проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Исходя из выше сказанного, можно предположить, чтонравственные отношения - это отношения, которые складываются между людьми при реализации ими моральных (нравственных) ценностей.

Анализ военно-педагогических трудов показывает, что на протяжении всего периода зарождения и становления военно-этических взглядов русских полководцев и военных теоретиков опережало процесс формирования отечественной научной

педагогики, практические потребности военного строительства обуславливали содержание военно-педагогической деятельности, требуя своевременного разрешения возникающих проблем. Гуманизм, единство обучения и воспитания, комплексный подход, требовательность на основе уважения личности подчиненных - все эти и многие другие принципы нравственного воспитания реализовывались в их повседневной военно-педагогической деятельности и выражались в нравственных отношениях между воинами российской армии на всех уровнях. Несмотря на активное заимствование западноевропейского опыта, теория и практика воинского воспитания выдающихся русских полководцев, военных теоретиков, военных реформаторов строилась с учетом национальных особенностей развития военного искусства, способствуя сохранению и приумножению отечественных традиций военного дела. Характерной чертой российской национальной военно-педагогической школы стало пристальное внимание к моральному фактору военного искусства, обоснование идеи приоритета воинского воспитания, укрепление «нравственных традиций русского войска» [6, С.34]. Выдающиеся русские полководцы в процессе практической деятельности уделяли значительное внимание нравственному воспитанию личного состава флота. Воин и нравственность для них были неразделимыми понятиями [6, С.89].

Бережное отношение полководцев к вверенным им войскам, необходимость искусного применения имеющихся сил - важная идея, сформулированная представителями российской военно-педагогической мысли. Победа малой кровью рассматривалась как дело чести командира: «не бесчестие ль наше, что во множестве нашем от малых людей стоять не можем» [7, С.26]. Важной составляющей гуманистического подхода стало заботливое отношение офицерского состава к подчиненным на основе выработанных нравственных ценностях, сформулированное и закрепленное в соответствующих нормативно-правовых актах. Командиру, по мнению Петра I, «надлежит с подчиненными быть яко отец, печься о их довольстве, жалобы их слушать и в оных правый суд иметь, так же дела их накрепко смотреть, добрых похвалять и награждать, а злых наказывать» [10, С.60]. В петровскую эпоху сформировалось преставление об офицере как о внимательном и заботливом отце-командире военнослужащих [12, С.119] и нашло свое отражение в военно-педагогических взглядах продолжателей петровский идей (СуворовА.В., Потемкин Г.А., Румянцев П.А., Ушаков Ф.Ф., Кутузов М.И., Милютин Д.А., Макаров С.О., Драгомиров М.И. и т.д.) [12, С.119].

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что нравственные ценности будут являться основным содержанием нравственных отношений будущего офицера внутренних войск. Ими являются: единоначалие, которое является регулятором отношений между военнослужащими, высокий морально-боевой дух, преданность офицерскому долгу, офицерская честь, честь мундира, гордость за службу во внутренних войсках и т.д. [2, С.123]. Вышеперечисленные нравственные ценности офицера внутренних войск будут формировать его активную жизненную позицию и позволят понимать ее как нравственную. Поэтому нравственные отношения военнослужащих внутренних войск МВД России представляют собой отражение нравственной позиции офицера по отношению к командирам (начальникам), товарищам по службе (коллегам, соратникам, сослуживцам), а также к подчиненным.

На основе теоретического анализа был разработан авторский подход к дифференциации нравственных отношений военнослужащих внутренних войск. Замысел состоит в конкретизации основных видов данных отношений в двухмерном измерении: Во-первых, по направленности межличностного взаимодействия: в отношении старшего

или начальника; в отношении равного себе; в отношении младшего или подчинённого. Во-вторых, по сферам приложения социальной активности военнослужащего: сфера учебных занятий; сфера внутренней службы; сфера боевой, гарнизонной и караульной служб; сфера внеслужебной деятельности.

В свою очередь нравственные отношения курсантов в системе вуза внутренних войск будут формироваться во всех сферах деятельности курсанта, и выражаться в поступках курсанта по отношению к начальнику, сокурснику и курсанту младшего курса, обусловленных его нравственным поведением. Принцип единоначалия всегда будет являться регулятором отношений между военнослужащими. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника в любой обстановке. Выполнив приказ, он может подать жалобу, если считает, что по отношению к нему поступили неправильно.

В связи с этим, процесс формирования нравственных отношений у курсантов вузов внутренних войск представляет собой целенаправленный, организованный процесс воздействия командования (управления), профессорско-преподавательского состава, командиров подразделений вуза на чувства, сознание и волю курсантов в процессе обучения в вузе, направленный на изучение норм нравственности, принятых в обществе с целью принятия данных нравственных ценностей и формирования личного отношения к командирам (начальникам), сослуживцам и подчиненным посредством их нравственных убеждений, выражающееся в повседневном высоконравственном поведении.

Литература

1. Архангельский Л.М. Моральное сознание и нравственные отношения. Структура морали и личности. М., 1977.

2. Герцен А.И. Собрание сочинений в 9 томах Т.8. М. 1958.

3. Гужва Е.Г. Воспитание нравственных ценностей у офицеров воинской части: дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.

4. Дрообницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977.

5. Кривуля А.М. Диалектика общественных отношений и человеческой деятельности. Харьков, 1988.

6. Матюшин Е.Г. Нравственные отношения: монография. М., 2000.

7. Масловский Д.Ф. Записки по истории военного искусства в России. Вып.1. СПб, 1983.

8. Рыбаков М.В. Моральные отношения и их структура. Л., 1974.

9. Руководство по информационно-воспитательной работе во внутренних войсках МВД России: Утверждено приказом ГКВВ МВД России от 31 декабря 2008г. № 536.

10. Современный философский словарь. М., 1998.

11. Строев Л.М. Петр Великий в его изречениях. СПб, 1910.

12. Толстова Л.Р. военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII-ХХвв. (историко-педагогическийанализ): дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

13. Устав внутренней службы ВС РФ. Ст.19.

14. ФЗ «О внутренних войсках МВД России» от 6 февраля 1997 от №27-ФЗ.

15. Ховрина Л.Н. Гуманизация в военном образовании дореволюционной России в период с 1700 по 1917гг.: дис. ... д-ра пед. наук. М. 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.