Научная статья на тему 'Анализ современной практики формирования нравственных отношений курсантов вузов внутренних войск'

Анализ современной практики формирования нравственных отношений курсантов вузов внутренних войск Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / КУРСАНТЫ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ современной практики формирования нравственных отношений курсантов вузов внутренних войск»

личностно-профессиональных притязаний на структурирование деятельностной активности личности в профессиональном пространстве. Это делает актуальным изучение личностно-профессиональных притязаний в контексте различных жизненных ситуаций.

Итак, личностно-профессиональные притязания - это самостоятельное психологическое образование, содержательно характеризующееся наиболее привлекательными для личности ожиданиями в сфере профессиональной деятельности и динамически корректирующееся оценкой личности своих возможностей их реализовать.

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 435с.

2. Корнеева Н.А. Психологические особенности социального лицемерия учителя как профессионально обусловленной деформации: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М.: МПСИ, 2006. - 19с.

3. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь, 1971. - 228с.

4. Мясищев В.Н. Проблема личности и ее роль в вопросах соотношения психологии и психофизиологии // Исследования личности в клинике и экстремальных условиях. - М, 1969. - 306с.

5. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников // Ученые записки Тамбовского пед. института. Вып. 10. - Тамбов, 1956.

6. Тихомиров О.К. Психологические механизмы целеобразования. - М., 1977. - 342с.

7. Dembo T. Der Arger als dynamisches Problem. - Psychol. Porsch., 1931, B.15.

8. Frank J. The influence of the level of performance in one task on the level of aspiration in another. - J. Exp. Psychol., 1935а, v. 18.

9. Heckhausen H. Allgemeine Psychologic in Experimenter Gottingen, 1969.

10. Hoppe F. Erfolg und Miszerfolg. - Psychol. Forsch., 1930. B. 14.

11. Karsten A. Aspiration level - In: Eysenck H. et al. (eds) Encyclop. of Psychol., v. L-L.,1972.

12. Lewin K. Level of aspiration and time perspective, - In: G.W. Lewin (ed). Resolving social conflicts, L., 1973.

В.А. Козлов

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК

Ключевые слова: нравственные отношения, процесс формирования нравственных отношений, курсанты вузов внутренних войск, внутренние войска.

Внутренние войска МВД России в современных условиях осуществляют сложную и напряженную служебно-боевую деятельность. Они выполняют многочисленные задачи по предотвращению и отражению внутренних угроз государства, противоправной

© Козлов В.А., 2013

деятельностьи экстремистских национально-этнических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, противостоят организованной преступности, терроризму, контрабандной и иной противозаконной деятельности. Не обходится государство без внутренних войск и при ликвидации стихийных бедствий.

Выполнение выше перечисленных задач требует от офицеров ВВ МВД РФ не только глубоких и разносторонних знаний, навыков и умений, но и личностных качеств, нестандартного мышления, которые бы способствовали выполнению ими специфических, особенных задач в условиях повседневной жизнедеятельности и при осуществлении служебно-боевой деятельности.

Воспитательная работа в вузах внутренних войск представляет систему целенаправленных согласованных мероприятий, осуществляемых начальниками (командирами подразделений) военно-учебных заведений ВВ МВД России, органами по работе с личным составом, войсковой общественности, в целях формирования и развития у курсантов государственно-патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к внутренним войскам, их офицерскому корпусу, морально-психологических, боевых и военно-профессиональных качеств, необходимых обучающимся как офицерам и военным специалистам, навыков проведения воспитательной работы с личным составом; дисциплинированности, исполнительности, чувства воинского долга, офицерской чести и достоинства, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной специальностью [5, Ст. 80].

Воспитание курсантов базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, героической истории и традициях Российской армии и внутренних войск. Ведущей формой воспитания является систематическая и целенаправленная индивидуальная воспитательная работа. В воспитательной работе с курсантами участвуют все должностные лица вуза. Преподавательский состав обеспечивает решение воспитательных задач, прежде всего личной примерностью в ходе образовательного процесса и повседневной военной службы, высокой дисциплинированностью и требовательностью к себе и обучающимся, привитием им в ходе решения учебных задач практических навыков воспитательной работы с будущими подчиненными, а также участием в проведении мероприятий воспитательного характера [5. Ст.78].

В диссертационном исследовании Н.В. Суслова «Совершенствование организации воспитания курсантов (слушателей) военных образовательных учреждений ВВ МВД России», автором проводится анализ состояния организации воспитания в пяти военных институтах ВВ МВД России и трех факультетах внутренних войск военных вузов МО РФ.

Наблюдения, изучение различных документов и анализ актов проверок вузов внутренних войск показали, что около 75% командиров (начальников) подразделений и почти 50% руководящего звена вузов внутренних войск слабо знают вопросы организации воспитательной работы, недостаточно полно учитывают её особенности применительно к военно-учебным заведениям, с низким качеством осуществляют планирование воспитания по конкретным направлениям и с различными категориям и обучаемых. Следовательно, практика воспитательной работы офицеров вузов внутренних войск (командиров, преподавателей, офицеров-воспитателей) на 2001год настоятельно требовала педагогического исследования вопросов организации процесса воспитания курсантов (слушателей) [7, С.3].

На сегодняшний день ГКВВ МВД России требует пересмотреть подходы к воспитательной работе с курсантами вузов. В целях обобщения результатов подготовки офицеров внутренних войск, руководителями вузов ежегодно проводится анализ предложений и отзывов командиров подразделений, воинских частей. Так, анализ предложений из отзывов, проведенный с 2003 по 2009 года, поступивших от командиров воинских частей по улучшению подготовки офицеров Новосибирского военного института ВВ МВД России, позволил выделить такие из них:

1. качественно повысить уровень методической подготовки курсантов по обучению и воспитанию подчиненных;

2. особое внимание обратить на изучение руководящих документов, регламентирующих деятельность внутренних войск;

3. больше внимания уделять воспитанию чувства долга и ответственности, практике в командовании личным составом;

4. офицерам быть более требовательными к курсантам по выполнению статей ОВУ ВС РФ в повседневной жизни. Развивать у подчиненных чувство ответственности, самостоятельности, аккуратности и добросовестности.

Эффективность воспитательной работы достигается поддержанием в вузах внутренних войск образцовой воинской дисциплины и внутреннего порядка, высокой степенью организации службы войск, созданием условий для успешной учебы, жизни и быта курсантов, всесторонним информационным обеспечением и культурно-досуговым обслуживанием обучающихся, а также сочетанием высокой требовательности к ним с уважением личного достоинства, прав и убеждений [5, Ст.77]. Формирование нравственных отношений курсантов вузов внутренних войск реализуется в системе воспитания, организованной в вузе внутренних войск, выражается в деятельности субъектов воспитания. Деятельность субъектов организации процесса воспитания курсантов, в военно-учебном заведении включает следующие уровни: организация воспитания в масштабе вуза; организация воспитания в учебном подразделении (батальоне, факультете, роте, курсе); организация воспитания курсантов (слушателей) в рамках деятельности кафедр; организация самовоспитания обучаемых.

Воспитание курсантов в вузах внутренних войск МВД России организуется и проводится под руководством начальника вуза в соответствии с требованиями общевоинских уставов ВС РФ, приказов и директив МВД РФ, главнокомандующего внутренними войсками МВД России, указаний и рекомендаций управления по воспитательной работе ГКВВ МВД России. Непосредственная организация и проведение мероприятий по воспитанию курсантов возлагаются на заместителя начальника военно-учебного заведения по работе с личным составом и отдел по работе с личным составом [5, Ст.78]. Методика деятельности должностных лиц военно-учебного заведения по организации воспитания включает несколько этапов: изучение состояния организации воспитательной работы; определение цели и задач организации воспитания; планирование воспитательной работы с установлением объема, порядка и сроков выполнения воспитательных мероприятий; всестороннее обеспечение процесса воспитания; оказание помощи должностным лицам в осуществлении воспитания; контроль над выполнением спланированных мероприятий; внесение, в случае необходимости, корректив в воспитательный процесс; оценка деятельности воспитателей и воспитуемых с учетом достигнутых результатов в организации воспитательной работы. Каждый из них предполагает выполнение определенных организационных мероприятий.

Анализ практической стороны организации воспитательной работы показывает, что в вузах внутренних войск проводится работа по повышению педагогического мастерства и педагогической культуры постоянного состава как субъекта процесса формирования нравственных отношений курсантов, совершенствованию планирования воспитательной работы, формированию у курсантов и развитию у слушателей навыков и умений организации воспитательной работы с военнослужащими [7, С.3]. В ходе анализа современной практики наряду с положительными показателями в развитии процесса формирования нравственных отношений курсантов вузов внутренних войск были выявлены и основные недостатки в его организации.

Положительными признаками являются:

- разумная кадровая политика ГКВВ МВД России в отношении к подготовке офицеров структур по работе с личным составом, как одного из важных элементов процесса формирования нравственных отношений;

- проведение анализа показателей сформированности нравственных отношений курсантов вузов внутренних войск, обобщение передового опыта и внесение соответствующих корректив в сам процесс формирования нравственных отношений;

- заимствование лучших методик, достижений в области воспитания курсантов и апробация таковых непосредственно в вузах внутренних войск;

- стремление к возрождению нравственных идеалов и привитие нравственных ценностей субъектам процесса формирования нравственных отношений на всех уровнях;

- разумная критика и оказание практической помощи субъектам процесса формирования нравственных отношений курсантов вузов внутренних войск, с учетом выявленных недостатков и корректировка содержания этапов данного процесса.

В свою очередь к недостатками целесообразно отнести:

- недостаточную педагогическую подготовку командиров учебных подразделений в системе командирской подготовки офицеров вуза внутренних войск;

- недостаточное стимулирование работы постоянного состава по повышению своего педагогического мастерства в области организации воспитания курсантов, отсутствие должной мотивации;

- низкий научно-содержательный уровень комплексного планирования воспитательной работы с курсантами;

- отсутствие дифференцированного подхода к планированию воспитательных мероприятий с обучаемыми, имеющими различные отклонения в поведении, слабо успевающими в учебе, предрасположенными к межличностным конфликтам, а также верующими;

- отрыв планирования от реальностей и требований современной жизни общества, деятельности внутренних войск МВД РФ, конкретного вуза.

Литература

1. Гужва Е.Г. Воспитание нравственных ценностей у офицеров воинской части: дис. канд. пед. наук. М., 2009.

2. Матюшин Е.Г. Нравственные отношения: монография. М. 2000.

3. Новейший философский словарь. М. 2009 С.123.

4. Приказ ГКВВ МВД России №405 от 24.11.09 «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы по профилактике неуставных проявлений во ВВ МВД России».

5. Приказ МВД РФ от 14.01.2005 года №22. «Об утверждении Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации». Ст.№80.

6. Приказ ГКВВ МВД России от 31.12.2008 №536 «Об утверждении Руководства и Образцов оформления документов по организации информационно-воспитательной работы во ВВ МВД РФ».

7. Суслов А.В. Совершенствование организации воспитания курсантов (слушателей) военных образовательных учреждений внутренних войск МВД России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. С.3.

Ю.В. Кохендерфер

ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: иностранный язык (ИЯ), коммуникативная компетенция, мультимедийные технологии, информационно-коммуникационная технология.

Сложный процесс формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции предполагает постепенное и систематическое усвоение лингвистических знаний, формирование языковых навыков до уровня автоматизмов, развитие речевых умений, приобретение обширного персонального коммуникативного опыта, формирование личностных качеств обучающихся как активных, саморазвивающихся субъектов своей деятельности. Достичь высокого уровня иноязычной коммуникативной компетенции в условиях отсутствия иноязычной среды проблематично как для обучающихся, так и для учителя.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предъявляют к выпускникам средней общеобразовательной школы высокие требования в отношении коммуникативной компетенции. Результаты освоения образовательной программы должны отражать «готовность и способность к информационной деятельности: поиск информации и самостоятельный отбор источников информации в соответствии с поставленными целями и задачами; умение систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценить и интерпретировать информацию; умение хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию, переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот; умение включать внешкольную информацию в процесс общего базового образования». Кроме того, обучающиеся должны демонстрировать высокий уровень сформированности «устойчивой мотивации к овладению иностранным языком как элементом общей культуры для осуществления межличностного и межкультурного общения в современном поликультурном мире» [10, С.6-7]. Это подтверждает, что системно-деятельностный, компетентностный подходы к обучению как методологическая основа нового государственного образовательного стандарта предполагает широкое использование информационно-коммуникационных

© Кохендерфер Ю.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.