Научная статья на тему 'Педагогическая характеристика научных подходов к исследованию и систематизации нравственных отношений курсантов военных вузов'

Педагогическая характеристика научных подходов к исследованию и систематизации нравственных отношений курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
86
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая характеристика научных подходов к исследованию и систематизации нравственных отношений курсантов военных вузов»

ческих структур. Доктрину «васатыйя» можно рассматривать как основной принцип взаимоотношений, важнейшую технологию, единый механизм жизнедеятельности. Накопленный на основе реализации доктрины исторический, социально-психологический и политико-психологический опыт есть критерий этнической устойчивости, основа самосохранения этноса.

Таким образом, васатыйя предстает как особый фактор и критерий этнической устойчивости, система внутриэтнических констант. Констант нравственных, религиозных, политических, психологических традиций и догм, как фактор самовоспроизводства, самосохранения и саморазвития общественного менталитета. Срединный путь, умеренность - принцип и способ этнического и межэтнического функционирования. Принцип, возведенный в абсолют. Ядро этноцентрической концепции. Политико-психологическая составляющая васатыйя - абсолютная ориентация на сбалансированность интересов государства с исламом. Срединный путь, умеренность - правило государственной жизни.

«Фундаменталистский» суннизм противостоит социальным нововведениям и ломке традиций, считая следование сунне и нормам шариата главным содержанием общественной жизни в исламе. И в этом смысле васатыйя, в какой то мере, несет в себе консервативное начало, является противником нового, современного.

Доктрину характеризует принадлежность к восточной культуре, в то же время это несомненно общечеловеческое достояние, особое социально-психологическое отношение к жизни. Может быть поэтому, и сегодня, независимо от богатства и связанного с ним уровня жизни, ультрасовременной инфраструктуры, Кувейт продолжает культивировать доктрину «васатыйя», особый образ жизни, поведения, деятельности, общения.

Библиографический список

1. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата. Соч. в 6 т. / В.В. Бартольд. - М., 1966. - Т. 6.

2. Васильев Л.С. История Востока: в 2 т.: учеб. / Л.С. Васильев. - М.: Высш. шк., 1994. - Т. 2.

3. Дуглас М. Джонсон. О программе разрешения межнациональных конфликтов // Кентавр. -1992. - Март-апрель. - С. 83.

Е.И. Федак В.А. Козлов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАуЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ НРАВСТВЕННЫХ

отношений курсантов военных вузов

Ключевые слова: нравственность, мораль, нравственные отношения, нравственная позиция, нравственные отношения курсантов военных вузов.

Анализ научных исследований показывает, что проблематика формирования нравственных отношений на современном этапе является предметом исследования ряда

© Федак Е.И., Козлов В.А., 2013

гуманитарных наук: философских, педагогических, психологических, филологических, медицинских и др. При этом ведущей наукой в данном контексте является философия.

В первой половине прошлого века категория «мораль» рассматривалась в этической литературе как форма общественного сознания, но затем большинство авторов стало отходить от этой позиции [6, с. 6]. Утверждалось мнение в рамках философских наук о трех структурных компонентов морали: моральной деятельности, нравственных отношениях и моральном сознании. О.Г. Дробницкий подчеркивал, что указанные элементы морали не рядоположены, а взаимно прикрывают друг друга, а поэтому и могут быть определены один по средствам другого» [3, с. 27]. Именно эта нерядоположенность усложняет выделение содержания каждого из основных структурных компонентов морали [6, с. 6].

Н.В. Рыбакова отмечает, что «... все большее число этиков обозначают всю систему этического понятием «моральные отношения», вычленяя такие формы их реального проявления, как моральное сознание и нравственное поведение» [9, с. 8], то есть она считала, что понятия «моральное сознание» и «нравственное поведение» являются элементом понятия «моральные отношения» и утверждала, что предметом этики является система моральных отношений. Н.В. Рыбакова, говоря о месте моральных отношений в структуре морали, подчеркивала, что «.структурная схема моральных отношений может быть целостной только в результате объединения в ней морального сознания и нравственного поведения», что « понимание моральных отношений как самого общего обозначения всех моральных явлений имеет принципиальный, методологический смысл. Оно позволяет включить в предмет этического исследования не только моральное сознание, систему нормативных предписаний, но и реальные нравы общества. Практику нравственного поведения» [9, с. 7]. Эта точка зрения подвергается критике. Например, А.М. Кривуля выступает против позиции Н.В. Рыбаковой, в которой, по его мнению, отождествляется область морали в целом с моральными отношениями [4, с. 60].

Г.Г. Матюшин считает, что понятие «мораль» является общим по отношению к понятиям «моральное сознание», «нравственная деятельность» и «нравственные отношения», которые выступают определенными ее сторонами и нерядоположенными элементами [6, с. 7]. Говоря о соотношении трех компонентов морали и месте в них нравственных отношений, Л.М. Архангельский отмечал, что «... нравственные отношения есть воплощённое в практику моральное сознание» [1, с. 60], а «моральная деятельность является способом существования нравственных отношений, практической формой объективации морального сознания» [1, с. 78]. Нравственные отношения есть способ регуляции в морали, выражающийся через систему специфических норм, принципов, правил поведения, а нравственная деятельность (поведение) есть форма реализации нравственных отношений. Моральное сознание и нравственная деятельность есть стороны морали, выступающие как противоположности единого целого - морали, а нравственные отношения выступают способом их взаимосвязи, разрешения противоречий между ними на основе установившихся нормативов, принятых стереотипов регуляции [6, с. 8].

Анализируя мораль как систему, В.Т. Ганжин выделяет в ней такие элементы как проблемы, процессы и отношения [2, с. 127], то есть нравственную систему он считает заключительным этапом развития моральной системы, соотнося три стороны морали: сознание, деятельность, отношения. По его мнению, нравственные отношения - завершившийся процесс становления моральной системы [6, с. 8]. Он пишет, что «...нравственное отношение результат усилия человеческого ума и воли в области морали, по-

казывая субъектноформирующие потенции всей системы социалистической морали и, шире, общественных отношений» [2, с. 126]. Он справедливо полагает, что моральное отношение есть мировоззренчески-регулятивный результат проявления моральной системы и одновременно предпосылка ее функционирования, показатель мировоззренческой и регулятивной глубины моральной системы. Нравственные отношения как явление и понятия указывают на сложившуюся систему моральных нормативов, которой руководствуются люди в своих взаимоотношениях. Моральное сознание и нравственная деятельность - это формирующиеся, развивающиеся стороны морали, не указывающие на конечный результат развития моральной системы, о которой говорят только нравственные отношения [6, с. 8].

В рамках педагогических и психологических наук учёные исследуют несколько близких научных категорий:

- общественные отношения, социальные отношения, межличностные отношения, межличностные нравственные отношения, нравственная позиция, морально-нравственная позиция, духовно-нравственные отношения, нравственные ценности, нравственные нормы, соотношение морали и права и т.д.:

- аксиологические основания военной службы и их место в повседневной жизнедеятельности - Е.Г. Гужва, С.И. Музяков, П.В. Петрий и др.;

- нравственные отношения - Л.А. Абрамова, Л.М. Архангельский, М.О. Ашу-ров, Т.А. Валиахметова, А.Б. Веригин, В.Т. Ганжин, О.Г. Дробницкий, И.Л. Журкина, Н.С. Какоткин, О.Р. Кунц, И.И. Македон, Г.В. Малыгина, Г.Г. Матюшин, Е.А. Плеханова, Н.А. Промыслова, Р.А. Разяпова, Н.В. Рыбакова, Р.А. Хамидуллина и др.;

- духовно-нравственные отношения - И.В. Михалец и др.;

- социально-нравственные отношения - Г.Г. Матюшин и др.;

- межличностные нравственные отношения - Н.В. Ластухина и др.;

- нравственная позиция - К.Р. Агаронян, О.Н. Бережницкая, М.В. Бондаренко, А.А. Борискина, С.С. Гасанова, Ю.В. Женчевская, Е.Г. Кашкарова, Ку Бон Иль, Е.Л. Никитина, В.В. Подковырова, Т.А. Сливинская, В.Н. Цатуров, Ши Лонвей и др.

И.В. Михалец наделяет будущего учителя основным качеством в современных условиях - активной социальной позицией, а психолого-педагогической базой для ее формирования предлагает организацию духовно-нравственных отношений студентов, проведение большой просветительской работы среди учителей, утверждение духовно-нравственных ценностей в школах и вузах. Создание в студенческих коллективах духовно-нравственных отношений, по мнению автора, обеспечивает наиболее благоприятные условия для решения стоящих перед школой воспитательных задач.

Еще один автор уделяет большое внимание студенческой среде и ее нравственной составляющей. В.В. Подковырова определяет, что формирование нравственной позиции предпринимателя есть процесс, направленный на освоение студентами системы ценностей, которые ориентируют и направляют его деятельность, общение и взаимодействие в сфере бизнеса, определяют главные характеристики его личности, а именно его нравственные качества.

Китайский ученый Ши Лонвей предлагает показатели уровня сформированности нравственной позиции: осознанность (нравственные правила, нормы, принципы); эмоциональное принятие (жизнедеятельными становятся позитивные ценности); активность (осознание своего состояния, побуждения и выбор действия, поступка).

Проведённый теоретический анализ показал, что нравственность - один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Она заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности [10, с. 516]. Исходя из данного определения, нравственность, возможно, рассмотреть только через призму отношений между людьми, между личностью и обществом.

В современном философском словаре отношения [10, с. 712] предполагают момент взаимосвязи всех явлений. Отношения характеризует тот конкретный смысл, который имеет для человека отдельные объекты, явления, люди. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека влияет на формирование его личностного отношения к самому себе. А.С. Макаренко считал, что воспитание есть не что иное, как формирование у воспитанников системы отношений. Исходя из выше сказанного, можно предположить, что нравственные отношения - это отношения, которые складываются между людьми при реализации ими моральных (нравственных) ценностей.

Характерной чертой российской национальной военно-педагогической школы стало пристальное внимание к моральному фактору военного искусства, обоснование идеи приоритета воинского воспитания, укрепление «нравственных традиций русского войска» [5, с. 34]. Выдающиеся русские полководцы в процессе практической деятельности уделяли значительное внимание нравственному воспитанию личного состава флота. Воин и нравственность для них были неразделимыми понятиями [12, с. 50].

Бережное отношение полководца к вверенным ему войскам, необходимость искусного применения имеющихся сил - важная идея, сформулированная представителями российской военно-педагогической мысли. Победа малой кровью рассматривалась как дело чести командира: «не бесчестие ль наше, что во множестве нашем от малых людей стоять не можем» [8, с. 259]. Важной составляющей гуманистического подхода стало заботливое отношение офицерского состава к подчиненным на основе выработанных нравственных ценностях, сформулированное и закрепленное в соответствующих нормативно-правовых актах. Командиру, по мнению Петра I, «надлежит с подчиненными быть яко отец, печься о их довольстве, жалобы их слушать и в оных правый суд иметь, так же дела их накрепко смотреть, добрых похвалять и награждать, а злых наказывать» [11]. В петровскую эпоху сформировалось преставление об офицере как о внимательном и заботливом отце-командире военнослужащих [14] и нашло свое отражение в военно-педагогических взглядах продолжателей петровский идей (Суворов А.В., Потемкин Г. А., Румянцев П.А., Ушаков Ф.Ф, Кутузов М.И., Милютин Д.А., Макаров С.О., Драгомиров М.И. и т.д.) [12].

Анализируя современные актуальные подходы к исследованию нравственных отношений курсантов военных вузов, также следует отметить, что в последнее время наметились два новых направления в военной педагогике. Сторонники первого рассматривают нравственные отношения как один из референтных элементов инновирования личности военнослужащего в современных условиях [13, с. 155]. В свою очередь, представители второго указывают на нравственную воспитанность и готовность к построению нормальных нравственных отношений с сослуживцами как элемент компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни [7, с. 203].

Библиографический список

1. Архангельский Л.М. Моральное сознание и нравственные отношения. Структура морали и личности. М., 1977.

2. Ганжин В.Т. Социалистическая направленность как система: проблемы, процессы, отношения. М., 1987.

3. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977.

4. Кривуля А.М. Диалектика общественных отношений и человеческой деятельности. Харьков, 1988.

5. Масловский Д.Ф. Записки по истории военного искусства в России. Вып. 1. СПб. 1893.

6. Матюшин Г.Г. Нравственные отношения: монография. М., 2000.

7. Мельник А.Р., Федак Е.И. Совершенствование компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 9.

8. Посошков И.Т. О ратном поведении // Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. Ред. и комментарии Б.Б. Касренгауза. М.: Изд. АН СССР, 1951.

9. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. Л., 1974.

10. Современный философский словарь. М., 1998.

11. Строев Л.М. Петр Великий в его изречениях. СПб., 1910.

12. Толстова Л.Р. Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев ХУШ- начала XX вв. (историко-педагогический анализ): дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

13. Федак Е.И., Ценцеря С.В. Инновационная личность. Психолого-педагогическое обоснование // Мир образования - образование в мире. 2011. № 1.

14. Ховрина Л.Н. Гуманизация в военном образовании дореволюционной России в период с 1700 по 1917 гг.: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1996.

С.А. Финашина

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО

федерального университета в конкурентной СРЕДЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: генезис инноваций, вузовская наука, высшее профессиональное образование, сценарии развития, кластерный подход, образовательно-научный кластер.

При смене технологических укладов и выделении новых лидеров экономики особенно актуальным становится уменьшение временного разрыва между фундаментальными исследованиями и практическим результатом в виде успешных инновационных проектов. В этой связи возрастает роль институтов и социально-экономической среды, обеспечивающей генезис и продвижение инноваций.

В плановой экономике работал непрерывный конвейер создания новых знаний, их воплощения в новой технике и ее внедрения в производство, организованный по схеме: фундаментальная наука (РАН) - прикладная наука (отраслевые НИИ и КБ при поддержке РАН) - опытные производства (заводская наука при поддержке отраслевых НИИ) - серийные заводы. В результате массовой приватизации юридических лиц в начале 90-х годов научно-производственная кооперация была полностью разрушена [2, с. 36]. В этих

© Финашина С.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.