Научная статья на тему 'Педагогические аспекты формирования и совершенствования профессионализма преподавателя в современных условиях'

Педагогические аспекты формирования и совершенствования профессионализма преподавателя в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGY / PEDAGOGICAL KNOWLEDGE / COMPETENCE / PROFESSIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL ASPECTS / SPECIALISTS / EDUCATION / UNIVERSITY / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковцов С.А.

It is studied the key issues of improving the professional competence and skill of the teacher who carries out his professional activity in modern conditions, as well as the ways and methods of formation of professional competence of a specialist. Special attention is paid to the accumulated pedagogical experience and research conducted in this area by scientists and practitioners, generalized and analyzed the conceptual directions, which can allow qualitatively form, develop and improve important professional qualities, skills of the teacher to work in educational organizations. The article discusses the system of professional and pedagogical education, its main features and characteristics, focuses on the scientific and practical need to change the structure, content and nature of knowledge, experience of future professionals, the formation of their professional outlook and life position, determining the prospects of professional and personal development and self-development. The author draws attention to the importance of innovative research, self-education, solving non-standard problems, improving the personal and professional level of specialists in the field of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION AND IMPROVEMENT OF PROFESSIONALISM OF THE TEACHER IN MODERN CONDITIONS

It is studied the key issues of improving the professional competence and skill of the teacher who carries out his professional activity in modern conditions, as well as the ways and methods of formation of professional competence of a specialist. Special attention is paid to the accumulated pedagogical experience and research conducted in this area by scientists and practitioners, generalized and analyzed the conceptual directions, which can allow qualitatively form, develop and improve important professional qualities, skills of the teacher to work in educational organizations. The article discusses the system of professional and pedagogical education, its main features and characteristics, focuses on the scientific and practical need to change the structure, content and nature of knowledge, experience of future professionals, the formation of their professional outlook and life position, determining the prospects of professional and personal development and self-development. The author draws attention to the importance of innovative research, self-education, solving non-standard problems, improving the personal and professional level of specialists in the field of education.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты формирования и совершенствования профессионализма преподавателя в современных условиях»

DOI: 10.23683/2070-1403-2019-74-3 -209-218

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 13.00.08)

УДК 37 С.А. Яковцов

Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации г. Домодедово, Россия sergeiyakovtsov@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

[Sergey A. Yakovtsov Pedagogical aspects of formation and improvement of professionalism of the teacher in modern conditions]

It is studied the key issues of improving the professional competence and skill of the teacher who carries out his professional activity in modern conditions, as well as the ways and methods of formation of professional competence of a specialist. Special attention is paid to the accumulated pedagogical expe -rience and research conducted in this area by scientists and practitioners, generalized and analyzed the conceptual directions, which can allow qualitatively form, develop and improve important professional qualities, skills of the teacher to work in educational organizations. The article discusses the system of professional and pedagogical education, its main features and characteristics, focuses on the scientific and practical need to change the structure, content and nature of knowledge, experience of future professionals, the formation of their professional outlook and life position, determining the prospects of professional and personal development and self-development. The author draws attention to the importance of innovative research, self-education, solving non-standard problems, improving the personal and professional level of specialists in the field of education.

Key words: pedagogy, pedagogical knowledge, competence, professional training, pedagogical aspects, specialists, education, university, system.

Социально-экономические изменения, реформирование системы образования на основе гуманистических и демократических принципов, переход с предметного на личностное обучение создает условия для саморазвития, самореализации личности в учебном процессе, результативность которого невозможна без детального анализа процесса профессиональной подготовки

преподавателей образовательных организаций и поиска путей дальнейшего совершенствования. Основные требования к подготовке специалистов нашли отражение в законах Российской Федерации о развитии образования. В Постановлении Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 29.03.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" отмечается стратегическая задача "Обеспечение вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников" [7].

В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации в XXI в. акцентируется внимание на определении приоритетных направлений совершенствования образования гуманистического характера в современных условиях развития государства. Таким образом, нормативные правовые документы, регламентирующие в нашей стране вопросы образования и воспитания, задают вектор высшим учебным заведениям на пересмотр и корректировку содержания, форм и методов профессиональной подготовки преподавательского звена.

Решение этих сложных задач в полной степени зависит от самого специалиста, его заинтересованности, качества его подготовки, в связи с чем одной из актуальных проблем высшей школы является разработка современной концепции формирования профессиональных компетенций будущих преподавателей. Прежде всего нуждается в совершенствовании их профессионально педагогическая подготовка, в частности, ее конкретизация и приближение к будущей профессиональной деятельности. С особой остротой встает проблема овладение будущими педагогами современными педагогическими технологиями, которые включают в себя систему знаний, умений и навыков, необходимых для успешной организации обучения в образовательной организации различного уровня. Рассматривая на начальном этапе вопросы формирования профессионализма педагогов, необходимо отметить важность готовности студентов педагогических вузов к работе в системе образования, которая получила широкое освещение в трудах психологов и педагогов (А. Алексюка, Ш. Амонашвили, Г. Балла, И. Беха, А. Бодалева, Е. Бондаревско-го, И. Зязюна, Н. Кичука, Б. Красовского, А. Марковой, Л. Митиной, И. Пид-ласого, А. Пехоты, С. Сысоевой, В. Сластенина и других).

Непосредственно к освещению сущностных характеристик профессиональной подготовки преподавателя обращались И. Зязюн, А. Витковская, И. Колесникова, Л. Коростылева, Н. Реброва, С. Сапронова, Н. Осухова, А. Пехота и другие. Актуальным аспектом продолжает оставаться обоснование сущности профессиональной подготовки будущего преподавателя, определение основных этапов процесса ее осуществления.

Говоря о роли педагогических знаний в профессиональной подготовке будущего преподавателя, в условиях перехода к общемировому открытому образовательному пространству возрастает научно-практическая потребность изменения структуры, содержания и характера знаний, опыта будущих специалистов, формирования их профессионального мировоззрения и жизненной позиции, определения перспектив профессионального и личностного развития и саморазвития.

Безусловно, теоретические и практические знания, полученные будущими специалистами в вузе, должны стать профессионально-ориентированными и личностно-присвоенными, поскольку важнейшей задачей высшего педагогического образования является подготовка конкурентоспособных специалистов, способных принимать профессионально взвешенные решения в ситуациях, динамично меняющихся в соответствии с поставленными задачами [8].

Современный рынок труда свидетельствует, что преимущество имеют те выпускники вузов, личностный и профессиональный опыт которых позволяет интегрировать индивидуальное мировоззрение, ценностные ориентации в сферу их профессиональной деятельности. Особенно это ка -сается продуктивного общения (в том числе в межкультурной среде), где важно уметь предотвращать межличностные конфликты. Знания педагогических основ взаимодействуют с психологическими знаниями, так необходимыми современному педагогу для постоянного самообразования, совершенствования, успешного построения профессиональной карьеры, развития творческих способностей [2].

Сегодня мы наблюдаем, как развивается многоступенчатая система профессионально-педагогического образования, которая включает педагогические колледжи, педагогические вузы, бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, докторантуру. В соответствии с европейской системой высшего образования - бакалавр и магистр в образовании закреплены Болонским соглашением

2003 г. Переход РФ на европейскую систему образования был связан с процессами глобализации в современном обществе, с принятием единой формы образования на европейском пространстве [3].

В образовании ХХ! в. происходят следующие изменения: перенос центра тяжести по обучению на учения, более тесная связь с жизнью, изменение модели образования, получение образования независимо от места проживания с помощью дистанционных форм обучения, возможность полу -чить домашнее образование, развитие интеллекта человека (ее творческого потенциала и критического мышления). Традиционная модель «образование на всю жизнь» отличается от модели «образование в течение всей жизни». Суть традиционной модели заключается в том, что полученного в общеобразовательном учреждении и вузе образования должно хватить на всю жизнь, в свою очередь суть инновационной модели состоит в том, что информация быстро устаревает и изменяется, поэтому для овладения новой информацией необходимо учиться всю жизнь. Обучающийся с объекта обучения превращается в субъект обучения.

Возникают другие проблемы в современном образовании: наблюдается недостаточный уровень профессионализации, отсутствие разработки системного педагогического знания, компьютеризации учебных заведений, консерватизм части педагогов, их недостаточная мобильность, слабое ориентирование в потоках информации и т.п.

Следовательно, овладение психолого-педагогическими знаниями и умениями (благодаря их универсальному характеру и воспитательной направленности) является эффективным средством личностного и профессионального развития будущих педагогов. Востребованность таких знаний и умений определяется возрастающей ролью образования и воспитания в современном мире в контексте социально-экономического развития государства: образование и воспитание обеспечивают развитие и воспроизводство человеческого капитала, который становится в постиндустриальную эпоху веду -щей движущей силой устойчивого социально-экономического развития. Под человеческим капиталом в экономике понимается совокупность всех продуктивных качеств работника, включающих приобретенные знания и навыки, а также мотивацию и энергию (активность), которые могут использоваться в течение конкретного периода времени с целью производства това-

ров и услуг. С позиций педагогики человеческий капитал можно определить как совокупность знаний и опыта, ценностных личностно-профессиональ-ных качеств, обеспечивающих целевую способность и готовность педагога, специалиста, выпускника педагогического вуза эффективно решать различные социально-личностные и профессиональные задачи (И.А. Зязюн, А.Л. Жук, Н.Г. Ничкало). Возрастание роли педагогических знаний и образования в развитии человеческого капитала определяется, в свою очередь недостаточным соответствием качества человеческого капитала, в виде отсутствия необходимых знаний и опыта, способностей, мотивации и активности работников требованиям современного общества [1].

Социально-экономическая ситуация требует инновационных поисков, самообразования, решение нестандартных проблем, повышения своего личностного и профессионального уровня. Во главу угла сегодня встает повышенная востребованность в новых условиях не только профессиональных компетенций преподавателей, но и их духовно-нравственных личностных качеств. Роль духовно-нравственного воспитания профессионалов в современном глобализированном мире растет и становится реальным фактором процветания народов и государств. Поэтому соответственно возрастает роль социально-личностных компетенций будущих специалистов, основанных на моральных качествах, профессиональных знаниях и умениях, а полученное ими качественное образование ускоряет скорость распространения открытий и инноваций, темпы научно-технического прогресса [6]. Можно привести примеры стран с высоким уровнем развития образования, не имеющих больших запасов природных ресурсов. В процессе формирования и совершенствования профессионализма преподавателя в современных условиях важно учитывать методологические основы, а именно особенности гуманитаризации профессиональной педагогической подготовки специалистов, анализировать парадигму непрерывности образования, а также использовать современные научные подходы - гносеологический, системный, лич-ностно-деятельностный, акмеологический, синергетический, профессиоло-гичный, компетентностный, интегративный, задачный (В.Г. Кремень, В.П. Андрющенко, И.А. Бех, С.В. Гончаренко, А. Зязюн, П.Ю. Саух и другие).

Целесообразно, в процессе профессиональной подготовки специалистов в области образования, обращаться к проведенным учеными исследо -

ваниям проблем формирования педагогических знаний в профессиональной подготовке педагогов, принципов системного подхода, теории системного подхода, теории развивающего обучения, концепции непрерывного образования, контекстного подхода к обучению, личностно-ориентирован-ного подхода, концепции интеграции знаний в содержание профессионального образования (А.А. Абдуллина, С.И. Архангельский, В.И. Гине-цинский, В.Г. Иванов, Д.В. Качалов, Б.И. Коротяев, В.В. Краевский, Ю.Н. Кулюткин, М.Н. Скаткин, Л.А. Хомич, Г.П. Щедровицкий, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, В.М. Садовский, В.А. Сластенин, Е.Г. Юдин, В.А. Якунин и другие).

Профессиональная деятельность педагога предусматривает специальную подготовку и готовность к постоянному обновлению своей профессии, к переходу с одного вида трудовой деятельности на другой, она вклю -чает в свою основу интеллектуальные операции, на базе научных знаний и обучения, используется для реализации социальных целей, направленных на общественное развитие [4].

В историческом контексте и в современном обществе педагогическая деятельность выступает как деятельность, связанная с передачей социального и профессионального опыта, является важной интегративной частью профессиональной деятельности в рамках профессиональной деятельности специалистов; она направлена на ускоренную передачу опыта, самообразование и организацию эффективного взаимодействия в педагогическом коллективе [10]. Очень важно сформировать у педагога следующие качества: желание гармонично работать с обучающимися, содействовать их развитию, эмпатию, педагогический такт, педагогическую антиципацию, педагогический оптимизм, педагогическую рефлексию.

Сегодня очень важна профессиональная компетентность педагога, которая заключается в наличии деловых и личностных качеств специалиста, высокого уровня знаний, умений и навыков, достаточного опыта для осуществления педагогической деятельности, связанной с принятием решений, профессиональной мобильности, педагогического мастерства, как готовность к изменению своего профессионального статуса, освоения новых профессиональных областей, восприятие новых идей.

Творческая природа труда преподавателя, уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможно -стей для достижения поставленных целей. Именно поэтому творческий характер педагогической деятельности является важнейшей особенностью. Творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в конкретных условиях результата. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих педагогу находить и применять оригиналь -ные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций [9].

В современной научной литературе (Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, О.В. Матвиенко, В.А. Сластенин, А. Сысоева и другие) педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Е.С. Громов и А. Моляко, А.И. Кульчицкая, А. Сысоева, Д.В. Чернилевский выделяют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Творческому педагогу присущи инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство действительно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память [5]. Этот аспект необходимо учитывать в процессе формирования и совершенствования профессионализма преподавателя.

В целях обогащения педагогических знаний и формирования профессионализма педагогов необходимо обращаться к научно-методическому обеспечению, изучать новые учебные программы, учебники и пособия, в том числе электронные учебно-методические комплексы, использовать систему диагностики сформированности педагогических компетенций.

Реформирование системы образования в Российской Федерации невоз -можно без проведения новых исследований в области подготовки педаго -гических кадров, поскольку специфика деятельности преподавателя дик-

тует необходимость насыщения его подготовки профессиональными технологиями, позволяющими овладеть искусством управления процессом воспитания и обучения личности.

Сегодня совершенствование профессиональной подготовки педагога является целью и средством социально-экономического и духовного прогресса общества. Составляющими профессиональной подготовки преподавателя являются: психолого-педагогическая подготовка, взаимосвязь теоретической подготовки и педагогической практики, профессиональное образование на основе внедрения инновационных технологий, совместная деятельность профессорско-преподавательского состава со слушателями, профессиональные полезные виды деятельности.

Профессиональная подготовленность включает теоретическую и практическую составляющую, что свидетельствует об уровне владения профессиональными знаниями, умениями, навыками. Практическая подготовленность выступает как сформированность у преподавателя готовности действовать в педагогической ситуации, применять соответствующие средства, методы, способы деятельности.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Валеева Н.Ш., Мингалеева А.В. Профессионально-личностное саморазвитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема // Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 4.

2. Гвильдис Т.Ю., Окерешко А.В. Критерии личностно-профессионального развития современного педагога // Человек и образование. 2017. № 1 (50).

3. Горылев А.И., Камынина Н.Р. Совместные образовательные программы как инструмент построения единого европейского пространства высшего образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 3 (39).

4. Грачев Ю.А. Понятие «Готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 4 (52).

5. Кожевникова Н.И. Личностные качества педагога // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2018.

6. Мухина С.А. Развитие нравственных компетентностей // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2012.

7. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 29.03.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".

8. Пушкарева Т.В. Интериоризация профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе // Авто-реф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. М.: МПГУ, 2012.

9. Ренкова Л.Р. Творчество в педагогической деятельности. Казань: Казанский государственный медицинский университет, 2013.

10.Сальникова О.М. Педагогические знания в профессиональной подготовке специалистов в техническом вузе // Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Омск, 2001.

R E F E R E N C E S

1. Valeeva N.Sh., Mingaleeva A.V. Professional and personal self-development of the future specialist as a psychological and pedagogical problem // Bulletin of Kazan Technological University. 2008. No 4.

2. Gvildis T.Yu., Okereshko A.V. Criteria for the personal and professional development of a modern teacher // Man and Education. 2017. No 1 (50).

3. Gorylev A.I., Kamynin N.P. Joint educational programs as a tool for building a single European higher education area // Bulletin of the Lower Urban University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2015. No 3 (39).

4. Grachev Yu.A. The concept of "Readiness for activities" in the system of modern psychological and pedagogical knowledge // Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. No. 4 (52).

5. Kozhevnikova N.I. Personal qualities of a teacher // Social network of education workers nsportal.ru. 2018.

6. Mukhina S.A. The development of moral competence // Social network of education workers nsportal.ru. 2012

7. Decree of the Government of the Russian Federation of 26.12.2017 No. 1642 (ed. Of 03.29.2019) "On the approval of the state program of the Russian Federation" Development of Education ".

8. Pushkareva T. V. The internalization of professionally-oriented knowledge by social teachers in the process of learning in high school. Thesis abstract. M., 2012.

9. Renkova L.R. Creativity in teaching. Kazan: Kazan State Medical University, 2013.

10.Salnikova O.M. Pedagogical knowledge in the vocational training of specialists in a technical university. Abstract thesis. Omsk, 2001.

_18 апреля 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.