Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАБОТА: ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА НА ЭТАПЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАБОТА: ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА НА ЭТАПЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАБОТА / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГ / РЕБЕНОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володин Владимир Владимирович

Целью настоящей научной статьи является представление и теоретическое обоснование диагностической карты, выступающей в качестве инструмента фиксации и анализа событийного ряда ребенка, а также оценки особенностей организованного взаимодействия в контексте педагогической заботы. В статье описана структура диагностической карты, представлены примеры ее заполнения. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленная автором диагностическая карта может быть использована специалистами педагогического и психологического профилей в процессе своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Володин Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CARE: DIAGNOSTIC CARD AT THE INVENTORY STAGE

The purpose of this scientific article is to present and theoretically substantiate the diagnostic map, which acts as a tool for fixing and analyzing the event series of a child, as well as evaluating the features of organized interaction in the context of pedagogical care. The article describes the structure of the diagnostic card, provides examples of its filling. The practical significance of the study lies in the fact that the diagnostic map presented by the author can be used by specialists of pedagogical and psychological profiles in the process of their professional activities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАБОТА: ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА НА ЭТАПЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ»

УДК 37.04

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Володин В. В. Педагогическая забота: диагностическая карта на этапе инвентаризации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 59-66. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo407/

Володин Владимир Владимирович | volodinmladshy2017@yandex.ru

Преподаватель кафедры педагогики

Благовещенский государственный педагогический университет Благовещенск, Россия

Педагогическая забота: диагностическая карта на этапе инвентаризации

Аннотация. Целью настоящей научной статьи является представление и теоретическое обоснование диагностической карты, выступающей в качестве инструмента фиксации и анализа событийного ряда ребенка, а также оценки особенностей организованного взаимодействия в контексте педагогической заботы. В статье описана структура диагностической карты, представлены примеры ее заполнения. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленная автором диагностическая карта может быть использована специалистами педагогического и психологического профилей в процессе своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: педагогическая забота, диагностическая карта, инвентаризация, межличностное взаимодействие, педагог, ребенок.

Возросший интерес современного общества к анализу целостных ситуаций человеческого бытия обуславливает переосмысление явлений и процессов, интерпретация которых основана на трактовке экзистенциальной сферы

личности человека. В связи с этим образовательная практика, будучи инструментом, удовлетворяющим общественные интересы, создает условия для грамотного психолого-педагогического сопровождения молодого поколения через стимулирование у его представителей деятельного отношения к себе и миру в целом. Такая тенденция современного образования отражена на федеральном уровне в виде положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, требований ФГОС общего образования.

В ходе теоретического анализа нами было определено, что одним из понятий, современная интерпретация которого потенциально может способствовать решению вышеуказанных практических вопросов, является «педагогическая забота». Анализ философско-психоло-гических основ сущности и механизмов заботы, а также рассмотрение данного феномена в контексте педагогической научной мысли позволили определить педагогическую заботу как возникающее в педагогическом взаимодействии отношение, выражающееся в содействии

УДК 37.04

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Володин В. В. Педагогическая забота: диагностическая карта на этапе инвентаризации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 59-66. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo407/

благополучию ребенка и становлению его субъектности [2, 3].

В качестве методологической основы определения сущности педагогической заботы выступает экзистенциальный подход, который позволил рассматривать ее как основу, определяющую факт человеческого существования. Согласно зарубежным (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др.) и отечественным (Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев и др.) философам-экзистенциалистам, само бытие определяется в качестве человеческого существования, человек же мыслится ими во всем многообразии его чувств, настроений как осознанно «выстраивающий» свое существование в течение жизни. Смыслом педагогической заботы с точки зрения данного подхода выступает актуализация личностного саморазвития ребенка, то есть сознательное и усердное самопреобразование личности как внутренней сферы, самостоятельное обогащение ее ценностями, смыслами. С точки зрения настоящего подхода особое место в работе педагога занимает анализ, оценка, интерпретация и переработка событий, происходящих в жизни ребенка, которые М. И. Рожков определял как ключевое понятие экзистенциальной педагогики [5, с. 37]. Таким образом, педагогическая забота может выступать средством «сопровождения» жизненно важных для ребенка событий, учета событийного ряда, связанного с ребенком.

В рамках настоящей статьи автором предлагается диагностическая карта,

которая может быть использована как инструмент фиксации и анализа событийного ряда ребенка, а также оценки особенностей организованного взаимодействия. Использование настоящей диагностической карты целесообразно на этапе работы, который включает в себя понимание, оценку и интерпретацию актуальных потребностей ребенка, а также анализ жизненно важных для него событий.

Помимо основных положений экзистенциальной философии, методологической основой разработки диагностической карты послужили идеи экзистенциальной психотерапии, в которой представлено определение уровней межличностного взаимодействия, а также особенностей межличностного давления как универсальной характеристики человеческого общения (Дж. Бьюдженталь); положения метода позитивной и транскультураль-ной психотерапии о пятиступенчатой стратегии и сферах жизнедеятельности человека (Н. Пезешкиан); исследования, посвященные технологии организации субъект-субъектного педагогического взаимодействия в рамках педагогической поддержки (О. С. Газман) и педагогической заботы (В. В. Быстрова).

Диагностическая карта включает в себя три блока. С целью большей степени наглядности примеры заполнения блоков диагностической карты представлены в приложении 1.

Блок «Первичный анализ события».

Данный блок диагностической карты

УДК 37.04

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Володин В. В. Педагогическая забота: диагностическая карта на этапе инвентаризации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 59-66. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo407/

направлен непосредственно на фиксацию событийного ряда (наименование и дата события, первичная оценка реакции и актуальности события непосредственно для ребенка). С виду блок представляет собой таблицу с пустыми столбцами «событие», «дата», «реакция», «актуальность», «примечания», предназначенными для дальнейшего заполнения.

Необходимо обратить внимание ребенка на жизненное событие как на фактор изменения его личности. В связи с этим в фокусе внимания педагога находится само бытие ребенка, а также детские чувства, переживания. Педагог старается, прежде всего, помочь ребенку проникнуть в свое «экзистенциальное поле». Условно данный этап можно связать разрешением вопросов: «Я заметил (-а), что сегодня ты не хочешь ни с кем общаться. Не хочешь поговорить об этом?», «Не хочешь рассказать мне, что случилось с тобой?», «У меня такое чувство, что тебя что-то тревожит. Меня это беспокоит. Или я ошибаюсь?», «Сегодня ты не такой, как обычно. Не расскажешь, что у тебя произошло, и мы вместе подумаем, как помочь тебе?» и т. д.

С целью упрощения первичной оценки реакции ребенка на событие в столбце «Реакция» предложены изображения смайлов, обозначающих различные человеческие эмоции. В данном фрагменте карты предложена часть смайлов, отображающих злость, грусть, радость. По усмотрению специалиста спектр реакций может быть расширен путем дополнения смайлов в столбец.

Особенно важно не только обозначить сам факт наличия события и реакцию ребенка на это событие, но и оценить степень актуальности этого события для него самого. На данном этапе важно понять, в какой степени внимание ребенка обращено к событию, которое может оказывать различное воздействие на его личность (вплоть до изменения ценностно-смысловой сферы личности, формирования и закрепления субъектного опыта). В то же время педагогу нельзя объективизировать степень актуальности события для ребенка, так как для отдельно взятого человека актуальность одного и того же события может быть различна. Таким образом, истинная забота осуществляется через глубинное общение, предполагающее видение ребенка в его своеобразном бытии. Это позволяет специалисту приблизиться к внутреннему миру воспитанника, а не воспринимать его как онтическую данность.

Блок «Локализация и переработка события». Второй блок диагностической карты направлен на оценку локализации события и анализ его переработки лично ребенком. Для удобства с этой целью может быть использовано положение метода позитивной и тран-скультуральной психотерапии о четырех сферах жизни человека: телесная (тело), деятельностная (деятельность, достижения), сфера отношений (контакты) и сфера смыслов (фантазия) [4, с. 33].

В методе позитивной и транскультураль-ной психотерапии сферы находят свое

УДК 37.04

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Володин В. В. Педагогическая забота: диагностическая карта на этапе инвентаризации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 59-66. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo407/

отражение в так называемой «модели баланса» и применяются при анализе актуальных, базовых, внутренних и ключевых конфликтов, а также при локализации, оценке содержания и способа переработки этих конфликтов. Реализуя технологическую сторону педагогической заботы, педагог уделяет внимание работе не с конфликтами, а с событиями как факторами жизнеизменения личности, что позволяет использовать положения настоящего метода в психолого-педагогической работе. Схематичное изображение сфер жизни позволяет педагогу наглядно определить ту область, на которую целесообразно обратить внимание. В процессе взаимодействия с ребенком педагогу необходимо отметить ту сферу жизни, в которой анализируемое событие произошло, а также ту сферу, в которой это событие «перерабатывается» ребенком. Очень часто сфера, где произошло событие, и сфера, на которую событие оказало влияние, могут отличаться. В этом случае целесообразно осуществлять более глубокую психолого-педагогическую работу, которая может быть организована с привлечением специалистов другого профиля.

Блок «Особенности взаимодействия».

Третий блок подразумевает оценку и анализ особенностей педагогического взаимодействия, в рамках которого осуществлялась психолого-педагогическая работа. В данном случае важна фиксация глубины взаимодействия (степень «присутствия» ребенка: его открытость, искренность, нахождение «здесь

и сейчас») и степени межличностного давления.

Как уже отмечалось выше, экзистенциальный подход к определению педагогической заботы делает важным рассмотрение глубинного общения, в котором субъекты рассматриваются как неповторимые. Интересен подход к определению уровней (глубины) общения, предложенный Дж. Бьюдженталем [1, с. 39], благодаря которому педагог может дать первичную оценку степени «присутствия» ребенка во взаимодействии с ним.

Для формального общения характерно (в том числе и осознанно) сокрытие собственных внутренних переживаний и целенаправленное создание определенного впечатления о себе. Для ребенка, который находится на таком уровне общения, характерно отсутствие раскрытия своего внутреннего мира, общение ограничивается формальной передачей информации.

Для уровня «Поддержание контакта» характерно такое общение, при котором ребенок менее сдержан, однако старается не раскрывать личные переживания. Характерно отсутствие проявления подлинной субъективности (нахождения «здесь и сейчас»).

На уровне стандартной беседы может наблюдаться добровольная личностная включенность в субъект-субъектное взаимодействие. Несмотря на то, что общение имеет характер «обыденности», ребенок, тем не менее, может выражать

УДК 37.04

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Володин В. В. Педагогическая забота: диагностическая карта на этапе инвентаризации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 59-66. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo407/

чувства и эмоции, доступные педагогу для анализа.

Уровень критических обстоятельств представляет собой высокую степень выразительности субъективности ребенка, проявляющейся в готовности к откровенному обсуждению своих чувств, эмоций, внутреннего состояния в целом, что при должной организации взаимодействия может приводить к изменениям в поведении ребенка, исключая стереотипные поведенческие паттерны. Такая глубина общения является очень насыщенной эмоционально и энергоемкой для субъектов взаимодействия за счет того, что происходит непосредственная «встреча» ребенка с проблемой, лежащей в основе произошедшего события.

Уровень «Интимность» также характеризуется «погружением» ребенка и педагога в насыщенное и глубокое взаимодействие с привлечением внутренних и скрытых ресурсов. Здесь происходит осмысление ребенком проблем экзистенциального характера. Такая глубина общения выражается в истинной непосредственности и искренности ребенка.

С целью большей степени наглядности рекомендуется определить степень межличностного давления педагога на ребенка. Степень межличностного давления на ребенка может быть различной — от активного слушания до конкретного педагогического требования. На основе представлений Дж. Бьюдженталя о степенях межличностного давления (в виде клавиатуры клавишного музыкального

инструмента, состоящей из нот (видов межличностного давления), объединенных в четыре «октавы») [Там же. С. 75] опишем уровни межличностного давления в системе «педагог-ребенок».

Уровень межличностного давления «Слушание» подразумевает ребенка как основного говорящего, а педагога — как активного слушателя. Активное слушание предполагает, что педагог активизирует все свои психологические ресурсы с целью глубокого и разностороннего восприятия речи и действий ребенка. При этом важно принимать слова, чувства, эмоции ребенка как ценность саму по себе. Задача педагога в данном случае — не соглашаться или отрицать, а принимать. На данном уровне межличностного давления педагог может предлагать добавить к сказанному и открытые вопросы, ненавязчиво побуждать говорить, использовать приемы «отражение очевидного», «наведение мостов», а также прием «перифраз».

На уровне межличностного давления «Руководство» основная роль говорящего также принадлежит ребенку, однако заметно неярко выраженное содействие со стороны педагога в определенных частях беседы. Здесь педагог выполняет те же действия, что и на уровне слушания, за исключением неявной и плавной перестройки содержания беседы. На данном уровне межличностного давления педагог может задавать неявно фокусированные вопросы или открытые вопросы, структурировать ход и содержание беседы.

УДК 37.04

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Володин В. В. Педагогическая забота: диагностическая карта на этапе инвентаризации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 59-66. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo407/

На уровне «Инструктирование» педагог осуществляет передачу ребенку информации, содержание которой обусловлено объективными причинами и предпосылками. Задача педагога на данном этапе — дать ребенку понять причинно-следственные связи в обсуждаемых проблемах. Здесь педагог задает суженные вопросы, дает рациональные советы, осуществляет успокаивание, элементарное обучение.

Высокая степень межличностного давления на ребенка осуществляется на уровне «Требование». Задачей педагога на данном этапе является убеждение ребенка изменить то, что педагог считает необходимым. На данном уровне межличностного давления педагог задает более узкие, конкретные вопросы, побуждает, одобряет / не одобряет, провоцирует, настаивает.

Первичная оценка уровня (глубины) общения и степени межличностного давления позволит педагогу не только отследить определенную динамику во взаимоотношениях с ребенком, но и осуществить подробный самоанализ проведенной работы с целью дальнейшего проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка. Кроме того, целесообразно демонстрировать лично ребенку оценку степени межличностного давления, а также уровня (глубины) общения, так как педагогическая забота предполагает помощь ребенку в удовлетворении его потребностей и стимулировании его саморазвития на основе совместной рефлексивной оценки происходящих событий.

Подводя итоги, подчеркнем, что экзистенциальный подход к интерпретации педагогической заботы делает заботу педагога о ребенка максимально персонифицированным явлением, которое невозможно «подвести» под объективные требования к способам организации субъект-субъектного взаимодействия. Тем не менее диагностическая карта, предложенная автором настоящей статьи, может быть использована в педагогической и психологической видах практик с целью понимания, оценки и интерпретации актуальных потребностей и проблем ребенка.

Список литературы

1. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь; пер. с англ. М. Р. Мироновой. — М.: Корвет, 2015. — 320 с.

2. Володин, В. В. Смысловое содержание понятия «забота» / В. В. Володин // Манускрипт. — 2020. — Т. 13. — Вып. 8. — С 107-110.

3. Володин, В. В. Структурно-процессуальная характеристика педагогической заботы / В. В. Володин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2020. — № 10 (153). — С. 81-87.

4. Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н. Пезешкиан. — М.: Медицина, 1996. — 464 с.

5. Рожков, М. И. Экзистенциальный подход к организации воспитательного процесса / М. И. Рожков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2005. — № 1. — С. 35-38.

УДК 37.04

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Володин В. В. Педагогическая забота: диагностическая карта на этапе инвентаризации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 59-66. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo407/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пример заполнения диагностической карты (авторское изображение)

УДК 37.04

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Володин В. В. Педагогическая забота: диагностическая карта на этапе инвентаризации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 59-66. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2021/24dec2021/kvo407/

Vladimir V. Volodin

Blagoveshchensk State Pedagogical University

Blagoveshchensk, Russia

Pedagogical care: diagnostic card at the inventory stage

Abstract. The purpose of this scientific article is to present and theoretically substantiate the diagnostic map, which acts as a tool for fixing and analyzing the event series of a child, as well as evaluating the

features of organized interaction in the context of pedagogical care. The article describes the structure of the diagnostic card, provides examples of its filling. The practical significance of the study lies in the fact that the diagnostic map presented by the author can be used by specialists of pedagogical and psychological profiles in the process of their professional activities.

Keywords: pedagogical care, diagnostic card, inventory, interpersonal interaction, teacher, child.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.