Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ'

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
687
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРИЗНАКИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ИЗУЧЕНИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / ДИАГНОСТИКА САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Свидерская Светлана Петровна, Шабашева Евгения Александровна, Игнатович Юлия Олеговна

В статье рассматривается проблема профессиональной самореализации педагогов: даются определения терминов, отмечается специфичность проявления личности в педагогической деятельности, выделяются признаки самореализации на основе изучения ряда соответствующих диагностических методик. Обращение к существующим методикам позволило выявить дефицит способов изучения самореализации, что привело к необходимости разработки собственной методики, учитывающей специфичность профессиональной самореализации педагогов и выступающей инструментом дальнейших исследований. Оценка надежности разработанной диагностики осуществлена эмпирическим путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Свидерская Светлана Петровна, Шабашева Евгения Александровна, Игнатович Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE TEACHER’S PROFESSIONAL FUL LLMENT

The article deals with the problem of teachers' professional fulfillment. Some terms are defined, some specific features of individual engagement in teaching process are highlighted, fulfillment attributes are studied using congruent diagnostic methods. The lack of research methods of fulfillment encouraged us to develop our own diagnostic test which takes into consideration specific features of teachers' professional fulfillment and acts as an instrument for future research. The diagnostic test has been empirically proved to be reliable.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ»

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Свидерская С. П., Шабашева Е. А., Игнатович Ю. О. Диагностика профессиональной самореализации педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 12-22. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo402/

Свидерская Светлана Петровна | svetlanasviderskaja@gmail.com

Кандидат педагогических наук Калининград, Россия

Шабашева Евгения Александровна | shabasheva2008@yandex.ru

Кандидат филологических наук Доцент Ресурсного центра иностранных языков Балтийский федеральный университет им. И. Канта Калининград, Россия

Игнатович Юлия Олеговна | yuliyaignatovich07@yandex.ru

Старший преподаватель Ресурсного центра иностранных языков Балтийский федеральный университет им. И. Канта Калининград, Россия

Диагностика профессиональной самореализации педагогов

Аннотация. В статье рассматривается проблема профессиональной самореализации педагогов: даются определения терминов, отмечается специфичность проявления личности в педагогической деятельности, выделяются признаки самореализации на основе изучения ряда соответствующих диагностических методик. Обращение к существующим методикам позволило выявить дефицит способов изучения самореализации, что привело к необходимости разработки собственной методики, учитывающей специфичность профессиональной самореализации педагогов и выступающей инструментом дальнейших исследований. Оценка надежности разработанной диагностики осуществлена эмпирическим путем.

Ключевые слова: педагог, самореализация личности, признаки самореализации, профессиональная самореализация, педагогическое исследование, изучение самореализации, диагностика самореализации.

Вопросы самореализации и самоактуализации личности давно волнуют исследователей в различных областях наук: философии, психологии, социологии, педагогике и др. Однако до сих пор ученые не пришли к единому пониманию процесса самореализации в связи с тем, что его субъектом выступает сложная в изучении и понимании, многогранная личность со всеми своими индивидуальными особенностями и проявлениями.

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Свидерская С. П., Шабашева Е. А., Игнатович Ю. О. Диагностика профессиональной самореализации педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 12-22. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo402/

Самореализация личности, согласно С. И. Кудинову, — «системное психологическое образование, комплекс интеллектуальных, эмоционально-волевых, моти-вационных и инструментально-стилевых переменных, обеспечивающих воплощение актуальных и потенциальных возможностей индивида в различных видах деятельности в зависимости от биологической и социально-психологической детерминации» [Цит. по: 4, с. 203].

К слову, самореализация личности рассматривается не только как процесс, но и как явление, когда речь идет о наличии у индивидатех или иных признаков самореализации. В этом случае мы обращаемся к определенным способам выявления факта реализации человеком своего индивидуального потенциала: способностей, устремлений, воли и т. д. — в профессиональной деятельности, в личной жизни, в общении с людьми, в творчестве или других сферах жизни. Выбор того или иного пути для самореализации зависит от самой личности, ее ценностей, идеалов, желаний и многих других (как внутренних, так и внешних) факторов.

Многие исследователи придерживаются мнения, что гармоничное сочетание всех сфер жизни человека в процессе его самореализации является самым оптимальным для достижения личностного счастья. Однако, говоря о личностной и профессиональной самореализации, мы сталкиваемся с некоторым противоречием. По мнению О. О. Богатыревой и Т. Д. Марцинковской, «профессиональная самореализация и личностная

самореализация могут соотноситься между собой в парадигме процессов "социализация — индивидуализация"» [Цит. по: 1]. Оба эти процесса могут быть как гармонично сочетаемыми, так и конфликтными. Это связано с тем, что показателем успешности в социализации и профессионализации выступает карьерный рост, в то время как для личностного развития в процессе индивидуализации такими показателями становятся достижение значимых целей, понимание смысла жизни, осознание и реализация ведущих жизненных ценностей. Если личность в процессе своего развития направлена на предметную, деловую сферу, то в этом случае возможно достижение ею смысла жизни. Направленность же на межличностные отношения противоречит личностному росту и самореализации.

Таким образом, обращаясь к проблеме профессиональной самореализации, мы ставим перед собой задачу разрешения противоречия между стремлением каждой личности к реализации своих потенциальных жизненных возможностей и необходимостью поиска таких возможностей в сфере профессионального труда.

Термин «профессиональная самореализация» хоть и встречается в современной литературе, все еще не имеет четкого определения. Некоторыми авторами понятие рассматривается исключительно с позиции карьерного роста, повышения заработной платы и других предметных ценностей. Мы принимаем

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Свидерская С. П., Шабашева Е. А., Игнатович Ю. О. Диагностика профессиональной самореализации педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 12-22. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo402/

во внимание то, что в профессиональном плане личность нуждается не только в карьерном росте, но и в реализации других своих жизненных целей и ценностей, поэтому приводим следующее определение: профессиональная самореализация как процесс — это осуществление личностью своих профессиональных умений, индивидуальных способностей, устремлений, желаний и идей в трудовой деятельности, а также формирование профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность, по Е. П. Ермолаевой [3], выступает центральным звеном в профессиональной самореализации и противопоставляется индивидуальной маргинальности, когда в сознании профессионала происходит разрыв между понятиями «Я умею» и «Я имею». Профессиональная идентичность включает в себя три компонента: индивидуальный, инструментальный и социальный. Автор также отмечает особую роль творческого компонента, снижение доли которого в содержании труда «ведет к сокращению возможностей развития и реализации личности как неповторимой индивидуальности» [Цит. по: 3, с. 9-10].

Профессия педагога в области теории самореализации выступает как особый случай в связи со специфичностью педагогической деятельности, включающей в себя совершенно разные и сложные в одновременном исполнении виды практик. Так, современный учитель выступает как организатор, методист, тьютор, исследователь, транслятор знаний, воспитатель, фасилитатор, координатор, наставник и др. В связи с этим профессиональную самореализацию педагога необходимо рассматривать как особый случай, требующий обращения к каждому из видов педагогической деятельности.

Принимая во внимание специфичность педагогической самореализации, мы ставили перед собой задачу более тщательного изучения ее факторов, характеристик, признаков и других параметров. Мы пришли также к необходимости обращения к существующим диагностическим методикам в области практики исследования самореализации, что позволило выявить ряд искомых признаков (таблица 1).

Свидерская С. П., Шабашева Е. А., Игнатович Ю. О. Диагностика профессиональной самореализации педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 12-22. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo402/

Таблица 1 — Диагностические методики изучения особенностей самореализации (самоактуализации) личности

Название диагностической методики, количество вопросов в анкете Авторы, год издания Измеряемые параметры Признаки самореализации

Тест определения уровня самоактуализации личности (126 вопросов) Э. Шостром, 1963 г. (в 1987 г. тест адаптировали Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина, М. В. Загика и М. В. Кроз) Цели, убеждения, установки, наличие (отсутствие) конформизма, подверженность внешнему влиянию, свобода выбора, ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность, спонтанность, самоуважение, самопринятие, понимание человеческой природы, синергичность, принятие своей агрессии, контактность, познавательные потребности, креативность [4, с. 239] Целенаправленность и ценностная основа деятельности; направленность на саморазвитие и самореализацию; самопринятие; высокая самооценка; адекватность самооценки (высокая внешняя оценка); социальные отношения,

Тест смысложизненных ориентаций (адаптированная версия теста «Цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махолика) (20 шкал-вопросов) Д. А. Леонтьев, 1992 г. Целеустремленность, осмысленность жизни, жизненная перспектива, удовлетворенность жизнью, эмоциональная насыщенность, удовлетворенность самореализацией, сила личности, свобода выбора, контроль событий собственной жизни, сознательность контроля [6, с. 6] коммуникативность и сотрудничество; потребность в познании и развитии; открытость новому опыту; гибкость мышления; интернальный локус контроля;

Самооценка реализации жизненных целей личности (54 вопроса) Н. Р. Молочников, 2001 г. Шесть жизненных сфер личности: работа, быт, семейная жизнь, физическое состояние, душевное состояние, человеческие отношения (социальное состояние) [5, с. 156] осознанность действий и поведения; физическое развитие и здоровье; психическое равновесие и

Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально- педагогическому саморазвитию (58 показателей) Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов, 2002 г. Мотивационный компонент, когнитивный компонент, нравственно-волевой компонент, гностический компонент, организационный компонент, способность к самоуправлению в педагогической здоровье; преобладание внутренней мотивации над внешней;

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Свидерская С. П., Шабашева Е. А., Игнатович Ю. О. Диагностика профессиональной самореализации педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 12-22. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo402/

Название диагностической методики, количество вопросов в анкете Авторы, год издания Измеряемые параметры Признаки самореализации

деятельности, коммуникативные способности [8, с. 311] интеллектуальный потенциал и развитие; организованность и планирование; активность и энергичность; креативность, осуществление творческой деятельности; конструктивность; отсутствие барьеров на пути к самореализации; способность (умение) успешного выхода из кризисов; соответствие деятельности общечеловеческим ценностям; удовлетворенность процессом и результатом труда, жизнью

Тест суждений самореализации личности (102 утверждения) С. И. Кудинов, 2012 г. Осмысленность целей-ценностей самореализации, осведомленность целей-ценностей, энергичность, оптимистичность, локус контроля, эгоцентризм, креативность, конструктивность, социальные и личностные барьеры самореализации, искренность (как дополнительная шкала) [4, с. 203]

Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации» (51 утверждение) Е. А. Гаврилова, 2015 г. Ценности, смыслы, цели, интересы, направленность профессионального развития; процессы, свойства и состояния, задающие скоростные, темповые, количественные характеристики профессиональной самореализации, адекватность самооценки; внешние и внутренние проявления профессиональной самореализации (карьерный рост, высокий профессионализм, продуктивность деятельности, удовлетворенность трудом) [2, с. 26]

Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (18 вопросов) Л. Н. Бережнова, 2018 г. Стремление к саморазвитию, самооценка личностью своих качеств, оценка возможностей реализации себя в профессиональной деятельности [8, с. 303]

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Свидерская С. П., Шабашева Е. А., Игнатович Ю. О. Диагностика профессиональной самореализации педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 12-22. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo402/

В ходе изучения данных методик мы пришли к выводу о том, что их недостаточно для специальных и комплексных исследований, а использование нескольких методик одновременно довольно проблематично. Таким образом, все еще есть необходимость в разработке соответствующей специальной диагностики, которая отражала бы сущность проявлений и развития личности в процессе педагогической деятельности.

Мы поставили перед собой задачу разработать такую методику, которая учитывала бы ряд важнейших факторов и условий педагогической самореализации [7], а также позволила бы выявить у обследуемых педагогов рассмотренные выше признаки.

С. П. Свидерской была разработана специальная анкета, в которую вошли 26 открытых и закрытых вопросов, направленных на измерение следующих параметров:

- ценностная основа педагогической деятельности;

- осмысленность профессиональной деятельности;

- стремление к реализации себя в профессии;

- вера в себя и свои способности;

- активность и самостоятельность в деятельности;

- креативность;

- сотрудничество с коллегами;

- стрессоустойчивость;

- поддержание физического и психического здоровья;

- локус контроля;

- самооценка и ее адекватность внешней оценке;

- саморазвитие;

- активность в научно-исследовательской деятельности;

- активность в проектной деятельности;

- удовлетворенность результатами труда.

Ниже в списке представлены вопросы. В скобках у каждого вопроса указаны варианты множественного выбора с соответствующим количеством баллов. При опросе анкету целесообразно представить в виде таблицы, где в отдельном столбце напротив каждого вопроса респондентам предлагается отметить (подчеркнуть, обвести и др.) выбранные ответы, либо, где требуется, сформулировать свой ответ. Баллы рядом с ответами НЕ проставляются, а подсчитываются по окончании опроса.

1. Насколько отчетливо Вы представляете себе ЦЕЛИ своей педагогической деятельности?

(Вполне отчетливо — 2; не совсем отчетливо — 1; очень сомневаюсь — 0.)

2. Каковы Ваши педагогические ценности (2-3 наиболее важные)?

(Более одной ценности — 2; одна ценность — 1; 0 ценностей — 0.)

3. Стремитесь ли Вы к реализации себя в профессии?

(Да — 2; нет, я уже всего достиг(-ла) — 1; нет — 0.)

4. Верите ли Вы в свой профессиональный успех?

(Да — 2; нет — 0; не всегда, но стремлюсь к нему — 1; не задумываюсь об успехе — 0.)

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Свидерская С. П., Шабашева Е. А., Игнатович Ю. О. Диагностика профессиональной самореализации педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 12-22. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo402/

5. Считаете ли Вы себя активным(-ой) и инициативным(-ой) в профессиональной деятельности?

(Да — 2; нет — 0; затрудняюсь ответить — 1.)

6. Готовы ли Вы принять на себя ответственность за любой результат работы с Вашим участием?

(Да — 2; зависит от степени моего участия — 1; нет — 0; затрудняюсь ответить — 0.)

7. Считаете ли Вы себя самостоятель-ным(-ой) во всех вопросах, касающихся Вашей профессиональной деятельности?

(Да — 2; в некоторых вопросах я нуждаюсь в помощи — 1; нет — 0; затрудняюсь ответить — 0.)

8. Как Вы считаете, обладаете ли Вы педагогическим мастерством?

(Да — 2; я над этим постоянно работаю — 2; нет — 0; затрудняюсь ответить — 1.)

9. Считаете ли Вы себя креативным(-ой)? (Да — 2; нет — 0; только не на работе

— 0; не уверен(-а) — 0.)

10. Насколько эффективно Вы сотрудничаете с коллегами?

(Достаточно часто и эффективно — 2; редко, но эффективно — 1; часто и неэффективно — 0; редко и неэффективно — 0.)

11. Умеете ли Вы справляться со стрессом на работе?

(Да — 2; не во всех ситуациях — 1; нет

— 0.)

12. Занимаетесь ли Вы физическими нагрузками (спорт, утренняя пробежка и др.)?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Да — 2; нет — 0.)

13. Существуют ли барьеры на пути Вашей профессиональной самореализации? (Да, внешние факторы (обстоятельства, не зависящие от меня) — 0; да, внутренние факторы (психологические трудности) — 1; иногда они есть, но я легко с ними справляюсь — 2; нет — 2.)

14. Насколько высоко Вы оцениваете результаты своего педагогического труда?

(Высоко — 2; между высоким и средним уровнем — 1; на среднем уровне

— 0; низко — 0; не оцениваю — 0.)

15. Занимаетесь ли Вы самообразованием (имеется в виду целенаправленная работа)?

(Да, по собственному желанию — 2; да, мне приходится — 1; нет — 0; я хотел(-а) бы, но нет времени — 0.)

16. Читаете ли Вы научную, научно-популярную, научно-педагогическую литературу?

(Да, часто — 2; да, по мере необходимости — 1; нет — 0.)

17. Занимаетесь ли Вы научно-исследовательской деятельностью? Как часто? Как долго?

(Да,__лет — 2; да, иногда — 1; нет

— 0.)

18. Занимались ли Вы проектной деятельностью за последние три года? Если да, напишите количество проектов, в которых Вы приняли участие (только за три последние года).

(0 проектов — 0; п проектов — п, но п не должно быть более 15.)

19. Есть ли у Вас свои публикации, научные статьи? Если да, то сколько их было за последние три года? Запишите цифрой.

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Свидерская С. П., Шабашева Е. А., Игнатович Ю. О. Диагностика профессиональной самореализации педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 12-22. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo402/

(Да — 2; есть, но не за последние три года — 1; нет — 0.)

20. Считаете ли Вы, что в полной мере реализуете свои возможности в научно-исследовательской деятельности? (Да — 2; нет — 0; не знаю — 1; нет ответа — 0.)

21. Что привлекает Вас в научно-исследовательской деятельности? (Наличие хотя бы одного стимула — 2; ни одного стимула — 0.)

22. Укажите цифрой примерное количество научных и других профессиональных мероприятий, в которых Вы участвовали за последние три года. (Не участвовал(-а) — 0; 1-3 мероприятия — 1; более 3-х мероприятий — 2.)

23. Считаете ли Вы, что научно-исследовательская деятельность является необходимой в Вашей профессии? (Да — 2; отчасти — 1; нет — 0.)

24. Считаете ли Вы, что выполнение научно-исследовательской деятельности способствует совершенствованию профессиональной самореализации? (Да — 2; нет — 0; не задумывался(-ась) об этом — 0.)

25. Обучаете ли Вы научно-исследовательской деятельности Ваших учеников, студентов?

(Да, постоянно — 2; да, иногда — 1; нет, это не входит в мои обязанности — 0; нет — 0.)

26. Вы довольны своими учениками (студентами): их достижениями, знаниями, умениями и др.?

(Да, я горжусь ими — 2; да, вполне — 2;

большинством — да — 2; только некоторыми из них — 1; скорее нет, чем да — 0; нет — 0.)

Интерпретация результатов дает представление о степени выраженности самореализации на основании суммы получившихся баллов и предлагает следующую шкалу для оценки:

Количество баллов

< 25 25-37 > 37

Результат

- самореализация не выражена;

- самореализация слабо выражена;

- самореализация выражена.

На заключительном этапе разработки анкеты методом расщепления была оценена ее надежность. Для этого потребовалось запустить тестирование на выборке, состоящей из учителей школ (24 человека), преподавателей вузов (24 человека) и воспитателей детских садов (22 человека). Опрос проводился в период с марта по июнь 2021 года в учреждениях города Калининграда. Прочие сведения анонимны.

Полученные данные были поделены на две группы: в первую вошли результаты по четным заданиям (X), во вторую — результаты по нечетным заданиям В таблице 2 представлены значения сумм по двум группам.

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Свидерская С. П., Шабашева Е. А., Игнатович Ю. О. Диагностика профессиональной самореализации педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 12-22. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo402/

Таблица 2 — Суммы четных и нечетных индивидуальных баллов по тесту «Диагностика профессиональной самореализации педагога»

Номер респондента 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

X 20 13 19 10 16 17 21 24 10 15 20 13 18 17

Y 17 16 20 11 14 18 20 24 12 14 22 9 24 22

Номер респондента 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

X 13 33 5 20 34 9 18 13 16 16 24 22 21 22

Y 12 20 12 23 20 12 20 16 18 21 17 22 20 19

Номер респондента 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

X 23 16 17 16 16 14 21 12 18 13 17 5 9 12

Y 20 12 14 14 10 12 23 12 15 8 15 5 10 15

Номер респондента 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

X 13 17 11 10 23 17 24 12 16 19 18 17 21 16

Y 12 14 14 12 20 17 22 10 16 18 13 12 18 16

Номер респондента 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70

X 18 17 11 11 28 22 14 16 15 11 12 12 13 16

Y 17 14 9 13 26 24 8 8 15 11 11 12 12 12

Далее был вычислен коэффициент корреляции Пирсона между двумя группами по формуле:

Были сформулированы гипотезы: Н • г =0, нет линейной взаимосвязи

0 ху '

между переменными;

Н: г * 0, есть линейная взаимосвязь

1 ху '

между переменными.

Далее произведены вычисления и получены следующие результаты: г = 0.74248

эмп.

Г0.01 = 0.30596 Г0.05 = 0.2352

Полученное эмпирическое значение позволяет принять гипотезу Н1 о том, что существует статистически значимая

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Свидерская С. П., Шабашева Е. А., Игнатович Ю. О. Диагностика профессиональной самореализации педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 12-22. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo402/

корреляционная связь между изученными параметрами.

Также был вычислен коэффициент ранговой корреляции Спирмена-Брауна по формуле:

6 X

Произведены вычисления и получен еще более значимый результат: р = 0,803, который свидетельствует о том, что связь между исследуемыми признаками прямая.

Для качественной характеристики силы связи изучена ее теснота по шкале Чед-дока — она оказалась высокой.

Итак, полученные эмпирические данные свидетельствуют о внутренней согласованности содержания разработанной анкеты, ее надежности и пригодности как альтернативного диагностического инструментария.

Обоснованность и надежность методики, с одной стороны, позволяют использовать ее с целью обследования и самообследования педагогов в процессе их профессионального развития; с другой стороны, универсальность и комплексное содержание анкеты дают возможность изучать профессиональную самореализацию педагога как объект научного исследования наряду с другими методиками. В связи с этим, разработанная С. П. Свидерской анкета выступит основным инструментом получения

данных в процессе нашего дальнейшего исследования, посвященного поиску факторов, коррелирующих с показателями психологической устойчивости и здоровья педагогов в процессе их профессиональной самореализации. Таким образом, достигнутые на данном этапе работы цели позволили нам расширить возможности исследования профессиональной самореализации педагогов и открыли новые пути ее изучения и совершенствования.

Список литературы

1. Богатырева, О. О. Профессиональная самореализация в пространстве личностного развития [Электронный ресурс] / О. О. Богатырева, Т. Д. Марцинковская // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2009. - № 1 (3). - http:// psystudy.ru/index.php/num/2009n1-3/53-boqatyreva3.html (дата обращения: 28.10.2021).

2. Гаврилова, Е. А. Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации»: разработка, описание и психометрия / Е. А. Гаврилова // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. — № 3. — 2015. — С. 19-34.

3. Ермолаева, Е. П. Мультидисциплинар-ный подход в модели «человек-профессия-общество» / Е. П. Ермолаева // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. — 2017. — Т. 2. — № 1. — С. 3-22.

4. Кудинов, С. И. Психодиагностика личности: Учеб. пособие / С. И. Кудинов,

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Свидерская С. П., Шабашева Е. А., Игнатович Ю. О. Диагностика профессиональной самореализации педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 12-22. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo402/

С. С. Кудинов. — Тольятти: ТГУ, 2012. — 270 с.

5. Петрова, Е. А. Практикум по курсу социальной психологии. Часть 1: Диагностики социально-психологических качеств личности: Учеб.-метод. пособие / Е. А. Петрова, Д. А. Смыслов. — М.: РИЦ АИМ, 2008. — 155 с.

6. Практикум: исследования экзистенциально-бытийной сферы личности: Учеб. пособие для студентов фак. психологии обучающихся по спец. 020400 «Психология» / сост. И. А. Красильников. — Саратов: Издательство Саратовского Университета, 2013. — 66 с.

7. Свидерская, С. П. Профессиональная самореализация педагога посредством научно-исследовательской деятельности / С. П. Свидерская // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2016. — № 4. — С. 46-65.

8. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Институт Психотерапии, 2002. — 362 с.

Svetlana P. Sviderskaya

Kaliningrad, Russia

Evgenia A. Shabasheva

Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yuliya O. Ignatovich

Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia

Diagnostics of the teacher's professional fulfillment

Abstract. The article deals with the problem of teachers' professional fulfillment. Some terms are defined, some specific features of individual engagement in teaching process are highlighted, fulfillment attributes are studied using congruent diagnostic methods. The lack of research methods of fulfillment encouraged us to develop our own diagnostic test which takes into consideration specific features of teachers' professional fulfillment and acts as an instrument for future research. The diagnostic test has been empirically proved to be reliable.

Keywords: teacher, personal fulfillment, fulfillment attributes, professional fulfillment, pedagogical research, fulfillment studies, fulfillment diagnostics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.