Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ГОВОРЕНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / НЕЯЗЫКОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веремеева Ирина Феликсовна, Пепеляева Светлана Николаевна

Публикация посвящена обзору возможностей применения интерактивных методов обучения студентов неязыковых направлений высшей школы как средства формирования устной речи в процессе обучения иностранному языку. Уточненный формат тематической презентации, выполненной с помощью приложения (https://storymap.knightlab.com/), позволяет наглядно демонстрировать преимущества использования интерактивных заданий для комплексного решения проблемы становления у студентов неязыковых направлений обучения устной речи в процессе освоения ими иностранного языка в вузе. Материал знакомит с практикой преодоления стандартных ошибок, наблюдаемых у студентов в процессе обучения устной речи с помощью цифровых технологий, и свидетельствует о возможности инновационного подхода к преодолению разобщения целевых результатов, необходимых для формирования профессиональных компетенций выпускников. Делается вывод о том, что с помощью комплексного освоения познавательных, коммуникативных, социальных компонентов происходит личностный рост студентов в период обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веремеева Ирина Феликсовна, Пепеляева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES FOR THE DEVELOPMENT OF ORAL SPEECH IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS FOR STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES OF UNIVERSITIES

The publication is devoted to an overview of the possibilities of using interactive methods of teaching students in non-linguistic areas of higher education as a means of forming oral speech in the process of teaching a foreign language. The refined format of the thematic presentation, made by using the application https://storymap.knightlab.com/, makes it possible to clearly demonstrate the advantages of using interactive tasks for a comprehensive solution to the problem of teaching oral speech among students of non-linguistic areas in the process of mastering a foreign language at the university. The material introduces the practice of overcoming standard errors observed in students’ speech in the process of teaching them oral speech using digital technologies and indicates the possibility of the innovative approach to overcoming the separation of target results necessary for the formation of professional competencies of graduates. It is concluded there is a personal students’ growth during the training period with the help of the complex mastery of cognitive, communicative, social components.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 372.881.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веремеева И. Ф., Пепеляева С. Н. Методы и приемы развития устной речи на уроках иностранного языка для студентов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 51-58. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/24dec2021/kvo406/

Веремеева Ирина Феликсовна | [email protected]

Старший преподаватель Академического департамента английского языка Дальневосточный Федеральный университет Владивосток, Россия

Пепеляева Светлана Николаевна | [email protected]

Старший преподаватель Академического департамента английского языка Дальневосточный Федеральный университет Владивосток, Россия

Методы и приемы развития устной речи на уроках иностранного языка для студентов неязыковых специальностей

Аннотация. Публикация посвящена обзору возможностей применения интерактивных методов обучения студентов неязыковых направлений высшей школы как средства формирования устной речи в процессе обучения иностранному языку. Уточненный формат тематической презентации, выполненной с помощью приложения (https://storymap.knightlab. com/), позволяет наглядно демонстрировать преимущества использования интерактивных заданий для комплексного решения проблемы становления у студентов неязыковых направлений обучения устной речи в процессе освоения ими иностранного языка в вузе. Материал знакомит с практикой преодоления стандартных ошибок, наблюдаемых у студентов в процессе обучения устной речи с помощью цифровых технологий, и свидетельствует о возможности инновационного подхода к преодолению разобщения целевых результатов, необходимых

для формирования профессиональных компетенций выпускников. Делается вывод о том, что с помощью комплексного освоения познавательных, коммуникативных, социальных компонентов происходит личностный рост студентов в период обучения.

Ключевые слова: интерактивные задания, тематическая презентация, говорение, комплексный подход, цифровизация, процесс обучения, неязыковые направления, высшая школа, иностранный язык.

Обсуждаемая результативность обучения студентов устной речи на неязыковых направлениях в условиях всеобщей цифровизации процесса преподавания в высшей школе в последнее время позволяет спроектировать ряд действий, обладающих методической направленностью, и проверить их эффективность на практике.

УДК 372.881.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веремеева И. Ф., Пепеляева С. Н. Методы и приемы развития устной речи на уроках иностранного языка для студентов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 51-58. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/24dec2021/kvo406/

Традиционно самым востребованным видом деятельности, определяющим универсальные компетенции студентов, является формирование у них устной речи — говорения — в процессе обучения иностранному языку. Также по традиции обязательными для результативности данного процесса представляются

- банк заданий, с помощью выполнения которых у студентов возможно установление стабильных навыков говорения, формируемых в моделируемой во время учебных занятий ситуации общения;

- учебно-методический комплекс, в составе которого учитывается профессионально значимая лексика, характерная для направления обучения студентов, и грамматические подсказки, необходимые для освоения предлагаемых материалов.

Тем не менее, множественные публикации последних лет и собственный практический опыт работы в вузе позволяют сделать вывод о недостаточности данного методического условия для успешного формирования устной речи у студентов неязыковых направлений обучения [6, с. 159]. По этой причине, используя ситуацию практически полного перехода на интерактивные методы обучения в связи с цифровизацией процесса обучения в последние два года, мы рассмотрели возможность применения различных интерактивных приложений. Maps that tell stories (Google) — увлекательный пример одного из множества приложений, имеющихся в арсенале Google [9].

Мы остановимся на данном примере подробно, так как считаем, что это приложение позволяет добиваться лучших результатов в обучении устной речи у студентов.

Поскольку работа с приложением StoryMapJS помогает студентам, особенно инженерных специальностей, ощущать свою профессиональную прод-винутость за счет использования их навыков в сфере информационно-коммуникативной деятельности, то выбор метода активизации при обучения устной речи становится очевидным.

Популярные мультимедийные технологии, облегчающие процесс обучения за счет визуализации учебного контента в браузере, могут оказываться эффективными в ситуациях применения их педагогами на всех уровнях обучения [7, с. 74]. Например, вузовский курс иностранного языка для неязыковых направлений составляет 10 зачетных единиц, что позволяет структурировать его по уровням освоения программы:

- адаптивно (освоение и закрепление лексических и грамматических навыков);

- профессионально (контроль качества изучения необходимых материалов на практике).

Создавая мультимедийные проекты, обеспечивающие интерактивные методы занятий со студентами, преподаватель может предлагать тематические презентации, интерактивные презентации как

УДК 372.881.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веремеева И. Ф., Пепеляева С. Н. Методы и приемы развития устной речи на уроках иностранного языка для студентов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 51-58. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/24dec2021/kvo406/

фоновые условия обучения аудированию, сопровождения пересказов и изложения текстовых фрагментов, конструирования диалогов.

Особенностью приложения Maps that tell stories (Google) является то, что оно позволяет связать историю или событие, о котором повествуют студенты, с его местом (локацией), тем самым способствуя более наглядному представлению информации.

Разработчики интерактивных приложений для обучения иностранным языкам не раз доказывали, что именно сетевые мультимедиа способны: «...увеличить эмоциональное воздействие на студентов, создают комфортную среду обучения, помогают сформировать модель реального общения» [Цит. по: 3, с. 255], тем более, что самостоятельное создание интерактивного контента студентами успешно повышает их самооценку и самомотивацию, не говоря уже о плановом развитии информационно-коммуникативной культуры цифровыми инструментами обучения.

Учитывая важность для студентов формируемого у них в процессе обучения опыта монологической речи, методическое

предложение, основанное на выполнении тематического интерактивного задания, может оцениваться как результативное, направленное на развитие навыка общения на иностранном языке. Примером служит выполнение упражнения по теме "Tech savvy" (Touchstone Level 3) [11, с. 84] — brainstorm ideas on how to keep your personal information safe, или по теме "Laws and order" (Touchstone Level 4) — post your comments on a web article, в процессе выполнения которого требуется ответить на ряд интересных вопросов: why are there so few laws against the invasion of privacy through smartphones and what should be done about protecting your privacy.

Выполняя задание, студент демонстрирует сформированность компетенций, соответствующих ранее изученному материалу. Он учится находить, обрабатывать и размещать в табличном режиме (требующем абсолютно точного и грамотного изложения информации на иностранном языке) данные, демонстрирует понимание структурирования собственной речи. Формирование визуализации табличных данных, определяемых поисковой активностью студента в процессе выполнения интерактивного задания, структурирует монологическую речь (рисунок 7) [10].

УДК 372.881.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веремеева И. Ф., Пепеляева С. Н. Методы и приемы развития устной речи на уроках иностранного языка для студентов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 51-58. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/24dec2021/kvo406/

Рисунок 1 — Правовые системы мира1

Размещая в интерактивном приложении найденный и обработанный материал, студент мгновенно получает внешнюю оценку, которую, в случае необходимости, может улучшить, редактируя структурные и грамматические компоненты своей речи. Данный прием считается удачным, поскольку позволяет определять ключевые лексические единицы и использовать их для усложнения (сокращения, усиления) высказывания.

Естественно, что такое положение вещей определяет развитие у студента умения последовательного изложения данных,

навыка выразительного воспроизведения смысла высказывания-монолога и опыта доведения требуемого в задании уровня выступления до получения положительной независимой внешней оценки. Поэтому использование интерактива для выполнения базовых заданий, определяющих как учебную аудиторную работу с преподавателем, так и самостоятельную внеаудиторную деятельность студента, мы считаем вполне оправданным и даже необходимым в настоящее время для формирования устной речи студентов в условиях неязыкового обучения [1, с. 482].

1 Страны общего и гражданского права: система гражданского права (романо-герман-ская); система общего права (англо-саксонская); другие (перевод авторский).

УДК 372.881.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веремеева И. Ф., Пепеляева С. Н. Методы и приемы развития устной речи на уроках иностранного языка для студентов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 51-58. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/24dec2021/kvo406/

Интеракции требуют обязательного свободного размещения в сети Интернет, постановки в персональные страницы социальных сетей для ознакомления с ними сторонней аудитории. Таким образом, у студентов появляется возможность получения неограниченного количества экспертных оценок со стороны как лингвистов, так и информационных специалистов; последние свидетельствуют о степени сформирован-ности навыка владения интерактивными

технологиями предоставления данных в сеть [5, с. 121].

Кроме того, по мере формирования монологической речи студента его аудитория, воспринимая онлайн-речь, получает навыки аудирования, а также способна развивать навыки диалога, так как любое монологическое высказывание на актуальную тему может порождать множество вопросов или даже дискуссию (рисунок 2) [8].

A COMPARISON OF HOMICIDE RATES IN THE US AND EU

2Q15 doio from the United Notions Office on Drugs, and Crime and the FBI Uniform Crime Reptiris

Рисунок 2 — Пример выполнения интерактивного задания в рамках темы "Laws and order" («Закон и порядок»)2

2 Сравнение уровня убийств в США и ЕС; данные объединенного национального управления по наркотикам и преступности и отчеты ФБР о преступлениях за 2015 год (перевод авторский).

УДК 372.881.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веремеева И. Ф., Пепеляева С. Н. Методы и приемы развития устной речи на уроках иностранного языка для студентов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 51-58. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/24dec2021/kvo406/

Таким образом, интерактивная оболочка задания, которое студенты получают при изучении современных тем на иностранном языке, позволяет предположить успешность массового вовлечения студентов в процесс формирования устной речи на занятиях.

Данная особенность обучения говорению с помощью интерактивных технологий мыслится эффективной в процессе преодоления рутины учебного процесса в силу неизбежной индивидуализации достижений студентов, и это воспринимается преподавателями как творческий компонент в формировании необходимых компетенций профессионального характера [4, с. 254].

Явно положительным результатом внедрения практики выполнения интерактивных заданий, направленных на формирование устной речи в процессе обучения иностранному языку, мыслится не только повышение персональной ответственности у студента за результат, но и то, что задания такого типа дают толчок для развития самомотивации в рамках выполнения работы [2, с. 170]. Подобные упражнения способствуют осмыслению этики работы в группе, в команде. Распределение ответственности в этих случаях, процесс подбора и редактирования озвучиваемых данных предполагают коллективные формы участия. Данная деятельность — коллективный вид работы, так называемая Team Work.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что традиционные методические

предложения, направленные на формирование устной речи у студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыковых вузов и представленные стандартными ролевыми играми, могут быть преобразованы в увлекательные проекты с помощью внедрения в практику обучения мультимедийных приложений языков программирования в рамках общей цифровизации процесса обучения.

Список литературы

1. Аксенова, Н. В. Организация внеаудиторной работы студентов как мотивация к изучению английского языка в техническом вузе / Н. В. Аксенова, Д. В. Шепетовский // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 481-483.

2. Интернет-обучение: технология педагогического дизайна / М. В. Моисеева [и др.]. — М.: Изд. дом «Камерон», 2004. — 216 с.

3. Куличенко, Ю. Н. Использование мультимедийных презентаций в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей / Ю. Н. Куличенко, О. Ю. Попова, Ю. И. Линькова // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 4 (59). — С. 30-33.

4. Попкова, О. В. Роль самостоятельной работы студентов по созданию презентаций в формате Microsoft Power Point в развитии языковой и информационной компетенции / О. В. Попкова // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2015. — № 3 (66). — C. 254-257.

УДК 372.881.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веремеева И. Ф., Пепеляева С. Н. Методы и приемы развития устной речи на уроках иностранного языка для студентов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 51-58. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/24dec2021/kvo406/

5. Смирнова, М. Н. Использование интерактивных технологий при обучении студентов-заочников английскому языку / М. Н. Смирнова // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков: Сб. науч. статей XVI Международной научно-практической конференции. — Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2019. — С. 121-125.

6. Толстых, О. М. Применение технологий электронного обучения в процессе развития иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей [Электронный ресурс] / О. М. Толстых // Новые технологии в обучении иностранным языкам: Материалы науч.-практиче-ской конференции. — Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2015. — С. 158-162.

— URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=24269247&pff=1 (дата обращения: 02.11.2021).

7. Харламенко, И. В. Использование вики-технологии для организации совместной работы по составлению вики-глоссария терминов специальности силами студентов неязыкового вуза / И. В. Харламенко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2016. — № 11.

— С. 73-81.

8. A comparison of homicide rates in the US and EU [Electronic resource] // Vivid Maps. — URL: https://vividmaps. medium. com/a-comparison-of-homicide-rates-in-the-us-and-eu-50fd2b4c177d (accessed 02.11.2021).

9. A service for creating an interactive map based on text, images, audio and video [Electronic resource] // Knight Lab. — URL: https://storymap.knightlab. com/#privacy (accessed 22.10.2021).

10. Franco-Nevada: Royalty of the gold industry [Electronic resource] // MINING. COM. — URL: https://www.mining.com/ web/franco-nevada-royalty-of-the-gold-industry/ (accessed 02.11.2021).

11. McCarthy, M. J. Touchstone 3: Student's Book / M. J. McCarthy, J. McCarten, H. Sandiford. — Cambridge: Cambridge University Press, 2014. — 151 p.

Irina F. Veremeeva

Far Eastern Federal University Vladivostok, Russia

Svetlana N. Pepelyaeva

Far Eastern Federal University Vladivostok, Russia

Methods and techniques for the development of oral speech in foreign language lessons for students of non-linguistic specialties of universities

Abstract. The publication is devoted to an overview of the possibilities of using interactive methods of teaching students in non-linguistic areas of higher education as a means of forming oral speech in the process of teaching a foreign language.

УДК 372.881.1

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Веремеева И. Ф., Пепеляева С. Н. Методы и приемы развития устной речи на уроках иностранного языка для студентов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 51-58. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2021/24dec2021/kvo406/

The refined format of the thematic presentation, made by using the application https://storymap.knightlab.com, makes it possible to clearly demonstrate the advantages of using interactive tasks for a comprehensive solution to the problem of teaching oral speech among students of non-linguistic areas in the process of mastering a foreign language at the university. The material introduces the practice of overcoming standard errors observed in students' speech in the process of teach -ing them oral speech using digital technologies and indicates the possibility of

the innovative approach to overcoming the separation of target results necessary for the formation of professional competencies of graduates. It is concluded there is a personal students' growth during the training period with the help of the complex mastery of cognitive, communicative, social components.

Keywords: interactive tasks, thematic presentation, speaking, integrated approach, digitalization, learning process, non-linguistic areas, higher school, foreign language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.