Научная статья на тему 'СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
935
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА / ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА / ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусакова Лариса Владимировна

В статье раскрывается понятие «ситуационная задача» через сравнение с понятиями «проектная задача» и «проблемная задача», рассматриваются дидактические возможности ситуационной задачи как инструмента формирования функциональной грамотности младших школьников, компоненты модели и подходы к конструированию ситуационной задачи. Описывается структура ситуационной задачи по предмету «Окружающий мир» на примере ряда заданий на смысловое чтение, понимание текста, воспроизведение и использование явно представленной информации; на обобщение, интерпретацию и переработку информации, формулировку выводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусакова Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATIONAL TASK AS AN INSTRUMENT OF FORMING PRIMARY SCHOOL STUDENTS’ FUNCTIONAL LITERACY

The article reveals the notion "situational task" comparing it to terms "project task" and "problem task". Didactic opportunities of the situational task as an instrument of forming primary school students’ functional literacy are analyzed. Model components and approaches to design a situational task are considered. The structure of the situational task for "Natural Environment" as a subject is described using a series of tasks on semantic reading , understanding the text, reproduction and using of clearly provided information; for generalization, interpretation and processing of information, formulation of conclusions.

Текст научной работы на тему «СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Мусакова Л. В. Ситуационная задача как инструмент формирования функциональной грамотности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 4 (12) / декабрь. - С. 67-75. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2021/24dec2021/ kvo408/

Мусакова Лариса Владимировна | [email protected]

Специалист по учебно-методической работе Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Ситуационная задача как инструмент формирования функциональной грамотности младших школьников

Аннотация. В статье раскрывается понятие «ситуационная задача» через сравнение с понятиями «проектная задача» и «проблемная задача», рассматриваются дидактические возможности ситуационной задачи как инструмента формирования функциональной грамотности младших школьников, компоненты модели и подходы к конструированию ситуационной задачи. Описывается структура ситуационной задачи по предмету «Окружающий мир» на примере ряда заданий на смысловое чтение, понимание текста, воспроизведение и использование явно представленной информации; на обобщение, интерпретацию и переработку информации, формулировку выводов.

Ключевые слова: функциональная грамотность, ситуационная задача, проектная задача, проблемная задача, читательская грамотность, смысловое чтение, информационная грамотность, естественно-научная грамотность.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

начального общего образования (далее - ФГОС НОО), утвержденным в 2021 году, одной из основных задач начальной школы является «создание условий, обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, определяющими готовность к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию» [Цит. по: 9, с. 20].

К ключевым компетенциям относятся метапредметные навыки, составляющие основу умения учиться. Содержание понятия «умение учиться» было раскрыто ранее в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования во ФГОС НОО 2009 года. В него входят умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленными задачами; решать проблемы поискового и творческого характера; определять наиболее эффективные способы достижения результата; владеть

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Мусакова Л. В. Ситуационная задача как инструмент формирования функциональной грамотности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 4 (12) / декабрь. - С. 67-75. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2021/24dec2021/ kvo408/

навыками смыслового чтения и различными способами работы с информацией для решения познавательных и коммуникативных задач, логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности и т. д. [8]. Перечисленные метапредметные результаты включают в себя сформированные универсальные учебные действия, позволяющие выпускникам начальной школы учиться самостоятельно и в сотрудничестве с одноклассниками, включающие фундамент формирования компетенций XXI века: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации.

Коллектив Центра начального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» предложил рассматривать функциональную грамотность на ступени начального общего образования как совокупность двух групп компонентов: интегративных, формирующихся на любом предметном содержании (виды грамотности — коммуникативная, читательская, информационная, социальная, общекультурная), и предметных, соответствующих учебным предметам начальной школы (виды грамотности — языковая, литературная, математическая, естественно-научная) [10, с. 21-22].

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.

Ребенок, который завершает обучение в первом школьном звене, должен обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию...» [Цит. по: Там же. С. 16-17].

Результаты национального исследования качества образования (далее — НИКО) за 2015 год выявили дефициты в обучении российских четвероклассников: дети не умеют адекватно понимать текст и искать необходимую информацию, используя выборочное чтение [3, с. 20]; неверно определяют основную мысль текста, не осознают смысловые значения высказываний [Там же. С. 11]; допускают ошибки в работе с таблицами и диаграммами [4, с. 14], в рассуждениях и преобразованиях, испытывают трудности с пониманием условия задачи и его переводом в модель [Там же. С. 29]; имеют низкий уровень сформирован-ности навыков логических рассуждений [Там же. С. 20].

Анализ результатов выполнения пятиклассниками Калининградской

области всероссийской проверочной работы (далее — ВПР) 2020 года по программам начального общего образования выявил недостаточный уровень сформированности у школьников ведущего метапредметного умения — читать и понимать прочитанное, что косвенно

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Мусакова Л. В. Ситуационная задача как инструмент формирования функциональной грамотности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 4 (12) / декабрь. - С. 67-75. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/ kvo408/

может указывать на методические нарушения учителей при проектировании уроков и применении технологий формирования навыков смыслового чтения [2].

На низком уровне выполнены задания, проверяющие «уровень овладения основами логического и алгоритмического мышления, умение интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы); выявлять причинно-следственные связи и аналогии, строить гипотезы, рассуждения, доказательства, а также осознанные речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; применять знания и способы действий в нестандартных ситуациях» [Цит. по: Там же].

Даже небольшие отклонения от стандартной (типовой) формулировки задания вызывали у выпускников начальной школы сложности в восприятии, отборе, анализе информации и, соответственно, в решении, что объясняется неумением правильно понимать текст инструкции, то есть несформированностью информационной компетентности и навыков смыслового чтения, составляющего основу читательской грамотности.

Читательская и информационная грамотность младшего школьника являются необходимыми компетенциями для его дальнейшего обучения по разным предметам в основной школе, то есть важнейшими интегративными компонентами функциональной грамотности, основы

формирования которой в соответствии с требованиями ФГОС НОО сегодня можно рассматривать как планируемый результат начального общего образования.

Противоречие между необходимостью создания условий для формирования функциональной грамотности обучающихся начальной школы как основной задачей ФГОС НОО и результатами выполнения выпускниками 4-х классов практико-ориентированных заданий НИКО и ВПР фиксирует проблему: несмотря на введение в школах различных инновационных технологий и практик, младшие школьники часто сталкиваются с трудностями при работе с информацией (в ее восприятии, осмыслении, анализе, отборе) и решении задач, нестандартных и приближенных к жизненным ситуациям.

Функциональная грамотность обучающихся характеризуется умением решать различные жизненные задачи в конкретных ситуациях. Поэтому процесс обучения должен иметь практико-ориентиро-ванный характер.

Одним из эффективных средств формирования функциональной грамотности младших школьников является решение ситуационных задач, развивающих прежде всего читательскую грамотность и информационную компетентность: находить нужную информацию, отделять главное от второстепенного, проверять факты, анализировать, обобщать, проецировать теоретические знания на практическое применение.

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Мусакова Л. В. Ситуационная задача как инструмент формирования функциональной грамотности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 4 (12) / декабрь. - С. 67-75. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/ kvo408/

Что же такое ситуационная задача? Это задача, позволяющая ученикам в процессе работы с информацией последовательно осваивать интеллектуальные операции. Разработка модели ситуационной задачи основывается на таксономии педагогических целей Б. Блума, представляющей собой организацию процессов мыслительной деятельности обучающихся в соответствии с иерархией: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка [6, с. 7].

Ситуационная задача является средством практико-ориентированного обучения на основе необходимых конкретных предметных знаний. В процессе работы над ней ученики приобретают навыки аналитико-поисковой деятельности, смыслового чтения, волевой саморегуляции.

Особенность такой задачи — наличие личностно-значимого проблемного вопроса, связанного с каким-либо текстом, побуждающего учеников к определению и осознанию способа деятельности, ведущего к решению.

Составляющими модели ситуационной задачи являются связанный с конкретным текстом личностно-значимый познавательный вопрос, представленная в различных формах (табличной, схематической, графической и т. д.) информация по данному вопросу и ориентированная на жизненный опыт учащихся, постепенно подводящая к ответу на исходный вопрос система заданий для работы с данной информацией [1, с. 25].

Дидактическая функция ситуационной задачи направлена на овладение школьниками компетенцией определения способов решения различных задач и освоение этапов работы с информацией: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Ситуационная задача имеет некоторые общие черты с проектной задачей — системой заданий, направляющих ученика к достижению конечного результата: созданию в практике ребенка нового продукта. Как и проектная, она представляет собой последовательность заданий, объединенных общей темой, но расположенных особым образом — в соответствии с таксономией учебных целей Блума — и всегда берущих старт от личностно-значимого вопроса, связанного с содержанием какого-либо текста. Вопросы ситуационной задачи связаны как с предлагаемой проблемой, так и с включенным текстом, и она также может завершаться созданием определенного продукта, но в данном случае получение продукта не является главной целью, как в результате выполнения проектной задачи, а представляет собой одно из звеньев цепочки заданий (таксономии), помогающих ответить на личностно-зна-чимый вопрос. То есть, исходя из создания личностно-значимой мотивации, в поиске ответа на вопрос такой задачи посредством познавательных универсальных учебных действий формируются личностные умения обучающихся.

Ситуационная задача по своей структуре внешне схожа с проблемной задачей

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Мусакова Л. В. Ситуационная задача как инструмент формирования функциональной грамотности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 4 (12) / декабрь. - С. 67-75. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/ kvo408/

наличием проблемного вопроса и вспомогательной навигации в виде промежуточных вопросов и заданий, справочных, текстовых и инструкционных материалов — для поиска ответа на данный вопрос. Но проблемный вопрос ситуационной задачи всегда характеризуется лич-ностно-значимой направленностью, а система подводящих к решению заданий строится в соответствии с таксономией педагогических целей Блума.

Структура ситуационной задачи содержит виды заданий, располагающиеся от более простых к более сложным: на чтение и понимание текста, воспроизведение и использование явно представленной информации; на обобщение, интерпретацию и переработку информации, формулировку выводов; на применение информации, представленной в разной форме: схематической, графической, табличной — и т. д.

Работа над ситуационной задачей направлена на достижение как мета-предметных, так и предметных результатов. Задания могут строиться как на учебном, так и на внеучебном материале: на основе вопросов учебника, соответствующих данной теме, с переводом их в практико-ориентированную форму, или на проблемах реальной жизни, на примерах житейских ситуаций [Там же].

Разнообразный характер заданий, подводя к ответу на личностно-значимый вопрос, стимулирует обучающихся к работе с предлагаемой информацией, побуждая высказывать гипотезы или

свою точку зрения на вопрос или проблему, связанные с конкретной ситуацией, предлагать различные решения, формулировать выводы.

При проектировании ситуационной задачи необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. В качестве базового источника предпочтительно применять актуальные художественные или публицистические тексты.

Ситуационные задачи применимы для школьников любого возраста в рамках разных учебных предметов и могут выполняться индивидуально, но для развития коммуникативной составляющей функциональной грамотности обучающимся предпочтительно предлагать такие задачи в парной или групповой работе.

В качестве примера рассмотрим разработку ситуационной задачи по предмету «Окружающий мир» и ее возможности для формирования функциональной грамотности обучающихся. Такую задачу можно использовать как в течение урока, например, в рамках изучения темы «Зимняя жизнь птиц и зверей» во 2-м классе, так и во внеурочной деятельности в области естествознания во 2-3-х классах.

Ситуационная задача «Как помочь зимующим птицам, не причинив вреда?»

Прочитайте текст и выполните задания.

«Околдованный чарами зимнего сна стоит лес. Ни шелеста, ни звука. Деревья, покрытые снежными кружевами,

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Мусакова Л. В. Ситуационная задача как инструмент формирования функциональной грамотности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 4 (12) / декабрь. - С. 67-75. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/ kvo408/

оцепенели в зимнем сне. Кажется, что нет никого во всем лесе. вдруг, точно живые цветы, с веселым писком и свистом пролетают синицы. Свое название они получили из-за синих перьев на теле птицы.

В наших лесах можно встретить несколько видов этих птиц: лазоревку, большую синицу, черную синицу. Они отличаются величиной, окраской перьев.

Синица уничтожает вредителей не только летом, но и зимой. Она добывает насекомых из укрытий, недоступных более крупным птицам. Синица очень прожорлива: за сутки поедает столько, сколько весит сама. Поедая вредных насекомых, синицы приносят большую пользу, а в зимний солнечный денек радуют нас веселой песенкой.

С приходом зимы синицы держатся ближе к жилью человека. Зимой птицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду, где есть кормушки, синицы посещают их.

Зимой птицам не так страшен холод, как голод. В течение всего холодного дня синицы ищут себе корм. Птицам очень нелегко найти корм. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли. Третьи ищут корм на деревьях и кустах.

Много птиц погибает зимой от голода. Мы должны им помочь» [Цит. по: 7, с. 31].

1. Ознакомление.

О ком говорится в тексте?

За что синицы получили свое название? Какие виды синиц обитают в наших лесах?

В чем преимущество пользы синиц по сравнению с пользой более крупных птиц?

Почему синицы зимой держатся ближе к жилью человека?

2. Понимание.

Что страшнее для птиц: голод или холод? Почему?

Зачем птицы раскапывают снег?

3. Применение.

Заполните таблицу (в парах или группах), пользуясь текстом и основываясь на ваших предположениях (таблица 1). В случае затруднений обратитесь к поиску через Интернет.

Таблица 1 — Пример таблицы для выполнения задания на применение

Места поиска птицами корма зимой Причины гибели птиц зимой Как можно спасти птиц от гибели

1. 1. 1.

2. 2. 2.

3. 3. 3.

4. Анализ.

Подумайте, почему зимой важно оказывать птицам помощь?

Может ли ваша помощь причинить вред пернатым? В каком случае? (В соответствии с ранее заполненной таблицей приводится одна из возможных причин гибели птиц зимой — неподходящий корм: например, ржаной хлеб, сдоба,

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Мусакова Л. В. Ситуационная задача как инструмент формирования функциональной грамотности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 4 (12) / декабрь. - С. 67-75. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2021/24dec2021/ kvo408/

соленые, копченые и жареные продукты, испортившаяся пища). Какие виды птиц зимуют в Калининградской области?

Одинаковым ли кормом питаются птицы? Заполните таблицу «Птицы и виды корма» (таблица 2), используя буклет «Покормите птиц» [5] с сайта Союза охраны птиц России (работа на ноутбуке в группах).

Таблица 2 — Пример таблицы для выполнения задания на анализ

Вид птицы Воробей Синица Снегирь Дятел

Виды корма

Где нам могут пригодиться данные этой таблицы?

5. Синтез.

В группах подумайте и обсудите, как мы можем помочь птицам, зимующим в нашем городе, не причинив им вреда. Разработайте правила подкормки птиц и ухода за кормушкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Оценка.

Предложите критерии, по которым можно оценить работу каждого класса параллели по оказанию помощи птицам.

В самом названии ситуационной задачи содержится значимый познавательный вопрос «Как помочь зимующим птицам, не причинив вреда?», мотивирующий детей к учебной деятельности.

Через смысловое чтение (ознакомительное, изучающее, рефлексивное) в ходе

поиска информации, ее отбора и применения для выполнения заданий ситуационной задачи развиваются читательская грамотность и информационная компетентность младших школьников. Дети учатся находить и выбирать нужную информацию из текста ситуационной задачи и буклета «Покормите птиц» с сайта Союза охраны птиц России.

В процессе анализа заданий, поиска ответов на проблемные вопросы («Что для птиц страшнее: холод или голод?», «Может ли помощь птицам причинить вред?»), обсуждения различных ситуаций на основе прочитанного текста у обучающихся развивается умение рассуждать и формулировать выводы.

Через работу с текстом, включенным в ситуационную задачу, и выполнение заданий происходит освоение учениками предметных (в данном случае — природоведческих и экологических) представлений (ознакомление с видовым разнообразием птиц на данной территории, подходящими видами корма для разных птиц в зимний период, особенностями поведения птиц в зимних условиях), развитие умения определять причинно-следственные связи, побуждение младших школьников к природоохранным мероприятиям, применение знаний о природе для решения экологических проблем. Таким образом, у обучающихся начальной школы осуществляется формирование естественно-научной грамотности.

Работа над ситуационными задачами в парах или группах способствует

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Мусакова Л. В. Ситуационная задача как инструмент формирования функциональной грамотности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 4 (12) / декабрь. - С. 67-75. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/ kvo408/

формированию коммуникативной и социальной компетентности: младшие школьники учатся распределять ролевые функции в команде, договариваться, конструктивно общаться, взаимодействовать, совместно определять цель и способы ее достижения. Задания по разработке каких-либо продуктов (например, памятки с правилами подкормки птиц и ухода за кормушкой) способствуют развитию критического и креативного мышления обучающихся.

Таким образом, ситуационные задачи закладывают основы для формирования функциональной грамотности младших школьников: создают условия для переноса знаний, умений, навыков, алгоритмов и известных способов действий в незнакомые ситуации; интегрируют применение предметных знаний и метапред-метных навыков; стимулируют поисковую деятельность обучающихся; помогают лучше осознать изучаемый материал, переводя знания из пассивного состояния в активное и развивая умение ориентироваться в жизненных ситуациях, овладеть новыми способами действий; формируют читательскую и информационную грамотности — базовые интег-ративные компоненты функциональной грамотности, а также критическое и креативное мышление, навыки коммуникации и умения работать в команде — ключевые компетенции XXI века.

Список литературы

1. Акулова, О. А. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся:

Учебно-методическое пособие для педагогов школ / О. А. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова. — СПб.: КАРО, 2008. — 96 с.

2. Анализ результатов всероссийской проверочной работы 2020 года по учебным предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир» в 5-х классах по программам начального общего образования [Электронный ресурс] / сост. Г. А. Стаселович. — URL: https://www.koiro.edu.ru/centers/ kafedra-pedaqoqiki-i-psikholoqii/ momtorinq/%D0%90%D0%BD%D0 %B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%20 % D 0 % 9 2 % D 0 % 9 F % D 0 % A 0 % 2 0 %D0%9D%D0%9E%D0%9E%202020. pdf (дата обращения: 10.11.2021).

3. Аналитические материалы по результатам проведения Национального исследования качества начального общего образования в 4 классах по предметам: «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». Часть 2. Русский язык [Электронный ресурс] // Московский центр непрерывного математического образования. — URL: https://3566d68a-ee5f-43b1-9673-cda17add336f.filesusr.com/ uqd/1a0110_a03aa1d4b4f6411088cf6 277de842e27.pdf (дата обращения: 10.11.2021).

4. Аналитические материалы по результатам проведения Национального исследования качества начального общего образования в 4 классах по предметам: «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». Часть 3. Математика [Электронный ресурс] // Московский центр непрерывного

УДК 371.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Мусакова Л. В. Ситуационная задача как инструмент формирования функциональной грамотности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. - № 4 (12) / декабрь. - С. 67-75. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2021/24dec2021/ kvo408/

математического образования. — URL: https://3566d68a-ee5f-43b1-9673-cda17add336f.filesusr.com/ uqd/1a0110_de32183fbd964711a0a3e 43c66bb339a.pdf (дата обращения: 10.11.2021).

5. Буклет А. Мосалова «Покормите птиц» [Электронный ресурс] // Союз охраны птиц России. — URL: http://www.rbcu. ru/campaiqn/6420/ (дата обращения: 10.11.2021).

6. Мурзагалиева, А. Е. Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума / А. Е. Мурзагалиева, Б. М. Утегенова. — Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015. — 54 с.

7. Ситуационные задачи в учебном процессе начальной школы. Сборник задач / под ред. О. А. Крупской. — Томск, 2011. — 84 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373) [Электронный ресурс]. — URL: https://fqos.ru/fqos/ fqos-noo/ (дата обращения: 10.11.2021).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 286) [Электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo.qov. ru/Document/View/00012021070500 28?index=2&ranqeSize=1 (дата обращения: 10.11.2021).

10. Функциональная грамотность младшего школьника: Книга для учителя / сост. Н. Ф. Виноградова. — М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. — 288 с.

Larisa V. Musakova

Kaliningrad Regional Institute of the educational development Kaliningrad, Russia

Situational task as an instrument of forming primary school students' functional literacy

Abstract. The article reveals the notion "situational task" comparing it to terms "project task" and "problem task". Didactic opportunities of the situational task as an instrument of forming primary school students' functional literacy are analyzed. Model components and approaches to design a situational task are considered. The structure of the situational task for "Natural Environment" as a subject is described using a series of tasks on semantic reading, understanding the text, reproduction and using of clearly provided information; for generalization, interpretation and processing of information, formulation of conclusions.

Keywords: functional literacy, situational task, project task, problem task, reading literacy, semantic reading, information literacy, natural-scientific literacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.