УДК 37.032.2
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Белоусов Д. С., Яковлев Р. Б. Изменение мировоззрения молодежи в ситуации смены мировоззренческих парадигм в начале двадцать первого столетия в России // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 76-84. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2021/24dec2021/kvo409/
Белоусов Денис Сергеевич | [email protected]
Начальник центра сопровождения научно-инновационных программ и проектов
ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» Саратов, Россия
Яковлев Роман Борисович | [email protected]
Кандидат философских наук, доцент
Ведущий специалист центра сопровождения научно-инновационных программ и проектов
ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» Саратов, Россия
Изменение мировоззрения молодежи в ситуации смены мировоззренческих парадигм в начале двадцать первого столетия в России
Аннотация. В статье рассматривается феномен формирования мировоззрения молодежи в начале двадцать первого столетия в России. Проводится краткий исторический обзор различных мировоззренческих систем и особенностей мировоззренческих детерминант в течение двадцатого столетия в России. Выявляются ценностные мировоззренческие ориентиры, обозначаются приоритетные направления в исследовании влияния идеологии, образования, труда и общественных отношений на процессы формирования мировоззрения.
Ключевые слова: молодежь, мировоззрение, формирование, субъектность, императив, история, образование, идеология, общество, ценности.
Распад социальных и нравственных основ советского социалистического государства, соответствующего ему «коммунистического» мировоззрения и уклада жизни, трансформация ценностных ориентаций общества и другие изменения в конце 1990-х и начале 2000-х годов оказали непосредственное влияние на процесс изменения мировоззрения молодежи указанного периода и требуют всестороннего научного рассмотрения.
Данное законом определение молодежи или молодых граждан гласит, что это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации [11].
УДК 37.032.2
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Белоусов Д. С., Яковлев Р. Б. Изменение мировоззрения молодежи в ситуации смены мировоззренческих парадигм в начале двадцать первого столетия в России // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 76-84. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2021/24dec2021/kvo409/
Молодежь — особый субъект социальных отношений, его актуализированное будущее, активно проявляющееся в настоящем, вносит в него такие элементы будущего, как культура, наука, политика [8].
Как известно, универсальными детерминантами, воздействующими на мировоззрение и процесс его формирования на протяжении всей истории становления и развития человека и общества, являются феномены труда, знания и любви. Основополагающим механизмом выживания, социализации, саморазвития и самосовершенствования человека становится труд как феномен творчества и самовыражения; также, благодаря труду, происходит признание человека как личности и индивидуальности со стороны общества. Приобретение и умножение знаний для человека — основной способ понимания и освоения природы и законов ее развития; общества и особенностей его существования; постижение себя и своего внутреннего мира, освоение через этот внутренний мир — законов его единства. Высшее ментальное состояние сознания — любовь — есть особый способ освоения человеком окружающего мира, других людей и себя самого посредством процессов соотнесенности смыслов и существования в реальности.
Мировоззрение человека — это всегда субъективная реальность, которая формируется на протяжении всей его жизни. Структура мировоззрения голо-графична — многогранна, неоднородна,
многоаспектна и разнопланова. Формирование мировоззрения невозможно в отрыве от природы, общества, интерсубъективного и субъективного миров.
Построение мировоззрения и ментальной «надстройки», как его производной компоненты [1], связано с историческими обстоятельствами и социальными отношениями, в которых происходят развитие и формирование человека. Знания и отношения, ценности и поведенческие модели интегрируются в мировоззрение, ментальность в процессе развития личности, обуславливаясь социально-историческими детерминантами. Впоследствии человек воспринимает приобретенные им мировоззренческие модели как свои собственные и начинает действовать самостоятельно, применяя их как самостоятельный социальный субъект.
Феномен формирования мировоззрения детерминирован также психологическими особенностями молодых людей, присущими им в любое историческое и социальное время: юношеским максимализмом, впечатлительностью, скептическим отношением к существующим авторитетам и мнениям, склонностью к упрощениям и обобщениям, недоверием к традиционным ценностям культуры и властным структурам. Желание изменить мир, наиболее характерное для юношеского возраста, трудно сочетать с растущей ответственностью, которую должны при этом брать на себя молодые люди. Физиологические и эмоциональные возрастные особенности молодых людей, а
УДК 37.032.2
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Белоусов Д. С., Яковлев Р. Б. Изменение мировоззрения молодежи в ситуации смены мировоззренческих парадигм в начале двадцать первого столетия в России // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 76-84. — URL: https:// koirojoumal.ru/realises/g202V24dec202Vkvo409/
также их образ жизни обусловливают тенденцию к высокой скорости изменения мировоззренческих ориентиров.
Различные мировоззренческие системы, точки зрения и противоречия в современном российском социуме становятся фактором, отрицательно детерминирующим целостное представление о перспективах развития российского государства у современной молодежи, что заставляет молодых определять себя лишь «в настоящем», игнорируя процессы долгосрочного развития.
Мировоззрение молодежи начала двадцать первого века существенно отличается от мировоззрения предшественников. В первую очередь это связано с техническим прогрессом. Миллениа-лы родились и были вынуждены жить в новой формируемой одновременно с ними искусственной среде, особенностью которой стало появление виртуальной, а позже и дополненной, реальностей. Еще одной особенностью современной техносферы является возможность индивидов вступать во взаимодействие с неограниченным количеством акторов практически одновременно и одноп-ространственно. Если раньше межличностное взаимодействие происходило в основном непосредственно, то сейчас оно все больше вытесняется виртуальным общением. Взаимодействие между агентами опосредуется, например, средствами связи и персональными компьютерами. Они, в свою очередь, становятся не только средством коммуникации, но и источником неограниченного количества
информации любого направления, свойства и качества. Особый вид виртуальной инфореальности — Интернет — соединил всех жителей планеты воедино в информационном пространстве и времени [14].
Обилие, а иногда и переизбыток получаемой информации, невозможность ее оперативной верификации и обработки создают трудности самоидентификации молодого человека. Возникает дихотомия между способностью ощущать себя повсеместно посредством одновременного неограниченного взаимодействия субъектов и одновременно — чувством неподлинности собственного бытия. Это становится серьезной проблемой при формировании мировоззрения современной молодежи.
Другой важной особенностью мировоззрения миллениалов является отсутствие ментальной (духовной) связи с современным им обществом в его субстанциональных проявлениях (страной, государством, семьей, соотечественниками).
Особое идеологическое состояние, которое было неотъемлемой чертой «советского» человека — коллективизм, а ранее, в мировоззрении образованного населения имперской России — соборность, в специфике формирования идеологических ориентаций современной молодежи отсутствует как таковое (чему способствуют отсутствие стратегических целей, частичная утрата патриотических чувств, неспособность идентифицировать себя как единое целое с российским
УДК 37.032.2
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Белоусов Д. С., Яковлев Р. Б. Изменение мировоззрения молодежи в ситуации смены мировоззренческих парадигм в начале двадцать первого столетия в России // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 76-84. — URL: https:// koirojoumal.ru/realises/g202V24dec202Vkvo409/
обществом, непонимание или неприятие национальной идеи).
На бытовом уровне эта обособленность личности от социума выражается по-разному: от декларируемого желания «жить только для себя» до откровенного противопоставления обществу. Смыс-ложизненные ориентиры миллениалов определяются не способностью «самоопределения в созидании», а способностью поглощения, «растворения в потреблении». Желание приносить пользу окружающим, друзьям, родственникам и обществу в целом теряется в лучах собственной «независимости» и значимости.
Смещение идеалов, произошедшее на рубеже столетий, обрушение мечтаний и фантазий советского поколения повлияли на мышление и действия современной молодежи. Например, в 80-90-е годы XX века «советская» молодежь стремилась стать инженерами, учителями, врачами, военными; позже, в 2000-е годы — юристами, экономистами, бизнесменами. Современная молодежь в своей деятельности отдает предпочтение другим профессиям: дизайнер, журналист, ИТ-специалист, программист, проектный менеджер. Для современного поколения молодежи характерен поиск спокойной, непринужденной, «чистой» творческой работы, как правило, для собственного душевного и материального удовольствия [10].
Анализ особенностей формирования мировоззрения молодежи должен учитывать минимальный ряд основных детерминирующих факторов:
- исторические и социально-экономические условия;
- образование;
- идеологические и политические составляющие.
Особенности процессов формирования мировоззрения в молодежной среде как самостоятельные феномены, в силу их неоднородности и противоречивости, в российской исторической и психологической науке подробно не изучались. В то же время советская, а позже и российская историческая и социологическая наука сформировала методологический базис и исследовательский материал для работы над изучением проблем исторической динамики и особенностей эволюции мировоззрения молодежи в России.
Исследования процессов формирования мировоззрения молодежи начинаются в России после событий октября 1917 года. В большинстве своем — это результат творчества практикующих педагогов и психологов (А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, А. А. Федоров, С. Т. Шацкий, Н. К. Крупская и др.). Предметом научных исследований в этот период становится профессиональное и личностное развитие работающей молодежи, положительные последствия установления правового равенства между мужчинами и женщинами, формы досуга и творчества. Под пристальное внимание ученых попадают идеалы и ценности советской молодежи, исследуемые через призму социальной активности. Приоритет в формировании
УДК 37.032.2
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Белоусов Д. С., Яковлев Р. Б. Изменение мировоззрения молодежи в ситуации смены мировоззренческих парадигм в начале двадцать первого столетия в России // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 76-84. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2021/24dec2021/kvo409/
мировоззрения в данный период был отдан коммунистическому и атеистическому воспитанию молодежи [13].
В довоенный период главным направлением, проводимым советским государством в направлении молодежной политики, стало военно-патриотическое воспитание молодежи. Перед правительством молодой «Страны Советов» стояла первоочередная задача создания нового социального общества, «новых» советских людей [12, с. 57].
Борьба с ликвидацией безграмотности и культурно-просветительская работа в 1930-е годы и ее результат в виде повсеместного строительства новых школ, библиотек, училищ, институтов, массовый выпуск газет и журналов, книг, открытие музеев, театров и выставок, создание киноиндустрии способствовали формированию «нового» культурного человека. При помощи массовой культуры официальная советская пропаганда внедрялась в воспитание молодого человека. Подобные преобразования действительно способствовали повышению общего уровня грамотности населения страны и выработке устойчивого мировоззренческого фундамента.
В период Великой Отечественной войны основу формирования мировоззрения молодежи составляло военно-патриотическое воспитание, синтезирующее в себе идеи патриотизма и интернационализма; впоследствии это явление получило название «советский патриотизм».
Послевоенный период советской истории характеризуется особым вниманием к проблеме патриотического воспитания. Патриотизм и верность Коммунистической партии, отождествляемой с Родиной и Отечеством, становятся основой советского мировоззрения. Нарастание «холодной войны» с мировым империализмом усиливает этот процесс и диктует необходимость воспитания молодежи в духе любви к социалистическому Отечеству, преданности ему, постоянной готовности защищать его от империалистов.
Вопросы воспитания молодежи под эгидой идеологии патриотизма, интернационализма, следования курсу Коммунистической партии Советского Союза, на героической основе подвигов Великой Отечественной войны активно разрабатываются представителями исторической науки, в частности, историками коммунистической партии [6, 9].
Позже, в 1960-х — начале 1970-х годов появляются работы, свидетельствующие о росте интереса ученых к проблемам поиска определяющей роли в формировании мировоззрения и поведения советской молодежи. За «фасадом» коммунистического императива все ярче начинает проглядывать личностное, активное, творческое начало — дух смелого поиска себя молодежью 60-х и 70-х годов. Все чаще стремление добиваться высоких результатов в своей деятельности у молодежи исходит не из заветов пар-тии,а из желания получения материальных благ для обустройства собственной жизни. В этот период проводятся научные
УДК 37.032.2
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Белоусов Д. С., Яковлев Р. Б. Изменение мировоззрения молодежи в ситуации смены мировоззренческих парадигм в начале двадцать первого столетия в России // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 76-84. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2021/24dec2021/kvo409/
исследования, направленные на познание процессов взаимоотношений индивида с социальной средой, на изучение его (индивида) социально-психологических особенностей, помогающие понять ценности и идеалы молодежи [3, 5].
Интерес к проблемам молодежи приводит к появлению концептуальных и методологических философских работ, анализирующих тенденции в развитии мировоззрения молодежи. На всесоюзных и республиканских конференциях, посвященных социальным проблемам советского общества, проводившихся в 70-е годы, вопросы молодежи становятся основными, что объяснимо стоящей перед государством задачей формирования молодого советского человека, лояльного к системе общественно-политических отношений. Креативным молодым людям в этот период приходится интегрироваться в жесткую социальную систему, порой теряя свою индивидуальность. Однако и развитие индивидуальности также было возможным, но в пред-заданных идеологических координатах [4]. Государственные институты под эгидой идеологии марксистско-ленинского учения играли определяющую роль в процессах формирования мировоззрения молодежи. Многообразие молодежных проявлений и практик рассматривалось лишь в контексте формирования особого «советского» человека. Проявление самостоятельности или высказывание собственного мнения, отличного от мнения большинства, считалось за проявление девиантного поведения, которое необходимо было привести в
«соответствие» с моделями поведения согласно идеологическим догмам.
В конце XX века среди представителей социальной философии и социологии определяется проблема поиска факторов, формирующих мировоззрение, вносятся предложения по реализации эффективной государственной политики в отношении молодежи.
Показательным событием становится принятие закона СССР от 16.04.1991 года № 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» [2] и утверждение в 1992 году Верховным Советом России основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации, а также создание Комитета по делам молодежи Российской Федерации. Таким образом, существовавшая десятилетиями монополия комсомола на формирование мировоззрения молодежи уступает место различным молодежным объединениям [7].
Завершение 1980-х и начало 1990-х годов в Советском Союзе (позднее — Российской Федерации как правопреемницы бывшего СССР) ознаменовалось масштабными изменениями. В 1990-е годы появляются новые направления в социально-философских и социологических исследованиях проблем молодежи, в которых анализируются ответственность молодежи за общественные и политические трансформации, самоопределение и построение самостоятельных жизненных стратегий, роль в отношениях между поколениями.
УДК 37.032.2
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Белоусов Д. С., Яковлев Р. Б. Изменение мировоззрения молодежи в ситуации смены мировоззренческих парадигм в начале двадцать первого столетия в России // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 76-84. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2021/24dec2021/kvo409/
Активно используя социальные институты, идеологию, традиции, а также невербальные средства воздействия, государство оказывает влияние на формирование мировоззрения молодежи настоящего с целью развития в ней качеств, которые потребуются ей в будущем. Основные детерминанты, в рамках которых формируется современное мировоззрение молодежи в России, — это вопросы образования и идеологии.
Воспитание и обучение (образование) имеют решающее влияние на мировоззрение молодых людей за счет формирования социальной основы — мира знаний. Процесс образования человека есть процесс формирования личности путем приобщения к определенным социальным и культурным моделям, без которых невозможен процесс самоидентификации. Современное образование носит активный, направленный характер и при формировании мировоззрения имеет первостепенное значение.
Формирование мировоззрения связано с развитием составляющих его элементов: практических, ценностно-нормативных, когнитивных, эмоционально-волевых — сочетающих в себе знания о мире и человеке, индивидуальную и социальную практику, идеалы и ценности, цели и алгоритмы принятия решений.
Формирование мировоззрения современной молодежи происходит с ростом его социальной обусловленности, которая сопровождается возрастанием роли процессов взаимодетерминации. При
этом социальная детерминация осуществляется через различные идеологические модели, которые интегрируют идеологическую функцию в проблемы мировоззрения. Таким образом, в мировоззрении молодежи формируются виртуальные модели будущего, структурированные в соответствии с предзаданной иерархией ценностей.
Роль молодежи в межкультурном взаимодействии, ее политическая активность расширяет социально-философский дискурс по данной проблематике. Индивидуализм, сила и власть, которые в современном обществе становятся все более актуальными как ценности, требуют нахождение баланса между ними и признанием общественных интересов — справедливости, дружбы, любви, труда.
В современном обществе идеология вновь становится важнейшим инструментом воздействия на мировоззрение молодежи. Сейчас как никогда возросла роль взаимодействия государства и общества, поскольку информатизация общества расширила возможности мани-пулятивных технологий. Для раскрытия потенциального будущего необходимо изучение особенностей формирования мировоззрения молодежи с целью понимания направлений развития государственной политики в идеологической сфере. Формирующаяся модель будущего должна качественно превосходить ее современные актуальные формы.
В условиях социальной разобщенности и неопределенности, присущих
УДК 37.032.2
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Белоусов Д. С., Яковлев Р. Б. Изменение мировоззрения молодежи в ситуации смены мировоззренческих парадигм в начале двадцать первого столетия в России // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 76-84. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2021/24dec2021/kvo409/
современному миру в связи с процессами глобализации и попытками ряда европейских «сверхдержав» перестроить мир по собственной, «западной», модели, молодые люди должны самостоятельно принимать решения, разрабатывать и внедрять те ценности, которые помогут им выжить в быстро меняющихся социально-исторических обстоятельствах, используя собственный социальный опыт.
Список литературы
1. Белоусов, Д. С. Ментальность в гуманитарной науке: сущность, эволюция, функционал / Д. С. Белоусов // Центр и периферия. — 2019. — № 4.
- С. 11-15.
2. Закон СССР от 16.04.1991 года № 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» [Электронный ресурс]. —URL: https://base. garant.ru/6335136/ (дата обращения: 20.10.2021).
3. Иконникова, С. Н. Молодежь о себе, о своих сверстниках. Социологические исследования / С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский. — Л.: Лениздат, 1969.
— 134 с.
4. Иконникова, С. Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ / С. Н. Иконникова — Л.: Издательство ЛГУ, 1974. — 164 с.
5. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
6. Поляков, В. В. Деятельность КПСС по воспитанию молодежи на
революционных, боевых и трудовых традициях советского народа (19591971 гг.): автореферат дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.01 / Поляков Владимир Васильевич. — М., 1975. — 37 с.
7. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 3.06.1993 года № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https:// docs.cntd.ru/document/9004367 (дата обращения: 19.11.2021).
8. Савин, С. К. Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях: авто-реф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Савин Сергей Константинович. — М., 2006. — 17 с.
9. Савченко, Л. И. Некоторые вопросы идейно-политического воспитания молодых коммунистов в годы Великой Отечественной войны / Л. И. Савченко // Труды Военно-политической академии им. В. И. Ленина. — 1961. — № 35. — С. 56-83.
10. Свирщевская, А. Д. Прочтение визуальных метафор о планировании карьеры у поколения молодых миллениалов / А. Д. Свирщевская, А. В. Пашкевич // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2020. — № 2. — С. 123-147.
11. Федеральный закон от 30.12.2020 года № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https:// rg.ru/2021/01/11/molodez-dok.html (дата обращения: 20.10.2021).
УДК 37.032.2
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Белоусов Д. С., Яковлев Р. Б. Изменение мировоззрения молодежи в ситуации смены мировоззренческих парадигм в начале двадцать первого столетия в России // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 76-84. — URL: https:// koirojournaL.ru/reaLises/g2021/24dec2021/kvo409/
12. Хромов, С. С. По страницам личного архива Сталина. / С. С. Хромов. — М.: Издательство Московского университета, 2009. — 368 с.
13. Швец, О. Б. Роль коммунистического общественного идеала в формировании мировоззрения советских студентов: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.02 / Швец Ольга Борисовна. — Киев, 1984. — 25 с.
14. Яковлев, Р. Б. Власть техники и свобода личности / Р. Б. Яковлев // Власть. — 2004. — № 9. — С. 19-25.
Denis S. Belousov
Saratov Regional Institute of Education Development Saratov, Russia
Roman B. Yakovlev
Saratov Regional Institute of Education Development Saratov, Russia
Changing the worldview of young people in the situation of changing ideological paradigms at the beginning of the twenty-first century in Russia
Abstract. The article examines the phenomenon of the formation of the worldview of young people at the beginning of the twenty-first century in Russia. A brief historical review of various worldview systems and features of world outlook determinants during the twentieth century in Russia is conducted. The author identifies value world-view guidelines, identifies priority directions in the study of the influence of ideology, education, labor and social relations on the processes of worldview formation.
Keywords: youth, worldview, formation, subjectivity, imperative, history, education, ideology, society, values.