УДК 37.017.924 ББК 74.03 М-19
Маликов Рустам Шайдуллович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией истории педагогики и современных технологий образования Казанского (Приволжского) федерального университета, т.: 8(905)3133785;
Газизова Фарида Самигулловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, е-mail: [email protected];
Маликов Танбик Рустамович, аспирант Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН И ПОТЕШЕК КАК СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ ДЕТСТВА (НА МАТЕРИАЛЕ ТАТАРСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ)
(рецензирована)
В статье раскрываются педагогические ценности татарских колыбельных песен и потешек, которые играют огромную роль в педагогике детства. Понятие «педагогика детства» сравнительно новая в общей педагогике, которое следует раскрывать. Мы дали следующее определение этому понятию: это наука, изучающая основной этап развития и образования ребенка, охватывающий период с рождения до совершеннолетия, основной целью которой является создание устойчивой образовательно-воспитательной среды, в которой происходит становление и развитие активной личности, обладающей всеми необходимыми качествами социальной ответственности. Что касается педагогических ценностей в татарских колыбельных песнях и потешках, то народ в педагогике детства рождение ребенка, его воспитание в колыбели, отношение к нему, воспитание гражданственности, привитие разума и знаний ставит на самое главное место. В этом жанре устного народного творчества раскрыты методы воспитания и обучения ребенка с самых малых лет.
Ключевые слова: педагогика, ценности, средства воспитания, педагогика детства, татары, этнопедагогика, устное народное творчество, фольклор, колыбельные песни, потешки.
Malikov Rustam Shaydullovich, Doctor of Pedagogy, professor, head of the Laboratory of History of Pedagogy and Modern Educational Technologies of Kazan Federal University, tel.: 8 (905) 3133785;
Gazizova Farida Samigullovna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Pedagogy of Elabuzhsky Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, email: [email protected];
Malikov Tanbik Rustamovich, postgraduate of the Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, e-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL VALUE OF LULLABIES AND NURSERY RHYMES AS A METHOD OF UPBRINGING IN CHILDHOOD PEDAGOGY (ON THE BASIS OF TATAR ETHNO PEDAGOGY)
(reviewed)
The article reveals pedagogical value of Tatar lullabies and nursery rhymes that play an important role in childhood pedagogy.
The concept “childhood pedagogy ” is relatively new in general pedagogy, and it should be disclosed. We’ve defined this concept in the following way: it is a science that studies the main stage of development and education of a child, covering the period from birth to adulthood, the main aim of which is to create a sustainable educational environment in which the formation and development of an active personality with all the necessary qualities of social responsibility happens. As for teaching values of Tatar lullabies and nursery rhymes, people give important place in childhood pedagogy to the birth of a child, his upbringing in the cradle, citizenship education, inculcation of intellect and knowledge.
In this genre offolklore methods of upbringing and education of a child since very early age are disclosed.
Keywords: pedagogy, values, means of education, pedagogy of childhood, the Tatars, ethno pedagogy, folklore, folk songs, lullabies, nursery rhymes.
Ценность младенчества татарский народ отразил в том, что в колыбельных песнях с любовью описывается место сна, т.е. колыбель (бишек), куда укладывали спать ребенка. Говорится, что края колыбели обшиты шелком; о пружине, на чем весит колыбель, также с любовью говорится, что она гибкая, чтобы убаюкать ребенка.
Родители старались всячески улучшить колыбель ребенка. Так, в одной из песен говорится, что для белой колыбели приготовили подушку из пушинки. Вместе с тем, родители пожелали самые лучшие пожелания.
Колыбельные песни подчеркивают, что младенческий возраст самый счастливый период в жизни ребенка, т.к. беспомощный ребенок всячески защищен близкими людьми. Намекается, что жизненные невзгоды начнутся во взрослой жизни.
Заслуживает внимание и описание процесса ухаживания за ребенком. При этом все люди заняты полезным делом, никто не бездельничает. Подчеркивается, что этот процесс трудоемкий, требует большой затраты сил и энергии, например, мать ребенка неоднократно прерывает свой ночной сон и убаюкивает проснувшегося ребенка. Что касается отца, то он ушел на базар за красивыми игрушками. Его возвращения с нетерпением ждет ребенок, который готов идти навстречу. Так описывается порой очень не хватающих современным семьям гармония взаимоотношений членов семейной ячейки в процессе воспитания, подчеркивается ответственность всех членов семьи в благородном воспитании ребенка.
В колыбельных песнях отражается надежда, возлагаемая на ребенка в будущем. Родители ждут от него большой отдачи в виде взаимной любви, уважения и ухаживания в старости, в чем отражается наибольшая зрелость и воспитанность уже взрослого человека.
В колыбельных песнях татарский народ отразил к новорожденному свое отношение, которое весьма мягкое, любовное, уважительное, в передаче которых используются самые красивые эпитеты: звездочка, красавец среди всех красавцев, центр сердечки, цветок, соловушка. В одном из четверостиший колыбельных песен ребенок сравнивается даже со светящейся луной.
Народ свое восхищение ребенком и любовь также передавал через эпитеты, новорожденный или дошкольник казался родителям уже сформировавшейся личностью. Одно из четверостиший состоит лишь из эпитетов, где говорится, что ребенок для родителей пышный, дорогой, утешение, радость и т.д.
Родители постоянно восхищались своим ненаглядным, никак не могли определить на кого он похож, в конце концов, сравнивали его сидение с горшком цветка.
Колыбельные песни сохранили методы воспитания татарского народа самых юных своих граждан. К ним относятся, в первую очередь, словесные методы, например,
спеть песню, рассказать, пожелать и т.д.
Заслуживают внимания пожелания родителей младенцу. Эти пожелания
сопровождались молитвами Всевышнего о помиловании, добре. В первую очередь, родители желают своему новорожденному счастья. Во многих жанрах татарского фольклора имеет место понятие «ак биляу» (белая пеленка). Так, в белую пеленку пеленали ребенка, чтобы у него было все чисто - тело и помыслы. Белый цвет у татарского народа считается символом счастья, чего и желали своему младенцу родители. Так как новорожденный был самым дорогим человеком для родителей, то для него заранее готовили специальную колыбель с пуховой подушкой. В отсутствие матери в этой колыбели ребенка должны были охранять ангелы. В песнях упоминается и о белой колыбели, в которой убаюкивание также должно было обеспечить ребенку сытную жизнь.
Родители своему ребенку желали быть кругленьким (йомыры), по-другому упитанным, здоровым, чтобы жизненный путь был длинным. Чтобы счастливая жизнь была длинной и прошла в здоровье, детям желали наиболее яркие качества птиц и животных. Так, в одном из четверостиший поется пожелание ребенку стать плодовитым как перепелка, зорьким как ястреб, красноречивым как никто другой.
Родители желают ребенку скорейшего взросления, а затем получения знаний, которые будут полезны не только самому ребенку, но и его родине, ибо ученый больше принесет пользу стране, чем неученый. В получении знаний есть у кого учиться, примером являются старшие братья ребенка. В колыбельных песнях также подчеркивается, что столица татар город Казань является центром науки и просвещения, к чему и стремился народ во все времена.
Результаты и признаки учености народ понимал по-своему и видел в очень простых вещах, например, в одной из песен говорится о подарке в виде платья, что во время дефицита мануфактуры, наверное, оставалось мечтой многих матерей.
Местом просвещения в колыбельных песнях называется и Бухара - древнейший из центров тюркского мусульманства, где обучались многие татарские просветители, недовольные порядками и канунами образования в своем крае.
В старинных колыбельных песнях указывается на конкретное место получения знаний - это медресе, отучившись в котором можно стать муллой. Должность муллы в этом случае следует понимать не только как религиозного деятеля, но и как учителя и просветителя, чем многие из них и занимались до начала ХХ в. Следует отметить, что в сборниках детского фольклора, в основном, изданных Н. Исанбетом в советский период развития общества, учение с целью стать муллой мало упоминается, а в изданиях более позднего периода, составленных ученым-фольклористом Р Ягафаровым, такая интерпретация имеется. Свобода в составлении сборников дала возможность включить в них и колыбельные песни с саркастическим упоминанием о муллах. Так, в народе функции муллы сводятся к обжорству, взяточничеству и размножению своего богатства.
Кроме этого, мулла с указом, т.е. имеющий указ правящей верхушки, разрешающий деятельность на законных основаниях, имеет свои преимущества, обеспечивает беззаботную жизнь, о чем также упоминается в колыбельных песнях. С этим связаны мечты матери муллы о сладкой жизни на белом свете и в потусторонней жизни. Естественно, упоминается и о главном назначении муллы, который является основным молельщиком после смерти родителей.
В колыбельных песнях более позднего периода местом обучения ребенка родители видят в школе, мечтают о его успешной учебе. Учебе ребенка в школе взрослые посвятили ряд колыбельных песен, в которых перечисляются достоинства ребенка, отражаются мечты о
гармоничном физическом и умственном развитии.
Примером ребенку в жизни в широком смысле слова и в узком смысле - в учебе в пример ставились старшие близкие родственники, достигшие каких-то результатов. Так, большим достижением для сельских жителей являлся отъезд человека в город Казань -столицу татар - для того, чтобы там жить и трудиться; но учеба в Казани считалось, вообще, великим достижением, т.к. редко удавалось кому-то из-за незнания русского языка, а если и удавалось устроиться на учебу, то это было медресе, которое дало лишь религиозные знания. Поэтому проблемный момент, связанный с языком, татарский народ хорошо отразил в колыбельной песне как далекая неосуществимая мечта.
Что касается семейной жизни, в отличие от современного сожительства или гражданского брака, татарский народ предпочитал своему ребенку настоящую свадьбу, а затем отдельной самостоятельной совместной супружеской жизни. Пожелание начать новую жизнь со свадьбы является характерной чертой колыбельных песен, т.к. о ней упоминается неоднократно.
Родители желали своему ребенку во взрослой жизни достойной пары, например, мулла должен был найти своего абыстая - дочь состоятельного человека. В этих строчках отражены пожелания родителей достичь таким путем сытной, богатой жизни, ибо в дореволюционной России состояние муллы считалось образцом по многим параметрам. Для семей, имеющих девушек на выданье, сватовство муллы оставалось заветным желанием, поэтому, как поется в колыбельных песнях, любую девушку за муллу отдавали ни без каких препятствий.
Большое педагогическое значение имеют колыбельные песни патриотического содержания. Великие татарские просветители Ш. Марджани и К. Насыри особо подчеркивали воспитательное значение колыбельных песен. Действительно, несмотря на простоту и незамысловатость содержания, каждое произведение такого рода содержит в себе воспитательный элемент, например, элемент патриотического воспитания.
Патриотизм человека - это добросовестное служение Родине, государству. В четверостишиях колыбельных песен прямо указывается на это: мать видит в своем ребенке будущего защитника родной земли (2, 12). В таких колыбельных песнях отражается гордость родителей за своего ребенка, желание видеть его смелым богатырем, способным путешествовать, противостоять врагам и защитить родину, прославиться батыром.
Тема служения родине имеет большое место в колыбельных песнях. Конкретное воплощение она находит в службе в армии. Примеров на патриотическое воспитание детей можно привести много, так, одним из этих примеров является отец ребенка, который находится на боле боя с мечом в руках. В другом четверостишии отец ребенка описывается как победитель в тяжелом бою. Описание героизма победителей во время различных воин можно встретить в древнетюркских Орхоно-Енисейских надгробных письменных памятниках. Такое описание также явилось средством патриотического воспитания подрастающего поколения. Татарские колыбельные песни Советского времени с патриотическим содержанием включали символы патриотизма, в частности, красную звезду.
В татарских колыбельных песнях наблюдается гендерная дифференциация патриотического воспитания. Если от мальчиков ожидали службу родине в качестве солдата, то от девочек ожидалось замужество, что также явилось патриотизмом, ибо без них продолжить род и вырастить будущих воинов было невозможно.
Служба родине в татарских колыбельных песнях отождествлялась службе родителям, поэтому в колыбельных песнях об этом упоминается параллельно. Служение родителям находило и конкретное воплощение, понималось иногда очень просто - приносить в отчий дом гостинец, сладостей, разных других угощений.
Скорейшему взрослению ребенка способствовали и силы природы, по крайней мере, этого желали родители и призывали силы природы помочь в этом ребенку. Так, снегопад полагали на физический рост ребенка. Силы природы приводились в пример и тогда, когда успокаивали ребенка, чтобы он переставал плакать. В одной из четверостиший поется, что ни земля, ни небеса не плачут, так и ребенок должен перестать плакать.
В колыбельных песнях татарский народ детство отметил как самый счастливый и беззаботный период человеческой жизни, ибо взрослая жизнь была тяжелой, особенно для девочек-мусульманок, которым царское правительство не предусматривало земельных угодий. В другой песне поется, что, будучи ребенком, человек не думает о тяготах во взрослой жизни, колыбельный период остается самым счастливым временем.
О тяжелой жизни женщины поется и в других песнях, подчеркивается униженное социальное положение женщины, в связи с этим обиды, наносимые близкими людьми. Подобные асоциальные песни, хотя и встречаются, не характерны колыбельным песням, а в фольклорные сборники, по нашему мнению, включены из-за педагогической некомпетентности фольклористов и издателей.
Народ не забыл и о сиротах, о тяжелой участи, доставшейся на их долю. Как отметил народ, тяжелое детство у тех, кто рано разлучился с родителями и остался сиротой, тем более, если это была многодетная семья, где родительские заботы о младших возлагались на более старших. В другом четверостишии также на помощь призывается сестра ребенка для того, чтобы успокоить его. Таким образом, кроме мыслей о детском воспитании, татарские колыбельные песни отражают и социальные проблемы, мечтания народа.
В татарских колыбельных воспеваются полные семьи, подчеркивается, что у ребенка есть именно своя мать, отец и другие родственники, которые являются гордостью для ребенка. Некоторые четверостишия отмечают особую любовь матери к своему ребенку, тогда как отец больше занят хозяйственными делами. Тем не менее, ребенок отцу кажется луной, матери -солнцем, а приходящие и уходящие даже не замечают его. Отец и мать для ребенка сделают все возможное и невозможное: оденут, накормят. Как поется, после кормления ребенок перестает плакать.
Желание быстро успокоить ребенка, убаюкивание его с целью усыпить здоровым сном также имеет место в татарских колыбельных песнях. Здоровый сон нужен для того, чтобы ребенок рос здоровым, сберег нервные клетки, что обеспечит полноценное развитие и здоровье в будущем.
Если ребенок не засыпал вовремя, то его пожуривали также самыми добрыми словами, несмотря на то, что он своим плачем мешал работать. Родители всегда ждали скорейшего засыпания ребенка, чтобы быстрее идти на работу, так с самого раннего возраста объяснялось значение труда, велось трудовое воспитание ребенка.
Легкое пожуривание с любовью применялось и в то время, когда ребенок долго не засыпал. Тогда его плач сравнивали с красивой песней, так народ намекал на необходимость музыкального воспитания ребенка. Чтобы успокоить плачущего ребенка, народ находил разные средства, в частности, нежный поцелуй родителей снимал стрессы ребенка, устранял плач, давал возможность почувствовать близкого человека. Если с одного поцелуя ребенок не успокаивался, то все повторялось неоднократно [в статье использован фольклор из источника
3].
Таким образом, колыбельные песни и потешки татарский народ использовал как средство воспитания доброты, гуманности, милосердия, патриотизма и т.д. В их содержании сохранились народные методы воспитания детей. Песни и потешки отразили надежду, веру и любовь татарского народа в связи с рождением и воспитанием ребенка. К сожалению, в настоящее время родители мало знают и мало поют своим детям колыбельные, что является
большим недостатком в воспитании современной детворы.
Литература:
1. Маликов РШ., Газизова Ф.С. К проблеме определения понятия «педагогика детства» // Образование и саморазвитие. Казань, 2010. №6(22). С. 197-202.
2. Маликов РШ. Детская литература и воспитание. Казань: Форт-Диалог, 1996. 94 с.
3. Детский фольклор. Казань: Татар. кн. изд-во, 1984. 488 с.
References:
1. Malikov R.Sh., Gazizova F.S. On the problem of the definition of a cocept “childhood pedagogy” // Education and self-development. Kazan, 2010. №6 (22). P. 197-202.
2. Malikov R.Sh. Children literature and education. Kazan: Fort - Dialogue, 1996. 94 p.
3. Children folklore. Kazan: Tatar Publishing house, 1984. 488 p.