Научная статья на тему 'Педагогические ценности детства по предписанию ислама'

Педагогические ценности детства по предписанию ислама Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
424
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / СЕМЬЯ / АКСИОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИКА ДЕТСТВА / ТЮРКСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНСКИЕ ТРАДИЦИИ / МУСУЛЬМАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / PEAGOGY / FAMILY / AXIOLOGY / PEDAGOGICAL VALUES / PEDAGOGY OF CHILDHOOD / TURKIC PEDAGOGICAL THOUGHT / ISLAM / MUSLIM TRADITIONS / MUSLIM VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Газизова Фарида Самигулловна, Маликов Танбик Рустамович

Детство, по канунам ислама, представляет определенные педагогические ценности, которых следует изучить в научном аспекте. Знание их необходимо для того, чтобы в последующем эти ценности внедрить в учебно-воспитатель-ную работу современных образовательных учреждений. В данной статье раскрываются такие педагогические ценности в исламе, как основы семейного воспитания, мусульманские правила взаимоотношения членов семьи, в частности, между детьми и родителями, что строится на уважении, любви, покорности, взаимопомощи и т.д. В статье раскрывается преемственность представлений о справедливости в античной философской мысли и тюркском средневековом гуманизме-утопизме. Добродетели справедливость является основной категорией среди мудрости, мужества и рассудительности, о которых вели бурные споры и писали античные философы Сократ, Платон, Аристотель и др. За основу выявления преемственности представлений о справедливости взята поэма средневекового тюркского гуманиста-утописта Ю. Баласагуни «Кут адгу билик».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching values of childhood in the rules of islam

Childhood, according to Islam, presents certain pedagogical value, which should be studied in a scientific aspect. This knowledge is necessary in order to implement these values in the educational work of modern educational institutions. This article describes such pedagogical values in Islam as the basis of family education, Muslim rules of relationships of family members, particularly between parents and children based on respect, love, humility, mutual aid, etc. The article reveals the continuity of ideas of justice in ancient philosophical thought and Turkic medieval humanism-utopianism. Virtues of justice is the basic category of wisdom, courage and prudence, which were discussed and described by the ancient philosophers Socrates, Plato, Aristotle, and others. The poem of medieval Turkic humanist utopian Yu Balasaguni "Kut adgu Bilik " has been chosen as a basis to identify the continuity of ideas about justice.

Текст научной работы на тему «Педагогические ценности детства по предписанию ислама»

УДК 37.017.93 ББК 74.03 Г-137

Газизова Фарида Самигулловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, е-mail: rustiku@bk.ru;

Маликов Танбик Рустамович, аспирант Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, т.: 8(929)7291577.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ДЕТСТВА ПО ПРЕДПИСАНИЮ ИСЛАМА

(рецензирована)

Детство, по канунам ислама, представляет определенные педагогические ценности, которых следует изучить в научном аспекте. Знание их необходимо для того, чтобы в последующем эти ценности внедрить в учебно-воспитательную работу современных образовательных учреждений.

В данной статье раскрываются такие педагогические ценности в исламе, как основы семейного воспитания, мусульманские правила взаимоотношения членов семьи, в частности, между детьми и родителями, что строится на уважении, любви, покорности, взаимопомощи и т.д.

В статье раскрывается преемственность представлений о справедливости в античной философской мысли и тюркском средневековом гуманизме-утопизме. Добродетели справедливость является основной категорией среди мудрости, мужества и рассудительности, о которых вели бурные споры и писали античные философы Сократ, Платон, Аристотель и др. За основу выявления преемственности представлений о справедливости взята поэма средневекового тюркского гуманиста-утописта Ю. Баласагуни «Кут адгу билик».

Ключевые слова: педагогика, семья, аксиология, педагогические ценности, педагогика детства, тюркская педагогическая мысль, ислам, мусульманские традиции, мусульманские ценности.

Gazizova Farida Samigullovna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Pedagogy of Elabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, e-mail: rustiku@bk.ru;

Malikov Tanbik Rustamovich, postgraduate student of Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, tel.: 8 (929) 7291577.

TEACHING VALUES OF CHILDHOOD IN THE RULES OF ISLAM

(reviewed)

Childhood, according to Islam, presents certain pedagogical value, which should be studied in a scientific aspect. This knowledge is necessary in order to implement these values in the educational work of modern educational institutions.

This article describes such pedagogical values in Islam as the basis of family education, Muslim rules of relationships of family members, particularly between parents and children based on respect, love, humility, mutual aid, etc.

The article reveals the continuity of ideas of justice in ancient philosophical thought and Turkic medieval humanism-utopianism. Virtues of justice is the basic category of wisdom, courage and prudence, which were discussed and described by the ancient philosophers Socrates, Plato, Aristotle, and others. The poem of medieval Turkic humanist utopian Yu Balasaguni "Kut adgu Bilik " has been chosen as a basis to identify the continuity of ideas aboutjustice.

Keywords: peagogy, family, axiology, pedagogical values, pedagogy of childhood, Turkic pedagogical thought, Islam, Muslim traditions, Muslim values.

Педагогика детства закладывает основу жизненных принципов ребенка. Согласно исламу, это вера и нравственные нормы. Становление ребенка как личности, процесс социализации, как известно, начинается в семье, которая закладывает первичный жизненный опыт. Семейные условия способствуют выстраиванию базисной основы нравственности ребенка, что в последующей жизни, практически, не изменяется, а лишь дополняется другими личными

свойствами и качествами.

Элементарные основы материнского воспитания следует рассмотреть на примере слез ребенка, которые наблюдаются очень часто. Слезы вызываются в результате обид, желания поесть, отсутствия внимания со стороны взрослых и т.д. Взрослые на плач также реагируют по-разному. Излишняя жалость, заботы и ласки в конечном результате приводят к эгоистичности и жадности ребенка. Привития таких пороков следует избегать. Ласки в меру, поощрения по заслугам, наоборот, воспитывают чувства умеренности, благодарности и щедрости. В повседневной суете взрослые на это не обращают даже малейшего внимания, а, оказывается, своевременная верная реакция взрослых является важным воспитательным аспектом.

То же самое можно сказать о детской игре. Игра - это не простое развлечение, а важный аспект социализации ребенка, инструмент познания окружающего ребенка мира. Содержание, сюжет, состав игроков по-разному влияют на сознание ребенка. В групповой игре со сверстниками формируются основы правильного взаимоотношения с людьми. Если ребенок постоянно требует внимания лишь на себя, то это считается за проявление эгоизма. Такая игра воспитывает коллективизм, прививает умение работать в команде, что является важным аспектом современной взрослой жизни. Групповая игра должна научить ребенка быть толерантным, уважать других, считаться с их мнением, сотрудничать. Обратное свидетельствует то, что человек во взрослой жизни не будет требователен к себе в правильном построении взаимоотношений с членами коллектива, в результате чего он будет отвергнут командой. Заложенные признаки в детстве невозможно исправить или повторить в зрелом возрасте.

Педагогикой детства в мусульманском обществе мы называем те предписания, правила, методы и принципы, заложенные в основу исламского вероучения, которые способствуют установлению равновесия между природными инстинктами ребенка и требованиями окружающей жизни. Все мусульмане мира стараются прививать в своих детях учения и требования Ислама, чтобы те выросли достойными своих родителей.

Следует отметить, что в этнопедагогике научно не разработаны методы и принципы ислама, касающиеся воспитания детей. Специально не задаваясь такой целью, мы их просто назовем правилами и требованиями мусульманского вероучения.

Одним из основных правил ислама является проявление почтительности и хорошего отношения к родителям, что свидетельствует об истинности мусульманина. Такое требование к мусульманину объясняется тем, что почитание родителей относится к ряду важнейших дел, свершения которых требует ислам, о чем конкретно и недвусмысленно говорится во многих аятах и хадисах. Почитание родителей и хорошее отношение к ним стоит на втором месте по важности после веры в Аллаха и поклонения к Нему. Именно до такой степени возносит ислам положение родителей в жизни человека, что таких примеров до появления ислама человечество не знало.

Согласно педагогики детства в мусульманском обществе, ребенок знает, какое положение родители занимают и каковы его обязанности по отношению к ним. Угождение родителям идет вторым после угождения Всевышнему. Хорошее отношение к родителям считается достоинством, важность которого уступает лишь вере в Аллаха. Об этом много говорится в аятах, например, в 36 аяте суры 4 «Женщины» говорится:

«Так поклоняйтесь же Аллаху И сотоварищей Ему не измышляйте.

И делайте добро родителям и близким,

Сиротам и таким, которые в нужде,

Тому, кто близок к вам И кто от вас вдали,

Тому, кто дорог вам по дружбе,

И страннику (от дома вдалеке),

И тем, которыми владеют ваши правы руки» [Коран, 4:36].

Таким образом, родители стоят на втором месте после Аллаха для поклонения и проявления добра, поэтому истинный мусульманин почитает своих родителей больше всех остальных людей.

«Благородный Коран отводит родителям очень высокое место и подробно описывает тот высоконравственный метод обращения с ними, которого должен придерживаться мусульманин, когда один из них или оба они состарятся, одряхлеют и лишатся сил. И в этом благородный

Коран достигает таких пределов, которые были неведомы человечеству до того, как солнце этой религии воссияло над землёй» [Аль-Хашими, 2001, с. 63]. Об отношении к престарелым родителям в аятах 23-24 суры 17 «Перенес Ночью» говорится:

«И ваш Господь повелевает,

Чтоб поклонялись вы Единому Ему И чтоб к родителям своим благодеяли.

А если кто-нибудь из них иль оба Достигнут старости в ваш век,

Не говори (презрительное) «пфи»

И не кричи на них,

А речь веди пристойно с ними.

По милосердию (и кротости души)

Простри крыло смирения пред ними И говори:

«Господь! Пошли им милость,

Подобно той, с которою меня - младенца Они взрастили (с колыбели)»» [Коран, 17:23-24].

Эти слова Аллаха звучат как приговор, которого изменить нельзя. Они свидетельствуют о неразрывной связи поклонения Аллаху с проявлением почтительности к родителям, что поднимает достоинство родителей на такую высоту, которой не достигли слова ни одного ученого или мудреца.

Данный аят не только указывает на способ проявления почтительности к родителям, но и воспитывает в душе ребенка чувства «милосердия, благожелательности и почтения, поскольку здесь использованы душевные, тёплые и нежные слова, склоняющие человека к мягкости и обходительности... Это значит, что в таком случае они окажутся у тебя на попечении и под твоей зашитой и покровительством, так как они могут превратиться в дряхлых и немощных стариков, но остерегайся, и ещё раз остерегайся, повысить на них голос в подобных обстоятельствах, выражая своё недовольство, досаду или раздражение. Наоборот, ты должен побольше думать о том, какое бы ещё доброе слово сказать, чтобы им стало приятно и они бы порадовались. И пусть твоё пребывание с ними ни в чём не противоречит тому, чего требует глубокое уважение и высокая оценка, так как это более всего соответствует смирению и покорности. И пусть язык твой не устаёт произносить мольбы за них за то, что они всегда протягивали тебе руку помощи и воспитывали тебя, когда ты был маленьким, беспомощным и слабым» [Аль-Хашими, 2001, с. 64].

В результате постоянного напоминания в сурах и аятах Корана о необходимости почитания своих родителей дети все больше начинают уважать их. И таких аятов довольно много, например:

«Мы завещали человеку Добротворить родителям своим.

Но если станут принуждать они тебя Мне в «сотоварищи» призвать такое,

О чем ты знания (из Божьих Откровений) не имеешь,

Не повинуйся (в этом деле) им.

Ко Мне вернетесь вы, и Я вам возвещу Всю (суть) того, что вы творили» [Коран, 29:8].

Этот аят свидетельствует о том, что люди обязаны всегда почитать своих родителей и дать им знать свою расположенность к ним словом и делом. Никто не может ослушаться их, но, если они, настаивают приобщать к

Аллаху сотоварищей, то это тот случай, когда можно не повиноваться им, так как справедливость многобожия еще не доказана, что считается тяжким грехом. Все со временем вернуться к Аллаху и получат за свои деяние положенное воздаяние. Поэтому об этом нужно помнить и быть покорными родителям, предписания Аллаха ставятся превыше всего.

По одному из хадисов, мать была против принятия ислама своим сыном и сказала: «Либо ты отступишься от своего ислама, либо я откажусь от пищи и буду голодать, пока не умру, а ты покроешь себя позором среди арабов, которые будут говорить: «Он погубил собственную мать!»», на что сын

ответил: «Ты знаешь, что даже если бы у тебя было сто душ и они покидали бы тебя одна за одной, я и тогда не отказался бы от своего ислама!» после трех голоданий мать не выдержала и снова стала есть. Позже Всевышний Аллах ниспослал по этому поводу аяты, которые были доведены до сведения мусульман Пророком, где содержится порицание сыну за грубое отношение к матери:

«Но если они будут добиваться,

Чтоб ты Мне в соучастники придал,

О чем тебе (из Откровений) неизвестно,

Не повинуйся им,

Но соучаствуй с ними в добром в этом мире И следуй по пути того,

Кто искренне ко Мне свой лик направил, -Ведь лишь ко Мне вы все вернетесь,

И Я тогда вам сообщу

Всю (суть) того, что вы творили» [Коран, 31:15].

В аяте 14 суры 31 «Лукман» также говорится о необходимости почитания родителей:

«Мы завещали человеку

(Заботу проявлять) к родителям своим, -

Во чреве носит его мать,

За тягостью испытывая тягость,

И от груди в течение двух лет не отлучает.

«Благодари Меня! - (тебе Я завещаю). -И почитай родителей своих»

Ко Мне лежит обратный твой приход» [Коран, 31:14].

Всевышний Аллах призывает своих рабов к хорошему отношению к родителям и интересуется о соблюдении своего заповеди. Мусульманин благодарен Аллаху, поклоняется Ему, выполняет свои обязанности и не пользуется Его милостью в целях совершения грехов. В то же время мусульманину предписано почитать родителей, повиноваться им и относиться учтиво и уважительно, делать добро, смириться с их пожеланиями, поддержать и в трудную минуту, выбирать выражения, чтобы не обидеть их словом. «Аллах заповедал человеку поступать так и возвестил о том, что человек непременно вернется к Аллаху, который ниспослал ему эту заповедь и обременил его этой обязанностью. И тогда Аллах спросит своего раба: «Соблюдал ли ты эту заповедь? Если ты соблюдал ее, то непременно получишь щедрое вознаграждение. Если же ты нарушал ее, то будешь подвергнут мучительному наказанию». Говоря о причине, которая обязывает человека почтительно относиться к родителям, Всевышний Аллах напомнил о том, что мать носит своего ребенка в чреве, испытывая изнеможение за изнеможением. С момента зачатия беременная женщина становится прихотливой, болезненной, слабой и тяжелой. Затем начинаются родовые схватки, которые причиняют женщине очень сильные боли. А после рождения ребенка она заботится о нем, воспитывает его и кормит его грудью в течение еще двух лет. Разве ж человек не должен хорошо относиться к тому, кто переносит ради своего ребенка столько трудностей и вместе с тем испытывает к нему самую сильную любовь?» [Толкование Священного Корана ас-Саади, электронный ресурс].

О почитании родителей имеется множество хадисов, которые дополняют и комментируют аяты и суры Корана. Однажды Пророка спросили: «Какое дело Аллах любит больше всего?» Он сказал: «Совершаемую своевременно молитву». Снова спросили: «А после этого?» Он ответил: «Проявление почтительности к родителям». Снова спросили: «А после этого?» Он сказал: «Борьбу на пути Аллаха». Данный хадис свидетельствует о том, что Пророк, будучи великим мусульманским наставником, почтительность к родителям поместил между молитвой и борьбой на пути Всевышнего. Судя по том, что молитва является одной из опор религии, а джихад - высшим пределом ислама, не трудно заметить какое высокие место отводится родителям ребенка [Аль-Хашими, 2001, с. 66].

В истории Джурайды имеется очень важное наставление о важности почитания родителей и подчинения им. Однажды во время его молитвы к нему обратилась мать, на что он пробормотал: «О Господь мой, моя мать или моя молитва?», но выбрал молитву. На последующие обращения матери он также не реагировал. Тогда мать прокляла его, обратившись к Аллаху, чтобы он не умирал, пока не столкнется с блудницами. После этого случая одна из блудниц забеременела от пастуха. Этот пастух

попросил отцом ребенка показать Джурайду, что и сделала блудница. Тогда люди разрушили жилище Джурайды, и судья повел его на площадь. Перед наказанием Джурайда вспомнил про проклятие матери и попросил отсрочить наказание, чтобы совершить молитву в два раката. После этого он попросил видеться с ребенком и спросил у него про его отца, на что младенец указал на пастуха. И тогда люди произнесли: «Не бога, кроме Аллаха», «Аллах велик». Согласно хадису, факихи считают необходимым прервать молитву, если в это время к ним обращается один из родителей [Аль-Хашими, 2001, с. 67].

Таким образом, в отличие от светских, права человека в исламе, в том числе и права детей, определены Всевышним, а не опираются на инструкции и законы, придуманные людьми, где не всегда соблюдаются объективность и мудрость, поэтому они не всегда всесильны как законы Создателя.

Литература:

1. Аль-Хашими М. Личность мусульманина согласно Корану и Сунне / пер. В. А. Нирша. М., 2001. 414 с.

2. Коран / пер. смыслов и коммент. В. Пороховой. Дамаск; М.: Аль-Фуркан, 1996. 815 с.

3. Толкование Священного Корана ас-Саади [Электронный ресурс]. URL: http://xadis.ru/books/kuran_tafsir/tafsir.html.

References:

1. Al-Hashimi M. Personality of a Muslim according to the Quran and Sunnah / trans. by VA. Nirsha. M., 2001. 414 p.

2. Quran / transl. of meanings and comments by B. Prokhorova. Damascus; M.: Al-Furqan, 1996. 815 p.

3. Interpretation of the Holy Quran Al-Saadi. URL: http://xadis.ru/books/kuran_tafsir/tafsir. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.