В. А. Тарусин
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Работа представлена кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Военной академии связи.
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор О. Ю .Ефремов
В статье рассматриваются проблемы воспитания, педагогической помощи и поддержки детей группы риска, их социализации и реабилитации, успешной интеграции в общество на основе тесного сотрудничества всех ведомств, занятых этой деятельностью.
The article deals with educational problems, pedagogical assistance and support of risk group children, their socialization and rehabilitation, successful integration in society based on close cooperation of all institutions engaged
Главной целью государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации обозначено обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудной жизненной си-
туации, их полноценной реабилитации, успешной интеграции в общество. Приоритетами в этой области являются: защита прав и интересов детей, ослабление негативных последствий сиротства,
создание новых учреждений, ориентированных на проблемы детей с различными формами средовой дезадаптации.
Для этого требуется теоретическое обоснование и практическая реализация принципов, путей, условий, методов социального и психолого-педагогического воздействия и взаимодействия, обеспечивающих успешное вхождение ребенка в жизнь общества, создание системы социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки несовершеннолетних. Важное значение имеет разработка и реализация указанных положений применительно к детям, которых относят к группе риска, называют трудными: дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной патологической характеристики; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из неблагополучных, асоциальных, нуждающихся в социальной, экономической, психологической, педагогической помощи семей; дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации1.
В особой заботе, педагогической поддержке и помощи нуждаются дети, воспитывающиеся вне семьи. Требует решения вопрос о том, какой должна быть данная помощь и поддержка применительно к современным условиям развития общества, педагогической теории и практики.
По данным статистики, за последние годы число детей, оставшихся без попечения родителей, неуклонно растет. Резко возросло количество детей - социальных сирот, т. е. детей, родители которых по тем или иным причинам лишены родительских прав. Из общего количества детей, оставшихся в последнее время без попечения родителей, 95% - социальные сироты2. Дети этой категории воспитываются в детских домах или школах-интернатах. В последние годы появилось много новых типов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди-
телей: приюты временного пребывания для детей и подростков, психолого-педа-гогические центры реабилитации детей и подростков, кризисные центры, центры по работе с семьей, центры семейного воспитания, социальные гостиницы, центры постинтернатной адаптации и др. Несмотря на материальное и методическое обеспечение, педагогические усилия, проведение различных воспитательных мероприятий, выходя из этих учреждений, воспитанники в большинстве своем становятся асоциальными личностями.
Опыт работы в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки позволяет говорить о том, что сегодня на первый план выходят проблемы не материальные, а психологопедагогические. Дети, живущие в таких учреждениях, будут копировать в своей будущей жизни ту модель, какую они видят каждодневно. В целом в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки и помощи трудятся добросовестные люди, которые любят детей, стараются заменить им семью, помочь стать полноценными гражданами. Однако иногда контакты педагогов и детей основаны на подчиненности, зависимости от старших, доминировании авторитарного стиля, ориентации воспитанников на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение требований старших. Личность ребенка подавляется, деформируется, важным в нем признается только послушание, подчинение требованиям взрослых, безропотное выполнение требований. Неблагополучие в поведении ребенка нарастает, так как выход за рамки предписанного осуждается, что вызывает реакцию протеста и конфликт.
Ребенок, воспитывающийся вне семьи, если живы его родители,- явление противоестественное, и в работе с ним следует учитывать его особенности. Одна из таких особенностей - нарушение
привязанности как близких, теплых отношений между человеческими существами. Потеря привязанности для ребенка означает печаль, переживание утраты. Помимо нарушений привязанности у детей группы риска в целом очень сильно нарушена социализация, т. е. процесс вхождения в социальную среду, усвоения социального опыта, приобщения к системе социальных связей.
Особенностью социализации воспитанников учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства является замещение главного института социализации - семьи - учреждением, что приводит к деформации процесса их социализации.
Организация жизни детей в учреждениях социальной и психо-лого-педагоги-ческой помощи и поддержки должна максимально способствовать нормальному психическому развитию, а это возможно только тогда, если рядом с воспитанником находится взрослый человек, который мог бы замечать и оценивать первые успехи ребенка, предупреждать нарушения в психическом и личностном развитии. Всем специалистам, работающим с детьми в таких учреждениях, необходимо учитывать свойственную воспитанию детей вне семьи специфику организации и содержания их жизни, построения отношений.
Пребывание детей в учреждениях социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки должно иметь целью: оказание целенаправленной помощи, обеспечение социальной компетенции, адаптацию к определенному учреждению, медицинскую и педагогическую реабилитацию, оказание социальной и правовой поддержки, направленной на воспитание у ребенка способности вы -живать в трудных условиях.
Большинство воспитанников сегодня вынуждено жить в детских домах, имея при этом живых родителей, а после совершеннолетия должны пытаться строить
своими силами самостоятельную жизнь. Таким образом, задача всех этих учреждений заключается в том, чтобы помочь детям научиться вести самостоятельный образ жизни, научить их жить в обществе, при этом не заменяя им родителей, воспитание в семье. Однако детские дома, школы-интернаты не в полной мере готовят своих воспитанников к самостоятельной жизни. Одна из причин такого положения заключается в том, что в воспитательной системе этих учреждений главное направление отношений между воспитанниками и взрослыми - это воздействие. Администрация воздействует на педагогов и воспитателей, а они - на детей. В такой системе отсутствует взаимодействие, а дети копируют эту модель, и в контактах между ними тоже нет взаимодействия на равных. Общение в этих учреждениях строится по вертикали: одни приказывают, требуют, критикуют, наказывают, другие подчиняются, сопротивляются и т. д.
Задача воспитателей заключается в поддержке одобряемого поведения, положительных черт характера и разрушении неодобряемого поведения, в результате чего происходит рост положительных качеств личности. Воспитателям необходимо знать, что хорошо умеет делать ребенок, что у него получается, какие сильные стороны он имеет, что вызывает у него затруднения, в чем он отстает. Для этой цели воспитатели должны уметь проводить диагностику развития ребенка и выделять те навыки, которым необходимо его научить, чтобы он лучше мог жить и выживать.
Основным новообразованием в процессе воспитания детей группы риска должна являться компетентность - интеллектуальная, социальная, языковая, физическая, вбирая в себя результаты развития всех характеристик личности, сформировавшихся в жизни ребенка. Социальная компетентность рассматривается как состояние личности, способ-
ность и готовность к решению задач, стоящих перед человеком в повседневной жизни и общении.
Приоритетным направлением личностного развития является индивидуализация деятельности, позволяющая уви-деть неповторимость и уникальность каждого ребенка, выделение в нем хороших сторон и опора на них в своей работе, а не просто опора на возрастную статистическую норму.
Важная задача системы социальнопедагогической поддержки детства -восстановить воспитательный потенциал семьи, поскольку ни одно даже самое прекрасное государственное учреждение не сможет заменить ребенку семью, и поэтому следует направить все усилия
на то, чтобы реабилитировать ее в социальном, психологическом, педагогическом и других отношениях.
В целом, главной задачей в работе с детьми группы риска является создание лучших условий для их развития и получения ими образования, построение системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи и поддержки. Для решения этой задачи необходимо тесное сотрудничество всех ведомств, занятых этой деятельностью (милиция, инспекция по делам несовершеннолет-них, органы опеки и попечения, здравоохранения, образования и т.д.), взаимодействие разных специалистов на уровне села муниципалитета, района, города и т. д.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Шулъга Т. И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки // Прикладная психология и психоанализ. 1998. № 2.
2 Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2004.С. 163.