УДК/UDC 378.4
DOI 10.54509/22203036_2024_2_183 EDN APEVDC
Мамонтова Наталья Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры иностранных языков,
ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический
университет имени Т. Ф. Горбачева», г. Кемерово
Mamontova Natalia Yu.
Candidate of Pedagogy Science, Associate Professor, Docent of the Department of Foreign Languages, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF MODELING EDUCATIONAL STRATEGIES FOR STUDENTS' PROJECT SKILLS DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING
Аннотация. В статье представлены особенности и методология разработки педагогической технологии моделирования учебных стратегий в процессе иноязычной подготовки. Сформулированы актуальность и целесообразность использования предлагаемой технологии, описаны основные методы - метод кейса и метод проекта. Обосновано, что их совместное использование в образовательном процессе в качестве метода кейс-проекта обеспечивает условия для повышения познавательной активности обучающихся, развития их научно-исследовательской и проектной деятельности, мотивации улучшать языковые умения. Описан алгоритм реализации педагогической технологии, педагогические принципы работы, критерии оценки ее эффективности и педагогический потенциал. Предложена авторская интерпретация терминов «педагогическая технология», «учебная стратегия». В качестве результатов исследования представлены учебные стратегии реализации технологии на примерах кейс-проектов для обучающихся уровней бакалавриата, специалитета и магистратуры в процессе иноязычной подготовки.
Abstract. The article presents the features and methodology of the development of pedagogical technology for modeling educational strategies in the process of foreign language training. The relevance and expediency of using the proposed technology are formulated, the main methods are described - the case method and the project method. It is proved that their joint use in the educational process as a case-project method provides conditions for increasing the cognitive activity of students, developing their research and project activities, and motivation to improve language skills.
The algorithm of implementation of pedagogical technology, pedagogical principles of work, criteria for evaluating its effectiveness and pedagogical potential are described. The author's interpretation of the terms "pedagogical technology" and "educational strategy" is proposed. As the results of the study, educational strategies for the implementation of technology are presented using examples of case project models for students at the bachelor's, specialist's and master's levels in the process of foreign language training.
Ключевые слова: педагогическая технология, педагогическое моделирование, учебная стратегия, метод кейса, метод проекта, метод кейс-проекта, гибкие умения, умения для трудоустройства, иноязычное обучение.
Keywords: pedagogical technology, pedagogical modeling, educational strategy, case method, project method, case project method, flexible skills, skills for employment, foreign language learning.
Введение
Образовательный процесс в современном вузе многогранен и многофункционален. Цели обучения определяются компетентностным подходом, который ставит разноплановые и комплексные задачи перед преподавателями вузов и обучающимися. Цели и задачи обучения соотносятся с требованиями федеральных образовательных стандартов, которые реализуются через универсальные и профессиональные компетенции. Они нацелены на формирование у обучающихся вузов системного и критического мышления,
командной работы и лидерства, коммуникации, межкультурного взаимодействия, самоорганизации и саморазвития. Процесс формирования умений и навыков в области разработки и реализации проектов является приоритетным для формулирования научной базы данной статьи и обеспечивает потенциальное образовательное поле для разработки и апробации педагогической технологии, способствующей усилению мотива-ционных позиций иноязычной подготовки.
Актуальность разработки технологии моделирования учебных стратегий продиктована реалиями современной образовательной среды, когда готовность обучающихся к участию в проектной деятельности как форме научно-исследовательской работы рассматривается в качестве обязательного компонента их профессиональной подготовки и успешной профессиональной деятельности в будущем, собственно, это и есть метод проекта. При выборе темы для такой работы важно учитывать ее важность для обучающегося, актуальность, с точки зрения педагогической науки, и своевременность касательно организации учебного процесса для обучающихся, а также ее практическую значимость для будущих профессиональных перспектив обучающихся, что в полной мере отвечает идее метода кейса.
Цель статьи - обосновать целесообразность и эффективность применения универсальной педагогической технологии моделирования учебных стратегий на примере методики кейс-проектов, обеспечивающих активизацию познавательных, мотивацион-ных, творческих и научно-исследовательских потенциалов обучающихся уровней бакалавриата, специалитета и магистратуры в процессе иноязычной подготовки.
В соответствии с целью сформулированы задачи, которые охватывают следующий объем работы в рамках реализации предлагаемой технологии:
- аргументировать актуальность и терминологию разработки педагогической технологии моделирования учебных стратегий;
- описать алгоритм и методику реализации предлагаемой педагогической технологии моделирования учебных кейс-проектов;
- оценить эффективность и потенциал работы по реализации педагогической технологии моделирования учебных стратегий.
Научная новизна исследования представлена актуализацией учебных стратегий, учитывающих комби-наторность двух ведущих методов обучения - методов кейса и проекта, обеспечивающих синергетиче-ский научно-исследовательский потенциал для развития научно-исследовательских умений обучающихся, и заключается в описании алгоритма реализа-
ции педагогической технологии в процессе иноязычного обучения в вузе, а также в разработке критериев для оценки ее эффективности. В авторской интерпретации представлены дефиниции терминов «педагогическая технология», «учебные стратегии», «метод кейса», «метод проекта», «метод кейс-проекта», «гибкие умения», «передаваемые умения» и «умения для будущего трудоустройства».
Практическая значимость исследования подтверждается тем, что предложен и описан авторский подход к организации проектной деятельности обучающихся разных уровней обучения через их вовлечение в учебные кейс-проекты как учебные стратегии. Моделирование таких форм работы позволяет обеспечить многофакторные аспекты обучения:
- соответствие рабочей программе, формирование проектных умений, повышение мотивации и познавательной активности обучающихся;
- развитие научно-исследовательского мышления, формирование перечня передаваемых умений в перспективе будущего трудоустройства;
- возможность дальнейшего использования технологии моделирования учебных кейс-проектов для формирования научно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте иноязычного обучения, что обеспечивает преемственность обучения в унифицированных методиках, подходах и инструментах по принципу трансфера технологий.
Методология
Ведущими методами реализации педагогической технологии моделирования учебных стратегий развития проектных навыков обучающихся предлагаем считать следующие: метод кейса - для изучения конкретной ситуативно значимой темы; метод проекта -для организации исследовательской работы по теме; метод опроса/анкетирования - для получения результатов по теме проекта; метод взаимного оценивания (peer assessment) - для получения объективной оценки сверстников; метод рефлексии - для мониторинга, оценки и самооценки эффективности проекта.
Касательно научно-терминологического аппарата в рамках методологического обоснования первой задачи данной статьи считаем важным проанализировать интерпретации ключевых терминологических понятий. В первую очередь рассмотрим термин «педагогическая технология» в ключе данного исследования. Собственно, понятие «технология» определяется как «совокупность операций, осуществленных определенным способом в определенной последовательности, из которой складывается запланированный
педагогический процесс» [1, с. 5]. Разделяем точку зрения И. В. Приваловой в том, что педагогическая «технология является техническим методом реализации практической цели, в основе которого лежат целесообразность, связь учения и преподавания, конкретные цели, тематический план, средства контроля, мотивация, воспроизводимость, четко обоснованные критерии обратной связи» [2, с. 81]. В данном исследовании «педагогическая технология» представлена нами как последовательное моделирование и соответствующее учебной ситуации применение образовательных действий (методов, приемов, принципов), обеспечивающих успешное овладение обучающимися комплексом знаний, умений и навыков, которые формируют универсальные компетенции [3, с. 23].
Предполагаемые образовательные действия реализуются в условиях педагогического моделирования, которое является «общенаучным методом исследования, основанным на использовании исследователем заменяющего реальность объекта - модели» для решения познавательных или образовательных задач [4, с. 6]. Вслед за рядом исследователей будем придерживаться определения, согласно которому «модель - это искусственно созданный объект, который отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта» [5, с. 103]., Педагогическое моделирование рассматривается нами как «процесс и результат создания и оптимизации педагогической модели, от качества использования которой можно объективно повысить результат педагогической деятельности» [6, с. 218]. В многофункциональном смысле, педагогическое моделирование является продуктом деятельности педагога, а также универсальным методом и инструментом проектирования и «внедрения педагогических новшеств различных уровней в современный образовательный процесс» [7, с 589]. Моделируемой реальностью могут выступать личные ресурсы обучающихся, которые формируются в образовательном процессе, например, личностные и профессиональные качества, образовательный процесс и его методическое обеспечение, содержание образования, учебно-педагогическое взаимодействие [4, с. 11], например, моделирование учебных стратегий развития проектных навыков обучающихся.
В данном исследовании разработанная модель представлена и описана как учебная стратегия «Кейс-проект». Прежде всего, поясним, что учебная стратегия как педагогическая категория представляет собой систему методов, целенаправленно организованных педагогом для решения учебных задач и достижения обра-
зовательных результатов. Безусловно, в педагогической технологии моделирования учебных стратегий мы учитываем как когнитивные стратегии, ориентированные на усвоение учебной информации, так и мета-когнитивные, направленные на организацию управления учебной деятельностью. В статье мы ориентируемся на метакогнитивные стратегии, которые позволяют обучающимся контролировать учебный процесс, осознавать себя как активных участников учебной деятельности и регулировать познавательные процессы. Метакогнитивные стратегии включают в себя «разнообразные действия и сложные эмоциональные реакции, способствующие усвоению, пониманию и последующему применению новых знаний и навыков в различных контекстах обучения» [8, с. 162].
Метакогнитивные стратегии реализуются через комплекс последовательных этапов моделирования учебной деятельности. К ним мы относим постановку целей, реализацию задач, мониторинг и самоконтроль, оценку и саморефлексию. «Учебная стратегия» как термин данной статьи представлена нами как метакогни-тивная стратегия, направленная на управление познавательной деятельностью и формирование способности обучающихся оценивать свои сильные и слабые стороны в знании иностранного языка через развитие проектных умений в процессе иноязычной подготовки на основе моделируемых кейс-проектов.
Рассмотрим методологию учебного кейса и учебного проекта и обоснуем их комбинаторность как учебной стратегии в иноязычной подготовке в вузе. Разделяем мнение Э. А. Сидельник о том, что использование в обучении метода кейса обеспечивает возможности формирования умений коммуникации, анализа большого объема неупорядоченной информации в короткие сроки, принятия решений в условиях стресса, проявления лидерства. Что особенно важно, метод кейса «способствует развитию системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения» [9, с. 60]. Для нашего исследования необходимо уточнить, что в мы в большей мере делаем акцент на учебные и научно-исследовательские кейсы: именно их целесообразно применять обучающимися для подготовки проектов как в индивидуальном, так и в командном формате.
Учебный кейс в рамках учебной стратегии проектного обучения в нашей интерпретации - это комплект реальных, значимых для (будущей) профессиональной деятельности обучающихся ситуаций. Суть метода кейса раскрывается в том, что студенческая группа, мини-группа или обучающийся самостоятельно ана-
лизируют конкретную ситуацию, предлагают решения поставленной задачи и разрабатывают алгоритмы ее реализации. Предлагаемая интерпретация учебного кейса удачно сочетается с идеей учебного проекта. Как отмечает Н. А. Бреднева, в процессе работы над проектом студенты реализуют ряд важных компетенций. Это умения «организовывать собственную деятельность, выбирать методы решения профессиональных задач, осуществлять поиск и обработку информации, в том числе на иностранном языке, применять компьютерные технологии, работать в команде, принимать решения в деловых ситуациях, заниматься самообразованием, осуществлять личностный и профессиональный рост» [10, с. 145-146].
Согласимся с С. Д. Липатовой, Е. А. Хохолевой, что студенческий проект - это «командная деятельность студентов от постановки задачи до оценки полученного результата, направленная на достижение заданной цели» [11, с. 60]. Работа над проектами развивает критическое мышление студентов, повышает мотивацию к изучению языков. Данная педагогическая методика «способствует социализации личности студента путем развития способности работать в команде и навыков самопрезентации» [12, с. 59]. Безусловной ценностью учебных проектов, как отмечают А. Ю. Распопова, С. Ю. Беспалова, является то, что студенческие проекты «потенциально способствуют улучшению высшего образования, поскольку они повышают академическую вовлеченность студентов» [13, с. 84]. Учебный проект, с позиций реализации учебного кейса в авторской интерпретации, - это научно-исследовательское задание в обозначенных временных рамках и определенных учебными целями ресурсах. Ресурсы определяются целями проекта, количеством участников, распределением ролей в проекте, техническими возможностями и другими, соответствующими целям задачами.
Соответственно цели исследования предлагаем следующее определение термину «учебный кейс-проект». Это педагогически и психологически обоснованная технология вовлечения обучающихся в перспективную педагогическую и комфортную психологическую образовательную зону познавательной и проектной деятельности в контексте иноязычного обучения. Обязательным является представление результатов учебной проектной работы в формате презентаций, эссе, рефлексий и других форм работы обучающихся в рамках учебной программы. Очевидным становится тот факт, что педагогическая технология моделирования учебных стратегий для развития проектных навыков обучающихся в формате модели кейс-проектов предлагает множество синергетических преимуществ
для преподавателей и обучающихся. Алгоритм применения педагогической технологии, согласно второй задаче исследования, можно разделить на три этапа в соответствии с целями и задачами технологии моделирования учебных стратегий кейс-проекта с учетом опыта педагогической работы [14, с. 70].
Первый этап педагогической технологии предполагает организационную работу с обучающимися. К ней относятся формирование теоретической когнитивной базы исследования, формирование групп. Во-первых, важно учитывать уровень языковой подготовки, по необходимости менять состав группы по принципу дифференцированного подхода. Далее, формулируются задания, распределяются роли обучающихся в группе, назначается куратор/лидер группы, ответственный за задание.
Второйэтап педагогической технологии сосредоточен на методической работе. Для установления сроков реализации кейс-проекта, осознания уровня самостоятельности и закрепления командных ролей участников, описания общих правил проекта, разработки критериев для иноязычного взаимодействия участников формулируются технические регламенты и условия стратегии кейс-проекта. Для обеспечения вовлеченности обучающихся в научно-исследовательскую деятельность, активизацию их познавательной активности определяется актуальность темы кейс-проекта и ее практическая значимость для каждого участника. Для обоснования выбора источников получения информации, например, учебников и учебных пособий, интернет-ресурсов, обучающихся других групп, личного опыта обучающихся и преподавателя, учебных ресурсов преподавателя подбирается и анализируется тематическая информация для кейс-проекта. Для подтверждения целесообразности и эффективности проводимой работы, определения целевой аудитории, выявления предпочтений и интерпретации мнений респондентов разрабатывается процедура проведения опросов и разработки содержания анкет. Для информирования заинтересованной аудитории о результатах выполнения проектной работы команда разработчиков кейс-проекта (или автор, если работа индивидуальная) готовит творческие отчеты: эссе и статьи, публичные презентации, определяющие значимость проделанной работы для каждого обучающегося и одновременно обеспечивающие необходимую коммуникативную практику на английском языке.
Третий этап моделирования учебного кейс-проекта ориентирован на оценочную работу с обучающимися, которая обеспечивает мониторинг образовательного процесса и результатов, обработку результатов, опре-
деление действий для обратной связи. На данном этапе подводятся итоги реализации кейс-проекта. Мы разработали некоторые критерии для оценки эффективности реализуемой технологии:
- дидактические: тема, цель, задачи, когнитивная база педагогической технологии;
- методические: методы, приемы, стратегии кейс-проекта;
- организационные: анкеты, опросники, интервью;
- оценочные: мониторинг работы по кейс-проекту;
- рефлексивные: получение обратной связи.
С точки зрения выбора тематики кейс-проектов, придерживаемся идеи, что «основополагающей задачей университета является предоставление студентам возможности приобрести соответствующий опыт, сформировать навыки, умения и компетенции для развития способностей и повышения уровня профессиональной гибкости для деятельности в эпоху неопределенности» [15, с. 39]. Как отмечает Н. В. Ломовцева, современный мир «характеризуется быстротой изменений, непредсказуемостью, значительными трудностями в определении будущего, разнообразием доказательств, причин и факторов, влияющих на ситуацию, а также многомерными ситуационными условиями» [16, с. 96]. Эти условия мира будущего, влияющие на содержание современного образования и методы обучения, определили ключевую концепцию практической части работы. Технология моделирования стратегии развития проектных навыков обучающихся в учебных кейс-проектах в тематическом плане ориентирована на формирование передаваемых умений (transferable skills). Передаваемые умения предполагают разумный баланс между специальными (жесткими) и социальными (гибкими) умениями. Это тот перечень умений, который характеризуется как «умения для успешного трудоустройства/навыки трудоустройства» (employability skills). Сам термин является «многомерным понятием и используется в контексте передаваемых, общих, интеллектуальных, межличностных, отраслевых и когнитивных умений» [17, с. 45]. Несмотря на отсутствие общепризнанного определения, в широком смысле навыки трудоустройства (employability skills) относятся к определенному набору навыков и личных качеств, которые помогут обучающемуся найти работу, сохранить занятость и при этом оставаться востребованным на рынке труда. Считаем, что в настоящее время нужно уходить от четкого наполнения терминов «жесткие умения» и «гибкие умения».
Мы предлагаем следующую интерпретацию для термина «Навыки трудоустройства» (Employability skills). Это навыки, которые объединяют жесткие навыки
и гибкие умения, которые дают потенциальным специалистам и претендентам на трудоустройство достаточные конкурентные инструменты для представления себя как перспективных гибких молодых специалистов, способных применять приобретенные академические навыки в рабочем процессе, готовых к непрерывному обучению для развития своих навыков и способных мыслить нестандартно.
Особый акцент в работе с обучающимися мы делаем, безусловно, на гибких умениях (soft skills) в соответствии с возможностями дисциплины иностранный язык. Сегодня гибкие умения, наряду с жесткими, все чаще называют навыками трудоустройства. Работодатели рассматривают гибкие умения как навыки трудоустройства в силу того факта, что они необходимы для гармоничных отношений с коллегами в контексте профессиональной занятости и межличностной коммуникации. В логике нашего исследования будем использовать авторский термин «гибкие умения» (soft skills) как комплекс социальных умений, которые обеспечивают эффективную межличностную интеракцию, способствуют успешности академических результатов, активизируют познавательную активность обучающихся и способствуют развитию их научно-исследовательского потенциала в процессе обучения в техническом вузе на уровне бакалавриата, специалитета, магистратуры.
Результаты
Опишем наш педагогический опыт применения педагогической технологии в соответствии с третьей задачей исследования, рассмотрев три примера моделирования учебных стратегий развития проектных навыков обучающихся в процессе иноязычной подготовки.
Первая учебная стратегия. «Кейс-проект «Скрытая» вовлеченность обучающихся в проектную деятельность». В нашей педагогической практике есть примеры реализаций технологии моделирования учебных кейс-проектов, которые проходят в формате учебной работы с обучающимися, когда преподаватель не сообщает им о том, что они участвуют в «проекте». Технические регламенты реализации этой версии учебного кейс-проекта были определены учебным графиком. Тематика работы соответствует требованиям учебной программы и находит отклик у студентов 1-го курса бакалавриата. Очевидно, что тематика оказалась созвучной современным направлениям педагогических исследований. Тема была сформулирована как "Soft Skills for Effective Communication in English" (Гибкие умения для эффективной коммуникации на английском языке). На данном этапе мы учитывали важность отбора методического материала, который «позволяет
выстроить единую систему из цели и задач обучения, методических инструментов, доступных для передачи знаний» [18, с. 183]. Работа с обучающимися строилась на аутентичных и адаптированных разработках, которые представлены в методических материалах, рекомендованных для использования в образовательном процессе [19]. Это позволило на «основе проектирования выбора средств обучения разработать учебный материал для совершенствования учебной деятельности студентов» [20, с. 218].
В процессе работы мы применяем внутреннее анкетирование по определению степени значимости формируемых умений для обучающихся. Для этого была предложена система ранжирования гибких умений на входящем этапе реализации кейс-проекта. Обучающиеся рассматривали умения по критерию 6-К [3]. В общем виде обучающиеся формировали свой собственный профиль гибких умений, обосновывая их с позиций будущего трудоустройства.
Результаты работы обучающихся по теме были представлены в формате индивидуальных презентаций. Студенты в процессе работы над кейс-проектом и подготовки самопрезентации формировали мнение о том, что личностно-значимые и профессионально важные качества необходимо развивать на протяжении жизни. На этом этапе мы уже ввели в работу понятия гибких и жестких умений (Soft and Hard Skills) и начинаем формировать когнитивную базу для будущих умений, которые впоследствии будем представлять как передаваемые умения (Transferable Skills) или умения для будущего трудоустройства (Employability Skills).
Рефлексия по результатам работы показала, что студенты были готовы проявить такие умения, как коммуникация, уверенность в себе, умение воспринимать и высказывать критику, креативное мышление, критическое мышление. Оценивание проведенной работы проводилось преподавателем и студентами. Мы применили методику взаимного оценивания одногруппни-ками (peer assessment), которую пробуем применять во многих учебных мероприятиях [21]. В процессе коммуникации и при взаимном оценивании нам удавалось выявлять и объяснять сильные и слабые стороны студентов, сформировать объективную оценку проведенной работы по кейс - проекту.
По анализу результатов описанной выше работы были сформированы группы-команды по критериям, наиболее подходящим для групповой работы. Это была наша цель для подготовки обучающихся для дальнейшей работы.
Втораяучебная стратегия. «Кейс-проект «Осознанная» вовлеченность обучающихся в научно-исследо-
вательскую деятельность». Эта стратегия реализовы-валась с обучающимися уровня специалитет, последовательность учебных действий, согласно алгоритму, представлена следующим образом.
Для каждой команды была выбрана универсальная тема «My university and my future profession» (Вуз, в котором я учусь и моя будущая профессия). Согласно технической задаче, требовалось рассказать об истории вуза, преподавателях, студентах, выпускающей кафедре, своей специальности, перспективах будущего трудоустройства и других аспектах по желанию участников группы. Особое внимание уделялось описанию гибких и жестких умений, передаваемых умений или умений для будущего трудоустройства. Тематически групповой проект предполагал использование открытых информационных источников. В нашем случае был рекомендован сайт вуза и сайты организаций, которые потенциально могут быть работодателями для обучающихся. Рассматривались также сайты с вакансиями для трудоустройства.
Группы были сформированы следующим образом: по соответствию личностных преференций, по тендерному принципу, по группам, которые были сформированы учебным отделом без участия преподавателя. В рамках работы по кейс-проекту участники групп разработали опросники для ознакомления с требованиями, которые предъявляются к специалистам в сфере их потенциальной работы. Анкетирование проводилось в формате работы в конкретной группе, поскольку этот проект не выносился в публичное пространство, а проводился в рамках обычной учебной работы.
Реализация проекта в формате групповых презентаций была интересной и полезной, участники оценили данный проект максимальной оценкой по результатам рефлексии и по результату включенного наблюдения - интервьюирования участников кейс-проектов. Отметим, что группы, которые сформировались по личным преференциям, оказались наиболее результативны по качеству представленных презентаций. По результатам оценки учебной стратегии были проанализированы эссе студентов на английском языке как показатель сформированности не только гибких умений (параллельно - некоторых жестких умений), но и повышения качества владения английским языком. Студенты в своих эссе описывали личный опыт формирования гибких умений и создания презентаций как формы публичной речи.
Подводя итог, следует сказать, что реализация технологии моделирования учебных кейс-проектов действительно результативна. Технология позволяет выявлять талантливых обучающихся, с которыми воз-
можна дальнейшая работа по развитию их научно-исследовательских умений, например, на уровне магистратуры. В нашей практике есть мотивирующие примеры развития научно-исследовательского потенциала магистрантов. На этом примере мы сформировали еще один кейс-проект по принципу трансфера технологий. То есть мы применили описанную выше технологию моделирования учебного кейс-проекта применительно к обучающимся уровня магистратуры. Данный кейс-проект представлен следующим образом.
Третья учебная стратегия. «Кейс-проект «Прагматичная» вовлеченность обучающихся в научно-исследовательскую деятельность».
Описывая технологию моделирования этого кейс-проекта, мы придерживаемся логики организационно-методической работы в соответствии с последовательностью уже зарекомендовавших себя выше учебных стратегий. Тематика развития гибких умений получила продолжение в формате сравнения гибких умений студентов и преподавателей. Тема исследования была заявлена как «The analysis of Hard and Soft Skills of students and teachers of a foreign language at a university» (Анализ мягких и жестких навыков студентов и преподавателей иностранного языка в вузе). Это был выбор магистрантов из нескольких тем, предложенных преподавателем, и он свидетельствует о том, что вопрос формирования гибких умений открыт и даже сама интерпретация терминов hard and soft skills вызывает интерес обучающихся.
Сроки реализации проекта были ограничены и не совпадали с учебным планом и графиком обучения. Поэтому можно утверждать, что данный кейс-проект был реализован исключительно благодаря сформированной познавательной активности магистрантов и их выраженному стремлению обогатить опыт научно-исследовательской работы. Инициаторами и организаторами работы по кейс-проекту были магистранты, которые решили работать в формате малой группы. Основными источниками информации, с которыми работали магистранты, были статьи и методические материалы, рекомендованные научным руководителем, и научные материалы, изученные магистрантами в процессе подготовки научной статьи [22]. Для проведения исследования был разработан опросник в Google форме, также создан QR-код для быстрого доступа респондентов.
Результаты исследования, представленные в формате кейс-проекта, были опубликованы в виде статьи [23] и представлены в формате видеоролика на конференции «Россия молодая», где магистранты заняли первое место в секции «Иностранные языки».
Это свидетельствует о том, что использование метода моделирования обоснованно применимо на практике.
Заключение
Таким образом, результат педагогического моделирования может быть представлен в виде модели как логически последовательной системы коррелирующих компонентов, к которым относятся цели образования, содержание образования, алгоритм проектирования педагогической технологии с учетом учебных программ. Это продемонстрировано на примере моделирования учебных стратегий развития проектных навыков обучающихся. Моделирование учебных стратегий как кейс-проектов позволяет увидеть возможности для поиска новых решений для активизации познавательной деятельности обучающихся, эффективной организации проектной работы.
В обучении иностранным языкам в вузе реализуемая технология представляет собой современный интерактивный метод обучения, который может быть импортирован в педагогическую практику. Реализованы заявленные задачи исследования: сформулирована актуальность и актуализирована терминология разработки педагогической технологии моделирования учебных стратегий, описан алгоритм реализации предлагаемой педагогической технологии моделирования учебных кейс-проектов, обеспечена возможность оценить эффективность и потенциал педагогической технологии моделирования учебных стратегий на примере трех кейс-проектов.
Учтен в исследовании тот факт, что содержание и алгоритм реализации предложенной педагогической технологии в полной мере отвечают содержанию учебных программ по дисциплине «Иностранный язык» по всем уровням подготовки. В дополнение - организация подобных форм работы создает возможности для формирования комфортной учебной атмосферы, значительно улучшает взаимодействие обучающихся между собой и с преподавателем благодаря возможности продемонстрировать психолого-дидактическую, организационно-методическую и оценочно-рефлексивную работу с обучающимися. В результате у обучающихся формируется осознанное отношение к изучению иностранного языка. Кроме того, стимулируется их готовность развивать и совершенствовать не только умения общения на иностранном языке, навыки публичной речи, но и умения критически анализировать большой объем информации. Творческий подход к организации работы по кейс-проекту формирует креативное мышление, уверенность в собственных силах, межличностное взаимодействие, что соответствует цели
реализации метакогнитивной стратегии обучения иностранным языкам.
В общем виде следует констатировать тот факт, что технология моделирования учебных стратегий развития проектных навыков обучающихся представляется успешной и имеет выраженный научный потенциал.
Литература
1. Методология и технология профессионального образования: образовательные технологии и проектирование в педагогическом исследовании : методические материалы для аспирантов научной специальности 5.8.7 «Методология и технология профессионального образования» [Электронный ресурс] / сост. Л. С. Зникина. Кемерово : КузГТУ 2023. 1 файл (523 Кб). URL: http://library.kuzstu.ru/meto.php?n=10655. (дата обращения: 10.02.2023).
2. Привалова И. В. Применение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку студентов неязыковых факультетов вузов [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ. 2021. № 2 (155). С. 80-84. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/primenenie-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologiy-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-neyazykovyh-fakultetov-vuzov (дата обращения: 10.02.2023).
3. Мамонтова Н. Ю. Интеграция технологии формирования гибких умений в обучение иностранным языкам в техническом вузе [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 9. С. 17-34. URL: https:// e-koncept.ru/2022/221061.htm. (дата обращения: 10.02.2023).
4. Котлярова И. О. Метод моделирования в педагогических исследованиях: история развития и современное состояние [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019. Т. 11. № 1. С. 6-20. URL: https://www.researchgate.net/publication/331825927 (дата обращения: 12.03.2024).
5. Холина Л. И., Абаскалова Н. П., Дахин А. Н. Моделирование и неопределенность педагогических результатов [Электронный ресурс] // Вестник НГПУ 2015. № 6 (28). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-i-neopredelyonnost-pedagogicheskih-rezultatov (дата обращения: 30.01.2024).
6. Омельчук И. Н., Козырев Н. А., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в повышении качества педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2020. № 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe- modelirovanie-v-+povyshenii-kachestva-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 30.01.2024).
7. Шульга Е. А. Моделирование в понимании педагогической инноватики [Электронный ресурс] // Синергия наук. 2018. № 26. С. 588-591. URL: http://synergy-journal.ru/archive/article2 824?ysclid=ls0f3m2hlw54213976 (дата обращения: 30.01.2024).
8. Габдуллина А. Ш. Метакогнитивные стратегии в обучении спонтанной иноязычной коммуникации студентов [Электронный ресурс] // МНКО. 2023. № 6 (103). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/metakognitivnye- strategii-v-obuchenii-spontannoy-inoyazychnoy- kommunikatsii-studentov (дата обращения: 18.03.2024).
9. Сидельник Э. А. Особенности использования метода case study в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе [Электронный ресурс] // Известия ЮФУ Технические науки. 2011. № 10. С. 129-136. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti- ispolzovaniya-metoda-case-study-v-obuchenii-inostrannym-yazykam-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 10.02.2024).
10. Бреднева Н. А. Метод проектов в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в вузе
[Электронный ресурс] // Гуманитарные и социальные науки. 2022. № 3. С. 144-149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metod-proektov-v-professionalno-orientirovannom-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-vuze (дата обращения: 09.02.2024).
11. Липатова С. Д., Хохолева Е. А. Технология формирования навыков командной работы в условиях проектного обучения студентов вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. 2021. Т. 18. № 1. С. 57-70.
12. Горбачева И. М., Горбачева Е. А. Использование проектной методики при обучении иностранному языку в вузах [Электронный ресурс] // ЭСГИ. 2017. № 2 (14). С. 58-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-proektnoy-metodiki-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-vuzah (дата обращения: 10.02.2024).
13. Распопова А. Ю., Беспалова С. В. Реализация студенческих проектов: проблемы и пути решения [Электронный ресурс] // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 3. С. 80-86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-studencheskih-proektov-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 10.02.2024).
14. Мамонтова Н. Ю. Методическое обоснование использования теории множественного интеллекта в обучении иностранным языкам в вузе // Теоретические и прикладные вопросы лингвообразования : сборник научных статей. Кемерово : КузГТУ 2020. С. 62-81.
15. Жарова Ю. В., Обдалова О. А. Системообразующие результаты интегративных форматов совместной работы в иноязычной подготовке будущих инженерно-технических специалистов // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 488. С. 37-47.
16. Ломовцева Н. В. Гибкие навыки студенческой молодежи в условиях VUCA мира [Электронный ресурс] // Акмеология профессионального образования : материалы 16-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург : Издательство РГППУ 2020. С. 95-99. URL: https://elar.rsvpu. ru/handle/123456789/31186. (дата обращения: 10.02.2024).
17. Al Asefer M., Zainal Abidin N. S. Soft skills and graduates' employability in the 21st century from employers' perspectives: a review of literature // International Journal of Infrastructure Research and Management. 2021. № . 9 (2). P. 44-59.
18. Леушина И. В., Леушина Л. И. Педагогический дизайн и иноязычная подготовка в неязыковом вузе // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 489. С. 181-192.
19. Рожнева Е. М. Педагогический дизайн как инструмент совершенствования учебной деятельности студентов при обучении иностранному языку // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 4 (52). С. 215-221.
20. Мамонтова Н. Ю. Гибкие умения для эффективной коммуникации на английском языке. Soft Skills for Effective Communication in English : методические материалы для практических занятий. Кемерово : КузГТУ. 2023. 36 с.
21. Мамонтова Н. Ю. Эффективные педагогические приемы для преодоления обучающимися языкового плато // Современные технологии обучения иностранному языку: теоретические и прикладные вопросы лингвообразования / под ред. Л. С. Зникиной. Кемерово : КузГТУ. 2021. С. 76-89.
22. Мамонтова Н. Ю. Методический потенциал развития «мягких умений» в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе // Профессиональное образование: теоретические и прикладные аспекты лингводидактики. Кемерово : КузГТУ 2022. С. 14-32.
23. Великий В. А., Федоров С. О. Анализ мягких и жестких навыков студентов и преподавателей иностранного языка в вузе // XV Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «РОССИЯ МОЛОДАЯ». Кемерово : КузГТУ 2023. С. 94801.1-94801.5.
References
1. Metodologija i tehnologija professional'nogo obrazovanija: obrazovatel'nye tehnologii i proektirovanie v pedagogicheskom issledovanii. Metodicheskie materialy dlja aspirantov nauchnoj special'nosti 5.8.7 "Metodologija i tehnologija professional'nogo obrazovanija" [Methodology and technology of vocational education: educational technologies and design in pedagogical research. Methodological materials for graduate students of the scientific specialty 5.8.7 "Methodology and technology of vocational education"]. Ed. L. S. Znikina, Kemerovo, 2023. URL: http://library.kuzstu. ru/meto.php?n=10655. (accessed 10.02.2023). (In Russian).
2. Privalova I. V. Primenenie sovremennyh pedagogicheskih tehnologij v obuchenii inostrannomu jazyku studentov nejazyko-vyh fakul'tetov vuzov [The use of modern pedagogical technologies in teaching a foreign language to students of non-linguistic faculties of universities]. Izvestija VGPU, 2021, no. 2 (155), pp. 80-84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sovremennyh-pedagogicheskih- tehnologiy-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku- studentov-neyazykovyh- fakultetov-vuzov (accessed 10.02.2023). (In Russian).
3. Mamontova N. Ju. Integracija tehnologii formirovanija gib-kih umenij v obuchenie inostrannym jazykam v tehnicheskom vuze [Integration of technology for the formation of flexible skills in teaching foreign languages at a technical university]. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", 2022, no. 9, pp. 17-34. URL: https://e-koncept.ru/2022/221061.htm. (accessed 10.02.2023). (In Russian).
4. Kotljarova I. O. Metod modelirovanija v pedagogicheskih issledo-vanijah: istorija razvitija i sovremennoe sostojanie [The modeling method in pedagogical research: the history of development and the current state]. Vestnik JuUrG U. Serija "Obrazovanie. Peda-gogicheskie nauki", 2019, vol. 11, no. 1, pp. 6-20. URL: https:// www.researchgate.net/publication/331825927 (accessed 12.03.2024). (In Russian).
5. Holina L. I., Abaskalova N. P., Dahin A. N. Modelirovanie i neo-predeljonnost' pedagogicheskih rezul'tatov [Modeling and uncertainty of pedagogical results]. Vestnik NGPU, 2015, no. 6 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-i-neopredelyonnost- pedagogicheskih-rezultatov (accessed 30.01.2024). (In Russian).
6. Omel'chuk I. N., Kozyrev N. A., Kozyreva O. A. Pedagogiches-koe modelirovanie v povyshenii kachestva pedagogicheskoj dejatel'nosti [Pedagogical modeling in improving the quality of pedagogical activity]. Crede Experto: transport, obshhestvo, obrazovanie, jazyk, 2020, no. 3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/pedagogicheskoe-modelirovanie-v-+povyshenii-kachestva-pedagogicheskoy- deyatelnosti (accessed 30.01.2024). (In Russian).
7. Shul'ga E. A. Modelirovanie v ponimanii pedagogicheskoj innova-tiki [Modeling in the understanding of pedagogical innovation]. Sinergija nauk, 2018, no. 26, pp. 588-591. URL: http://synergy-journal.ru/archive/article2824?ysclid=ls0f3m2hlw54213976 (accessed 30.01.2024). (In Russian).
8. Gabdullina A. Sh. Metakognitivnye strategii v obuchenii spontan-noj inojazychnoj kommunikacii studentov [Metacognitive strategies in teaching spontaneous foreign language communication to students]. MNKO, 2023, no. 6 (103). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/metakognitivnye-strategii-v-obuchenii-spontannoy-inoyazychnoy-kommunikatsii-studentov (accessed 18.03.2024). (In Russian).
9. Sidel'nik Je. A. Osobennosti ispol'zovanija metoda case study v obuchenii inostrannym jazykam v nejazykovom vuze [Features of using the case study method in teaching foreign languages in a non-linguistic university]. Izvestija JuF U. Tehnicheskie nauki, 2011, no. 10, pp. 129-136. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti- ispolzovaniya-metoda-case-study-v-
obuchenii-inostrannym-yazykam-v-neyazykovom-vuze (accessed 10.02.2024). (In Russian).
10. Bredneva N. A. Metod proektov v professional'no-orientiro-vannom obuchenii inostrannomu jazyku v vuze [The project method in professionally oriented foreign language teaching at the university]. Gumanitarnye i social'nye nauki, 2022, no. 3, pp. 144-149. URL: https://cyberleninka.ru/article7n/ metod- proektov-v-professionalno- orientirovannom-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-vuze (accessed 09.02.2024). (In Russian).
11. Lipatova S. D., Hoholeva E. A. Tehnologija formirovanija navykov komandnoj raboty v uslovijah proektnogo obuchenija studentov vuza [Technology for the formation of teamwork skills in the context of project-based education of university students]. Vest-nik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta, 2021, vol. 18, no. 1, pp. 57-70. (In Russian).
12. Gorbacheva I. M., Gorbacheva E. A. Ispol'zovanie proektnoj meto-diki pri obuchenii inostrannomu jazyku v vuzah [The use of project methodology in teaching a foreign language in universities]. JeSGI, 2017, no. 2 (14), pp. 58-62. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ispolzovanie- proektnoy-metodiki-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-vuzah (accessed 1 0.02.2024). (In Russian).
13. Raspopova A. Ju., Bespalova S. V. Realizacija studencheskih proektov: problemy i puti reshenija [Implementation of student projects: problems and solutions]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija, 2020, no. 3, pp. 80-86. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/realizatsiya- studencheskih-proektov- problemy-i-puti-resheniya (accessed 10.02.2024). (In Russian).
14. Mamontova N. Ju. Metodicheskoe obosnovanie ispol'zovanija teorii mnozhestvennogo intellekta v obuchenii inostrannym jazykam v vuze [Methodological justification of the use of the theory of multiple intelligence in teaching foreign languages at the university]. Teoreticheskie i prikladnye voprosy lingvoobrazo-vanija, Kemerovo, 2020, pp. 62-81. (In Russian).
15. Zharova Ju. V., Obdalova O. A. Sistemoobrazujushhie rezul'taty integrativnyh formatov sovmestnoj raboty v inojazychnoj podgo-tovke budushhih inzhenerno-tehnicheskih specialistov [System-forming results of integrative formats of joint work in the foreign language training of future engineering and technical specialists]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2023, no. 488, pp. 37-47. (In Russian).
16. Lomovceva N. V. Gibkie navyki studencheskoj molodezhi v uslovi-jah VUCA mira [Flexible student skills in the VUCA world]. Akme-ologija professional'nogo obrazovanija: materialy 16-j Mezhdun-arodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ekaterinburg, 2020, pp. 95-99. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/31186. (accessed 10.02.2024). (In Russian).
17. Al Asefer M., Zainal Abidin N. S. Soft skills and graduates' employ-ability in the 21st century from employers' perspectives: a review of literature. International Journal of Infrastructure Research and Management, 2021, no. 9, pp. 44-59. (In English).
18. Leushina I. V., Leushina L. I. Pedagogicheskij dizajn i inoja-zychnaja podgotovka v nejazykovom vuze [Pedagogical design and foreign language training in a non-linguistic university]. Vest-nik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2023, no. 489, pp. 181-192. (In Russian).
19. Rozhneva E. M. Pedagogicheskij dizajn kak instrument sover-shenstvovanija uchebnoj dejatel'nosti studentov pri obuchenii inostrannomu jazyku [Pedagogical design as a tool for improving students' learning activities in teaching a foreign language]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2023, no. 4 (52), pp. 215-221. (In Russian).
20. Mamontova N. Ju. Gibkie umenija dlja jeffektivnoj kommunikacii na anglijskom jazyke. Soft Skills for Effective Communication in English. Kemerovo, 2023. 36 p. (In Russian).
21. Mamontova N. Ju. Gibkie umenija dlja jeffektivnoj kommunikacii na anglijskom jazyke. Soft Skills for Effective Communication in English [Effective pedagogical techniques for students to overcome the language plateau]. Ed. L. S. Znikina. Sovremen-nye tehnologii obuchenija inostrannomu jazyku: teoreticheskie i prikladnye voprosy lingvoobrazovanija, Kemerovo, 2021, pp. 76-89. (In Russian).
22. Mamontova N. Ju. Metodicheskij potencial razvitija "mjagkih umenij" v processe obuchenija inostrannomu jazyku v tehnich-eskom vuze [Methodological potential of the development of
"soft skills" in the process of teaching a foreign language at a technical university]. Professional'noe obrazovanie: teoreticheskie i prikladnye aspekty, Kemerovo, 2022, pp. 14-32. (In Russian).
23. Velikij V. A., Fedorov S. O. Analiz mjagkih i zhestkih navykov stu-dentov i prepodavatelej inostrannogo jazyka v vuze [Analysis of soft and hard skills of students and teachers of a foreign language at a university]. XV Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija molodyh uchenyh «ROSSIJa MOLODAJa», Kemerovo, 2023, pp. 94801.1-94801.5. (In Russian).
УДК /UDC 372.881.111.1
DOI 10.54509/22203036_2024_2_192
EDN HVWATK
Хамула Лилия Александровна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации, г. Краснодар
Анисимова Елена Сергеевна
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации, г. Краснодар
Khamula Liliya A.
Candidate of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Docent of Foreign Languages Department, A. K. Serov Krasnodar Higher Military Flight School, Krasnodar
Anisimova Elena S.
Candidate of Philology Sciences, Associate Professor, Docent of Foreign Languages Department, A. K. Serov Krasnodar Higher Military Flight School, Krasnodar
ОСОБЕННОСТИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПОДХОДА
PECULIARITIES OF TEST CONTROL IN A FOREIGN LANGUAGE WITHIN A PERSONALIZED APPROACH
Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме внедрения дифференцированных тестовых технологий в процесс контроля сформированности коммуникативной компетенции обучающихся по иностранному языку. Актуальность работы обусловлена возможностями, предоставляемыми применением разноуровневых тестов в процессе обучения, которые ведут к повышению качества обучения и формированию устойчивой мотивации обучающихся.
Целью статьи стало показать особенности разработки разноуровневых тестов по иностранному языку в рамках персонифицированного подхода к обучению. Для достижения поставленной цели авторами был обобщен теоретический материал по проблеме тести-
рования и разработке тестов. Также была обоснована эффективность подготовки тестового материала в рамках персонифицированного подхода, что определило новизну исследования. Помимо этого, были представлены разработанные разноуровневые тестовые задания для разных категорий обучающихся.
Практическая значимость обусловлена возможностью сознательного и самостоятельного выбора обучающимися индивидуальной траектории тестового контроля.
Abstract. This article deals with the problem of implementation of graded testing technologies into the process of monitoring the development of communicative competence of foreign language learners. The relevance of the work