Научная статья на тему 'Педагогическая технология мастерских как нестандартная форма организации учебных занятий'

Педагогическая технология мастерских как нестандартная форма организации учебных занятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1255
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология мастерских как нестандартная форма организации учебных занятий»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ КАК НЕСТАНДАРТНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Г. А. Мейчик

Профессиональная педагогическая деятельность в настоящее время рассматривается как процесс решения многообразных и разноплановых задач, направленных на взаимное обогащение и развитие личности педагога и обучающегося в результате осуществления педагогического взаимодействия. Следовательно, в современных условиях необходимы поиск и апробация новых средств и способов профессиональной деятельности преподавателя. В связи с этим особое значение приобретает реализация в процессе обучения педагогических технологий, ориентированных на профессиональное и личностное развитие обучающихся, формирование у них навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания. К таким технологиям относятся педагогические мастерские, посредством которых педагог, решая задачи изучения определенного материала по конкретному предмету и теме, реализует возможности интегрированного обучения, достигая цели образования комплексно. По своей сути мастерская представляет собой нестандартную форму организации деятельности обучающихся в учебной группе. Мастерская отличается от традиционных форм занятий по способу руководства, организации познавательной деятельности обучающихся, по педагогической философии преподавателя (его в технологии мастерских называют мастером), по способу общения педагога и ученика, учеников друг с другом.

В основе формирования и развития той или иной педагогической парадигмы или реализуемой на ее основе педагогической технологии лежат социальные запросы общества, уровень культуры, экономики, образования, психология общества, объективные и субъективные факторы. Появление прогрессивных идей в педагогике в значительной степени связано с общественными условиями, благоприятствующими творческим процессам. Еще в XIX в. один из основателей психологии как науки Вильгельм Вундт в своих экспериментальных исследованиях показал, что при пассивном восприятии готовых понятий появляется физиологическое чувство страдания, а при активном напряжении, стремлении к определенной цели появляется чувство удовлетворения, которое действует на организм возбуждающим образом.

Несомненным достоинством технологии мастерских является то, что при её реализации и преподаватель, и обучающиеся на занятиях выступают в качестве свободных творцов, уходя при этом от целого ряда формальных моментов учебной деятельности. Представители «Нового образования»1 считают, что такой подход позволяет забыть об оценке, которая перестает быть стимулом для работы. Цель в том, чтобы стимулировать непрекращающийся познавательный процесс, поэтому и отметка появляется лишь на итоговом контроле. Итоговый контроль, завершающий изучение темы, назначается по-

1 Педагогические мастерские «Франция - Россия» / под ред. Э. С. Соколовой. М.: Нов. шк., 1997.

172

сле того, как каждому обучающемуся была предоставлена возможность выстроить знание в своем темпе, своем ритме, на своем уровне.

Для современного образования, особенно высшей школы, личностный рост обучающегося является очень важным показателем. Педагогическая технология мастерских, ставя в центр учебного процесса личность обучающегося, реализует идею личностного развития каждого участника в благоприятных для этого условиях, привлекая к решению его проблем педагогов и других обучающихся. Творческая работа каждого обучающегося стимулируется ожиданием педагога, его товарищей, их верой в него, поэтому такую надежду, веру в то, что он сможет, у него все получится, просто нельзя не оправдать. В результате обучающийся работает на уровне, которого и сам не ожидал, и это осознание своих возможностей гораздо важнее любого конкретного результата. Свой рост заметил он сам, его товарищи, преподаватель.

Педагог в технологии педагогических мастерских указывает возможные направления развития ученика, стремится стимулировать его желание совершенствоваться, приоткрывает вместе с обучающимися дверь в интеллектуальный, эмоциональный, нравственный мир, способствует их самостоятельному поиску дороги к своему знанию, через разрыв с прежним взглядом на какую-то проблему, через сосредоточенность внимания на том, что ранее не воспринималось, казалось второстепенным, не столь важным, через придание более значимого смысла слову, которое он произносит, слышит, читает. Основная работа в этом плане проходит в аудитории во время занятий через парную и групповую деятельность, социализацию, рефлексию, через свободное высказывание своей позиции, через осознание причин ее принятия или непринятия, через многочисленные вопросы, возникающие даже тогда, когда, казалось бы, использована возможность свободного изложения позиции по обсуждающейся проблеме, но слово товарища высветило вдруг непонимание, или незнание чего-то, и обучающийся опять в поиске ответа на возникший вопрос.

Мастерская меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готового знания, к подчинению, послушанию, к монотонной работе на занятии, а значит, меняет и его смысловые установки, ибо мастерская выстраивается с учетом принципа «включения личности в значимую деятельность, принципа смены социальной позиции личности в группе»1'. Для эффективного усвоения знаний учащимися требуется специальная организация их действий по осознанию и принятию целей деятельности, восприятию и переработке учебной информации. Т.И. Шамова выделяет несколько типов познавательного действия. Каждый из них входит в конструкцию мастерской: действия, подводящие к осознанию необходимости нового познания; действия по созданию фактической базы для дальнейших теоретических обобщений; действия по обобщению фактического материала; действия по соотнесению обобщений с многообразием конкретной деятельности2. На учебном занятии, построенном по традиционной методике, усвоение жестко направляется педагогом. Оно, конечно, короче стихийного и короче того, которое протекает в мастерской,

1 Белова Н.И. Я знание построю в мастерской. СПб., 1994.

2 Шамова Т. И. Активизация учения школьника. М.: Педагогика, 1982.

173

где нет передачи опыта путем показа образцов, путем сообщения хорошо отобранной информации, а есть самостоятельная деятельность участников, основанная на свободе выбора, но умело и незаметно управляемая учите-лем-мастером.

В мастерской усвоение учебного материала происходит в процессе поиска и связано с эмоционально-личностным отношением к тому, что ты делаешь. В результате обучающийся усваивает познавательные структуры, служащие в дальнейшем инструментами познания, а также опыт нравственных, эстетических и других переживаний. Это видение новых проблем, схватывание общей структуры объекта, анализ, синтез, классификация, обобщение. Следуя таксономии целей Бенджамина Блума1, ученик автоматически переходит сначала на четвертый уровень, который предполагает умения классифицировать или членить материал на его составляющие: элементы, связи, организационные принципы. У ученика проявляется способность анализировать материал, по указанным выше параметрам. Но на этом он не останавливается, так как пятый уровень по таксономии Б. Блума - синтез. Образовательная задача на этом уровне состоит в том, чтобы научиться синтезировать элементы для получения единого целого, которое ранее не было известно обучающемуся. Продуктами этого синтеза могут быть единое сообщение (отчет, эссе, рассказ, научный доклад, газетная статья, очерк и т. п.) или рисунок, музыкальное произведение; план или предлагаемая последовательность действий (план занятия, план решения проблемы и т. п.); ряд абстрактных соотношений (модель, метод, теория прием и т. п.). Иногда это позволяет выводить обучающихся за пределы нашего собственного уровня понимания, помогать им создавать новые идеи, возможно, превосходящие наши! Шестой уровень включает в себя все предыдущие - это оценка. Данный уровень предполагает вынесение суждений относительно ценности идей, трудов, решений, методов для какой-то конкретной цели. Для оценки выдвигаются какие-то критерии, предлагаются стандарты, которые может предложить как ученик, так и учитель. Хоть это и может показаться тавтологией, тем не менее, возможно оценить оценивание, поскольку чужие суждения (даже экспертные) побуждают нас выносить собственные суждения.

Таким образом, в отличие от традиционного занятия, где приоритет отдается усвоению знаний, в мастерской акцент делается на усвоение способов деятельности, умений, которые можно тут же применить, оказывая помощь другим в освоении какого-либо знания.

1 Володарская И.А., Митина А.М. Проблема целей обучения в современной педагогике. М.: Изд-во МГУ, 1989.

174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.