Научная статья на тему 'Личностно-развивающая парадигма профессиональной подготовки в авторской мастерской'

Личностно-развивающая парадигма профессиональной подготовки в авторской мастерской Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-развивающая парадигма профессиональной подготовки в авторской мастерской»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПАРАДИГМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В АВТОРСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

А.Н. БАРТЕНЕВ

МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ГОУ СК № 26 Г. МОСКВЫ

Авторская мастерская, как инновационная форма профессиональной подготовки, принадлежит пространству педагогики гуманистической направленности. Все векторы образовательной деятельности в авторской мастерской направлены на самого обучающегося, на сопровождение процесса саморазвития его личности и становления его субъектности. Индивидуальные различия обучающихся в авторской мастерской выделяются, а не сглаживаются и являются, таким образом, предметом особой общественной ценности. Авторская мастерская как инновационная форма профессиональной подготовки, позволяет создать необходимые условия для становления личности, способной к профессионально компетентному и творческому взаимодействию с социумом, природой, государством на основе культурных и нравственных ценностей, закона, исторических национальных традиций. По нашему мнению, авторская мастерская является инновационной формой профессиональной подготовки, в которой образовательная деятельность осуществляется на основе личностно-развивающей педагогики.

Мы согласны с И.П. Смирновым в том, что именно личностно-развивающее образование (в отличие от личностно-ориентированного) является достаточным для профессионального образования, где требуется не только обучение и воспитание, но и реализация знаний в деятельности - умениях и навыках. Мы поддерживаем выдвинутую им идею перехода от личностно-ориентированного образования к личностно-развивающему и созданию на этой основе новой образовательной парадигмы, тем более, что результаты полученные нами в авторской мастерской убедительно свидетельствуют в пользу именно личностно-развивающей педагогики.

В работе «Теория профессионального образования»* И.П. Смирнов сформулировал некоторые положения теоретических основ личностно-развивающей образовательной деятельности. Нам представляется возможным проанализировать реальную образовательную деятельность в авторской мастерской по пунктам этих положений, на предмет ее соответствия с педагогикой личностноразвивающей направленности. И.П. Смирнов формулирует основополагающие принципы личностноразвивающей парадигмы профессионального образования, среди которых наиболее важный для нашего диссертационного исследования: «Осуществление гуманизации обучения, в том числе обеспечение каждому ученику статуса субъекта собственной учебной деятельности и общения. (Ученик будет субъектом собственной деятельности в том случае, если он эту деятельность планирует, предусматривает ее результаты, контролирует и несет за нее ответственность).

В постановке профессионального обучения важно, поэтому, учитывать условия, методы и формы организации эффективной, выбираемой, планируемой и осуществляемой каждым учеником самостоятельной, усложняющейся, учебной деятельности по разрешению проблемных и практикоориентированных задач, качество которой всесторонне оценивается» [*, с. 105]. В авторской мастерской этот принцип реализуется полностью. В ней изначально признается приоритет индивидуальности и самоценности обучающегося-автора. Статус субъекта собственной деятельности возникает изначально из статуса автора. В процессе образовательной деятельности обучающийся-автор становится субъектом познания и активным приобретателем и носителем субъектного опыта. Работая над созданием собственных эксклюзивных столярно-мебельных изделий, обучающийся автор, опосредованно через все более усложняющиеся собственные произведения, планирует и осуществляет свою учебную деятельность. Эта деятельность имеет четко выраженную прикладную профессиональную направленность и обогащена проблематикой авторского труда. Автор активно

позиционирует свои произведения в социум, поэтому качество его учебно-профессиональной деятельности всесторонне оценивается прежде всего им самим, затем его товарищами по цеху, педагогами, родителями, родственниками и знакомыми, другими внешними экспертами, в том числе квалифицированными специалистами на выставках, конкурсах, продажах и т.д. Такая всесторонняя оценка авторского изделия, как одного из результатов учебно-профессиональной деятельности дает возможность обучающемуся корректировать самооценку и самоанализ, что на наш взгляд очень важно для становления его субъектности.

И.П. Смирнов сформулировал ведущее методическое условие, обеспечивающее реализацию личностно-развивающей парадигмы профессионального образования, которое состоит в организации самостоятельной учебной деятельности учащихся по решению проблемных и практикоориентированных заданий. Эта деятельность есть принципиальное дополнение к классно-урочному, теоретическому обучению.

«Самостоятельная личностно-развивающая деятельность учащихся сопровождается: развитием мотиваций к учебно-познавательной деятельности в сфере будущей трудовой деятельности; последовательном «введением» учеников в ситуации решения проблемных практических заданий, формировании необходимых навыков учебного труда; «со-творчеством» и формирующим диалогом учеников и учителей в процессе решения все более сложных заданий в сфере трудовой деятельности; самооценкой учащихся и педагогическим контролем их самостоятельной деятельности» [*, с. 106].

В авторской мастерской это условие выполняется и действительно является ведущим методологическим условием. Самостоятельная учебная деятельность учащихся по решению комплекса проблемных заданий связанных с выполнением собственных авторских эксклюзивных изделий осуществляется на протяжении всего времени обучения в авторской мастерской. Эти задания имеют тенденцию к усложнению и прикладную направленность. Такая самостоятельная учебная деятельность определяет индивидуальную траекторию развития личности, и действительно сопровождается формированием и развитием мотиваций в учебно-познавательной деятельности в профессиональной сфере. Ведущее методологическое условие личностно-развивающего образования реализуется в авторской мастерской через организацию самостоятельной учебной деятельности обучающихся авторов, обеспечивает устойчивую мотивационно-деятельностную взаимосвязь. Так, как только в деятельности формируются мотивации, способности, интересы, склонности, направленность, задатки. И только через мотивации раскрывается субъективная значимость деятельности. Наличие устойчивой формы этой взаимосвязи является основой развития личности.

Самостоятельная учебная деятельность обучающихся в авторской мастерской действительно сопровождается ««со-творчеством» и формирующим диалогом учителей и учеников в процессе решения все более сложных заданий в сфере трудовой деятельности». При этом существенно изменяется содержание педагогической деятельности, кардинально изменяется роль педагога. Преподавание замещается консультированием, наставничеством. Отношения между учителем и учеником, и между самими учениками, выстраиваются на принципах коллегиальности. Руководитель авторской мастерской соразмеряет творческие замыслы обучающихся авторов с их реальным профессиональным потенциалом, коллегиально с обучающимися-авторами корректирует эти замыслы, организует выработку решений по наиболее сложной проблематике авторского труда в формах товарищеского взаимодействия, сотрудничества. Самостоятельная личностно-развивающая деятельность обучающихся в авторской мастерской сопровождается так же «последовательным «введением» учеников в ситуации решения проблемных практических заданий, формировании необходимых навыков учебного труда». Обучение в авторской мастерской начинается с овладения инструментом творчества, которое заключается в изучении интегративного курса «Основы проектной графики в столярно-мебельном искусстве». После овладения инструментом обучающиеся-авторы приступают к созданию собственных эксклюзивных изделий. Успешное завершение очередного изделия предполагает формирование мотивации у обучающегося-автора к созданию более сложного последующего изделия. Соответственно усложняется и проблематика авторского труда, связанная с принятием согласованных адекватных решений: композиционного, конструкционного,

технологического, производственного, маркетингового.

Самостоятельная личностно-развивающая деятельность обучающихся в авторской мастерской сопровождается так же «самооценкой учащихся и педагогическим контролем их самостоятельной деятельности». Критерии эффективности и качества образовательного процесса в авторской мастерской не абстрагированы, а конкретны. Обучающийся - автор работает не за оценку, в авторской мастерской оценки не выставляются; дипломы не выдаются. К обучающимся приходит понимание того, что работодатель выплачивает зарплату работнику, а не обладателю диплома; что заказчик оплачивает стоимость выполненных работ по заказу, исходя из товарных качеств изделия, а не качества оценочного листа. К обучающимся приходит понимание того, что критерии эффективности и качества их образовательного процесса, в том числе и их самостоятельной личностно-развивающей деятельности, находятся вне колледжа, в социуме и заключается в востребованности их знаний, умений и навыков на рынке труда, в востребованности продукта их профессиональной деятельности на потребительском рынке. Это обстоятельство создает специфические условия для самооценки обучающимися самостоятельной личностно-развивающей деятельности и для педагогического контроля за таковой. Специфика условий состоит в том, что внешняя экспертиза социума за эффективностью и качеством профессиональной подготовки в авторской мастерской становится постоянно действующим фактором и осуществляется не опосредованно через преподавателя, а напрямую коммуницирует с обучающимся. Экспертное давление внешнего контура формирует у обучающихся мотивации к постоянно действующей самооценке.

И.П. Смирнов указывает на другой аспект ведущего методического условия обеспечивающего реализацию личностно-развивающей парадигмы образования:

Самостоятельная учебная деятельность обучающихся по решению проблемных и практикоориентированных заданий есть принципиальное дополнение к классно-урочному, теоретическому обучению. Также И.П. Смирнов отмечает, что «парадигма личностно-развивающего профессионального образования позволяет организовывать педагогическое управление развитием учащихся на основе учета ведущих психологических закономерностей и механизмов становления ученика как субъекта деятельности и общения, сделать учебный процесс индивидуально направленным не ломая его хорошо отработанные общественные формы, а принципиально дополняя и расширяя их планируемой и управляемой индивидуальной работой самих обучаемых». [*, с. 109]

Занятия в авторской мастерской проводятся в дополнительное, внеучебное время, никак не затрагивая содержания базового курса, а дополняя его принципиально новым содержанием образовательного процесса, основанного на использовании сущности, специфики и проблематики авторского труда в столярно-мебельном искусстве. По мнению И.П. Смирнова «центральным моментом, определяющим направление поиска условий

личностно-развивающего обучения является требование изменить преимущественно информационную парадигму образования на практико-ориентированную, когда все целеполагание и логика построения учебного процесса, обеспечивает развитие квалифицированного, конкурентноспособного, и профессионально-мобильного работника». [*, с. 105] В авторской мастерской центральным моментом действительно является отказ от информационной парадигмы, которая заменена деятельностной, практико-ориентированной. Информативная составляющая в авторской мастерской невелика, она присутствует только в фазе учебного этапа, во время которого обучающиеся изучают краткий интегративный курс основ проектной графики в столярно-мебельном искусстве. Деятельностная составляющая велика, присутствует на всех этапах и имеет выраженную прикладную профессиональную направленность. Цели образовательной деятельности изменены и направлены на формирование и развитие способностей к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации, решению не стандартных творческих задач, моделированию и проектированию объектов и процессов. Такое целеполагание, по нашему мнению, в полной мере обеспечивает развитие самодостаточного, деятельного, высококвалифицированного профессионала, способного самостоятельно «генерировать» идею и осуществлять ее реализацию.

И.П. Смирнов отмечает, что личностно-развивающая парадигма профессионального образования предполагает качественные изменения характеристик субъекта обучения, которые

проявляются в осознании значения и положительного отношения к обучению; в формировании коммуникативных способностей; в расширении творческих характеристик собственной деятельности и ее мотивации; в единстве системных знаний и осознании широких способов познавательной и трудовой деятельности; в развитии способностей к самореализации и самосовершенствованию и т.п. Во время обучения в авторской мастерской к обучающимся-авторам приходит понимание того, что продукт их сложного творческого труда является востребованным на потребительском рынке; в еще большей степени являются востребованными на рынке труда знания умения и навыки квалифицированного профессионала. Осознание общественной значимости выбранной ими профессии, высокой престижности авторского труда, формирует положительную мотивацию обучения, что ведет к качественным изменениям характеристик субъекта образовательной деятельности.

Обучающиеся авторы уже на первом курсе вступают в рынок самым непосредственным образом. Они самостоятельно приобретают исходные материалы для изготовления собственных эксклюзивных изделий, позиционируют продукт своего творчества и свои способности в социум, реализуют свои изделия на потребительском рынке. По роду этой деятельности они посещают доки, фирмы, рынки, магазины, транспортные конторы, выставки, конкурсы, и т.д. Они коммуницируют с менеджерами, торговыми представителями, экспертами, водителями, грузчиками и т.д. Таким образом, обучающиеся авторы приобретают и развивают навыки делового общения.

В ходе учебно-профессиональной деятельности в авторской мастерской обучающиеся действительно познают практические проблемы и способы их решения. Авторский труд в столярномебельном искусстве предполагает широкий спектр проблематики: композиционной,

конструкционной, технологической, производственной, маркетинговой, и др., а также множество возможных вариантов решения обозначенных проблем. В авторской мастерской развитие субъектных способностей обучающихся осуществляется не только через овладение ими нормативной деятельностью, но в большей степени через приобретение субъектного опыта, через его обогащение и преобразование. Субъектный опыт в области проблематики авторского труда становится источником собственного развития обучающихся, которое предполагает качественные изменения характеристик субъекта образовательной деятельности.

Работа над созданием собственных авторских столярно-мебельных изделий предполагает расширение творческих характеристик собственной деятельности и ее мотиваций у студентов колледжа, развитие способностей к самореализации и самосовершенствованию. В отличие от традиционных форм образовательного процесса, в которых преобладает предъявление знаний и фактов в готовом виде и деятельность обучающихся «по образцу», инновационная форма профессиональной подготовки создает условия для развития креативных способностей и качеств творческой личности обучающегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии. Развитие способностей к анализу и синтезу, продуцированию объектов и систем действий, к выявлению и исследованию проблем, к поиску пути их разрешения, к системному мышлению, к пониманию причинно-следственных связей, к грамотному обоснованию своих решений и др., наличествует в образовательном процессе профессиональной подготовки в авторской мастерской. И.П.Смирнов указывает, что личностно-развивающая парадигма находит свое проявление в методе проективного образования, который исходит из понятий культуры творческого мышления. Он обозначает проективное творческое мышление как научное мышление на стадии возникновения новых идей. «Ведущим понятием парадигмы личностно-развивающего образования является проект - замысел решения проблемы, имеющие для обучающегося жизненно важное значение. Его характерную особенность составляет отличие от уже существующих решений и проектов. Стремление найти лучшее, свое решение определяет основную мотивацию обучения в таком образовании» (*, с. 108.) В авторской мастерской проективное обучение начинается с адаптированного к условиям НПО интегративного курса «основы проектной графики в столярномебельном искусстве», которое является, по нашему мнению, инструментом творчества обучающихся-авторов. Вооружившись инструментом, учащиеся приступают к самостоятельному проектированию авторских столярно-мебельных изделий. Многократное проектирование различных

собственных изделий учащимися- авторами является, на наш взгляд, своеобразным тренингом в реализации личностно-развивающей образовательной деятельности, основанной на активном использовании проектного метода. Такой тренинг совершенствует знания, формирует умения, развивает навыки в учебном проектировании, создаёт устойчивую, положительную мотивацию учения и является эффективным «подготовительным классом» для перехода к созданию предпринимательских проектов.

Таким образом, авторская мастерская, как инновационная форма профессиональной подготовки содержит в себе все признаки личностно-развивающего подхода в образовательной деятельности, сформулированного И.П. Смирновым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.