Научная статья на тему 'Авторская мастерская инновационная форма профессиональной подготовки'

Авторская мастерская инновационная форма профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авторская мастерская инновационная форма профессиональной подготовки»

АВТОРСКАЯ МАСТЕРСКАЯ - ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

А.Н. БАРТЕНЕВ

МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ГОУ СК

№ 26 г. МОСКВЫ

В процессе накопления знаний алгоритмов производственной деятельности, создаются предпосылки перехода учащихся к деятельности по продуктивному типу. Но они могут так и остаться предпосылками, реализация которых будет отложена до лучших времён, а могут быть реализованы уже в ПУ, на его учебнопроизводственной базе.

Существует некий минимум знаний алгоритмов технологического процесса и некий минимум навыков, полученных в ходе репродуктивной образовательной деятельности, которых вполне достаточно для перехода к новому качеству обучения, к обучению на основе технологий креативного развития учащихся.

Идеальной сбалансированной формой для комплексной реализации технологий обучения по креативному типу является -«авторская мастерская» (АМ). Эта форма образовательного процесса опробована и внедрена в профессиональном училище № 88. гор. Москвы, а после его реорганизации в Строительном колледже № 26, как форма обучения в дополнении к базовому курсу по профессии: «Мастер столярного и мебельного производства».

Суть рассматриваемой формы состоит в том, что учащиеся проходят обучение и работают в авторской мастерской как авторы и исполнители собственных проектов художественных изделий мебели. Весь процесс обучения и работы в АМ осуществлялся во время дополнительных занятий, что полностью исключает элемент риска. Более того, занятия в АМ хоть и являются курсом дополнительным к базовому курсу профессионального обучения, но по качеству и количеству приобретаемых знаний, умений и навыков значительно его превосходят.

Конечно, обучение в АМ не предполагает 100% охвата учащихся профессионального училища, или колледжа. Оно осуществляется в условиях конкретной личной заинтересованности учащихся в высоких результатах обучения, требует от них активной отдачи и серьезной мобилизации волевого, интеллектуального и нравственного потенциала. Ведь АМ это не клуб любителей запаха стружки, а серьёзная школа ремесла, настоящее дело.

Занятия в АМ начинаются одновременно с началом занятий по базовому курсу и проходят параллельно с ним в дополнительное внеурочное время.

Структура инновационной формы профессиональной подготовки

Структурировать данную форму удобно по этапам учебного процесса в АМ: 1. Подготовительный этап. 2. Оргашгаационный. 3. Учебный.

4. Продуктивный. 5 Производственный. 6 Предпринимательский этап.

Содержание этапов

1. Подготовительный этап. Целью этого этапа является комплектование группы будущих авторов из числа учащихся первого курса ПУ. На этом этапе руководитель АМ проводит беседы с учащимся для разъяснения целей и возможностей обучения в АМ. Основной направленностью этой работы является формирование интереса к предстоящему делу. Главным критерием отбора кандидатов является личный интерес к предстоящим занятиям. На этом этапе очень важно выявить наличие таких личностных качеств учащихся как целеустремлённость и аккуратность. К сожалению, эти качества развиваются медленно, что не соответствует динамике обучения в АМ. Здесь конечно необходим отбор. Таким образом, идеальным кандидатом можно считать молодого человека с качествами увлечённого волевого аккуратиста, а опыт практической реализации этого этапа показывает, что таких людей среди молодёжи немало. Другие качества личности не суть важны, так как увлечённость и заинтересованность делом мобилизуют их необыкновенно. После предварительного укомплектования групп возможен переход к следующему этапу.

2. Организационный этап. Цель этого этапа - решение организационных вопросов. Руководитель АМ проводит согласование с учащимися, их родителями, с администрацией учебного заведения о месте и времени проведения занятий, материально-техническом обеспечении учебного процесса.

3. Учебный этап. Цель этапа - изучение учащимися интегративного

курса основ проектной графики, адаптированного к условиям начального профессионального образования. Этот курс и является инструментом творчества (необходимым минимумом

алгоритмических

основ проектной графики), который достаточен для перехода к обучению на основе технологий креативного развития учащихся. Определение этого необходимого и достаточного минимума алгоритмических основ есть основное содержание предварительной работы руководителя АМ. Чем точнее будет он определен, тем скорее в процессе обучения станет возможен переход к последующему продуктивному этапу. Начало продуктивного этапа конечно же не предполагает завершения этапа учебного. Минимумом ограничиваться нельзя, поэтому занятия по дисциплинам курса проектной графики продолжаются на протяжении всего процесса обучения в предлагаемой образовательной форме. Кроме названого

курса учащиеся проходят еще один, который назван руководителем АМ - курс воспитания художественного вкуса.

4. Продуктивный этап. Содержит образовательные технологии креативного развития учащихся и предполагает успешное освоение поискового, исследовательского, творческого, аналитического, проблемного и проектировочного типов деятельности. На этом этапе обучения учащиеся в качестве авторов приступают к проектированию художественной мебели. Получив задание от руководителя, или установив его себе самостоятельно, автор приступает к его уяснению и исследованию его особенностей.

Действительно всякое художественное столярно-мебельное изделие имеет свои существенные и весьма специфические особенности, прежде всего функциональные и эстетические. Функциональные связаны с особенностями эксплуатации изделия, а эстетические обусловлены предполагаемым интерьером помещения, для которого это изделие предназначается. К примеру: церковный киот предназначен для размещения в нем икон и никогда не будет подвержен влиянию динамических нагрузок. Другое дело гостиное кресло, оно будет эксплуатироваться в режиме динамических нагрузок, и быть может перегрузок; зато киот должен отвечать требованиям пожарной безопасности, а кресло требованиям комфортности, и т. д. не говоря уже об эстетике этих мебельных изделий. Таким образом, автор, приступая к выполнению задания, прежде всего, производит системный анализ особенностей предполагаемого изделия и только исходя из его результатов, принимает решение, которое в себя включает целый ряд частных решений, а именно:

• композиционное решение связанно с выбором художественной формы изделия;

• конструкционное решение связанно с поиском и выбором конструкции изделия;

• технологическое решение связанно с определением содержания и последовательности технологических операций при изготовлении мебельного изделия;

• производственное решение связанно с выбором инструмента; с изготовлением шаблонов, лекал, приспособлений; с определением порядка, последовательности, приемов безопасной и правильной обработки деталей изделия;

• графическое решение связанно с изготовлением проекта и рабочих чертежей изделия;

• маркетинг-решение связанно с обоснованием экономической целесообразности изготовления изделия.

Все эти частные решения согласуются, сбалансированы и увязаны в одно единое решение изделия. То есть выразительная художественная форма должна соответствовать возможностям

конструкции будущего изделия и интерьеру предполагаемого помещения. Конструкция в свою очередь должна учитывать особенности эксплуатации изделия и иметь технологическое и производственное обоснование. Это значит что проектируемое столярно-мебельное, художественное изделие должно быть не только выполнимо в принципе, но и выполнимо, прежде всего, на данной производственной базе, т. е. только тем инструментом, который имеется в наличии.

Очень актуальны и интересны исследования связанные с поиском маркетинг-решения предполагаемого изделия, ведь изготовление художественной мебели не самоцель, а будущая профессия. Поэтому расчёт экономической целесообразности и рентабельности авторских проектов особенно актуален. В поисках маркетинг решения автору приходится учитывать множество различных факторов: покупательский спрос, качество и количество вложенного труда, состав и расход материалов, продуманные схемы раскроя и т. д. Таким образом, комплексное решение всей вышеперечисленной проектной проблематики представляет собой не только сложную и трудоёмкую задачу, но и является чрезвычайно увлекательным творческим процессом.

Основным итоговым результатом этого этапа деятельности является выполненный графическим способом авторский проект художественного столярно-мебельного изделия, который в себя включает:

а) вид изделия (композиционное решение) - графическое изображение изделия в цвете в натуральную величину с имитацией материалов (дерево, ткань, стекло, фурнитура...);

б) рабочие чертежи (конструктивное решение) - графическое изображение видов, разрезов, узлов, шаблонов в масштабах;

в) технологическую карту (технологическое решение) -схематическое изображение технологического процесса изготовления изделия - содержание и последовательность технологических операций обработки деталей.

5. Производственный этап. На этом этапе учащиеся преступают к изготовлению собственных авторских изделий мебели в материале, в эталоне. Такая деятельность требует от учащихся - авторов углубленного изучения столярного инструмента и приспособлений, особенностей и технических характеристик деревообрабатывающих станков. Эксклюзивное изготовление авторских изделий - процесс сложный и весьма продуктивный, он открывает для учащихся-авторов обширное поле творческой деятельности. В отличие от столяра станочника, который работает на поточном мебельном производстве и изо дня в день выполняет унифицированные однообразные производственные операции, автор, работая над изготовлением эксклюзивного изделия, сам определяет порядок и последовательность технологических операций при изготовлении

каждой детали в отдельности и изделия в целом, сам изготавливает шаблоны и лекала, зажимы и приспособления, сам готовит к работе и настраивает деревообрабатывающие станки, сам выставляет инструменты и размеры. Поэтому в данном случае автор является не только работником-исполнителем простых алгоритмических операций мебельного производства, и, прежде всего, организатором технологического процесса изготовления собственного авторского эксклюзивного, художественного изделия.

6. Предпринимательский этап. Обучение предпринимательству в АМ начинается ещё на этапе практического конструирования и проектирования авторского изделия. При поиске решения автор обязательно изучает маркетинг условия и проводит обоснование экономической целесообразности изготовления проектируемого изделия, автор учится исследовать покупательский спрос, рассчитывать себестоимость. Автор сам выбирает материалы для будущего изделия, исходя не только из их функциональных и эстетических особенностей, но и из цены, а разброс цен на сырьё огромен. К примеру древесина стоит на рынке Московского региона от 50 до 2000 у.е. за кубометр. То же самое можно сказать и о разбросе цен на гобеленовые ткани, лаки, клеи, фурнитуру, стекло, зеркало... И учащийся - автор сам вступает в рынок, и не в какой-то там игровой форме, а самым, что ни на есть реальным образом, со своими умениями, знаниями, производственными возможностями, со своими реальными средствами. Он сам обзванивает и посещает деревообрабатывающие комбинаты, торгующие фирмы, рынки, магазины, сам рассчитывает состав и расход материала, сам его выбирает и покупает, сам продумывает наиболее экономные схемы его раскроя и т. д. Рассчитав таким образом себестоимость эксклюзивного изделия, определив реально качество и количество вложенного в его изготовление труда, учтя покупательский спрос на изделия такого типа, автор вполне реально может оценить товарные качества своего продукта и рентабельность своей реальной профессиональной деятельности, и корректировать её.

По условиям обучения в АМ, авторское изделие принадлежит самому автору, поэтому каждый из них имеет непосредственную возможность реализовать продукт своего труда. По причинам связанным с некоторыми особенностями работы в АМ, реализация авторских изделий не вызывает никаких затруднений; как правило их приобретают родители, родственники или знакомые самих авторов, рынок прямо скажем специфичный. Но как важно для начинающего автора знать, что продукт его сложного труда оказался, востребован, как важно услышать заслуженные, впрочем, похвалы.

А настоящим открытием было для ребят то, что востребованным оказалось не только их авторское изделие, а их знания и умения, их мастерство, что на рынке труда подлинным товаром является, прежде всего, квалификация, что у профессионала высокого класса

просто нет никаких затруднений при трудоустройстве. Многие ребята ёще во время обучения в ПУ нашли работу в мастерских ведущих реставраторов г. Москвы. К некоторым пришла уверенность в своих силах настолько, что они задумали начать собственное дело, открыть свою мастерскую.

Воспитательное значение авторского труда.

Уже отмечалось ранее, что комплексное решение всей вышеперечисленной проектной проблематики представляет собой не только сложную и трудоёмкую задачу, но является и чрезвычайно увлекательным делом, которое, как показал опыт, буквально захватывает учащихся авторов. Они преображаются на глазах, изменяют наклонности и привычки. Ради творческой работы в АМ ребята готовы изменить даже образ жизни. Рок фестивали и дискотеки, праздные тусовки во дворах и спортфанатизм, неумеренное телепотребление и охота на компьютерных человечков, словом всё то, чем наполняют свой день бездельные российские плейбои, теряет всякий смысл и значение в новом качестве жизни. Особенно подогревает интерес к делу реальное наполнение авторского труда, ведь каждый авторский проект должен быть выполнен в материале. Это и отличает проектную творческую работу от безсодержательной газетной головоломки-кроссворда, сканворда, и т.п. - над чем любит шевелить мозгами наш молодой современник. Ребята, поработав в АМ, начинают чувствовать себя целостным, самодостаточным, квалифицированным специалистом. К ним приходит уверенность в завтрашнем дне, ощущение собственной общественной значимости. Таким образом, АМ является и идеальным решением проблемы свободного времени молодёжи, и возрастных проблем самовыражения и самоутверждения в своей социальновозрастной среде.

В формате авторской мастерской особое место занимает курс: Воспитание художественного вкуса. Его значение для всестороннего гармоничного развития личности учащихся авторов трудно переоценить. Содержанием этого курса является знакомство с историей художественной мебели, с отечественными и зарубежными традициями ее изготовления. Основное в программе курса - это непосредственный «контакт» учащихся с лучшими образцами столярно-мебельного искусства. Ребята с целевыми экскурсиями посетили музей мебели и музеи усадьбы в Москве, Санкт-Петербурге, Царском селе, а летом во время каникул отправились в экспедицию в Соловецкий Государственный архитектурный и природный музей-заповедник. В этой связи ребятам представляется возможность выполнить некоторые объемы проводимых музеем реставрационных работ, а для изучения, фиксации и обмеров экспонатов разрешен доступ в музейные запасники. «Контакт» с лучшими образцами столярно-мебельного искусства, и что, пожалуй, более важно -общение с работниками музея стимулирует развитие лучших качеств

души, создает особую атмосферу творчества, особые условия воспитания «художественного вкуса», формирует гармонично развитую творческую личность.

Возможности инновационной формы профессиональной подготовки.

1. АМ позволяет учащемуся освоить дополнительно к

алгоритмическому репродуктивному типу деятельности, представленному в базовом курсе ПУ, качественно иные, продуктивные типы деятельности: исследовательский,

аналитический, поисковый, проектировочный, творческий, коммуникативный.

2. Курс обучения в АМ не замещает базовый, а качественно и количественно его дополняет.

3. Обучение в АМ погружает учащихся в атмосферу творчества, позволяет им в достаточной степени реализовать свои потребности к творчеству и способности к нему уже во время обучения в ПУ и на его производственной базе.

4. Обучение в АМ это возможность применить свои разноплановые знания на практике.

5. Обучение в АМ - это идеальное решение проблемы «свободного» времени и возрастных проблем самовыражения и самоутверждения в своей социально возрастной среде.

6. Обучение в АМ вырабатывает у учащегося важнейшее профессиональное качество - умение самостоятельно приступить к делу.

Заключительная характеристика авторской мастерской.

По мнению автора данной педагогической разработки АМ является гармоничной формой образовательного процесса профессиональной подготовки. Её важнейшими, характерными особенностями являются универсальность, целостность, лаконичность, законченность. Универсальность и целостность заключаются в том, что обучение в АМ нацелено на подготовку самодостаточного специалиста - универсала, который одинаково успешно может справляться с работой, конструктора, художника, технолога, столяра и т.д. Сегодня всё чаще встречаются такие формы производственного обучения, как учебное мини-предприятие, учебная студия. АМ также можно считать учебным минипредприятием, учебным конструкторским Бюро, учебной дизайн-студией одновременно. И в этом тоже заключается универсальность АМ.

Лаконичность формы в том, что из её структуры исключено всё, что может помешать достижению главной цели обучения, всё что, может отвлечь силы и время на несущественные результаты. Базовый курс ПУ вообще не предусматривает подготовку специалистов-авторов, это прерогатива некоторых вузов, финал и

результат их образовательной деятельности. Но сегодня высшее образование недоступно для многих молодых людей. Лаконичность обучения в АМ [базовый курс ПУ+АМ] для многих достаточное и единственно возможное обучение творческой профессии. Законченность характера учебного процесса в АМ заключатся в том что, в результате обучения учащиеся приобретают самостоятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.