Научная статья на тему 'Мотивация к учению у обучающихся учреждений среднего профессионального образования'

Мотивация к учению у обучающихся учреждений среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4955
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация к учению у обучающихся учреждений среднего профессионального образования»

МОТИВАЦИЯ К УЧЕНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. И. Клычкова, методист лаборатории андрагогики ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.

В. А. Сухомлинский

Решение проблемы формирования и развития мотивации учения у обучающихся является одной из первостепенных задач для педагогического коллектива учреждений среднего профессионального образования. Сегодня в учреждения среднего профессионального образования нередко поступают подростки, имеющие преимущественно невысокий уровень обученности, низкую мотивацию учения, часто неосознанно сделавшие свой профессиональный выбор. В то же время в связи с усложнением условий современного производства, развитием новейших технологий повышаются требования работодателей к уровню подготовки специалистов среднего звена. В сложившейся ситуации перед учреждениями среднего профессионального образования (СПО) стоит непростая задача — воспитать из чаще всего слабо подготовленных, немотивированных к учению первокурсников современных конкурентоспособных специалистов.

Изменения, происходящие в новом тысячелетии во многих сферах деятельности человека, выдвигают новые требования к организации и качеству образования, требуют существенных перемен в подготовке будущих специалистов.

Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, профессионализма, инициативы и предприимчивости.

Это предопределяет перестройку процесса обучения в целом и каждой из его сторон, в особенности мотивационной.

Низкая мотивация учебной деятельности, являясь важнейшей проблемой учреждений системы профессионального образования, остается также одной из первостепенных проблем в психологии и педагогике.

Ее изучению посвящено немалое количество работ зарубежных и отечественных ученых Б. Г. Ананьев, Н. Н. Ланге, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, П. М. Якобсон, Л. И. Божович и др.).

В педагогической практике на протяжении нескольких десятилетий бытовало мнение, что успешность процесса обучения зависит прежде всего от способностей и интеллекта обучающегося. Однако психологические исследования на сегодняшний день показывают, что значительную роль в учебной деятельности играют мотивационные факторы, а также то, как человек объясняет свои неудачи или успех. Нередко одаренные обучающиеся показывают низкие результаты успеваемости или бросают учебу.

Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В. Н. Мясищев отмечал, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30 % зависят от его интеллекта, а на 70-80 °% — от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести [6].

Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учения, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у обучающихся, т. к. именно она является гарантом формирования познавательной активности и актуализации познавательных мотивов и, как следствие, развития мотивов овладения профессией и самореализации, приобретения знаний, необходимых для успешной деятельности личности в последующей жизни.

Отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента, т. к. объем знаний, получаемых в процессе обучения в учреждениях СПО, сложно освоить при отсутствии мотивации.

Основой же успешной учебной деятельности любого обучающегося является высокий уровень развития мотивации к учению.

Кроме того, позитивное или негативное отношение к учебной деятельности определяет отношение к будущей профессии, а значит, существует риск получить неквалифицированных специалистов, не заинтересованных в качестве своей работы.

Мотивационная основа учебной деятельности включает следующие элементы: сосредоточение внимания обучающегося на учебной ситуации; осознание смысла предстоящей деятельности и выбор мотива, а также целепо-лагание, стремление к осуществлению учебных действий и достижению успеха с осознанием уверенности в правильности своих действий. Важнейшими составляющими в мотивации учения являются также самооценка процесса и результатов деятельности, самоо-добрение, самоубеждение и самоанализ обучающегося.

Мотивы учебной деятельности характеризуются динамичностью, устойчивостью и направленностью, например направленность обучающегося на достижение целей собственного развития, в том числе на приобретение знаний, умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов, влияющих на успешность (эффективность) учебной деятельности, например самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность, организацией учебного процесса, личностными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими обучающимися и т. д.), личностными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к обучающемуся, к делу, спецификой учебной дисциплины [7].

В учебной деятельности, как отмечает А. Н. Леонтьев, важно, с одной стороны, чтобы мотивы обучающегося были понятны педагогу, а с другой — чтобы собственные мотивы учения осознавал и сам обучающийся. Осознание мотивов собственного учения весьма важно тем, что позволяет обучающемуся многое увидеть в себе в новом свете и, следовательно, определить пути дальнейшего самосовершенствования. Поэтому педагогам необходимо по-

могать обучающимся в изучении и осознании собственных мотивов деятельности учения [4].

Поскольку мотивы учения формируются в процессе учебной деятельности через предметное ее содержание и через отношения, складывающиеся между участниками учебного процесса, то для того чтобы формирование положительной мотивации к учебной деятельности у обучающихся было успешным, педагогу важно знать, какие мотивы развиты у обучающихся в большей степени, какие из них являются смыслообразующими.

По мнению разных исследователей (Л. И. Божович, П. М. Якобсон, А. Н. Леонтьев и др.), учебную мотивацию представляют следующие группы мотивов: познавательные, социальные, внешние и внутренние, осознаваемые и неосознаваемые.

Познавательные мотивы направлены на содержание учебной дисциплины. К ним относятся широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями); учебнопознавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности).

Социальные мотивы направлены на другого человека в ходе учебного процесса и включают широкие социальные мотивы (мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения); узкие социальные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношении окружающих, заслужить их одобрение); мотивы социального сотрудничества (ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми).

Внутренние мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью (удовлетворение познавательной потребности и усвоение знаний в процессе учения и т. д.). Внешние — мотивы, которые побуждают обучающегося к данной деятельности. Они могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные. В учебной и учебно-профессиональной деятельности действуют одновременно и внешние, и внутренние мотивы [3].

Педагогу необходимо иметь представление о мотивационной основе учебной деятельности обучающихся; знать и применять мето-

ды педагогической диагностики для выявления у обучающихся уровня развития мотивации (метод наблюдения, опрос, тесты, опросники и др.); постоянно анализировать причины и условия, влияющие на формирование мотивов обучения; своевременно анализировать свою деятельность, используя методики анализа и самоанализа, и корректировать ее так, чтобы обеспечить гармоничное развитие мотивационной сферы обучающихся; формировать у обучающихся интеллектуальную потребность, потребности в познании, труде, познавательном общении, в достижении успеха.

Зная состояние мотивов учения, педагог имеет возможность своевременно подсказать обучающемуся, над устранением каких именно недостатков следует настойчиво работать. Так как многие из них не задумываются над тем, что побуждает их учиться, и подобная рефлексия крайне необходима.

А. К. Маркова акцентирует внимание на том, что психологическое изучение учебной мотивации и ее формирование — это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы личности обучающегося, которая включает потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Изучить, по мнению А. К. Марковой, мотивацию — это выявить ее реальный уровень и возможные перспективы, зоны ее ближайшего развития. Результаты изучения учебной мотивации должны стать основой для процесса ее формирования. Изучать мотивы учения необходимо в динамике: не только на начальном и конечном этапах обучения, но и на промежуточных [5].

Таким образом, формировать мотивацию, мотивировать обучающихся на деятельность, учение — значит пробуждать, актуализировать у них те или иные отдельные или целые группы мотивов.

Педагогам также необходимо учитывать, что мотивация у студентов разных курсов и специальностей может отличаться.

Большое значение для успешности учебной деятельности в учреждении профессионального образования имеет факт доминирования у обучающихся внешней или внутренней мотивации учения.

Преимущественно внутренне мотивированные обучающиеся более погружены, включены в учебный процесс. Для них характерна мотивация самоопределяемой деятельности: они более активны, сознательны, произволь-

ны в планировании своего профессионального образования. Они уделяют равное внимание как общеобразовательным, так и узкопрофессиональным дисциплинам. Обучающиеся с преобладанием внешней мотивации в меньшей степени произвольны в организации учебного процесса, меньше погружены в учебную деятельность, поскольку ими движут не столько познавательные или профессиональные мотивы, сколько внешние по отношению к процессу и результату учебной деятельности факторы.

Им необходимо прививать интерес к накоплению знаний, непрерывному самообразованию, т. к. постоянно развивающаяся система профессионального образования требует соответствия содержания, форм и методов обучения современным стандартам подготовки квалифицированного специалиста.

Важно, чтобы педагог, учитывая факторы, влияющие на формирование мотивации учения, использовал, по мнению И. Ф. Демидовой, следующие пути воздействия на мотивацию обучающихся:

1. «Сверху вниз» — характеризуется тем, что педагог проводит работу по осознанию обучающимися мотивов собственной учебной деятельности; им раскрывают цели, задачи учебной деятельности, которые необходимо сформировать.

2. «Снизу вверх» — воспитание мотивации через организацию взрослым разных видов деятельности обучающихся при их максимальной активности [2].

На основе мотивации учения создаются предпосылки для формирования мотивации сотрудничества обучающихся и педагога. Любое педагогическое взаимодействие с обучающимися становится более эффективным только с учетом особенностей мотивации.

Управление учебным процессом педагог должен осуществлять таким образом, чтобы обучающиеся понимали, что и зачем они делают, поддерживать их учебную активность, стремиться понять, быть к ним внимательным, использовать приемы переключения внимания для сохранения работоспособности обучающихся в течение всего занятия.

Постановка педагогом реальных целей способствует повышению вероятности успеха и личной оценки обучающимися своих способностей; соотнесению цели развития мотивации с возможностями педагогических средств.

Применение любого педагогического средства в учебном процессе должно быть целесо-

образным, своевременным и психологически оправданным.

Педагогу необходимо постоянно искать новые способы активизации обучающихся на занятии, разнообразить формы объяснения материала с целью повышения успешности его изучения; использовать современные формы и методы обучения, внедрять эффективные образовательные технологии: проблемное обучение, интерактивные технологии, метод проектирования, информационно-коммуникативные технологии, технологию модерации, приемы получения обратной связи, игровые приемы и методы обучения и др., — способствующие развитию познавательного интереса у обучающихся к изучаемому материалу, а также повышению эффективности и качества образовательного процесса.

Важным аспектом деятельности педагога является создание на занятии ситуации успеха для каждого обучающегося. Успех на занятии — основа взаимопонимания между педагогом и учеником. Необходимо каждому обучающемуся предоставить возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, возможности для преодоления трудностей, поверить в себя, почувствовать желание учиться.

Необходимые слагаемые успеха -- спокойная обстановка, доброжелательность и взаимопомощь, поддержка обучающихся в коллективе, продуманная система поощрений за успехи в учебной деятельности, которые соответствуют реальным успехам и отражают не столько способности обучающихся, сколько прилагаемые ими усилия, т. к. без стимулирования активности обучающихся в процессе учения невозможно успешное преподавание.

Результативность выполненной учебной работы не только ведет к удовлетворению обучающихся, но и мотивирует их к дальнейшему повышению эффективности учебного труда.

Стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчи-

вость в достижении своих целей является одним из центральных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

Таким образом, развитие мотивации учения должно осуществляться через такую организацию учебной деятельности, которая мак-

симально способствует раскрытию внутреннего мотивационного потенциала обучающихся.

Педагог в процессе решения проблемы формирования и развития мотивации обучающихся выступает и как исследователь, и как наставник, и как модератор, а в большей степени является консультантом, чья задача — помочь обучающимся овладеть навыками, самостоятельно ставить цели и самостоятельно их достигать. При этом меняется система методов обучения, внедряются современные эффективные образовательные технологии, меняется система оценки знаний, формируется новое отношение к обучающимся. Приоритеты смещаются в сторону развития мотивации и интереса к получению знаний, адекватной оценки собственных результатов и формированию умения учиться, которое является важной составляющей в овладении будущим специалистом необходимыми профессиональными компетенциями.

Выпускники учреждений профессионального образования должны не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе. Решить эту задачу возможно лишь с учетом особенностей мотивации учения, использованием современных приемов и методов для формирования и развития у обучающихся позитивной мотивации к учебной деятельности.

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 29 дек. 2012 № 273-Ф3. — Режим доступа: http://www.rg.ru/ 2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

2. Демидова И. Ф. Педагогическая психология. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. — 224 с.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 512 с.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл: Академия, 2004. — 352 с.

5. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, Т А. Матис,

A. Б. Орлов. — Москва: Просвещение, 1990. — 192 с.

6. Мясищев В. Н. Психология отношений. — Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. — 400 с.

7. Сахарова В. И. Мотивация учения в профессиональном образовании: сущность, особенности, развитие / Л. Н. Вавилова, С. А. Дочкин, Н. В. Костюк,

B. М. Кузина, В. И. Сахарова; под науч. ред. В. И. Сахаровой. — Москва — Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007. — 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.