качества инженерно-технической подготовки студентов и прогнозирует расширение сферы его практического применения с целью определения (уже на этапе проектирования) вклада каждого учебного задания в процесс формирования компетентности современных инженеров.
Список литературы
1. Сазонова, З.С. Развитие инженерного мышления — основа повышения качества образования: учебное пособие / З.С. Сазонова, Н.В. Чечеткина. — М.: МАДИ (ГТУ), 2007, — 195 с.
2. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. — М.: Изд-во «Питер», 2002. — 350 с.
3. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности / А.М. Новиков. — Изд-во «Эгвес», 2005. — 172 с.
4. Сазонова, З.С. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного инженера / З.С. Сазонова. — М.: МАДИ (ГТУ), 2007. — 487 с.
5. Ищенко, В.В. Методология генерации, апробации и сопровождения содержания учебного материала для высшего профессионального образования / В.В. Ищенко,
З.С. Сазонова. — М.: МАДИ (ГТУ), 2005. — 343 с.
УДК 373
Э.В. Самойленко, канд. пед. наук, зам. директора
ГОУ дополнительного образования детей «Краевой центр детско-юношеского технического творчества», г. Ставрополь
творческие технические мастерские — форма организации предпрофессиональной подготовки школьников
Вопрос «кем быть» волнует человека с раннего детства. В разные годы у молодежи были и разные приоритеты, тесно связанные с экономическим и политическим положением в обществе. В 20-е, 30-е годы ХХ века, в период бурного развития советской авиации, самой престижной профессией считалась профессия летчика. В послевоенные годы, когда надо было поднимать страну из руин, огромной популярностью пользовалась профессия инженера. 60-е, 70-е годы прошлого века, ознаменовавшие начало эры освоения космического пространства, сделали самой популярной профессией — профессию космонавта. В годы перестройки в связи с невостребованностью инженерных кадров на первый план вышли другие профессии: юриста, экономиста, менеджера. В последние годы на рынке труда ощущается острая нехватка квалифицированных инженерных кадров, особенно в агропромышленном комплексе, и как следствие — увеличение количества абитуриентов, желающих обучаться на технических факультетах в аграрных вузах. Многие из них свой путь к высшему техническому образованию начинали в объединениях технического творчества, на станциях юных техников. Они осознанно выбрали свой жизненный путь, имея за плечами, пусть маленький, но все же свой инженерный опыт. Именно поэтому предпрофильное обучение является важнейшей составной частью системы профессиональной ориентации подростков на инженерные специальности.
Эффективное предпрофильное обучение в учреждениях дополнительного образования детей
46
технической направленности невозможно без использования современных образовательных технологий. Именно технологический подход обеспечивает благоприятные условия для развития личности подростка, позволяет на научной основе анализировать и систематизировать имеющийся практический опыт и его использование, выбирать более эффективные и разрабатывать новые технологические модели для решения возникающих в ходе образовательного процесса проблем.
Взяв за основу «Технологию мастерских» группы французских учителей «Французская группа нового воспитания ЖФЭН (вБЕК)», классификацию педагогических технологий В.П. Беспалько, а также «Методику работы в первичном творческом техническом объединении учащихся» и «Методику развития технического творчества учащихся» В.Г. Гетте, В.В. Колотилова, Д.М. Комского, Ю.С. Столярова, А.М. Плутока, автор статьи разработал «Технологию творческих технических мастерских» [1-2]. Свое название она получила исходя из двух аспектов: основного предназначения учреждений дополнительного образования детей технической направленности — развитие технического творческого потенциала обучающихся и особенности педагогической деятельности — педагог не учитель, передающий готовые знания ученику, не оракул, излагающий истину, а мастер, помогающий выбрать нужные действия (в процессе которых обучающийся приобретает знания, умения и навыки) и передающий способы решения проблемы. И результатом будут не усвоенные готовые знания, а овладе-
ние творческими умениями и личность, способная к самоопределению, самообучению, самосовершенствованию и саморазвитию. Слова «творческие технические мастерские» отражают принципиальную идею, сущность учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей технической направленности.
В основе технологии, разработанной автором статьи, лежат следующие исходные положения: в мастерской каждому обучающемуся предоставляется возможность реализовать свой профессиональноличностный план; каждый обучающийся — творец отношений и новых творческих технических дел; принятие обучающегося таким, какой он есть; уважительное отношение и отказ от давления на ребенка и подавления его достоинства; доверие обучающемуся, основанное на вере педагога-мастера в его возможности и в вере самого обучающегося в возможность достижения цели при приложении достаточных для этого усилий; процесс приобретения знаний, умений и навыков не менее важен, чем сам результат; каждый обучающийся имеет право на ошибку, отрицательный результат научноисследовательской деятельности, конструирования или моделирования технического устройства, тоже имеющий значение результат; педагог-мастер для обучающегося, а не обучающийся для педагога, творческая техническая мастерская — это не просто «кузнеца профессиональных кадров», это — место гражданско-патриотического становления обучающихся; проблемы в межличностных отношениях в группе обучающихся педагог-мастер решает с детьми, а не за детей; процесс обучения строится на трех «СО» — сотворчество, содружество, сотрудничество.
Основная идея, пронизывающая весь учебновоспитательный процесс, согласно «Технологии творческих технических мастерских»: «достойный гражданин своей страны — это созидатель, стремящийся строить, а не разрушать». Труд — это основа жизни, сделать страну богатой и процветающей сможет только трудоспособная, творческая созидающая молодежь, опирающаяся на опыт поколений в стремлении создать лучшее.
Содержание учебно-воспитательного процесса в рамках «Технологии творческих технических мастерских» имеет свои особенности.
Творческая техническая мастерская — это не просто лаборатория, где проходят занятия по направлениям обучения, это оригинальный способ организации творческой конструкторско-исследовательской деятельности в составе относительно небольшой группы единомышленников. Она дает обучающимся творческий и социальный опыт познания и сотрудничества, а не опыт слепого послушания. Позиция педагога-мастера — это, прежде всего, позиция консультанта, совет-
ника, помогающего обучающемуся осуществить свой профессионально-личностный план. Его основная задача — не передать готовые знания, а научить учиться. Педагог-мастер воспитывает своим примером, помогая ребенку приобретать профессионально-личностные качества достойного члена общества и гражданина своей страны.
В творческие объединения учреждений дополнительного образования детей обучающиеся приходят по желанию. Однако уровень мотивации у них различный, поэтому и отношение к занятиям техническим творчеством различное. Задача педагога-мастера — повысить уровень мотивации у тех обучающихся, у которых он недостаточно высок. Для стимулирования у воспитанников положительного отношения к занятиям техническим творчеством целесообразно применять следующие методы и приемы: создание на занятии «ситуации постоянно поддерживаемого интереса»; широкое использование сравнения и аналогии; постоянное обращение к уже имеющимся знаниям обучающихся, их социальному опыту и жизненным взглядам; яркое и эмоциональное изложение нового материала с обязательным глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта или явления; побуждение к самообразованию через постоянное знакомство с новинками научной литературы по профилю обучения, а также с научной фантастикой и т. д. [2].
При организации образовательного процесса в творческих объединениях технической направленности есть одна особенность: обучающийся, однажды усвоив способ решения той или иной технической задачи, пытается применять его и в последующем. Это в конечном итоге приводит к инертности мышления. Творческие технические мастерские тем и отличаются, что постановка самой задачи предполагает не слепое использование уже усвоенного метода, а его «творческую интерпретацию», поэтому и задачи определяются не просто как технические, а как творческие технические, подразумевая элемент творчества.
Технология творческих технических мастерских базируется на использовании метода проектов в организации исследовательской деятельности, что позволяет отойти от традиционализма в обучении. Применение метода проектов в организации исследовательской деятельности позволяет педагогам не только и не столько учить, сколько помогать обучающемуся учиться, направлять его познавательную деятельность [3].
При организации научного поиска следует учитывать три правила: пробуждая интерес к конструкторско-исследовательской деятельности, надо помнить о том, что это средство для достижения цели, а не сама цель; чем раньше удастся привлечь ребенка к конструкторско-исследовательской деятельности, тем больше гарантии для воспита-
47
ния у него глубоких интересов и потребностей; осуществляя конструкторско-исследовательскую деятельность, педагог должен научить, развить и вдохновить каждого обучающегося на повседневный творческий труд, самообразование и творческое проведение досуга.
Системообразующим элементом «Технологии творческих технических мастерских» является творческая техническая задача, провоцирующая создание проблемной ситуации ее решения. Она — начало, мотивирующее дальнейшую техническую творческую деятельность. Процесс решения творческой технической задачи характеризуется определенным «вопросным состоянием» обучающегося, которое требует от него открытия или усвоения новых знаний о каком-либо предмете или явлении и способов действий.
По аналогии с элементами «Технологии мастерских» творческую техническую задачу в рассматриваемой технологии можно назвать индуктором, поскольку именно она создает проблемную ситуацию и побуждает ребенка к творчеству и познанию непознанного [4].
Следующими элементами «Технологии творческих технических мастерских» являются: перенос типовых технологических умений в области технического творчества в новую ситуацию (такой перенос порождает несоответствие старого знания новому, это внутренний конфликт, побуждающий к поиску новых знаний); самоконструкция (выстраивание своего пути конструкторско-исследовательской дея-
тельности); социоконструкция (умение формировать творческие группы и слаженно работать в них); афиширование (популяризация творческих технических проектов); рефлексия (в процессе конструкторско-исследовательской деятельности обучающиеся нередко совершают ошибки, используют неверные решения, понимание ошибок создает мотивацию к их исправлению и продолжению исследования).
Использование в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей технической направленности «Технологии творческих технических мастерских» позволит молодому человеку приобрести азы профессиональной компетентности, личностные качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности, что во многом будет способствовать его успешному карьерному росту.
Список литературы
1. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. — С. 15-84.
2. Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся / Ю.С. Столяров, Д.М. Комский, В.Г. Гетта, А.М. Плу-ток, В.В. Колотилов. — М.: Просвещение, 1989. — С. 5-14, 138-152, 164-169.
3. Самойленко, Э.В. Дистанционная форма обучения в региональной системе детского технического творчества: возможности, технологии, организация / Э.В. Самойленко. — Ставрополь: СтГАУ «Агрус», 2005. — 98 с.
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — С. 62-72.
УДК 378
П.Ф. Кубрушко, чл.-корр. РАО, доктор пед. наук, профессор Л.И. Назарова, канд. пед. наук
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
общие вопросы создания инновационной образовательной среды в инженерном вузе на основе синергетического подхода
В последнее время в педагогический лексикон прочно вошло такое понятие, как образовательная среда. Анализ множества его определений показывает, что под образовательной средой понимают совокупность (или систему) различных подсистем: информационных, технических и учебно-методических, направленно обеспечивающих учебный процесс; также в эту систему включают участников образовательного процесса.
В широком смысле образовательная среда есть подсистема социокультурной среды, целостность специально организованных педагогических усло-
48
вий развития личности, система ключевых факторов, определяющих образование человека.
Образовательная среда вуза должна рассматриваться как система, способная к саморазвитию, открытая для любых прогрессивных изменений — инноваций. Причем это требование касается всех компонентов данной системы, начиная от студентов и преподавателей как основных участников образовательного процесса, а также характера их взаимодействия, выраженного в совокупности целевого, содержательного, технологического, мотивационноценностного компонентов и подсистем, обеспечи-