ния у него глубоких интересов и потребностей; осуществляя конструкторско-исследовательскую деятельность, педагог должен научить, развить и вдохновить каждого обучающегося на повседневный творческий труд, самообразование и творческое проведение досуга.
Системообразующим элементом «Технологии творческих технических мастерских» является творческая техническая задача, провоцирующая создание проблемной ситуации ее решения. Она — начало, мотивирующее дальнейшую техническую творческую деятельность. Процесс решения творческой технической задачи характеризуется определенным «вопросным состоянием» обучающегося, которое требует от него открытия или усвоения новых знаний о каком-либо предмете или явлении и способов действий.
По аналогии с элементами «Технологии мастерских» творческую техническую задачу в рассматриваемой технологии можно назвать индуктором, поскольку именно она создает проблемную ситуацию и побуждает ребенка к творчеству и познанию непознанного [4].
Следующими элементами «Технологии творческих технических мастерских» являются: перенос типовых технологических умений в области технического творчества в новую ситуацию (такой перенос порождает несоответствие старого знания новому, это внутренний конфликт, побуждающий к поиску новых знаний); самоконструкция (выстраивание своего пути конструкторско-исследовательской дея-
тельности); социоконструкция (умение формировать творческие группы и слаженно работать в них); афиширование (популяризация творческих технических проектов); рефлексия (в процессе конструкторско-исследовательской деятельности обучающиеся нередко совершают ошибки, используют неверные решения, понимание ошибок создает мотивацию к их исправлению и продолжению исследования).
Использование в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей технической направленности «Технологии творческих технических мастерских» позволит молодому человеку приобрести азы профессиональной компетентности, личностные качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности, что во многом будет способствовать его успешному карьерному росту.
Список литературы
1. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. — С. 15-84.
2. Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся / Ю.С. Столяров, Д.М. Комский, В.Г. Гетта, А.М. Плу-ток, В.В. Колотилов. — М.: Просвещение, 1989. — С. 5-14, 138-152, 164-169.
3. Самойленко, Э.В. Дистанционная форма обучения в региональной системе детского технического творчества: возможности, технологии, организация / Э.В. Самойленко. — Ставрополь: СтГАУ «Агрус», 2005. — 98 с.
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — С. 62-72.
УДК 378
П.Ф. Кубрушко, чл.-корр. РАО, доктор пед. наук, профессор Л.И. Назарова, канд. пед. наук
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
общие вопросы создания инновационной образовательной среды в инженерном вузе на основе синергетического подхода
В последнее время в педагогический лексикон прочно вошло такое понятие, как образовательная среда. Анализ множества его определений показывает, что под образовательной средой понимают совокупность (или систему) различных подсистем: информационных, технических и учебно-методических, направленно обеспечивающих учебный процесс; также в эту систему включают участников образовательного процесса.
В широком смысле образовательная среда есть подсистема социокультурной среды, целостность специально организованных педагогических усло-
48
вий развития личности, система ключевых факторов, определяющих образование человека.
Образовательная среда вуза должна рассматриваться как система, способная к саморазвитию, открытая для любых прогрессивных изменений — инноваций. Причем это требование касается всех компонентов данной системы, начиная от студентов и преподавателей как основных участников образовательного процесса, а также характера их взаимодействия, выраженного в совокупности целевого, содержательного, технологического, мотивационноценностного компонентов и подсистем, обеспечи-
вающих функционирование образовательной среды — управленческой, финансово-экономической, материально-технической, нормативно-правовой и маркетинговой (рисунок).
Инновационная образовательная среда должна стать необходимым условием развития каждого образовательного учреждения, способствовать переходу от технократической, «знаниево-навыковой», парадигмы образования к гуманистической, личност-но ориентированной.
Достижение этих целей возможно только в том случае, если образовательная среда вуза будет развиваться с учетом законов синергетики — междисциплинарного направления научных исследований, возникшего в начале 1970-х гг. Главная цель синергетики — познание общих закономерностей и принципов, которые лежат в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных.
Предметом синергетики являются механизмы самоорганизации, поэтому ее и называют теорией самоорганизации.
В методологии педагогики синергетический подход занимает прочные позиции, он органично интегрируется с системным, деятельностным и (в последние годы) компетентностным подходами. Более того, все чаще в современной научнопедагогической литературе встречается такое понятие, как педагогическая синергетика, мировоззрение которой отражено в теории, принципах и закономерностях самоорганизации педагогических систем. Эти вопросы достаточно подробно освещены в работах Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, И.Р. Приго-жина, Г.И. Рузавина, Н.М. Таланчука, Ю.В. Шаро-нина, С.С. Шевелевой и др.
Синергетика позволяет вскрывать такие связи между элементами системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Именно на этом эффекте и следует заострить внимание, рассматривая инновационную образовательную среду инженерного вуза как самоорганизующуюся систему. В качестве аналогии можно привести человеческий организм, в котором связаны между собой все
Структура образовательной среды вуза
элементы, и от того, насколько хорошо функционируют те или иные органы или системы, зависит состояние здоровья человека в целом. Образовательное учреждение, в том числе вуз, — это тоже своего рода живой организм, в котором, однако, зачастую различные подсистемы или компоненты недостаточно хорошо синхронизированы друг с другом, между ними порой не прослеживаются четкие, устойчивые связи, в первую очередь «по горизонтали».
Назрела необходимость в тесной интеграции всех составляющих образовательной среды, в выработке общей стратегии ее развития, в определении аттракторов, т. е. общих целей, конечных состояний системы. В частности, в качестве аттракторов могут выступать профессиональные компетенции будущих специалистов, для формирования которых, как известно, недостаточно изучить какую-либо одну дисциплину или даже цикл дисциплин по одной кафедре. Формирование универсальных и профессиональных компетенций инженера — процесс длительный, выходящий за рамки вузовского обучения, в нем интегрированы самые разнообразные области знания, теория переплетается с практикой, точные науки — с гуманитарными и т. д. Учесть та-
49
кое многостороннее взаимодействие и регламентировать его до мельчайших подробностей практически невозможно, однако решение этой дилеммы возможно, и лежит оно в сфере педагогической синергетики, изучающей законы самоорганизации педагогических систем.
Любая самоорганизующаяся система характеризуется открытостью, нелинейностью и нерав-новесностью.
Открытая система способна постоянно обмениваться содержанием (будь то энергия или информация) с окружающей средой. Для сложноорганизованных систем открытого типа, к которым может быть отнесена и образовательная среда, характерна постоянная изменчивость. Поэтому авторы акцентируют внимание именно на инновационности образовательной среды, как имманентно присущему ее качеству, способности и готовности воспринимать, ассимилировать прогрессивные новшества. Открытость системы часто характеризуют как необходимое, но не достаточное условие для ее самоорганизации*.
Нелинейность рассматривается как многовариантность и непредсказуемость перехода системы из одного состояния в другое.
Неравновесность можно определить как состояние открытой системы, при котором происходит изменение ее состава, структуры и поведения. Неравновесие стимулирует постоянную поддержку обмена веществ, энергии, информации. Время протекания неравновесного процесса меньше пе-
риода релаксации, т. е. времени выравнивания параметров до состояния равновесия. Неравновесным процессам уделяется все больше внимания. С позиций синергетического подхода они рассматриваются в качестве условия стабильности и устойчивости систем, в том числе педагогических.
Постоянное расширение образовательного информационного пространства в связи со стремительным увеличением объемов информации, развитием глобальных электронных сетей, образовательных Интернет-массивов, телекоммуникационных технологий обусловливает неравновесное состояние образовательной среды в так называемых точках бифуркации, возникает «веер возможностей» как многовариантность и альтернативность выбора пути оптимального ее развития.
Таким образом, современная образовательная среда в формализованном виде представляет собой педагогическую систему (цель, содержание, формы, методы, средства) и набор обеспечивающих подсистем (управленческую, финансово-экономическую, материально-техническую, нормативно-правовую, маркетинговую). Эффективное взаимодействие структурных компонентов и подсистем образовательной среды возможно с учетом законов развития самоорганизующихся систем. В этой связи одной из наиболее актуальных научных проблем является построение теории функционирования и развития образовательной среды вуза на основе синергетического подхода.
УДК 378:5
Н.В. Чечёткина, канд. пед. наук, доцент
ГОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет)»
дидактическая система курса «концепции современного естествознания»
Блок естественно-научных дисциплин — один из наиболее устоявшихся в системе общего образования. В большинстве своем это те учебные предметы, с которых начиналось систематическое образование. Они эмпирически в течение столетий настолько отработаны, что внесение каких-либо изменений в содержание этой части образования требует очень серьезных научных обоснований и достижений. Естественно, что с течением времени изменялось научное знание, возникали новые идеи и концепции, появлялась новая информация по предметам изучения естественно-научных дис-
* Назарова, Т.С. «Синергетический синдром» в педагогике / Т.С. Назарова, В.С. Шаповаленко // Педагогика. — 2001. — № 9. — С. 25-33.
циплин и новые подходы к определению структуры содержания этой составляющей образования. Так поиски новых системообразующих оснований естественно-научного образования в условиях бурного развития этой области знания привели к тому, что в предметной структуре естественно-научной подготовки в середине 1990-х годов появился новый учебный курс «Концепции современного естествознания» (далее КСЕ), в котором, по мнению авторов курса, реализован новый подход к формированию содержания обучения и естественно-научного мышления на основе трансдисциплинарных идей и важнейших естественно-научных концепций.
Несмотря на то, что до настоящего времени в педагогической теории еще нет достаточно полного об-