Научная статья на тему 'Синергетический подход к образовательному процессу как условие овладения технологией и выстраивания производственных отношений'

Синергетический подход к образовательному процессу как условие овладения технологией и выстраивания производственных отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / SYNERGETIC / SYNERGETIC APPROACH / SELF-ORGANIZING / INTEGRATION OF SCIENTIFIC -EDUCATIONAL AND PRACTICAL ACTIVITIES / OPENNESS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Возженникова Светлана Анатольевна

Показана необходимость использования синергетического подхода в образовательном процессе для достижения максимума эффективности на производстве. В практической педагогической работе лицея сущность предлагаемого подхода рассматривается на основе критерия самоорганизации к теоретическому и практическому наполнению учебно-воспитательного содержания образования учащихся элементами законченного трудового процесса при развитии личности молодого специалиста. В качестве принципа данного подхода рассматривается открытость образовательной среды. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о преимуществах применения синергетического подхода в образовательном процессе перед базовым вариантом обучения технологическим навыкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Возженникова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synergetic Approach to the Educational Process as a Condition of Mastering The Technology and Building Productive Relationships

The author stresses the necessity of using the synergistic approach in the educational process to achieve maximum efficiency at the workplace. In the practical pedagogical work the nature of the synergetic approach in the educational process of the Lyceum is considered on the base of the criterion of self-organization to the theoretical and practical complementary component of the educational content which helps in developing the personality of young professionals. As a principle of synergetic approach the author studies the openness of the educational environment. The results of research of the synergetic approach in educational process demonstrate the advantage of its application comparing with the basic variant of educational environment.

Текст научной работы на тему «Синергетический подход к образовательному процессу как условие овладения технологией и выстраивания производственных отношений»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 377.3

СИНЕРГЕТИЧЕСКИИ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ КАК УСЛОВИЕ ОВЛАДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЕЙ И ВЫСТРАИВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

© 2012 г. С.А. Возженникова

Южно-Российский государственный технический университет ул. Просвещения, 132, Новочеркасск, 346428, rektorat@npi-tu. ru

South Russian State Technical University Prosveschenie St., 132, Novocherkassk, 346428, rektorat@npi-tu. ru

Показана необходимость использования синергетического подхода в образовательном процессе для достижения максимума эффективности на производстве. В практической педагогической работе лицея сущность предлагаемого подхода рассматривается на основе критерия самоорганизации к теоретическому и практическому наполнению учебно-воспитательного содержания образования учащихся элементами законченного трудового процесса при развитии личности молодого специалиста. В качестве принципа данного подхода рассматривается открытость образовательной среды. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о преимуществах применения синергетического подхода в образовательном процессе перед базовым вариантом обучения технологическим навыкам.

Ключевые слова: синергетика, синергетический подход, самоорганизация, интеграция научно-образовательной и практической деятельности, открытость образовательной среды.

The author stresses the necessity of using the synergistic approach in the educational process to achieve maximum efficiency at the workplace. In the practical pedagogical work the nature of the synergetic approach in the educational process of the Lyceum is considered on the base of the criterion of self-organization to the theoretical and practical complementary component of the educational content which helps in developing the personality of young professionals. As a principle of synergetic approach the author studies the openness of the educational environment. The results of research of the synergetic approach in educational process demonstrate the advantage of its application comparing with the basic variant of educational environment.

Keywords: synergetic, synergetic approach, self-organizing, integration of scientific -educational and practical activities, openness of the educational environment.

Синергетический подход к изучению неравновесных термодинамических систем, сформулированный более 30 лет назад, широко применяется в социологии, экономике, педагогике, в контексте синергетики они могут быть рассмотрены как самоорганизующиеся диссипативные системы.

Определенной проблемой является то, что в отличие от экономических и социальных систем, имеющих формализованные модели, к которым применимо математическое описание, прямое использование аппарата синергетики в образовании невозможно из-за отсутствия формальной модели.

Вместе с тем анализ исследований позволяет определить основные процессы в сфере образования, характеризующие его как самоорганизующуюся дис-сипативную систему в социокультурном информационном пространстве. Так, накопление огромного количества знаний, усложнение структуры научного знания требуют пересмотра содержания образования и разработки новых образовательных технологий. Глобализация социально-экономических процессов неизбежно ведет к увеличению интенсивности и объему информационного обмена, расширению диа-

пазона коммуникативных процессов [1]. Формирование открытой модели образовательного пространства, основанной на синергетических взглядах на теорию образовательного процесса и трудовой деятельности, мировоззренческом и методологическом разнообразии, раскрывает новое понимание проблемы интеграции научно-образовательной и практической деятельности.

Синергетический подход соответствует современным требованиям профессионального образования обучающихся профессионального лицея, так как обладает конкретными методическими и процессуальными возможностями систематизации, упорядочения и организации различных по своему содержанию и назначению компонентов и практических элементов учебно-воспитательного и трудового процессов.

Среди них мы, прежде всего, имеем в виду гармонизацию соотношения строго управляемых педагогических и организационных процессов, с одной стороны, и спонтанных механизмов реального жизнедей-ствия и профессионального целеполагания студента как работника предприятия, организации различной индустрии народного хозяйства - с другой.

Именно по критерию самоорганизации к теоретическому и практическому взаимодополнению компонентной базы учебно-воспитательного содержания образования обучающихся лицея элементами законченного трудового процесса на производстве при развитии личности молодого специалиста мы определяем в своей практической педагогической работе сущность синерге-тического подхода в образовательном процессе лицея.

Теоретическое обобщение работ российских и зарубежных ученых по прикладным аспектам применения синергетического подхода в области социальной практики человека позволило выделить одно из ряда таких базовых научных принципов указанного подхода, которые составляют понятийную и классификационную основу его использования в педагогической теории и практике.

К наиболее важному принципу, который мы в результате опытно-исследовательской работы педагогически адаптировали к содержанию и особенностям образовательного процесса в лицее, следует отнести открытость образовательной среды для объединения целей и задач профессионального образования и предприятий, заводов, обеспечивающих рабочими местами выпускников профессионального лицея.

Закон РФ «Об образовании» во главу всей образовательной деятельности поставил ученика [2], объявив тем самым его субъектом образования. Он является заказчиком на высокий результат образования, в нашем случае профессионального, на качество, которое обеспечивало бы ему грамотное использование имеющихся знаний, ресурсов (людских, технических, материальных и других) для достижения поставленной перед ним цели, решая неоднозначные задачи в области сложно-прогнозируемых результатов. Традиционный образовательный процесс в профессиональном образовании выглядит как цепочка: общество ^ педагог ^ ученик [3]. Однако сегодня она выглядит с точностью до наоборот и включает дополнительное звено, ориентированное на цель обучения (среду реализации результатов обучения): производственная среда Мученик ^ педагог ^общество. Каждый структурный элемент образовательной цепи (ученик, педагог, производственная среда и т.д.) является открытой информационной системой. Поэтому современная педагогика должна рассматривать взаимозависимость каждого структурного элемента цепи, ориентируясь на заказчика образовательного процесса.

Из практики реализации полученных знаний видно, что заказчиками определенного образования (носителя образования) выступают предприятия, организации, а иногда и корпорации, которые нуждаются в исполнении определенных технологий для достижения максимума прибыли. И последний будет обеспечен, если «носитель образования», вступая в производственные отношения, будет незамедлительно реа-лизовывать полученные знания, адаптируясь в новой, незнакомой производственной среде.

Совершенно очевидно, что учебные программы не ориентированы на производственные отношения и знания конкретных передовых технологических схем и

процессов производства и не осваиваются учащимися ни на одном курсе: ни на самом первом, ни на всех следующих за ним вплоть до окончания учебного заведения. Овладение ими, как овладение любой технологией, требует не только знаний, но и многократных упражнений, действий в созданных специалистами условиях для саморазвития, самообразования [4].

Лучшее образование - это самообразование. Еще даосисты говорили, что хорош тот правитель, который управляет как можно меньше [5]. Переформулируя эту мудрость Востока, можно сказать, что хорош тот учитель, который учит, вернее поучает, как можно меньше. Главное - не передача знаний (всего передать невозможно!), но овладение способами их пополнения и быстрой ориентации в разветвленной системе технологических знаний и производственных взаимоотношений, способами самообразования. Основная проблема заключается в том, как обучать, не обучая, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для обучающегося путей развития, как обеспечить самоподдерживаемое развитие в самообразовании [6]. Проблема также в том, как преодолевать хаос (неорганизованные и спонтанные устремления обучаемого), его не преодолевая, а делая творческим, превращая его в поле, рождающее искры инноваций. Синергетиче-ский подход к образованию заключается в стимулирующем, или пробуждающем, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой и с другими людьми.

Существуют определенные конфигурации ситуаций познания, обучения или реализации полученных знаний и умений. Чтобы действовать наиболее эффективно, надо действовать в нужное время и в нужном месте. Речь идет о так называемых резонансных, топологически правильных воздействиях [7]. Результаты их могут быть весьма неожиданными и многообещающими.

Синергетический подход, адаптированный нами для условий образовательного процесса в профессиональном лицее, предполагает участие в этом процессе непосредственно ведущих специалистов производства в профессиональном направлении, а также внедрение в образовательную программу современных производственных технологий с привлечением специалистов: конструкторов, монтажников и эксплуатации. Кроме того, участие обучающихся в производственных процессах в качестве ведущих специалистов, управленцев среднего звена, которые взаимодействуют с различными видами производства вплоть до выпуска конечной продукции.

Проведенные нами исследования в профессиональном лицее «Строитель» № 4 г. Новороссийска показали разный уровень овладения обучающимися методами и способами сварочного дела и обработки металла на станках с числовым программным управлением (ЧПУ) в ходе производственной практики на предприятии ЗАО НМУСС «АССТЕК» г. Новороссийска. Исследования проводились в двух группах

третьего курса обучающихся по базовым профилирующим предметам строительной промышленности и двум группам третьего курса обучающихся при новом варианте применения синергетического подхода в обучении.

При базовом варианте образовательного процесса ученики разделились на 4 группы:

- первая - успешно овладела методами и способами процессов сварочного дела (10 %), однако имелись трудности в технологических операциях и производственных отношениях во взаимосвязи с процессами обработки металла резаньем на станках с ЧПУ;

- вторая - 60 % учащихся недостаточно овладели методами и способами сварочного дела и имелось больше трудностей в производственных отношениях со смежными цехами и службами;

- третья - 25 % имели низкий уровень знаний методов и способов сварочного дела, однако группа успешнее вступала в производственные отношения со смежными цехами и службами предприятия, что обеспечивало дополнительное образование в условиях производства;

- четвертая - 5 % имели низкий уровень знаний профилирующего предмета и неудовлетворительные производственные отношения, которые ставили «в тупиковую» ситуацию учащихся при исполнении возложенных на них задач.

При новом варианте образовательного процесса с применением синергетического подхода ученики также разделились на 4 группы:

- первая - 25 % успешно овладели методами и способами сварочного дела и группа успешнее вступала в производственные отношения, адаптируясь к технологии производства, применяемой на предприятии. Кроме того, производственные отношения оказывали положительное влияние на повышение квалификации учеников в области применения приемов сварочного дела для нестандартных ситуаций, а также способствовали рационализаторской деятельности, помогали раскрыть генетически обусловленный потенциал человека;

- вторая - 65 % учащихся успешно овладели методами и способами сварочного дела, а также производственными отношениями, однако нет понимания вопроса взаимосвязи с технологией производства процессов сварочного дела. В данном случае производственные отношения помогают ученикам понять и правильно применить знания и умения в технологическом процессе, способствуя получению максимума эффективности при решении поставленных задач;

Поступила в редакцию

- третья - недостаточно хорошо овладела методами и способами сварочного дела (8 %), однако успешные производственные отношения помогают самообразованию и самораскрытию данной группы обучающихся для реализации поставленных задач при достижении цели;

- четвертая - низкий уровень знаний сварочного дела и неудовлетворительные производственные отношения (2 %), однако понимание того, что имеется возможность при налаженных производственных отношениях получить знания непосредственно на производстве во время выполнения определенных технологических процессов, имело сильную мотивацию к изучению (самообразованию) процессов и методов сварочного дела.

Анализ проведенных исследований показал необходимость использования синергетического подхода в образовательном процессе в лицее. Даже самый низкий результат (2 %) дает возможность выхода из сложившейся сложной ситуации, посредством привитой самоорганизации и взаимной помощи со стороны производства, которое заинтересовано в молодых специалистах, тогда как при базовом варианте образовательного процесса имеется категория учеников, которая не видит выхода из сложившейся ситуации. Данная ситуация отталкивает молодых людей от работы по специальности и достижения успеха в направлении ранее выбранной специальности.

Литература

1. Фирсова С.П. Синергетический подход к изучению и моделированию образовательного пространства. URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article _id=7981151 (дата обращения: 08.02.2012).

2. Закон РФ «Об образовании». URL: http://znania.ru/zakon/in-dex.htm. (дата обращения: 08.02.2012).

3. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход // Образование и наука: Изв. Урал. отд. РАО. 2003. № 5. С. 79 - 90.

4. Синергетическая парадигма. Синергетика образования / В.И. Аршинов [и др.]. М., 2007. 592 с.

5. Жидких Т.М. Синергетический подход к управлению качеством профессионального образования // Управление качеством в современном вузе: материалы IV Междунар. науч.-метод. конф. СПб., 2006. С. 19 - 21.

6. Назарова Т.С., Шаповаленко В.С. «Синергетический синдром» в педагогике // Педагогика. 2001. № 9. С. 25 - 33.

7. Данилов Ю.А., Кадомцев Б.Б. Что такое синергетика // Нелинейные волны. Самоорганизация. М., 1983. С. 35 - 48.

10 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.