Федулов Борис Александрович, Морозов Владимир Анатольевич, Стрюц Евгений Викторович ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
В статье даётся обоснование необходимости и возможности внедрения синергетического подхода в образовательный процесс вузов МВД России. Уточняется сущность синергетического подхода и педагогической синергетики, а также условия ее реализации. Раскрыта специфика форм и методов, обеспечивающих синергетичность учебно-воспитательного процесса. Представлен комплекс мероприятий организационного, практического и контрольно-стимулирующего плана. Основные результаты работы могут найти применение в различных образовательных организациях МВД России. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/7-3/59.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 7(61): в 3-х ч. Ч. 3. C. 208-211. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/7-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net
4. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы).
М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. 32 с.
5. Сафонова С. И. Содержательные аспекты готовности к иноязычной коммуникации // Педагогическое образование в России. 2015. № 3. С. 78-82.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/49_03_01_Fisra.pdf (дата обращения: 15.04.2016).
7. Шондина И. А. Реализация субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе вуза как педагогическое условие формирования профессионально-коммуникативной направленности будущих юристов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 1. Т. 1. С. 213-219.
TEACHING ORAL FOREIGN LANGUAGE SPEECH TO STUDENTS OF INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE
Safonova Svetlana Ivanovna Shondina Irina Anatol'evna, Ph. D. in Pedagogy Ural State University of Physical Culture uralgufk@mail. ru
This article examines the issues of teaching a foreign language to students of non-language institutions of higher education in the conditions of the contemporary competence paradigm. The principles of the foreign language training of bachelors are determined. The focus of the work is on such kinds of speech activity as speaking and listening. The authors analyze the interactive methods of teaching that promote the optimization of the educational process.
Key words and phrases: oral foreign language speech; students of non-language institutions of higher education; competence; interactive methods; speaking; listening.
УДК 378.634:351.745.4
В статье даётся обоснование необходимости и возможности внедрения синергетического подхода в образовательный процесс вузов МВД России. Уточняется сущность синергетического подхода и педагогической синергетики, а также условия ее реализации. Раскрыта специфика форм и методов, обеспечивающих си-нергетичность учебно-воспитательного процесса. Представлен комплекс мероприятий организационного, практического и контрольно-стимулирующего плана. Основные результаты работы могут найти применение в различных образовательных организациях МВД России.
Ключевые слова и фразы: синергетический подход; образовательный процесс; самоорганизация; саморазвитие; правоохранительная деятельность.
Федулов Борис Александрович, д. пед. н., профессор Морозов Владимир Анатольевич, к. пед. н., доцент Стрюц Евгений Викторович
Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации info@buimvd. гы
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Создание современной системы образования - одна из приоритетных задач, которая всегда находится в поле внимания государства, общества и образовательных организаций. Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов требует постоянного обновления научно-педагогических основ, внедрения новых подходов, и в частности, синергетического, что определяет значимость и своевременность предлагаемой темы.
Задача разработки и внедрения синергетического подхода обусловлена накопившимися в образовательной практике противоречиями между необходимостью реализации синергетического подхода в деятельности профессорско-преподавательского состава и недостаточной разработанностью в педагогике исходных концептуальных основ педагогической синергетики.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы педагогической синергетики и синергетического подхода в учебно-воспитательном процессе юридических институтов МВД России, ее теоретическая и практическая значимость, а также наличие научно-методических предпосылок для ее решения определили актуальность рассматриваемых вопросов.
Реализация задач, которые сегодня стоят перед образованием в системе правоохранительной деятельности, обосновывает необходимость как совершенствования содержания методов учебной деятельности
курсантов, так и принципиального изменения деятельности педагогов, корректировки существующих традиционных подходов в образовательном процессе вузов МВД России.
Сегодня достаточно большое количество ученых [1; 2; 4] обосновывают объективную потребность в педагоге нового типа, способном эффективно работать в новых социокультурных условиях. В последние десятилетия в рамках естественных наук, изучающих неравновесные, нелинейные процессы, выделилось новое научное направление, которое связано с синергетическим подходом, находящего своё применение в различных областях, в том числе и педагогике.
Раскрытию вопросов, связанных с теорией самоорганизации в различных областях, посвящены работы С. В. Каракозова, С. П. Курдюмова, В. В. Серикова, И. Пригожина, Г. Хакена и др. В большинстве этих исследований обосновывается, что в мире нет абсолютного беспорядка и бесструктурности, хаос, так же как и организация, в связи с этим становится объектом изучения. Кроме того, и хаос, и случайность могут быть не только разрушительными, но и в определенных обстоятельствах несут в себе созидательное и конструктивистское начала [6, p. 159].
Концептуально-методологическая новизна идей самоорганизации связана с признанием способности различных систем к саморазвитию не только за счет притока энергии, информации и вещества извне, но и за счет использования их внутренних возможностей.
Специфика и особенности правоохранительной деятельности требуют от будущих сотрудников полиции синтетических знаний и навыков в достаточно широкой сфере деятельности, а также решения сложных и неординарных задач, поэтому процесс их подготовки предполагает реализацию новых современных подходов, и в том числе синергетического.
В современных условиях результатом внедрения синергетического подхода в сферу образования стали положения, в которых синергетичность является свойством, проявляющимся в образовательных процессах, а педагогическая синергетика определяется как область педагогических знаний и мировоззрений, в которых отражены принципы и закономерности самоорганизации сложных, неуравновешенных систем.
В педагогической науке накопился достаточный опыт применения синергетического подхода, который обосновывает возможность его реализации, и даются рекомендации по использованию принципов синергетики в учебно-воспитательном процессе (УВП).
В нашей работе мы опирались на идеи методологии синергетики, отраженные в публикациях В. И. Арши-нова, А. И. Бочкарева, В. А. Игнатовой. В этих исследованиях представлены основы «синергетики образования», вскрываются синергетические закономерности педагогической деятельности, обосновывается, что данный подход основывается на доминировании в образовательной деятельности самообразования, самовоспитания, самоуправления, и заключается в стимулирующем или побуждающем воздействии на обучаемого с целью его самораскрытия и самосовершенствования в процессе взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса [1-3].
Несмотря на то, что проблемам синергетики посвящено большое количество работ, такие категории, как «педагогическая синергетика», «самоорганизация в образовательном пространстве», еще не получили однозначного толкования и находятся лишь в стадии разработки. Кроме того, до сих пор остаются мало исследованными механизмы, структуры и возможности изменения системных свойств личностной сферы курсантов вузов МВД, не выявлены необходимые и достаточные условия для предоставления обучаемым возможностей целенаправленного и свободного использования всей информации, актуализации внутренних сил и мотивов, направленных на свое развитие.
Проведенный анализ научных источников [5, с. 20] позволил уточнить сущность синергетического подхода в педагогике, которая заключается в том, что сложноорганизованные, неуравновешенные системы (личность обучаемого) в определённых условиях (УВП, который реализует комплекс различных средств, влияющих на разные органы чувств посредством аудио, видео, визуализации, контекста, психологических приемов заражения, воздействуя в системе, при неспецифических влияниях из вне (проектный и личностно-ориентированный подход)) способны изменять своё состояние личности (новое качество - потребности и ценности социализации, которые становятся личностными), то есть развиваться (преобразовываться из самоорганизованной системы в саморазвивающуюся). Условиями саморазвития являются наличие внутреннего источника самоорганизации (развитие личности как субъекта - проектная деятельность), присутствие внешних условий (вывод в область бифуркации через специально организованный УВП) и неспецифического внешнего воздействия (создание условий для формирования внутренней мотивации и стимулирования процессов социализации).
По законам синергетики элемент любой системы находится во взаимодействии с другими объектами независимо от нас. Важным в образовательном процессе курсантов вузов МВД России является: учёт влияния личностных качеств обучаемого, находящегося в центре системы в специально организованных педагогических условиях; фасилитационных взаимодействий педагога, характер его отношений к каждому элементу педагогической системы, а также следует учитывать проявления воздействий через поступки, слова и скрытые - на уровне мыслей.
В качестве условий реализации синергетического подхода в педагогической деятельности нами выделены: лично-ориентированное взаимодействие субъектов педагогического процесса; целенапрвленность, характеризующаяся проявлением инициативы и творчества обучаемых, стремлением к самосовершенствованию, самореализации, повышению эффективности учебной деятельности; свобода выбора и вариативность отношений в педагогической системе между преподавателем и курсантом, которые развиваются в диалоге
и взаимодействии; ориентация педагога на цели развития личности обучаемого, формирование его ценностных ориентаций и духовных потребностей.
В качестве исходных позиций для педагогической деятельности следует выделить следующие принципы синергетики: иерархичность, гомеостатичность, неустойчивость, нелинейность, динамическую иерархичность, незамкнутость, наблюдаемость [7]. Реализация синергетического подхода в деятельности преподавателя также проявляется в обновлении содержания, методов и форм обучения с учетом таких факторов, как открытость, самоорганизация, саморазвитие, креативность и нелинейность мышления, управление и самоуправление и др.
Разработанные и апробированные средства педагогической синергетики в преподавании дисциплин юридического института МВД предусматривают следующий комплекс мероприятий: организационного плана - изучение индивидуальных особенностей курсантов, влияющих на усвоение специальных дисциплин; практического плана - приведение образовательного процесса в соответствие с современными требованиями компетентностного подхода, повышение профессионализма преподавателей за счет освоения методик реализации синергетического подхода; контрольно-стимулирующего плана - системный мониторинг учебно-воспитательного процесса занятий, оценка уровней подготовленности курсантов на всех этапах освоения профессии, анализ учебной и воспитательной деятельности педагогов, регулярный обмен и распространение передового педагогического опыта по организации и проведению практических занятий, реализующих принципы синергетики.
Опыт внедрения синергетического подхода показал, что наиболее эффективными методами и формами организации учебно-воспитательного процесса являются:
1) организационно-деятельностная игра, в ней моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности сотрудников полиции, отрабатываются профессиональные умения и навыки;
2) профессиональные викторины, заключающиеся в индивидуальном и коллективном поиске ответов на различные профессиональные вопросы и проблемы правоохранительной деятельности;
3) игровое проектирование - метод интенсивного обучения посредством создания проектов при решении задач в области профессиональной деятельности;
4) круглый стол - проводится в форме конференции или собрания в рамках более крупного мероприятия, реализуется как свободная дискуссия компетентных и разнородных участников для непосредственного обсуждения правоохранительных проблем;
5) межотраслевое комплексное занятие - комплексный метод, заключающийся в конструировании и проведении комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер правоохранительной деятельности;
6) мозговая атака - метод обучения и решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором сотрудникам полиции предлагается высказывать как можно больше вариантов решения правоохранительных задач;
7) ролевая игра - имеет обучающее и развивающее назначение, включает виды профессиональных действий, обучаемые действуют в рамках спроектированных правоохранительных сферах деятельности, руководствуясь характером своей роли и логикой среды, решают профессиональные задачи, при этом производится индивидуальная и коллективная оценки действий, обеспечивается дух состязательности. Для реализации рассмотренных методов разработаны и внедрены методические рекомендации по конкретным темам каждой из специализированных дисциплин.
Как показало выполненное исследование, внедрение синергетического подхода способствует более глубокому познанию нелинейных, сложных, неуравновешенных систем, в том числе таких, как социум, общество, коллектив, личность, и на этой основе совершенствованию процесса образования.
Синергетический подход позволяет обеспечить инновационность в обучении, полноту и высокое качество предметных знаний, профессиональное становление и адаптацию будущего специалиста через различные учебные дисциплины с учетом их междисциплинарных связей.
Таким образом, рассмотренные теоретические положения и практический опыт позволяют констатировать, что внедрение синергетического подхода дает возможность разнообразить методы учебно-воспитательной деятельности и существенно повысить эффективность образовательного процесса в юридических институтах МВД России.
Список литературы
1. Аршинов В. И., Войцехович В. Э. Синергетическое знание: между сетью и принципами // Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов: сб. ст. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 107-120.
2. Бочкарев А. И. Проектирование синергетической среды в образовании: автореф. дисс. ... д. пед. н. М., 2000. 52 с.
3. Игнатова В. А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. 2001. № 8. С. 26-31.
4. Федорова М. А. Принципы теории самоорганизации в образовательном процессе // Университетское образование:
сб. материалов VI Междунар. науч.-метод. конф. Пенза, 2002. С. 317-319.
5. Федулов Б. А. Проблема смены педагогической парадигмы в новых социокультурных условиях // Педагогическое
образование на Алтае. 2000. № 2. С. 20-21.
6. Havighurst R. J. Developmental Task and Education. N. Y.: David McKay Co., 1952. 119 p.
7. Oakland T. International Perspectives on Academic Assessment. Boston: Kluwer, 1995. 235 p.
PECULIARITIES OF IMPLEMENTING SYNERGETIC APPROACH IN EDUCATIONAL PROCESS OF LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Fedulov Boris Aleksandrovich, Doctor in Pedagogy, Professor Morozov Vladimir Anatol'evich, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Stryuts Evgenii Viktorovich
Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
info@buimvd. ru
The article substantiates the necessity and possibilities of the introduction of synergetic approach in the educational process of the higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The essence of synergetic approach and pedagogical synergetics and also the conditions of its implementation are clarified. The specificity of forms and methods providing the synergetic nature of upbringing and educational process is revealed. A complex of measures of organizational, practical and control-motivating character is presented. The main results of the work may be applied in various educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Key words and phrases: synergetic approach; educational process; self-organization; self-development; law-enforcement activity.
УДК 811.161.1
Статья раскрывает случаи грамматической интерференции в русской речи учащихся-лезгин в условиях дагестано-русского двуязычия, которая обусловлена принадлежностью русского и лезгинского языков к разным структурно-типологическим системам. Исследование по теме проводилось путём сопоставления сходств и отличий контактирующих языков и представляет важное научно-теоретическое значение для успешного овладения русским языком учащихся лезгинской школы.
Ключевые слова и фразы: грамматическая интерференция; грамматические особенности; интерферентные ошибки; русская речь; имя существительное.
Эседова Умагани Нисредовна
Дагестанский государственный педагогический университет uma. esedova@mail. т
ВЛИЯНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ-ЛЕЗГИН ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Основной задачей преподавания русского языка в школе с нерусским составом учащихся является дальнейшее совершенствование нормированной русской речи учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений. Решение этой задачи связано с принципом коммуникативного обучения. При изучении второго языка учащиеся должны не только понимать значение новых слов и запоминать грамматические формы, но и уметь использовать их в устной и письменной речи.
Формирование дагестанско-русского двуязычия связано с определенными трудностями, т.к. на начальном этапе обучения неродному языку в сознании учащихся взаимодействуют две языковые системы. Под влиянием родного языка дети-билингвы нарушают речевые нормы. Такие нарушения обусловлены межъязыковой интерференцией, которая, в свою очередь, связана с первоначальным формированием речевых навыков на втором языке.
В научной литературе используются три типа билингвизма: субординативный, коррелятивный и координа-тивный [2, с. 29]. Причем первоначальному формированию двуязычия у детей школьного возраста с неродным языком обучения характерен субординативный тип двуязычия. При этом грамматические и произносительные навыки родного языка автоматически переносятся на второй язык.
Из сопоставительного анализа языкового материала видно, что в обоих языках план содержания совпадает, а план выражения в большинстве случаев различается. Для каждого языка характерны свои грамматические средства выражения мысли. «Родной язык принимает активное участие в выработке у учащихся навыков и умений неродного языка. Если при этом изучаемое явление второго языка аналогично с явлением родного языка, то оно усваивается без особых затруднений. Если же такого соответствия нет, то родной язык оказывает тормозящее влияние на усвоение материала. Сходства изучаемого и родного языков способствуют положительному переносу навыков, а различия, наоборот, вызывают отрицательный перенос» [1, с. 23].
Обучение русскому языку в лезгинских школах - процесс сложный и многоаспектный. Спецификой обучения русскому языку в лезгинской школе является необходимость учёта сильного влияния всех уровней родного языка на формирование русской речи. Для преодоления интерферирующего влияния родного языка на русскую речь учащихся-билингвов учителю необходимо знать типологические сходства и расхождения контактирующих языков.
Было проведено специальное исследование по выявлению интерференции в русской речи учащихся 5-6 классов на всех уровнях языка, им были предложены специально составленные задания на изученные