Научная статья на тему 'Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности'

Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ВУЗЫ / UNIVERSITIES / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотин А.Э., Щеголев В.А., Бакаев В.В.

Adaptation of students to professional work during their university studies depends mainly on the applied methods of physical culture. Adaptation can be considered successful if students' professional, physical and personal qualities needed for effective professional work are developed on a high level. Moreover, this process should be aimed at achieving a sustainable mental preparedness to act in unusual life conditions after graduation. Today there are several approaches to improve adaptation of students during their university studies. In this period students accumulate a certain information base regarding the conditions of their future work. The mechanisms of adaptation to future professional work are being formed that affect students' cognitive behavior. Students' cognitive behavior can be active or passive. Active behavior is characterized by the desire to collect as much as possible information about the future work conditions. Passive neutral perception of the information received. The purpose of the present study was to develop and prove experimentally the educational technology of use of means of physical culture to adapt to students for future professional work. The developed educational technology of use of physical culture to adapt students for future professional activity contributed to enhancement of vocational training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности»

УДК: 796.07:331

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будушей профессиональной деятельности

Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор

A.Э. Болотин

Заслуженный работник физической культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор

B.А. Шеголев

Кандидат педагогических наук В.В. Бакаев

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург

EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF USE OF MEANS OF PHYSICAL CULTURE TO ADAPT STUDENTS FOR FUTURE PROFESSIONAL WORK A.E. Bolotin, professor, Dr.Hab., Honored worker of higher school RF V.A. Schegolev, professor, Dr.Hab., Honored worker of higher school RF V.V. Bakaev, Ph.D. St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg Key words: educational technology, adaptation, professional activity, universities, students, means of physical culture.

Adaptation of students to professional work during their university studies depends mainly on the applied methods of physical culture. Adaptation can be considered successful if students' professional, physical and personal qualities needed for effective professional work are developed on a high level. Moreover, this process should be aimed at achieving a sustainable mental preparedness to act in unusual life conditions after graduation. Today there are several approaches to improve adaptation of students during their university studies. In this period students accumulate a certain information base regarding the conditions of their future work. The mechanisms of adaptation to future professional work are being formed that affect students' cognitive behavior. Students' cognitive behavior can be active or passive. Active behavior is characterized by the desire to collect as much as possible information about the future work conditions. Passive - neutral perception of the information received.

The purpose of the present study was to develop and prove experimentally the educational technology of use of means of physical culture to adapt to students for future professional work.

The developed educational technology of use of physical culture to adapt students for future professional activity contributed to enhancement of vocational training.

Ключевые слова: педагогическая технология, адаптация, профессиональная деятельность, вузы, студенты, средства физической культуры.

Актуальность. Адаптация студентов к профессиональной деятельности во время их обучения в вузе во многом зависит от применяемых средств физической культуры. Адаптация может считаться успешной при условии высокого уровня развития у студентов профессиональных, физических и личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности [1]. Кроме того, этот процесс должен быть направлен на достижение устойчивой психической приспособленности к действиям в непривычных условиях жизни после окончания вуза [2-5].

В настоящее время существует несколько подходов к улучшению адаптации студентов во время их обучения в вузе. Студенты в этот период накапливают определённый информационный запас знаний об условиях предстоящей профессиональной деятельности. У них формируются механизмы адаптации к будущей профессиональной деятельности, которые влияют на познавательное поведение [1].

Познавательное поведение студентов может носить активный или пассивный характер. Активный характеризуется стремлением собрать как можно больше информации об условиях будущей профессиональной деятельности. В таких

16

№ 7 • 2014 Июль | July

условиях проявляется волевой настрои на подготовку к новым условиям деятельности. Пассивный - нейтральным восприятием получаемой информации. В этом случае потребляется лишь та информация, которая соответствует внутренним ожиданиям личности. Практика показывает, что на активность поведения студентов можно влиять с помощью средств физической культуры.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности.

Методика и организация исследования. Мобилизующая роль адаптации характерна для относительно уверенных в себе студентов, в своих силах и способностях. В противном случае напряженность нарастает на фоне повышенной тревожности, окрашенной негативными переживаниями. Это отрицательно сказывается на последующих этапах адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что основное психогенное воздействие на личность выпускника оказывают условия учебы в вузе и особенности будущей профессиональной деятельности.

Сознание студентов вуза подвергается воздействию неблагоприятных факторов, а это негативно влияет на их адаптацию, у них нарастает напряженность. Иногда появляется агрессивный тип поведения. В условиях учебы в вузе это может серьёзно усугубить положение студента и не способствует его успешной адаптации. Встречается и другой тип поведения: он отличается от агрессивного типа поведения «бегством» от ситуации. Для этого типа характерна депрессия - студент считает себя неспособным влиять наокружающую среду.

Успешность или недостаточная успешность процесса адаптации к условиям учебы и будущей профессиональной деятельности определяется использованием различных средств физической культуры. Они могут отличаться по степени и направленности своего воздействия на психические и функциональные компоненты адаптации. С их помощью можно формировать:

- социальную готовность и направленность личности на будущую профессиональную деятельность, интерес к учёбе, необходимые нравственные и психологические качества личности;

- готовность студентов к овладению профессиональными знаниями, умениями, навыками;

- хорошее здоровье, физическое и функциональное состояние.

Средства физической культуры способствуют восстановлению физических, эмоциональных и психических ресурсов студентов во время их обучения в вузе.

Таким образом, гарантией успешности будущей профессиональной деятельности выпускников вуза является формирование у них в ходе обучения в вузе профессиональных и личностных качеств с применением средств физической культуры.

Практика свидетельствует, что основными направлениями использования средств физической культуры для адаптации к профессиональной деятельности являются:

- включенность студентов в реальную физкультурно-спортивную деятельность;

- выработка у студентов объективных критериев оценки физической готовности к профессиональной деятельности в процессе учебы в вузе;

- соблюдение последовательности этапов формирования механизмов адаптации к будущей профессиональной деятельности.

Построение педагогической технологии адаптации с учетом вышеперечисленных положений позволяет подготовить студентов к активной защите от негативных последствий воздействия неблагоприятных факторов будущей профессиональной деятельности.

На основании изучения опыта профессиональной подготовки студентов в вузах, анализа психолого-педагогической литературы были выявлены противоречия:

- между потребностью в улучшении процесса адаптации студентов к учебе в вузе, а также к будущей профессиональной деятельности и недостаточным уровнем развития у них необходимых адаптационных способностей;

- между необходимостью повышения эффективности адаптации студентов к учебной и профессиональной деятельности в вузе и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения данного процесса.

Для разрешения вышеуказанных противоречий была разработана педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности (см. рисунок).

Данная педагогическая технология включает три этапа.

На первом этапе - начальной адаптации -происходит преимущественное формирование у студентов механизмов социального, физиче-

№ 7 • 2014 Июль | _1и!у

17

Этапы адаптации

Начальной адаптации (1-й курс обучения)

Среднесрочной адаптации (2, 3-й курсы обучения)

Долговременной адаптации (4,5-й курсы обучения)

Цель адаптации

т

Дальнейшее развитие адаптационных способностей у студентов и корригирование наиболее слабых уровней адаптации взаимодействия с внешней средой

Преимущественное формирование у студентов механизмов социального, физического и функционального уровней адаптации, взаимодействия с внешней средой

Преимущественное формирование у студентов механизмов

психологического уровня адаптации, а также адаптационных способностей эффективного взаимодействия с внешней средой

Задачи адаптации

£

Повышение уровня профессиональной направленности, физической подготовленности у студентов. Расширение функциональных резервов организма. Формирование навыков адекватного поведения

Повышение уровня

психологической подготовленности у

студентов к профессиональной деятельности. Развитие прикладных, профессиональных навыков и умений,

способностей к адаптации, а также личностных качеств, необходимых для правильного поведения студентов в социуме

Повышение адаптационных возможностей относительно подавления собственной неуверенности, анализа своей будущей профессиональной деятельности, принятия правильных решений профессиональных задач

СоелстваФизической культуры

Средства:

- равномерный бег до 5 км;

- ходьба и бег на лыжах до 10 км;

- плавание в равномерном темпе до 2 км;

- спортивные игры (мини-футбол, баскетбол, теннис)

Средства:

- гимнастические упражнения;

- коллективные физические упражнения, требующие взаимопомощи;

- спортивные единоборства;

- упражнения, направленные на развитие

профессионально значимых качеств

Средства:

- упражнения, направленные на корригирование наиболее слабых уровней адаптации студентов;

- спортивные игры;

- профессионально-прикладные физические упражнения

Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности

ского и функционального уровней адаптации взаимодействия с внешней средой. Для этого следует использовать равномерный бег до 5 км; ходьбу и бег на лыжах до 10 км; плавание в равномерном темпе до 2 км; спортивные игры (мини-футбол, баскетбол, теннис).

На втором этапе - среднесрочной адаптации - происходит преимущественное формирование у студентов механизмов психологического уровня адаптации, а также адаптационных

способностей эффективного взаимодействия с внешней средой. Для этого следует использовать гимнастические упражнения; коллективные физические упражнения, требующие взаимопомощи; спортивные единоборства; упражнения, направленные на развитие профессионально значимых качеств.

На третьем этапе - долговременной адаптации - происходит дальнейшее развитие адаптационных способностей студентов и корриги-

18

№ 7 • 2014 Июль | _1и!у

Сравнительный анализ уровня адаптации к профессиональной деятельности испытуемых ЭГ и КГ в ходе педагогического эксперимента (x±m), баллы

Показатели адаптации В начале эксперимента р В конце эксперимента р

ЭГ КГ ЭГ КГ

Функциональный 3,7±0,1 3,8±0,1 >0,05 4,3±0,1 3,9±0,1 <0,05

Психологический 3,2±0,1 3,3±0,1 >0,05 4,3±0,1 3,7±0,2 <0,05

Физический 3,5±0,1 3,7±0,1 >0,05 4,6±0,1 3,9±0,1 <0,05

Социальный 3,6±0,2 3,7±0,2 >0,05 4,7±0,1 4,1±0,1 <0,05

Способности к адаптации 3,2±0,1 3,3±0,1 >0,05 4,6±0,1 3,8±0,1 <0,05

рование наиболее слабых уровней адаптации взаимодействия с внешней средой. Для этого следует использовать упражнения, направленные на корригирование наиболее слабых уровней адаптации студентов; спортивные игры; профессионально-прикладные физические упражнения с высокой интенсивностью их выполнения.

В этой технологии поэтапно решались специфические задачи, связанные с развитием личности студентов, которое происходило путем качественных изменений сложившихся установок, мотивов поведения.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью проверки эффективности разработанной педагогической технологии использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности проведен педагогический эксперимент. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности (см. таблицу). У испытуемых экспериментальной группы наблюдались более выраженные положительные сдвиги в показателях, характеризующих функциональный, психологический, социальный и физический компоненты адаптации к будущей профессиональной деятельности.

Способности к адаптации у студентов экспериментальной группы также были развиты лучше. Эти способности характеризовались следующими показателями:

- социальной подготовленностью, т. е. уровнем развития направленности личности на будущую профессиональную деятельность, интерес к учёбе, к профессиональной деятельности, нравственные и психологические качества и т. д.;

- уровнем общетеоретической и профессиональной подготовленности, наличием необходимых знаний, умений и навыков;

- наличием необходимых для профессиональной деятельности психофизиологических свойств личности: состояния здоровья, физического развития и других психофизиологических характеристик.

Выводы. Разработанная педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности способствовала повышению качества их профессиональной подготовки в вузе.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Болотин А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе / А.Э. Болотин, А.В. Токарева, А.А. Паульс // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10(104).

- С. 23-28.

2. Болотин А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6(100). - С. 15-21.

3. Болотин А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

4. Болотин А.Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта». - 2011. - № 9 (79). - С. 164-169.

5. Панченко И.А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / И.А. Панченко, А.В. Волков, А.Э. Болотин // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 2. - С. 32-34.

References

1. Bolotin, A.E. Organizational and pedagogical conditions necessary to adapt emergency security specialists to professional work while studying in a university / A.E. Bolotin, A.V. Tokareva, A.A. Pauls // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2013. - № 10(104). - P. 23-28. (In Russian)

2. Bolotin, A.E. Requirements for professional training of security emergency security specialists / A.E. Bolotin, V.S. Vasil'eva // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2013. - № 6(100). - P. 15-21. (In Russian)

3. Bolotin, A.E. The pedagogical model of professional university training of emergency security specialists using service in volunteer fire brigades / A.E. Bolotin, V.S. Vasil'eva // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2013. - № 2 (96). - P. 14-19. (In Russian)

4. Bolotin, A.E. The model of control of physical training in the army of Angola / A.E. Bolotin, A. Fernandes // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta». - 2011. - № 9 (79). - P. 164-169. (In Russian)

5. Panchenko, I.A. The pedagogical model of physical fitness of personnel of mine-rescue departments / I.A. Panchenko, A.V. Volkov, A.E. Bolotin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2014.

- № 2. - P. 32-34. (In Russian)

Информация для связи с автором: a_bolotin@inbox.ru

Поступила в редакцию 17.04.2014 г.

№ 7 • 2014 Июль | July

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.