Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений'

Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PSYCHOLOGICAL-EDUCATIONAL CONDITIONS / ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / MINE RESCUE UNITS / ЛИЧНЫЙ СОСТАВ / STAFF / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волков А.В., Панченко И.А., Болотин А.Э.

Nowadays the conditions of field development tend to deteriorate, along with intensified production processes in the mineral resource industry and increase of the intensity of work. All this provoke more emergency and dangerous situations at the place of production. Thus establishment of the environment which excludes industrial injuries and people's death is one of the primary tasks of the industry. The purpose of the study was to analyze psychological-educational conditions, needed to ensure the high level of physical fitness of the staff of mine rescue units for performing professional tasks of people rescue. The detected psychological-educational conditions are necessary to provide the high level of physical and psychological fitness of the staff of mine rescue units for rescuing people. Thanks to arrangement of these conditions the levels of physical and professional fitness of the staff mine rescue units for rescuing people in an extreme situation can be significantly improved. The findings of the research prove the need to arrange the allocated psychological-educational conditions to provide the high level of physical and psychological fitness of mine rescuers in order to eliminate emergency situation and people rescuing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений»

УДК: 796.07-57

психолого-

педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений

Заслуженный тренер России А.В. Волков

Кандидат педагогических наук, доцент и.А. Панченко

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор

А.Э. Болотин

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург

PSYCHOLOGICAL-EDUCATIONAL CONDTITIONS TO ENSURE PHYSICAL FITNESS OF STAFF OF MINE-RESCUE UNITS

A.V. Volkov, senior lecturer, Honorary trainer of Russia I.A. Panchenko, associate professor, Ph.D.

National Mineral Resources University «Mining», St.Petersburg A.E. Bolotin, professor, Dr.Hab., Honorary worker of higher school of the RF

St.Petersburg state polytechnic university, St.Petersburg Key words: psychological-educational conditions, mine rescue units, staff; physical fitness. Nowadays the conditions of field development tend to deteriorate, along with intensified production processes in the mineral resource industry and increase of the intensity of work. All this provoke more emergency and dangerous situations at the place of production. Thus establishment of the environment which excludes industrial injuries and people's death is one of the primary tasks of the industry.

The purpose of the study was to analyze psychological-educational conditions, needed to ensure the high level of physical fitness of the staff of mine rescue units for performing professional tasks of people rescue. The detected psychological-educational conditions are necessary to provide the high level of physical and psychological fitness of the staff of mine rescue units for rescuing people. Thanks to arrangement of these conditions the levels of physical and professional fitness of the staff mine rescue units for rescuing people in an extreme situation can be significantly improved. The findings of the research prove the need to arrange the allocated psychological-educational conditions to provide the high level of physical and psychological fitness of mine rescuers in order to eliminate emergency situation and people rescuing.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; горноспасательные подразделения; личный состав; физическая готовность.

В настоящее время наблюдаются тенденции к ухудшению условий при разработке подземных месторождений, интенсификация производственных процессов в горнодобывающей отрасли, а также повышение энергетической насыщенности труда. Всё перечисленное выше приводит к росту чрезвычайных и опасных ситуаций на производстве. В силу этого создание обстановки, исключающей производственный травматизм и гибель людей, является одной из важнейших задач в горнодобывающей отрасли. Внедрение высокомеханизированного оборудования привело к возникновению дополнительных неблагоприятных факторов, способствующих созданию чрезвычайных ситуаций [1].

В современном горнодобывающем производстве встречаются природные опасности, которые проявляются независимо от человека. К ним относятся: высокая напряженность горных пород, скопления различных газов и жидкостей в зонах геологических нарушений; внезапные газодинамические явления; прорывы воды в выработки; самовозгорание пород и связанные с ним подземные пожары.

В таких условиях основными задачами горноспасателей являются: спасение людей во время аварий и катастроф; их ликвидация; выполнение мероприятий по подготовке к быстрейшему устранению аварий.

В зависимости от вида аварии перед личным составом горноспасательных подразделений ставятся различные задачи. При ликвидации последствий взрыва газа - проветривание выработок, разборка завалов, при, подземных пожарах - тушение пожара;

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВ^КА

при затоплении горных выработок - предотвращение полного затопления выработок. Вместе с тем основной задачей при ликвидации любой чрезвычайной ситуации является спасение людей. Для решения вышеперечисленных задач требуется высокий уровень физической и психологической готовности личного состава горноспасательных подразделений. Для обеспечения высокого уровня физической и психологической готовности личного состава горноспасательных подразделений к выполнению профессиональных задач по спасению людей требуется создание необходимых психолого-педагогических условий [2].

Исследованиями установлено, что одна из основных причин роста количества несчастных случаев среди личного состава горноспасательных подразделений - низкий уровень их физической и психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Повышение эффективности процесса формирования физической и психологической готовности у личного состава горноспасательных подразделений может быть обеспечено созданием соответствующих психолого-педагогических условий. Психолого-педагогические условия должны способствовать более эффективному формированию у них профессиональных навыков и умений для спасения людей. Психолого-педагогические условия должны обеспечить высокую эффективность системы профессиональной подготовки личного состава горноспасательных подразделений. Важное место в этой системе должны занимать формы, методы и средства формирования профессиональных навыков и умений у личного состава горноспасательных подразделений, а таже психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения высокого уровня их физической и психологической готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения людей [2].

Цель исследования - провести анализ психолого-педагогических условий, необходимых для обеспечения высокого уровня физической готовности

личного состава горноспасательных подразделений к выполнению профессиональных задач по спасению людей (см. таблицу).

Организация исследования. Для определения ранговой структуры этих психолого-педагогических условий был проведен опрос 77 респондентов, имеющих опыт работы в горнодобывающей отрасли более 15 лет.

Результаты исследования и их обсуждение.

В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для обеспечения высокого уровня физической и психологической готовности горноспасателей к ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения людей, респонденты отметили выполнение профилактических мероприятий по обеспечению физической готовности у личного состава горноспасательных подразделений к экстремальной деятельности, а также целенаправленность физической нагрузки на расширение функциональных возможностей организма горноспасателей. При этом большое внимание должно уделяться оптимизации планирования физической подготовки, направленной на формирование прикладных навыков, необходимых горноспасателям, а также преимущественному использованию на занятиях по физической подготовке средств, развивающих общую и силовую выносливость и силу. Большое внимание в процессе физической подготовки личного состава горноспасательных подразделений должно уделяться непрерывному сбору, изучению и анализу информации о состоянии физической готовности горноспасателей для профессиональных действий по спасению людей, а также подбору наиболее эффективных средств физической подготовки, исходя из индивидуального уровня физической готовности горноспасателей. Важными психолого-педагогическими условиями являются: соблюдение последовательности обучения при формировании прикладных навыков, необходимых горноспасателям в профессиональной деятельности; разработка объективных критериев контроля уровня

Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений, п=77

Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, %

1 Выполнение профилактических мероприятий по обеспечению физической готовности личного состава горноспасательных подразделений к экстремальной деятельности 18,7

2 Целенаправленность физической нагрузки на расширение функциональных возможностей организма горноспасателей 17,1

3 Оптимизация планирования физической подготовки, направленной на формирование прикладных навыков, необходимых горноспасателям 15,3

4 Преимущественное использование на занятиях по физической подготовке средств, развивающих общую и силовую выносливость, а также силу 14,2

5 Непрерывный сбор, изучение и анализ информации о состоянии физической готовности горноспасателей для профессиональных действий по спасению людей 10,8

6 Подбор наиболее эффективных средств физической подготовки, исходя из индивидуального уровня физической готовности горноспасателей 9,7

7 Соблюдение последовательности обучения при формировании прикладных навыков, необходимых горноспасателям в профессиональной деятельности 7,9

8 Разработка объективных критериев контроля уровня физической и психологической готовности личного состава горноспасательных подразделений к выполнению профессиональных задач по спасению людей 6,3

физической и психологической готовности личного состава горноспасательных подразделений к выполнению профессиональных задач по спасению людей.

Вывод. Выявленные психолого-педагогические условия необходимы для обеспечения высокого уровня физической и психологической готовности личного состава горноспасательных подразделений к выполнению профессиональных задач по спасению людей. Создание этих условий позволяет в значительной степени повысить уровень физической и профессиональной подготовленности личного состава горноспасательных подразделений к деятельности по спасению людей в экстремальной ситуации.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания выявленных психолого-педагогических условий с целью обеспечения высокого уровня физической и психологической готовности горноспасателей для ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения людей.

из портфеля редакции

Литература

1. БолотинА.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Уч. записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

2. Болотин А.Э. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Уч. записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 185-187.

References

1. Bolotin, A.E. The educational model of professional training of specialist in protection in emergency situations in a university using official activities in volunteer fire brigades / A.E. Bolotin, V.S. Vasil'eva // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2013. - № 2 (96). - P. 14-19. (In Russian)

2. Bolotin, A.E. Educational conditions to improve the quality of the process of physical training with angolan military men / A.E. Bolotin, A.Z.-A. Fernadesh // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2011. - № 10 (80). - P. 185-187. (In Russian)

Информация для связи с автором:

Panfilio@spmi.ru

Поступила в редакцию 01.12.2013 г.

УДК: 796.332

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ

СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ юных ФУТБОЛИСТОВ

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Лексаков П.В. Макеев

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: юные футболисты, скоростно-силовая подготовка, дифференцированная методика, соматические типы, силовые тренажеры.

Цель работы - экспериментально обосновать эффективность дифференцированной методики скоростно-силовой подготовки юных футболистов 14-15 лет различных типов телосложения.

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие юные футболисты 14-15 лет ДЮСШ по футболу г. Москвы. Для проверки эффективности экспериментальной методики из числа юных футболистов 14-15 лет было сформировано две группы: контрольная (КГ - 25 чел.) и экспериментальная (ЭГ - 25 чел.). В процессе формирующего эксперимента юные спортсмены КГ занимались по традиционной программе ДЮСШ по футболу. Учебно-тренировочные занятия с юными футболистами ЭГ проводились с использованием разработанной дифференцированной методики, направленной на повышение скоростно-силовой подготовленности с использованием силовых тренажеров.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате применения дифференцированной методики развития скоростно-силовых способностей юных футболистов с применением силовых тренажеров в ЭГ выявлен достоверный прирост результатов ведения мяча на 30 м (р<0,05), дальности ударов (р<0,01) и их точности (р<0,01). У юных спортсменов КГ также наблюдалась положительная динамика результатов, однако их прирост был недостоверен. Прирост результатов в ведении мяча на 30 м, ударах на дальность и точность в ЭГ составил 5,2; 7,7 и 9,7 %, в КГ- 3,2; 4,9 и 5,1 % соответственно.

Внедрение в тренировочный процесс разработанной дифференцированной методики скоростно-силовой подготовки с применением тренажерных устройств способствовало существенному увеличению силовых показателей спортсменов. У юных футболистов ЭГ произошел существенный прирост силы сгибателей (р<0,01), разгибателей бедра (р<0,01) и голени (р<0,01). В КГ прирост силы сгибателей и разгибателей бедра находился на более низком уровне значимости (р<0,05). В ЭГ выявлен достоверный прирост градиента силы сгибателей (р<0,01) и разгибателей (р<0,001) бедра, сгибателей и разгибателей голени (р<0,001). У юных футболистов КГ наблюдался существенный прирост градиента силы сгибателей (р<0,05) и разгибателей (р<0,05) бедра, разгибателей голени (р< 0,05).

Темпы роста градиента силы значительно выше прироста максимальной мышечной силы, причем эта разница более выражена у футболистов ЭГ по сравнению с КГ. Это указывает на то, что у испытуемых ЭГ не только увеличилась максимальная силы, но и возросла скорость мышечного сокращения.

Заключение. Таким образом, следует отметить, что для эффективного повышения скоростно-силовых способностей юных футболистов в тренировочном процессе существенное внимание необходимо уделять специализированным упражнениям на тренажерах с акцентом на телосложении и соответствующей спортивной специализации.

Использованная литература

1. ГубаВ.П. Основы интегральной подготовки футболистов / В.П. Губа, А.В. Лексаков // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 11. - С. 20-26.

Информация для связи с автором:

тел.: 89156416749; е-таН: studentfootball@mail.ru

Поступила в редакцию 09.12.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.