Научная статья на тему 'Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений'

Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MINE RESCUES / ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / STAFF OF MINE RESCUE UNITS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PHYSICAL FITNESS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / EDUCATIONAL MODEL / ГОРНОСПАСАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко И.А., Волков А.В., Болотин А.Э.

Enhancement of the mineral resource industry is accompanied by complication of technical equipment, mining conditions and new field development. This happens in remote areas, often in harsh regions of the Far North. Field development in such an environment is accompanied by an increase in the number of emergencies and accidents at mining sites. Therefore, the problem of people rescue and liquidation of accidents at such facilities is relevant. This problem is solved by the rescue service. The purpose of the present study was to make a scientific substantiation of the model of physical fitness of staff of mine-rescue units for work in extreme environment. Mine-rescue units are meant for liquidation of emergency situations. The concern for health of the people working in the mineral resource industry makes especially severe requirements to the level of professional and physical fitness of the staff of mine-rescue units for working in extreme conditions. The analysis of the practice of formation of physical fitness of the staff of mine-rescue units for emergency activities shows that the matters related to their training are still unsolved. This study has shown high efficiency of the developed educational model in ensuring physical readiness of the staff of mine rescue units to work in emergency situations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений»

профессионально-прикладная физическая подготовка

УДК: 796.07-57

педагогическая

модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений

Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Панченко Заслуженный тренер России А.В. Волков

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор А.Э. Болотин

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург

EDUCATIONAL MODEL OF PHYSICAL FITNESS OF STAFF OF MINE-RESCUE UNITS

I.A. Panchenko, associate professor, Ph.D.

A.V. Volkov, senior teacher, Honorary trainer of Russia National Mineral Resources University «Mining», St.Petersburg A.E. Bolotin, professor, Dr.Hab., Honorary worker of higher school of the RF

St.Petersburg state polytechnic university, St.Petersburg Key words: mine rescues, staff of mine rescue units, professional activity, physical fitness, educational model. Enhancement of the mineral resource industry is accompanied by complication of technical equipment, mining conditions and new field development. This happens in remote areas, often in harsh regions of the Far North. Field development in such an environment is accompanied by an increase in the number of emergencies and accidents at mining sites. Therefore, the problem of people rescue and liquidation of accidents at such facilities is relevant. This problem is solved by the rescue service. The purpose of the present study was to make a scientific substantiation of the model of physical fitness of staff of mine-rescue units for work in extreme environment. Mine-rescue units are meant for liquidation of emergency situations. The concern for health of the people working in the mineral resource industry makes especially severe requirements to the level of professional and physical fitness of the staff of mine-rescue units for working in extreme conditions. This study has shown high efficiency of the developed educational model in ensuring physical readiness of the staff of mine rescue units to work in emergency situations.

Ключевые слова: горноспасатели, личный состав горноспасательных подразделений, профессиональная деятельность, физическая готовность, педагогическая модель.

Совершенствование горнодобывающей промышленности сопровождается усложнением технического оборудования, условий добычи полезных ископаемых, разработкой новых месторождений. Это происходит в удаленных районах, а зачастую в суровых районах Крайнего Севера. При разработке месторождений в таких условиях наблюдается увеличение числа аварий и несчастных случаев на объектах горнодобывающей промышленности. Поэтому актуальной является проблема спасения людей и ликвидации аварий на таких объектах. Эту проблему решает горноспасательная служба.

Цель исследования - научно обосновать модель физической готовности личного состава горноспасательных подразделений, к деятельности в чрезвычайных ситуациях.

Горноспасательные подразделения предназначены для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Забота о здоровье людей, работающих в горнодобывающей отрасли, выдвигает более жёсткие требования к уровню профессиональной и физической готовности личного состава горноспасательных подразделений к деятельности в чрезвычайных ситуациях.

Анализ практики формирования физической готовности личного состава горноспасательных подразделений к деятельности в чрезвычайных ситуациях свидетельствует о нерешенности вопросов, связанных с их подготовкой. Формирование у личного состава горноспасательных подразделений физической готовности к такой деятельности

профессионально-прикладная физическая подготов^ка

направлено главным образом на совершенствование профессиональных знаний. При этом не учитывается взаимосвязь всех компонентов в структуре физической готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях. Существующие методики оценки физической готовности личного состава горноспасательных подразделений позволяют судить о достигнутом уровне физической подготовленности, но не позволяют оценить двигательные способности и навыки специалиста к выполнению функциональных обязанностей в экстремальных ситуациях спасения людей.

Успех деятельности личного состава горноспасательных подразделений в условиях воздействия неблагоприятных факторов среды при выполнении задач по спасению людей во многом зависит от его физической готовности к такой деятельности [2].

Повышение уровня физической подготовленности личного состава горноспасательных подразделений к деятельности в чрезвычайных ситуациях является в настоящее время одной из важнейших задач в деле поддержания безопасности жизнедеятельности шахтеров и других специалистов, работающих в горнодобывающей отрасли. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что наиболее актуальным является вопрос, раскрывающий содержание педагогической модели, необходимой для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений к деятельности в чрезвычайных ситуациях. Это значительно повышает эффективность их профессиональной деятельности по спасению людей [1].

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе исследования была разработана модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений к деятельности в чрезвычайных ситуациях (см. схему).

Цель разработки данной модели - ликвидация разрыва между существующими теоретическими положениями и требованиями практики формирования физической готовности у личного состава горноспасательных подразделений к деятельности в чрезвычайных ситуациях.

Специфические особенности труда горноспасателей предъявляют высокие требования к уровню их физической готовности. Работа с применением изолирующей дыхательной аппаратуры, экстремальная деятельность по спасению людей при высокой температуре окружающей среды требуют наличия больших психофизиологических резервов. От высокого уровня физической готовности во многом зависит здоровье как самих горноспасателей, так и людей, которым они призваны оказывать помощь.

Эффективность разработанной модели проверялась в ходе педагогического эксперимента. Результаты свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической модели формирования физической готовности к деятельности

Цель - обеспечение физической готовности к спасению людей

Этапы и целенаправленность физической подготовки личного состава горноспасательных подразделений

2-й этап начальной специализированной физической подготовки с целью формирования прикладных навыков

1-й этап общефизической подготовки с целью раширения возможностей кардиореспираторной ситемы

3-й этап физического совершенствования с целью развития прикладных навыков по спасению людей

4-й этап формирования физическойготовности с целью выполнения эффективных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасению людей

1-й этап 2-йэтап 3-й этап 4-й этап

Решаемыезадачи в ходе физической подготовки

Задача - Задача - Задача - подготовка Задача -

повышение общего улучшение слабо к воздействию поддержание на

уровня физической развитых неблагоприятных требуемом уровне

подготовленности физических факторов физических качеств

спасателей к качеств и профессиональной и навыков для

деятельности в прикладных деятельности действий по

особых условиях навыков спасателей спасению людей

1 А А

Направленность физической подготовки спасателей

На развитие общей На развитие На развитие На поддержание

выносливости, «отстающих» психофизиологичес- высокого уровня

силы, силовой физических ких систем физической

выносливости и качеств и организма, наиболее готовности к

расширение прикладных подверженных деятельности в

функциональных навыков, воздействию чрезвычайных

резервов организ- необходимых для неблагоприятных ситуациях и

ма спасателей спасениялюдей факторов спасению людей

Средства и методы физической подготовки спасателей

Упражнения на Упражнения на Коллективные Рациональный

силу, бег на тренажерах, упражнения по подбор физических

длинные дистанции, преодоление переноске тяжестей, упражнений для

плавание, препятствий, упражнения на обеспечения

передвижение на спортивные игры, внимание и индивидуальной

лыжах в бег на средние быстроту, бег в физической

равномерном темпе дистанции противогазах готовности спасателя

Модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений

в чрезвычайных ситуациях. Показатели функционального состояния и физической подготовленности у испытуемых экспериментальной группы, использующей разработанную педагогическую модель, были достоверно выше, чем у испытуемых контрольной группы.

Объективным показателем высокой эффективности разработанной модели для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений к деятельности в чрезвычайных ситуациях явились результаты выполнения комплексных профессиональных задач испытуемыми контрольной и экспериментальной групп во время тактических учений.

По окончании педагогического эксперимента в экспериментальной группе 38,2 % спасателей достигли высокого уровня физической готовности к профессиональной деятельности; 32,2 % - выше среднего; 21,3 % - среднего и 8,3 % - низкого.

В контрольной группе 13,7 % спасателей достигли высокого уровня физической готовности к профессиональной деятельности; 20,3 % - выше среднего; 37,3 % - среднего и 28,7 % - низкого.

Вывод. Проведённое исследование свидетельствует о высокой эффективности разработанной педагогической модели для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений к деятельности в чрезвычайных ситуациях.

mm

профессионально-прикладная физическая подготов1ка

Литература

1. Болотин А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6(100). - С. 15-21.

2. Болотин А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

References

1. Bolotin, A.E. Demands to professional training of security professionals in emergencies / A.E. Bolotin, V.S. Vasil'eva // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2013. - № 6(100). - P. 15-21. (In Russian)

2. Bolotin, A.E. The educational model of professional training of specialist in protection in emergency situations in a university using official activities in volunteer fire brigades / A.E. Bolotin, V.S. Vasil'eva // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2013. - № 2 (96). - P. 14-19. (In Russian)

Информация для связи с автором:

Panfilio@spmi.ru

Поступила в редакцию 01.12.2013 г.

УДК: 796.01

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КИНЕЗИОДОГИЧЕСКОИ

КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Загревская Томский государственный университет, Томск

Ключевые слова: физкультурно-спортивное образование, кинезиологическая компетентность, кинезиологический потенциал, студенты.

В настоящее время в системе высшего образования реализуются стандарты нового поколения, ориентированные на потребности современных работодателей в компетентных специалистах, обладающих высоким уровнем конкурентной работоспособности, стрессоустойчивости и профессиональной мобильности. В связи с этим возрастают требования к физическому состоянию и здоровью студентов, которое ухудшается в процессе их обучения в вузе.

В современных условиях необходимо изменение ценностно-смысловых приоритетов физкультурно-спортивного образования. Речь идет о таком физкультурно-спортивном образовании, которое формирует кинезиологическую компетентность, под которой мы понимаем способность и готовность личности к самостоятельному смысловому проектированию физкультурно-спортивной активности с целью развития своего кинезиологического потенциала для успешного решения жизненных и профессиональных задач.

Цель исследования - научно обосновать состав и содержательное наполнение структурных компонентов кинезиологической компетентностикакрезультативно-целевойосновыфизкультурно-спортивного образования студентов в высшей школе.

Результаты исследования и их обсуждение. Учитывая, что компетентность - это не сумма компетенций, а сложное личностное образование, в структуру кинезиологической компетентности нами включены следующие компоненты: ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, деятельностный, эмоционально-волевой.

Ценностно-смысловой компонент кинезиологической компетентности включает ценности, «значимые смыслы», нейро-моторные программы управления и регуляции в их отношении к целям, средствам и результатам решения двигательных задач. Ценности и смыслы лежат в основе кинезиологической деятельности.

Мотивационный компонент включает мотивы, цели, потребности в физкультурно-спортивном образовании. Мотивационный компонент кинезиологической компетентности включает устойчивый интерес студента к развитию своего кинезиологического потенциала, потребность в физкультурно-спортивной активности, стремление к физкультурно-спортивному саморазвитию и самосовершенствованию.

Когнитивный компонент кинезиологической компетентности определяет уровень знаниевой базы и интеллектуального развития студента, его творческих способностей. Он предусматривает знание теоретических и методологических основ спортивной и физической культуры, определяющих степень сформированно-сти научно-теоретической и практической готовности к развитию своего кинезиологического потенциала, т. е. кинезиологической деятельности.

Сущность деятельностного компонента рассматриваемой компетентности определяется кинезиологической деятельностью, в процессе которой компетентность формируется и реализуется. Данный компонент является практико-ориентированной основой физкультурно-спортивной активности студента и характеризуется направленностью на развитие своего кинезиологического потенциала, обеспечивающего способность к продуктивной социально-профессиональной деятельности в течение всей жизни.

Основу эмоционально-волевого компонента составляют психологические качества, необходимые будущему специалисту для эффективного применения когнитивного и деятельностного компонентов. Они обусловливают индивидуальное своеобразие проявления кинезиологической компетентности, регулируют целесообразность «задействования» ее структурных компонентов, исходя из педагогической ситуации и условий решения двигательных задач. Проявление эмоционально-волевой активности включает эмоциональность как положительный эмоциональный фактор, ценностный показатель осознания субъектом необходимости физкультурно-спортивной активности. Данный компонент включает и способность к адекватной самооценке своего кине-зиологического потенциала, саморегуляции поведения и деятельности.

Вывод. В результате тесного взаимодействия компонентов между собой в рассматриваемой компетентности возникают инте-гративные связи, которые поддерживают состояние внутреннего баланса и гармонии личности. Становление каждого компонента мы связываем с формированием его характеристик и свойств как части целостной системы.

Использованная литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.: ил.

2. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт. - 2009. - 220 с.

Информация для связи с автором: a.zagrevskaya@yandex.ru

Поступила в редакцию 09.01.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.