Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТУПЕНЬ - ВАЖНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТУПЕНЬ - ВАЖНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВЕДЕНИЕ / АНАЛИЗ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Д.М.

В работе дается представление о восприятии учащихся литературного произведения. Анализ и методика школьных литературных произведений. Также рассматриваются мысли и результаты анализа уроков, читательское восприятие школьников по индивидуально-ориентированной стратегии обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL STAGE IS AN IMPORTANT IMPLEMENTATION OF THE TECHNOLOGY OF AN INDIVIDUALLY-ORIENTED LEARNING STRATEGY

The work gives an idea of the students' perception of a literary work. Analysis and methodology of school literary works. The thoughts and results of the analysis of the lessons, the reader's perception of schoolchildren according to the individually oriented learning strategy are also considered.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТУПЕНЬ - ВАЖНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ»

Назарова Д.М. студент 2 курса магистратуры факультет русского языка и литературы Чирчикский государственный педагогический институт Научный руководитель: Файзуллаев Д.-С.Б.

доцент

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТУПЕНЬ - ВАЖНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

ТЕХНОЛОГИИ индивидуально-ориентированной

СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: В работе дается представление о восприятии учащихся литературного произведения. Анализ и методика школьных литературных произведений.

Также рассматриваются мысли и результаты анализа уроков, читательское восприятие школьников по индивидуально-ориентированной стратегии обучения.

Ключевые слова: произведение, анализ, индивидуально-ориентированная стратегия обучения.

Nazarova D.M.

2-year undergraduate student faculty of russian language and literature Chirchik State Pedagogical Institute Scientific adviser: Fayzullaev D.-S.B.

associate professor

THE PEDAGOGICAL STAGE IS AN IMPORTANT IMPLEMENTATION OF THE TECHNOLOGY OF AN INDIVIDUALLY-ORIENTED LEARNING STRATEGY

Abstract: The work gives an idea of the students' perception of a literary work. Analysis and methodology of school literary works.

The thoughts and results of the analysis of the lessons, the reader's perception of schoolchildren according to the individually oriented learning strategy are also considered.

Keywords: work, analysis, individually oriented learning strategy.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы была и остаётся одной из самых актуальных. В течении долгого времени она стоит в центре внимания целого ряда научных педагогических коллективов. Методисты и учителя Узбекистана давно ведут поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся на

уроках литературы. Одним из таких путей является применение в учебном процессе образовательных учреждений технологии индивидуально -ориентированной стратегии обучения. Данная технология способствует повышению активизации мыслительно -познавательной деятельности учащихся.

Индивидуально- ориентированная стратегия обучения -образовательный аспект, который предусматривает деятельность учащихся через организацию тренингов в формате диалогового взаимодействия, обучаемых в диалоге «учитель -учащийся». Диалоговое взаимодействие способствует развитию мыслительно-познавательной деятельности обучаемых. В результате подключения продуктивного мышления к уроку возникает нечто оригинальное, принципиально новое для субъекта. Степень новизны здесь высока. Условие возникновения такого мышления - наличие проблемной ситуации, способствующей осознанию потребности в открытии новых знаний и высокой активности субъекта, решающего намеченную проблему.

Для достижения учебной цели, мы разработали проект уроков литературы в формате технологии индивидуально -ориентированная стратегия обучения., который представлен в системе и предусматривает методы и приёмы, используемые учителем на уроке, а также разнообразные формы деятельности обучаемых.

Наш экспериментальный план-проект ( учитель предвидит результат обучения) предусматривает пять этапов работы.

План урока:

Первый этап

Приветствие группы. Обсуждение темы: «Храбрость быть собой».

Демонстрируется слайд № 1 ( цитата индийского философа ОШО):

«Свобода означает способность сказать «да», когда нужно да, сказать «нет», когда нужно нет, а иногда промолчать, когда ничего не нужно, -быть в молчании, ничего не говорить. Когда все эти составляющие доступны, это и есть свобода»

Учащиеся записывают цитату ОШО в тетрадь и осмысливают её в формате приёма критического мышления ИНСЕРТ, с использованием знаковой системы «?» - об этом хочу узнать больше. Применение этого приёма нацелено на развитие систематичности мышления у обучаемых, умения классифицировать поступающую информацию и выделять в ней новое.

Второй этап

Беседа:

Притча. Что это такое ?

Какие виды притчи вы знаете? (библейская, авторская)

Назовите жанровые признаки притчи.

Чем притча отличается от сказки? От легенды? Басни?

Упражнения: «Диагноз», «Точка зрения »(по современной притче «Несвятая Троица»

Несвятая Троица

Как-то раз радостное ЭГО повстречало грустное ЭГО, и спрашивает у него: «Послушай, а что это ты всё время грустишь?» Посмотри - как много вокруг радостных событий и переживаний. Есть ведь чему порадоваться!».

А грустное Эго ему отвечает: «Чему же тут радоваться -то, братец? За что не возьмёшься - всё ненастоящее, всё иллюзии одни, нет ничего реального в этом мире !»

В это же самое время проходило мимо них деловое ЭГО, которое сказало: « Ну,что вы тут совсем без дела стоите ?!» Делом нужно заниматься, делом, работать нужно не покладая рук!» И,гневно посмотрев на них,продолжило свой путь. «Видишь», - грустно сказало грустное ЭГО. «Никому мы не мешали, стояли себе в стороне, и то огребли, чему же тут радоваться ?!». «Да хотя бы тому, что это нудное деловое ЭГО так быстро отстало от нас ! » - радостно вокликнуло радостное ЭГО. Но грустное ЭГО, разочарованно макнув рукой, побрело дальше собирать от жизни и от неблагодарной,как ему казалось, судьбы, тумаки, да шишки. Радостное ЭГО почесало недоуменно в затылке, обрадовалось, что всё это недоразумение закончилось, и припрыжку побежало дальшесобирать для себя впечатления.

А в то самое время, когда всё это происходило, солнце успело три раза искупаться в облаках, птицы дрозды накормили своих детей, а Меведь сидел в зарослях малины и блаженно запускал одну ягоду за другойв свой необъятный для вкусностей рот.

Мир жил своей обычной жизнью - светило Солнце, летали птицы, медведь наслаждался малиной, а радостное ЭГО, печальное ЭГО и деловое ЭГО спешили насладиться тем, что было лично для них правильно и хорошо....

«Диагноз»: Группе предлагаются вопросы для обсуждения:

1 Почему сказка называется «Несвятая Троица»?

(Троица Сввятая: Во Имя -Отца, Сына и Святого духа!)

2 Почему имена героев унифицированы по «темпераменту» личности (фрейдовская концепция «Я -ЭГО - что это значит? »)

3 В чём дидактичность содержания ?

( притча-сказка: поучительность, своеобразная иносказательность, сказочные элементы).

Каждому ученику группы следует высказаться по поводу размышлений участников других групп, отметить, чьё высказывание более близко к собственной позиции участника. Так в аудитории реализовывается технология сотрудничества. После подсчёта совпадений

формируются подгруппы из пяти человек для дальнейшей работы на уроке.

Упражнение «Точка зрения» нацелено на овладение приемами, убеждения, аргументации, используемыми в дискуссии.Выполнение данного упражнения осуществляется в такой последовательности:

Первая установка: Учащимся предлагаются «толстые » вопросы, требующие размышления.

Вторая установка: Учащимся предлагается выбрать для себя оппонента из другой команды и начать дискуссию по интересующей их теме. (не более 15 минут). Тематика приблизительно такая: Что можно сказать о героях Лермонтова, Тургенева, Достоевского ?Что значит для них установка «храбрость быть собой?»

В классе идёт коллективное обсуждение темы (право начала диалога предоставляется самим участникам)

Третья установка: Проанализируйте полученный результат по вопросам:

- Какие аргументы или приёмы убеждения явились для вас переломными ?

- Что влияет на перемену точки зрения в пользу оппонента: его личное обоняние и умение найти подход к вам; его аргументы, сама постановка проблемы, которая не затрагивает ваших личных интересов, а потому не создает ситуации отстаивания собственной точки зрения любыми путями?

- Что предпочтительнее для вас в реальной ситуации: принятие точки зрения оппонента или отстаивание своей?

Использованные источники:

1. Хамидуллаева, Г. А. (2021). Императив как средство воздействия в рекламных текстах. Academic research in educational sciences, 2(8), 518-525.

2. Хамидуллаева, Г. А. (2021). Воплощение Темы Блокады В Лирике О. Берггольц. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(2), 89-92.

3. Хамидуллаева, Г. А. (2021). Вопросно-ответные конструкции как элемент воздействия в текстах реклам. Academic research in educational sciences, (CSPI conference 2), 241-245.

4. Хамидуллаева, Г. А. (2021). Номинативные предложения как лаконичная и экспрессивная форма представления объекта рекламы. Экономика и социум, 11.

5. Ли, Т. Г. (2021). Вопросы использования аутентичных материалов на уроках русского языка. Экономика и социум, 11.

6. Li, T. G. (2020). Вопросы применения лексической работы на современном этапе преподавания русского языка как иностранного в высших учебных заведениях. EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR) - Peer Reviewed Journal, 6(4), 259-261.

7. Ли, Т. Г. (2021). Жанровое своеобразие сказки АМ Ремизова" Зайка". Филология и литературоведение, 12, 3-3.

8. Зиядуллаевна, Н. Г., & Тахировна, М. Т. (2020). Обучение студентов к иновационной педагогической деятельности на основе кластера. Суз санъати, (3).

9. Narkuzieva, G. (2020). Modern trends in educational psychology and psychology of education. Science and Education, 1(Special Issue 2), 99-102.

10. Накузиева, Г. З. (2019). Смешанное обучение русскому языку как иностранному. Молодой ученый, (9), 200-202.

11. Наркузиева, Г. З. (2019). Смешанное обучение русскому языку как иностранному. Молодой ученый, (9), 200-202.

12. Наркузиева, Г. З. (2021). Узга тилли гурухлар учун рус тилини урганишда лугат ишининг ахамияти. Academic Research In Educational Sciences, 2(1), 1078-1084.

13. Narkuziyeva, G. Z. (2021). Importance of pedagogical ethics in education. Academic Research in Educational Sciences, 2(3), 971-974.

14. Тангирова, Г. И. (2020). Интерактивное образование и его дидактические возможности. Science and Education, 1(Special Issue 3).

15. Тангирова, Г. И. (2021). Мифологические реминисценции в современной русской прозе (ПРОЗА АС ПЕТРУШЕВСКОЙ, Л. УЛИЦКОЙ, Н. БАЙТОВА). Scientific progress, 1(4).

16. Тангирова, Г. И. (2021). Развитие философской лирики на фоне русского романтизма. Academic research in educational sciences, 2(9), 851857.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.