Научная статья на тему 'ЛЕКСИЧЕСКИЙ СОСТАВ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ'

ЛЕКСИЧЕСКИЙ СОСТАВ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / ТЕРМИНОЛОГИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / ЛЕКСИЧЕСКИЙ СОСТАВ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сотимова Г.М.

В статье рассматриваются некоторые вопросы пополнения лексического состава общественно-политической терминологии, активизировавшейся в русском языке в конце ХХ - начале XXI столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEXICAL COMPOSITION OF SOCIO-POLITICAL TERMINOLOGY

The article examines some issues of the lexical composition of the socio-political terminology that became active in the Russian language at the end of the XX - beginning of the XXI century.

Текст научной работы на тему «ЛЕКСИЧЕСКИЙ СОСТАВ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ»

Сотимова Г.М. студент 2 курса магистратуры Чирчикский государственный педагогический институт Научный руководитель: д.п.н. Асилова Г.А.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ СОСТАВ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ТЕРМИНОЛОГИИ

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы пополнения лексического состава общественно-политической терминологии, активизировавшейся в русском языке в конце ХХ — начале XXI столетия.

Ключевые слова: общественно-политическая лексика, терминология, мобильность, лексический состав, политический язык, политический дискурс.

Sotimova G.M.

2nd year master's student Chirchik State Pedagogical Institute Scientific adviser: Asilova G.A.

LEXICAL COMPOSITION OF SOCIO-POLITICAL TERMINOLOGY

Annotation: The article examines some issues of the lexical composition of the socio-political terminology that became active in the Russian language at the end of the XX - beginning of the XXI century.

Key words: socio-political vocabulary, social life, mobility of the lexical composition of the language, political language, political discourse.

Общественная жизнь - явление динамичное, и совершенно очевидно: чем интенсивнее изменения в политике, тем интенсивнее изменения лексики на каждом этапе её развития. значительные изменения наблюдаются в политической лексике из-за социально-политических влияний.

«Идея исторической изменчивости лексического содержания по отношению к развитию общества», - пишет Ю.А. Бельчиков, - прочно вошла в изучение исторической лексикологии. На сегодняшний день внимание лингвистов актуализируется на изучении общественно-политической лексики русского языка, закрепленной в

специализированных лексикографических источниках середины и конца ХХ века, за которыми помогут проследить не только семантические процессы, возникающие в этой группе лексики, а также же проанализировать закономерности семантических модификаций лексических единиц.

Особенно остро и очевидно эта идея обнаруживает себя в сфере общественно-политической лексики, вообще - в сфере обозначения явлений, категорий, понятий социально-экономического, социально-политического, идеологического содержания и назначения. Мобильность лексического состава языка (а общественно-политическая группа лексики - достаточно мобильный участок словаря) подтверждается многочисленными изменениями в области семантики слова.

В русской лексике социально-политической сферы конца ХХ столетия самыми заметными стали следующие процессы:

1. Регулярные заимствования из других языков, которые заполняли образовавшиеся в языке лакуны, связанные с переходом страны на новую систему общественно-политических и экономических отношений, тесную связь экономики с политикой, со сменой идеологических установок, с некоторыми изменениями в быту. Важно еще заметить, что большинство номинаций социально-политической и экономической сферы, вошедших в русский язык в 90-ые годы ХХ века, частотны в разных языках и имеют интернациональный характер.

2. Сохранились номинации власти советского периода (комитет, комиссия, председатель и др.).

3. В систему социально-политической лексики в конце ХХ века вернулись наименования, существовавшие в русском языке до 1917 года (дума, губернатор, казначей и др.).

Современная общественно-политическая лексика сформировалась в основе своей в XVIII-XIX веках, а процесс её формирования начался в Петровскую эпоху, эпоху реформирования всех областей жизни русского общества: политической, экономической, культурной. к этому времени относится появление в словарном составе русского языка слов политика, политический, доминантных в данной системе.

В 1920-1930-е гг. исследовались изменения в лексической и в стилистической системах языка послереволюционного времени (Г.О. Винокур, С. И. Карцевский, Е. Д. Поливанов, А. М. Селищев, П. Я. Черных, Р.О. Якобсон). В исследованиях общественно политической лексики этого времени рассматривалась преемственность в развитии лексики дореволюционного и послереволюционного времени, основные тенденции в развитии политического слова, поднимались вопросы семантики отдельных политических единиц.

Большое количество научных работ последних десятилетий (О.И. Воробьева, Е. А. Земская, Ю. Н. Караулов, В. Г. Костомаров, Л. П. Крысин,

Н. А. Купина, В. М. Лейчик, Г. Н. Скляревская, И. А. Стернин, А. П. Чудинов и другие исследователи) свидетельствует о том, что процессы в общественно политической лексике привлекают внимание многих исследователей, изучающих современное состояние языка. Многочисленные изменения в общественно политической лексике зафиксировали все толковые

словари конца ХХ - начала XXI века. Значительные изменения в конце ХХ столетия произошли также в лексике государственного управления. В формировании лексики государственного управления в современном русском языке, главным образом, под влиянием экстралингвистических факторов, в конце ХХ - начале ХХ1 века наблюдается процесс архаизации терминов, обозначающих советские реалии, и вместе с тем - появление большого количества терминов, необходимых для обозначения новых реалий и для переименования бывших советских органов власти и должностных лиц, в связи с чем происходит процесс деархаизации и активизации пассивного запаса лексики и интенсивного заимствования из европейских политических традиций.

По происхождению административную лексику в современном русском языке можно разделить на исконные слова (слова индоевропейского, общеславянского, восточнославянского и собственно русского

происхождения и образования на их основе: собрание, совет, председатель, округ), заимствованные слова (президент, префектура, сенат) и слова, образованные по продуктивным русским словообразовательным моделям (президентский от президент, мэрский от мэр, думец, думцы от Дума и др.). однако в отношении происхождения терминов государственного управления

и их функциональных синонимов точнее было бы говорить об источниках происхождения, имея в виду не только и не столько лингвистическое происхождение слов, сколько политические традиции, к которым восходят те или иные термины.

Одним из наиболее активных процессов в лексике государственного управления стал процесс активизации историзмов, постепенная утрата архаичности в их значениях - их деархаизация ХХ века лексикографические приёмы подачи «лексики двойной социальной соотнесённости», как показывают наблюдения, непоследовательны. одни лексемы получают в словарных дефинициях исторические комментарии, указывающие на принадлежность слова одновременно к пассивному и активному словарю (генерал-губернатор, магистр, гимназия, штандарт и др.), у других это отношение показано неотчетливо:в словарных дефинициях дано указание только на соотнесённость с капиталистической действительностью (биржа, акциз, маклер и др.), дано указание только на употребление слова как историзма, применительно к истории России

(приват-доцент, пансион, гренадер и др.), указания на принадлежность к активному и пассивному словарю отсутствуют.

Разного характера перемены в современном обществе, интенсивно происходящие в последние десятилетия, вызвали значительные изменения в открытой для них лексико-семантической системе языка. Интенсивные изменения наблюдаются, на наш взгляд, и в сфере общественно -политической лексики.

Как известно, лексическая подсистема языка является наиболее подвижной, чувствительной к изменениям в языке. Она быстрее и шире, чем другие языковые структуры, реагирует на перемены как в общественно-политической жизни, так и в других сферах. При этом процесс изменения лексики почти непрерывен, и в этом заключается связь языка с различными сферами общественной жизни (например, политической). Такая связь отражается в утрате устаревших слов, в пополнении количества новых слов, а также в развитии новых значений у активных лексических единиц и в образовании новых устойчивых выражений.

Словарный состав языка наиболее подвержен общественно -политическим и социальным изменениям и особенно это проявляется в составе ОПЛ.

Как отмечается в современной лингвистической литературе, параллельно с исчезновением лексем имеет место и противоположный процесс, а именно: беспрерывное образование новых единиц. И естественно, новые слова отражают новейшие реалии и понятия. Лексико-семантические системы не изменяются, они взаимопроникают, поэтому можно в настоящее время видеть лексические пласты прежних периодов развития языка. Причины возникновения новых значений отживших слов и создания новых единиц заключаются в изменении общественно -политической жизни в каждую историческую эпоху. При этом способ образования новых единиц определяется внутренними законами развития языка

По мнению А.П. Чудинова, социальная востребованность политической лингвистики определяется возрастающим интересом общества к механизмам политической речи. Поэтому актуальными проблемами современной лингвистики являются проблемы изучения политического языка и политического дискурса.

Построение классификации, определение границ политического языка, структурирование лексических групп внутри понятийного поля "политика" возможно на основе выделения идеологического компонента в семантической структуре политических слов.

Что касается формирования и функционирования ОПЛ, то эти процессы тесно связаны с развитием социальных понятий, отражающих диалектику социального развития. Радикальные изменения в общественно-

политической жизни страны влекут за собой существенные изменения в лексико-семантической системе языка, прежде всего в области ОПЛ, что вполне закономерно. Т.Б. Крючкова выделяет такие способы формирования ОПЛ:

1. Образование новых слов либо средствами собственной словообразовательной системы, либо на основе международных элементов, либо путем сочетания тех и других.

2. Образование производных от имен собственных.

3. Заимствование.

На наш взгляд, изучение лингвистических явлений следует осуществлять с учетом указанных процессов. Как известно, в семантике общественно-политического слова лежит идеологический компонент, который возникает в результате влияния идеологического фактора на языковую семантику.

Таким образом, суммируя все сказанное выше, можем констатировать, что общественно-политическая лексика - это открытая лексическая система языка, которая время от времени пополняется новыми единицами (словами, словосочетаниями) других лексических разрядов. Обогащение ее состава происходит не благодаря появлению новых слов определенного содержания, а как результат переосмысления существующих значений определенных языковых лексем. Общественно -политическая лексика - это состав словаря, который реагирует на любые изменения, которые происходят в мире реалий. Изменения, которые связаны с социальной жизнью общества, как правило, находят свое отражение в общественно-политической лексике.

Конечно, рассматриваемый материал общественно -политической лексики ни в коей мере не претендует на исчерпывающее, всеобъемлющее описание фондовых единиц специальной лексики, однако, те языковые факты и явления, которые попали в сферу внимания лексикографов и нашли свое отражение в словаре, дают основания говорить, с одной стороны, о важности такого типа лексики для выяснения целого ряда вопросов теоретического и практического характера, а с другой стороны, содержат наглядное подтверждение фактов динамики профессиональной лексики и ее осмысления специалистами.

Использованные источники:

1. Хамидуллаева, Г. А. (2021). Императив как средство воздействия в рекламных текстах. Academic research in educational sciences, 2(8), 518-525.

2. Хамидуллаева, Г. А. (2021). Воплощение Темы Блокады В Лирике О. Берггольц. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(2), 89-92.

3. Хамидуллаева, Г. А. (2021). Вопросно-ответные конструкции как элемент воздействия в текстах реклам. Academic research in educational sciences, (CSPI conference 2), 241-245.

4. Хамидуллаева, Г. А. (2021). Номинативные предложения как лаконичная и экспрессивная форма представления объекта рекламы. Экономика и социум, 11.

5. Ли, Т. Г. (2021). Вопросы использования аутентичных материалов на уроках русского языка. Экономика и социум, 11.

6. Li, T. G. (2020). Вопросы применения лексической работы на современном этапе преподавания русского языка как иностранного в высших учебных заведениях. EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR) - Peer Reviewed Journal, 6(4), 259-261.

7. Ли, Т. Г. (2021). Жанровое своеобразие сказки АМ Ремизова" Зайка". Филология и литературоведение, 12, 3-3.

8. Зиядуллаевна, Н. Г., & Тахировна, М. Т. (2020). Обучение студентов к иновационной педагогической деятельности на основе кластера. Суз санъати, (3).

9. Narkuzieva, G. (2020). Modern trends in educational psychology and psychology of education. Science and Education, 1(Special Issue 2), 99-102.

10. Накузиева, Г. З. (2019). Смешанное обучение русскому языку как иностранному. Молодой ученый, (9), 200-202.

11. Наркузиева, Г. З. (2019). Смешанное обучение русскому языку как иностранному. Молодой ученый, (9), 200-202.

12. Наркузиева, Г. З. (2021). Узга тилли гурухлар учун рус тилини урганишда лугат ишининг ахамияти. Academic Research In Educational Sciences, 2(1), 1078-1084.

13. Narkuziyeva, G. Z. (2021). Importance of pedagogical ethics in education. Academic Research in Educational Sciences, 2(3), 971-974.

14. Муратов, К. (2021). Анализ сложноподчиненных предложений при изучении синтаксиса. Academic research in educational sciences, 2(4), 13711378.

15. Муратов, К. К. (2020). Методика преподавания темы «словообразование» учащимся групп с узбекским языком обучения. Science and Education, 1(Special Issue 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.