Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА'

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

684
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественно-политическая лексика / общественнополитическая терминология / функциональность / средства массовой информации / неологизмы / словарный состав. / socio-political vocabulary / socio-political terminology / functionality / mass media / neologisms / vocabulary.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бекматов Бахтиёр Дилшатович

В данной работе изучается общественно-политическая лексика, рассматриваются периоды её развития и становления, исследуются ее особенности и составные элементы, отслеживаются механизмы обогащения общественно-политической лексики и общественно-политической терминологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-POLITICAL VOCABULARY

This work examines the socio-political vocabulary, examines the periods of its development and formation, examines its features and components, traces the mechanisms of enrichment of socio-political vocabulary and socio-political terminology

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 1 | ISSUE 4 | 2020

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2020: 4.804 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА

Бекматов Бахтиёр Дилшатович

Магистрант Чирчикского государственного педагогического института

Ташкентской области b.bekmatoff@yandex.com

АННОТАЦИЯ

В данной работе изучается общественно -политическая лексика, рассматриваются периоды её развития и становления, исследуются ее особенности и составные элементы, отслеживаются механизмы обогащения общественно-политической лексики и общественно-политической терминологии.

Ключевые слова: общественно-политическая лексика, общественно-политическая терминология, функциональность, средства массовой информации, неологизмы, словарный состав.

SOCIO-POLITICAL VOCABULARY

Bekmatov Bakhtiyor Dilshatovich

Master student of Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

b.bekmatoff@yandex.com

ABSTRACT

This work examines the socio-political vocabulary, examines the periods of its development and formation, examines its features and components, traces the mechanisms of enrichment of socio-political vocabulary and socio-political terminology.

Keywords: socio-political vocabulary, socio-political terminology, functionality, mass media, neologisms, vocabulary.

ВВЕДЕНИЕ

Общественно-политические, социально - экономические и другие перемены в современном обществе, интенсивно происходящие последние несколько лет, повлекли большие изменения в лексико-семантической системе языка. Такие же интенсивные изменения, на наш взгляд, происходят и в области общественно-политической лексики.

Что такое общественно-политическая лексика (далее ОПЛ)? Учёные-лингвисты, определяя её лексико-семантическую направленность, единодушно различают ОПЛ от прочих пластов языка. К ОПЛ относят слова относящиеся к государственно - административной системе управления, политике и экономике, процессам развития общества.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Б.Момынова в своей работе «Общественно-политическая лексика» опубликованной в периодическом издании «Казах» акцентирует следующие категории общественно-политической лексики:

1) наименования социально-исторических категорий и понятий;

2) наименования государственного строя;

3) наименования административной системы;

4) наименования, имеющие отношение к законодательству, судебной системе;

5) политические наименования;

6) наименования военного дела;

7) наименования сферы культуры, образования,

8) религиозная лексика [1, 29-30].

ОПЛ, в отличие от терминов, наиболее общеупотребительна, она своеобразна и применяется в более обширной области. ОПЛ и термины сближает иноязычная природа возникновения, интернациональность. Очень часто подобная схожесть заставляет ошибаться не только среднестатистических носителей языка, но и филологов-исследователей.

Неоспорим тот факт, что ОПЛ встречается очень часто и их условно можно изучать в качестве определений для таких областей, как экономика, политология, философия, социология, культурология, история и др. В свою очередь, ОПЛ в конкретной фазе времени появляется в виде неологизмов (например, в эпоху СССР появились такие слова, как «коллективизация», «краском», «электрификация», «нэпман», «совнархоз», «домком» и др.), распространяется в речи, по прошествии времени, переходит в пассивный запас и переходит в разряд историзмов. Граждане используют ОПЛ по мере потребности и своих лингвистических возможностей, она (лексика) не является достоянием определённой сферы или сообщества людей. Средства массовой информации укрепляют ОПЛ в народной речи. Также с помощью ОПЛ можно обозначить государственную стратегию и макро и микроэкономическую линию страны.

Вследствие этого учёные в области политологии расценивают её как слова, обрисовывающие политический и экономический образ государства, филологи же рассматривают эти слова инструментами публицистического стиля, стало быть, объектом языкознания.

ОПЛ обладая обширными функциональными полномочиями, занимает существенные слои языка. Её становление взаимосвязано с политико -историческими фазами становления социума, разными социально-экономическими условиями в стране, с развитием и усовершенствованием литературы, средств массовой информации. При помощи письменных источников, а также СМИ активность, а именно функциональность ОПЛ особенно прогрессируют.

Как известно, лексическая подсистема языка является самой динамичной, восприимчивой к модифицированию. Она быстрее и шире, чем другие языковые структуры, реагирует на перемены как в общественно-политической жизни, так и в иных сферах. Корреляция языка с различными секторами социального бытия, в том числе политической, заключается и в беспрерывном варьировании лексики. Данная корреляция отображается в видоизменении архаизмов, в пополнении количества неологизмов, и в обновлении значений активных лексических единиц и формировании ранее не известных устойчивых выражений. [2, с.224-227, 3, с.48, 4, с.85].

Одновременно с новоявленными языковыми элементами (общим словарным фондом) присутствуют и относительно пассивные единицы, составляющие ключевой словарный фонд. Это «главная устойчивая материальная и структурная основа обогащения и развития словарного состава языка» [5, с.48].

Ключевой словарный фонд формирует историческое усовершенствование языка на определенном этапе и сохраняется в течение разных этапов его существования. То есть, вокабулярий языка более всего подвержен общественно-политическим и социальным преобразованиям и особенно это проявляется в структуре ОПЛ.

Как отмечается в современной лингвистической литературе, параллельно с исчезновением лексем имеет место и противоположный процесс, а именно: беспрерывное образование новых единиц. И естественно, новые слова отражают новейшие реалии и понятия. Отмирание старых, ставших ненужными слов не разрушает лексический состав языка, т.к. единицы остаются в языке, но они переходят в «категории, уже существующие во всяком литературном языке» [6, с.136]. Сравним, например, примеры типа полиция, городовой, пристав др.

Таким образом, лексико-семантические системы не изменяются, они взаимопроникают, поэтому можно в настоящее время видеть лексические пласты прежних периодов развития языка. Причины образования новых значений отживших слов и создания новых единиц заключаются в изменении общественно-политической жизни в каждую историческую эпоху. При этом метод возникновения новых единиц определяется внутренними законами развития языка.

По мнению В. В. Виноградова, внутренние закономерности развития словарного состава имеют место как в общих типах семантических изменений слов, в принципах использования прежних слов для выражения новых понятий, путем переносного употребления, путем расширения или видоизменения значений существующих слов, так и в закономерных связях разных лексических разрядов или групп слов, а также в исторически развивающихся и меняющихся способах формирования новых слов из словообразовательных элементов языка [5, с.76].

Несмотря на то, что пополнение лексического состава активнее наблюдается в переломные исторические моменты, тем не менее в совершенствовании и образовании словарной структуры языка, в том числе и ОПЛ, нет разрыва между прежним и последующим его состоянием.

Итак, ОПЛ быстро входит в повседневное общение, в повседневную речь и становится неотъемлемой частью активного словаря современного русского языка в силу возрастающей политической активности современного общества. Однако общественно-политические наименования не отличаются степенью стабильности, т.к. сфера функционирования ОПЛ определяется политическим бытием социума, а также историческими событиями и этнокультурной спецификой.

Первым из русских лингвистов обратил внимание на этот разряд лексики И. А. Бодуэн де Куртенэ в работе «Некоторые общие замечания о языковедении и языке», 1871 г., выделяя как психический, так и социальный аспекты языка [7, с.19].

С начала 50-х годов появилось большое количество работ, в которых рассматриваются проблемы, связанные с формированием, функционированием, структурой ОПЛ (А.Л.Голованевский, И.Ф.Протченко, Ю.Д.Дешериев, В. М. Никитин, А. Е. Супрун и мн.др.).

В лингвистической науке формулировка ОПЛ не находит однозначного решения. Например, в зарубежной лингвистике широко распространен понятие «общественно-политический словарь», понимаемый как «совокупность

лексических единиц, обозначающих экономические, социальные и политические отношения между общественными классами», другие ученые включают в определение наименования исторических процессов; некоторые лингвисты к общественно-политическому словарю относят все термины, имеющие отношение к социуму.

В русской лингвистической литературе активно использовался термин ОПЛ. И.Ф.Протченко подразумевал под ОПЛ «часть словаря, которую составляют названия явлений и понятий из сферы общественно-политической жизни, т.е. из области политической, социально-экономической, мировоззренчески-философской» [8, с.103].

Л.А.Муратова дает более формализованное понятие, предполагая, что суть ОПЛ составляют лексические единицы, в структуру значения которых входят звеня «политический» и «социальный». Х.М.Милитц считает, что всем семам общественно-политического словаря присуща одна общая сема - «связанный с обществом», но она в каждом конкретном случае может занимать различное место в иерархии сем [9, с.8].

Таким образом, одни ученые подразумевают под ОПЛ великое множество лексических единиц, причисляя к ним всю лексику общественно-политических текстов. Другие называют политической лексикой как общеупотребительные лексические единицы, так и термины. В.М.Лейчик к ОПЛ относит только научные, профессионализмы и общеупотребительные слова и выражения, номенклатурные единицы, собственные имена, эмоционально окрашенные лексические единицы.[10, с.92]. Однако в этом случае границы ОПЛ являются неясными, состав разнообразен, поэтому невозможно установить какие-либо цельные черты, характеризующие это множество единиц в целом, без чего выделение той или иной лексико-семантической подсистемы неосуществимо.

REFERENCES

1. Kaldibayeva, D. O. (2020). Talabalarning mantiqiy tafakkurini shakllantirishning pedagogik omillari. Science and Education, 1(3).

2. Тангирова, Г. И. (2020). Интерактивное образование и его дидактические возможности. Science and Education, 1(3).

3. Халилова, М. А., & Мухитдинова, М. (2020). Мактабгача таълим ташкилотларида ахборот-компьютер технологияларини мусика тарбияси воситаси сифатида куллашнинг хусусиятлари. Халц таълими, 3(0056), 4.

4. Абдусаматова, Ш. С., & Бурханова, М. Б. (2020). Куп фарзандли ота-оналарининг оиладаги муносабатларининг хусусиятлари. Oriental Art and Culture, (4).

5. Mirzarahimova, G. I. (2020). Pedagogical and Psychological Bases of Development of Educational Activity in Students. International Journal of Advanced Science and Technology, 7021-7030.

6. Ramonova, S. K. (2020). The importance of information technology in teaching the basics of electrical engineering and the basics of electronics in higher military educational institutions. НамДУ илмий ахборотномаси, (4), 435-438.

7. Рамонова, С. К. (2020). Электротехника ва электроника асослари фанини укишни ахборот-коммуникацион технологиялари ёрдамида такомиллаштириш методлари. Science and Education, 1(4), 315-321.

8. Рамонова, С. К. (2020). "Электротехника ва электроника асослари" фанини укитишда ахборот технологиялардан фойдаланишнинг методлари. "Таълимда замонавий ахборот технологияларидан фойдаланишнинг инновацион усуллари", 384-387.

9. К,ораев, С. Б. (2020). Профессионал таълимда укув амалиётларини ташкил этишнинг узига хос хусусиятлари. Academic research in educational sciences, 1(3).

10. Shagiyeva, N. (2020). The role of information technologies to teach Russian language. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8(7).

11. Эшманова, Н. Н., & Матьякубова, М. Б. (2019). Тарбиячиларнинг касбий компетенцияларини ривожлантириш. Таълимдаги инновациялар ва ислоуотлар контекстида замонавий кластер тизими:муаммолар,ёндашувлар ва истицболлар, 1, 33-34.

12. Махкамова, Ш. Р., & Асадуллаева, М. A. (2020). «Великий шёлковый путь»: взаимодействие культур запада и востока в контексте проблемы модернизации музыкального образования в узбекистане. Science and Education, 1(4).

13. Бегматов, Б. Б. (2020). Роль и функции русского языка в условиях суверенного Узбекистана. Наука и общество, 1(65), 33-37.

14. Ражапова, И. Т. (2019). Методика обучения видам русского глаголав. Илм сарчашмалари.

15. Рустамова, С. Э. (2020). Применение технологии полного усвоения знаний в высшем образовательном учреждении. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 360-368.

16. Khoshimova, D. R. (2020). Features of Improvement Sensate - Expressive Speech While Teaching Listening Students Applying Mnemonic Base. Eastern European Scientific Journal, (1), 158-161.

17. Бадалова, Б. Т. (2020). Таълим тизими ва педалогия назарияси. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 1300-1305.

18. Утаев, А. Й., & Матьякубова, М. Б. (2019). Психологические основы развития речи. "Таълимдаги инновациялар ва ислоуотлар контекстида замонавий кластер тизими: муаммолар, ёндашувлар ва истицболлар" мавзусидаги илмий-амалий анжуман, 1, 193-194.

19. Утаев, А. Й. (2019). Булажак укитувчилар сиёсий маданиятини шаклантиришнинг кластер тизими. "Таълимдаги инновациялар ва ислоуотлар контекстида замонавий кластер тизими: муаммолар, ёндашувлар ва истицболлар"мавзусидаги илмий-амалий анжуман илмий ишлар туплами, 2, 5053.

20. Утаев, А., & Норова, Н. (2019). Олий педагогик таълим муассаларида норматив - хукукиий хужжатлар тарFиботини ташкил этиш. "Таълимдаги инновациялар ва ислоуотлар контекстида замонавий кластер тизими: муаммолар, ёндашувлар ва истицболлар" мавзусидаги илмий-амалий анжуман илмий ишлар туплами, 2, 48-50.

21. Badalova, B. (2020). Lesson Competition Element in Russian. EPRA International Journal of Multidisciplinary Research, 6(5), 535-537.

22. Barakaevich, K. S. (2020). Improvement of Vocational Training of Pupils in Secondary Schools. International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 24(1).

23. К,ораев, С., & Тилакова, М. (2020). Укувчилар креативлик кобилиятларини ривожлантириш буйича тавсиялар. Academic Research in Educational Sciences, 1(4), 184-189.

24. Ramonova, S. K. (2020). Improvement in teaching of the discipline of electrical engineering and the basis of electronics in higher educational institutions based on information technologies. International Journal of Innovations in Engineering Research and Technology, 7(5), 258-260.

25. Умарова, Н. Ш. (2019). Экономическая социализация личности в контексте возрастных периодов. Вестник науки и образования, (22-3 (76)).

26. Umarova, N. (2020). The Theoretical And Practical Model Of Making A Person Socializing Economically. The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2(08), 62-68.

27. Умарова, Н. Ш. (2020). Иктисодий ижтимоийлашув жараёнига таъсир килувчи омилларнинг мотивацион-кадриятли тузилмаси (успиринлар мисолида). Academic Research in Educational Sciences, 1(2), 259-277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.