Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ В ПРОЗЕ Ч. АЙТМАТОВА'

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ В ПРОЗЕ Ч. АЙТМАТОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

140
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетические поиски / проза / прохудожественная поэзия / острый драматизм / принципы повествования / нравственные и духовные ценности / художественная драма / драматизм / эпизод.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Элянора Сергеевна Сергеева, Алойида Аброр Кизи Абдуахатова

В статье исследуются морально-эстетические проблемы, поставленные в творчестве Ч. Айтматова, а также эстетический мир писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ В ПРОЗЕ Ч. АЙТМАТОВА»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-337-342

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ В ПРОЗЕ Ч. АЙТМАТОВА

Элянора Сергеевна Сергеева

Старший преподаватель Чирчикского государственного педагогического

института Ташкентской области e.sergeyeva@cspi. uz

Алойида Аброр кизи Абдуахатова

Студент Чирчикского государственного педагогического института

Ташкентской области

АННОТАЦИЯ

В статье исследуются морально-эстетические проблемы, поставленные в творчестве Ч. Айтматова, а также эстетический мир писателя.

Ключевые слова: эстетические поиски, проза, прохудожественная поэзия, острый драматизм, принципы повествования, нравственные и духовные ценности, художественная драма, драматизм, эпизод.

ВВЕДЕНИЕ

Чингиз Айтматов - яркая фигура нашего литературного наследия. Сила и смысл никогда не покидают произведения Айтматова из года в год, и не будут терять свою актуальность на протяжении нескольких столетий. Книги Айтматова являются мировыми бестселлерами, запись на его книги в библиотеках имеет большую очередь. Каждая его книга пропитана глубоким смыслом, неповторимым сюжетом, имеет особую характеристику каждого героя. Чингиз Айтматов стал писателем планетарного масштаба. В произведениях Айтматова присутствуют киргизские герои, особенности нашего горного края, но чувства и эмоции героев универсальны, едины для всех людей планеты - это для Айтматова было главным[1].

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Почти каждое его произведение включает в себя мифологическое побуждение примером для этого служит его шедевр в литературе «И дольше века длиться день» в котором местами повествуется легенда о манкурте, также в нем раскрыты бесценные материалы киргизского этноса. Этот роман имел шумный успех в 70х-80х годах и до сих пор не утратил свою значительность в области

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-337-342

литературы. В своих произведениях чётко показывает нравственные качества человека как толерантность, терпение, отвага, высокая духовность[2].

Основным носителем всех идей и замыслов автора стал главный герой -Едигей, человек живёт в пустыне почти сорок лет. Но ценен его опыт, который вобрал все перипетии и горести, принесенные ХХ веком, и человеческое горе: Вторую мировую войну, трудности в послевоенные годы, горькую любовь. Но самым мучительным для него стало испытание памяти. Память и совесть, собранный в Едигее, стали тематикой романа «И дольше века длится день». Анализ текста свидетельствует об изобилии в произведении метафорических образов, несущих мудрую смысл. Таким образом, темы одиночества, ответственности, памяти, страха,поднимает Айтматов со свойственной ему лёгкостью и ясным кратким выражением мыслей.

Если рассмотреть другой его роман «Джамиля» , то в этом романе писателю удалось схватить счастливые моменты жизни героев, яркие куски жизни, светящиеся радостью и красотой, несмотря на пронизывающий их внутренний драматизм. Но, то были именно куски, эпизоды быта, о которых он повествовал возвышенно, духоподъёмно, сам, полнясь радостью и сочными красками, как полнится ими художник, задающий тон в «Джамиле». Писатель глубже захватывает жизнь, пытаясь внедриться в сокровенные ее тайны, не обходя острейших вопросов того времени. В самом рассказе повествуется историю двух сердец, зажжённых трудностями военного времени. Тогда многим, кто не ушёл на войну, приходилось трудиться в колхозе и тем самым помогать солдатам в доставке всего необходимого. Рассказ высказывает важность обычая киргизского народа в помощи к самым близким родственникам вплоть до женитьбы лишь бы не остаться одной женщине и знать горести одиночества. Однако, не смотря на это, находятся люди, которые осуждали их отношения, отношения Джамили и Данияра, переросшие в нежные, взаимные чувства любви. Но, не смотря на корыстные идеи и сплетни аула, в Джамиле и Данияре остаётся вера в светлое будущее, семью и взаимную любовь. Они по своему чтят традиции, сопереживают происходящее и воображают о счастье, свойственному обычному человеку на земле. Испытав любовь, они понимают, что все вокруг не столь важно для них и решают утвердиться в отношениях, несмотря на все невзгоды и хлопоты жизни[3].

Для любителей романтики есть особый роман, который оставляет незабываемое впечатление в рассудке и оставляет множество вопросов для самостоятельной дискуссии. Прочитав роман, человек обретает новые краски,

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-337-342

новые эмоции, хотя, роман имеет грустную концовку, но на душе оставляет неисчерпаемый след. Прочитав один раз, хочется неоднократно повторить чтение данного произведения. Это роман «Тополёк мой в красной косынке»

Тополёк мой в красной косынке» - повесть о любви, о предательстве, об ответственности. И снова неповторимый прекрасный женский образ. Какие красивые имена у героинь произведений Айтматова! Асель...Это её увозит из родного аила без разрешения на то родителей влюбленный Ильяс, потому что медлить было нельзя - выдали бы замуж за другого, за которого она даже не испытывает любовь, милую девушку. Полюбили Ильяс и Асель друг друга. Именно она, Асель, становится для Ильяса жизненным ориентиром, «топольком в красной косынке»: и когда были вместе, и когда разлучила их судьба, которую, как известно, человек во многом сам творит, в данном случае вина за не ухваченную во время любви лежит на Ильясе. И мысль автора, что другая, настоящая любовь, возможно, приходит через страдание и потери, видна именно через образы Ильяса и Байтемира. Каждый образ вникнут любовью самого автора и герои дополняют друг друга создавая одну общую картину, произведение искусства. Читая человек живёт жизнью этих героев [4].

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

«Смерть всегда с тобой, пока ты дышишь, а после смерти нет», именно эти слова звучат в романе « Плаха» Айтматова[5]. Роман «Плаха» звучит как предостережение. Роман начинается темой волков. Гибнет их естественная среда обитания, гибнет по вине человека, который врывается в саванну как хищник, как преступник. Волки не просто очеловечены в произведении, как это всегда бывало с образами животных в литературе. Один из главных героев романа, принимает на себя ответственность и за тех, кто с вертолетов расстреливал сайгаков, унесшего волчат. Айтматов видит изображенную ситуацию с двух сторон, как бы на двух уровнях. И как следствие грубых ошибок в экономической, хозяйственной области. И как проявление и экологического, и нравственного кризиса, имеющего общечеловеческое значение. Сюжетная линия волков и Бостона развивается параллельно с линией Авдия Каллистратова. Это второй смысловой и сюжетный центр романа. Бывший семинарист хочет и надеется своим нравственным влиянием, своей высокой духовностью и самоотверженностью отвратить этих падших людей, наркоторговцев, от их преступного промысла и криминального пути. Писатель дает свою интерпретацию легенды об Иисусе Христе и сопоставляет историю Авдия с

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-337-342

историей Христа, пожертвовавшего собой ради искупления грехов людей на земле. Авдий идет на самоуничтожение во имя спасения людских душ. Но, видимо, времена переменились. Гибель распятого, как Христос, Авдия, не в силах искупить людские грехи. Человечество так погрязло в пороках и преступлениях, что жертва уже не может никого вернуть на путь Добра. Идея, ведущая Авдия на плаху, не утверждается, а проверяется на жизненность в сегодняшнем мире, на реальную социальную действенность.

Автор стремится передать письменно экологические проблемы как проблемы души человеческой. Если человечество не настораживаться, не остановится в своем все ускоряющемся движении к краю, в пропасть, — его ждет крушение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эстетический мир произведений Ч. Айтматова позволяет рассматривать его творческое наследие как нечто единое целое, пронизанное лейтмотивными линиями.

И хотелось бы подчеркнуть, что каждое произведение Айтматова - это произведение искусства, которое уже на протяжении многих лет не утратили свою значимость в области литературы. Каждый, кто читает Айтматова, может поучиться с каждого его произведения, каждое произведение отдельная школа, где можно разнообразить своё мировоззрение и начать смотреть на жизнь другими глазами, ведь узнав новое, мир кажется нечто иным. Творчество Айтматова нельзя сводить лишь к описательности родины, в которой он жил и которая дала ему пищу для творчества, ибо на первом месте стоят жизненная философия и мыслительная база, как нравственно-духовный вектор человеческих помыслов, хотя по способности, отражать природу родного края, Айтматову нет равных. Более того, его русский язык часто вызывал восторг. Надо отметить, что в Узбекистане широко и активно развивается филологическая школа [6], что позволяет говорить о большом интересе к изучению русской филологии и преподаванию это науки [7].

REFERENCES

1. http ://student312.com/

2. И дольше века длится день Цикл «Буранный полустанок», №1 Чингиз Айтматов №14 в Русская литература Литература 20 века 8868911385 прочитали ISBN: 978-5-17-102063-7 Год издания: 2018 Язык:Русский

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-337-342

3. Джамиля. Жамийла Чингиз Айтматов №30 в Повести 173616421 прочитал ISBN: 978-9967-421-65-3 Год издания: 2008 Издательство: Турар Язык: Русский

4. Тополек мой в красной косынке Чингиз Айтматов №19 в Повести 352710598 прочитали Год издания: 1964 Издательство: Знание Серия: Прочти, товарищ! Язык: Русский

5. Плаха (сборник) Чингиз Айтматов Классическая проза 17280404133 прочитали ISBN: 978-5-389-12107-2 Год издания: 2016 Издательство: Азбука Серия: Русская литература. Большие книги Язык: Русский

6. Екабсонс А.В. Персонаж как характер и тип в пьесе Евгения Гришковца 'Тород'7/Материалы международной научно-практической конференции/Проблемы обучения языку и литературе в условиях широкой цифровизации, 1 апреля 2021; Екабсонс А.В. Застывшее время как доминанта хронотопа вечности в пьесе Олега Богаева "Русская народная почта. Комната смеха для одинокого пенсионера"// Литературный процесс на рубеже XX-XXI веков, 42-58, 2021; Екабсонс А.В. Домик как метафора защищенности от окружающего мира в ремейк-пьесе Михаила Угарова "Облом off 7/ББК 81 П996, 2019; Екабсонс А.В. Время и пространство в современной русской драматургии рубежа XXI веков//Национальный университет Узбекистана, 2020; Сергеева, Э.С. (2018). Топос как единица художественного пространства произведения. Вестник НУУз 1 (1/3), 470-473; Сергеева, Э.С. (2020). Приём понимания как один из способов интерпретации художественного текста. Academic Research In Educational Sciences 4 (1), 310-314; Кононова И.Ю. специфика вводных и вставных конструкций в русском языке// Узбекистонда хорижий тиллар. - 2020. - № 3 (32). - С. 28-41. https://doi.org/ 10.36078/1595400305; Кененбаев Е.Т. Коммуникация и правомерность использования некоторых терминов, связанных с этим понятием//Вестник Челябинского государственного университета, 73-82; Кененбаев Е.Т. Невербальная коммуникация в социальной жизни общества// international scientific review 3(68)ISBN, 56-59; Кененбаев Е.Т. Невербальные средства коммуникации (НСК) в социальных сетях интернета, динамика их развития//ВЕСТНИК Каракалпакского Государственного университета им. Бердаха, 271-274; Тангирова Г. И. Мифологические реминисценции в современной русской прозе (проза А.С.Петрушевской, Л.Улицкой, Н.Байтова) (pp. 40-45); Касимова, А. Б. (2021). Сопоставительный анализ произведений «герой нашего времени» и «посторонний». Academic research in educational sciences, 2(6), 1384-1396. https://doi.org/10.24412/2181-1385-2021-6-1384-1396;

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-337-342

А.Б. Касимова. Философия «пустоты» в романе «Чапаев и пустота»// Экономика и социум, №1(80) 2021 www.iupr.ru

7. Шакирова, Р. Р. (2020). Категория одушевленности-неодушевленности в современном русском языке. Academic Research in Educational Sciences, 1(4), 1030-1043;

8. Калдыбаева, Д. О. (2021). Методы и технологии обучения. Academic research in educational sciences, 2(4), 1379-1385;

9. Муратов К.К. Анализ сложноподчиненных предложений при изучении синтаксиса. Academic research in educational sciences volume 2 | issue 4 | 2021. Academic Research, Uzbekistan 1371 www.ares.uz;

10. Наркузиева Г.З. Смешанное обучение русскому языку как иностранному//Молодой учёный, 2019/3;

11. Наркузиева Г.З. Обучение студентов к иновационной педагогической деятельности на основе кластера//Суз санъати,(3), 2020;

12. Шагиева Н. The role of information technologies to teach russian language// European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, Vol. 8 No. 7, 2020;

13. Шагиева Н.Ф. повышение интереса к чтению у учащихся - важнейшая задача родителей и учителей// "Экономика и социум" №1(80) 2021 www.iupr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.