Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
обеспечение качества / конкурентоспособный специалист / педагогическая стратегия / высшие учебные заведения Китайской Народной Республики / quality provision / competitive specialist / pedagogical strategy / higher education institutions of the People’s Republic of China

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лю Эньмин

В статье рассматривается педагогическая стратегия подготовки конкурентоспособного специалиста в современной системе высшего профессионального образования Китайской Народной Республики. Рассмотрение вопросов осуществлялось с помощью анализа литературных источников и документов; метода системного анализа; метода сравнения и сопоставления. Стратегия модернизации высшего образования в Китае разрабатывается и осуществляется в тесном взаимодействии с ведущими международными организациями с учетом китайской специфики. Система высшего образования Китайской Народной Республики предусматривает отбор наиболее способных абитуриентов. Описаны уровни и условия организации системы высшего образования в КНР: специалист, бакалавр, магистр. Все дисциплины ученого плана во время обучения делятся на обязательные и выборочные. К обязательным относят общественные, базовые, а также профессиональные. Все студенты, обучающиеся на этапе магистратуры, проходят подготовительную практику. Все студенты, которые прошли обучение в вузе, успешно защитили диссертацию и сдали все экзамены, получают звание магистра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лю Эньмин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL STRATEGY OF TRAINING A COMPETITIVE SPECIALIST IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN CHINA

The article deals with the pedagogical strategy of training a competitive specialist in the modern system of higher professional education in the People’s Republic of China. The issues were considered by means of analyzing literary sources and documents; the method of system analysis; the method of comparison and contrast. The strategy of modernization of higher education in China is developed and implemented in close cooperation with leading international organizations, taking into account the Chinese specifics. The system of higher education in the People’s Republic of China provides for the selection of the most capable applicants. The levels and conditions of organization of the higher education system in the People’s Republic of China are described: specialist, bachelor, master. All disciplines of the curriculum during the study are divided into compulsory and selective. The compulsory disciplines include social, basic, and professional disciplines. All students at the master’s level undergo preparatory practice. All students who have completed their studies at the university, successfully defended their thesis and passed all examinations receive the title of Master.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР»

УДК 378 ББК 74.48

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-173-180

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР

Лю Эньмин

Аннотация. В статье рассматривается педагогическая стратегия подготовки конкурентоспособного специалиста в современной системе высшего профессионального образования Китайской Народной Республики. Рассмотрение вопросов осуществлялось с помощью анализа литературных источников и документов; метода системного анализа; метода сравнения и сопоставления. Стратегия модернизации высшего образования в Китае разрабатывается и осуществляется в тесном взаимодействии с ведущими международными организациями с учетом китайской специфики. Система высшего образования Китайской Народной Республики предусматривает отбор наиболее способных абитуриентов. Описаны уровни и условия организации системы высшего образования в КНР: специалист, бакалавр, магистр. Все дисциплины ученого плана во время обучения делятся на обязательные и выборочные. К обязательным относят общественные, базовые, а также профессиональные. Все студенты, обучающиеся на этапе магистратуры, проходят подготовительную практику. Все студенты, которые прошли обучение в вузе, успешно защитили диссертацию и сдали все экзамены, получают звание магистра.

Ключевые слова: обеспечение качества, конкурентоспособный специалист, педагогическая стратегия, высшие учебные заведения Китайской Народной Республики.

Для цитирования: Лю Эньмин. Педагогическая стратегия подготовки конкурентоспособного специалиста в системе высшего образования КНР // Наука и школа. 2024. № 3.

С. 173-180. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-173-180.

© Лю Эньмин, 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

PEDAGOGICAL STRATEGY OF TRAINING A COMPETITIVE SPECIALIST IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN CHINA

Liu Enming

Abstract. The article deals with the pedagogical strategy of training a competitive specialist in the modern system of higher professional education in the People's Republic of China. The issues were considered by means of analyzing literary sources and documents; the method of system analysis; the method of comparison and contrast. The strategy of modernization of higher education in China is developed and implemented in close cooperation with leading international organizations, taking into account the Chinese specifics. The system of higher education in the People's Republic of China provides for the selection of the most capable applicants. The levels and conditions of organization of the higher education system in the People's Republic of China are described: specialist, bachelor, master. All disciplines of the curriculum during the study are divided into compulsory and selective. The compulsory disciplines include social, basic, and professional disciplines. All students at the master's level undergo preparatory practice. All students who have completed their studies at the university, successfully defended their thesis and passed all examinations receive the title of Master.

Keywords: quality provision, competitive specialist, pedagogical strategy, higher education institutions of the People's Republic of China.

Cite as: Liu Enming. Pedagogical strategy of training a competitive specialist in the system of higher education in China. Nauka i shkola. 2024, No. 3, pp. 173-180. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-173-180.

Одной из важнейших социокультурных проблем современной Китайской Народной Республики является совершенствование и обеспечение качества высшего образования. Высокие темпы роста экономики КНР обусловливаются благодаря реализации ряда инновационных программ и проектов, которые должны в будущем обеспечить стране ведущие позиции в мире по показателям технологического развития, а также формирование конкурентоспособного специалиста.

Жесткость требований рынка труда обусловливает актуальность описанной темы. Так, студент, получающий звание магистра, должен обладать целым рядом компе-тентностей, притом на высоком уровне. Это надо для того, чтобы быть достойным конкурентом на рынке труда, а в будущем обеспечивать конкурентоспособные позиции предприятия. К конкурентоспособным преимуществам относят высокий уровень компетентностного развития специалиста [1].

Конкурентоспособность позволяет специалисту ориентироваться в требованиях современного рынка труда, показывает преимущества специалиста среди других и формируется так же, как и другие умения. Многие современные исследования свидетельствуют о том, что существует перечень компетентностей, которыми должен владеть специалист, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда [2].

Большинство молодежи, начиная свой трудовой путь, предъявляют определенные требования к обучению. Одним из способов повышения уровня образования может быть, по их мнению, объединение практики и обучения или же

прохождение практики за границей. Современные тенденции, а также желания обучающихся обуславливают необходимость совершенствования системы образования. Многие современные вузы используют во время преподавания инновационные технологии. Очень часто к подобным технологиям относят методы проектов, проблемное и модульное обучение, а также активные и игровые методы обучения. Специфика дисциплины позволяет выбирать соответствующие методы обучения [3].

На успешность внедрения описанных выше инновационных средств влияют поведенческие и психологические особенности обучающихся. Именно они выступают фактором формирования конкурентоспособного специалиста. Но в тоже время в КНР существует ряд противоречий между использованием инновационных средств и формированием конкурентоспособного специалиста, обусловленные социально-экономическими и социально-психологическими факторами.

Построение образовательного процесса необходимо проводить с учетом индивидуальных запросов и возможностей обучения. Обучение должно представлять собой гибкую систему, отвечающую спросу рынка труда и учитывающую социальные и психологические характеристики студентов. С целью удовлетворения меняющихся потребностей отраслей экономики необходимо иметь эффективные механизмы взаимодействия с рынком труда. Только приведение системы образования в КНР в соответствие современным требованиям рынка труда может способствовать качественным изменениям в подготовке профессионалов своего дела [4].

Весомую роль в обеспечении рынка труда конкурентоспособными специалистами играет система высшего образования КНР Вузы воспитывают креативных, профессиональных специалистов, которые на высоком уровне владеют современными программными средствами, а также способны использовать в своей работе новые информационные технологии, подкрепленные соответствующими знаниями. В Китае продолжается активное развитие современной системы высшего образования, которая включает высшие учебные заведения разных уровней, а также учреждения соответствующей инфраструктуры [5].

Система высшего образования Китая считается самой большой в мире. По информации Министерства образования КНР, в 2017 г. в стране насчитывалось 2880 высших учебных заведений, в которых обучалось около 37 млн студентов. Согласно официальным данным, в КНР проживает более 1382 млн человек [6, с. 156]. Подписаны соглашения о признании научных степеней с 47 государствами и регионами, а в целом сотрудничество в образовательной сфере осуществляется с 188 странами.

По утверждению С. В. Наумова, стратегия модернизации высшего образования разрабатывается и осуществляется в тесном взаимодействии с международными организациями [7, с. 15]. Официальная позиция руководства страны по модернизации высшего образования не направлена на копирование модернизации западного образца, а способствует реализации курса «социалистической модернизации с китайской спецификой».

Современная образовательная парадигма, реализуемая в Китае, как считает Чэнь Чжаомин, характеризуется отказом от масштабно внедренной ранее концепции «образование ради подготовки учащихся к экзамену» и переходом к новому ориентиру -«образование для развития личности учащихся» [8, с. 15].

Система высшего образования построена по принципу отбора наиболее способных абитуриентов (рис. 1).

Рис. 1. Структурная схема высшего образования КНР

Зачисление в учреждения высшего образования осуществляется по результатам сдачи единого государственного экзамена. Отмечаем, что результаты гаокао для зачисления в учреждения высшего образования значительно выше, чем для зачисления в высшие профессиональные учебные заведения.

Прием в высшие учебные заведения ведется согласно квотам, выдаваемым каждой территориально-административной единицей республики. Как утверждает Т. Л. Гурулева, подобный прием по квотам, с одной стороны, усложняет поступление в престижные учебные заведения, так как прохождение в конкретное заведение зависит не только от проходного балла гаокао, но и от квоты набора. Другая сторона описывает преимущества квотирования, которые состоят в том, что абитуриент из слаборазвитого приграничного района может поступить в престижный вуз с меньшим количеством баллов по гаокао, чтобы в дальнейшем вернуться в свою провинцию для поднятия уровня социально-экономического развития региона [6, с. 155].

Отмечаем, что высшее образование в Китае платное, но предусмотрены системы стипендий и грантов. В учреждениях высшего профессионального образования осуществляют подготовка специалистов, срок их обучения составляет два или три года. В список чжуанькэ входит 806 специальностей [6, с. 156]. Вузы готовят преимущественно бакалавров, обучение которых осуществляется в течение 4-5 лет (больший срок характерен для медицинских и строительных специальностей). Во время обучения в бакалавриате, магистратуре и докторантуре выделяют в основном 13 специальностей, к которым относятся: экономика, юриспруденция, философия, педагогика, литература, естествознание, история, сельское хозяйство, промышленность, медицина, военное дело, искусствоведение, управление.

Изменились и подходы к проверке знаний и формированию учебных программ. В частности, в учебном плане предусматриваются выборочные дисциплины, которые студенты могут изучать не только в пределах своей группы и в любом семестре. К тому же заведениям высшего музыкального образования было разрешено не только использовать учебные программы, разработанные Министерством образования, но и разрабатывать их самостоятельно, учитывая региональные потребности

и особенности. В документе также четко определяются обязательные дисциплины и дисциплины по выбору, причем блок последних значительно расширен [6].

Проверка знаний и умений студентов происходит в несколько этапов, что позволяет формировать личность конкурентоспособного специалиста:

• текущее оценивание студентов и выполнения домашнего задания, каждый вид работы может максимально оцениваться в 20% (вообще студенты получают максимум 40% баллов);

• письменная часть экзаменов, где проверяются базовые теоретические знания, которой равна 30%;

• устная часть экзамена, которая составляет 30% [9].

На основе анализа учебного плана 2017 г. можно утверждать, что все предметы, которые изучают будущие специалисты, можно объединить в четыре блока:

• обязательные общеобразовательные;

• обязательные по специальности;

• выборочные дисциплины;

• региональные дисциплины.

Необходимо отметить, что студенты должны изучать все четыре блока дисциплин, вариативная часть представлена в дисциплинах по выбору и факультативах. Сочетание всех четырех блоков является гармонично организованной системой, в которой студент, с одной стороны, получает знания, умения и навыки, которые необходимы для реализации политики Коммунистической партии Китая, а с другой - позволяет учесть личные предпочтения и интересы каждого соискателя высшего образования.

Несмотря на то, что учебный план не может изменяться учреждениями высшего образования, учебные программы составляются и утверждаются непосредственно каждым профильным институтом, консерваторией или университетом. Автономия вузов в формировании учебных программ позволяет учитывать местные потребности и в соответствии с ними разрабатывать выборочные дисциплины. Такой подход позволяет вузам рационально использовать местные ресурсы, привлекать к образовательному процессу узкопрофильных специалистов и учитывать специфику региона [10].

Необходимо отметить, что все учреждения высшего образования Китая имеют современное оборудование, которое позволяет формировать высококачественных современных специалистов, которые являются конкурентоспособными на рынке труда. В государстве также строго контролируется соблюдение норм и стандартов подготовки специалистов. Так, для различных специальностей Министерством образования КНР была разработана единая система квалификационных и образовательных стандартов.

Таким образом, один раз в четыре года проводится проверка учебного заведения на соответствие нормам, которые установлены государством. Если заведение высшего образования не соответствует требованиям, то предоставляется полгода на исправление недостатков. После этого проводится повторная проверка. В случае неисправления недостатков, на учебное заведение накладывается взыскание, которое может заключаться в снижении финансирования, лишении лицензии на прием студентов и т. д. [11].

Выяснено, что большое значение для подготовки конкурентоспособных специалистов приобретают дисциплины социально-гуманитарного и общепрофессионального направления, которые имеют целью помочь сформировать жизненные ориентиры и идеалы.

Во время обучения конкурентоспособного специалиста важными выступают дисциплины социально-гуманитарного профиля. Часто к ним относят курс, в котором изучаются идеи Мао Цзэдуна, основы теории Дэн Сяопина, а также теория «Трех представительств». Часто студенты изучают дисциплину под названием «политика и анализ политической ситуации», историю КНР, анализируют основы марксизма.

Важную роль в подготовке конкурентоспособного специалиста играет изучение иностранных языков, педагогики, а также обучение основам компьютерной грамотности. Данные предметы не только позволяют получить общие знания и навыки, но и направлены на улучшение профессиональных навыков специалистов. При изучении дисциплины «Компьютерная техника» студент учиться работать со специфическими программами, которые в дальнейшем будет использовать в своей трудовой деятельности.

Обмен опытом с иностранными специалистами также способствует становлению конкурентоспособного специалиста, а также улучшает отношение КНР с другими странами. Одной из таких известных программ выступает программа «Один пояс один путь». Совершенствование международных отношений Китая сказалось не только на экономической и торговой сферах, но и на сфере образования. Укрепление внешних связей способствовало успешному развитию международного сотрудничества и в образовательном и культурном пространстве. Подобное сотрудничество заключалось в обмене студентами, а также стажировкой профессиональных кадров, внедрение языков соседних стран к изучению в вузах, также стало популярным интернациональное профессиональное и высшее образование. Большое внимание стало уделяться применению новых информационных технологий. Также во избежание стирания границ национальной идентичности повысился уровень внимания к развитию патриотизма [4].

Так, в основу данной программы положены принципы открытости, инклюзивности и совместного развития. Подобное стратегическое сотрудничество в сфере образования обусловлено преимущественно внешними факторами, к которым зачастую относят международные тенденции развития, а также национальный план развития. Но в то же время правительство выступает одним из самых важных участников в реализации стратегического образовательного сотрудничества.

Такое сотрудничество требует не только установления общего шаблона развития, но и усилий для реализации этого шаблона. Образовательное сотрудничество в рамках программы «Один пояс, один путь» является важной стратегической политикой между правительствами на макроуровне, но на практике ее стратегическим режимом является построение коммуникации в сотрудничестве в области образования [10].

При стратегическом образовательном сотрудничестве такое сотрудничество в области образования уделяет больше внимания решению конкретных трудностей на практике. Правительство, высшие учебные заведения и общественность являются важными участниками этого режима сотрудничества, но имеют разные роли и значения.

Взаимодействие правительства, вузов и общества позволяет получить обратную связь по проблемам, которые существуют в образовательном сотрудничестве, а также с помощью политики и финансовой поддержки государства вузы играют активную роль как исполнители предоставления образовательных услуг. Образовательное сотрудничество на основе ресурсов преимущественно обусловлено внутренней мотивацией [6; 10].

Образовательная политика в рамках стратегии «Один пояс, один путь» имеет три основных направления:

• создание духа «солидарности и взаимного доверия, равенства и взаимной выгоды, а также взаимовыгодного сотрудничества»;

• объяснение философии развития мирного Китая и строительства общества с общим будущим для человечества;

• повышение международной конкурентоспособности отечественного культурного продукта и открытие потенциального культурного продукта и открытие потенциального культурного рынка стран «Одного пояса, одного пути».

Таким образом, сравнительно-сопоставительный анализ литературы свидетельствует о том, что задача формирования конкурентоспособности специалиста в современной системе высшего профессионального образования остается одной из важных задач развития современного высшего образования.

Обеспечение качества профессиональной подготовки в Китайской Народной Республике обусловливается целым рядом системных факторов, среди которых выделяется система отбора абитуриентов для поступления в учреждения высшего образования как на первом уровне (бакалавриата), так и на втором (магистратуры). Формирование содержания профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов, его постоянное совершенствование осуществляется путем реализации долгосрочных планов руководящих органов государства с учетом социальных потребностей определенных регионов (провинций).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кочергин М. И. Формирование конкурентоспособного специалиста как теоретическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 3. С. 94-97.

2. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий: колл. мо-ногр. / В. К. Агарагимова, М. А. Абдулаев, Н. С. Амамбаева [и др.]. М., 2021.

3. Кузикулова Д. М., Садыкова Н. Х. Использование современных педагогических технологий в формировании конкурентоспособного специалиста // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5, № 4. С. 443-447. DOI: https://doi.org/10.33619/2414 2948/41/64.

4. Русалова Я. Е. Способность к инновационной деятельности как приоритетное качество специалиста в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 70-72.

5. A Survey Analysis of Art Teachers' Use of Transmedia Technology / L. H. Havrilova, V. Oriekhova, O. Beskorsa [et al.] // Multidisciplinary Journal for Education. Social and Technological Sciences. 2021. № 8 (1). Р. 58-84. DOI: https://doi.org/10.4995/muse.2021.14875.

6. Гурулева Т. Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 152-164.

7. Наумов С. В. Регионализация образования и стратегии управления его развитием // Интеграция образования. 2004. № 4. С. 11-18.

8. Чэнь Чжаомин. Высшая средняя школа Китая в условиях современных реформ образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2011. 25 с.

9. Ло Ваньци, Болотова Е. Л. Сравнение некоторых элементов системы образования в Китае и России // Наука и школа. 2018. № 1. С. 9-12.

10. — &JL. [Льян Фан. Воспитывайте счастливых и общительных детей]. URL: https://www.liangfaner.com/qinzizhishi/yuerkepu/691761.html (дата обращения: 15.10.2023).

11. 2017. № 11 (06). 83-

88 [Го Цян. Размышления о китайско-иностранном сотрудничестве в области организации высшего образования в рамках инициативы «Один пояс, Один путь» // Управление школьным образованием. 2017. № 11 (06). C. 83-88].

REFERENCES

1. Kochergin M. I. Formirovanie konkurentosposobnogo spetsialista kak teoreticheskaya problema. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021, No. 3, pp. 94-97.

2. Agaragimova V. K., Abdulaev M. A., Amambaeva N. S. et al. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osushchestvleniyu budushchey professionalnoy deyatelnosti na osnove sovremennykh sotsiokulturnykh realiy: coll. monogr. Moscow, 2021.

3. Kuzikulova D. M., Sadykova N. Kh. Ispolzovanie sovremennykh pedagogicheskikh tekhnologiy v formirovanii konkurentosposobnogo spetsialista. Byulleten nauki i praktiki. 2019, Vol. 5, No. 4, pp. 443-447. DOI: https://doi.org/10.33619/2414 2948/41/64.

4. Rusalova Ya. E. Sposobnost k innovatsionnoy deyatelnosti kak prioritetnoe kachestvo spetsialista v sovremennykh usloviyakh. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020, No. 1 (80), pp. 70-72.

5. Havrilova L. H., Oriekhova V., Beskorsa O. et al. A Survey Analysis of Art Teachers' Use of Transmedia Technology. Multidisciplinary Journal for Education. Social and Technological Sciences. 2021, No. 8 (1), pp. 58-84. DOI: https://doi.org/10.4995/muse.2021.14875.

6. Guruleva T. L. Sistema obrazovaniya v Kitayskoy Narodnoy Respublike: struktura i osnovnye napravleniya razvitiya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017, No. 7 (214), pp. 152-164.

7. Naumov S. V. Regionalizatsiya obrazovaniya i strategii upravleniya ego razvitiem. Integratsiya obrazovaniya. 2004, No. 4, pp. 11-18.

8. Chen Zhaoming. Vysshaya srednyaya shkola Kitaya v usloviyakh sovremennykh reform obrazovaniya. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Chita, 2011. 25 p.

9. Luo Wanqi, Bolotova E. L. Sravnenie nekotorykh elementov sistemy obrazovaniya v Kitae i Rossii. Nauka i shkola. 2018, No. 1, pp. 9-12.

10. [Liang Fan. Raise happy and sociable children]. Available at: https://www.liangfaner.com/qinzizhishi/yuerkepu/691761.html (accessed: 15.10.2023).

11. 2017. № 11 (06). 83-88 [Guo Qiang. Reflections on Chinese-foreign cooperation in the field of higher education within the framework of the "One Belt, One Road" initiative. School education management. 2017, No. 11 (06), pp. 83-88].

Лю Эньмин, аспирант, Московский педагогический государственный университет e-mail: enmin.lyu@mail.ru

Liu Enming, PhD post-graduate student, Moscow Pedagogical State University e-mail: enmin.lyu@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2023 The article was received on 17.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.